Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА РОССИИ И КИТАЯ'

СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА РОССИИ И КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
381
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПОДДЕРЖКА / СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / КРОССКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавлева Анастасия Андреевна

В статье представлен анализ социального моделирования кросскультурного сотрудничества России и Китая в сфере малого бизнеса. С позиции социологии управления строится анализ существующих стратегий поддержки малого бизнеса в двух странах, а также предлагаются новые стратегии развития межкультурного диалога в сфере малого бизнеса и развития межгосударственного партнёрства в сфере бизнес-коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL STRATEGIES TO SUPPORT SMALL BUSINESSES IN RUSSIA AND CHINA

The article presents an analysis of social modeling of cross-cultural cooperation between Russia and China in the field of small business. From the standpoint of the sociology of management, an analysis is made of existing strategies to support small businesses in the two countries, and new strategies are proposed for the development of intercultural dialogue in the field of small business and the development of interstate partnerships in the field of business communications.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА РОССИИ И КИТАЯ»

Социальные стратегии поддержки малого бизнеса России и Китая

Журавлева Анастасия Андреевна,

преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Института социальных наук Иркутского государственного университета E-mail: irlend@list.ru

В статье представлен анализ социального моделирования кросскультурного сотрудничества России и Китая в сфере малого бизнеса. С позиции социологии управления строится анализ существующих стратегий поддержки малого бизнеса в двух странах, а также предлагаются новые стратегии развития межкультурного диалога в сфере малого бизнеса и развития межгосударственного партнёрства в сфере бизнес-коммуникаций.

Ключевые слова: социальные стратегии, малый бизнес, поддержка, социология управления, кросскуль-турное взаимодействие.

Первостепенной задачей любого государства является поддержание устойчивой и стабильной экономической обстановки. Очевидно, что для создания благоприятной среды, государство преследует цель развития малого и среднего предпринимательства, ведь оно составляет львиную долю в экономике страны.

В свою очередь, при достаточном развитии малого и среднего бизнеса, предприниматель стремится к диверсификации прибыли посредством экспорта, интеграции российских фирм в международные производственные цепочки, обеспечении реальной двусторонней открытости экономики.

История российско-китайских отношений насчитывает четыре столетия неразрывных отношений сближений и отдалений, дружбы и охлаждения. Но во все времена основой российско-китайских отношений были взаимные торговые интересы. Для плодотворной работы представителей этих двух стран, крайне важно понимать специфику культуры Китая и России.

Особенности и различия современной культуры ведения бизнеса России и Китая

В условиях глобализации экономики постоянно увеличивается количество контактов между представителями различных культур. Эти контакты охватывают широкие сферы общественной жизни - от контактов на бытовом уровне до профессионального сотрудничества.

Сегодня существует целый ряд типологий культур, созданных исследователями организационной культуры. Наиболее известны из них типологии Г. Хоф-стеда, Т. Дила и А. Кеннеди, Р. Блейка и Дж. Моутон, С. Ханди, К. Камерона и Р. Куинна. Универсальный закон, который объясняет конкурентную специализацию и большинство культурных

52

различии, связан с именем голландца Герта Хофстеде.

Типология организационных культур Хофстеда была разработана в начале 1980х годов исходя из результатов масштабного исследования, расположенных на разных континентах и в разных странах подразделении известной транснациональной корпорации IBM (опрошено 116 тыс. служащих в 40 странах). Эту типологию можно считать наиболее известной и популярной, что объясняется удачно найденным набором универсальных параметров, подходящих для анализа культур организаций, независимо от того, в какой стране они находятся, в каком более широком культурном контексте действуют.

Результаты исследования Г. Хофстеда весьма актуальны для российских руководителей в свете проблем отечественного рынка труда. Для него характерны растущий приток из-за рубежа низкоквалифицированной рабочей силы, увеличение числа иностранных компаний, высокая текучесть персонала и низкая трудовая мотивация. Важен и выход отечественных компаний на международные рынки, где им придется столкнуться с трудностями преодоления культурных барьеров.

Для изучения национальной культуры как базового фактора организационного поведения Хофстед предложил использовать следующие параметры, представляющие собой континуумы таких характеристик поведения:

• Индивидуализм - коллективизм;

• дистанция власти (степень участия в принятии решений, касающихся всех);

• приемлемость неопределенности;

• мужественность - женственность (маскулинность - феминность);

• временной горизонт ориентации на будущее (короткий - длинный) [10]. В таблице 1 представлено сравнение параметров изучения национальной бизнес-культуры России и Китая как базового фактора организационного поведения.

Таблица 1. Сравнение параметров изучения национальной бизнес-культуры как базового фактора организационного поведения России и Китая.

Характеристика поведения Россия Китай

Дистанция власти Высокая (автократический характер власти) Высокая (ав-тократиче-ский характер власти)

Индивидуализм -коллективизм Коллективизм Коллективизм

Приемлемость неопределенности Высокое избегание неопределенности Низкое избегание неопределенности

Мужественность -женственность (маскулинность -феминность); Серединное положение Серединное положение

Временной горизонт ориентации на будущее (короткий - длинный) Короткий Длинный

Далее кратко опишем содержание каждого параметра.

1. Первый показатель культурной вариативности - это «дистанция власти» («power distance index»). Он отражает такую степень неравенства в распределении власти и влияния в организации, которая воспринимается наименее влиятельными членами общества как нормальная и сама собой разумеющаяся черта общественного уклада, при которой они чувствуют себя комфортно. Дистанция власти может проявляться на разных уровнях общественной жизни: в семье, в образовательном учреждении, в производственной сфере и на государственном уровне. Культурам с высокой дистанцией власти - арабские страны, Китай, Индия, Малайзия, Венесуэла, Россия и страны СНГ - присущи следующие характеристики: автократический характер власти; наличие у высокопоставленных лиц в организации привилегий; огромная разница в оплате труда сотрудников организации; деловые отношения, основанные на принципе жёсткой иерархии и другие. На противоположном полюсе находятся культуры с низкой степенью дистанции власти:

Австрия, Англия, Дания, США, Германия и другие. В данных странах отношения строятся на основе относительного равенства и уважения к личности. Члены общества, организаций и учреждений в таких культурах рассматривают неравенство как нарушение прав человека.

2. Одним из важнейших показателей для изучения деловой культуры является «индивидуализм /коллективизм» («individualism versus collectivism») Это измерение характеризует степень зависимости индивида от интересов группы, степень психологической взаимосвязи членов общества или сотрудников организации, а также отношение индивида к коллективистским и индивидуалистским ценностям в обществе.

Следует отметить, что степень индивидуализма статистически позитивно коррелирует с уровнем благосостояния в стране. Так, например, в США и странах Западной Европы, демонстрирующих высокий жизненный уровень населения, превалирует индивидуалистские подходы и принципы, при которых акцент делается на индивидуальные цели, интересы и устремления личности. Таким образом, считается, что степень индивидуализма растет по мере роста доходов на душу населения.

Обратным полюсом индивидуализма является коллективизм. Согласно исследованию Г. Хофстеде к коллективизму тяготеют Япония, Китай и большинство других восточных стран, а также Испания, Португалия, Греция и Россия. В таких культурах на всех ступенях социализации, начиная с процесса воспитания личности и формирования ее личностных характеристик, господствует такая система ценностей, для которой характерно иерархическое построение общества и доминирование интересов социальных и рабочих групп, к которым принадлежит личность. Деятельность организаций основывается на перво-степенности общественного блага [9].

