Научная статья на тему 'Опыт реструктуризации угольной отрасли: региональный аспект'

Опыт реструктуризации угольной отрасли: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт реструктуризации угольной отрасли: региональный аспект»

ЭКОНОМИКА И . МЕНЕДЖМЕНТ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕОРЕСУРСОВ. РОССИИ

^ М.Е. Аркуша, Е.И. Рейшахрит, . В.К. Рыбкин, В.Л. Скобелев, 2000

УДК 622.33

М.Е. Аркуша, Е.И. Рейшахрит, В.К. Рыбкин, В.Л. Скобелев

ОПЫТ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ- РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

“Экономические реформы,

идущие в России, затронули все отрасли промышленности. Ряд из них, в том числе угольная, восприняли эти преобразования наиболее болезненно. Сегодня российская угольная отрасль находится в кризисном состоянии. Проявлениями кризиса являются падение объемов добычи угля и его переработки, капитального

строительства, вспомогательного и обслуживающего производства;

ухудшающееся финансовое

положение предприятий отрасли; обострение социальной обстановки в угольных регионах; снижение трудовой активности работников предприятий в связи с несвоевременной выплатой

заработной платы,

неопределенностью социальной и экономической перспективы

работников и их семей, падение престижности шахтерского труда.

Снижение конкурентоспособности, неудовлетворительное состояние производственного потенциала и технологической базы отрасли (низкие технико-экономические

показатели, высокая аварийность и травматизм), увеличение отставания от угледобывающих стран - мировых лидеров, объективно требуют структурной перестройки угольной промышленности.

В этих сложных условиях и началась работа по реформированию угольной промышленности России, которая с самого начала столкнулась с критикой в свой адрес. Многие специалисты называют такие ее недостатки, как упрощенный подход к объективным закономерностям

развития отрасли в составе топливно-энергети-ческого и

народнохозяйственного комплексов, особенностям воспроизводственного цикла на уровне предприятий и отрасли в целом, динамики потребления и производства продукции, структурных соотношений и отсутствие концептуального подхода к реформированию отрасли в целом. Реструктурирование

осложняется тем, что основная часть угледобывающих предприятий РФ достаточно компактно расположена в нескольких регионах, где они являются градообразующими и решение отраслевых проблем невозможно здесь без комплексного решения территориальных.

В настоящее время в России не осталось ни одного благополучного угольного региона: и предприятия удаленные от центра и приближенные к нему вынуждены решать примерно одинаковый круг проблем. Но есть и отличия, обусловленные спецификой региона, его потенциалом.

В настоящей статье дается анализ того, как программа

реструктуризации решает отраслевые и региональные проблемы Северного экономического района.

На территории Северного экономического района РФ основная угленосность связана с пермской угленосной формацией северной части Предуральского краевого прогиба (Печорский угольный бассейн). Общие ресурсы угля на территории района составляют 433 млрд. т. На территории собственно Печорского угольного бассейна расположены 32 месторождения.

Печорский угольный бассейн находится на крайнем северо-востоке Европейской части Российской Федерации, в пределах Республики Коми и Ненецкого национального округа Архангельской области. Общая площадь бассейна составляет 90 тыс. км2.

Несмотря на довольно интенсивную эксплуатацию ресурсов бассейна в течение более 60-ти лет, его запасы продолжают оставаться одними из крупнейших в Европе. При этом нужно учесть, что в бассейне имеется ряд очень перспективных месторождений с недостаточной степенью разведанности. Вообще степень разведанности в Печорском угольном бассейне довольно низка: разведанные балансовые запасы (категория А+В+С1) составляют лишь

3,7 % от прогнозных кондиционных ресурсов.

Ресурсы коксующихся углей оценены в 41,0 млрд. т, из них 24,4 млрд. т - кондиционные. Ресурсы энергетических углей составили 298,8 млрд. т, из которых 208,5 млрд. т кондиционные. Разведанные

балансовые запасы бассейна составляют 8,7 млрд. т.

Наличие в бассейне полного набора углей по марочному составу указывает на высокую потенциальную возможность обеспечения любого направления использования их промышленностью. Наибольшую ценность представляют угли, пригодные для производства высококачественного кокса, которые в кондиционных ресурсах углей бассейна составляют 24,4 млрд. т. При этом соотношение марок углей (70 % жирных и 30% коксовых и отощенно-спекающихся) соответствует составу коксовой шихты Череповецкого

металлургического завода (АО «Северсталь»).

