ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37.013.42 : 364.6 ББК 74.66; 60.991.2 П 44
Т.Н. Поддубная
Социальные реальности детства в России: региональный аспект
Аннотация:
Статья раскрывает современное положение мира детства в Республике Адыгея. В работе приводятся данные результатов экспертных опросов жителей республики и специалистов (государственных и региональных органов, органов местного самоуправления и негосударственных структур), непосредственно участвующих в решении проблемы социальной защиты детства. Объясняются возможные причины бедственного положения детей в регионе и предлагаются рекомендации по улучшению положения детского населе-.
:
, , , , метод экспертных оценок.
Международные процессы конца XX столетия способствовали усилению признания ценности мира детства. Отношение к детям в международном сообществе постепенно приобретает новое качество посредством принятия
-
детей - Декларации прав ребенка (1959 г.), Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.) и др. Ключевые положения этих документов направлены на обеспечение детям полноценной достойной жизни в обществе. Казалось бы, по этой логике благосостояние детей должно представлять самую приоритетную проблему любого государства
Однако проблемы детства сегодня имеют тенденцию к обострению практически во всех странах, в том числе и в регионах России. «В современном российском государстве дети оставлены на периферии и образуют большую политическую «черную дыру». Интересы детей не представлены в законодательных органах какими-либо депутатами, ответственными перед ними...» [3, С. 294]. Затянувшийся экономический кризис, явные просчеты в со-
-
снижению потенциала социальной защиты детства. Анализ современного положения детей в Республике Адыгея позволил нам заключить, что значительное количество детей находится сегодня в жестких условиях существова-.
.
В настоящее время наблюдается такая парадоксальная тенденция, как рост «стоимости детства» при ухудшении благосостояния детей, для которой характерно перераспределение семейных бюджетов в сторону приоритетного расходования средств на жизнеобеспечение детей.
Сложилось мнение, что свидетельством экономического и социального благополучия общества и конкретно каждой семьи (и наоборот) является уровень рождаемости. Благополучие семьи подразумевает под собой, в первую очередь, экономическую стабильность, позволяющую ей в полной мере осуществлять свои социальные
функции. Дети находятся на попечении семьи, возможности которой очень ограничены. Доля бедных семей традиционно выше среди семей с детьми, чем по кругу домохозяйств в целом. В наиболее тяжелом положении находятся многодетные семьи и неполные семьи с двумя и более детьми. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Адыгея в настоящее время численность населения, чьи денежные доходы ниже прожиточного минимума, остается достаточно высокой. Так, удельный вес населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума на начало 2004 г. составил 26,08% [1, С. 8].
Эти данные свидетельствуют, что практически каждый четвертый житель Адыгеи был у черты бедности. А это значит, что у одной четверти населения нет достаточных финансовых возможностей для рождения и воспитания ребенка, так как всего лишь первоначальные «инвестиции» в ребенка - стоимость набора для новорожденных - составляют несколько среднедушевых (даже не прожиточных минимумов) месячных доходов.
Рождение ребенка - дорогое удовольствие, в котором многие вынуждены себе отказывать и, следовательно, закономерно наблюдается снижение рождаемости.
Данные, свидетельствующие о снижении рождаемости в Республике Адыгея в начале XXI в., показывают, что неблагополучное социально-экономическое положение резко сказывается на демографических процессах. Возможность иметь ребенка у каждого человека прямо связана с экономической стабильностью в обществе. Поэтому многие родители ограничиваются рождением только одного ребенка. Число родителей в Республике Адыгея, обзаводящихся вторым, третьим ребенком, все более сокращается. Наиболее частой причиной отказа от рождения ребенка выступают факторы материального характера (материальные трудности, неудовлетворенность жилищными условиями).
В республике на сегодня сложилась тревожная демографическая ситуация, которая на языке демографов ха-
растеризуется как депопуляция общества. По данным демографов, для простого воспроизводства населения каждая родоспособная семья должна иметь минимум троих детей, чтобы таким образом воспроизводить себя родителей) и тех, кто по каким-либо причинам не может иметь ребенка (инвалиды, вдовые, одинокие и бесплодные). Однако при всем этом нельзя терять социальные ориентиры на то, что демографический кризис пройдет, и уровень рождаемости вновь повысится.
