УДК 316.77
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ SOCIAL TECHNOLOGIES IN IMAGE MAKING OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION
Клованич В.В.
Южно-Российский институт управления - филиал
Российской академии народного хозяйства и государственной службы
Klovanich V.V.
South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential
Academy of
National Economy and Public Administration
Аннотация: Данная статья описывает процесс и результаты применения социальных технологий при создании положительного имиджа образовательной организации, на примере Южно-Российского института управления РАНХиГС.
Ключевые слова: социальные технологии, PR-деятельность, ЮРИУ РАНХиГС, Вузы, положительный имидж
Annotation: This article describes the process and results of the application of social technologies in creating a positive image of an educational organization, by the example of South-Russian Institute of Management of RANEPA.
Key words: social technologies, PR- activity, SRIOM RANEPA, universities, positive image.
Проблема внешнего представления вуза существовала всегда, но в современных условиях она проявляется более отчетливо. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы предусматривает сокращение количества вузов на 40%, а их филиалов — на 80%.[1] Необходимость управлять имиджем образовательной организации в таких условиях становится особенно актуальной. Взаимосвязь между имиджем образовательных учреждений и конкурентоспособностью является прямой, так как результатом установления прочных социальных связей является повышения доверия, престижа заведения, а также высокие оценки и целенаправленный выбор. [4, С. 243-247]
Говоря о структуре имиджа образовательной организации, выделяют такие компоненты как:
1. Имидж образовательной услуги - совокупность представлений людей относительно уникальных характеристик, которыми обладает услуга, таких как, качество образования, новые специальности, специализации, степень после окончания вуза, стоимость услуги, уровень зарубежных связей.
2. Имидж потребителей образовательных услуг включает информацию о стиле жизни, общественном статусе и некоторых личностных (психологических) характеристиках потребителей. В данном случае, необходимо рассматривать не представления, а реакцию и оценку потребителей относительно имиджа Вуза.
3. Внутренний имидж организации - это представления преподавателей и студентов о вузе. Основными детерминантами внутреннего имиджа являются культура организации и социально психологический климат. Представления: система духовных ценностей, наличие творческих групп, технологичность образования,
инновационность, финансовая устойчивость, возможность получения высокой заработной платы, стипендии.
4. Имидж ректора Вуза и научного совета - совокупность представлений о ценностных ориентациях, способностях, установках, внешности и психологических характеристиках.
5. Имидж персонала представляет собой оценку преподавательского состава по нескольким критериям.
По компетентности: точность выполнения работы, мобильность, аккуратность в выполнении должностных обязанностей, информированность, высококвалифицированная подготовка.
По культуре внутри коллектива: социально-психологические характеристики преподавателей, коммуникабельность (приветливость в общении, улыбчивость), правильность речи.
6. Социальный имидж организации - впечатления широкой аудитории о социальных целях и роли вуза в культурной, экономической, социальной и жизни общества: реализация бесплатного обучения детей инвалидов методом дистанционных технологий, сирот, отсрочка от армии, взаимодействие с другими структурами социальной системы общества( заключение договоров со школами о приеме медалистов, проведение вступительных экзаменов в школе).
7. Визуальный имидж организации - образ широкой общественности, основанный на зрительных ощущениях, фиксирующих информацию о лекционных аудиториях, фирменной символике организации, интерьере корпусов. Главной составляющей осязаемого имиджа вуза является фирменный стиль, который выступает основой при разработке философии Вуза, в рамках формирования внутреннего и личного имиджа. Интернет-представительство (сайт) и символика Вуза играют важную роль в формировании визуального имиджа.
8. Бизнес-имидж организации представляет сведения о Вузе, как о субъекте деловой активности. В качестве составляющих данной характеристики выделяют деловую репутацию, знаменитых выпускников, инновационные разработки, дифференциацию факультетов и специальностей.
По одной из типологий имиджа, приведенных Е.Н. Богдановым, по направленности проявления выделяют внешний и внутренний имидж. Внешний имидж проявляется во внешней среде и ориентирован на потребителей образовательных услуг и партнеров. Его дополнением являются: бизнес-имидж, социальный имидж, имидж ректора, визуальный имидж.
Внутренний имидж представляет собой впечатление о взаимодействии во время рабочего процесса между сотрудниками вуза. Внутренний имидж направлен на преподавателей и студентов. В процессе формирования имиджа структурируются нормы, ценности общения персонала в вузе. В результате эффективного внутреннего имиджа создается «сплоченная команда единомышленников», которая отличается от других организаций структурой, новаторством, правилами, символикой.[2, С. 41]
Формирование положительного имиджа образовательной организации реализуется с помощью социальных технологий.