Печорский бассейн является единственным в европейской части России, где возможно практически неограниченное наращивание

мощностей по добыче коксующихся и энергетических углей, благодаря этому его следует признать имеющим геополитическое значение. Учитывая то, что более трех четвертей всех освоенных промышленных запасов категории А+В+С1 тяготеет к Воркуте, а по коксующимся углям этот показатель равен 100 %, можно

сделать вывод о Воркутинском районе, как о стратегически важном источнике сырья для Европейского Севера и Центра России.

Месторождения Печорского

угольного бассейна разрабатываются 14 шахтами (по состоянию на 1.01.1998 г), 8 из которых находятся в Воркуте, 7 из них в настоящее время входят в состав ОАО «Воркутауголь» и одна шахта («Воргашорская») образует самостоятельное ОАО.

С началом осуществления программы реструктуризации

началось разделение шахт, входящих в ОАО «Воркутауголь» на перспективные и неперспективные. К перспективным отнесены наиболее крупные и рентабельные шахты, большинство из которых смогут вести добычу в течение 30-40 лет на уровне установленной мощности.

Неперспективная группа шахт характеризуется меньшей добычей угля и затратами, существенно превышающими средний уровень; эти шахты снижают свой потенциал и подлежат досрочному закрытию. Ниже приводятся краткие

характеристики перспективных шахт (табл. 1).

В конце 80-х - начале 90-х годов перед угольной отраслью России стала задача адаптации к новым реалиям рыночной экономики в условиях общего экономического кризиса, осложненная наличием целого комплекса специфических проблем в самой отрасли. Начавшиеся процессы реформирования не обошли стороной и Печорский угольный бассейн.

Региональная программа

реструктуризации Печорского

угольного бассейна [1] была подготовлена по методическим рекомендациям компании «Росуголь» и ведущих отраслевых институтов и рассчитана на период 1995 - 2000 гг. В конце 1997 г. эта программа была несколько скорректирована (в основном с учетом темпов выполнения за 1995-1997 гг.).

Основная ее часть посвящена реструктуризации ОАО

«Воркутауголь», так как среди угледобывающих субъектов района оно имеет наибольшую

экономическую значимость.

Главным и наиболее действенным мероприятием, направленным на оздоровление экономического

положения ОАО «Воркутауголь», предлагается считать закрытие

неперспективных шахт региона. Это положение - концептуальная основа программы, его обоснованию

посвящена большая ее часть. После оценки шахтного фонда, он поделен на две части: перспективные и

неперспективные шахты. К неперспективным отнесены: «Южная», «Промышленная», «Юр-Шор», «Юнь-Яга», «Хальмер-Ю» (закрытие последней в момент подготовки

программы уже шло полным ходом). Уровень добычи на первых четырех шахтах составлял на 1994 г. 15 % от всей добычи по ОВУ, уровень дотации - 27 % (без капитальных вложений). Общие затраты по закрытию «Южной» (срок

прекращения добычи Ш квартал 1996 г.) и «Промышленной» (срок прекращения добычи Ш квартал 1995 г.) на 1995 г. ожидались в размере

82,1 млрд. руб.

Закрытие шахт ведет за собой высвобождение трудящихся. Все работающие на ликвидируемых шахтах пенсионеры подлежат переселению за пределы Севера. Трудящиеся допенсионного возраста должны частично занимать вакантные места на других предприятиях, частично - так же переселяться. Всего на социальные нужды должно пойти 61 % средств, выделенных на

закрытие шахт.

Для повышения

конкурентоспособности воркутинских углей предусмотрен ряд мер по снижению издержек производства. Кроме досрочной ликвидации

убыточных шахт, к ним можно отнести инвентаризацию сырьевой базы, освоение и наращивание мощностей перспективными

шахтами, реструктуризацию

строительного комплекса, сокращение количества очистных забоев и роста нагрузки на забой, сокращение

объемов поддержания выработок,

увеличение глубины обогащения, сокращения численности, передача жилья, объектов соцкультбыта в муниципальную собственность. Как планировалось в 1994 - 1995 годах, к 1997 г. себестоимость 1 тонны

должна была снизиться с 52994 до 44071 руб., т. е. на 16,8 %, а к 2000 г. до 35132 р. (33,7 %). Прибыль 1997 г по прогнозу 373 988 млн. руб., 2000 г.

- 503 288 млн. руб., причем в распоряжении предприятий в 1997 году останется 243 438 млн. руб., в 2000 г. 327 137 млн. руб. Полученная прибыль даст возможность снизить уровень господдержки в общих затратах

Таблица 1

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШАХТ ВОРКУТЫ

1Имеется обогатительная установка

2 Производится ручная породовыработка и сортировка

на производство с 46,5 % в 1994 г. до

23,7 % в 1997 г. и 12,9 в 2000 г. Ожидалось сокращение государственной поддержки к 2000 г. на 74 %.

