Научная статья на тему 'Социальные ценности как основа профессионально-педагогической деятельности'

Социальные ценности как основа профессионально-педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богатырева М. Р.

Настоящая статья рассматривает ценностный компонент профессионально-педагогической деятельности, ее функции, критерии и уровни. Обоснованы тенденции, принципы и условия развития личности преподавателя как центрального фактора в труде преподавателя (ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы), которая характеризуется педагогической направленностью и определяет сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится учитель, какие он ставит задачи и цели, какие выбирает способы и средства для достижения целей и решения задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные ценности как основа профессионально-педагогической деятельности»

ББК 60.561.23 УДК 316.334.22

СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Богатырева М.Р.

Настоящая статья рассматривает ценностный компонент профессиональнопедагогической деятельности, ее функции, критерии и уровни. Обоснованы тенденции, принципы и условия развития личности преподавателя — как центрального фактора в труде преподавателя (ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы), которая характеризуется педагогической направленностью и определяет сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится учитель, какие он ставит задачи и цели, какие выбирает способы и средства для достижения целей и решения задач.

В связи со снижением в последнее время уровня педагогической деятельности возрастает необходимость исследования ценностного компонента этого процесса. Масштаб подготовки педагогическим профессиям хотя и не снижается, но все же, все меньше и меньше молодых специалистов можно увидеть в наших школах и вузах. Образование в нашей стране претерпевает системный кризис. В некоторой степени это обусловлено низкой оплатой труда и снижением мотивации работников образования. Но данная проблема имеет и более глубокие основания. Материальные стимулы не являются ведущими в выборе профессии учителя и научного работника.

Профессия педагога - одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Выхолаживание педагогического процесса неизбежно приведет к культурному, экономическому и социальному кризису.

Развитие высшей школы невозможно без осознания огромной роли культурного и образовательного потенциала в личностнотворческой самореализации преподавателя. Характерные для современного общества изменения во всех сферах жизни и деятельности человека, активное освоение культурных ценностей объективно требуют превращения высшей школы в институт воспроизводства и создания педагогической культуры. Но такие бы перемены ни происходили в высшей школе, все они обязательно касаются преподавателя вуза, педагога и ученого, как носителя научного знания, культурно-педагогического опыта общества. В общей и профессионально-педагогической культуре проявляется социокультурный, интеллектуальный, нравственный потенциал преподавателя. Этот потенциал составляет национальное богатство и должен быть востребован и рационально использован.

Необходимость повышения профессиональнопедагогической культуры преподавателя высшей школы обусловлена возрастающими требованиями к уровню общекультурной и специальной

подготовки выпускников вузов; сменой

общеобразовательных парадигм, фиксирующих

«... особенностью современного развития образования в мире является ведущая роль

умственной деятельности, переход к когнитивному обществу ...»

переход от массово-репродуктивных форм и методов преподавания к индивидуальнотворческим; подготовкой будущих специалистов к профессиональному, компетентному вхождению в рынок труда с прочно сформированными

потребностями в постоянном профессиональном самообразовании и саморазвитии.

Педагогическая подготовка преподавателей

вузов, удовлетворяющая требования обучения и воспитания студентов в рамках традиционно образовательной системы, оказалась сегодня малоэффективной для обеспечения

действительного профессионализма и

компетентности будущих специалистов.

Сложившаяся ситуация в высшей школе привела к возникновению противоречия между

требованиями, предъявляемыми обществом к уровню подготовки специалистов в новых

социально-экономических условиях, и уровнем профессионально-педагогической культуры

преподавателей, осуществляющих подготовку специалистов нового типа.

Это противоречие порождает целый комплекс проблем, связанных с определением содержания психолого-педагогической подготовки вуза,

выявлением возможностей внутривузовского повышения профессионально-педагогической культуры, разработкой теоретических основ,

условий и механизмов развития профессиональнопедагогической культуры преподавателя высшей школы.

Для разрешения этих проблем должны быть включены социокультурные, общепедагогические, личностно-творческие механизмы, укрепляющие и стимулирующие педагогическую деятельность преподавателя. Социально-экономические

катаклизмы в современном обществе не замедлили сказаться на общей атмосфере и моральнопсихологическом климате высшей школы. Возникшие затруднения в материальном, техническом оснащении исследовательской, учебно-воспитательной базе, существенное

ухудшение материального положения

профессорско-преподавательского состава привели к снижению престижа и авторитета преподавательской деятельности, оттоку

Вестник Башкирского университета.2006.№2.

