Научная статья на тему 'Социально-экономическая защита работников ликвидируемых предприятий угольной промышленности'

Социально-экономическая защита работников ликвидируемых предприятий угольной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
626
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическая защита работников ликвидируемых предприятий угольной промышленности»

\я°1

[ПРОБЛЕМЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ УГОЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

© К.Д. Бубнова

2000

УДК 658.3:622.333:65.016.8 К.Д. Бубнова

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА РАБОТНИКОВ ЛИКВИДИРУЕМЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

с..................................

пецификой горнодобывающей отрасли народного хозяйства является возникающая со временем необходимость ликвидации предприятий в результате исчерпывания разрабатываемых ими полезных ископаемых, что в полной мере относится и к угледобывающей промышленности.

Известно, что за годы ее функционирования это происходило со многими предприятиями, что было вполне закономерным и планируемым событием, последствия которого сглаживались за счет открытия новых угледобывающих предприятий и целевого финансирования работ по их закрытию.

Переход народного хозяйства с плановой на рыночную экономику вызвал необходимость реструктуризации угольной промышленности. Началась реструктуризация в 1995 году и происходит на фоне беспрецедентного для России энергетического кризиса, причины которого обусловлены как экономическими (кризис неплатежей) так и субъективными факторами (кризис власти). Основными целями реструктуризации являются:

• формирование конкурентоспособных угледобывающих предприятий, обеспечивающих самофинансирование в длительной перспективе;

• последовательное снижение государственной поддержки предприятий отрасли;

• обеспечение социальной защищенности работников отрасли и высвобождаемых трудящихся;

• социально-экономическое и экологическое оздоровление и обеспечение

вающих регионах.

Формирование конкурентоспособности угледобывающих предприятий производится путем их реструктуризации, а отрасли в целом - путем ликвидации неперспективных, особо убыточных шахт.

• Порядок ликвидации шахт и разрезов, учитывающий социальноэкономические мероприятия по защите работников ликвидируемых предприятий угольной промышленности определен:

• "Основными принципами государственной поддержки ликвидации неперспективных и особо убыточных шахт и разрезов угольной промышленности России", утвержденными Межведомственной комиссией по социально-эконо-мическим проблемам угледобывающих регионов (МВК) 25 мая 1998 года;

• "Отраслевой инструкцией о порядке ликвидации и консервации предприятий по добыче угля (сланца)", 1997 год;

• Отраслевым тарифным соглашением по угольной промышленности РФ, утвержденным 27 февраля 1998 года Межведомственной комиссией по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов;

• Постановлением Правительства РФ от 03 декабря 1997 года № 1523 О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности;

• Положением о мерах по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением

ими трудовых обязанностей на ликвидируемых шахтах и разрезах угольной и сланцевой промышленности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 08.12.97 № 1524;

• Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ; утвержденным постановлением Правительства РФ от 07мая 1997 года №546;

• Положением Федерального закона от 25 июля 1998 года №131-Ф3 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Обоснование необходимости ликвидации предприятий

Основными причинами ликвидации шахт являются доработка на действующих горизонтах промышленных запасов угля или экономическая нецелесообразность отработки оставшихся запасов угля в границах шахтного поля, а также неконкурентоспособность добываемых углей на рынке сбыта в сравнении с привозными углями, природным газом или другими видами топлива.

В каждом отдельном случае решению о ликвидации угольного предприятия предшествует анализ его производственно-финансовой деятельности, а также выполняется прогнозируемый расчет экономической целесообразности вскрытия новых запасов угля или доработки его оставшихся запасов на действующем горизонте шахты.

Так, на конкретном примере производственной деятельности шахты "Нагорная" ОАО "Кизелуголь", проанализированной в проекте ее ликви-дации1, можно показать, что, например, за 1997 год себестоимость добычи 1 тонны угля составила 268,3 тыс. руб. при цене ее реализации 196,6 тыс. руб. Таким образом, убытки по добыче 1 тонны угля составили по данной шахте за 1997 год 71,7 тыс. руб., а всего при добыче угля за год 133 тыс. т - 9536 тыс. руб.

Анализ причин нерентабельной работы шахты "Нагорная" за 1997 и предыдущие годы, выполненный в проекте ее ликвидации, показал, что основными причинами ее низкой производственно-экономической деятельности являются крайне неблагоприятные горно-технические условия отработки угольных пластов, имею-

щих наклонное и крутое залегание, их выбросо- и удароопасность, а также неконкурентоспособность добываемых шахтой углей с привозными (Кузнецкими) углями и природным газом.

Вскрытие запасов угля нижележащего резервного горизонта экономически нецелесообразно по этим же причинам.

Аналогичные причины ликвидации шахт наблюдаются и в других регионах страны. Так, например, нецелесообразность продолжения производственной деятельности шахты "Углекаменская" ОАО "Приморскуголь" обосновывается неконкурентоспособностью ее углей с привозными углями2.

