Научная статья на тему 'О совершенствовании организации работ по охране природы в угольной промышленности'

О совершенствовании организации работ по охране природы в угольной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании организации работ по охране природы в угольной промышленности»

ДОКЛАД НА СИМПОЗИУМЕ «НЕДЕЛЯ ГОРНЯКА - 99» МОСКВА, МГГУ, 25.01.99 - 29.01.99_______

Ю.В. Каплунов, С.Л. Климов, А.А. Попов,

Минтопэнерго Минтопэнерго Минтопэнерго

И.С. Цукерман,

МНИИЭКО ТЭК

О совершенствовании организации работ по охране природы в угольной промышленности

Проблемные вопросы

Правительством России, Минтопэнерго России, Комитетом по угольной промышленности предпринимаются активные действия по стабилизации и динамичному развитию угольной отрасли с учетом имеющегося природно-ресурсного потенциала, потребностей в угольной продукции для обеспечения экономической безопасности страны.

Инициированная Правительством России и начавшаяся с 1993 г. реструктуризация угольной промышленности предполагала реализацию комплекса мер для достижения следующих основных целей: создания конкурентоспособных угольных компаний, способных обеспечить самофинансирование в перспективе; формирования конкурентоспособного угольного рынка; улучшения условий труда; обеспечения безопасности работ и социальной защиты высвобождаемых работников; экологического оздоровления и социально-экономического развития регионов, где добывается уголь.

Анализ итогов работы в рамках реализуемой концепции реструктуризации позволяет заключить о достижении определенных результатов по многим направлениям.

Практически закончено акционирование и начата реальная приватизация организаций угольной промышленности в масштабах не наблюдаемых ни в одной другой отрасли промышленности. Сформирована рыночная инфраструктура, созданы инвестиционные, страховые, консалтинговые компании. Приняты решения по созданию рентабельных угольных компаний в Кемеровской области, Красноярском крае, Республике

6 і 1999

Хакасия и Республики Коми. За 1995-1997 годы получено от реализации федеральных акций предприятий угольной промышленности около 670 млрд. рублей. Предполагается, что до 2000 года в федеральный бюджет поступит более 750 (н/д) млрд рублей.

Разработан механизм по осуществлению работ по социальной защите высвобождаемых пенсионеров. К началу 1998 г. вторые отраслевые пенсии получили около 50 тыс. шахтеров-ветеранов.

Наряду с приведенными фактами и другими положительными результатами в ходе реализации государственной программы реструктуризации отрасли состояние дел в обеспечении безопасных условий труда и экологического оздоровления окружающей человека среды в угольных регионах остается неудовлетворительным. Так, сохраняется высоким уровень несчастных случаев со смертельным исходом (в 1993 г. - 298, в 1997 г. - 283, за одиннадцать месяцев 1998 года - 158 случаев). То есть коэффициент частоты на 1 млн. тонн угля вырос с одного в 1993 году до 1,24 случая в 1997 году, а за одиннадцать месяцев 1998 года составил 0,9 случая. При этом существует риск возникновения крупных аварий. В 1997 году в связи с аварией на шахте «Зыря-новская» в целом по Кузбассу смертельно травмировано 150 человек, на Баренцбурге - 23 человека, в 1998 г. в аварии на шахте «Центральная» погибли 27 горняков.

В ходе изменений верхнего уровня отраслевой структуры управления было упразднено подразделение по обеспечению охра-

ны природы, что негативно повлияло на выполнение законодательных и нормативно правовых основ охраны окружающей среды.

Складывающаяся в угольных регионах неблагоприятная экологическая обстановка и, как следствие, ухудшение социальноэкологических условий жизнедеятельности людей диктует необходимость принятия определенных мер по изменению ситуации к лучшему как на действующих (строящихся), так и закрываемых шахтах (разрезах).