123

значительной и наиболее молодой, перспективной части профессорско-преподавательского корпуса страны за рубеж и в иные сферы деятельности. Недооценка роли и места научно-педагогической интеллигенции ведет к снижению качества подготовки специалистов, сдерживанию научнотехнического прогресса общества.

В этих условиях важно не только сохранить научно-педагогический потенциал вузов, но и повышать уровень профессионально-

педагогической культуры, являющейся мерой и способом творческой самореализации личности преподавателя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, а также стабилизирующим фактором, сдерживающим инволюционные процессы в вузе.

При кардинальном изменении существующей системы повышения квалификации преподавателей вузов становится необходимым создание условий, стимулирующих стремление к инновационной педагогической деятельности, к самостоятельному повышению профессионально-педагогической культуры. Традиционные формы воспитания педагогической культуры в вузах направлены в основном на репродуктивные способы усвоения знаний, в то время как возникает необходимость в разработке индивидуальных, инновационно-

рефлексивных форм освоения педагогической культуры, ориентирующих педагогов на познании и переосмысление собственно педагогического опыта, создание педагогических новшеств, развитие личной педагогической системы, индивидуального стиля педагогической

деятельности и своего профессионального «Я».

Таким образом, совершенствование

профессионально-педагогической культуры

преподавателя - это преодоление собственно

«педагогичности», уход от устоявшихся стереотипов педагогической деятельности и

общения и овладение новыми способами

профессиональной самореализации.

Совокупность педагогических ценностей как норм, регламентирующих профессиональнопедагогическую деятельность преподавателя, носит целостный характер и выступает как

познавательно-действующая система,

определяющая отношения между сложившимися взглядами на проблемы профессионального образования и профессионально-педагогической

деятельности преподавателя высшей школы.

Педагогические ценности объективны, так как складываются исторически в ходе развития

общества, системы образования и фиксируются в педагогической науке как форме общественного сознания в виде идей, концепций, теорий. В процессе подготовки и осуществления педагогической деятельности преподаватель овладевает педагогическими ценностями,

субъективирует их. Уровень субъективации

педагогических ценностей - это степень

реализации идеально-ценностного, трансформации потенциального в актуальное. Он является

показателем личностно-профессиональной

развитости преподавателя, его педагогической

культурности.

По мере изменения условий социальнопедагогической деятельности, развития

потребностей общества, школы, личности изменяются. Переоцениваются и педагогические ценности. К примеру, демократизация общества способствует популярности форм и методов инновационного обучения. В истории педагогики отчетливо прослеживаются эволюция теории обучения от схоластической к объяснительноиллюстративной, а от нее - к проблемноразвивающей. В разные периоды развития высшей школы по-разному оценивалась актуальность методов наглядного и абстрактного обучения, роль технических средств. История педагогики знает и такие случаи, когда под влиянием личных или групповых интересов получали хождение ложные утверждения о педагогических фактах, явлениях, теориях (например, концепции о врожденной обусловленности развития психики ребенка, об отмирании школы как социального института, о несостоятельности педологии как науки, об отсутствии предмета социальной педагогики и психологии и др.). Исключение таких важных проблем из числа педагогических ценностей на многие десятилетия задержало развитие педагогической науки и практики.

Педагогические ценности выступают в

качестве относительно устойчивых ориентиров, с которыми педагоги соотносят свою жизнь и педагогическую деятельность. Вплетение общечеловеческих ценностей - добра и красоты, справедливости и долга, равенства и чести - в палитру ценностей педагогических и овладение ими создает ту основу, на которой разрабатывается содержание педагогического образования.

Субъективное восприятие и присвоение

преподавателем общечеловеческих культурнопедагогических ценностей определяется его личностными качествами, направленностью профессиональной деятельности,

профессионально-педагогическим самосознанием, личной педагогической системой и отражает, таким образом, его внутренний мир.

Степень присвоения личностью

педагогических ценностей зависит от активности ее педагогического сознания, так как установление ценности той или иной педагогической идеи, педагогического явления происходит в процессе оценки. Критерием оценки является сложившийся на основе психолого-педагогических знаний, результатов собственной деятельности и сопоставления ее с деятельностью других обобщенный образ. Образы индивидуального педагогического сознания могут совпадать и не совпадать с выработанными и признанными в

обществе или профессиональной группе представлениями о целях, содержании, субъекте и объекте педагогической деятельности, т. е. обо всем том, что обеспечивает педагогическую

компетентность и целесообразность деятельности педагога.