Индивидуализм или коллективизм -ключевая характеристика в вопросе инноваций на основе индивидуализма возникают так называемые радикальные инновации, ведущие к перевороту,

а на основе коллективизма - так называемые инкрементные - медленные, постоянные совершенствования.

3. В рамках четырёхфакторной модели культуры Г. Хофстеде особое место занимает показатель «избегание неопределенности» («uncertainty avoidance index»), который можно кратко охарактеризовать как толерантность общества к неопределенности, двусмысленности и неоднозначности. Высокая степень избегания неопределенности в культуре подразумевает эмоциональную потребность в правилах, нормах, формальностях и стандартах. Следовательно, люди из культур с высоким уровнем избегания неопределенности (Япония, Россия, Германия, Бельгия, Австрия, Швейцария) стремятся не допустить неопределённых и неясных ситуаций и установить подробные правила поведения, чтобы избежать эмоционального дискомфорта. В рамках бизнеса они стремятся детально расписать роли и функции работников и максимально устранить двусмысленность в служебных отношениях. Интересно то, что для этих обществ характерна высокая степень правового нигилизма [2].

На другом полюсе культуры с низкой степенью избегания неопределенности

(Сингапур, Малайзия, Китай, Англии, Скандинавия, США), в которых люди, напротив, комфортно чувствуют себя в незнакомых и слабо структурированных ситуациях. Они стремятся минимизировать количество правил, норм и законов, ограничивающих рамки ситуации.

Таким образом, наличие большого количества правил является одним из симптомов и показателей того, что данной национальной культуре присуща высокая степень избегания неопределенности.

Избегание неопределенности связано с тем, что наши предки жили в зоне высокорискового земледелия. И для них было естественным желание избегать рисков, градов, засух и т.д. С другой -есть количественные исследования воздействия так называемого малого ледникового периода на способность наций к восприятию новых ситуаций. Малый

54

ледниковый период - похолодание, которое наступило в ряде регионов мира в XVI-XIX веках. Те страны, которые были затронуты этим сдвигом, потом показали более высокую инновационность и, главное, готовность входить в новые ситуации. Россия в их числе. Россия попала под воздействие этого климатического фактора, и в этом смысле избегание определенности здесь не должно быть прочным.

4. Показатель «мужественность /женственность» («masculinity versus femininity») квалифицирует культуру общества по тому, в какой степени оно демонстрирует социальное разделение ролей и трудовых функций между мужчинами и женщинами. В странах с женственной культурой, к которым Хофстеде традиционно относит Скандинавские страны, доминируют такие ценности, как склонность к компромиссам, благородство, скромность, умеренность и заботливость. В странах с женственной культурой стремятся повышать качество жизни, налаживать и поддерживать гармоничные взаимоотношения. На рабочем месте ценится умение создать уютную и бесконфликтную атмосферу и выработать консенсус.

Феминность связана не просто со способностью производить нестандартные вещи, но именно с креативностью. Русский крестьянин часто решал принципиально новую задачу. Каждые семь лет, когда он менял поле, потому что истощалась почва, он понимал, что надо действовать не по прежним опытам и нормам, а заново придумывать, как с этой новой землей работать и как от нее получить результат. Что из этой креативности может получиться в экономике? Креативная экономика. Креативная индустрия. Именно это направление в нынешнем ковидном и постковидном мире оказывается чрезвычайно важным полем конкуренции ведущих держав. Для России это может оказаться вообще новым способом инновационного движения.

В противоположность фемининным обществам, маскулинные общества демонстрируют приверженность таким

ценностям, как целеустремленность, упорство, состязательность, активность и предпринимательство. В странах с мужественной культурой на работе приветствуется напористость, самоуверенность, хваткость и пробивная способность, а успешная карьера, богатство и материальный успех воспринимаются как высшее жизненное достижение. Исходя из данных исследования Хофстеде, вышеперечисленные признаки сильно выражены в США, Польше, Австрии, Германии, Великобритании, Японии. Россия и Китай занимают серединное положение по показателю «мужественность / женственность».

5. Еще одна характеристика, которую ввел Герт Хофстеде,- «долгосрочная ориентация», настроенность на значительные перемены в стране. Это глубина исторического взгляда и мышления. Например, у американцев, долгосрочная ориентация оказалась очень маленькой - здесь и сейчас. Ориентация на то, чтобы получить результат как можно скорее, не откладывая. Восточные нации, у которых долгосрочная ориентация высокая, оказались способны к долгосрочным инвестициям. Они более склонны к тому, чтобы вкладываться в проекты, которые будут приносить результат через 10 или 15 лет.

К вопросу о долгосрочности ориентации, хотелось бы добавить способность Россиян к краткосрочной мобилизации. Этой характеристики нет в работах Хофстеде, потому что поле культур более широкое и многообразное, чем те, что описываются той или иной методикой. Данное культурное свойство ценно тем, что помогает решать задачи в течение жестко определенного времени. И взялось это свойство культуры в результате условий агротехники, сложившейся в России. Академик Леонид Васильевич Милов показал, что вегетативный период в российском сельском хозяйстве был вдвое короче, чем в Европе. Это означало, что нужно было решить те же задачи, которые решали европейцы, за принципиально более короткое время. Отсюда и другое отношение к вероятности достижения результата. Пото-

55

му что не было больше времени, потому что природа суровая, потому что почва не очень плодородная. И отсюда не только избегание риска и высокое избегание неопределенности, но и готовность к раннему риску.

В случае краткосрочной мобилизации, у народа стоит задача освоения пространства. Примером является маятниковая миграция в конгломераци-ях, когда мегаполис притягивает к себе соседние регионы, и человек уезжает туда на заработки на период интенсивного труда. И этот интенсивный труд он в состоянии выполнить, если это краткосрочная мобилизация. Также примером краткосрочной мобилизации является быстрая реакция на внешние факторы, например, в условиях удара пандемии выросли все цифровые и электронные услуги. Это быстрый результат. На быстрый результат это культурное свойство и рассчитано [13,14].

Проанализировав таблицу 1 «Сравнение параметров изучения национальной бизнес-культуры как базового фактора организационного поведения России и Китая.» можно сделать выводы, что базовое организационное поведение этих двух стран схожи, имеются различия лишь в двух параметрах: приемлемость неопределенности и временной горизонт ориентации на будущее. Это обусловлено историческими особенностями Китая и России.

Эта картина позволяет сформулировать практически закон конкурентной специализации наций, который коротко можно выразить так: есть зависимость между измеряемыми культурными характеристиками тех или иных наций и их предрасположенностью к инновациям, к распространению предпринимательской деятельности, к мобилизационным методам хозяйствования, к массовому стандартному производству или индивидуализированной сервисной деятельности, а также к долгосрочным инвестициям, то есть к довольно многочисленным и важным экономическим характеристикам. В свою очередь культурные особенности народа напрямую связаны с историей его развития.

Исторические особенности деловой культуры Китая формировались много веков. Прежде всего, иностранному бизнесмену в Поднебесной необходимо понимать, что Китай больше нельзя классифицировать как развивающийся рынок - это самодостаточный и развитый организм, который оказывает большое влияние на другие страны.

Во-вторых, согласно основными догмами конфуцианства, китайское общество имеет жесткую вертикальную интеграцию - иерархию.

