Научная статья на тему 'Разработка маркетинговой стратегии сети ресторанов быстрого обслуживания'

Разработка маркетинговой стратегии сети ресторанов быстрого обслуживания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2750
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ / БИЗНЕС-ПЛАН / СЕТЬ РЕСТОРАНОВ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Русина К.А.

статье анализируются основные этапы разработки стратегий маркетинга в сфере общественного питания. Для этого рассмотрен реально существующий бизнес-проект сети ресторанов быстрого обслуживания. Делаются выводы о структуре маркетинговой стратегии и о принципах, лежащих в её разработке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка маркетинговой стратегии сети ресторанов быстрого обслуживания»

1. Царев А.И. Стиль работы руководителя - залог эффективности деятельности муниципалитета // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2009. № 2. С. 56-67.

2. Аблеев С.Р. История мировой философии: учебное пособие, 2007. - С. 44-46

3. Найбороденко Н. М. Прогнозирование и стратегия социального развития России.: Изд-во маркетинг, 2007. - С. 124-131

4. Старостин А.М. Новые подходы к методологии социального управления // Гос-ударственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2009. № 2. С. 6-20.

5. Халын В.Г. Социально-ориентированные некоммерческие организации: опыт развития и перспективы // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 2. С. 35-41

6. Васьков М.А. Изучение генезиса советской управленческой культуры // Госу-дарственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 1. С. 169-177

УДК 339.1 Русина К.А.

ЮРИУ РАНХиГС

РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ СЕТИ РЕСТОРАНОВ

БЫСТРОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Аннотация: В статье анализируются основные этапы разработки стратегий маркетинга в сфере общественного питания. Для этого рассмотрен реально существующий бизнес-проект сети ресторанов быстрого обслуживания. Делаются выводы о структуре маркетинговой стратегии и о принципах, лежащих в её разработке.

Ключевые слова: маркетинговая стратегия, бизнес-план, сеть ресторанов.

В настоящее время рестораны быстрого питания (fast food) отходят на второй план из-за набирающей обороты моды на правильное питание. В связи с чем лидирующими в данной отрасли становятся рестораны быстрого обслуживания (fast casual или fast service). Они включают в себя либо уже заранее приготовленную еду, которая не требует разогрева, либо то, что можно из свежих продуктов приготовить за считанные минуты.

Актуальность темы исследования, связанного с разработкой маркетинговой стратегии для сети ресторанов быстрого обслуживания, достаточно высока, что объясняется возрастающим числом ресторанов подобного типа. На улицах нашего города все чаще можно встретить авторские мини-кондитерские, мобильные кофейни.

Только в 2014 году в городе появилось около 26 новых ресторанов, баров, кафе. В их числе такие крупные заведения, как арт-шоу ресторан Portland, «Ялла» (ГК «Правый берег»), «Онегин Дача» (УК «Хорошие рестораны»), «Дворец пионеров», «Кинза», UNO, рестостудия CHEF TASTES, Cow Bar & Restaurant, «Паулинг» и др.

Для более подробного изучения стратегического планирования в сфере общественного питания необходимо обратиться к понятию "бизнес-план".

Бизнес-план является одной из форм стратегического планирования, включая в себя характерные особенности как краткосрочных, так и долгосрочных планов, а также разработку комплексных целевых программ. В силу своей специфичности бизнес-план разрабатывается при создании организации или проекта, её расширении или на стадии привлечения инвестиций.

При разработке маркетинговых стратегий заведений общественного питания пользуются следующей унифицированной структурой:

1. Позиционирование - формирование такого представления в сознании потребителя о товаре или услуге, которое бы выгодно отличалось от мнения о конкурентах.

Рассмотрим реально существующий бизнес-проект ресторана общественного питания RunDom. Для целевой аудитории, которая хочет провести время в комфортной обстановке с возможностью приёма пищи с шести континентов, бизнес-план сети ресторанов общественного питания ЯипВош - качественный инструмент для удовлетворения их потребностей в широком ассортименте предлагаемой продукции, высоким сервисом и качеством обслуживания. В отличие от присутствующих на рынке заведений конкурентов, деятельность RunDom направлена на широкий сегмент клиентов, используя инновационные технологии обслуживания.

