Научная статья на тему 'Социальные условия и проблемы угольных районов и компаний'

Социальные условия и проблемы угольных районов и компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
955
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные условия и проблемы угольных районов и компаний»

СЕМИНАР 19

ДОКЛАД ■ НА СИМПОЗИУМЕ ”НЕДЕЛЯ ^ ГОРНЯ

МОСКВА, МГГУ, 25.01.99 - 29.01.99

^ Е.И. Рейшахрит, В.К. Рыбкин, 2000

УДК 65.011.1:658.3:622.333

Е.И. Рейшахрит, В.К. Рыбкин

СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ПРОБЛЕМЫ УГОЛЬНЫХ РАЙОНОВ И КОМПАНИЙ

С

тратегическими задачами реструктуризации социаль-ной сферы Печорского бас-сейна на период 1995-1997 гг. являлись:

• прекращение дальнейшего найма рабочей силы на дейст-вующие предприятия и только доукомплектация действующих шахт, где существует обосно-ванная потребность в рабочих, за счет высвобождающейся численности персонала закры-ваемых шахт;

• приведение численности занятых на предприятиях отрасли в соответствие с реальным спросом на уголь на потребительском рынке и с загрузкой мощностей угледобывающих предприятий, а также загрузкой строительных организаций объединения;

• переселение работников от-расли, выработавших трудовой стаж, а также избыточных для региона отраслевых трудовых ресурсов в другие благоприятные для проживания регио-ны России с целью уменьшения социальной нагрузки на регион и снижения затрат на содержание жилья, социальной сферы и инфраструктуры;

• переселение трудящихся от-расли из ветхого и аварийного жилого фонда в освобождаемое благоустроенное жилье;

• передача жилищно-комму-

нального хозяйства и социаль-ной сферы, находящихся на балансе предприятий отрасли, в муниципальную собственность городов Воркуты и Инты;

• ликвидация убыточных совхозов «Г орняк» и «Победа», находящихся на балансе ОАО «Воркутауголь» и передача оставшихся совхозов Минсель-хозу Республики Коми.

Создание новых рабочих мест не предполагалось, так как усредненные затраты на эти цели в три раза больше, чем в центральных районах России.

Напряженность положения на рынке труда предполагалось снижать, главным образом, за счет оттока населения из городов Воркуты и Инты.

За период с начала реали-зации Программы рестру-ктуризации Печорского бассей-на численность трудящихся ОАО «Воркутауголь» сокра-ти-лась на 12,7 тыс. человек, а в ОАО «Компания «Интауголь» на 977 чел. На 01.01.98 г. численность трудящихся в ОАО «Воркутауголь» составила 28,2 тыс. человек, а в «Компания «Интауголь» 8,85 тыс. человек. Снижение численности произо-шло, в основном, за счет передачи в муниципальную собственность городов Воркуты и Инты жилищно-коммунального хозяйства и объектов соцкультназначе-ния, а также передачи в республиканскую собственность 6-ти совхозов и ликвидации 3-х оставшихся убыточных совхозов, числящихся на балансе ПО «Воркутауголь».

Динамика высвобождения численности трудящихся ликвидируемых предприятий за эти годы, хотя и носила обвальный характер, но на рынок труда существенно не повлияла в силу возрастного фактора.

Всего на 1998-2000 гг. предусматривается переселение в другие районы России порядка 34-36 тыс. чел. С предоставлением жилья за 1998-2000 гг. отселяются более 10,2 тыс. семей, из них: ОАО «Воркутауголь» и ш. «Воргашор-ская» - 8 тыс. семей, АО «Интауголь» и

ОАО «Шахта Западная» - 1,8 тыс. семей и 435 семей работников строительного комплекса (ГУП «Печоршахто-строй» и АО «Интауглестрой») (табл.).

Одной из сложнейших задач социальных преобразований в ходе реструктуризации является переселение «избыточной» части населения из районов Крайнего Севера в более благоприятные для проживания районы. Миграционные процессы активизировались в «перестроечный» период из-за резкого падения уровня жизни, обесценивания личных сбережений в результате инфляции. Особенно это сказалось на населении Крайнего Севера, где институциональные изменения разрушили ранее существовавшие механизмы выезда населения из этих районов и существенно сузили реальные экономические возможности граждан сделать это самостоятельно. И хотя отток населения из городов Воркуты и Инты продолжается, сформировались группы людей, которые не могут выехать из региона из-за безденежья. Для снижения возникающей из-за этого социальной напряженности неоднократно предлагалось организованное переселение жителей региона или отдельных групп в центральные районы страны, в той или иной мере субсидируемое государством.

