Научная статья на тему 'Социальные страхи студентов: страх ошибки'

Социальные страхи студентов: страх ошибки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1983
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХ / ОШИБКА / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ОСОЗНАННАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крутых Е.В.

В статье рассматривается страх ошибки у студентов. Указаны ситуации, в которых этот страх может проявляться. Исследование показало, что выраженный страх ошибки проявляется в основном у девушек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные страхи студентов: страх ошибки»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

УДК 159.9.072

Е.В. Крутых

К.психол.н., доцент Е. М. Власенко

Студент ФГБОУ ВО «КубГТУ» г. Краснодар, Российская Федерация

СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ СТУДЕНТОВ: СТРАХ ОШИБКИ

Аннотация

В статье рассматривается страх ошибки у студентов. Указаны ситуации, в которых этот страх может проявляться. Исследование показало, что выраженный страх ошибки проявляется в основном у девушек.

Ключевые слова Страх, ошибка, самостоятельность, осознанная саморегуляция.

Страх считается самой древней и сильной человеческой эмоцией. Страхи присущи всем людям и сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. Сегодня страх помогает человеку проявить активность в критической ситуации. В состоянии страха активизируется симпатическая нервная система. Она подготавливает организм к физической нагрузке, в результате чего учащается сердцебиение, расширяются зрачки, тормозится активность пищеварительных желез. Благодаря усиленной активности эндокринной системы в кровь идет большой выброс адреналина, что вызывает сужение сосудов кожи (человек бледнеет).

Учеба в вузе очень ответственный период в жизни молодых людей. От того, как они умеют ее выстраивать, во многом зависит их будущая профессиональная деятельность. Студенты еще в период обучения должны уметь самостоятельно организовывать свою учебную деятельность. Самостоятельность у них проявляется в осознанной саморегуляции. «Это возможность и умение субъекта осознавать свои цели, выстраивать программу действий, направленных на достижение этих целей...» [2, с. 78]. Однако именно страх зачастую мешает студентам эту свою самостоятельность проявлять.

Исследованием страхов у студентов занимались А.И. Дурсунова и К.А. Холуева. Авторы выявили, что у 13,4 % студентов чувство страха возникает часто, иногда испытывают это чувство 76,1 % опрошенных молодых людей и 10,5 % студентов не испытывают чувства страха.

Самыми распространенными страхами являются социальные страхи. Они возникают у 79,1 % опрошенных студентов и проявляются в страхе перед экзаменами, перед преподавателем, перед публичными выступлениями и т. д.[1]

Нас заинтересовало проявление у студентов такого социального страха как страх ошибки. Исследователи страха полагают, что страх ошибки появляется у человека, когда он имеет очень сильную установку на успех и когда боится санкций, если совершит ошибку. Страх ошибки блокирует творческие способности человека. Человек испытывает внутреннюю скованность и напряжение, проявляется повышенный самоконтроль. В результате путь к намеченной цели замедляется. Также, боясь ошибиться, человек старается не рисковать, проявляет сверхосторожность. Страх сделать ошибку заставляет человека избегать все новое, делает его излишне консервативным. Человек избегает изменений и любой нестабильности. И, в конце концов, страх сделать ошибку превращается в страх вообще [3].

Страх ошибки может проявляться в следующих ситуациях: 1) когда прошлые успехи заставляют человека стремиться оправдать ожидания окружающих, в результате чего, он, боясь совершить ошибку, выполняет только привычные действия, не пытаясь проявить свои творческие способности; 2) при заниженной самооценке [5].

С целью изучения страха ошибки среди студенческой молодежи было проведено исследование. В нем приняли участие 28 студентов: 17 юношей и 11 девушек. Для исследования использовался опросник «Страх ошибки» [4].

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

Было выявлено, что страх ошибки почти полностью отсутствует у 10,7 % студентов. Столько же студентов испытывают выраженный страх ошибки.

Анализ страха ошибки отдельно у юношей и девушек показал, что выраженный страх ошибки обнаружен у 27,3 % девушек. Они могут свои ошибки переживать очень долго: от нескольких часов до нескольких дней. Их беспокоит, как они выглядят в глазах других людей, и часто стремятся избегать любых ошибок. У юношей выраженного страха ошибки не выявлено.

Полученные результаты исследования могут быть использованы преподавателями в учебном процессе для учета особенностей личности студента, а также специалистами психологической службы вуза для коррекции поведения и в развивающей работе. Список использованной литературы

1.Дурсунова А.И., Холуева К.А. Изучение особенностей проявления страхов у студентов /Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 7. - С. 205.

2. Крутых Е.В. Субъектность в профессиональном становлении студентов//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - Майкоп; изд-во АГУ. - Вып.4. - 2010. - С.74-79.

3.Самоукина Н.В. Экстремальная психология. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Издательство ЭКМОС , 2000. - 208 с.

4.Страх ошибки [Электронный ресурс] //А. Я. Психология (azps.ru): URL: http://azps.ru/tests/fobii/test_strah_oshibki.html

5.Уварова Е. Страх ошибки. [Электронный ресурс]: URL: http://medportal.ru/budzdorova/issue_theme/894/

© Е.В. Крутых, Е.М. Власенко, 2016

УДК31

Н.В.Козловская

к.психол.н., доцент З.А.Тагирова

магистрант 1 курса СКФУ, г. Ставрополь Российская Федерация

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЦЕССА УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы личностного развития студентов, их готовности к профессиональной деятельности и условия успешной профессионализации личности в период обучения в вузе.

Ключевые слова

Профессионализация, психологические условия, факторы успешности, психологическое благополучие.

Проблема выбора профессии и становления профессионала была и остается одной из самых востребованных в научном и прикладном аспекте. Ее актуальность в XXI веке обусловлена необходимостью в новых кадрах, способных работать в условиях кардинального изменения не только социальных и экономических условий жизнедеятельности человека, но и самой структуры профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.