Анализ развития ситуации с точки зрения задач структурной перестройки отрасли и в связи с функциями обеспечения требований экологической безопасности позволяет сделать вывод, что была принята точка зрения, что в процессе реструктуризации будут созданы предпосылки для социальноэкономического развития, позволяющие компенсировать экологические издержки.

Из результатов работы отрасли по ее реструктуризации следует, что реформирование осуществляется по форсированной модели. Из анализа демонстрационных эффектов экологических последствий установлено, что при осуществлении программ форсированной модернизации организационных основ реальные результаты в экономике могут быть обесценены деградацией окружающей среды. Так, один важный вывод был сделан специалистами из разных государств и получивший «прописку» как обоснованный факт в Докладе МБРР (1992 г.) по проблемам развития и окружающей среды, а именно «экологических потерь структурной перестройки эконо-

183

мики можно было если не избежать, то, по крайней мере, снизить эти потери, если бы государство более целенаправленно и последовательно реализовывало экологическую политику, увязывая ее с экономическими и специальными реформами».

Г осударственно-отраслевой экологической политики к настоящему времени не существует. Однако имеются элементы организационных основ осуществления работ по охране природы и имеет актуальную значимость рассмотрение вопроса совершенствования такой работы.

Основной принцип совершенствования организации работы необходимо разрабатывать исходя из двух задач:

♦ во-первых, - обеспечения сохранения достигнутого уровня природоохранной деятельности, так как отрасль функционирует (в соответствии с целевой установкой по снижению экономической нагрузки на бюджет) в условиях финансовых ограничений;

♦ во-вторых, - обеспечения нейтрализации эколого-экономичес-ких ущербов, возникающих в условиях закрытия шахт.

Аспекты совершенствования

А. В функциях управления производством, - необходима ориентация планирования горных разработок с учетом обеспечения норм экологической безопасности, при этом осуществить экологическую подготовку специалистов производства, а также внедрить функцию экологического контролинга в систему целевого контролинга предприятий (акционерных обществ). При этом экологический контролинг конструировать в экономическом, социальном, аналитическом, бухгалтерском, маркетин-го-менеджементовском аспектах.

А.1. По предприятиям, которые остаются в эксплуатации по программам реструктуризации. Рекомендуется разработать долгосрочный план обеспечения экологической безопасности.

А.2. Для вновь строящихся угледобывающих предприятий. Рекомендуется в документацию обосновывающую разработку месторождений, включать вариантные комплексные оценки воздействия на окружающую среду (а не статичные общие оценки, как это практикуется в настоящее время), а также меры восстановления функций компонентов окружающей природной среды.

A.3. Для закрывающихся предприятий. В зависимости от условий предусматривать экологический мониторинг, а также формирование специализированных структур по выполнению природоохранных работ на техногенных территориях в период после закрытия шахт (разрезов).

Б. В институциональном аспекте. Анализ состояния дел по решению задач охраны окружающей среды позволяет заключить, что серьезным недостатком в работе по обеспечению экологической безопасности на этапе реструктуризации угольной промышленности является отсутствие специализированного подразделения (группы специалистов) по экологии в существующих угольных Департаментах, ГУРШе, Соцугле. Выполнение функций по экономикоэкологической безопасности, комплексному использованию минерально-сырьевых ресурсов и другим направлениям работы для обеспечения экологической безопасности необходимо возложить на Комитет по угольной промышленности.

B. Экономические и финансовые аспекты.

Анализ эколого-экономических показателей свидетельствует, что общая экономическая ситуация обуславливает сложную экологическую ситуацию в ряде угольных регионов. В последние годы нет возможности выполнить работы по эколого-техническому перевооружению, оснастить источники загрязнения необходимым оборудованием.

В 1997 году израсходовано капитальных вложений на строи-

тельство природоохранных объектов 17,0 млрд. руб., что в 6,4 раза меньше уровня 1996 года; введено лишь 15,8 тыс. куб. м в сутки очистных сооружений (сооружения биологической очистки в пос. Кедровский - АО «Кузбассшахто-строй» и временные очистные сооружения шахтных вод в АО «Ки-селевскуголь»). Доля инвестиций на строительство природоохранных объектов в общем объеме капвложений по отрасли составила менее 0,3 процента.