В ТЭО ликвидируемых шахт и совхозов предусмотрены меры социальной защиты, в том числе программа переселения ветеранов производства за пределы г. Воркуты и Инты. Однако из-за недостатка финансирования этот процесс идет крайне медленно.

Механизмы переселения жителей Заполярья регулируются Законом РФ от

19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Однако ясно, что в настоящее время и в ближайшей перспективе соблюдение норм закона в полном объеме из-за бюджетных и макроэкономических ограничений невозможно. Вступление закона в силу не разрешило накопившихся противоречий, а углубило их: усилились массовые ожидания компенсаций, субсидий и прочих видов социальной помощи от государства. Однако нынешний порядок организованного переселения жителей Печорского бассейна имеет ряд недостатков.

Во-первых, приоритетным правом получения жилья в ведомственной очереди пользуются лишь выработавшие необходимый стаж именно на данном предприятии. Следовательно, те, кто длительное время трудился в Печорском угольном бассейне, но в течение этого периода несколько раз менял место работы, оказались ущемленными.

Во-вторых, организованное переселение носит сугубо кор-поративный характер, так как правом на него обладают лишь лица, занятые в угольной про-мышленности (причем реальное преимущество предоставлено работникам крупных шахт). А в Воркуте и Инте довольно высок удельный вес занятых в других отраслях экономики и на них не распространяются переселенческие программы.

В-третьих, организованное переселение не распростра-няется на лиц, не имеющих 10-летнего стажа в угольной промышленности и не относящихся к льготным категориям. Между тем, в регионе достаточно много людей трудоспособного возраста, которые потеряли работу и не имея реальных перспектив трудоустройства, желают поменять постоянное место жительства. Численность этой группы в связи с реструктуризацией отрасли и закрытием неэффективных предприятий в ближайшее время возрастет. Влияние организованного переселения на нынешнюю миграционную обстановку незначительно.

Тем не менее, несмотря на явное ухудшение большинства социально-экономических параметров жизни населения в Печорском угольной бассейне, общая миграционная ак-тив-ность остается достаточно высокой и стабильной, регион по-прежнему относительно привлекателен для опреде-

ленных групп населения: ежегодно сюда въезжают около 10 тыс. человек.

Ежегодно Печорский бас-сейн, в порядке организован-ного переселения по линии отдельных предприятий, поки-дает около 1 тыс. человек. Потенциальная же численность претендентов на переселение с учетом лишь пенсионеров и инвалидов по различным оценкам составляет 60-100 тыс. человек. Очевидно, что при существующих бюджетно-финансовых ограничениях реа-лизация столь масштабного переселения в полном объеме практически невозможна.

Таким образом, первооче-редной мерой, направленной на решение проблемы, должно стать предотвращение дальней-шей миграции населения в Заполярье.

Другой проблемой, связан-ной с закрытием убыточных и неперспективных предприятий, является проблема шахтерской безработицы.

Ситуация с занятостью в Воркуте и прилегающих к ней поселках признана Правитель-ством Республики Коми чрезвычайно сложной. Но она неодинакова для разных соци-альных групп, в том числе и для различных категорий работ-ников закрывающихся шахт. Менее половины их персонала в настоящее время имеют место работы.

На первый взгляд, работники ликвидируемых шахт, имеющих как основную, так и дополнительные специальности, оказываются в невыгодном положении после увольнения, так как ограничены на рынке труда рамками своей узкой специализации. Однако нужно отметить, что в регионе продолжают функционировать шахты, испытывающие дефицит рабочей силы. В Воркуте, объединенный отдел кадров ОАО, созданный для централизованного перераспределения рабо-

чей силы между предприятиями, по мнению предста-вителей администрации, в настоящее время в состоянии трудоустроить практически всех желающих работников закрывающихся шахт. Впрочем, надо учитывать и тот факт, что многие шахты удалены от мест проживания шахтеров, что создает неудобства для рабочих и повышает стоимость рабочей силы. Кроме того, вакантные места, как правило, предоставляются на тех предприятиях, которые испытывают какие-либо трудности, перебои с выплатой заработной платы и являются наименее привлекательными. Нестабильное положение с выплатой заработной палаты в Воркуте в целом и не вполне ясные перспективы на новом месте ставят перед работниками закрывающихся шахт дилемму: пытаться сразу найти другую работу или «отдохнуть» на пособии, будучи официально безработным. Практика показывает, что величина и долговременность выплат различных льгот и пособий оказываются факто-рами, ограничивающими актив-ность работников ликвидируемых шахт на рынке труда. Относительно высока (почти 1/5) доля тех, кто не собирается искать новую работу. В этом сказывается специфика региона: часть работников планирует выехать в течение ближайших лет, получив жилье на «материке» (а кто-то из них уже его имеет). У некоторых ос-тались считанные месяцы до пенсии либо они рассчитывают на досрочную пенсию.

