Магомедова Патимат Социальные стандарты и
Магомедгаджиевна гарантии - основа социальной
защиты населения
соискател ь
П Аннотация: Раскрывается содержание социальных гарантий и
Дагестанский государственный -
м к минимальных социальных стандартов в проводимой социаль-
университет ной политике. Предлагаются направления совершенствования
определения прожиточного минимума.
Ключевые слова: социальные стандарты и гарантии, бесплатное образование, прожиточный минимум, потребительская корзина, минимальный потребительский бюджет, объем потребления,
малоимущие семьи.
Magomedova P.M. Social standards and safeguards - the basis of social security
The content of social security and minimum social standards in the ongoing social policy. Determine areas for improvement are offered a living wage.
Keywords: social standards and guarantees a free education, living wage, the consumer basket, the minimum consumer budget, consumption, low-income families.
В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы. Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят свое подтверждение в социальной политике. Они определены в ст. 7 Основного закона РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственной социальной защиты: социальные выплаты и система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных категорий, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности. В то же время социальная защита должна распространяться на все категории населения через систему социальных гарантий.
Социальные гарантии - это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты [1].
Минимальные социальные стандарты -это установленные законодательством РФ
нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя, то есть они отражают важнейшие потребности различных социально-демографических групп населения в жизненных благах и услугах.
Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в следующих областях:
1) оплаты труда;
2) пенсионного обеспечения;
3)образования;
4)здравоохранения;
5) культуры;
6)социального обслуживания;
7) жилищно-коммунального обслуживания.
В сфере жилищно-коммунального обслуживания органы государственной власти и местного самоуправления должны поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище.
В области охраны здоровья для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи и медицинского обслуживания используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, поликлиниками. В условиях перехода к страховой медицине и расширения платности услуг для населения в соответствии с Конституцией РФ гражданам страны гарантируется бесплатная медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет соответствующего бюджета, страховых взносов и других по-
ступлений.
В сфере образования Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. При этом установлена обязательность основного общего образования. Каждый гражданин вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении.
В области культуры - развитие сети массовых библиотек, кинотеатров, домов культуры и т.д.
Охрана труда и окружающей среды предполагает улучшение условий труда и производственной среды, то есть содействие созданию условий, максимально отвечающих физическим и профессиональным возможностям трудящихся, условий безопасности и здоровой производственной среды.
Опираясь на установленные законодательно социальные стандарты в области уровня жизни населения, государство, в лице федеральных и региональных органов управления, разрабатывает систему мер социальной защиты населения, принимает необходимые законодательные решения, регулирующие право на получение социальной помощи в виде пособий, дотаций, льгот и компенсационных выплат [2: 592].
Государственные минимальные социальные стандарты устанавливаются, во-первых, с целью реализации социальной политики государства, направленной на удовлетворение важнейших потребностей населения в основных материальных благах и социальных услугах; во-вторых, для обеспечения единого социального пространства на территории страны и относительного выравнивания уровня жизни на территории ее субъектов.
Формирование и введение в действие государственной системы социальных стандартов направлено на создание принципиально нового механизма нормативно-правового регулирования государством развития социальной сферы в целях обеспечения основных социальных гарантий гражданам на основе повышения социальных расходов на эти цели. При формировании бюджетов различных уровней применяются социальные нормы и нормативы по широкому уровню показателей. Большая их часть, закрепленная законами или иными правовыми актами, определяет минимальные государственные гарантии в сфере труда, его оплаты, занятости и соци-
ального обеспечения. Органы власти субъектов РФ могут корректировать нормы и нормативы исходя из региональных особенностей и наличных финансовых ресурсов.
Целью государственных социальных гарантий является их обеспечение в сфере занятости и оплаты труда, включая защиту прав наемного работника, предпринимателя и самозанятого населения. Для нетрудоспособного населения государственные минимальные гарантии предполагает проведение по всей стране единой политики, обеспечивающей поддержание минимальных стандартов потребления. Такая политика используется посредством использования трех основных форм:
1) Денежные выплаты - пенсии, стипендии, пособия и т. п.;
2) Льготы при уплате налогов;
3) Бесплатные или льготные социальные услуги [3].
Главным элементом системы минимальных социальных гарантий и стандартов является прожиточный минимум, который определяет минимальный уровень потребления важнейших товаров и услуг, необходимых для жизнеобеспечения человека.