Для стабилизации миграции трудового населения предлагалась программа переселения шахтеров и уменьшения за счет этого численности населения в регионе, увеличения уровня занятости, снижение объемов строительства жилья, которое в 2-2,5 раза дороже, чем в средней полосе.

Для нормализации социального, жилищного положения работников ОВУ, оптимизации рынка труда в городе программа реструктуризации социальной сферы ставила на 1995 -1997 гг. следующие задачи:

• прекращение дальнейшего найма

на действующие предприятия и только доукомплектование

действующих шахт;

• приведение численности

работающих в соответствие с реальным спросом на уголь и с загрузкой мощностей (в том числе строителей);

• переселение на юг;

• переселение из ветхого жилья в освободившееся;

• передача жилищно-

коммунального хозяйства в муниципальную собственность;

Создание новых рабочих мест в регионе было признано

нецелесообразным. Напряженное положение на рынке труда предполагалось решать за счет оттока населения из Воркуты, а проблему переселения из ветхого и аварийного жилья за счет высвобождения площадей, оставленных

переселенными в другие регионы. Ежегодная потребность в жилье оценена в 1200-1400 квартир (60-80 тыс. м2). Для достижения таких показателей необходимо 80-90 млрд. руб. в ценах I квартала 1995 г.

Коснемся теперь другого раздела региональной программы

реструктуризации - реструктуризации шахты «Ворга-шорская». Это предприятие было первоначально создано как неотъемлемая часть производственного объединения

«Воркутауголь» и долгое время ей оставалось. Поэтому, многие проблемы этой шахты сейчас сходны с проблемами шахт ОАО.

В настоящее время на «Воргашорской» ведется строительство

2-го горизонта. Шахта остро нуждается в новом оборудовании,

совершенствовании систем

внутришахтного транспорта и вентиляции, реконструкции комплекса поверхности.

По прогнозам 1994 г., на закупку и внедрение новой очистной техники требовалось 116898 млн. руб., на реконструкцию систем транспорта 22 012 млн. руб., на совершенствование процесса обогащения 6 995 млн. руб. Отказ от временных схем проветривания связывался с окончанием строительства вентиляционного шурфа № 4. После ввода его в эксплуатацию планировалось погасить значительный объем горных выработок, прилегающих к вент. шурфу № 1, что сократило бы затраты на поддержание.

Планировалось так же за счет внедрения новой техники сократить количество очистных забоев с соответствующим сокращением численности

работников. Все эти меры должны были вернуть шахте ее статус ведущего производителя угля в регионе и вывести ее основные технико-экономические показатели к 2000 г. на уровень 1988 г. (или даже превзойти его - табл. 2).

Итак, мы рассмотрели основные положения региональной программы реструктуризации Воркутинского промышленного района. С начала ее реализации прошло уже 4 года. Этот срок дает право на анализ и критическое осмысление результатов проделанной работы. Посмотрим, что принесла реструктуризация

Печорскому угольному бассейну.

Для начала обратим внимание на то, как идет процесс закрытия шахт. В 1995 г. закончены работы по ликвидации шахты «Хальмер-Ю» и переселению жителей поселка. С мая 1996 г. прекращена добыча угля на шахте «Юнь-Яга» и с августа на шахте «Южная». Таким образом, в ОАО остается одна неперспективная шахта -«Юр-Шор» с одной действующей лавой. Более детально показатели выполнения программы закрытия шахт можно проследить по таблице 3. Как видно из нее, несмотря на задержки финансирования, работы (вернее их горнотехническая часть) идут почти по графику.

Медленнее, чем предполагалось, ведется реконструкция

перспективных шахт. Практически по всем шахтам из-за сокращения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

объемов инвестиций сорваны сроки строительства очередных горизонтов, проходки новых стволов,

модернизации внутришахтного

транспорта, реконструкции комплекса поверхности.

Рассматривая выполнение

программы реструктуризации в шахтном строительстве за 1995-1997 г. можно сказать, что поставленные задачи по шахтам не выполнены. Сроки смещаются на год и более. Основной причиной является неудовлетворительное финансирование работ компанией «Росуголь».

Таблица 2

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ОАО «ШАХТА ВОРГАШОРСКАЯ»

Таблица 3

ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ ЗАКРЫТИЯ ШАХТ ОАО «ВОРКУТАУГОЛЬ»

В 1995 году планировалось

выполнить работы по реконструкции 5-ти шахт с освоением 31,4 млн. руб. капитальных вложений (цены 1991 года), фактически освоено 28,6 млн. руб. или 91,1% от предусмотренного.