В частности, вместо привычного кассира будет установлен специальный сенсорный терминал, с помощью которого посетитель и будет делать свой заказ. Помимо этого, данный терминал будет поддерживать функцию "ги^от", которая в случайном порядке составит клиенту меню. А также группа специалистов информационных технологий уже работает над созданием мобильного приложения, с помощью которого посетитель сможет дистанционно сделать заказ и прийти в ресторан к необходимому времени, зная, что уже всё готово.

2. Ценообразование. При формировании меню и установлении цен на блюда необходимо учитывать множество факторов. Среди них:

- стоимость продуктов;

- затраты на электроэнергию и водоснабжение;

- аренда помещения (как зоны посетителей, так и кухни);

- заработная плата обслуживающего персонала;

- различный расход продуктов в зависимости от их сезонности;

- рекламная кампания;

- средний чек заведений конкурентов на блюда-аналоги.

В нашем случае проект RunDom только готовится выйти на рынок, поэтому он будет следовать следующей стратегии ценообразования: чтобы возбудить интерес потребителей к продукции ресторана и постепенно закрепиться на новом рынке, целесообразно будет установить более низкие цены по сравнению с ценами конкурентов. Такая ценовая политика выгодна на первоначальном этапе проникновения на новый рынок. Далее, по мере завоевания определенной доли рынка и формирования устойчивой клиентуры, цены на продукцию постепенно будут повышаться до уровня цен конкурентов.

3. Следующим этапом разработки маркетинговой стратегии является определение канала сбыта. Для распределения услуг руководство ресторана будет использовать прямой канал сбыта, так как он позволяет поддержать контакт с потребителем и тем самым позволяет контролировать сбыт, оказываемых услуг. Каналом распределения будет розничная торговля, так как ресторан - розничное предприятие услуг.

4. Напрямую с каналами сбыта связана разработка грамотной рекламной кампании. РЯ-кампания до непосредственного открытия ресторана является важнейшим звеном в этой цепи. От того, как ресторан заявит о себе на начальном этапе, будет многое зависеть, ведь первоначальная цель - проинформировать потенциальных посетителей об открытии нового заведения путём подробного описания качества, ассортимента и местоположения ресторана.

Рекламные мероприятия должны носить локальный характер, то есть в первую очередь находиться в непосредственной близости от ресторана:

• наружная реклама - стилизованная световая вывеска над входом, стационарные рекламные конструкции типа "ситилайт" в 2-3 точках в непосредственной близости к ресторану (на ближайших перекрестках и других просматриваемых местах);

• рекламные листовки с перечнем основных блюд, картой месторасположения, режимом работы и другой дополнительной информацией), которые будут раздавать промоутеры в оживлённых местах;

Более того, в нашем современном обществе большое влияние на имидж компании оказывает наличие фирменного Интернет-сайта, чтобы доступ к информации о ресторане был открыт в режиме он-лайн. Это значительно увеличивает количество просмотров, а значит и осведомлённость о ресторане становится значительно выше.

5. В любом бизнес-плане должны быть прописаны стратегии развития проекта или стратегии его масштабирования, чтобы показать, в нашем случае, инвесторам, что данный проект имеет все шансы на успешное развитие в будущем.

Основной такой стратегией сети ресторанов RunDom является возможность продажи бизнес - модели по системе франчайзинга, то есть переориентация проекта с сегмента b2c (business to customers) на сегмент b2b (business to business) с целью дальнейшего распространения бренда, что предусматривает использование инновационных технологий и открытие достаточного числа собственных торговых точек для демонстрации потенциальным фрайчанзи состоятельности бизнес - концепции. Это позволит строить сети с широким региональным охватом при минимальных первоначальных инвестициях, а также обеспечит приток новых идей от франчайзи.

Сопутствующей стратегией будет являться агрессивная маркетинговая политика, то есть повышенное влияние на целевую аудиторию. Данная стратегия подразумевает качественное вложение денег на прямую рекламу.