Основные принципы государственной поддержки ликвидации

Таблица 1

неперспективных и особоубыточных шахт и разрезов

Порядок включения шахты (разреза) в перечни неперспективных шахт и разрезов, разработки проектов ликвидации, реализации проектов, формирования планов графиков финансирования, их реализация регламентируются "Основными принципами государственной поддержки ликвидации неперспективных и особоубыточных шахт и разрезов

г) оплата по фактическим затратам переезда к новому месту жительства работников (членов их семей), уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также оплата провоза багажа (не более 5 тонн на семью), однако, в связи с негативными процессами, происходящими в 1998 году в угольной отрасли, практически прекращено переселение шахтеров-ветеранов из северных регионов3, следует заметить, что имеются случаи, когда уже уволенные работники не ищут работу, довольству-

угольной промышленности России", утвержденными Межведомственной комиссией по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов 25 мая 1998г.

В "Основных принципах... " ликвидация шахты (разреза) характеризуется как "процесс реализации комплекса мероприятий, включающий:

а) технические работы, в том числе ликвидацию горных выработок, демонтаж подземного оборудования, разборку зданий, сооружений и оборудования на поверхности, устранение экологических последствий ведения горных работ;

б) мероприятия по социальной защите высвобождаемых трудящихся;

в) списание шахты (разреза) как имущественного комплекса с баланса организации-собственника".

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03 сентября 1998 года №1026 финансируются за счет средств государственной поддержки:

1. Мероприятия по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов:

1.1. технические работы:

а) ликвидация последствий вредного влияния от ведения горных работ; обеспечение жизнедеятельности предприятий в период ликвидации; снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; реконструкция и замена пострадавших в связи с ликвидацией шахт и разрезов ясь получаемым пособием, в подобных случаях "стимулировать человека к труду" возможно реализацией программ местного развития";

2.2. Обеспечение бесплатным (пайковым) углем для бытовых нужд:

а) пенсионеров, не работающих на шахтах, разрезах и подразделениях военизированных горноспасательных частей, пенсии которым назначены в связи с работой на шахтах, разрезах и подразделениях военизированных горно-спасательных частей;

б) инвалидов труда, инвалидов по общему заболеванию, не работающих

объектов социальной инфраструктуры, предоставлявших основные коммунальные услуги жителям шахтерских городов и поселков (объекты электро-, тепло-, водоснабжения, телефонной связи и др.);

б) содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

2. Социальная защита работников, высвобождаемых в связи с реконструкцией угольной промышленности, членов их семей, пенсионеров и инвалидов, работавших в угольной промышленности:

2.1 а) выплата выходных пособий и других компенсаций высвобождаемым работникам ликвидируемых шахт и разрезов, а также ликвидируемых подразделений военизированных горноспасательных частей, ликвидируемых угледобывающих компаний и ликвидируемых шахтостроительных организаций:

б) выплата выходного пособия и сохранение средней заработной платы на период трудоустройства работникам, высвобождаемым в связи с ликвидацией организации, сокращением штатов и численности;

в) выплата единовременных пособий высвобождаемым в связи с ликвидацией организаций работникам, имеющим на день увольнения стаж работы в таких организациях не менее 5 лет и право на пенсионное обеспечение (право выхода на пенсию);

на шахтах, разрезах и в подразделениях военизированных горноспасательных частей, если они пользовались правом получения пайкового угля до наступления инвалидности;

в) семей погибших (умер-ших) работников шахт, разрезов и подразделений военизированных горноспасательных частей, если жена (муж), родители, дети и другие нетрудоспособные члены семей этих работников получают пенсию по случаю потери кормильца;

г) вдов (вдовцов) бывших работников шахт, разрезов и подразделе-

УГЛИ Стоимость с учетом транспортировки, руб/т %

Кузнецкие 346 100

Хакасские 370 107

Нерюнгринские 386 112

Партизанские 520 150

3“Нрзявиснмяя газета” от 1 декабря 1008 г_____________________________________________________________________________

’‘Пталто лц«*йаіШ®видЯ№ЙЧаш*ая”аОАЙ)“К*»ергое*нь]гасниіельна*вШЇВД>№ЙЖмлие*«іив’ЬсЩі8іі27 апреля 1998 года, том 4, §1, п.1.4. ^Проект -ликвидаци щвктві ‘“йагермянсмО О&gеJПPlM5скsго«OдааДЗwь»PCтНИИпроектуголь” , 1998 г.

ний ВГСЧ;

2.3. Погашение задолженности по заработной плате (включая компенсацию за неиспользованный отпуск) с соответствующими начислениями во внебюджетные фонды работникам, высвобождаемым в связи с ликвидацией шахт и разрезов, подразделений военизированных горноспасательных частей, угледобывающих компаний и шахтостроительных организаций, а также работникам этих организаций в связи с выходом на пенсию по возрасту и инвалидности.

Расчет затрат

Затраты на ликвидацию шахт (разрезов) согласно "Основных принципов государственной поддержки ликвидации неперспективных и особо убыточных шахт и разрезов... " определяются проектом их ликвидации, разрабатываемом специализированной проектной организацией в соответствии с заданием на его разработку, утвержденным Министерством топлива и энергетики РФ.