В-третьих, бизнесмен должен владеть искусством переговоров с азиатскими контрагентами. Прежде всего, в поднебесной не принято показывать эмоций, в то же время, приветствуются переговоры в дружеской обстановке. Для успешной работы, российскому предпринимателю необходимо уметь соблюдать этот непростой баланс, постигая уникальную китайскую философию и психологию.

Одним из проявлений уникальности китайской психологии является факт того, что несмотря на то, что идеологические установки коммунистического режима Мао Цзэдуна в современной деловой жизни давно не актуальны, наиболее важной структурой в жизни китайского гражданина была организация, в которой он был трудоустроен - ЩЩданьвэй).

Государство выступало работодателем, а рабочее место гарантировало жизнь без кардинальных изменений конъюнктуры рынка труда.

Отказаться от гарантий, которые предоставляло государственное трудоустройство было слишком рискованно и фактически означало потерю всех прав и привилегий работающего человека. По этой причине, во время переходного периода большое количество новоявленных предпринимателей старались совместить государственный и частный секторы до тех пор, пока новый порядок не окрепнет настолько, чтобы можно было спокойно сменить вид деятельности.

При смене направления труда, немаловажным аспектом успеха является такой ресурс, как связи - ^^ (гуанси). Такие неформальные отношения в Ки-

56

тае ценятся гораздо выше формальных и используются во многих сферах жизни. У представителей иных культур нередко возникают негативные ассоциации «гуанси» с подкупом, однако по своему значению непосредственно для жителей Китая данное общественное явление не равняется коррупции. Однако практика дарения китайским должностным лицам подарков нередко становится основанием для привлечения зарубежных компаний к ответственности за подкуп, в первую очередь в контексте Закона США о коррупционных практиках за рубежом. Исходя из этих фактов, бизнесмену необходимо уметь грамотно и безопасно выстраивать взаимоотношения с китайскими партнерами, ведь истинное «гуанси» заключается не в оказании влияния на принимаемые решения с помощью подарков или услуг, а в укреплении доверия, базирующегося на взаимности. Ключом к быстрому и эффективному получению этих самых «гуанси» в Китае является организация совместного предприятия, однако риск выбора ненадежного партнера остается головной болью любого предпринимателя в любой точке земного шара, и Китай -не исключение.

Быстрый темп развития экономики Китая отчасти обусловлен уникальным менталитетом граждан этой страны, например, в Китае нет понятия «потенциальные клиенты в будущем». В Поднебесной есть лишь принцип «только здесь и сейчас». Это означает, что никто из жителей этой страны не кормит свои семьи «потенциальными возможностями». В русском языке есть похожее выражение «время-деньги», в случае работы с китайскими контрагентами это значит, что нужно присутствовать на переговорах и производстве, а также решать все вопросы при личных встречах и в быстрые сроки. Таким образом, иностранец может обезопасить себя от многих бизнес-рисков.

Немаловажно заметить, что для налаживания надежных связей с китайскими контрагентами, огромную роль играют совместные приемы пищи, от-

каз от которых могут рассматриваться как оскорбление.

Но самым главным аспектом не только в кросс-культурных коммуникациях, но и в любых других видах общения между людьми является вежливость. Китайцы без вежливости - никто, и любезный человек может многого здесь добиться.

Также не стоит забывать, что кросс-культурным коммуникациям предшествуют коммуникации внутри одной культуры.

Основой бизнеса в Китае является семейное предпринимательство. Оно представляет собой мелкие и средние семейные предприятия, которые традиционно были исторически первой и органически присущей Китаю формой предпринимательства. Причина этого - большая численность населения.

Такой бизнес основан на мелкотоварном и технически отсталом кустарном предприятии с широким применением ручного труда, специализирующимся на производстве одного или двух видов продукции или оказания услуг, что обуславливало их экономическую устойчивость.

Следует учесть, что во многих других странах предпринимательство, также начинавшееся с семейных форм, оказалось явлением неустойчивым и потому временным. Так в России, история предпринимательства уходит корнями во времена Киевской Руси и Новгородского государства, где поощрялись развитие торговых отношений не только с соседями, но и с дальними заморскими странами. Это нашло отражение даже в сказках и былинах, например об удачливом новгородском купце Садко. Впрочем, первые известные нам семейные династии российских предпринимателей начали складываться уже в едином московском государстве, при царе Иване Грозном. Начавшаяся революция более чем на 70 лет остановила развитие русского предпринимательства, но не смогла искоренить главного качества, необходимого для начинания и успешного развития своего собственного дела, -желания продолжать семейные традиции, перенимать и продолжать опыт от-

57

цов. Сегодня многие предприниматели, заинтересовавшиеся историей своего рода, с удивлением обнаруживают, что являются продолжателями традиций своих дореволюционных родственников-предпринимателей [8].

Так почему в современном Китае до сих пор сохранилась семейная форма предпринимательства? Первая причина - это многочисленность китайского населения, а вторая причина - это факт того, что семья с конфуцианских позиций была и остается главной ценностью общества. Семья есть продукт определённой культурной традиции китайцев и потому является наиболее жизнеспособной формой деловой деятельности, обуславливающей малые и мельчайшие по размерам формы этой деятельности. Личные родственные отношения в семейных предприятиях зачастую являются более важными, чем отношения с государством и другими предприятиями (поставщиками и покупателями).

В условиях глобализации и вызванным ею успешным проникновением китайского бизнеса на рынки других регионов мира, особенно США и Западной Европы, в китайском бизнесе появились некоторые особенности. Прежде всего это касается семейного предпринимательства и отношений, им обусловленных, как основы предпринимательской деятельности в Китае, которая не вполне соответствует современным реалиям. Особенности адаптации и развития в условиях пандемии также влияют на процессы социального моделирования поддержки малого бизнеса [21-23].

Практика изучения современных особенностей предпринимательства в Китае позволяет полнее осознать появившееся в 90-х гг. ХХ в. понятие «конфуцианский капитализм» и природу китайского бизнеса. Сторонники этого термина считают, что китайский бизнес - это прежде всего этнический клановый бизнес, обязанный своему конфуцианскому происхождению и основанный на конфуцианских ценностях [20].

Так, модель «социальной гармонии» в бизнесе основана на конфуцианском и буддистском (вторая по численности

и значению религия в Китае) понимании гармонии как высшей ценности жизни, как достижение единства семьи в ее китайском понимании через соблюдение меры, стремление к срединности, внутреннему самоусовершенствованию, отсутствию чрезмерности, крайностей и насилия. Социальная гармония, как главенствующая в бизнесе, понимается в виде гармоничных, основанных на взаимоуважении, взаимопомощи, взаимопонимании отношений, возникающих при разрешении конфликтов, достижении социальной справедливости при честной конкуренции, обуславливая устойчивые связи между элементами той или иной социальной структуры [4].

Известная модель «сяокан», лежащая в основе «социализма с китайской спецификой для новой эры» - это модель идеального (разумного) общества или общества малого благоденствия или «малого процветания» (приемлемого состояния уютного упорядоченного общества, основанного на семейных отношениях). Такое общество должно базироваться на помощи самым обездоленным и слабым, на социальной поддержке, системе прогрессивного налогообложения, активной государственной политике трудоустройства граждан, переселении людей из бедных районов в более благополучные, развитии образования. Построение среднезажиточного общества «сяокан» будет означать формирование «модернизированного социалистического государства», где не будет классового расслоения, и все будут равны и свободны [1].

