научный журнал
УДК 316.344.3
Жадан И. Э.
ФГБОУВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» Саратов, Россия
СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Аннотация. В статье рассматривается социальные риски, в следствии развития цифровой экономики. Показано, что риск имеет сложную социально-экономическую характеристику. Выделено, что в цифровой экономике социальный риск проявляется в таких негативных явлениях, как социальная разобщенность, социальный разрыв, на основе территориального отделения имущих слоев. Рассматриваются ключевые показатели определения социального риска в цифровом пространстве.
Ключевые слова: риск, социальный риск, цифровая экономика, цифровое неравенство, социальное неравенство, оппортунистическое поведение, формальные и неформальные институты.
Риск - это возможность наступления событий с отрицательными последствиями в результате определенных решений или действий [1]. Рисковый характер предпринимательской деятельности является неотъемлемой частью рыночной экономики.
Быстрый подъем цифровой экономики и сетевого общества порождает негативные социокультурные тенденции, что позволяет выделить социальные риски.
Информационное преимущество является важной социальной силой, способствующей перераспределению экономических, социальных и политических (властных) ресурсов. Вместе с тем информационное неравенство ведет и к социальному неравенству. В цифровой экономике оно проявляется в таких негативных явлениях, как социальная разобщенность, социальный разрыв, прогрессирующая пространственная сегрегация на основе территориального отделения имущих слоев. Существование в цифровом пространстве только усиливает реальную изоляцию. Возникает противоречие между цифровом «пространством потоков» для избранных и реальным пространством жизни для остальных, которое Кастельс обозначил как «глобальный цифровой разрыв»[2], грозящий миру катастрофическими последствиями. Речь идет о так называемой «цифровой бездне», которая разделяет общество на две части: тех, кто имеет возможность пользоваться высокими технологиями (IT, Internet, телекоммуникациями и др.), и тех, кому они по разным причинам недоступны. Проблема в том, что скорость такого расслоения общества растет уже чуть ли не экспоненциально [3].
Среда распространения цифрового неравенства формируется под воздействием развития информационного общества как новой формы ISSN 2411-2550 20 www.niiparadigma.ru/hsiournal
«Гуманитарный научный журнал» Электронный
2018, №1 ПАРШИ[|Ц(1 научный журнал
организации социально-экономического пространства. Не так давно главными критериями экономической, а соответственно, и социальной дифференциации выступали материальная собственность и финансовый капитал, определяющие характер национальной экономической и социальной структуры. Переход от промышленного производства к производству наукоемких технологий и развитие сферы услуг постепенно трансформировали привычное понимание экономического и социального капитала. Уже в середине XX в. мировое научное сообщество начинает говорить о приоритете информации как формы социального капитала перед остальными формами капитала. Обладание знанием и информацией становится ценностью, а значит, и новым критерием, дифференцирующим общество (а также общества разных стран) на социальные группы и слои, неравные между собой. Несмотря на различные подходы к определению происхождения информационного общества как новой формы общественной организации, М. Кастельс, Д. Белл и многие другие сторонники концепций постиндустриального общества сходятся во мнении, что так называемая «информатизация» современного общества должна, может и уже приводит к определенным социальным изменениям. Это дает основание рассматривать цифровое неравенство, с одной стороны, как результат определенных социальных изменений, а с другой - как один из факторов социальной дифференциации.
Цифровое неравенство увеличивает социальные риски, которые формируются на основании неравномерного распределения определенных социальных благ, доступ к которым ограничен. Цифровое неравенство в обществе выражается в ограниченном доступе к информации, а также в неравномерном развитии соответствующей инфраструктуры, под которой, в том числе, понимается обеспечение свободного, беспрепятственного доступа к информационным ресурсам. В настоящее время принято рассматривать цифровое неравенство, как сложное социально-экономическое явление, которое имеет множество форм проявления:
- региональное или территориальное неравенство, проявляющееся в разделение мира на регионы, в которых информационные технологии доступны большинству населения и в которых эти технологии не доступны. Границы информационно богатых и информационно бедных регионов фактически совпадают с границами индустриально развитых регионов мира (Северная Америка, Западная Европа, развитые страны Юго-Восточной Азии) и стран «третьего мира» (Африка, Азия, Южная Америка).
научный журнал
- разная степень информатизации отдельных регионов внутри страны, деление ее на «информационно богатые» индустриальные регионы и «информационно бедные» сельские, малонаселенные или труднодоступные территории.
-социальное неравенство, проявляющееся в одновременном присутствии в обществе социальных групп, которые активно используют информационные технологии, и групп, которые не могут себе этого позволить по причине низкого дохода, недостатка образования и культуры, отсутствия необходимых навыков, ограниченных физических возможностей, в силу преклонного возраста и т.д.