Проект разрабатывается в соответствии с "Эталоном проекта ликвидации шахты (разреза)", утвержденным Министерством топлива и энергетики России 27 апреля 1998 года.

Сметная документация в проектах разрабатывается с применением дейТаблица 2

ствующей сметно-нормативной базы и существующего уровня цен и состоит из объектных и локальных сметных расчетов, расчетов стоимости отдельных работ и затрат, сводных сметных расчетов стоимости выполнения соответствующих ликвидационных работ и сводки затрат по техническим работам по ликвидации шахты (разре-за), научнотехническому и проектному обеспечению и социальной защите работников ликвидируемого предприятия.4

Из сводки затрат шахты "Нагорная" ОАО "Кизелуголь" можно сделать вывод, что основной удельный вес в затратах на ликвидацию шахты "Нагор-ная"5 занимают затраты на реабилитацию и охрану окружающей среды - 13 494 тыс. руб. или 14,2 %, а также снос, реконструкцию, замену объектов социальной инфраструктуры и жилищного фонда -78411,2 тыс. руб. или 82,6 % от общих затрат.

По ликвидируемым шахтам ОАО "Кизелуголь" (9 шахт) в целом эти соотношения в сред-

нем составляют:

Фактическое состояние проблемы социальной защищенности работников ликвидируемых шахт

Фактическое состояние проблемы социальной защищенности работников на ликвидируемых шахтах можно проанализировать на примере выполнения проектных показателей по шахте "Октябрьская" ОАО "Гуковуголь" и шахтоуправлению "Горняцкое" ОАО "Ростов-уголь", ликвидируемыми соответственно с 1995 г. и 1996 г.

Как видно из анализа приведенных в таблице 2 показателей, все мероприятия по социальной защите работников данных предприятий практически полностью выполнены.

Сметная стоимость, всего 100 %

В том числе:

- социальная защита трудящихся 69,2 %

- ликвидация горных выработок, реаби-

литация и охрана окружающей среды 15,3 %

- снос ветхого жилого фонда, содействие

гражданам в приобретении нового жи-

лья, реконструкция и замена объектов

социальной инфраструктуры 14,5 %

- научно-техническое и проектное обес-

печение 1,0 %

в ценах на 01 апреля 1998 года, тыс. руб. (без НДС)

№ Виды работ и затрат Шахта “Октябрьская” Шахтоуправление “ кое” Горняц-

п/п По ТЭО Фактически на 01.04.98 ± к ТЭО По ТЭО Фактически на 01.04.98 ± к ТЭО

Ликвидация предприятия, всего в том числе: 62741 41119 -21622 127634 67812 -59822

1 Технические работы по ликвидация предприятия, всего из них: 39335 18106 -21229 74271 21531 -52740

1.1 обеспечение жизнедеятельности предприятия в период ликвидации 13234 12045 -1189 21895 19328 -2367

1.2 ликвидация последствий вредного влияния от ведения горных работ (охрана окружающей среды) 1175 291 -984 25873 254 -25619

1.3 Снос, реконструкция, замена социальной инфраструктуры и жилищного фонда, всего 24926 5870 -19056 26503 1749 -24754

2 Научно-проектное обеспечение 468 86 -382 925 479 -446

3 Социальная защита 22937 22926 -11 52438 52371 -67

Вместе с тем, в недостаточных объемах выделяются средства на ликвидацию последствий вредного влияния от ведения горных работ, снос, реконструкцию, замену социальной инфраструктуры и жилищного фонда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме проблемы обеспеченности жильем с учетом его благоустройства и возможности улучшения особую остроту приобретают социальные проблемы. Среди них следует учитывать уровень безработицы, медицинского, социального и товарного обеспечения, здоровья и перспектив его улучшения, социально-

политической реакции на ухудшение условий жизни, образования, перспективы трудоустройства детей и членов семей.

Таблица 4

п/п

Категории трудящихся

Численность по годам, чел.

1966

1997 с 01.04.

1998

1999

2000

1

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

Трудящиеся, всего из них:

Заняты на работах по добыче угля

Работающие пенсионеры, уходящие на пенсию по возрасту, выслуге лет

Занятые на работах по ликвидации горных выработок Переходят работать на вновь создаваемые предприятия, всего

Переходят работать на другие предприятия, всего в том числе на действующие предприятия:

- угольной промышленности

- других отраслей и ведомств

Направляются для трудоустройства в центр занятости населения

Увольняются по собственному желанию, за прогулы и другим причинам ( без учета временно принятых ) Требуют переобучения, всего

в том числе для работы:

- на действующих предприятиях

- на создаваемых производствах

1062

815

85

39

4

35

123

815

400

151

40

224

224

40

400

400

40

400

400

Из перечисленных выше проблем наиболее острой является проблема создания новых рабочих мест, возложенная на региональные органы самоуправления и осуществляемая по региональным программам.