Этнический характер бизнеса делит предпринимателей на «своих» и «чужих». «Свои» - это те китайцы, которых объединяет иероглифическая письменность. Они часто жертвуют прибыльностью, но предпочитают вести дело только со «своими». «Чужими» являются иностранцы, инвестирующие в китайскую экономику. Государство, несмотря на политику открытости экономики и активное участие Китая в мирохозяйственном обороте, относится к «своим» и «чужим» по-разному. В отличие от «своих», у которых очень облегчена

58

процедура регистрации и функционирования бизнеса, «чужим» для открытия бизнеса, даже совместного со «своими», требуется обязательное разрешение государства. Это все влияет на формирование человеческого капитала в бизнес-сообществе [15,16].

Также одним из исторических факторов динамичного развития китайской экономики можно считать наличие большого отряда богатых хуацяо - китайских эмигрантов, желающих вложиться в развитие исторической родины. На рубеже 1970-1980-х годов в Гонконге и на Тайване рост уровня жизни и стоимости трудовых ресурсов спровоцировал вывод производства за рубеж. Материковый Китай привлек тайваньских и гонконгских бизнесменов не только дешевизной рабочей силы, но и географической близостью и отсутствием языкового барьера. Кроме того, многие хуацяо имели в Китае родственников и хорошо знали китайские порядки. В том числе непростые правила общения с китайскими чиновниками. Сработал и китайский патриотизм - разбогатевшие за пределами родной страны китайцы, даже ограбленные и изгнанные когда-то коммунистами, считали своим долгом помочь родине в ее новой, рыночной жизни. «Йе луо гуй гэнь» («Листья падают, возвращаются к корням») - эта китайская поговорка означает, что китайские эмигранты должны рано или поздно вернуться на родину, пусть даже в виде праха после смерти. Однако китайские богачи с Тайваня и из Гонконга возвращались при жизни и везли с собой капиталы и опыт их преумножения в условиях рынка.

Но, наверное, самым главным секретом привлекательности Китая как поля для капиталовложений стала мудрая политика китайского руководства, предоставившего инвесторам всевозможные льготы и свое покровительство. В России, в 1990-х годах остро нуждавшейся в инвестициях, ничего подобного сделано не было. Инвестиции с Тайваня и из Гонконга, а затем и из Европы, США и Японии пошли на создание крупных и трудоемких производств. Они размещались в специально выделенных пра-

вительством Китая экономических зонах в приморских районах [19].

Поведение государства по отношению к предпринимательству наряду с планированием экономики позволяет считать его активным участником рыночных отношений в интересах многообразных предпринимательских структур как движущей силы экономического роста за счет его количественных и качественных характеристик (динамизма, открытости, устойчивости, инновационной и социальной направленности).

Эффективность, сходство и различия государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России и Китае

В любые времена особую актуальность приобретает вопрос эффективности государственного финансирования малого и среднего предпринимательства. В Федеральном законе от 24.07.2007 номер 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» поддержка малого и среднего предпринимательства трактуется как деятельность органов государственной власти и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства. Данная инфраструктура направлена на реализацию мероприятий, которые предусмотрены программами развития малого и среднего предпринимательства. Поэтому, исходя из данного определения в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», эффективность поддержки необходимо оценивать как эффективность реализации государственных программ поддержки.

По способу оценки результатов поддержки субъектов малого и среднего бизнес выделяют экономические, социальные и бюджетные критерии, где:

1) экономические - отражают влияние государственной программы на решение общих проблем экономики;

2) социальные - определяют изменения социальных показателей за счет влияния государственной поддержки;

3) бюджетные - отражают влияние реализации программы поддерж-

59

ки на доходы и расходы федерального и регионального бюджетов.

Таблица 2. Сравнение эффективности государственной поддержки России и Китая за 2021 год

Критерий оценки Показатель Россия Китай

Экономическая эффективность Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, млн.шт./% от всего бизнеса страны 6/73,4 10/98

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, охваченных государственной поддержкой, субъектов, млн.шт. 2,2 4,76

Размер оказанной поддержки субъектам малого предпринимательства, млрд дол. 16,4 237,31

Социальная эффективность Численность занятых на малых и средних предприятиях,% от числа всего трудоспособного населения страны. 11 80

Размер среднемесячной заработной платы на малых и средних предприятиях, дол. 409,3 749,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бюджетная эф-фектив- Доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны,% 20,3 60

ность Налоговые доходы государства от субъектов малого и среднего относительно общего объема налоговых поступлений стра-ны,% 15 50

Согласно таблице 2 «Сравнение эффективности государственной поддержки России и Китая за 2021 год» можно прежде всего оценить влияние государственной программы на решение общих

проблем экономики. Согласно таблице сравнений, процент малого и среднего предпринимательства относительно всего бизнеса страны выше в Китае, чем в России на 24,6%, показывая результат 98 и 73,4 процента соответственно. Для сравнения, в европейских странах количество субъектов малого и среднего предпринимательства в процентном соотношении от всего бизнеса страны колеблется в районе 80-99%, в Америке 99,7%. Также в таблице указан процент субъектов малого и среднего предпринимательства, охваченных государственной поддержкой. На основании этих данных можно сделать вывод, что в России только каждая третья компания обращается за поддержкой к государству, в свою очередь каждая вторая компания в Китае. Эти данные говорят о низком уровне популяризации работы инфраструктуры государственной поддержки, а также недоверии к государству со стороны представителей субъектов малого и среднего бизнеса. Далее можно сделать вывод, что на поддержку одного вовлечённого субъекта малого и среднего бизнеса России и Китая государство затрачивает в среднем по 7,5 и 50 миллионов долларов соответственно. На основании этих данных можно сделать вывод, что для экономики Китая, программы поддержки малого и среднего бизнеса проводятся гораздо успешнее не только относительно российских, но также и в сравнении с европейскими и американскими инфраструктурами поддержки бизнеса, показывая высокую долю малых и средних предприятий в бизнесе страны.

Следующий критерий оценки эффективности государственной поддержки -это бюджетная эффективность. Налоговые доходы государства от субъектов малого и среднего относительно общего объема налоговых поступлений Китая и России равны 50 и 15 процентов соответственно в то время, как развитых странах эта цифра превышает 40 процентов. В данном случае, проще всего было бы поднять налоговые ставки для субъектов малого и среднего предпринимательства, однако увеличение на-

60

логовой нагрузки - это одна из основных проблем, с которыми сталкиваются субъекты малого бизнеса, что в целом приводит к негативным последствиям их развития. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России и Китая равны 20,3 и 60 процентам соответственно, в то время как в Европе данная цифра 50-60 процентов.

Субъекты малого и среднего предпринимательства играют важную социальную роль в развитии страны. Важно отметить, что субъекты малого и среднего предпринимательства также создают рабочие места для населения страны, что весьма важно для государства в направлении обеспечения занятости населения и в борьбе с безработицей. Так в России численность занятых на малых и средних предприятиях относительно всей массы трудоспособного населения равна 11 процентам, а в Китае 80. Для сравнения в Европе это около 70 процентов. Также необходимо добавить, что такой важный показатель, как размер среднемесячной заработной платы на малых и средних предприятиях в Китае выше, чем в России на 45% и составляет 749,3 и 409,3 долларов соответственно.