Очевидно, что до того времени когда наступит улучшение общей экономической обстановки, предприятия будут в большей мере стремиться сократить затраты на экологию. Поэтому, имеющуюся практику использования части средств (в форме платежей, штрафов за загрязнение природной среды) на свои экологические программы необходимо сохранить.

Для решения эколого-эконо-мических проблем перспективных предприятий необходимо и важно создать условия для их устойчивого производства. Среди них прежде всего следует целесообразно списать полностью (частично) с таких предприятий экологоэкономические прошлые долги в связи с нарушением земель, и складированием попутных горных пород в отвалах, находящихся на их балансе.

Для решения проблемы восстановления заброшенных земель следует разработать государственную долгосрочную программу с указанием промежуточных целей, финансового обеспечения. В основу разработки программы должны быть положены результаты инвентаризации земель всех угледобывающих районов (последний раз инвентаризация проводилась в семидесятых годах).

Масштабное закрытие предприятий, отсутствие опыта эффективного решения экологических проблем в этих условиях требуют знаний по комплексу вопросов: организационных, технических, технологических, правовых, финансовых. Для их решения пред-

ставляется актуальным сформировать экологический фонд угольной промышленности на период завершения программы реструктуризации.

Г. Практика управления в решении проблем, в упрощенном виде, сводилась к планированию природоохранной, ресурсо- и средовосстановительной деятельности на уровне предприятий и отрасли в целом, согласованию планов на территории, где осуществлялась добыча, переработка и использование угля (сланца).

В настоящее время такая модель взаимодействия не может обеспечить эффективного управления природопользованием, защитой и оздоровлением окружающей среды.

Существует настоящая необходимость обеспечения системной, взаимоувязанной и скоординированной работы предприятий и отраслей в рамках ТЭК (баланс добычи и потребления энергоресурсов, перспективы развития отраслей с учетом финансовых возмож-

ностей, экологических требований и др.), - с одной стороны, а с другой - с соответствующими административно-территориальными институтами.

Методическая и практическая не разработанность концепции развития промышленного производства на государственном уровне, а следовательно неопределенность программных целей, позволяют выбрать, как предмет разработки, программу, взаимоувязанную на уровне отрасли (отраслей ТЭК) и территории, которая может достаточно эффективно контролироваться, и по которой достаточно определенно могут быть установлены факторы, предопределяющие гипотетическую вероятность достижения согласованных результатов.

Случайность событий в планировании развития горного производства, его воздействия на компоненты природной среды предопределяет необходимость использования единого научного метода (в отрасли и в территориальных

органах) управления эколого-

экономическим и социальным развитием.

С учетом изложенных условий, таким основным методом должен стать метод имитационного моделирования, позволяющий корректировать экологические и экономические оценки, адаптировать стратегии действий с учетом происходящих изменений.

Аппарат модельно-программного обеспечения позволит принимать решения, соответствующие экологическим требованиям с учетом затрат и выгод, осуществлять оперативные расчеты при новых данных, модификацию расчетных процедур с учетом различной детализации учитываемых факторов и надежности оценок.

При анализе оценок и для выработки решений по стратегиям управления программами важно участие специалистов и заинтересованных лиц, ответственных за экологическое оздоровление регионов.

© Ю.В. Каплунов, С.Л. Климов, А.А. Попов, И.С. Цукерман

Л.С. Плакиткина, к.т.н.,

Фонд «РеформУголь»

РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ШАХТЕРОВ

Осуществляемая в России реструктуризация угольной промышленности начата еще в 1994 году, когда были утверждены «Основные направления реструктуризации угольной промышленности России» (14 июля 1995 г.). В мае 1998 г. была разработана вторая редакция «Основных направлений». Кроме того, была подготовлена и одобрена Правительством Российской Федерации «Концепция структурной перестройки угольной промышленности России».

