МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
Было выявлено, что страх ошибки почти полностью отсутствует у 10,7 % студентов. Столько же студентов испытывают выраженный страх ошибки.
Анализ страха ошибки отдельно у юношей и девушек показал, что выраженный страх ошибки обнаружен у 27,3 % девушек. Они могут свои ошибки переживать очень долго: от нескольких часов до нескольких дней. Их беспокоит, как они выглядят в глазах других людей, и часто стремятся избегать любых ошибок. У юношей выраженного страха ошибки не выявлено.
Полученные результаты исследования могут быть использованы преподавателями в учебном процессе для учета особенностей личности студента, а также специалистами психологической службы вуза для коррекции поведения и в развивающей работе. Список использованной литературы
1.Дурсунова А.И., Холуева К.А. Изучение особенностей проявления страхов у студентов /Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 7. - С. 205.
2. Крутых Е.В. Субъектность в профессиональном становлении студентов//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - Майкоп; изд-во АГУ. - Вып.4. - 2010. - С.74-79.
3.Самоукина Н.В. Экстремальная психология. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Издательство ЭКМОС , 2000. - 208 с.
4.Страх ошибки [Электронный ресурс] //А. Я. Психология (azps.ru): URL: http://azps.ru/tests/fobii/test_strah_oshibki.html
5.Уварова Е. Страх ошибки. [Электронный ресурс]: URL: http://medportal.ru/budzdorova/issue_theme/894/
© Е.В. Крутых, Е.М. Власенко, 2016
УДК31
Н.В.Козловская
к.психол.н., доцент З.А.Тагирова
магистрант 1 курса СКФУ, г. Ставрополь Российская Федерация
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЦЕССА УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы личностного развития студентов, их готовности к профессиональной деятельности и условия успешной профессионализации личности в период обучения в вузе.
Ключевые слова
Профессионализация, психологические условия, факторы успешности, психологическое благополучие.
Проблема выбора профессии и становления профессионала была и остается одной из самых востребованных в научном и прикладном аспекте. Ее актуальность в XXI веке обусловлена необходимостью в новых кадрах, способных работать в условиях кардинального изменения не только социальных и экономических условий жизнедеятельности человека, но и самой структуры профессиональной деятельности.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
Соответственно, изменились и требования, предъявляемые к условиям формирования профессионально важных качеств и компетенций специалистов уже на этапе обучения в вузе. Сегодня будущему профессионалу недостаточно иметь просто хороший багаж знаний и умений, ему необходимы такие качества, которые бы позволили быстро адаптироваться в новых условиях, обладать профессиональной мобильностью, быть востребованным на рынке труда. При этом, как указывает Е.Ю. Григоренко, «существует прямая связь между успешным профессиональным становлением и позитивными моделями жизнедеятельности, успешной карьерой, психологическим благополучием человека» [2, с.101].
И в этом плане именно «студенческий возраст является активным периодом психического, личностного, интеллектуального и профессионального развития, что позволяет рассматривать его как сензитивный период для развития новообразований, необходимых для успешной профессионализации: профессионального самоопределения, профессионального сознания, ценностных и смысложизненных ориентаций, учебно-профессиональной мотивации» [3, с.12]. Исходя из этого, процесс профессионализации в вузе должен быть направлен на формирование позитивной мотивации к профессиональной деятельности, готовности к профессиональному росту, поиску оптимального, конструктивного индивидуального стиля деятельности; на развитие профессионально-значимых качеств личности [1]. Только при таких условиях этот процесс будет выступать как один из важных факторов социализации личности.
Необходимо отметить, что вопросы личностного развития студентов, готовности к профессиональной деятельности и условий успешной профессионализации личности в период обучения в вузе стали предметом изучения таких ученых, как Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, Е.Ф. Рыбалко, Е.И. Степанова и др.; проблема социально-психологических и индивидуально-личностных детерминант формирования профессионально важных качеств специалиста, а также условий оптимизации профессиональной подготовки и осуществления успешной профессионализации - в работах А.В. Зеер, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, Б.Ф. Ломова и т.д.
Однако, как показал проведенный нами анализ исследований, имеющихся по данной проблеме, одним из самых дискуссионных остается вопрос о психологических факторах, определяющих успешность профессионализации студентов в вузе, их феноменологической специфике и способах операционализации на уровне конкретного субъекта.