Также важно упомянуть один из эффективных видов поддержки малого и среднего бизнеса Китая для повышения социальной эффективности - это поддержка стартапов, на которых трудится большое количество населения страны, в частности молодежь. В период с 2019 года Министерство промышленности и информационных технологий Китая присвоило этот статус 4762 сатрапам, большинство которых работает в полупроводниковой, машиностроительной и фармацевтической отраслях. Китай планирует расширить программу поддержки стартапов «Little Giants» (маленькие гиганты) в таких отраслях, как производство микросхем и биотехнологии, направленную на расширение технологических возможностей страны в условиях жёсткой конкуренции с США, добавив в её перечень ещё около 3000 «маленьких гигантских» стартапов.

Своеобразным аналогом «Китайского молодежного бизнеса» является Ассоциация молодых предпринимателей России - общероссийская общественная организация, объединяющая более 10000 молодых предпринимателей со всей страны. Ассоциация помогает решать конкретные проблемы предпринимателей и предлагает инструменты для решения системных проблем малого бизнеса [5].

Однако, если обратиться к сайту данной организации, ясно, что активно функционирует она лишь в 57 из 85 субъектов Российской Федерации, что нельзя оценить положительно [3].

Китайское и российское правительство считают малые и средние предприятия важнейшим стимулятором экономического роста, оживления рынка и расширения возможности трудоустройства.

Малый и средний бизнес стал неотъемлемой частью экономики и ныне энергично создает огромное количество рабочих мест и осваивает новые инновационные технологии. В обеих странах приоритетами поддержки является развитие собственного производства, им-портозамещения и в дальнейшем экспорта.

Приоритетными направлениями поддержки малого и среднего бизнеса Китая и России является прежде всего финансовая, консультационная и образовательная поддержки.

Совместная стратегия развития бизнеса России и Китая

Развитие торгово-экономического сотрудничества является важным фактором укрепления отношений между Китаем и Россией.

16 июля 2001 года председатель Китайской Народной Республики Цзян Цзэ-минь и президент Российской Федерации Владимир Путин подписали Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. В соответствии с основными принципами и духом Договора уровень китайско-российских отношений с тех пор непрерывно повышался [12].

Сегодня на фоне нестабильности и неопределенности международной

61

среды, а также постоянного усиления давления со стороны США ситуация в мире беспрецедентно меняется. Очевидно, что на фоне мировых перемен, оба государства могут попасть в кризисную ситуацию, однако по мнению китайцев кризис - это время возможностей, достаточно рассмотреть этимологию иероглифов слова «кризис» для того чтобы сделать вывод, что данное слово состоит из двух иероглифов: Ш («вэй») и ЭД («цзи»). Первый из них и правда означает «опасный, рисковый», а второй кудаЭД («цзи») - это «точка изменения, решающий момент».

20 марта 2022 г. посол КНР в России Чжан Ханьхуэй на встрече с китайскими предпринимателями, проживающими в Москве, заявил, что китайскому бизнесу на территории России следует «воспользоваться возможностью и заполнить возникающие лакуны на российском рынке». «Крупные компании сталкиваются с серьезными проблемами, в том числе со сбоями в цепочках платежей и поставок. Наступает время, когда частные, малые и средние предприятия могли бы сыграть свою роль», -подытожил посол [7].

Что касается нынешней политической ситуации и санкций против России, Китай следует принципам нейтралитета, не прекращая российский импорт и экспорт. Китай не проявляет инициативы, кроме той, что связана с защитой интересов собственных компаний и своего рынка. Китаю очень важно, чтобы Россия не распалась, потому что это большой политический союзник Китая. Поэтому Китай пытается сохранить формальный нейтралитет.

Согласно данным Российского экспортного центра, российский экспорт в Китай равен китайскому импорту в Россию образуя товарооборот на сумму 110918,6 млн долларов. Кроме этого, Китай занимает первое место в международном товарообороте России, а также первое место в несырьевом неэнергетическом экспорте России (пример популярного товара - продукты питания).

Для сравнения, китайско-американская торговля - это почти трил-

лион долларов, Китайско-европейская -почти 800-900 миллиардов (из них 30% -только с одной Германией).

Для того, чтобы разработать стратегию развития сотрудничества России и Китая, прежде всего необходимо понимать, какие российские товары пользуются спросом в Китае и какая китайская продукция популярна в России. По итогам 2021 года в тройке основных товаров в структуре российского экспорта в Китай на долю топливно-энергетических товаров (минеральное топливо, нефть и нефтепродукты) приходится более половины таможенной стоимости -67,82%. Доля цветных металлов составила 7,25%, продукции лесопереработ-ки - 7,2% [18].

Важно обратить внимание на структуру Российского экспорта в Китай. Большинство товаров - это сырье и энергетическая продукция, которую как правило производят крупные компании, а не малый и средний бизнес, кроме того, данные товары не являются продуктом глубокой переработки, которая влечет за собой большие трудозатраты и высокую трудовую занятость населения. Соответственно, такой экспорт не несет позитивного социального развития российскому обществу. В то время как основными товарами в структуре российского импорта из Китая являются «машины и оборудование» (их доля в общем обороте импорта составляет 55,1%), «химическая продукция» - 11,1% и «текстильные материалы и изделия» -7,3%. Данная продукция имеет большое количество внутренних процессов производства, которые предоставляют большому количеству населения трудовые места, что как показывает статистика, позитивно сказывается не только на социальном развитии Китая, но и на экономике и бюджете страны.

Для успешного функционирования Российской экономики за счет торговых отношений с Китаем, необходимо повысить товарооборот с помощью увеличения объема экспорта несырьевых и неэнергетических товаров посредством поддержки малого и среднего бизнеса, например организации инвестиционных

62

проектов с производством товаров глубокой переработки с высокой маржинальностью и спросом на территории КНР.

В рамках национальной цели "Достойный и эффективный труд и успешное предпринимательство", установленной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474, реализуется национальный проект "Международная кооперация и экспорт", целью которого является обеспечение к 2030 году реального роста экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее чем на 70% по сравнению с 2020 годом [17].

Китайско-российское взаимодействие в торгово-экономической области обладает большим потенциалом при достаточной поддержке государством и развитии у современных бизнесменов и менеджеров кросс-культурной компетентности: владение иностранными языками и знание межкультурных различий. В будущем, при условии научно-технического прогресса и изменения структуры экономик двух стран, будут активнее использоваться преимущества стран, сферы сотрудничества будут постоянно расширяться, а уровень взаимодействия - повышаться на основе принципов взаимной выгоды и обоюдного выигрыша. Это, безусловно, положительно скажется на экономическом развитии Китая и России, сыграет основополагающую роль в укреплении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху, и станет драйвером постоянного развития двусторонних связей.

Социально-экономическое развитие многих регионов Сибири и Дальнего Востока в заметной мере связано с Китайской Народной Республикой, прежде всего с провинциями Северо-Восточного Китая - Хэйлунцзян, Ляонин и Цзилинь. Между российскими регионами, в том числе и Иркутской областью, и этими провинциями установлены очень тесные экономические, научно-технические, культурно-образовательные связи. Геополитическое положение Восточной Си-

бири и КНР во многом предопределяет стремление сторон к взаимовыгодному международному сотрудничеству в самых различных сферах, но наибольшим созидательным потенциалом для его участников обладает укрепление и развитие взаимовыгодных связей в сфере науки и образования.