Основными целями реструктуризации угольной промышленности являются: формирование конкурентоспособных угольных компаний, обеспечивающих свое самофинансирование в длительной перспективе; создание конкурентного угольного рынка; улучшение условий труда и безопасности работы в угольной промышленности; социально-экономическое и экологическое оздоровление угледобывающих регионов. Цели реструктуризации угольной промышленности отражают многооб-

разие интересов основных участников процесса реструктуризации.

Предусматривалось, что реструктуризация угольной промышленности должна быть проведена в сжатые сроки и в основном завершена к 2002-2003 году.

Основными направлениями реструктуризации угольной промышленности являются:

1. Формирование конкурентоспособных угольных компаний, разработка и реализация программ их реформирования и финансового оздоровления. В результате должны быть сформиро-

ваны две группы жизнеспособных угольных компаний (первая группа - рентабельные угольные компании, средства господдержки которым будут предоставлены исключительно на конкурсной основе для совместного финансирования наиболее эффективных инвестиционных проектов при условии привлечения компаниями негосударственных средств; вторая

группа - нерентабельные угольные компании, которые при определенных условиях в течение ближайших двух-трех лет могут быть рентабельными, средства господдержки которым могут быть предоставлены при условии, что они разработают программы своего реформирования и финансового оздоровления. В противном случае к компаниям, которые не смогут предложить обоснованных программ реформирования и финансового оздоровления, планируется применять процедуры банкротства). Третья группа - особо убыточные и неперспективные предприятия - было решено ликвидировать.

2. Ликвидация неперспективных и особо убыточных организаций. Ликвидация должна проводиться на основе добровольного принятия собственником решения о ликвидации организации, согласованного с региональной администрацией, в порядке, определенном «Основными принципами господдержки угольной промышленности России» и другими нормативными документами. Финансирование ликвидации неперспективных и особо убыточных предприятий осуществляется за счет средств государственной поддержки, а также от продажи части активов ликвидируемых предприятий, других финансовых источников. Указанные средства расходуются в соответствии с утвержденными Минтопэнерго России проектами ликвидации убыточных предприятий.

В период 1994-1998 годов в результате проводимой реструктуризации отрасли прекратили работы по добыче угля (сланца) 134

предприятия (132 шахты и 2 разреза). Потеря добычи за счет их ликвидации составила 15,0 млн т.

3. Повышение безопасности труда в угольной отрасли. Основными мероприятиями по повышению безопасности труда в угольной отрасли являются: модернизация и обновление индивидуальных средств защиты; модернизация и обновление оборудования для измерения содержангия газа и пыли, борьбы с пожарами и пылью; проведение профилактических мероприятий, снижающих уровень профессиональных заболеваний и т.д. На эти мероприятия в 1998 г. было израсходовано 102 млн руб.

4. Социальная защита работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией.

Основными задачами социальной защиты высвобождаемых работников являются:

♦ предоставление выходных пособий, пайкового угля и погашение задолженности по заработной плате в соответствии с действующим законодательством;

♦ выплаты сумм в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболевание либо иным повреждением здоровья, связанным с использованием трудовых обязанностей;

♦ обеспечение занятости высвобождаемых трудящихся.

Финансирование мероприятий по социальной защите высвобождаемых работников ликвидируемых угледобывающих организаций (проект ликвидации которых утвержден Минтопэнерго России) полностью осуществляется за счет средств господдержки, а на действующих предприятиях ответственность за их выплату лежит на работодателе. При этом часть данных затрат работодателя может возмещаться за счет средств господдержки (в пределах возможностей федерального бюджета и только по направлениям финансирования, предусмотренным действующими нормативными документами).