6. И, наконец, существенным показателем успешности проекта является его план сбыта и потенциальный объём продаж. Основной проблемой, с которой может столкнуться менеджер по продажам на этапе открытия нового бизнеса, является отсутствие данных о финансовых результатах за предыдущие периоды. В таком случае у менеджера нет данных, на основе которых можно было бы построить модель продаж, например, с помощью метода скользящей средней. В данной ситуации приходится учитывать по максимуму все исходные данные для необходимого прогнозирования.

Планирование продаж осуществляется по факту получения выручки предприятия от продажи продукции. Если говорить о RunDom'e, то первые продажи (получение выручки от продаж) планируются на июль 2016 года.

Выручка от реализации и прибыль будет определяться на основе таких показателей: средний чек, загрузка ресторана и сезонность. Эти данные варьируются в зависимости от дней недели, времени суток и блюд, которые предложены в меню. Средний чек планируется в пределах 250 рублей и выше. При активной рекламной кампании и поддержании высокого уровня обслуживания и хорошей кухни, срок окупаемости можно сократить за счет увеличения посещаемости посетителей.

По мере развития ресторана, проведения более агрессивной маркетинговой политики по привлечению клиентов и рекламы, посещаемость ресторана также будет увеличиваться.

Таким образом, на основе проведённого анализа основных этапов разработки маркетинговой стратегии можно сделать вывод о том, что в основе этого процесса лежат принципы анализа рынка конкурентов и

потребителей, которые дают основание для дальнейшего ценообразования и позиционирования ресторана на рынке заведений быстрого обслуживания. Также необходимо чётко осознавать уровень ответственности менеджера по продажам, который должен грамотно составить план сбыта, по результатам выполнения которого будут строиться дальнейшие стратегии масштабирования ресторана.

На протяжении уже ни одного десятилетия лидерство является пристальным объектом изучения многих зарубежных и отечественных ученых. Однако проблема лидерства до сих пор остается актуальной и открытой, т.к. недостаточно исследована в контексте образовательной организации, в частности, в рамках коллектива студенческой группы.

Целью данной работы является следующее: выявить, совмещают ли формальные лидеры функции неформального лидерства и определить роль формального и неформального лидера в исследуемых студенческих

185

коллективах.

Методология исследования

Исследование включало два основных этапа:

1) сбор данных посредством анкетирования;

2) социометрическое измерение.

Результаты

Количество респондентов составило 96 чел., большую часть которых составили лица, находящиеся в возрасте 18-20 лет, - 81,3%, большинство имеют гуманитарную направленность обучения.

Отношение респондентов к руководству группой было проанализировано посредством следующих вопросов:

185 Аль Гафри Салех Обайд Саид. Роль лидерства в функционировании учебной группы как субъекта совместной деятельности. Автореф. Дисс. Канд. Психол. Наук. Курск, 2011. 20 с

1. Пользуется ли авторитетом ваш староста? 46,9% считают, что да, однако 51,1% респондентов считают, что нет.

2. Есть ли в группе иные лидеры? Большинство респондентов (84,4%) сообщают о наличии неформальных лидеров.

3. Кто сообщает вам важную для обучения информацию? Результаты показали наличие следующих информационных каналов (Рис. 2):

• Староста - 78,1%

• Сотрудники деканата - 0%

• Сайт ВУЗа - 3,1%

• Неформальный лидер - 18,8%

4. Среди методов, используемых при управлении группой, респонденты находят наиболее эффективными гибкие (84,4%), затем жесткие (12,5%) и мягкие (3,1%).

5. Кто играет наибольшую роль в сплоченности группы? Неформальному лидеру предпочтение отдали 65,5% опрошенных.

Внутригрупповые отношения студентов развиваются неравномерно, что объясняется возрастными различиями. На первом и четвертом курсе наблюдается наивысший уровень развития группы, однако это обусловлено разными причинами: на начальном этапе обучения студенты формируют мнения друг о друге по первому впечатлению, стремятся наладить межличностные коммуникации, а на завершающем этапе обучения уже достаточно четко сформированы роли и статусы, распределены основные функции, студенты довольно близко знают друг друга. Наиболее нестабильный период формирования отношений в группе наблюдается на втором и третьем курсах, так как в это время может возникнуть внутригрупповой конфликт, начинает выделяться неформальный лидер.186

186 Просецкий П.А Психология профессионально-направленного студенческого коллектива. 1989

Проанализируем социальный внутригрупповой статус каждого члена отдельно взятой студенческой группы ЮРИУ РАНХиГС посредством метода социометрических исследований.