Примечательной особенностью Иркутской области является то, что на ее территории сформировался крупнейший на востоке России научно-образовательный комплекс, реализующий кадровое и научно-техническое обеспечение целого ряда конкурентоспособных экспортоориентированных отраслей экономики региона: авиастроение, электроэнергетика, цветная и черная металлургия, нефтехимическая и лесоперерабатывающая промышленность. Особенностью научного комплекса области является фундаментальный характер научных исследований и разработок, имеющих стратегическое значение для России и в целом азиатского региона.

В составе научно-образовательный комплекса региона - Иркутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук, высшие учебные заведения, элементы инновационной инфраструктуры.

Иркутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук, это крупный мультидисципли-нарный комплекс, второй по величине в Сибирском отделении РАН. В Иркутском Академгородке расположены 9 крупных академических институтов Сибирского отделения РАН: Институт географии, Институт геохимии имени А.П. Виноградова, Институт динамики систем и теории управления, Институт земной коры, Институт систем энергетики имени Л.А. Мелентьева, Институт солнечно-земной физики, Иркутский институт химии им. А.Е. Фаворского, Лимнологический институт, Сибирский институт физиологии и биохимии растений. Кроме них в состав ИНЦ СО РАН входят Иркутский филиал Института лазерной физики СО РАН, Байкальский музей (в пос. Листвянка). Иркутские академические институты имеют раз-

63

витую, во многом уникальную научно-исследовательскую базу. К установкам национального масштаба относятся Сибирский солнечный радиотелескоп, проблемно-ориентированный телескоп для измерения слабых фоновых магнитных полей на Солнце, Иркутский радар некогерентного рассеивания Института солнечно-земной физики СО РАН. Уникальные, дорогостоящие приборы сосредоточены в Байкальском центре коллективного пользования и служат не только институтам Центра, но и сторонним организациям региона. На территории всей Сибири расположены десятки сейсмических, астрономических, географических, биологических станций и стационаров иркутских институтов. Институты через волоконно-оптический кабель объединены в Интегрированную информационно-вычислительную сеть ИНЦ СО РАН и образовательных учреждений г. Иркутска с выходом в российские и зарубежные глобальные сети. Иркутский научный центр поддерживает международные связи более чем со 100 зарубежными научными учреждениями и организациями из 30 стран, участвуя в реализации совместных программ и двусторонних соглашений. В последние годы важным направлением в деятельности институтов стала инновационная деятельность, направленная на воплощение результатов научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности. Начата работа по созданию Технопарка - структуры, способствующей внедрению научных разработок в производство. При этом Российская академия наук остаётся ведущей организацией в области фундаментальных научных исследований страны [6].

Высшее образование является важным фактором регионального развития, играет решающую роль в воспроизводстве интеллектуального потенциала общества, от которого зависят современное производство и применение знаний. Подготовку специалистов с выс-

шим профессиональным образованием в Иркутской области осуществляют 37 образовательных организаций (в том числе, филиалы и негосударственные образовательные организации). Общая численность студентов образовательных организаций высшего образования Иркутской области в 2016 учебном году составила 79,5 тыс. человек [11]. Вузы области не могут не реагировать на потребности региональной экономики, открывая новые специальности и направления подготовки будущих специалистов. В последние годы открыты актуальные для современной экономики направления подготовки, такие как, «Биоинженерия и биоинформатика», «Мехатроника», «Наноматериалы», «Комплексная защита объектов информатизации», «Многоканальные телекоммуникационные системы», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции». Для ведущих вузов области, наряду с функцией подготовки высокопрофессиональных специалистов, особое значение приобретают функции научных исследований.

На базе НИИ и ведущих вузов Иркутской области формируется инновационная инфраструктура, наиболее значимыми элементами которой являются Технопарк ИрГТУ, включающий в себя более 20 малых предприятия, занимающихся коммерциализацией наукоемких технологий, Иркутский инновационный бизнес-инкубатор, Региональный центр развития инновационной деятельности, Региональная школа инновационного менеджмента, Центр коллективного пользования ИНЦ СО РАН, Центр трансфера технологий ИНЦ СО РАН.

Правительство Иркутской области реализует меры поддержки и стимулирования инновационной активности предприятий, расположенных на территории области, коммерциализации перспективных технологий, разработанных региональными университетами и институтами РАН. Инновационный сценарий развития региона принят в качестве базового в формируемой в настоящее время Концепции социально- экономического развития Иркутской области

64

на период до 2020 года. В регионе принят областной закон о государственной поддержке научно-технической инновационной деятельности. С 2010 года реализуется программа по развитию инновационного комплекса, основная цель которой состоит в формировании приоритетных для региона исследований, направленных на увеличение инвестиционной активности, создание новых рабочих мест в инновационной сфере, повышение престижа научной и инновационной работы, в том числе, в молодежной среде.

Научные организации и высшие учебные заведения Иркутской области считают приоритетным развитие научно-технического сотрудничества с коллегами из КНР. Тем более, что его эффективности способствуют дружественные связи Иркутской области с провинциями и городами центрального подчинения Китая: Хэйлунцзяном, Ляонином, Цзи-линем, Хебеем, Шанхаем. С 1994 года действуют соглашения о побратимских связях Иркутской области с провинциями Хэйлунцзян и Ляонин, на муниципальном уровне установлены побратимские отношения между городами Иркутск и Шеньян, Ангарск и Цзиньчжоу (провинция Цзилинь), Усть- Илимск и Хан-дань (провинция Хебей). Созданы институциональные основы для цивилизованного двухстороннего сотрудничества, в том числе и в научно-образовательной сфере: в Иркутской области в 2007 году начали работу Генеральное консульство КНР и рабочая группа Государственного банка развития КНР.

Таким образом, к преимуществам Иркутской области и ее научно- образовательного комплекса следует отнести:

• высокий научно-образовательный потенциал региона;

• опыт работы с китайскими партнерами в научной сфере и подготовке кадров

• наличие прямых рейсов между Иркутском и городами провинции Ляонинь

• наличие Генконсульства КНР в Иркутске;

• относительно невысокая стоимость обучения и проживания;

• толерантность населения и безопасные условия проживания иностранных граждан на территории Иркутской области.

В своей совокупности указанные условия обусловили возможности реального, а не декларируемого сотрудничества научных и образовательных организаций региона с китайскими партнёрами.

В институтах Иркутского научного центра СО РАН ключевыми являются совместные проекты по энергетике, исследованию сейсмического режима, исследованию в области физики, геологии, географии, дистанционного зондирования и сельскохозяйственных наук. Подписаны и реализуются соглашение о научно-техническом сотрудничестве Иркутского научного центра СО РАН с Академией наук провинции Хэй-лунцзян КНР, Дачинским филиалом при Академии сельскохозяйственных наук провинции Хэйлунцзян. Основными направлениями сотрудничества являются: обмен научно-технической информацией; обмен специалистами в областях науки и техники; совместные исследования и разработки; совместное участие в конкурсных международных научно-исследовательских проектах; создание совместных наукоемких предприятий; организация симпозиумов, конференций, и научно-технических выставок; развитие других форм сотрудничества, представляющих взаимный интерес. Перспективными направлениями сотрудничества рассматриваются мониторинг и изучение природных (геофизических, геологических, солнечных, атмосферных) процессов, на территории Евроазиатского континента; оценка и прогнозирование природных и социально-экономических последствий изменения окружающей среды в Северо-восточной Азии в связи с изменением климата и хозяйственной деятельностью.