Величину прожиточного минимум рассчитывают по нормативам удовлетворения минимальных потребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и он должен соответствовать величине заработной платы. Для определения абсолютного уровня прожиточного минимума наиболее точным является метод потребительской корзины. В состав такой корзины входят самые необходимые продукты для поддержания жизнедеятельности средней семьи.
Сфера использования прожиточного минимума весьма широка - это и элемент системы минимальных социальных гарантий, и основа для определения порога бедности, и база для расчётов и дифференциации заработной платы, пенсий и различных пособий. Он применяется во многих расчётах, связанных с обеспечением пенсий, различных дотаций и льгот различным категориям нуждающихся.
При определении прожиточного минимума обычно исходят из рационального и минимального потребительских бюджетов.
Рациональный бюджет формируется на основе научно обоснованных нормах потребления продуктов питания, обеспеченности семей одеждой и обувью, домашним имуществом, медикаментами, предметами культурно-бытового и хозяйственного обихода, услугами культурно-бытового и другого
38
vosteru@mail.ru
назначения.
Минимальный потребительский бюджет -это тот уровень доходов, который даёт возможность удовлетворить потребности человека в питании на уровне физиологических норм потребления, покрывающих энергетические затраты организма для жизнедеятельности взрослых, роста и развития детей, сохранения здоровья в пожилом возрасте, а также покрытие расходов на удовлетворение других самых необходимых потребностей [4: 64-74].
Для установления стоимостного показателя прожиточного минимума вводится понятие «бюджет прожиточного минимума». Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора, а также включает расходы на налоги и другие обязательные платежи. Формируется в зависимости от пола, возраста и зоны проживания. Его величина периодически переоценивается с учетом изменения цен и стоимости потребительской корзины, представляющей собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека. Стоимость потребительской корзины в целом по стране устанавливается Федеральным законом, а в субъектах Федерации - их законодательными органами. При разработке потребительских корзин в регионе принимаются во внимание природно-климатические условия, национальные традиции и местные особенности потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.
Прожиточный минимум рассчитывают органы государственной статистики России по нормативам удовлетворения минимальных потребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и он должен соответствовать величине заработной платы. Для определения абсолютного уровня прожиточного минимума наиболее точным является метод потребительской корзины. В состав такой
корзины входят самые необходимые продукты для поддержания жизнедеятельности средней семьи.
Прожиточный минимум и бюджет прожиточного минимума могут быть использованы:
- в качестве базы для адресной социальной поддержки;
- в качестве целевых ориентиров при регулировании доходов и потребления малообеспеченных слоев населения;
- для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации перспективных и текущих социальных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;
- для обоснования размеров минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости;
- в качестве одного из критериев мало-обеспеченности, дающих право на получение различного рода социальных выплат [5].
Расчеты прожиточного минимума ведутся по всему населению и по основным социально-демографическим группам (трудоспособное население, пенсионеры, дети). Главной составляющей величины прожиточного минимума, определяющего порог бедности в России, является стоимость потребительской корзины. При оценке бедности в России исследователи считают, что Госкомстат либо скрывает уровень бедности по каким-то соображениям, либо не может измерить ее глубину.
Общепризнанно, что сложившиеся в стране уровни финансирования социальной сферы недостаточны и должны быть увеличены во много раз. Величина прожиточного минимума как в целом по Российской Федерации, так и в разрезе субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный, округ слишком мала и не может в полном объеме удовлетворить потребности населения.
Как показывают результаты экспертизы, практика формирования проектов потреби-
Таблица 1.
Величина прожиточного минимума на душу населения в Дагестане (руб.)
Годы I квартал II квартал III квартал IV квартал
2008 3446 (9,2%) 3546 (2,9 %) 3464 (2,3%) 3648 (5,3%)
2009 3947 (8,1%) 4000 (1,3%) 4044 (1,1%) 4066 (0,5%)
2010 4242 (4,3%) 4369 (2,9%) 4449 (1,8%) 4629 (4%)
2011 5021 (8,4%)* 4985 (0,7 %)
* процентное увеличение величины прожиточного минимума по сравнению с предыдущим кварталом [6]
Таблица 2.
Величина прожиточного минимума по субъектам Северо-Кавказского Федерального
округа за 1 квартал 2011 года (руб.)