Качество образования, как известно во многом определяется компетентностью и уровнем профессиональной деятельности учителя. Чем выше компетентность специалиста, тем

деятельность, выполняемая им будет более продуктивной при небольших затратах ресурсов (личностных, материальных, временных). В противном же случае результативность деятельности будет не соизмерима с понесенными затратами.

Профессионально-педагогическое сознание выполняет сложную регулятивную функцию: оно структурирует вокруг личностного «ядра» все многообразие способов учебной, методической, воспитательной, научной, общественнопедагогической деятельности.

Многообразие видов деятельности

преподавателя высшей школы стимулирует развитие его индивидуальности. Каждый преподаватель актуализирует лишь ту часть профессиональной деятельности и те педагогические ценности, которые являются для него жизненно и профессионально необходимыми. Индивидуализированный профессионально-

педагогический опыт и связанные с ним переживания, убеждения, профессиональные связи и отношения составляют его профессиональное «Я».

Профессиональное сознание направлено на анализ разных сторон «Я» личности преподавателя, его профессиональной деятельности и призвано определять границы и перспективы личного смысла, т. е. внутреннего мотивированного значения для субъекта того или иного действия, поступка. Представляя собой систему наиболее общих суждений, знания о деятельности, о себе, о других и обществе, педагогическое сознание является в то же время результатом исключительно индивидуального опыта, особым механизмом профессионального становления личности преподавателя.

Последнее десятилетие характеризуются активной обращенностью к проблеме ценностей в образовании. Аксиологические приоритеты общего образования раскрыты в работах Б. М. Бим-Бада, М.В. Богусловского, В.З. Вульфова, Б.Т.

Лихачева, Н. Д. Никандрова, З. И. Равкина и др. Ряд работ Г. И. Чижаковой посвящен становлению и развитию отечественной педагогической аксиологии, которая представляет собой междисциплинарную область знания,

рассматривающую образование, воспитание, обучение, педагогическую деятельность как основные человеческие ценности.

Личность учителя (ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы) характеризуется педагогической направленностью и определяет сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится учитель, какие он ставит задачи и цели, какие выбирает способы и средства достижения целей и решения задач. Поэтому личность является центральным фактором в труде учителя.

В контексте формирования профессиональнопедагогической культуры важно обратить внимание на те качества, которые характеризуют личность преподавателя как субъекта собственной профессиональной деятельности. Это связано с тем, что субъект деятельности определяет необходимую меру своей активности соответственно масштабам решаемых задач. В таком случае преподаватель испытывает удовлетворение не только от результатов собственной работы, но и от процесса ее протекания, характера построения, и это помогает ему избежать полной зависимости от социальных требований и установок. На таком основании среди качеств личности преподавателя вуза, несущих аксиологическую нагрузку, я выделю прежде всего те, которые связаны с самовыражением, применением своих

способностей, творчеством.

Система объективно существующих ценностей (целей, средств, отношений, качеств и знаний) порождает в сознании преподавателя личностную систему ценностных ориентаций. Важно, чтобы она существовала не только в сознании, в мыслях, но и в реальных профессионально-ориентированных действиях и поступках...

ЛИТЕРАТУРА.

1. Соколов К. Б. Ценности культуры и современная эпоха. М., 1990.

2. Баскова Н. О. Компетентность педагога как важнейшее условие успешности его профессиональной деятельности // Педагогика, Выпуск 5, Пермь - 2004. С. 67.

3. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

4. Панферова В.В. Социология образования //СПЖ. 2001 №4

5. Арнаутов В. В. Развитие интереса к профессии учителя у студентов педколледжа в условиях учебно-научно-педагогического комплекса // Автореф. дис.: канд. пед. наук. Волгоград. 1995.

6. ТЕИС. Образование и человеческое развитие. М., 2000.

7. Садовничий В.А. Образование, которое мы можем потерять. //сборник. М.:МГУ, 2003.

8. Сергеев Н.К., Арнаутов В.В. Профессиональное становление будущего учителя в условиях учебно-научно-педагогического комплекса (мотивационный аспект) // Монография. Волгоград: Перемена, 1997.

9. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда // ЮНИТИ, 1999.

10. Образование: скрытое сокровище ЮНЕСКО. Париж, 1997.

Поступила в редакцию 21.02.06 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.