Между университетами Иркутской области и высшими учебными заведениями Китая подписан, и успешно реализуется целый ряд прямых договоров и соглашений о сотрудничестве. Высшие учебные заведения Иркутской области, такие как Иркутский государствен-

65

ный университет, Байкальский государственный университет, Иркутский государственный технический университет имеют действующие договоры с вузами КНР.

Так Иркутский государственный университет, рассматривая в качестве одного из приоритетных направлений осуществления сотрудничества с высшими учебными заведениями зарубежных стран, сотрудничество с вузами Китая, установил партнёрские отношения с Ляонинским университетом, г. Шеньян, Хэйлуцзянским университетом, г. Харбин, Гуманитарным институтом СевероВосточного педагогического университета, г. Чань-Чунь, заключены новые договоры: Чженчжоуский университет, Столичный педагогический университет, г. Пекин, университетом Ланьчжоу, Пекинский технический университет, Да-лянский университет иностранных языков, Университет «Биньхай» г. Циндао, Маньчжурский университет Внутренней Монголии, Цзясинский университет. С вузами - партнёрам реализуются совместные образовательные программы. На базе Международного института экономики и лингвистики ИГУ уже более 20 лет реализуется совместная международная образовательная программа с Ляонинским университетом. Программа утверждена приказом Министерства образования РФ и поддерживается Посольством КНР в г. Москве. Срок обучения составляет 4 года, из которых российские студенты обучаются 2,5 года в ИГУ и 1,5 года в Ляонинском университете, китайские студенты 2 года в Ляонинском университете и 2 года в ИГУ. Студенты, прошедшие полный курс обучения, получают 2 диплома о высшем образовании: диплом бакалавра ИГУ и диплом бакалавра Ляонин-ского университета. В августе 2013 году Иркутский государственный университет и Ляонинский университет (КНР) подписали договор о подготовке магистров по направлению «Экономика». Целью программы является подготовка высококвалифицированных кадров,способных проводить самостоятельные научные исследования в области экономической де-

ятельности. Выпускники также получают два диплома о высшем образовании -магистров экономики Иркутского государственного университета и Ляонин-ского университета.

В 2007 году в ИГУ состоялось открытие Культурно-образовательного центра «Института Конфуция ИГУ». Система Конфуцианских институтов - институтов Конфуция «Кунцзы сюэюань» действуют при поддержке Китайского государственного агентства по преподаванию китайского языка как иностранного (Ханьбань). Подобные Институты открыты в крупнейших вузах России, в том числе в Российском государственном гуманитарном университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Новосибирском государственном университете, Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова и в ряде других вузов. Главной целью деятельности Культурно-образовательного центра «Института Конфуция ИГУ» является укрепление дружбы между Россией и Китаем с помощью развития программ, культурных обменов, содействия изучению и распространению китайского языка, предоставления широкому кругу заинтересованных в изучении КНР максимально полной и достоверной информации об этой стране. С 2008 года Культурно-образовательный центр «Института Конфуция ИГУ» стал официальным региональным центром тестирования ВСТ (бизнес-китайский) и HSK для определения уровня владения китайским языком. Успешно прошедшим испытание выдается сертификат Министерства образования КНР. За время работы Культурно-образовательного центра «Института Конфуция ИГУ» обучение в нем прошли более 600 человек, среди них школьники, студенты, бизнесмены, учителя, врачи. Экзамен Н^К сдали и получили сертификаты свыше 150 человек. Лучшие студенты на конкурсной основе получают от Культурно-образовательного центра «Института Конфуция ИГУ» особые стипендии на бесплатное обучение ведущих университетах Китая. Финансирует эти гранты Министерство образования

66

Китая. Развитие дружественных отношений Иркутского государственного университета активно поддерживается Министерством образования КНР, Кабинетом государственного департамента КНР по распространению китайского языка за рубежом, посольством КНР в России, Министерством образования и науки РФ.

В заключении отметим, что необходимость и важность сотрудничества Иркутской области с КНР во многом обусловлена сходством стратегических национальных приоритетов наших государств. Россия и Китай - это две величайшие державы, которые обладают собственными тысячелетними культурными традициями и ярко выраженными национальными особенностями. Но общим условием устойчивого развития наших стран, является наличие высококвалифицированных кадров для наукоемких отраслей, развитие наукоёмкой экономики в целом. Переход к новому этапу общественного развития, в котором информация, знания, инновации выступают не только факторами производства, но и основной социальной ценностью, означает существенные изменения в научно-образовательной сфере. Перед нашими странами стоят схожие задачи, поэтому развитие сотрудничества России и её регионов с КНР в научно-образовательной сфере становится одним из ключевых направлений государственной региональной политики.

В результате изучения национальных бизнес-культуры России и Китая как базового фактора организационного поведения, можно сделать вывод, что знания с сфере кросс-культурных коммуникациях именно России и Китая, в условиях кризиса оказывают большое влияние на развитие стран. В рамках данного изучения, мы оценили эффективность реализации государственных программ поддержки этих двух стран и векторы совместного развития.

Литература

1. «Сяокан» - это модель идеального общества. Китай от Конфуция до Цзян Цзэминя. Синьхуа. [Элек-

тронный ресурс]: Центр Азия: сайт. -URL: http://www.centrasia.ru (дата обращения: 30.05.2022).

2. Geert Hofstede. [Электронный ресурс]: Geert Hofstede official: сайт. - URL: http://geert-hofstede.com/ (дата обращения: 21. 05.2022).

3. Ассоциация молодых предпринимателей России. [Электронный ресурс]: Фонд социальных программ: https://www.nb-fund.ru/about-the-fund/partners/assotsiatsiya-molodykh-predprinimateley-rossii/ (дата обращения: 08.05.2022).

4. Бесценный Д.С. Роль субъектов малого и среднего предпринимательства в экономиках развитых стран// Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2009. № 4. С. 5658.

5. Власти КНР ужесточат контроль над «чрезмерными» доходами бизнеса. [Электронный ресурс]: РБК: сайт. - URL: https://www.rbc.ru/busi-ness/18/08/2021/611 d03579a79471 ed-70b4cac/ (дата обращения: 21. 08.2022).

6. Закон КНР от 29.06.2002 «О стимулировании развития малого и среднего предпринимательства».

7. Иммунная система мировой экономики. [Электронный ресурс]: Институт экономики роста им П.А. Столыпина.: сайт. - URL: http://www. https://stolypin. institute/presscenter/page/6/ (дата обращения: 01. 11.2020).

8. История семейного предпринимательства [Электронный ресурс]: Торгово-промышленная палата Российской Федерации: сайт. - URL: https://family.tpprf.ru/history/ (дата обращения: 08. 05.2022).

9. Мясоедов, С.П., Борисова, Л.Г. Кросс-культурный менеджмент. 3 изд. М.: Юрайт, 2015.

10. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». [Электронный ресурс]: Википедия.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Нацио-нальный_проект_«Малое_и_сред-нее_предпринимательство_и_под-

67

держка_индивидуальной_предпри-нимательской_инициативы» (дата обращения: 08.05.2022).

11. О чем говорили посол Чжан Ханьхуэй и представители китайских предпринимателей? [Электронный ресурс]: Российская ассоциация содействия конфуцианской культуре: сайт. - URL: https://mp.weixin.qq.com/s7PTfeFp-M9eT5hYvPbI2j_zw (дата обращения: 30.08.2022).

12. Отношения Китая и РФ переживают лучший в истории период. [Электронный ресурс]: ФГБУ «Редакция «Российской газеты»: сайт. - URL: https:// rg.ru/2021/09/27/otnosheniia-kitaia-i-rf-perezhivaiut- I uchshij-v-istorii-period. html (дата обращения: 10.08.2022).

