УДК 316.33 Бокарева Вера Борисовна
кандидат социологических наук,
соискатель Современной гуманитарной академии
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА
Bokareva Vera Borisovna
PhD in Social Sciences, D.Phil. Applicant, Modern Academy for Humanities
SOCIAL TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF PERSONNEL TRAINING FOR SMALL BUSINESSES
Аннотация:
В статье представлены пути повышения рационализации системы подготовки кадров для малого бизнеса посредством реализации социальных технологий мониторинга деятельности предприятий этого сектора: социально-коммуникативной, конкурсно-состязательной, развития образовательных традиций и кураторства. В качестве причины, обусловившей возникновение необходимости применения указанных социальных технологий, отмечен низкий уровень эффективности системы социального управления подготовкой и профессиональным развитием кадров.
Ключевые слова:
социальные технологии, система подготовки кадров, профессиональное развитие, кадры, кадровый потенциал, малый бизнес, коммерческое предприятие, кураторство, социально-коммуникативная социальная технология, конкурсно-состязательная социальная технология.
Summary:
The article considers how to improve the system of personnel training for small business through the implementation of social technologies monitoring the company's activities: social-communicative, competitive, development of educational traditions, and supervising. The author believes the low efficiency of the social management of personnel training and professional development is the reason determining the need for social technologies application.
Keywords:
social technologies, system of personnel training, professional development, personnel, human resources, small business, commercial enterprise, supervision, social and communicative social technology, competition-based social technology.
Предпринимательская деятельность ведется в условиях высокой конкуренции, давления налогов и под влиянием других негативных факторов. Система подготовки кадров для малых предприятий малого бизнеса нуждается в эффективных адаптированных методах и инструментах управления.
Объект настоящего исследования - система подготовки кадров малых предприятий, предмет - социальные технологии. Задачи исследования: раскрыть специфику системы подготовки кадров для предприятий этой страты, разработать основные пути повышения качественного уровня этой системы посредством реализации комплекса социальных технологий.
Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, которая осуществляется социально-экономическими субъектами с целью получения прибыли. Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», к малым предприятиям относятся предприятия с численностью штата до 100 человек [1]. Кадры предприятия - совокупность работников, с которыми у данной организации заключены договорные отношения на выполнение определенных трудовых обязанностей [2, с. 71].
С позиции структурно-функционального подхода (В.А. Мансуров, Р.К. Мертон, Т. Парсонс, В.И. Староверов, С.С. Фролов и др.) система подготовки кадров для предприятия малого бизнеса, помимо субъекта и объекта с определенными функциями, включает набор подходов, способов и методов, посредством которых достигаются поставленные цели.
Актуально привести результаты экспертного опроса, осуществленного автором: N = 19, период проведения - май - июль 2015 г. Эксперты: руководители региональных и муниципальных органов власти Нижегородской области, занимающиеся проблематикой малого бизнеса, представители предпринимательских ассоциаций, главные редакторы специализированных СМИ.
Большинство экспертов (74 %) подчеркивают утрату доверия работодателей к качеству высшего образования. Ситуационный анализ показывает, что в системе управления социально-трудовыми отношениями важным элементом являются трудовые ресурсы (люди). В связи с этим одной из основных проблем малых предприятий является низкий уровень эффективности системы социального управления подготовкой и профессиональным развитием их кадров. По утверждению экспертов, для системы социального управления подготовкой кадров предпри-
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ятия малого бизнеса характерны: слабый уровень развития социальных технологий образования, отсутствие централизованной координации работы профильных кафедр, слабая вовлеченность заинтересованных сторон в этот процесс, недостаточная поддержка со стороны СМИ и общественных организаций, отсутствие систематических научных исследований. Таким образом, при согласованности целей, выработке единых программ развития и взаимодействия всех вышеуказанных элементов в ходе их реализации можно повысить качественный уровень подготовки кадров для малых предприятий.
Так, А.Н. Гостев, Е.В. Желнина, В.В. Щербина рассматривают социальную технологию как систему последовательно применяемых методов, средств и механизмов взаимодействия социальных субъектов в целях оптимального, с наименьшими затратами изменения их свойств, характеристик, состояний [3, с. 27; 4, с. 8; 5, с. 823-824]. В таком подходе недостаточно внимания уделено системности воздействия на социальный объект. Социальная технология - это формализованная процедура социального воздействия на объекты, процессы, отношения и явления в соответствии с заранее разработанным планом с целью приведения социального объекта в определенное состояние [6, с. 30-32].
Так, любая социальная технология ориентирована на алгоритмизацию соответствующего процесса. При этом суть технологизации заключается в: определении цели, формировании процесса, создании механизма регуляции и саморегуляции, обеспечении благоприятных условий [7, с. 119-125]. С позиции структурного подхода использование социальных технологий осуществляется через основные группы объектов: государственную систему управления, отраслевые организации, вузы, малые предприятия.