Российская Федерация 6473
Республика Дагестан 5021
Республика Ингушетия 5005
Кабардино-Балкарская Республика 5034
Карачаево-Черкесская Республика 5399
Республика Северная Осетия-Алания 5229
Чеченская Республика 6411
Ставропольский край 6075
тельской корзины в субъектах Российской Федерации выявила ряд вопросов, требующих решения в ближайшей перспективе. По данным официальной статистики, 10,6% граждан России живут ниже уровня бедности [9, с.168]. При определении этого уровня стат. органы руководствуются критерием наполнения минимальной потребительской корзины, которая рассчитывается исходя из возможностей обеспечения физиологического минимума потребностей человека, но не его воспроизводственного минимума как гражданина, а тем более - представителя среднего класса. Российский МРОТ ныне самый низкий в Европе (ниже даже, чем в Греции, Португалии и Польше). Он не покрывает пятой части самой низкой потребительской корзины представителя среднего класса. А на одного работающего в среднем приходится еще один иждивенец. Пособие на детей не покрывает 10% нормальной потребительской корзины ребенка. Так что реальная часть населения ниже уровня бедности может быть гораздо выше [10, с.34].
Работа по совершенствованию потребительской корзины в целом по Российской Федерации, в частности, должна предусматривать:
1. уточнение наборов продуктов питания потребительской корзины на основе корректировки отдельных позиций минимального набора при неизменности его химического состава и энергетической ценности для основных групп населения. Опыт подготовки региональных потребительских корзин выявил необходимость проведения научных исследований по уточнению территорий ряда субъектов Российской Федерации с учетом факторов, влияющих на потребление продуктов питания;
2. разработку вопросов формирования наборов непродовольственных товаров для
детей различных возрастных категорий, учитывая дифференциацию гардероба детей в зависимости от пола, особенно в старшей детской возрастной группе. Требует расширения в минимальных наборах непродовольственных товаров ассортимент теплого белья в регионах с холодным и резко континентальным климатом;
3. уточнение действующего порядка расчета минимального набора непродовольственных товаров общесемейного пользования в целом по России и в отдельных регионах;
4. совершенствование подходов к распределению территории Российской Федерации по факторам, влияющим на пользование жилищно-коммунальными услугами исходя из климатических условий и особенностей структуры потребления конкретного субъекта Российской Федерации с учетом действующих нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства;
5. определение порядка расчета нормативов пользования транспортом для пенсионеров и детей в условиях отмены льгот и развития в регионах коммерческих видов транспорта [7];
6. включение в потребительскую корзину накоплений на улучшение жилищных условий.
Разработка вопросов совершенствования потребительской корзины и методических рекомендаций по ее определению в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации предполагает проведение комплекса исследовательских работ по следующим направлениям:
- совершенствование методологического подхода и порядка формирования минимального набора продуктов питания на основе обследований фактического объема потребления в малоимущих семьях с учетом
40
vosteru@mail.ru
объективных различий в потреблении, определяемых природно-климатическими условиями и национальными традициями;
- проведение обследований с целью уточнения порядка формирования минимального набора непродовольственных товаров для основных социально-демографических групп населения на основе изучения уровня обеспеченности, минимальной обновляемости непродовольственными товарами малоимущих семей;
- изучение вопросов формирования минимального набора услуг с увязкой с основ-
ными направлениями реформирования системы социальной защиты населения. Проведение исследований, связанных с формированием объема транспортных услуг, обусловленных расширением платности транспортных услуг для пенсионеров.
Действующая ныне система социальных гарантий и стандартов имеет множество недостатков, важнейший из которых недостаточная обеспеченность финансовыми ресурсами. Решение этих проблем - одно из важнейших задач стандартизации социальной жизни общества [8].
Литература:
1. Волгина. Н.А. Социальная политика: Учебник/ под общ. ред. Н.А.Волгина. - М.: РАГС, 2005.
2. Экономика труда: Учебник / под редакцией проф. П.Э.Шлендера и проф. Ю.П. Кокина - М.: Юристъ, 2002. - 592с.
3. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Книжный мир, 2004.
4. Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 64-74с.
5. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. И.П. Николаевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
6. Министерство труда и социального развития Республики Дагестан.
7. Остапенко Ю.М. Экономика и социология труда: Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2007.
8. Аверин А. Н. Социальная защита, социальное обеспечение и обслуживание населения. // Народонаселение. 2004. № 4.
9. . Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Р32 Стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - 996 с. ISBN 978-5-89476-310-1.
10. Багомедов М.А., Мусаева А.З. Уровень жизни рядовых трудящихся как основная проблема гражданского общества в России // Вопросы структуризации экономики, ISSN 1813-3528 Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН. 2005. №2. С. 33-40