О занятости и положении на рынках труда в угледобывающих регионах

По результатам анализа высвобождения работников в 1995-1996 гг. с угледобывающих предприятий угольной отрасли (на примере городов Ки-селевска и Прокопьевска), выполненной Службой занятости населения Кемеровской области7 сделан следующий вывод: 45 % выбывающих работников не нуждаются в социальной защите со стороны органов службы занятости. А для половины бывшего персонала необходимо добиться устойчивого финансирования, чтобы перепрофилировать излишние трудовые ресурсы в качественном профессиональном плане и направить созданный потенциал в другие отрасли.

Как свидетельствуют приведенные в вышеуказанной статье данные, особую остроту принимает безработица в городах: Березовский, Кисе-левск, Анжеро-Судженск, Ленинск-

аблищ$3

ПОКАЗАТЕЛЬ БЕЗРАБОТИЦЫ

40

Обл-асть,

край

Ростовская

Кемеровская

Тульская

Сахалинская

Пермская

Приморский

Челябинская

Кузнецкий, Белово и Прокопьевском районе.

Ситуация обостряется еще и тем обстоятельством, что в маленьких городах шахты и разрезы обеспечивали занятость нескольких поколений людей. Другие же рабочие места отсутствуют. В сельском районе можно обратиться только в 3-4 небольшие организации. Очевидным становится следующее: повышение эффективности отрасли в Кузбассе проходит болезненно для ее работников, что ведет к росту социальной напряженности в регионе.

Наиболее реально отражает ситуацию на рынке труда показатель удельного веса шахтеров в общей численности граждан, получающих пособие по безработице. По данным Государственного управления "Соцуголь"8 по состоянию на 1 апреля 1998 г. пособие по безработице получают около 10 тыс. бывших работников угольной отрасли, что составляет 5,6 % общего числа граждан, получающих пособие в угледобывающих регионах.

Вполне понятно, что ликвидация градообразующих предприятий имеет

Численность безі

ботных, чел.

22

22

190

210

210

400

В ОСНОВНЫХ РЕГИОНАХ9

190

От общего числУРра-ждан, полу чающих пособие в угледобывающих регионах

2121

3265

1209

958

987

446

49

11,2

10,7

8.3

6.3 2,8 1,2 0,3

особо тяжелые социальные последствия для всего населения региона в связи с ограниченными возможностями трудоустройства высвобождаемых работников на предприятиях других отраслей. Таким образом, в отдельных шахтерских городах со сложившимся монопрофессиональным типом занятости населения высвобождение персонала закрываемых предприятий существенным образом влияет на уровень безработицы.

Для структурной перестройки экономики угольных городов имеет определяющее значение реструктуризация градообразующих предприятий угольной промышленности, связанная с высвобождением больших контингентов работников. Очевидно, что это оказывает и непосредственное влияние на формирование рынков труда.

Скорректированное технико-экономическое обоснование (ТЭО) ликвидации шахты “Октябрьская” и шахтоуправления “Горняцкое”, 1998 года.

7“Уголь”, Проблемы реструктуризации угольной отрасли Кузбасса, декабрь, 1997г.

8“Уголь”, сентябрь 1998 года, стр.46.

9Таблица составлена по данным ГУ “Соцуголь”, “Уголь”, сентябрь 1998 года, стр. 46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зарегистрированным в качестве безработных гражданам со сроком ре-

муниципальные предприятия организовывается ремонтно-строительный

перспективных шахт по мере создания новых рабочих мест и наращива-

Сводное экспертное заключение по технико-экономическому обоснованию ликвидации шахты им.40 лет Октября АООТ ”Кизелуголь”, 1997 г., таблица 9).

11Технlко-экономlческое обоснование ликвидации шахты им.40 лет Октября АООТ ”Кизелуголь”, 1997г., том 2, стр.261.

12Расчетная стоимость работ и затрат по ликвидации особо убыточных неперспективных шахт, разрезов и других нерентабельных предприятий угольной отрасли, утвержденных Министерством топлива и энергетики РФ (по состоянию на 1 октября 1998 года).

гистрации более одного календарного года, работавшим на ликвидируемых предприятиях и проживающим в закрывающихся городах районов Крайнего Севера в числе первых предоставляются жилищные субсидии в соответствии с Федеральным законом РФ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", принятым 25 июля 1998 года (статья 4).

Динамика движения трудовых ресурсов отражена в таблице 4.10

Из 224 чел., трудоустраиваемых в коммунальные и социально-бытовые

Например, в соответствии с Графиками проведения ликвидационных работ на неэффективных предприятиях Акционерного общества "При-морск-уголь" только за 10 месяцев

1997 года было высвобождено 1645 человек, из которых 60 % подлежат трудоустройству. По состоянию на 1октября 1997 года в районных и городских службах занятости Приморского края состояли на учете и получали пособие по безработице 587 человек с предприятий угольной промышленности, в том числе 550 человек высвобожденных с ликвидируемых предприятий.

Динамику изменения уровня безработицы по угледобывающим градообразующим районам Приморского края за период реструктуризации отрасли можно проследить по следующим данным:13

участок в составе 124 чел. под юрисдикцией администрации города в целях производства работ по рекультивации земель и реконструкции (ремонта) коммунально-бытовых объектов в поселках Шумихинский и Усь-ва.11

Очевидно, что при ликвидации неперспективных угольных предприятий необходимо предусматривать создание новых рабочих мест.