В 1996 году по программе реструктуризации необходимо было получить инвестиций в объеме 52,7

млн. руб., компания «Росуголь» приняла к финансированию инвестиционную программу в объеме 23,9 млн. руб. или 45,4%.

По программе на 1997 год необходимы инвестиции в объеме

45,8 млн. руб. принята инвестиционная программа в объеме 21,5 млн. руб. капитальных вложений

(46,9%), в том числе 11,6 млн. руб. за счет собственных источников.

Перейдем теперь к вопросу обновления парка горно-шахтного оборудования. По программе лизинговых поставок предусмотрены поставки в ОАО «Воркутауголь» в

1994 - 1996 гг. 13-и

механизированных комплексов: 3

комплекса в 1994 году, 6 комплексов в 1995 году и 4 комплекса в 1996 году.

Фактически объединение

получило в 1994 - 1995 гг. годах два комплекса для шахты

«Воркутинская». Кроме того, в 1995 г. получено два комплекса для шахты «Северная» (перехо-дящих с 1993 - 94 гг.). Один из них отработал в 1995 году 6 месяцев, и по причинам дефектов изготовления и

комплектации оборудования работы по добыче угля остановлены. Из-за непоставки комплексов ОАО

вынуждено монтировать изношенное оборудование, что неизбежно

приводит к снижению нагрузки на очистные работы. По причине непоставки комплексов в 1995 году для отработки пласта «Четвертого» (который является защитным для пласта «Тройного») «Ворку-тауголь» теряет фронт работ по пласту

«Тройному», это шахты «Заполярная»,

«Комсомольская», «Воркутинская», что сказывается на работе в 1996 - 1997 гг.

В 1996 году получены комплексы: один - для шахты «Северная» и один

- для шахты «Воркутинская» (переходящие с 1995 года). Поставка комплексов по 1996 году не производилась. Из намеченных к поставке четырех комплексов остались переходящими на 1997 год два комплекса: фактически

профинансирован только один комплекс для шахты «Заполярная».

Таким образом, ОАО

«Воркутауголь» за 1994 - 1997 гг. фактически получило из 13 запланированных комплексов только 5, что составляет 38,5 %.

Несмотря на тяжелое финансовое положение, ОАО приобрело за счет собственных средств (амортизации) в

1995 г. один очистной комплекс, в

1996 г. - 3 очистных комплекса, 4 проходческих комбайна и 4 породопогрузочных машины, а также значительное количество другого оборудования на общую сумму 139 млрд. руб., в 1997 г. - один очистной комплекс (для шахты «Комсомольская») и 4 проходческих комбайна.

Но даже с учетом этого процент износа комплексов на 1.01.1998 составил около 88 %, а

горнопроходческой техники - 83 %.

Одним из основных моментов программы на 1995 - 1997 гг. является

переоснащение семи перспективных шахт высокопроизводительным

очистным оборудованием. За счет этого планировалось добиться дальнейшего сокращения количества очистных забоев, численности, затрат на добычу угля. Но в связи с неполным финансированием, работы свелись к ликвидации неперспективных шахт и закрытию малопроизводительных участков по шахтам.

Проведен ряд технических и организационных мероприятий по совершенствованию переработки и улучшению количества продукции. Так, зольность горной массы за 1995 год составила 37,8 %, за 1997 год -33,7 %. Зольность товарной

продукции снизилась с 17,8 % в 1995

г. до 17,0 % за 1997 год.

Увеличение объема переработки на ЦОФ «Печорская» позволило увеличить в целом по ОАО «Воркутауголь» по сравнению с 1994 годом долевое участие концентрата в товарной продукции на 7,0 %, при этом снизить его зольность на 1,1 %.

Для увеличения объема и глубины обогащения, снижения себестоимости переработки необходимо

реконструировать три обогатительные фабрики (ЦОФ «Печорская», ОФ шахты «Северная» и ОФ шахты «Воркутинская»).

Проводимая в ОАО

«Воркутауголь» работа дала

некоторые положительные

результаты. За 1995 - 1997 гг., выведя из эксплуатации 4 шахты, добыча на оставшихся 8 шахтах увеличена на 1000 тыс. тонн в год. При сокращении 12 очистных забоев за 1995 - 1997 гг. достигнута

среднесуточная нагрузка на очистной забой 1 353 тонн товарного угля в сутки, что на 54 % выше показателя 1994 года.

