Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СПОСОБ КОММУНИКАЦИИ НКО И ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СПОСОБ КОММУНИКАЦИИ НКО И ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
917
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / КОММУНИКАЦИЯ / ОБЩЕСТВО / ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ / КОММУНИКАЦИЯ НКО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Крайнова Н. В., Прусов Д. А.

Данная статья посвящена изучению процесса коммуникации между некоммерческими организациями и обществом в Ярославской области при помощи социальных сетей. В современном мире невозможно представить процесс коммуникации между различными субъектами гражданского общества (гражданами, некоммерческими организациями, органами власти, бизнес-структурами и др.) без использования интернета. Благодаря возможностям интернета деятельность некоммерческих организаций трансформируется. У них появляются новые способы коммуникации с обществом и региональными органами власти. Одним из таких способов стали социальные сети. Некоммерческие организации создают свои страницы в социальных сетях в целях информирования граждан о своей деятельности, привлечения внимания к какой-либо социально значимой проблеме и для осуществления коммуникации между ними и обществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL NETWORKS AS A WAY OF COMMUNICATION BETWEEN NGOS AND SOCIETY (THE EXAMPLE OF THE YAROSLAVL REGION)

This article is devoted to the study of the process of communication between non-profit organizations and society in the Yaroslavl region with the help of social networks. In today's world it is impossible to imagine the process of communication between the various actors of civil society (citizens, non-profit organizations, government, business structures, etc.) without the use of the Internet. Thanks to the possibilities of the Internet, the activities of nonprofit organizations are transforming. They have new ways of communicating with society and regional authorities. Social networks have become one of these ways. Non-profit organizations create their pages in social networks to inform citizens about their activities, to draw attention to any socially important problem and to carry out communication between them and society.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СПОСОБ КОММУНИКАЦИИ НКО И ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Н.В. Крайнова, Д.А. Прусов

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова пикгатоиа@таИ. ги

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СПОСОБ КОММУНИКАЦИИ НКО И ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация

Данная статья посвящена изучению процесса коммуникации между некоммерческими организациями и обществом в Ярославской области при помощи социальных сетей. В современном мире невозможно представить процесс коммуникации между различными субъектами гражданского общества (гражданами, некоммерческими организациями, органами власти, бизнес-структурами и др.) без использования интернета. Благодаря возможностям интернета деятельность некоммерческих организаций трансформируется. У них появляются новые способы коммуникации с обществом и региональными органами власти. Одним из таких способов стали социальные сети. Некоммерческие организации создают свои страницы в социальных сетях в целях информирования граждан о своей деятельности, привлечения внимания к какой-либо социально значимой проблеме и для осуществления коммуникации между ними и обществом.

Ключевые слова: некоммерческие организации, социальные сети, коммуникация, общество, возможности социальных сетей, коммуникация НКО, специфика взаимодействия.

Постановка проблемы

Современное общество невозможно представить себе без использования сети Интернет, а в частности социальных сетей [3, с. 171]. По последним данным, общее число пользователей в России, которые зарегистрированы в социальных сетях, составило 70 миллионов человек [6]. Такое количество пользователей делает социальные сети одним из каналов массовой коммуникации.

Функционал и возможности социальных сетей подходят не только для коммуникации между отдельно взятыми людьми, но и для осуществления коммуникации между различными субъектами гражданского общества. Так, социальные сети предоставляют возможность взаимодействовать между собой бизнес-структурам и власти, некоммерческому сектору и обществу.

Социальные сети и интернет в целом позволяют некоммерческим организациям (НКО) укрепить внутренние системы и вовлечь в свою деятельность новые заинтересованные стороны [2, с. 67]. Причины, по которым соцсети очень удобны для осуществления коммуникации некоммерческих организаций и общества, следующие.

1. Социальные сети могут максимально быстро передать или распространить информацию о какой-либо проблеме, а также обсудить ее.

2. Социальные сети осуществляют персонализацию виртуального пространства человека. То есть индивид самостоятельно формирует свою цифровую среду [4, с. 327]. В его поле зрения оказывается только та информация, которая ему интересна. Это способствует тому, что информация о деятельности некоммерческих организаций будет распространяться среди заинтересованных в ней людей.

3. Ещё одна возможность, которую предоставляют социальные сети для НКО, — это более простой способ поиска и привлечения волонтёров для проведения мероприятия. Есть возможность группового чата, что упрощает процесс координации действий.

4. Использование новых типов пожертвования: у граждан есть возможность моментально осуществлять денежные переводы некоммерческим организациям через социальные сети.

Мы видим, что соцсети предоставляют большой спектр возможностей для функционирования НКО, продвижения его идей, быстрого сбора пожертвований и более простой способ коммуникации некоммерческих организаций и общества.

