УДК 37.022
Панюшкина Ольга Алексеевна
кандидат географических наук, доцент кафедры иностранных языков Московского государственного университета экономики, статистики и информатики [email protected] Olga A. Panyushkina
candidate of geographical sciences, associate professor of foreign languages of Moscow State University of economy, statistics and informatics [email protected]
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИННОВАЦИОННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
SOCIAL NETWORKS AS INNOVATIVELY EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TRAINING IN FOREIGN LANGUAGES
Аннотация. В статье рассматривается такое явление, как социальные сети, применительно к обучению иностранным языкам. В качестве примеров приведены ресурсы, которые можно использовать для изучения испанского языка как иностранного. Показаны положительные и отрицательные аспекты использования данного инструмента. Социальные сети могут и должны способствовать изменению традиционной модели обучения. Они создают уникальную среду, в которой географическая удаленность перестает быть препятствием для общения или любого другого интерактивного взаимодействия. На текущий момент это наиболее эффективный способ обучения, конкурировать с которым может только живое преподавание в стране изучаемого языка.
Ключевые слова: обучение в социальныех сетях, профильные сети и платформы, естественная языковая среда, формы коммуникации, виртуальное обучающее пространство, методические материалы Сети, испанский язык.
Annotation. In article such phenomenon, as social networks, in relation to training in foreign languages is considered. Resources which can be used for Spanish studying as foreign are given as examples. Positive and negative aspects of use of this tool are shown. Social networks can and have to promote change of traditional model of training. They create the unique environment in which geographical remoteness stops being an obstacle for communication or any other interactive interaction. At the moment it is the most effective way of training, compete with which only live teaching in the country of learned language can.
Keywords: training in the social networks, profile networks and the platforms, the natural language environment, communication forms, virtual training space, methodical materials of the Network, Spanish.
Одним из главных препятствий, возникающих при изучении иностранных языков, было и остается отсутствие погружения в языковую среду. Особенно остро это проявляется при самостоятельном обучении. Решением данной проблемы может стать использование новых информационных
коммуникационных технологий, а проще говоря - онлайновых социальных сетей. Появившись совсем недавно, они заняли прочное место в нашей социальной жизни, и открываются все новые возможности для их использования - в частности, социальные сети входят в образование и становятся его неотъемлемой частью.
Существуют как сети (по понятным причинам, преимущественно англоязычные), которыми активно пользуются люди по всему миру, так и те, которые практически не выходят за пределы своей родной языковой среды. Очень часто вторые являются местной калькой с первых. Например, Facebook и Вконтакте.
Нам стоит различать социальные сети, созданные просто для общения, и те, в основу которых положена идея обучения языкам, обмена языковым опытом. Применительно к идее погружения в языковую среду у каждого варианта есть свои достоинства и недостатки.
Приходя в социальную сеть на интересующем языке, сфера интересов участников которой лежит не в плоскости изучения языка, человек попадает в максимально естественную языковую среду. Идеально, если социальная сеть выбрана с учетом интересов учащегося - тогда у него есть возможность установить живой диалог и влиться в происходящее. Некоторую опасность в данном контексте может представлять сленг.
Плюсом социальной сети, объединяющей людей, которые помогают друг другу в изучении определенного языка, является их заведомая готовность отвечать на вопросы, связанные с языком, и общий для всех участников понятийный аппарат.
Чтобы не создавалась иллюзия, что большой выбор социальных сетей существует только на английском языке, мы можем посмотреть на испаноязычные. Социальная сеть, которая стремится к тому, чтобы превратиться в испанский facebook - mypipol.com. Studylounge предназначена для студентов (кстати, мы также находим ее в Италии, Франции и Германии на местных языках), как и стремительно развивающаяся сегодня Tuenti. В сети dejaboo.net пользователи обмениваются мнениями о литературе, музыке и кино, eConozco и Neurona созданы, чтобы расширять и улучшать профессиональную сеть контактов, а Festuc.com - социальная сеть, основанная на мобильных телефонах. Любопытна сеть Spaniards: она создана, чтобы помогать и вступать в контакт со всеми
испанцами, которые живут за границей, независимо от причины отъезда, а также от их социального статуса. А есть еще не имеющие узкой специализации, но не менее распространенные Cielo, Qdamos, Linkara, Gazzag, Gentenotable и другие -данный список можно продолжить. Как мы видим, здесь в наличии такое же многообразие, как на английском, и такую ситуацию мы видим на большинстве распространенных языков.
Профильные социальные сети, направленные на изучение языка (в рассматриваемых примерах испанского), также могут быть разной направленности: для преподавателей (NING), для общения между студентами и учителями (Italky, Kantalk, Palabea), а также включающими в себя конкретные зафиксированные курсы. Например, Busuu или LiveMocha - законченное сообщество со многими курсами различных уровней и большим числом языков на выбор, может предоставить преподавателя, носителя языка. Mango languages концентрируется на том, чтобы предлагать законченные курсы он-лайн для изучения различных языков, при этом доступ к странице бесплатный, но какие -то опции - платные. Бывают и более узкие специализации - например, направленность Babbel или Lingq состоит в обмене упражнениями для изучения лексики.