За 1995 - 1997 года сокращена численность промышленно-

производственного персонала на 4 276 человек, что составляет 18,2 % от численности в 1994 году.

За 1997 год среднемесячная производительность труда рабочего на добыче составила 63,0 т/мес. (в 1994 г. - 46,9 т/мес.), увеличение на 34,3% и в 1,5 раза выше среднеотраслевого показателя.

Все эти результаты достигнуты вопреки крайне нерегулярному финансированию, объемы которого явно занижены. Нельзя согласиться и

со сравнительной структурой государственного дотирования.

Действительно, по ОАО

«Воркутауголь» доля средств,

направленных на закрытие

предприятий в 3,0 раза превышает среднеотраслевую, доля средств на

развитие производства в 6,7 раза меньше, а на социальную сферу в 3,8 раза меньше. Конечно, такая

структура ни коим образом не соответствует значению

Воркутинского промышленного

района и совсем не вяжется с положением «Программы

реструктуризации» о первоочередной поддержке высокоэффективных производств.

Размер госдотации на одну тонну товарной добычи с 1993 по 1997 год возрос в 7,4 раза, в то время как себестоимость выросла за тот же период 18,9 раза. И если в 1993 г. господдержка на 1 т составляла 72,6% к себестоимости, то в 1997 этот процент уменьшился до 28,4 (а без финансирования закрытия - до 15,8 %). Рост себестоимости вызван в основном инфляционными

процессами, но на него также влияет региональная обособленность

бассейна и связанная с этим возможность для так называемых «естественных монополистов»

диктовать свои ценовые условия. Действительно, если за тот же период 1993 - 1997 гг. удельный вес оплаты труда в себестоимости уменьшился на 6,8 процентных пункта, то доля материальных затрат возросла на 10,8 пункта (доля услуг - на 4,9). Абсолютный рост составил 15,8 раза,

25,9 раза и 29,7 раза соответственно. Такой резкий рост нельзя объяснить только устранением структурных диспропорций времен плановой экономики.

Достаточно остро в настоящее время стоит вопрос обеспечения социальных гарантий.

В ТЭО ликвидируемых шахт и совхозов предусмотрены меры социальной защиты работников, т. е. выплаты единовременных пособий, гарантированный прием на работу путем перевода в рамках ОАО. Во всех ТЭО предусмотрена программа переселения ветеранов

производства за пределы Воркуты.

Из-за отставания в

финансировании мероприятий по ликвидации шахт, в том числе и

приобретения жилья, переселение происходит с большой задержкой. Из-за отсутствия финансирования строительство нового жилья в Воркуте практически прекратилось и основным источником переселения из ветхого жилья стали квартиры, которые освобождают ветераны Воркуты, выезжающие за ее пределы, как с закрываемых шахт, так и переселяемых по программе «Север».

В 1996 году для переселения ветеранов производства ОАО приобрело и получило 184 квартиры по программе «Север» и 410 квартир по ликвидируемым предприятиям. В результате этого в 1997 году было переселено из ветхого жилья 402 семьи, снесено 94 дома общей площадью 14,7 тыс. м2. В переданном администрации ветхом жилье, по состоянию на 01.01.98, проживает еще 5 933 семьи - 17 349 человек.

Сделав несложные

арифметические расчеты, можно сделать вывод, что при таких темпах переселения из ветхого жилья, на выполнение всей программы потребуется 15 лет.

Наш анализ показывает, что претворение в жизнь даже тех минимальных мероприятий, что предусмотрены программой

реструктуризации и направлены на увеличение конкурентоспособности ОАО «Воркутауголь» идет

неудовлетворительно.

Г оворя о реформировании производственно-экономической базы Воркуты, следует сделать одно замечание. Дело в том, что она в настоящее время катастрофически быстро сокращается, и сведения, справедливые в данные момент, уже через полгода - год могут оказаться неверными. Приведем такой пример.

Еще 2-3 года назад в Воркуте существовал мощнейший

строительный комплекс, состоящий как из предприятий ОАО (тогда объединения) «Воркутауголь», так и из предприятий комбината «Печор-шахтострой» и других предприятий. Эти организации, располагая соответствующими подразделениями (деревообра-батывающий комбинат, завод железобетонных изделий, завод крупнопанельного домостроения, ремонтно-механичес-кий завод,

управление механизации

строительства, строительные и шахтостроительные управления,

цементный завод, управление по монтажу и наладке оборудования), могли в кооперации возвести практически любой промышленный или гражданский объект, выполнив при этом самостоятельно весь цикл работ, начиная с расчистки территории под стройплощадку и кончая монтажом прецизионного оборудования. С поразительной быстротой (всего за несколько лет) весь этот отлаженный механизм был фактически ликвидирован. Правда,

некоторые его составные элементы продолжают работать, но это лишь малая доля того, чем мы располагали сравнительно недавно.