Необходимо отметить, что в современной отечественной научной среде широко представлены научные исследования, посвященные практическим и теоретическим аспектам функционирования некоммерческих организаций в интернете. Например, особенности функционирования НКО в интернете нашли своё отражения в работах Фролова А.А., Соколова А.В. В работах же М.В. Иванчиной, Е.С. Егоро-

вой описаны инструменты и технологии продвижения социальных проектов в сети Интернет [1].

Описание методики исследования

В Ярославской области имеется развитый некоммерческий сектор. Значительная часть из подобных организаций уже сегодня имеет богатую историю и большой опыт работы в регионе [5, с. 37]. Некоммерческие организации в выбранном регионе выполняют различные функции. Среди функций НКО можно выделить построение диалога между органами власти и гражданским обществом, объединение людей по различным сферам интересов, решение социально значимых проблем. Все данные функции можно реализовывать при помощи социальных сетей.

Самыми популярными социальными сетями в Ярославской области стали «ВКонтакте» (суммарный охват аудитории в регионе составил 140.000 человек), Instagram (45.000 пользователей в выбранном регионе) и РаоеЬоок (25.000 жителей региона написали хотя бы одно сообщение) [7]. Представленные данные показывают нам, что в Ярославской области жители активно используют социальные сети в своей жизни. Следовательно, соцсети могут стать основой коммуникации общества и некоммерческого сектора в Ярославской области.

Для того, чтобы определить эффективность данного способа коммуникации некоммерческих организаций и общества, необходимо ответить на два важных вопроса. Первый — присутствуют ли НКО Ярославской области в социальных сетях? Второй — происходил ли процесс коммуникации НКО и общества в социальных сетях? Для ответа на эти вопросы были использованы метод экспертного интервью руководителей некоммерческих организаций выбранного региона и маркетинговый анализ страниц некоммерческих организаций области в социальных сетях «ВКонтакте», Instagram, БаееЬоок.

Анализ материала и результаты исследования

Проведя мониторинг социальных сетей (Facebook, Instagram, «ВКонтакте»), мы можем сказать, что ярославские некоммерческие организации имеют страницы в перечисленных соцсетях. Например, во «ВКонтакте» существуют группы городских НКО (Федерация скандинавской ходьбы г. Ярославля), региональных НКО (Федерация лапты Ярославской области), а также мы можем найти странички все-

российских НКО (Городские проекты Ильи Варламова и Максима Ка-ца).

Социальная сеть «ВКонтакте» подходит для абсолютного большинства некоммерческих организаций рассматриваемого нами региона. Это связано, во-первых, с охватом аудитории данной соцсети в Ярославской области, во-вторых, с простым интерфейсом. Во «Вкон-такте» проще осуществлять коммуникацию между самими участниками некоммерческой организации или между НКО и обществом. На данном интернет-ресурсе можно создавать групповые чаты для общения между участниками НКО или для координации деятельности волонтёров; можно осуществлять быстрое пожертвование, можно указывать ближайшее мероприятие НКО и так далее. Все перечисленные возможности упрощают внутренние и внешние процессы коммуникации некоммерческой организации.

Facebook значительно уступает «ВКонтакте» по охватам аудитории. Если сравнить количество подписчиков НКО в данных социальных сетях, то мы увидим значительную разницу. Например, число подписчиков НКО «Верность Центр реабилитации животных» во «ВКонтакте» на начало мая 2021 года составляет 5.124 человека, то число подписчиков в Facebook равняется 657 человек. Такая тенденция распространяется и на другие некоммерческие организации Ярославской области.

В ходе экспертного опроса было установлено, что Instagram не ассоциируется у общественности с площадкой, на которой можно осуществлять коммуникацию между различными субъектами гражданского общества, и эффективно решать возникшую проблему. Мы связываем эту оценку с функционалом и основными целями данной соцсети. Во-первых, каждая публикация должна сопровождаться обязательной фотографией. Во-вторых, существует ограничения по символам в публикации, что может сокращать возможности донесения информации до общественности. Instagram более подходит для привлечения внимания к какой-либо общественной проблеме, освещения мероприятия или продвижения собственного бренда.

Если же говорить об уровне коммуникации, осуществляемой через социальные сети, то у каждой некоммерческой организации Ярославской области он будет разный. Об этом свидетельствуют руководители НКО в данном регионе. Так, учредитель АНО «Моя семья»

Н.В. Пепелова утверждает, что через социальные сети идёт достаточно малый поток обращений в организацию от жителей Ярославской области. Также она подчеркивает, что доля обращений, которые все-таки поступает к ним через социальные сети, исходит от граждан, уже знакомых с деятельностью АНО «Моя семья». «Запроса от новых людей практически нет», — говорит Н.В. Пепелова. О подобной ситуации говорит и другой эксперт К.С. Мальцева. Она также утверждает, что коммуникации через социальные сети практически нет. Жители выражают поддержку в виде лайков и небольших комментариев под публикациями, и на этом коммуникация заканчивается.