При этом в отечественной и зарубежной психологии выделяются различные факторы успешности профессионализации: внешние условия, психофизиологические особенности, индивидуально-психологические и социально-психологические характеристики субъекта деятельности [7]. Вместе с тем, большинство исследователей описывают такие факторы, как ресурсные возможности человека, фрустрационная толерантность, настойчивость, деловая активность, способность к интериоризации общечеловеческих знаний и опыта, коммуникативная и социальная компетентность, независимость, решительность, доверие к себе [6].
Кроме того, в ряде исследований были выделены такие психологические факторы, как:
1) уровень и характер профессиональной направленности (А.Т. Колденкова);
2) психологическая готовность к будущей профессиональной деятельности (Е.П. Кораблина);
3) способы учебной работы (И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис, И.С. Якиманская);
4) интеллект (Г.М. Метельский, Н.И. Иоголович);
5) мотивация учебной деятельности (В.К. Гербачевский, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, М.В. Матюхина, Н.И. Мешков, А.А. Реан, В.Я. Якунин) и др.
В свою очередь, О.Н. Никитина, рассматривая процесс профессионализации в условиях высшего образования, считает, что на него оказывают влияние следующие переменные: сила и качество мотивация человека, его способности, локус контроля, стратегия развития личности, содержание смысложизненных ориентаций, ценностей, отношение к профессии, уровень развития интеллекта, самооценка способности к самоорганизации, высокий уровень социальной адаптации, позитивное отношение к учебной деятельности, высокий творческий потенциал, а также старательность, сосредоточенность, добросовестность, организованность, работоспособность, адекватность самооценки себя как субъекта учебной деятельности [5].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
Наконец, в рамках отдельных исследований (Л.М. Аболин, А.В. Воронина, М. Линч, А.В. Воронина, Е.Ю. Григоренко, Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко, Н. Брэдбёрн, Э. Динер, Э.Л. Диси, Р.М. Райан, К. Рифф и др.) в качестве одного из наиболее значимых факторов успешной профессионализации студентов в системе высшего образования называется психологическое благополучие личности, под которым понимается «слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия» [2].
По мнению Л.В. Куликова, психологическое благополучие более устойчиво при гармонии личности и зависит от наличия ясных целей, успешности реализации планов деятельности и поведения, наличия ресурсов и условий для достижения целей» [Приводится по: 2]. Таким образом, психологическое благополучие может стать основным критерием, определяющим гармоничность развития личности, ее целостность.
Если рассматривать психологическое благополучие студентов, то надо сказать, что оно носит субъективный характер и выражается в осознании ими своей жизни и переживаниях по поводу реализации целей, своего поведения в окружающем мире. При этом, как указывает Ю.П. Поваренков, в процессе профессионального становления студентов в процессе обучения в вузе возникают определенные противоречия между личностью и внешними условиями жизнедеятельности, а также внутриличностные противоречия [6]. Это связано с тем, что студенческие годы - период, отличающийся бурным развитием личности, сопровождающимся различного рода кризисами - кризис адаптации, «вырывания корней», профессионального становления, которые способны изменить или снизить уровень психологического благополучия студентов. Вследствие этого происходит снижение эффективности учебной деятельности, и могут возникать различные психосоматические расстройства.
Таким образом, психологическое благополучие можно определить, как важный показатель не только готовности студентов к профессиональной деятельности и ее успешности, или как фактор успешной учебной деятельности и прогностический показатель будущей профессиональной продуктивности и удовлетворенности специалиста [4], но и как фактор, определяющий психологическое здоровье личности. Поэтому проблема психологического благополучия личности, его роль в процессе становления профессионально важных качеств, специалиста в условиях обучения в вузе требуют своего дальнейшего изучения.
Список использованной литературы
1.Бодров В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности. // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. - СПб., 1991. - С. 3-26.
2.Григоренко Е.Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы // Проблемы развития территории. - 2009. - № 2. - С. 98-105.
З.Зорко Ю.А. Особенности психического здоровья студентов. // Медицинские новости. - 1998. - №12. - С. 9-12.
4.Козьмина Л.Б. Динамика психологического благополучия личности студентов-психологов: дис. канд. психол. наук. - Иркутск, 2014. - 174 с.
5. Никитина О.Н. Динамика изменений ценностно-смысловой сферы личности в процессе профессионального становления: дис. канд. психол. наук. - М., 2002. - 219 с.
6. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 160 с.
7. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. - М.: МГППИ, 1999. - 97 с.
© Н.В.Козловская, З.А.Тагирова, 2016