Порой складывается впечатление, что руководство высокого ранга, ответственное за принятие соответствующих решений, порой до конца не осознает всей губительности, даже катастрофичности тех

изменений, которые произошли в последнее время. Город Воркута, созданный изначально как

обособленный центр

угледобывающей промышленности, до настоящего времени сохранил положение типичной моноотраслевой агломерации. Несомненно, именно

это обстоятельство привело город в то критическое состояние, в котором он находится, несмотря на его чрезвычайно важное геополитическое значение, обусловленное огромными сырьевым потенциалом региона. Понятно, что сокращение основного производства сделало непосильным содержание производственной и социальной инфраструктуры,

мощности которой ранее не хватало. Но имеет место и обратная связь: ликвидация сопутствующих

предприятий делает невозможным стабильное функционирование

основных - получается замкнутый круг.

Вопрос сравнительной

конкурентоспособности угледобывающих предприятий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Печорского угольного бассейна на протяжении нескольких лет является предметом обсуждений, споров, подчас спекуляций. Остановимся кратко и мы на этой теме. Для этого обратимся к статистике последних лет (табл. 4).

Несмотря на растущую дороговизну выемочной техники, ограничение средств на ее приобретение и неуклонный рост

износа рабочего оборудования, довольно быстрыми темпами растет в бассейне производительность труда шахтеров (за четыре года - на 17,2%). Причем самые высшие темпы достигнуты в ОАО «Воркутауголь» -в 1997 г. по сравнению с 1994 на 34,3 % (по отрасли рост на 22,4 %, в Кузбассе на 21,5 %). Похожее

положение и с нагрузкой на забой: ее рост составил 33,3 %, 53,6 %, 45,0 % и 32,2 % по Печорскому бассейну, ОАО «Воркутауголь», «Росуглю» и Кузбассу соответственно.

Таблица 4

ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ШАХТ КОМПАНИИ «РОСУГОЛЬ», НЕКОТОРЫХ БАССЕЙНОВ И ОАО В 1994 - 1997 ГГ.

1Данные по добыче, производительности труда рабочего, себестоимости и среднесписочной численности для компании «Росуголь» и Кузбасса даны только по шахтам

За анализируемый период численность рабочих, занятых на добыче угля в бассейне уменьшилась на 21,0 %. Существенное сокращение

произошло во всех ОАО, кроме «Воргашорской»; здесь численность остается почти без изменений в расчете на восстановление ранее достигнутой мощности в 4,5 - 5,0 млн. тонн.

Уровень себестоимости в Печорском угольном бассейне в силу объективных факторов все время был выше, чем средний по отрасли. Внутри бассейна лидерство держит ОАО «Воркутауголь» (главная причина - горно-геологические условия). В то же время в этом ОАО темпы роста себестоимости наименьшие в бассейне. Следует также отметить, что в самом северном ОАО «Воркутауголь»

в 1996 г. себестоимость 1 тонны со всеми льготными северными надбавками, районными

коэффициентами и длинными отпусками была выше, чем в ОАО «Гуковуголь» (Донбасс) или «Прокопьевск-уголь» (Кузбасс) лишь на 17 - 18%, а по сравнению с ОАО «Северокузбассуголь» - всего на 2,3 %. За период 1993 - 1996 гг. индекс роста затрат по Кузбассу составил 18,7 раза, в Ростове - 24,3 раза, в Печорском бассейне - 12,3 раза.

И еще на одном моменте хотелось бы остановиться, говоря о результатах работы угледобывающих предприятий Воркутинского района. В целом по отрасли в 1997 г. произошел очередной спад добычи угля для коксования на 3,0 млн. тонн (94,6 %). Рост добычи

коксующихся углей в России наблюдается только в ОАО «Воркутауголь» и ОАО «Про-копьевскуголь», а по углям марки Ж -только в ОАО «Воркутауголь». Доля добываемого в Воркуте коксующегося угля составляет 21 %, а по марке Ж - 52 % от общего объема его добычи в стране.