Совершенно другая ситуация складывается у некоммерческой организации «Верность Центр реабилитации животных». Учредитель данной НКО Е.В. Афрова говорит о том, что социальные сети играют значительную роль в привлечении денежных средств и волонтёров. Также она утверждает, что жители области постоянно осуществляют коммуникацию с НКО через соцсети. «Жители активно обращаются за помощью, задают часто вопросы. Конечно, чаще всего просят помощи и задают вопросы. Предлагают помощь гораздо реже», — говорит Е.В. Афрова.

Выводы

Как мы видим, степень коммуникации у различных некоммерческих организаций и общества неодинакова. Отличается она и в различных социальных сетях. При этом стоит сказать о том, что у жителей Ярославской области и руководителей НКО уже существует представление о том, что через соцсети можно вести диалог друг с другом. Наиболее используемой социальной сетью для построения процесса коммуникации НКО и общества в Ярославской области является «ВКонтакте».

Литература

1. Егорова Е.С., Иванчина М.В. Продвижение социальных проектов посредством сети Интернет // Университетское образование (МКУО-2013). Сборник статей XVII Международной научно-методической конференции, посвященной 70-летию образования университета. Под редакцией В. И. Волчихина, Р. М. Печерской. Пенза, 2013. С. 106-107.

2. Косыгина К.В. Российский и зарубежный опыт применения

информационно-коммуникационных технологий в работе некоммерческих организаций // Society and Security Insights. 2019. №2. С.65-75.

3. Красноштанова В. Роль социальных сетей в развитии и продвижении социально ориентированных некоммерческих организаций // Организация работы с молодежью в информационном обществе. Материалы Одиннадцатой международной научно-практической конференции. Под редакцией Г.В. Ковалевой. Санкт-Петербург, 2020. С. 171-174.

4. Соколов А.В. Особенности деятельности НКО в условиях развития интернета // Социальные коммуникации: наука, образование, профессия. 2020. № 20. С. 324-331.

5. Соколов А.В., Фролов А.А. Отношение власти к НКО: характер взаимодействий в Ярославской области // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2016. № 5 (58). С. 3543.

6. WebCanape. Глобальная статистика интернета на 2020 год. URL: https://www.web-canape.ru/business/internet-2020-globalnaya-statistika-i-trendy (дата обращения 24.04.21).

7. Ярославская область вошла в число лидеров по проникновению соцсетей в России // Сетевое издание «76.ру» / ООО «Сеть городских порталов», Ярославль. URL: https://76.ru/text/gorod/2016/12/22/61786391 (дата обращения 26.04.21).

N. V. Krainova, D. A. Prusov

Yaroslavl State University named after P. G. Demidov

SOCIAL NETWORKS AS A WAY OF COMMUNICATION BETWEEN NGOS AND SOCIETY (THE EXAMPLE OF THE YAROSLAVL REGION)

This article is devoted to the study of the process of communication between non-profit organizations and society in the Yaroslavl region with the help of social networks. In today's world it is impossible to imagine the process of communication between the various actors of civil society (citizens, non-profit organizations, government, business structures, etc.) without the use of the Internet. Thanks to the possibilities of the Internet, the activities of nonprofit organizations are transforming. They have new ways of communicating with society and regional authorities. Social networks have become one of these ways. Non-profit organizations create their pages

in social networks to inform citizens about their activities, to draw attention to any socially important problem and to carry out communication between them and society.

Key words: nonprofit organizations, social networks, communication, society, social networking opportunities, communication of NCOs, specifics of interaction.

А. Саляхутдинов, Ю.Б. Шагбанова

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева chagbanovajuli@mail- ru

КОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА В РАЗВИТИИ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ КОНТЕНТ-АГЕНТСТВА «БЕЗ ВОДЫ» (КАЗАНЬ)

Аннотация

В статье рассматривается понятие деловая репутация с точки зрения количественного и качественного подходов, автор выделяет сущностную характеристику деловой репутации как нематериального актива. Анализируются основные коммуникационные средства в развитии деловой репутации организации, делается акцент на практико-региональном аспекте развития деловой репутации контент-агентства «Без воды» (г. Казань). Авторы статьи связывают развитие деловой репутации данной организации с установлением постоянных взаимоотношений с целевой аудиторией через такие коммуникационные средства, как корпоративный сайт, группы в социальных сетях «ВКонтакте» и Instagram. Также в статье прописываются рекомендации по установлению новых и поддержанию уже имеющихся коммуникаций с целевой аудиторией для дальнейшего обращения к услугам контент-агентства, что повлияет в целом на развитие его деловой репутации.

Ключевые слова: деловая репутация, организация, контент, количественный подход, качественный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.