Многие из безработных хотели бы пройти переподго-товку для получения новой профессии. Фактор возраста играет определенную роль в готовности к переподготовке: если безработные до 35 лет в большей степени согласны на переподготовку, то старше 35 - в меньшей.

Среди безработных шахтеров можно выделить две примерно равные по численности группы; одна из них ориентирована на продолжение работы на шахтах, вторая согласна на любой вариант трудоустройства. На перепрофилирование согласны прежде всего те, кто находятся в менее выгодной ситуации на рынке труда и кому выбирать не приходится (женщины), и те, кто еще не накопил достаточного опыта работы по избранной специальности и кому соответственно «нечего терять» (молодежь).

Еще одна проблема - трудоустройство лиц с ограни-чениями по здоровью, которых в регионе в связи со спецификой подземных работ очень много. Существует квота для их тру-

Таблица 1

доустройства, но она распространяется лишь на инва-лидов третьей группы, которым разрешено выполнять легкие (т.е. практически всегда низко-оплачиваемые) работы. Трудо-устройство инвалидов осуществляется крайне тяжело, но даже строгое соблюдение такой квоты проблемы не решает. Значительная часть кадровых шахтовых рабочих, даже не имея группы инвалидности, не может пройти медкомиссию при новом трудоустройстве и претендовать на высокооплачиваемую работу.

Сложность положения уво-ленных шахтеров и проблема их трудоустройства в регионе в ближайшее время будут уси-ливаться в связи с тем, что имеющие жилье за пределами региона уедут, а у остальных шансы вы-

ехать резко снижа-ются, так как объемы централизованного строительства для бывших шахтеров в средней полосе России падают, а собственных накоплений на приобретение жилья им не хватает.

Создание за счет диверси-фикации основного угольного производства новых производ-ств для трудоустройства высвобождаемых работников угольных шахт в районах Крайнего Севера является неэф-фективным. Имеющийся опыт в г. Воркуте по организации новых производств другой направленности, не связанной с угольной отраслью (Воркутинс-кая швейная фабрика, миниколбасный цех, создание подсобных хозяйств по произ-водству мяса и мясных изделий) показал, что получение конкурентоспособной продукции в районах Крайнего Севера практически является невозможным из-за высокой стоимости рабочей силы и привозного сырья.

Еще одно последствие реструктуризации угольной промышленности -существенное увеличение муниципального сектора в социальной инфра-структуре шахтерских городов и поселков. Так, на начало реструктуризации (на 01.01.95 г.) в составе жилого фонда объединения «Воркутауголь» находилось 2685 зданий, общей площадью 2185 тыс. м2, что составляло 72 % всего жилого фонда Воркуты. По Инте эти показатели соответственно составляют: 681 здание; 814,9 тыс. м2; 92,4 %.

В составе жилого фонда этих объединений имелось соответственно 285,6 и 68,1 тыс. м2 ветхого и аварийного жилья. Кроме того на балансе объединений «Воркутауголь» и «Инта-уголь» находилось: детских садов1 -57/33; общежитий - 36/9; клубов - 8/8; спортивных сооружений - 15/4; профилакториев - 9/2 и прочие объекты социальной сферы.

В 1996 году практически завершена работа по передаче в муниципальную собственность городов объектов соцкультбыта. Так, в Воркуте передано муниципалитету объектов общей стоимостью 563 млрд. руб.1

Таким образом, за два года муниципальный сектор жилья увеличился в несколько раз, а по остальным видам социальных объектов до 40 %. Отметим, что в свое время в США, где происходило широкомасштабное освобождение угольных компаний от

ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, ЗАНЯТОГО НА ПРЕДПРИЯТИЯХ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ И СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ПЕЧОРСКОГО УГОЛЬНОГО БАССЕЙНА

1 В числителе показатели ПО «Воркутауголь», в знаменателе - ПО «Интауголь»

социальных объектов, на это ушло 15-

20 лет, причем в совершенно иной финансовой ситуации и при достаточно высокой мобильности населения.

Очень быстрая по времени передача социальных объектов в муниципальную собственность потребовала одновременного решения качественно различных проблем: организационных, технических, снабженческих и, наконец, собственно финансовых.