13. Полюшкевич О.А. Введение в социальную антропологию управления. Учебное пособие / Иркутск, ИГУ, 2012. 124 с.

14. Полюшкевич О.А. Социальное управление через призму норм // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич. Иркутск, ИГУ, 2022. С. 195-199.

15. Пружинин А.Н. Моделирование развития человеческого капитала в современном бизнесе // Социология. 2022. № 2. С. 59-68.

16. Пружинин А.Н. Особенности стратегического развития человеческого капитала // Социология. 2020. № 2. С. 306-313.

17. Развитие международной кооперации экспорта. [Электронный ресурс]: минпромторг России: сайт. - URL: https://minpromtorg.gov.ru/projects/ international/export-support/ (дата обращения: 03.08.2022).

18. Российско-китайский экспорт-импорт, 2021 [Электронный ресурс]: SeaNews: сайт. - URL: https://sean-ews.ru/2022/02/07/ru-rossijsko-kitajskij-jeksport-import-2021/ (дата обращения: 07.08.2022).

19. Фетисова А.Д. Малый бизнес и государственная поддержка предпринимательства. Инновационные идеи молодых исследователей для агропромышленного комплекса России. [Электронный ресурс]: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Пенза: РИО ПГСХА; 2015, С. 121 — 123.

20. Шуньхуэй Чжань. Особенности организации предпринимательства в Китае // Экономические науки. 2007. № 2. С. 21.

21. Ардашев Р.Г. Изменение сознания в эпоху постпандемического общества // Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений. материалы VI международной научно-практической интернет-конференции: в 2 ч.. Вологодский научный центр Российской академии наук. Вологда, ВолРАН, 2021. С. 76-79.

22. Ардашев Р. Г. Иррациональность общественного сознания россиян. Монография. М.: РГСУ, 2021. 184 с.

23. Ардашев Р.Г. Трансформация мышления россиян в цифровую эпоху // Стратегия и тактика социально-экономических реформ: национальные приоритеты и проекты. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Вологда, Вол-РАН, 2021. С. 367-369.

SOCIAL STRATEGIES TO SUPPORT SMALL BUSINESSES IN RUSSIA AND CHINA

Zhuravleva A.A.

Irkutsk State University

The article presents an analysis of social modeling of cross-cultural cooperation between Russia and China in the field of small business. From the standpoint of the sociology of management, an analysis is made of existing strategies to support small businesses in the two countries, and new strategies are proposed for the development of intercultural dialogue in the field of small business and the development of inter-

68

state partnerships in the field of business communications.

Keywords: social strategies, small business, support, management sociology, cross-cultural interaction.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. "Xiaokang" is a model of an ideal society. China from Confucius to Jiang Zemin. Xinhua. [Electronic resource]: Center Asia: site. - URL: http://www.centrasia.ru (date of access: 05/30/2022).

2. Geert Hofstede. [Electronic resource]: Geert Hofstede official: website. - URL: http://geert-hofstede.com/ (date of access: 21.05.2022).

3. Association of Young Entrepreneurs of Russia. [Electronic resource]: Fund for Social Programs: https://www.nb-fund.ru/about-the-fund/partners/assotsiatsiya-molodykh-predprinimateley-rossii/ (date of access: 05/08/2022).

4. Priceless D.S. The role of small and medium businesses in the economies of developed countries // Bulletin of the Omsk University. Series "Economics". 2009. No. 4. S. 56-58.

5. The PRC authorities will tighten control over "excessive" business income. [Electronic resource]: RBC: site. - URL: https://www.rbc.ru/business/18/08/2021/ 611d03579a79471ed70b4cac/ (date of access: 08/21/2022).

6. Law of the People's Republic of China of June 29, 2002 "On promoting the development of small and medium enterprises."

7. The immune system of the world economy. [Electronic resource]: P.A. Stolypin: site. - URL: http://www. https://stolypin.in-stitute/presscenter/page/6/ (date of access: 01.11.2020).

8. History of family business [Electronic resource]: Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation: site. - URL: https://family.tpprf.ru/history/ (date of access: 08.05.2022).

9. Myasoedov, S.P., Borisova, L.G. Cross-cultural management. 3rd ed. Moscow: Yurayt, 2015.

10. National project "Small and medium-sized businesses and support for individual entrepreneurial initiatives." [Electronic resource]: Wikipedia.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Na-tional_project_"Small_and_medium_entre-preneurship_and_support_individual_en-trepreneurial_initiative" (date of access: 05/08/2022).

11. What did Ambassador Zhang Hanhui and representatives of Chinese entrepreneurs talk about? [Electronic resource]: Russian Association for the Promotion of Confucian Culture: site. - URL: https://mp.weixin. qq.com/s/PTfeFpM9eT5hYvPbI2j_zw (accessed 30.08.2022).

12. Relations between China and the Russian Federation are experiencing the best period in history. [Electronic resource]: Federal State Budgetary Institution "Editorial Office of Rossiyskaya Gazeta": site. - URL: https://rg.ru/2021/09/27/otnosheniia-kitaia-i-rf-perezhivaiut-luchshij-v-istorii-period.html (date of access: 08/10/2022).

13. Polyushkevich O.A. Introduction to the social anthropology of management. Textbook / Irkutsk, IGU, 2012. 124 p.

14. Polyushkevich O.A. Social management through the prism of norms // Social consolidation and social reproduction of modern Russian society: resources, problems, and prospects. Materials of the VIII International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of O.A. Polyushkevich. Irkutsk, IGU, 2022, pp. 195-199.

15. Pruzhinin A.N. Modeling the development of human capital in modern business // Sociology. 2022. No. 2. S. 59-68.

16. Pruzhinin A.N. Features of the strategic development of human capital // Sociology. 2020. No. 2. S. 306-313.

17. Development of international export cooperation. [Electronic resource]: Ministry of Industry and Trade of Russia: website. - URL: https://minpromtorg.gov.ru/projects/inter-national/export-support/ (date of access: 08/03/2022).

18. Russian-Chinese export-import, 2021 [Electronic resource]: SeaNews: site. - URL: https://seanews.ru/2022/02/07/ru-rossijsko-kitajskij-jeksport-import-2021/ (date of access: 08/07/2022).

19. Fetisova A.D. Small business and government support for entrepreneurship. Innovative ideas of young researchers for the agro-industrial complex of Russia. [Electronic resource]: Collection of materials of the All-Russian scientific-practical conference of students, graduate students and young scientists, Penza: RIO PGSHA; 2015, pp. 121-123.

20. Shunhui Zhan. Features of the organization of entrepreneurship in China // Economic Sciences. 2007. No. 2. S. 21.

21. Ardashev R.G. Change of consciousness in the era of post-pandemic society // Global

69

challenges and regional development in the mirror of sociological measurements. materials of the VI international scientific and practical Internet conference: at 2 o'clock. Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Vologda, VolRAN, 2021, pp. 76-79.

22. Ardashev R.G. The irrationality of the public consciousness of Russians. Monograph. M.: RGSU, 2021. 184 p.

23. Ardashev R.G. Transformation of the thinking of Russians in the digital age // Strategy and tactics of socio-economic reforms: national priorities and projects. Materials of the IX All-Russian scientific-practical conference with international participation. Vologda, VolRAN, 2021, pp. 367-369.

70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.