Так же следует отметить недопустимый цифровой разрыв между высшей и средней школой России, между российскими и европейскими школами, между сельскими и городскими школами. Такого существенного различия в оснащении информационных технологий между вузами и средними школами, между селом и городом нет ни в одной европейской стране.
Самый существенный и сложно преодолимый риск наблюдается между различными типами поселений и разными регионами РФ. Стартовые различия в уровне материального благополучия, заложенные в разных регионах, сказываются на темпах развития информационного общества: более высокими темпами идет проникновение информации в богатых, имеющих высокий потенциал роста регионах. На фоне активного развития богатейших районов страны, процесс внедрения новых технологий в отсталых, беднейших регионах остается фактически не заметным. Таким образом, люди, проживающие в мелких населенных пунктах, в дотационных регионах страны, обладают существенно меньшими возможностями для интеграции даже в информационное пространство страны, не говоря уже о мировом.
Ключевыми показателями, использующимися для определения социального риска в цифровом пространстве являются:
- инфраструктура доступа - компьютеры, различные устройства и системы, которые предназначены для предоставления доступа;
- коммуникационная инфраструктура - пропускная способность интернета, охват мобильной телефонией, телефонная связь;
- количество телефонных линий на 100 человек населения в регионе;
- семейный доход ( потенциал для покупки и подписки );
- наличие в образовательных учреждениях учебных программ по освоению навыков работы с информационными технологиями;
По ряду направлений использования информации показатели наиболее развитых и отстающих в информационном плане субъектов
научный журнал
РФ различаются в десятки раз, а по использованию ИКТ в домашних хозяйствах — в сотни.
Изменение характера товаропроводящих сетей и систем доставки, роли посредников, появление новых виртуальных механизмов торговли создает предпосылки для появления новых рисков в форме оппортунистического поведения, противоправных деяний, таких как:
- мошенничество с использованием кредитных карт;
- вторжение в личную жизнь;
- кража личностных идентификационных характеристик;
- продажа имени и адреса покупателя товаров и др.
В цифровой экономике более значительно проявляется противоречие между формальными и неформальными институтами, регулирующими трансакции в сетевом пространстве, что принимает форму нарушения авторских и смежных прав. Это подразумевает не санкционированное правообладателем распространение материала, защищенного авторским и смежными правами - программного обеспечения, музыкальных композиций, фильмов, книг. Формальные институты, определяющие спецификацию правомочий на результаты интеллектуальной деятельности (нормы гражданского законодательства и нормы международного частного права), вступают в противоречие с неформальными институтами, регулирующими теневой оборот информационных ресурсов и товаров.
Последняя выделяемая нами группа институциональных рисков обусловлена высоким уровнем доверия, характерным для сетевых структур и являющимся источником их преимуществ. Дело в том, что любое доверие всегда связано с определенным риском. Общество риска, складывающееся сегодня в странах Западной Европы и Северной Америки, требует особой избирательности в выборе партнеров для трансакций. В результате в условиях сетевой экономики происходит сознательное ограничение круга контрагентов, что может выступать тормозом для развития как самих сетевых структур, так и для сетевой экономики в целом.
Существует множество причин экономического неравенства, причины эти взаимосвязаны, не линейны и комплексны. Признанными факторами, влияющими на неравенство, являются: рынок труда, природные способности, образование, пол, культура, личные предпочтения в работе, отдыхе и принятии рисков.
Основной причиной экономического неравенства в современной рыночной экономике является определяемая рынком заработная плата. Неравенство с этой точки зрения определяется спросом и предложением разных видов труда. Там, где предложение маленькое, а спрос большой, зарплата будет высокой. К таким работам относятся те, которые
«Гуманитарный научный журнал» Электронный
2018, №1 ПАРШИ[|Ц(1 научный журнал
требуют или продвинутых навыков, или редких способностей, или желания рисковать. Результатом существующего спроса и предложения на разные виды работ и является градация зарплат, представляющая неравенство в доходах в обществе.
Другая причина создания неравенства - разница в доступе к образованию. Многие западные экономисты считают, что основной причиной увеличения уровня неравенства начиная с 1980 -х годов является спроса на высококвалифицированных работников в высокотехнологичных отраслях. Это и послужило причиной роста зарплаты для тех, кто имеет образование, но не привело к повышению зарплаты людей без образования, т.е. привело к большему неравенству. В России причины роста экономического неравенства более сложны в связи с перестройкой, однако роль образования в неравенстве, как экономическом, так и информационном, столь же сильна.