Создание новых рабочих мест и решение проблем безработицы

На мой взгляд, более рациональным является вариант закрытия неАкционерное общество "Приморскуголь" реализует программы диверсификации нерентабельного производства. Всего в 1996 году закрыва-

о 14

лось 8 шахт и один разрез , воссоздавалось 640 новых рабочих мест. Финансирование осуществляла Российская угольная компания "Росуголь" (капиталь-ные вложения составляли 264 млн. 600 тыс. руб., в ценах 1996 года).15

Возможно привести несколько примеров осуществления данной про-граммы:16

"На шахте "Озерная" организуется шпалорезный цех и цех по производству галеновых препаратов - всего 54 рабочих места общей стоимостью 15 млрд. 53 млн. 300 тыс. руб." (в ценах Ш квартала 1996 года);

"Шахта "Капитальная" будет преобразована в рыбоперерабатывающий

Таблица 5

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ ПО УГЛУДОБЫВАЮЩИМ Г РАДООБРАЗУЮЩИМ РЕГИОНАМ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Градообразующие районы Приморского края 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г.

Приморский край (в целом) 1,3 2,4 3,7 3,2

г. Артем 0,9 1,8 1,8 2,6

г. Партизанск 2,3 4,7 4,9 4,4

Надеждинский район 0,4 1 2,3 1,9

Черниговский район 2,5 4,6 8,8 5,5

ния добычи углей на разрезах и участках открытых работ.

В угольном секторе Приморского края начался процесс вывода из эксплуатации высокоубыточных предприятий (10 шахт и 1 разрез)12. Однако одновременное закрытие всех убыточных шахт без предварительного создания новых рабочих мест и трудоустройства высвобождаемых работников, а также резкое сокращение добычи углей, серьезно осложнит и без того взрывоопасную социальноэкономическую обстановку в регионе.

завод по выпуску готовой продукции"; Организация рабочих мест на новых угледобывающих объектах или трудоустройство на другие производства требуют значительно больших финансовых затрат, чем это может позволить себе государство. При этом господдержки зачастую не доходили на места и расходовались не по назначе-

17

нию.

Природопользование

Поддержание благоприятной для здоровья человека экологически безопасной среды для обеспечения физического, социального и психологического благополучия населения угледобывающих регионов находится в прямой зависимости от благосостояния страны. Во всем мире отмечена закономерность - чем богаче страна, тем лучше ее экологическое состояние.

Особенность экологических факторов - это их проявление в социальной сфере. Экологические факторы определяются природной и техногенной нагрузкой при функционировании предприятий угольной промышленности и проявляются через горногеологические условия разработки угольных месторождений, природные и техногенные воздействия.

По данным отображенным в диаграмме, составленной по показателям Графика проведения ликвидационных работ на неэффективных предпри-

ятиях акционерного общества “Приморскуголь”.

14Расчетная стоимость работ и затрат по ликвидации особо убыточных шахт, разрезов и других нерентабельных предприятий угольной отрасли, утвержденных Министерством топлива и энергетики РФ, 1998 год.

15см. 14.

16“Вести из приморья”, “Уголь”, 1996 год, август, стр.33.

^“Независимая газета”, 1 декабря 1998 года.

Таблица 6

СРАВНИТЕЛЬНАЯ КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ С РЕДУ НЕКОТОРЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ18

Отрасль Воздуш- ный Водный! бассейн Земная поверхность Флора, фауна Недра

бассейн поверх- ностные воды подземные воды почвенный покров ланд- шафт

Г орнодобывающая Ср С С С С Ср С

Химическая и нефтехимическая С С Ср Ср Н Ср Н

Металлургическая С С Н Ср Н Ср О

Целлюлозно-бумажная Ср С Н Н О Н О

Энергетическая С С Н Н Н Н О

Транспорт Ср Ср Н Н Н Н О

С — сильное воздействие; Ср сутствие воздействия. — воздействие средней силы; Н — незначительное воздействие; О — от-

Для регионов, где уровень техногенного воздействия на окружающую среду определяется работой топливноэнергетического комплекса и его основного звена - угольным сектором, необходимо стремиться к такому состоянию среды обитания человека, при котором ее социально-экономические и экологические параметры соответствуют нормам качества и уровня жизни.

Значительное антропогенное воздействие на окружающую среду оказывает горное производство. Из сравнительной качественной оценки воздействия на окружающую среду некоторых отраслей промышленности видно, что горнодобывающая промышленность оказывает на биосферу наиболее широкое воздействие, затрагивающее почти все ее элементы (см. табл. 5). В результате ведения горных работ возникают геохимические, гидрологические, химические, физикохимические и термохимические изменения в окружающей природной среде.

Из приведенной таблицы видно, что отрицательное воздействие горнодобывающей промышленности проявляется в истощении природных ресурсов, загрязнении водоемов и атмосферного воздуха, сведении лесов, эрозии плодородных земель, изъятии сельскохозяйственных угодий под горный отвод, промышленное и гражданское строительство и так далее.