С позиции А.М. Столяренко социальные технологии подготовки кадров представляют собой обучающие организационно-методические комплексы, связывающие в технологическую цепочку конкретную задачу обучения, отвечающее ей содержание и средства, ориентированные на достижение максимально высокого результата [8, с. 323]. Вместе с тем в проектировании современных технологий подготовки кадров для малого бизнеса важно отойти от узкого методического подхода, оптимально использовать комплексный подход.
Социальные технологии подготовки кадров - это формализованные процедуры социального воздействия по получению знаний за счет реализации алгоритмизированных действий по централизованному обучению группы людей в течение определенного периода времени.
Учитывая специфику развития малых предприятий, целесообразно укреплять кадровый потенциал посредством: профессионального развития, привлечения квалифицированных специалистов в отрасль, создания оптимальных условий для эффективной работы [9, с. 98]. Как показывает ситуационный анализ, актуально соблюдение следующих императивов: вовлечение в данный процесс представителей смежных подсистем, четкое распределение функций между всеми его участниками, создание адаптированной нормативно-методической базы, определение приоритетов на каждом этапе работы.
Результаты проведенного исследования показывают, что для 78 % предпринимателей нет отраслевых авторитетов и экспертов. Подавляющее большинство руководителей, 85 % экспертов, не интересуются деятельностью отраслевых ассоциаций. Исходя из изложенного возрастает значимость социально-коммуникативной технологии - повышения эффективности системы социального управления подготовки кадров, опирающейся на определенную программу действий по управлению коммуникацией малых предприятий, вузов, ассоциаций и СМИ с целью решения социально значимых задач. Следовательно, необходимо создание практически ценной информационной базы для бизнес-сообщества, с помощью которой руководители предприятий, учащиеся и другие группы смогут получать обновленную и достоверную информацию о вакансиях и предложениях на рынке труда, об изменении законодательства, о деятельности ассоциаций, о конкурсах и т. д. в свободном доступе.
Ввиду сказанного выше актуальна технология мониторинга деятельности малых предприятий - процесс систематического изучения этой группы как социального объекта, анализа и оценки его состояния, прогнозирования и контроля его деятельности и изменений. Этот техноло-гизированный процесс включает направления: выработки стратегии и плана действий, определения проблем, ключевых точек мониторинга, проведения систематических замеров, фиксации результатов, разработки рекомендаций.
Наряду с этим в слабой степени реализован потенциал конкурсно-состязательной технологии. Существенно, что 72 % экспертов подчеркнули готовность предпринимателей и их сотрудников участвовать в конкурсах, соревнованиях с возможностью получения денежного или иного приза. С точки зрения функционального подхода конкурсно-состязательная социальная технология, которая является организованным соревнованием за достижение лидирующей позиции в чем-либо, позволит одновременно решить комплексные задачи, повысит вовлеченность бизнес-
сообщества и ассоциаций в развитие сектора малого бизнеса, что приведет к укреплению ее кадрового потенциала, повышению качества продукции и др.
Так, по данным исследования, 93 % респондентов уверены в том, что в российской системе подготовки кадров отечественные традиции слабы. Они переживают идеологический кризис, нуждаются в системном управленческом подходе и развитии. Технологии формирования традиций подготовки персонала представляют собой поэтапное регламентирование процесса формирования социального и культурного наследия, воспроизводящегося в течение длительного времени. Они будут содействовать разработке единых стандартов восприятия предпринимательской деятельности, развитию единого доступного и эффективного коммуникативного пространства, укреплению мотивации коммерсантов на развитие. В системе подготовки кадров малого предприятия в качестве традиций выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, обычаи и т. д.
Наряду с этим, как считают 86 % экспертов, возрастает значимость мер адаптации новых сотрудников. В данном контексте технология кураторства - систематическое целенаправленное наблюдение и помощь молодым специалистам - направлена на повышение эффективности подготовки кадров. Ее методы включают: консультационную помощь, моделирование сценариев развития персонала, формирования кадрового резерва и др.
Таким образом, реализация социальных технологий мониторинга деятельности малых предприятий: социально-коммуникативной, конкурсно-состязательной, развития традиций и кураторства - повысит эффективность системы профессиональной подготовки и развития кадров малых предприятий.
Ссылки:
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 29.06.2015). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Гостев А.Н. Система регионального трудоустройства населения // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар, 2015. С. 67-77.
3. Гостев А.Н. Муниципальное управление трудоустройством населения // Социология образования. 2015. № 2. С. 24-35.
4. Желнина Е.В. Профессиональная подготовка персонала крупной компании как социальная технология : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2011.
5. Щербина В.В. Технология социальная // Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С. 823-824.
6. Бокарева В.Б. Социоэкономическая парадигма социального управления высшим гуманитарным образованием // Социология образования. 2011. № 6. С. 28-40.
7. Бокарева В.Б. Социальные технологии в системе управления малым бизнесом. М., 2013.
8. Столяренко А.М. Психология и педагогика. М., 2009. 423 с.
9. Сакович С.М. Социологическая практика как основа профессиональной социализации социологов и условие взаимодействия с рынком труда // Университетские чтения. 2010. Вып. 20. С. 94-101.