Приведенные выше сравнительные данные иллюстрируют достоинства Печорского бассейна: по

подготовленным запасам угля, в технологическом, организационном плане он не только не уступает другим угледобывающим регионам, но и превосходит их. В то же время, несмотря на декларативные заявления чиновников «Росугля» о стратегической важности региона, о приоритетной

поддержке рентабельных производств, о необходимости воспроизводства

выбывающих мощностей, факты говорят об обратном. На деле ведется политика, направленная на сворачивание здесь производства. Приоритетным вопросом

реформирования стало именно закрытие шахт. Насколько разумно было тратить единовременно огромные средства на ликвидацию работающих предприятий, называя их «неперспективными», одновременно прекращая строительство новых, перспективных? Оправдана ли такая поспешность с точки зрения стратегических интересов государства -этот важнейший вопрос программа реструктуризации оставляет без ответа.

Спросим себя: не выгоднее ли, не разумнее ли было дать доработать свой срок шахтам, имеющим уже вскрытые достаточные запасы, чем тратить практически впустую, безвозвратно огромные средства на их ликвидацию, если можно было направить эти средства в инвестиции? Ряд исследований, проведенных за последние два года институтом «Печорниипроект», позволяют ответить на этот вопрос утвердительно [2].

Выяснилось, что простое механическое отсечение «неперспективных» шахт не уменьшило разрыв между показателями лучших и худших предприятий: место выбывших

аутсайдеров заняли новые. Была также смоделирована гипотетическая

ситуация: ликвидированные шахты не прекращали свою работу, и в течение всего периода с 1994 г. по 1997 г. в состав ОАО входило 12 угледобывающих предприятий.

Оказалось, что в этом случае средняя себестоимость угля по ОАО «Воркутауголь» отличалась бы от

фактической всего на 4,9 %. Т. е., столь болезненная ликвидация 4 самых высокозатратных шахт дала снижение себестоимости менее чем на 5 %. При работе над моделью был просчитан один из промежуточных вариантов, а именно: закрытие одной лишь шахты «Хальмер-Ю». В этом случае

себестоимость по ОАО была бы больше факта на 1,1 %. Следовательно,

закрытие «Южной», «Юнь-Яги» и «Промышленной» дало снижение себестоимости всего на 1 %!

Полностью подтвердилось

предположение о том, что в условиях увеличения нагрузки на лаву и отставания воспроизводства

добывающих мощностей хорошо работающие предприятия сами себя загоняют в тупик (эффект «проедания мощностей»).

Проведенная в сторону уменьшения ревизия сырьевой базы, а также планируемый (и фактически имеющий место) рост горнотехнических показателей приведут к тому, что через 10 лет регион станет перед проблемой грядущего обвального падения объемов производства. После 2003 г ОАО «Воркутауголь» будет с трудом обеспечивать спрос на коксующийся уголь даже по не очень оптимистичному прогнозу программы реструктуризации, не имея при этом никаких резервов повышения мощности. А отсутствие таких резервов уже нанесло тяжелый удар по ОАО, когда после январской (1998 г.) катастрофы на «Центральной», из состава общества раньше срока выпала шахта, демонстрировавшая прежде стабильную работу [2].

Рамки статьи не дают возможности подробно, качественно и количественно, рассмотреть все аспекты происходящих преобразований, однако даже краткий анализ позволяет с сожалением констатировать наличие весьма сложного комплекса

производственных, социальных и экологических проблем, требующих безотлагательного решения.

Несмотря на принимаемые меры, положение в регионе по всем критериям остается крайне напряженным, симптомы стабилизации проявляются ничтожно мало. Груз проблем, накапливающихся со времен команднораспределительной экономики,

продолжает расти. Это свидетельствует о том, что существующие подходы к реформированию отрасли себя не оправдали, а курс на реструктуризацию нуждается в серьезной корректировке.

Очевидно, что следует изменить саму концепцию и приоритеты программы реструктуризации;

перенести центр тяжести с закрытия неперспективных предприятий на строительство новых

высокорентабельных шахт, которые будут вести добычу дефицитных в настоящее время марок угля. Появление неперспективных предприятий -следствие не только плохих природных условий, но и ошибок в планировании, управлении, финансово-кредитной и налоговой политике, ценообразовании, сделанных как на макро- так и на микроэкономическом уровне. Без

сомнения, от неэффективных производств нужно избавляться, однако ограничиться только этим - значит лечить не саму болезнь, а ее симптомы.

Требует пересмотра политика ценообразования: в первую очередь это относится к так называемым региональным «естест-венным

монополистам» - энергетикам, железнодорожникам, которые из-за непредсказуемого, импульсивного увеличения цен и тарифов стали фактором формирования столь высокой себестоимости угля. При существующих условиях трудно говорить о

возможности вести на шахтах целенаправленную работу по снижению затрат.