Очевидно, что вредное влияние горных работ на окружающую среду оказывает также негативное воздействие на

здоровье животного и растительного мира, а также человека.

Ущерб проявляется в виде увеличения заболеваемости и, как следствие, в виде недопроизводства национального дохода (чистой продукции), дополнительных затрат на лечение, повышенных расходов на социальное страхование и т.д. Возникает ущерб сельскохозяйственному производству, животноводству за счет повышения заболеваемости крупного рогатого скота, снижения продуктивности, привесов и др.; ущерб лесному хозяйству за счет потерь прироста древесины; ущерб основным фондам промышленности и жилищнокоммунальному хозяйству, водным источникам и др.

До 1993 года под горные работы в нашей стране "было занято более 1 млн. га сельскохозяйственных земель, из них рекультивировано около 40 % нарушенных. Значительная часть земель занята под отвалы пустых пород, находится в зоне обрушения пустых

ледобывающие предприятия часто и сами рады поправить положение, но у них не хватает средств на охрану окружающей среды в связи с их нерентабельностью. Главная беда в том, что страна разорена и нет у нее достаточных средств на охрану природы. Мы не сможем навести порядок в природе, не исправив положения в обществе. Исправлять придется долго, и это потребует большого труда.

Проблемы безопасности на предприятиях угольной промышленности России Научно-исследовательскими и проектными организациями угольной промышленности с учетом проводящейся реструктуризации угольной промышленности "проводятся исследования в следующих направлениях:

• разработка способов и средств для обеспечения безопасных и здоровых условий труда на угольных предприятиях" (включает в себя такие проблемы, как проветривание выработок и борьба с газом, борьба с пылью и защита от взрывов пыли на угольных предприятиях, безопасное использование тех-нологического оборудования, промышленная санитария);

• "разработка нормативной, методической и правовой базы для принятия оптимальных управляющих, проектных и иных решений в области безопасности и охраны труда;

• техническая помощь предприятиям и их объединениям по вопросам, связанным с обеспечением безопас-

Таблица 7

Год

пород, под промышленными площадка-

н 19

ми", что наносит урон сельскому хозяйству и обеспечению региона продовольствием.

Не горящие терриконы, провалы земной поверхности, загрязнение поверхностных и подземных вод являются по большому счету причиной бед. Уг-

991

992

993

994

995

Число взрывов газа в угольных шахтах

15

22

22

13

15

Число травмированных человек

37

89

83

36

47

в том числе погибших

10

46

40

13

40

ных и здоровых условий труда".

Каждое из этих направлений обу-

М.А.Ревазов, Экономика природопользования— М.: Недра, 1992.

19см. 18 (стр. 15).

20А.В. Лебедев“Основные проблемы безопасности на предприятиях угольной промышленности России и пути их решения”, “Уголь”, сентябрь 1998 года,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стр.59.

1 Ю.Н. Малышев “Перспективные направления совершенствования подземной добычи угля в метанообильных шахтах” — “Уголь”, август 1996, стр 8. '‘"У|оль”,:.сентябрь 1998 I ода, сI р 69

славливает состояние безопасности и охраны труда для ограниченных или представительных групп предприятий, всей отрасли в целом.

Наиболее важной остается проблема вентиляции и борьбы с газом, так как они являются взрывоопасными и представляют угрозу для жизни людей.

Данные о взрывах метана и угольной пыли на шахтах России за 1991-1995 гг. приведены в таблице 6.21

В настоящее время средствами вентиляции из шахт удаляется "80-90 % метана, полностью разжижаются вредные примеси рудничного воздуха, 60-70 % тепла и 20-30 % угольной пыли. (... ) Однако объективные данные, связанные с недостаточной надежностью существующих вентиляционных систем, старением вентиляционного парка, сложностью горногеологических условий ... , не позволяют пока достигнуть безопасного функционирования этого способа для полной защиты против взрывов метана и угольной пыли".22 Известно, что по причине взрывов метана и пыли в 1997 году погибло 104 человека, что по сравнению с предыдущими годами (по данным вышеприведенной таблицы) выше в 5-8 раз.

Обеспечение средствами индивидуальной защиты работников угледобывающих предприятий

Обеспечение средствами индивидуальной защиты работников шахт помогает разрешать проблемы безопасности на предприятиях угольной промышленности.

Руководитель угледобывающего предприятия обязан за счет средств этого предприятия обеспечить работников бесплатной спецодеждой, спец-обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими типовыми отраслевыми нормами. Своевременно производить бесплатную стирку, чистку и ремонт спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты. Работник несет ответственность за сохранность и исправность выдаваемого ему, однако все в случае повреждения ремонтируется бесплатно за счет предприятия.

Если же, например, создается невозможность обеспечения работника

инструментом в полагающемся по технологии комплексе и средствами индивидуальной защиты в установленные нормативные сроки, а как известно работа без соответствующего снаряжения запрещается техникой безопасности труда, работнику предоставляется право приобретения вышеуказанного за свой счет. Произведенные затраты предприятие обязано возместить (в соответствии с п.11.4 Отраслевого тарифного соглашения по угольной промышленности РФ") в двух недельный срок. В случае необеспечения работников в установленные сроки спецодеждой и прочим "они вправе отказаться от выполнения работ, что не может служить основанием для применения дисциплинарного взыскания" (п. 11.5 вышеуказанного соглашения).