Такие платформы как Place4langs, ebay языков, Talkbean, Welang, Learnissimo обучают иностранному языку на основе видеоконференций или скайпа.
Обучение в социальных сетях происходит с помощью обмена текстами, разговоров, видео-чатов и других средств онлайнового общения. Социальная сеть, направленная на изучение языка, помимо непосредственно языковой среды, обеспечивает пользователей "методическими материалами" - упражнениями, инструментами коммуникации и отслеживания успеваемости, и позволяет заниматься как индивидуально, так и в группе. Кроме волонтеров, сеть зачастую задействует и штатных преподавателей; некоторые сервисы предоставляются на платной основе.
Социальные сети предоставляют все необходимое для эффективной учебы:
- для студента создается творческое окружение и предоставляется многообразие инструментов и материалов (звуки, образы, видео), что облегчает получение знаний;
- присутствует постоянный контакт между учениками и преподавателем; снимаются барьер пространства и времени, теперь уже нет необходимости физически присутствовать в аудитории, чтобы задать какой-нибудь вопрос или получить какие-либо знания по предмету; студент способен связаться с преподавателем или другим учеником в любое время, из любого места; пока у него есть компьютер и Интернет, возможно частое взаимодействие и обратная связь;
- студент получает доступ к миру информации, устанавливает связь с реальным миром, имея все возможности для изучения любой темы, затронутой на занятии.
Социальные сети могут и должны способствовать изменению традиционной модели обучения. Они могут функционировать как обучающая аудитория после занятий в институте, как виртуальное обучающее пространство, где у учеников и преподавателя есть постоянные контакты без ограничений в пространстве и времени. Привычная для учащихся среда создает дополнительное ощущение комфорта, что немаловажно при обучении. Интерфейс, способы коммуникации и публикации контента в этой среде пользователями изучены досконально. Этому способствует качественное юзабилити (удобство и понятность) системы, а также активный и продолжительный опыт использования (70% пользователей посещают сеть чаще, чем 1 раз в сутки). Разнообразие форм коммуникации: вики-страницы, форумы, опросы, голосования, комментарии, подписки, отправка персональных сообщений и др. - обеспечивают широкие возможности совместной работы. Лента новостей, присутствующая в любой социальной сети, позволяет пользователю не растеряться в многообразии информационных потоков и осуществлять эффективный мониторинг обновлений разнообразного контента. У студентов появляется возможность быть в курсе всех изменений, происходящих в процессе учебной деятельности, отслеживать образовательную активность одногруппников и преподавателя, который, в свою очередь, наблюдает и координирует работу учащихся.
Социальные сети позволяют осуществлять быстрое, качественное и непрерывное социальное взаимодействие между Интернет-пользователями. Это создает уникальную среду, в которой географическая удаленность перестает быть препятствием для общения или любого другого интерактивного взаимодействия. Можно, например, вместе смотреть фильм и обмениваться впечатлениями об увиденном, будучи физически в тысячах километров друг от друга. Кроме иностранного языка, при непосредственном общении в интернете становится более понятной культура страны, язык которой изучается.
Каков потенциал этих сетей в области преподавания иностранных языков? На текущий момент это наиболее эффективный способ, конкурировать с которым может только живое преподавание в стране изучаемого языка. Широкий доступ к самым разным материалам и пособиям и наличие грамотного куратора (или личных способностей к отбору информации) дает практически безграничные возможности.
Литература
1. Панюшкина O.A. Электронная коммуникация как средство овладения иностранным языком (на материале испанского языка) // Лингводидактика информационной образовательной среды: Сборник научных трудов. М.: МЭСИ, 2013. С.111-116.
2. Панюшкина O.A. Некоторые особенности преподавания иностранного языка с использованием информационных технологий в современных условиях. // Обучение и воспитание: методики и практика 2013/2014 учебного года: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2013. С.79-84.
3. Santamaria Gonzalez, F (Octubre 2005): ".Herramientas colaborativas para la enseñanza usando tecnologías web: weblogs, wikis, redes sociales y web 2.0 " [Электронный ресурс]. URL: http://es.slideshare.net/elizbe/m2-u4-a2herramientascolaborativassantamaria(дата обращения 21.01.2014)
Literature
1 . Panyushkina O. A. Electronic communication as means of mastering a foreign language (on a Spanish material)//Lingvodidaktika of the information educational environment: Collection of scientific works. M.: MESI, 2013. Page 111-116.
2 . Panyushkina O. A. Some features of teaching of a foreign language with use of information technologies in modern conditions. // Training and education: techniques and practice 2013/2014 academic years: Collection of materials VII of the International scientific and practical conference. Novosibirsk: TsRNS publishing house, 2013. Page 79-84.
3 . Santamaria Gonzalez, F (Octubre 2005): "Herramientas colaborativas para la enseñanza usando tecnologías web: weblogs, wikis, redes sociales y web 2.0" [Electronic resource]. URL: http://es.slideshare.net/elizbe/m2-u4-a2herramientascolaborativassantamaria (date of the address 21.01.2014)