На социальную защиту работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией угольной промышленности, членов их семей, пенсионеров и инвалидов, работавших в угольной промышленности, в 1998 г. фактически перечислено 1007,0 млн руб. Всего высвобождено с ликвидируемых предприятий - 43,0 тыс. чел., в том числе с шахт и разрезов - 39,6 тыс. чел. При этом на выходные пособия и другие компенсации высвобождаемым работникам на ликвидируемых шахтах и разрезах было израсходовано 394,0 млн. руб., а на действующих - 15,5 млн. руб.; на обеспечение бесплатным (пайковым) углем для бытовых нужд работников ликвидируемых шахт и разрезов - 113,9 млн. руб.; на погашение задолженности по зарплате работников, высвобождаемых в связи с ликвидацией шахт и разрезов, -442,9 млн руб., а в связи с сокращением штатов, выходом на пенсию работников действующих шахт и разрезов - 40,6 млн руб.

Выплаты сумм в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей ликвидированных или ликвидируемых организациях угольной отрасли (после передачи документов потерпевших от ликвидационных комиссий) производится Фондом социального страхования Российской Федерации за счет средств господдержки отрасли и в 1998 г. фактически составили 305,6 млн руб.

Обеспечение занятости высвобождаемых работников предусматривает:

♦ проведение работ по диверсификации основного производства с максимальным использованием зданий и сооружений, инфраструктуры поверхностных комплексов ликвидуруемых предприятий;

♦ реализацию программ местного развития и обеспечение занятости населения в шахтерских городах и поселках с приоритетным

трудоустройством высвобождаемых трудящихся с ликвидируемых предприятий на новые бездотационные рабочие места, создаваемые вне угольной отрасли (на реализацию программ местного развития в 1998 г. было переведено 293,0 млн. руб.);

♦ переобучение работников, высвобождаемых в ходе реструктуризации угольной промышленности, осуществляемое в соответствии с действующим законодательством, постановлениями Правительства Российской Федерации по вопросам реструктуризации угольной промышленности, а также утвержденными годовыми программами развития угледобывающих регионов и городов;

♦ содействие собственной

предпринимательской дейтель-ности высвобождаемых работников с использованием индивидуальных счетов;

♦ содействие переселению высвобождаемых работников из районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий в другие регионы России с использование индивидуальных жилищных сертификатов, реализация мер по обеспечению их занятости в регионах переселения (в настоящее время из районов Крайнего Севера в Центральную часть России переселено свыше 17 тыс. семей, для которых построено 1,0 млн. кв. метров жилья);

♦ проведение эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов для 1200 высвобождаемых работников ликвидируемых организаций Кизе-ловского угольного бассейна в соответствии с принятым постановлением Правительства Российской Федерации.

5. Приватизация угольных компаний и создание конкурентного угольного рынка. Разработанная программа на 1998-1999 годы включает в себя 13 угольных компаний (на долю которых в

1996 году приходилось около 52% общенационального производства угля), подлежащих приватизации в первую очередь. Среди них ком-

пании «Кузбассразрессуголь» и «Южкузбассуголь».

6. Социально-экономическое, экологическое оздоровление и обеспечение социальной стабильности в угледобывающих регионах.

В ходе реализации 1 этапа Правительственной программы реструктуризации угольной промышленности осуществлена передача угольными компаниями объектов социальной инфраструктуры, жилья, детских садов, медицинских учреждений в ведение местных органов власти. Если в 1993 г. в ведомственном жилом фонде угольных предприятий России проживало более двух миллионов человек, и на балансе угольных объединений находилось 33,8 млн. квадратных метров жилой площади, то уже к началу

1996 г. в муниципальную собственность было передано 24,9 млн квадратных метров жилой площади или более 73%., в том числе в Кемеровской области производственные объединения передали более 90% жилого фонда. В результате фонд жилья в муниципальной собственности городов Кузбасса возрос: в Анжеро-

Судженске более чем в 9 раз, в Прокопьевске - в 15, в Ленинск-Кузнецком - в 3,5 в Осинниках -в 7,4 в Березовском - в 34, в Ки-селевске - в 5,7 раз. Основная часть передачи произошла в предельно сжатые сроки (в последние месяцы 1995 г.). Кроме того, с 1993 г. по 1996 г. все угольные объединения России передали в муниципальную собственность 80 из 413 общежитий, 535 из 807 детских дошкольных и 217 из 307 клубных учреждений, 12 из 134 санаториев- профилакториев, 105 из 481 баз отдыха, спортивных объектов и детских летних лагерей.