Конституцией Российской Федерации жизнь и здоровье граждан приняты национальным достоянием, поэтому целесообразно осуществлять работу по страхованию всех работников предприятий угольной промышленности от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Страхование работников угледобывающих предприятий

Для всех работников предприятий угольной промышленности Отраслевым тарифным соглашением по угольной промышленности, утвержденным 20 февраля 1998 года Государственной Думой РФ предусмотрена страховка. В соответствии с соглашением, страхование работников производится за счет средств организаций по добыче и переработке угля. Однако для предприятий, не возмещающих своих затрат за счет свободных цен на угольную продукцию, страхование производится за счет средств государства.

Министерством топлива и энергетики РФ создана и финансируется система независимого социального мониторинга.

Управление средствами социального страхования в угледобывающих организациях осу-ществляется Фондом социального страхования РФ через Центральное отраслевое отделение Фонда социального страхования РФ работников угольной промышленности и его филиалы, куда на лицевой счет предприятий должны перечис-

ляться взносы на государственное социальное страхование в размере, установленном законодательством РФ. Размер суммы составляет не менее 19 % начисленных взносов на государственное социальное страхование "только на санитарно-курортное обслуживание работников и членов их семей (на оплату путевок на санитарно-курортное лечение и отдых, оплату проезда в санатории, диетпитание, санатории-профи-лактории, санаторные и оздоровительные лагеря, детские спортивные школы, внешкольное обслуживание детей) по согласованию с соответствующим органом Российского независимого профсоюза работников

23

угольнои промышленности".

В соответствии с "Типовым Положением о комиссии по социальному страхованию", руководитель угледобывающего предприятия обязан организовать работу комиссии по социальному страхованию. В коллективных договорах "оговари-ваются права и гарантии членов комиссии".

Помимо обязательного страхования, в организациях может быть введено дополнительное добровольное страхование.

Возмещение вреда, причиненного здоровью работника при исполнении трудовых обязанностей. Пенсионное обеспечение

Отношения по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4214-1, Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудо-

' П.12.5 Отраслевого тарифного соглашения по угольной промышленности России, утвержденного 20 февраля 1998 года.

вых обязанностей" от 24 ноября 1995 года №180-ФЗ.

В соответствии с вышеприведенными документами, размер возмещения вреда, определенный в соответствии с действующим законодательством РФ, при повышении стоимости жизни всегда индексируется пропорционально повышению минимального размера оплаты труда (в централизованном порядке).

В случае смерти (или гибели) ра-ботника-члена Профсоюза, смерти инвалида которая наступила вследствие трудового увечья, предприятие обязано, в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением по угольной промышленности России, утвержденным 20 февраля 1998 года, (п. 8.5), "уплатить все расходы связанные с погребением (по себестоимости), выплатить семье погибшего (умершего вследствие трудового увечья), проживавшей совместно с ним, единовременное пособие в размере не менее его трехкратного среднемесячного заработка; выплатить каждому члену семьи погибшего (умершего), находившемуся на иждивении, единовременное пособие в размере средней годовой платы за последние три года, но не менее чем в размере шестидесятикратно увеличенного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом.

Пенсии работникам предприятий угольной промышленности назначаются и пересчитываются в соответствии с действующим законодательством РФ о государственных пенсиях, также осуществляется дополнительное пенсионное обеспечение через Негосударственный пенсионный фонд работников угольной промышленности и отраслевое страховое общество.

Через эти организации за счет средств предприятия и за счет бюджетных ассигнований выделяются необходимые средства на дополнительное пенсионное обеспечение увольняемых работающих пенсионеров и лиц предпенсионного возраста.

В соответствии с Положением о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03 декабря 1997 года № 1523 (п.3 приложения) в редакции по-

становления Правительства РФ от 03 сентября 1998 года № 1026 работникам, высвобождаемым при ликвидации шахты, "имеющим на день увольнения стаж работы в организациях по добыче (переработке) угля не менее 5 лет и право на пенсионное обеспечение (право выхода на пенсию) предоставляется единовременное пособие в размере 15 % среднего заработка за каждый год работы в этих организациях", затраты на которое осуществляются с учетом того, что:

• расчет пособия должен проводиться на основе среднего заработка конкретного работника (а не средней заработной плате по шахте!);

• приводится обоснование принятого размера среднемесячной заработной платы, который должен определяться в соответствии с Порядком, утвержденным Министерством труда РФ, исходя из последних трех месяцев перед увольнением работников, и соответственно, уточнив размеры выплат при увольнении работников;

• уточняется численность пенсионеров по шахте (например, в Сводном экспертном заключении по проекту ликвидации шахты "Углегорская" ОАО "Сахалинуголь" рекомендуется уточнить численность пенсионеров по шахте, так как в расчете затрат на выплату единовременных пособий она принята 301 человек, а по таблице, отражающей демографический состав работников ликвидируемой шахты - 291 человек).