Затруднение в материальном плане и низкий уровень сформированное™ понятий семейственности, надежности, ответственности за семью и детей являются причинами роста разводов. По данным Управления записи актов гражданского состояния Республики Адыгея в 2003 г. было зарегистрировано 3437 браков и 2586 разводов (что на 1,2% больше по сравнению с 2000 г.) [1, С. 86]. Рост разводов влечет за собой возникновение других социальных проблем - увеличение числа детей, воспитывающихся в неполных семьях. Так, в Республике Адыгея количество матерей - одиночек на начало 2004 г. составило 4326 чел., в т.ч. в г. Майкопе - 1610 чел. В 2003 г. у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке, родилось 559 детей (в 2000 г. 533 ребенка), что составляет 25,6% от общего количества родившихся [1, С. 86]. Эти женщины по тем или иным причинам решились на воспитание детей, надеясь на собственные силы по разным причинам.
Анализируя современное положение детей в Респуб-, -. -охранения Республики Адыгея в 2003 г. показатель мла-
4,7%
2002 г. и составил 11,0 на 1000 родившихся живыми (2002 г. - 10,5; 2001 г. - 8,1; 2000 г. - 16,5). Вместе с тем, показатель младенческой смертности остается ниже, чем по Российской Федерации (РФ 2002 г. - 13,3 [2]). Уровень 2003 11,6% -
2002 6,9 1000
живыми и мертвыми [1, С. 6-7].
Сохраняются негативные тенденции в состоянии . 2003 .
2002 .
30,0%. 14 -
публике в 2003 г. снизилась на 4,3% по сравнению с
2002 г. и составила 111828,4 на 100 тыс. детского населения (2002 г. - 116823,1). В структуре заболеваемости детей ведущие позиции занимают: болезни органов дыхания (54%), травмы и отравления (9,7%), болезни кожи и подкожной клетчатки (5,7%). Отмечается увеличение хронических заболеваний. Так, произошел рост заболеваемости у детей от 0 до 14 лет болезнями органов дыха, , , ; 15-17 -
органов пищеварения, дыхания, мочеполовой системы, крови и кроветворных органов, кожи и подкожной клет-, , -ми [1, С. 7].
Одной из наиболее острых проблем в настоящее время является распространение ВИЧ/СПИД среди , . общее число зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции увеличилось, составив на начало 2004 г. 93 чел., в т.ч. 4 , -
бенка, рожденных от ВИЧ - инфицированных женщин [1, С. 8].
Другая болевая точка современного состояния - -гостями здоровья, детей - инвалидов, детей - сирот и , ,
- . Республике Адыгея, по состоянию на 01.01.2004 г. количество инвалидов в возрасте до 18 лет составило 1865 . (1,9% ).
2003 . -
233 .
причин детской инвалидности первое место занимают
- 21,9%, -
врожденные аномалии (пороки развития) - 19,8%, третье
- -18,4%, - - 8,2%, -
-
новообразования - по 5,6%. По сравнению с 2002 г. и по
2003 . 2
[1, С. 51-52].
В 2003 г. общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляла 1188 человек, что по сравнению с 2002 г. больше на 16,8% (общая численность 1017 человек). Число детей, родители которых лишены родительских прав, также увеличилось: 139 в 2003 году (131 ребенок в 2002 г.), в то же время количество исков о лишении родительских прав по сравнению с 2002 г. не изменилось и составляет 98 [1, С. 32].
По-прежнему остается достаточно сложным положение семей вынужденных мигрантов, имеющих детей. В соответствии с Законом РФ № 202-ФЗ от 20.12.1995 г. «О
» -ции МВД Республики Адыгея на 01.04.2004г. состоят на учете 145 семей (388 человек, из них детей от 0-5 лет - 6 человек, от 6-15 лет - 98 человек, от 16 -17 лет - 4 чело) . вынужденных переселенцев являются малообеспеченны-24 (101 , 0-5 - 2
человека, от 6-17 лет - 64 человека) [1, С. 56]. Типичным для таких семей остается нерешенность жилищных проблем, сложности с трудоустройством; дети остро нуждаются в питании, оздоровлении, отдыхе, дополнительной .