Социометрическая карта включала в себя два вопроса: • Кого бы вы хотели выбрать себе в напарники для подготовки

доклада, проекта?

• С кем бы вы хотели отметить праздничное событие?

ФИО 0 1 2 3 4 5 6 7

Иванов

Петров 2

Сидоров 2

Попов 2

Михайловс кий

Грибоедов

Пятницков а

Св8е тличная 2

Иванова

0 Петрова

1 Сидорова 2

2 Морозова

Земляная

3

Самойлова

4

Николаева

5

6 Нестратова

Мирошник

7 ова 2

Кол-во

выборов (В)

Кол-во

взаимных

выборов

Ст атус (С) ,1 ,12 ,1 ,1 ,1 ,1 , ,1 ,0 ,1 ,1 ,1 ,1 ,1 ,1

8 2 2 2 2 1 2 6 8 2 2 2 8 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8

Напротив фамилии каждого респондента заносятся данные о сделанных им выборах. Если некоторые респонденты сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры выделяются полужирным подчеркиванием. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и

18У

взаимных выборов.

Можно сделать вывод о том, что в группе не наблюдается ярко выраженный лидер. Однако среди категории «Предпочитаемые» у студентов № 1,9 - наибольшее число взаимных выборов (2), а у № 12, 16 - 1. Студент № 1 является старостой группы, т.е. формальным лидером. Можно предположить, что студент №9 претендует на место неформального.

188

В дополнение использован опросник терминальных ценностей.

Интерес для анализа представляют группы предпочитаемых и отвергнутых. В первой группе у студента № 1 доминирует сфера профессиональной жизни и термальные ценности: престиж, достижения. У студента № 9 преобладает сфера общественной жизни и следующие ценности: активные социальные контакты, креативность

Итак, лидер является вдохновителем, духовным стержнем группы, а формальный руководитель - эффективным организатором деятельности, координатором.

Проблема взаимодействия лидерства и руководства является актуальной для любой организации. Неформальный лидер может стать руководителю компании как серьезной помехой, так и надежной опорой. А

187 Колядин А.П. Влияние образовательной сферы на соотношение действительного и фиктивного компонентов человеческого капитала // Ученые записки СКАГС №1 2016, стр. 95-99

188 Голобородько А. Ю. Инструментарий обеспечения культурной безопасности: целевые ориентиры и ценностное измерение// Ученые записки СКАГС №3 2015, стр. 293-29

значит, особым талантом неформального лидера необходимо управлять. Но самым благоприятным исходом представляется сочетание черт формального и неформального лидерства в одном лице.

Список использованной литературы

1. Аль Гафри Салех Обайд Саид. Роль лидерства в функционировании учебной группы как субъекта совместной деятельности. Автореф. Дисс. Канд. Психол. Наук. Курск, 2011. 20 с

2. Голобородько А. Ю. Инструментарий обеспечения культурной безопасности: целевые ориентиры и ценностное измерение// Ученые записки СКАГС №3 2015, стр. 293-29

3. Колядин А.П. Влияние образовательной сферы на соотношение действительного и фиктивного компонентов человеческого капитала // Ученые записки СКАГС №1 2016, стр. 95-99

4. Просецкий П.А Психология профессионально-направленного студенческого коллектива. 1989

УДК 351 Белованов Д.В.

ЮРИУ РАНХиГС Науч.рук. ст.пр. Мантурова А.Л.

АКТУАЛЬНОСТЬ КОНТРОЛЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО

РУКОВОДИТЕЛЯ

Аннотация: В статье анализируется вопрос актуальности контроля в современных условиях развития страны. Обосновывается цели, задачи, процедуры, методы и технологии контроля в управленческой деятельности. Формулируются основные принципы эффективного контроля, который может способствовать достижению поставленных задач и целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.