Социальная технология — это совокупность последовательных операций, процедур целенаправленного воздействия и реализации ранее намеченных планов (программ, проектов) и получения оптимального социального результата. Социальная технология как важнейший элемент механизма управления представляет собой средство перевода языка намерений на конкретный язык практики. Социальные технологии могут быть представлены в двух формах: в качестве проекта, оформленного программного продукта и как целенаправленная деятельность на
достижение результатов.[з, 35-48] Связи с общественностью представляют собой форму управленческой деятельности, одной из целей которой является формирование имиджа. В эту систему входят приемы влияний различного вида, которые используются для достижения конкретного результата с помощью социального планирования и работы с социумом в целом.
Необходимым условием реализации социальных технологий является создание организационных структур и систем, выработка политики социального воздействия. На примере Южно-Российского института управления рассмотрим, как функционируют социальные технологии формирования имиджа. Организационной структурой, выполняющей данную функцию, является центр научно-образовательной политики. Задача по формированию положительного имиджа организации решается с помощью следующих РЯ -инструментов:
- взаимодействие со СМИ (предоставление социально значимой информации журналистам в виде комментариев экспертов, новостных материалов);
- участие и организация специальных мероприятиях (научные конференции, встречи с известными учеными, управленцами, общественными деятелями, политиками, узкими специалистами, участие в тематических выставках, организация Дня открытых дверей);
- использование корпоративного сайта (размещение информации о деятельности ЮРИУ РАНХиГС на сайте, новостей, анонсов)
- 8ММ - коммуникация с целевыми группами посредством социальных сетей (официальные группы в социальных сетях );
- использование единого фирменного стиля (Работа с руководством по использованию фирменного стиля РАНХиГС, контроль его исполнения);
- партнерское взаимодействие с лидерами общественного мнения (Правительство РО, Администрация Ростова, Избирательная комиссия РО, Совет муниципальных образований РО и др.)
- формирование корпоративной культуры, наличие традиций, ритуалов (традиция поздравления сотрудников с днем рождения, программы студенческого наставничества, мероприятия культурного центра «Орфей»). «Подобная форма стимулирования труда действительно благоприятно сказывается на финансово-хозяйственной деятельности организации, поскольку сотрудники ощущают поддержку и взаимопонимание внутри коллектива, работают «на одной волне» — эффективность такого труда гораздо выше» [5, С. 175].
Грамотное использование тех или иных инструментов основано на том, насколько инициативной группой изучена суть проблемы, история ее возникновения и текущее положение дел. Следующим важным этапом становится составление тщательно продуманного плана действий. И наконец, именно от степени слаженности коллектива будет зависеть эффективность проведенной работы и то, насколько быстро будут достигнуты желаемые результаты [6].
Функционирование социальных технологий всегда связано с требованием повысить эффективность социального управления, быстро и оперативно тиражировать социальные приемы, процедуры, операции. Деятельность по формированию позитивного имиджа образовательного учреждения позволит решить ряд задач:
• повысить привлекательность вуза, в первую очередь, для потребителей образовательных услуг и персонала организации родителей;
• повысить эффективность мероприятий по информированию населения относительно новых образовательных услуг;
• облегчить процесс введения новых образовательных продуктов;
• повысить уровень организационной культуры;
Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 3 - 4 (июль - декабрь) 2015
• способствовать улучшению социально - психологического микроклимата в коллективе.
В результате использования социальных технологий, осуществления качественной РЯ-деятельности формируются взаимовыгодные партнерские отношения между вузом и общественностью, и как следствие, положительный имидж образовательной организации.
Список литературы:
1. Минобрнауки объявило войну слабым вузам. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2696986 -Свободный.
2. Богданов Е. Н., Зазыкин. Психологические основы «Паблик рилейшнз». - СПб.: Питер ,2003.-с.41
3. Зинченко Г.П., Сакалова Е.А. Моделирование управления вузом: теоретические основы исследования // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2010. № 3. С. 35-48.
4. Попова В.Э. Тенденции развития высшего образования в современном мире // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 3. С. 243-247.
5. Рогов И.И. Мотивация персонала в современных условиях // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь), 2014, С.175.
6. Митусова О. А. Образовательная среда, формирующая компетентность государственного служащего // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2009. № 2. С. 37-42