Существует эффект конденсации богатства. При определенных условиях вновь созданное богатство конденсируется у уже богатых индивидуумов. По этой теории, так как у богатых есть возможности вкладывать в новые источники создания богатства, они и являются получателями нового богатства. Со временем эта конденсация богатства и содействует наличию неравенства в обществе. Другой пример конденсации богатства - сбережения высокодоходных групп накапливаются гораздо быстрее, чем у низкодоходных групп. Первые могут откладывать значительную долю своих доходов, вторые - малую. Сюда же относится эффект межпоколенческого неравенства.
Межпоколенческое неравенство - очень важный и все усиливающий свое влияние критерий дифференциации в развивающемся информационном обществе. Дети и молодежь значительно быстрее осваивают интернет. Богатые обеспечивают своих отпрысков лучшим образование, повышая этим их шансы на более высокий доход. Они часто оставляют большое наследство, задавая начало концентрации богатства у следующего поколения. Однако некоторые западные социологи считают, что природные способности важнее фактора наследства. Природные способности играют большую роль и в экономическом, и в информационном неравенстве.
Экономическое, а тем более, информационное неравенство образуется не только из-за разницы в экономических структурах стран, проводимых ими реформах и пр., но и из -за разницы в способностях индивидов создавать блага.
Разница в предпочтениях также вносит свой вклад в социальное и информационное неравенство. Личные предпочтения существуют в работе, отдыхе, принятии рисков.
научный журнал
Кроме того, у людей существуют разные уровни отношения к риску. Не все одинаково способные люди могут начать рискованную деятельность с предположительно большими доходами. Одни инициативы успешны, другие нет, и это тоже ведет к экономическому неравенству среди идентичных по способностям индивидов. Считается, что пол личности, национальность и уровень культуры также влияет на экономическое неравенство. Известно, что уровень культуры сильно влияет на информационное неравенство. Культура и религия, несомненно, относятся к факторам, приводящим к экономическому неравенству, поощряя или осуждая поведение, направленное на получение дохода, т.е. создают основу для дискриминации. В случае информационного неравенства культурно-психологические факторы (уровень образования, мотивации, способности и пр.) играют решающую роль.
Можно отметить несколько тенденций в процессе развития цифрового пространства в России.
Во-первых, развитие информационного общества в России осуществляется по разнонаправленным векторам: наличие благоприятных факторов в крупных населенных пунктах служит предпосылкой для более динамичного и качественного развития; и наоборот: низкий уровень жизни, слабо развитая экономика и преобладание доли населения с низким уровнем образования в слаборазвитых регионах замедляют темпы проникновения новых технологий.
Во-вторых, существенное значение приобретает, как уже отмечалось, поколенческий фактор. Для заметной доли населения жизнь на грани выживания воспроизводится в последующих поколениях, так как родители не могут обеспечить детям условий для получения образования и работы, связанных с ИКТ, и, следовательно, передать стимулы к развитию в этом направлении. Наибольшей угрозе не выбраться из «информационной пропасти» подвергаются представители маргинальных слоев населения и жители хронически бедных регионов.
И, в-третьих, то социально-информационное неравенство, которое характеризует современное российское общество, одновременно является и причиной, и следствием ценностно-нормативного раскола в массовом сознании россиян. Люди, имеющие доступ к различным источникам информации, обладающие навыками адекватного использования информации из разнообразных источников: умеющие сопоставлять, сравнивать делать выводы об истоках и предпосылок трактовок окружающей действительности разными субъектами информационного пространства, входят в так называемую информационную элиту. Основными ценностями информационной
2018, №1
«Гуманитарный научный журнал»
научный журнал
Электронный
элиты являются знания и умения по использованию информации, полученной благодаря образованию и новым технологиям.
1. Экономическая и национальная безопасность: учеб. /Под ред. Л.П. Гончаренко. М.: ЗАО «Издательство «Экономика». 2008. С.37.
2. Кастельс М. Информационная эпоха ... С.260-266.
3. Поздняков В. «Цифровая пропасть» // Компьютерное обозрение. № 34. 5
Annotation. The article deals with the social risks as a consequence of the development of the digital economy. It is shown, that risk is a complex socioeconomic characteristics. Highlighted that in the digital economy, social risk manifests itself in such negative phenomena as social disintegration, social gap, on the basis of territorial offices of the propertied classes. Discusses key social indicators for measuring risk in the digital space.
Key words: risk, social risk, digital economy, the digital divide, social inequality, opportunistic behavior, formal and informal institutions.
Библиографический список
сентября 2001 г. С. 46.