Низкий уровень жизни, слабый воспитательный потенциал семей с детьми являются причинами и детской . -совершеннолетних в 2003 г. по сравнению с 2000 г., ее показатель в целом по республике достаточно высок и составляет 5235 зарегистрированных преступлений против 9280 в 2000 г. [1, С. 137]. Одной из причин совершения подростками наиболее жестоких преступлений, а также повышения криминальной активности детей, по правомерному мнению специалистов [5], является распространение в СМИ пропаганды негативных аспектов действительности сегодняшнего общества - насилия, преступности, проституции, наркомании, порнографии и т.п.
Другой немаловажный факт. По состоянию на 01.10.2003 г. в республике 226 детей не посещали школу, 121 . необучающихся в образовательных учреждениях для не-
45 -
век [1, С. 37]. Основным существенным моментом в государственной поддержке детей в сфере образования на региональном уровне является недостаточный объем финансирования. Обеспечение школьными учебниками, низкие размеры стипендий, в первую очередь для учащихся из малообеспеченных семей, компенсационные выплаты на питание обучающихся, ничтожно низкие размеры детского пособия являются наиболее острыми .
Все вышеприведенные факты - символы современного бедственного положения детей в регионе как зеркало государственной политики защиты детства в целом. Часть детей сегодня находится вне поля заботы государства: они не получают того, что им гарантируют Конвенция ООН о правах ребенка и Конституция РФ. Социальнополитическая система страны игнорирует их своим безразличием и равнодушием. Очевидно, что в современных условиях нашего общества низкие социальный статус и уровень доходов родителей предопределяют слабое здоровье, низкий уровень образования детей, а значит, и будущей профессиональной карьеры. Все это подрывает успешность перспективы устойчивого социального развития. Именно поэтому к проблемам социальной защиты детства необходимо привлекать пристальное внимание политиков, ученых и практиков.
В процессе изучения социальных реальностей детства на региональном уровне нами был проведен опрос двух категорий респондентов. Первую категорию респондентов составили жители Республики Адыгея в воз-20 60 . -специалисты государственных (^дел по делам детей, женщин и семьи Министерства труда и социального развития Республики Адыгея, Отдел назначения и перерасчета пенсий Отделения Пенсионного фонда РФ по Рес-,
Государственного Учреждения Управления пенсионного фонда в г. Майкопе Республики Адыгея) и негосударственных структур (^ыгейское республиканское отделение Российского Детского фонда, Адыгейское республиканское отделение Российского общества Красного Кре-, -зация Всероссийского общества инвалидов, Союз жен), ( -дел охраны детства Комитета по образованию муници-« », -венной социальной помощи Комитета по труду и социальной защите населения муниципального образования « »), -просами социальной защиты детства. Соответственно составу респондентов и целям опроса были разработаны два вида вопросников для каждой группы опрашиваемых. В качестве интервьюеров выступили студенты отделения социальной педагогики Адыгейского госуниверситета, факультета социальной работы Российского государственного социального университета (фгаиала в г. Майко) -ского государственного технологического университета Опрос первой группы респондентов осуществлялся с целью изучения отношения населения к проблемам дет.
. -
ным признаком служило наличие детей (в^ков) в возрасте до 18 лет. Размер выборочной совокупности - 315 че-.
Опрос второй группы респондентов проводился с целью получения более компетентной информации о современном состоянии проблемы социальной защиты детства Выборка экспертов составила 31 человек, профессионально занимающихся вопросами социальной защиты детства Опрос экспертов проводился по репрезентативной целевой выборке.
Опросные листы для интервью охватывали следую: -менного российского общества; приоритет интересов ре;
социальной защиты детства; потребность в совершенствовании механизма социальной защиты детства и др.
В целом по двум выборкам нами были получены .
На вопрос «Какие проблемы современного российского общества Вы считаете наиболее злободневными?» 50,4% -
сти, 31,4% - проблемы экономики, 9,5% - проблему без-8,7% -
несли проблемы детей.