Таким образом, за два года муниципальный сектор жилья в шахтерских городах и поселках возрос почти в десять раз, а по остальным видам социальных объектов - на 15-40%. Однако шахтерским городам передавались прежде всего наиболее убыточные

объекты: жилой фонд (включая ветхое, подлежащее сносу жилье), обслуживающие его теплосети и котельные (тоже в большинстве случаев крайне изношенные). Поэтому на их содержание потребовалось дополнительное финансирование.

Так, в 1996 г. из средств господдержки, общим объемом 1,77 трлн руб., на содержание социальной сферы шахтерских городов и поселков было выделено 1,36 трлн руб., а также на снос ветхого и строительство нового жилья в шахтерских городах и поселках -201,5 млрд руб. В 1997 г. из федерального бюджета за счет средств господдержки, общим объемом 240,77 млрд руб., на снос ветхого и строительство нового жилья было перечислено 40,77 млрд руб.

Кроме того, на содержание объектов социальной сферы, принятой в муниципальную собственность, в 1997 г. Минфин России предоставил беспроцентные бюджетные ссуды в счет трансфертов: Правительству Республики Коми (46 млрд руб.), Администрации шахтерского города Белая Калит-ва, Ростовской области (19 млрд руб.), Администрации шахтерского города Донецк, Ростовской области (28 млрд. руб.), Администрации и шахтерским городам Кемеровской области (185 млрд руб.).

В октябре 1998 г. с 12 шахтерскими городами Кемеровской области, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации «О мерах по стабилизации социально-экономического положения в Кемеровской области», были заключены соглашения (между Минфином РФ, Администрацией Кемеровской области и администрациями шахтерских городов) о предоставлении им 300 млн. рублей в счет трансфертов для финансирования мероприятий по последовательному улучшению состояния объектов социальной сферы, переданных им предприятиями и организациями угольной промышленности. К настоящему времени все эти средства уже по-

ступили в шахтерские города. В соответствии с этими соглашениями Администрация Кемеровской области, по предложению и согласованию с администрациями шахтерских городов, утвердила:

♦ распределение средств ссуды отдельным городам (на основании состояния объектов социальной сферы и готовности к реализации мероприятий по их последовательному улучшению);

♦ перечень мероприятий по последовательному улучшению состояния этих объектов (например, реконструкции котельных, тепловых водонапорных и канализационных сетей города, реконструкции и строительству ЛЭП, трансформаторов, подстанций и т.п.) и определила перечень предприятий-получателей средств (с конкретными объемами финансирования) по отдельным шахтерским городам (поселкам) для реализации вышеуказанных мероприятий.

7. Научно-техническое и проектное обеспечение реструктуризации угольной промышленности, предусматривающее научноисследовательские работы по экологическим аспектам ликвидации шахт и разрезов; разработку и экспертизу проектов ликвидации убыточных и неперспективных шахт и разрезов; информационные услуги по повышению безопасности труда в угольной отрасли и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Совершенствование системы управления угольной промышленностью и механизма господдержки отрасли. Если на предыдущих этапах реструктуризации основное внимание уделялось реформам в управлении отраслью на федеральном уровне, а также на уровне взаимодействия центра и угольных компаний, то на данном этапе упор должен быть перенесен на уровень самих угольных компаний. Необходима разработка и реализация программ их реформирования.