Нужно учитывать, что

угледобывающие регионы

представляют собой сложные производственные агломерации, и решать экономические и социальные задачи здесь можно только комплексно. Следует искать пути диверсификации промышленности в таких регионах, так как их моноотраслевая направленность только усугубляет имеющиеся проблемы. Снижение дотационности должно перестать быть самоцелью, а превратиться в инструмент управления и селективной поддержки

угледобывающих регионов.

Невооруженным глазом видно, что «Программа социально-экономического развития и реструктуризации производства Печорского угольного

бассейна» фактически носит

самоликвидационный характер. Даже оставив в стороне такой чрезвычайно важный вопрос как решение социальных проблем, возникающих при столь высоких темпах процесса

ликвидации предприятий, являющихся градообразующим фактором и объективно ставших движущей силой в освоении обширных территорий государства и другие, связанные с этим вопросы, следует отметить, что государственная программа

реструктуризации охватывает лишь очень короткий временной период, за которым - неизвестность.

Строительство современных шахт требует времени, которое нельзя упускать даже в обычной обстановке, когда шахты выбывают по естественным причинам отработки их запасов. Опыт 60 - 70-х гг. показывает, что закрытие шахт может быть совершенно безболезненным процессом

и притом, что добыча угля растет, а себестоимость существенно снижается.

Программа реструктуризации в нынешнем виде никаких надежд на будущее не оставляет. Более того, чем эффективнее станут работать так называемые «перспективные» шахты, тем скорее они исчерпают свои запасы, и богатейший угольный бассейн как бы неожиданно для себя через каких-нибудь 10 - 15 лет окажется без всяких перспектив. И не только шахт будет все меньше, но и вся инфраструктура придет в упадок. Но можно ли считать такой финал желанным для государства, стремящегося восстановить свою экономику и вернуться в ряд крупнейших стран мира.

Принимая во внимание эти замечания и представленные выше цифры, можно сделать ряд выводов.

1. Улучшение горнотехнических и экономических показателей только механическим отсечением худших шахт

- путь экстенсивный и неперспективный. Выбытие

производственных мощностей (как в результате ликвидации, так и по

естественной причине отработки запасов) должно сопровождаться их воспроизводством. Это утверждение особенно верно для Печорского угольного бассейна, располагающего уникальными по величине и марочному составу запасами угля, перспективного именно с точки зрения строительства новых, мощных, рентабельных шахт. Пойти по пути одного лишь закрытия «неперспективных» шахт, пусть даже сочетая ее с реконструкцией «перспектив-ных» - значить фактически начать свертывание всей

промышленной инфраструктуры

региона.

2. Проблемы региона должны решаться системно. Нужно учитывать, что такие города, как Воркута - явление уникальное, имеющее мало аналогов в мире. В условиях Заполярье создана инфраструктура с коммуникациями, телевизионной, телефонной и космической связью, железнодорожным и авиационным сообщениями с центром, с электро- и теплообеспечением, с возможностью сравнительно быстрого выхода к

побережью, отрогам Урала, на

Пермский промышленный узел. А это вся таблица Менделеева - цветные, редкоземельные и драгоценные

металлы, марганец, бариты, мрамор и т.

д. При отсутствии комплексного

подхода все это может быть утрачено.

3. Учитывая объективные трудности, связанные с недостатком

инвестиций, следует рассматривать все возможные варианты развития, направленные на диверсификацию производства, интеграцию угле- и энергопроизводящих предприятий, расширение номенклатуры выпускаемой продукции, и т. д. Но пока угольная отрасль является градообразующей в Воркуте и Инте, пока эти города сохраняют свою моноотраслевую ориентацию, только строительство новых угледобывающих объектов может дать толчок к дальнейшему освоению Европейского Севера. А без него невозможно будет и развитие всей промышленности, сосредоточенной на Северо-западе и в Центре России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Программа социально-экономического развития и реструктуризации производства Печорского угольного бассейна // Сыктывкар - Москва, 1995 г.

2. Исследование проблемы организации динамического процесса воспроизводства действующих производственных

мощностей региона, как приоритетного средства обеспечения конкурентоспособности воркутинских углей и адекватного удовлетворения спроса на твердое топливо в рыночных условиях восстановления экономики - Отчет о научно-исследовательской работе // Воркута, Печорниипроект, 1998 г.

/-----------------------

Аркуша М.Е. - ст. Научны Рейшахрит Е.И. — доцент, Рыбкин В.К. — кандидат эко Скобелев В.Л. — доцент государственный горный институт.

.....................................................у

сотрудник, Печорниипроект.

андидат технических наук, Воркутинский горный институт. юмических наук, ОАО «Воркутауголь».

кандидат экономических наук, Санкт-Петербургский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.