Главной среди них было и остается финансирование содержания переданных социальных объектов. В составе переданного жилья велика доля ветхого жилья, требующего сноса и замены. Так, в Воркуте оно составляет

'В ценах 1997 года

11 % всего городского жилого фонда. Снос жилья и строительство взамен его нового представляют собой самостоятельную и исключительно серьезную проблему. А пока речь идет хотя бы о сохранении имеющегося жилищного сектора. Во всех шахтерских городах население компенсирует не более 30 % затрат на текущее содержание жилого фонда и менее 15 % затрат на содержание детских дошкольных учреждений. Основная часть собственных доходов местных бюджетов шахтерских регионов поступают от угольных предприятий. Из-за убыточности деятельности большин-ства из них сумма поступающих налогов недостаточна и в ближайшие три-пять лет не может быть заметно увеличена. В связи с этим средств в местных бюджетах не хватает даже на покрытие текущих расходов, не говоря уже о необходимых значительных инвестициях на реконструкцию и капитальный ремонт. Из-за этого жилье ускоренно разрушается при том, что текущие затраты на его эксплуатацию увеличиваются.

Еще один аспект этой социальной проблемы связан с тем, что в Печорском районе так же, как и в других

угольных регионах широко распро-стра-нены поселки, уклад жизни в которых целиком зависит от благополучия предприятия, где работает большая часть жителей. Наиболее типичным для Воркуты примером шахты-поселка является предприятие «Юнь-Яга», работники которого живут в основном в поселке Советский. В 1996 году на шахте прекращена добыча и в настоящее время завершаются работы по ликвидации шахты. После массовых сокращений люди остались без работы, основная проблема поселка -отсутствие работы. В самом поселке и в ближайших его окрестностях - около 400 рабочих мест, а работоспособного населения около 3 тыс. человек. Искать работу в Воркуте и на других шахтах невыгодно, дорога «съедает» много денег. В поселке нет ни одной неблагоустроенной квартиры. Значительная часть квартир пустует. Стоимость однокомнатной квартиры 6001000 руб. (деноминированных), но их никто не покупает, нет работы - нет жизненных перспектив. Практически все жители поселка стоят в очереди на получение квартир «на материке». Около 150 семей оказались самой незащищенной группой, у них нет права на получение такой квартиры.

Еще одна проблема, выз-ванная последствиями рест-руктуризации и, в частности, с закрытием поселка Хальмер-Ю, связана с оленеводами, ранее приписанным к нему, а теперь к поселку Советский, которые практически лишились источников существования. Таким образом, процесс передачи объектов соцкультбыта в муниципальную собственность выявил часть новых и не учтенных в программе реструктуризации проблем и значительно усложнил финансовое положение шахтерских регионов. До 1998 г. получателем и распорядителем средств госу-дарственной под-

держки уголь-ной отрасли (в состав которой традиционно включалась со-ци-альная сфера) была государственная компания «Росуголь». В 19941995 гг. на содержание социальной сферы предназна-чалось около 19 % всех государственных субсидий угольной промышленности, фактически же финансирование этих затрат составило в 1994 - 17,1%, а в 1995 -до 15,1 %. Таким образом, недофинансирование имело место и на стадии планирования, когда утверждался заниженный объем расходов на содержание социальных объектов, и на стадии исполнения бюджета, когда часть «социальных денег» перераспределялась на другие цели.

Нельзя при этом не учитывать и такую особенность угольных регионов, как тра-диционно высокий уровень зависимости от федеральных трансфертов. Ужесточение бюджетной политики федерального правительства в 1995 г. и соответствующее общее сокращение трансфертов регионам ухудшало состояние бюджета городов Воркута и Инта. Иными словами, обострение финансовых проблем началось еще до передачи социальной сферы угольных предприятий муниципальным властям.

Все сказанное выше свидетельствует о том, что за проведение реструктуризации промышленности и реализацию решений ведомственных орга-нов приходится платить не только экономическую, но и социальную цену. Нередко они приводят ко многим непред-виденным негативным послед-ствиям, устранять которые вынуждены органы местной власти. Нескоординированность действий территориальных и ведомственных властей можно назвать одной из проблем, по степени важности сравнимых с нехваткой финансирования для реструктуризации угольной отрасли.

У

Рейшахрит П.П. лоном і. камлилаї жономичоских наук. Саикі-Поюрбурі ский тсу-ларсі венный і ори і,їй и не і и іу і.

Рыбкин В.К. камлилаї жомомичоских наук. ОАО «Воркуіауі о.и,».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.