9. Политика в сфере структуры и объемов государственной поддержки угольной промышленности, оценки необходимых затрат. В рамках общей стратегии

реструктуризации отрасли политика государственного финансирования отрасли состоит в том, чтобы в ближайшие 4-5 лет полностью устранить необходимость предоставления государственной поддержки. На ближайшие 2-3 года будет продолжена политика по приоритетному финансированию в необходимом объеме мероприятий по ликвидации особо убыточных и неперспективных шахт, социальной защите высвобождаемых шахтеров, повышению безопасности труда в угольной промышленности с одновременным быстрым сокращением средств господдержки, выделяемых на дотирование убыточного производства и плавным сокращением инвестиционной составляющей государственной поддержки. Ежегодное снижение средств господдержки отрасли при планируемых темпах 15-20% фактически составило в последние годы 30-40%.

Тем не менее в 1998 году на цели реструктуризации угольной отрасли фактически было выделено 5,25 млрд. рублей, которые были израсходованы на следующие статьи:

♦ технические работы по ликвидации особо неперспективных шахт и разрезов - 12,27% (в среднем на технические работы по ликвидации одного предприятия в 1998 году пришлось 6,3 млрд. рублей);

♦ социальная защита работников, высвобожденных в связи с реструктуризацией угольной промышленности, членов их семей, пенсионеров и инвалидов, работающих в угольной промышленности - 19,16%;

♦ мероприятия по созданию безопасных условий работы в угольной отрасли - 1,94%;

♦ научно-техническое проектное обеспечение реструктуризации угольной промышленности -0,73%;

♦ реализация программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков - 5,58%;

♦ возмещение вреда вследствие производственной травмы или производственного травматизма -5,82%;

♦ инвестиции на возвратной и платной основе на техническое перевооружение, реконструкцию и строительство новых шахт и разрезов - 8,81%;

♦ средства на разработку научнотехнических программ федерального и регионального уровня на конкурсной и безвозвратной основе - 0,86%;

♦ селективная поддержка угледобывающих предприятий, не возмещающих расходы за счет свободных цен на угольную продукцию - 28,46%;

♦ реализация тарифного соглашения на предприятиях и в организациях угольной промышленности и шахтного строительства -4,26%;

♦ управление отраслью - 0,76%;

♦ централизованный резервный фонд социальной поддержки -7,11%;

♦ централизованный резервный фонд реструктуризации угольной промышленности - 4,24%.

Потенциальным источником финансирования реструктуризации являются заемные средства международных финансовых организаций. Так, первый угольный займ был выделен Мировым Банком Реконструкции и Развития (МБРР) на цели реструктуризации угольной промышленности. Правительство РФ осуществило первый этап структурных преобразований в угольной промышленности. К

1997 г. в отрасли практически завершен процесс акционирования, начата денежная приватизация. Был сделан шаг по приданию гласности и усилению контроля за процессом распределения и использования средств господдержки. В шахтерских городах и поселках начали работать местные Наблюдательные Советы, которые делают достоянием общественности механизмы и принципы формирования и реализации от-

дельных программ реструктуризации. Использование механизма федерального казначейства по доведению средств государственной поддержки позволило установить жесткий контроль за их прохождением. Реализация Первого угольного займа показала необходимость перевода на казначейское исполнение всей цепочки прохождения средств, включая их доведение до администраций шахтерских городов, ликвидируемых шахт (разрезов) и физических лиц - получателей средств господдержки.

Таким образом, Первый угольный займ обеспечил финансирование начального этапа реструктуризации угольной промышленности и заложил основу для последующих шагов.

В декабре 1997 г. Правительством РФ подписано Соглашение о Втором угольном займе на общую сумму 800 млн. долларов США, из которых уже к концу

1997 года было перечислено 400 млн. долларов на незамедлительное покрытие бюджетных затрат 1998 г. и финансирование расходов на содержание объек-

тов социальной сферы при выполнении ряда условий. Уже в

1998 г. «ЭКСИМ Банк» Японии выделил России «связанный» кредит на условиях, аналогичных, МБРР. Таким образом, общая сумма первого транша составила 800 млн долларов США. В настоящее время ведутся переговоры Правительства Российской Федерации с Миссией МБРР о предоставлении второго транша второго угольного займа.

© Л.С. Плакиткина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.