Обеспечение жильем и топливом для жилья

Технико-экономическими обоснованиями ликвидации шахт в соответствии с п. 13.5 Отраслевого тарифного соглашения по угольной промышленности России, утвержденного 20 февраля 1998 года, предусматриваются средства на строительство жилых домов и покупку квартир "для переселения пенсионеров и работников ликвидируемых шахт и разрезов, проживающих в ветхих жилых домах, находящихся на балансе шахт, разрезов и управлений жилищно-коммунального хозяйства". Также подлежат переселению "жители из домов, находящимся на горном отводе ликвидируемой шахты (разреза) и пришедших в ветхое состояние в результате подработки их горными работами шахты (раз-

реза), независимо от форм собственности".

В соответствии с Федеральной целевой программой "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", утвержденной Правительством РФ 10 июля 1995 года № 700 и постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 года № 872 "О дополнительных мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" ежегодно выделяются средства на строительство жилья для переселения шахтеров ветеранов из этих регионов. Конкретный механизм постановки на учет и предоставления жилой площади ветеранам угольной промышленности, нуждающимся в переселении, предусматривается в Техникоэкономическом обосновании ликвидируемой организации.

Для того, чтобы гражданин РФ имел право на получение жилищных субсидий, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом РФ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", принятым 25 июля 1998 года, необходимо, чтобы он проживал в районах Крайнего Севера... не менее 15 лет или же имел стаж работы в этих же районах 15 лет. При этом (в соответствии со статьей 6 данного закона) установлена зависимость размера предоставляемой гражданину жилищной субсидии от стажа его работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера... Так, например, для граждан, чей стаж работы (время проживания) от 15 до 20 лет, размер предоставляемой жилищной субсидии составляет 80 % от стоимости строительства (приобретения) жилья, а свыше 35 лет - 100 %.

Работникам, переселяющимся к новому месту жительства оплачивается стоимость проезда самого работника и членов его семьи и провоза багажа, не превышающего 5 тонн на семью по фактическим расходам.24

Жилищные субсидии предоставляются из распределенных средств федерального бюджета на жилищные субсидии, предусмотренных Федеральным

законом "О федеральном бюджете на

1998 год". Предоставление субсидий (в безналичной форме) осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера...

Обеспечение выделения средств на жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера... будет предусматривается при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на 1999г отдельной строкой ассигнования на жилищные субсидии.

Организации по добыче (переработке) угля, шахтного строительства, в соответствии с Федеральным законом от 20 июня 1996 года № 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", предоставляют безвозмездно уголь на бытовые нужды вдовам работников угольных предприятий; семьям работников, погибших (умерших),"если жена (муж), родители, дети и (или) другие нетрудоспособные члены семьи получают пенсии по случаю потери кормильца", пенсионерам, работникам организаций. Интересно отметить то, что "работникам организаций по добыче (переработке) угля, шахтного строительства, про-

работавшим в таких организациях не менее 10 лет и уволенным в связи с сокращением штатов или ликвидаций таких организаций вне зависимости от места последующий работы, места проживания, если указанные лица пользуются печным отоплением" также полагается безвозмездный уголь.

При этом стоимость предоставляемого угля бесплатно или по льготным ценам в пределах норм на бытовые нужды, в соответствии с п. 13.10 "Отраслевого тарифного соглашения по угольной промышленности РФ" (1998 г.) "подоходным налогом с физических лиц не облагается", а организации , отпускающие безвозмездно уголь на бытовые нужды, "освобождаются от налога на добавленную стоимость за отпущенный уголь".

Проживающие в благоустроенном жилье в городских и сельских поселениях, в соответствии с п. 13.6 вышеуказанного Соглашения, при расчете за коммунальные услуги освобождаются за счет средств угледобывающих и перерабатывающих организаций от оплаты за энергетические ресурсы "в пределах стоимости топлива по норме, установленной коллективным договором организации, независимо от ведомственной принадлежности жилого фон-

да". Средства на эти цели перечисляются в местный бюджет организациям по добыче угля.

Произведенный анализ социальной защиты работников ликвидируемых шахт позволяет сделать следующие выводы:

1. Процессы реструктуризации угольной промышленности в следствие недостатка средств государственной поддержки сопровождаются негативными явлениями, высокой социальной напряженностью работников отрасли, членов их семей и пенсионеров реструктуризуемых и ликвидируемых угольных предприятий. Повышается уровень безработицы, теряется перспектива улучшения жилищных условий, трудоустройства детей и др.

2. Вследствие недостаточной обеспеченности финансированием местных программ по созданию рабочих мест в шахтерских регионах из процесса созидательного труда выбывает наиболее трудоспособная часть населения.

3. Практически не финансируются работы по ликвидации последствий вредного влияния от ведения горных работ, что кроме продолжения негативного воздействия на окружающую среду оказывает негативное психологическое воздействие на проживающих в данном регионе людей.

соответствии с п.8.11 Отраслевого тарифного соглашения по угольной промышленности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.