67,9% -
ние проблем детства, 29,8% удовлетворительно оценили современную государственную политику социальной защиты детства и всего лишь 2,3% полагают, что проблемы детства сегодня решаются хорошо. Значительная часть опрошенных (84,1%) высказались за необходимость совершенствования механизма социальной защиты детства. На вопрос «Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка (в^ка)?», к сожалению, 18,3% респондентов затрудни. , -( , )
.
, -
вой группы респондентов можно заключить, что проблемы детства даже не попадают в рейтинги наиболее значимых проблем населения, что является свидетельством равнодушного отношения нашего общества к детям.
Важная роль в нашем исследовании была уделена анализу мнений экспертов на основании полученных в результате опроса данных.
Проблемы социальной защиты детства основная часть экспертов (94,2%) ставит в разряд наиболее приоритетных и требующих безотлагательного решения. Другой характерный факт. Более половины опрошенных (56,5%) считают, что сегодня органы власти недооценивают проблемы социальной защиты детей а, следовательно, не уделяют должного внимания их решению. Кроме факта слабого внимания со стороны органов власти к проблемам социальной защиты детей, эксперты не удовлетворены и работой ряда официальных органов, деятельность которых связана с решением проблем социальной защиты детства, высказывая недовольство работой в этой сфере органов законодательной (95,3%) и исполнительной власти (89,2%). Эксперты констатировали также повышение роли органов местного самоуправления (45,8%) и негосу-
дарственного сектора (64,8%) в решении проблем социальной защиты детства.
Среди возможных причин бедственного положения детей в регионе и в Российской Федерации в целом экс, , программ социальной защиты детства (56,5%), низкий уровень социального обеспечения материнства, отцовства (64,2%), -
ской инфраструктуры (43,7%), слабые практические ме-, , правовой культуры населения по вопросам охраны материнства, отцовства и детства (14,1%), отсутствие должной координации деятельности органов государственной власти федерального и регионального уровней, местного са-,
вопросов социальной защиты детства (93,5%).
Как видим, результаты опроса экспертов подтвердили актуальность исследуемой нами проблемы и способствовали получению более полной и объективной информации о современных реалиях положения детей в нашем регионе, что позволило сделать важный, на наш взгляд, вывод: государственная социальная политика в интересах детей реализуется слабо, а Конвенция ООН о правах ребенка выполняется неудовлетворительно.
В последние годы в Республике Адыгея, как впрочем, и в Российском государстве, предпринимается достаточное количество разнообразных социально-экономических мер по вопросам защиты детства. К числу несомненно положительных аспектов в данной сфере следует отнести совершенствование законодательной базы, принятие разнообразных федеральных (<Дети России») и региональных («Дети Адыгеи») программ, расширение субъектов социальной защиты детства (активное привлечение негосударственного сектора, введение института социальных работников и социальных педагогов, волонтерское движение и т.д.), развитие новых форм помощи семье и детям и т.д. Однако при явной позитивности этих мер острота проблем детства в нашем регионе, особенно таких, как безнадзорность, социальное сиротство, попро-, . том, что принимаемые меры не учитывают каких-то важных аспектов проблемы защиты детства и не приводят к . -, -веденного опроса главнейшей причиной такого положе-, , содержание государственной политики защиты детства в условиях складывающихся в России новых общественных формаций и отношений. Современное российское
государство отдает предпочтение стратегии настоящего, а , , соответственно, к кризису общества. К сожалению, следует констатировать тот факт, что наше общество не имеет эффективного способа решения проблем детства Современные семья и государство не способны эффективно решать проблемы детства старыми, традиционными средствами. В нашей стране, впрочем, как и в мире, кардинально изменились и семья, и дети, а технологии решения проблем детства остались прежними. Положение детей в обществе приобретает сегодня новый категориальный , -временной государственной социальной политики. Оно обязательно должно учитываться во всех аспектах при разработке программных и законодательных документов государственных органов, политических партий, общественных объединений, образовательных учреждений, на, -ного результата при решении проблем мира детства.
Мы разделяем мнение петербургского ученого . . , -ментальную мысль: «...необходимо перестроить общест-, » [4, С. 54]. По нашему мнению, утвердить приоритет интересов детей в обществе может только кардинально новый подход государства к проблеме их социальной защиты.
Примечания:
1. Правительство Республики Адыгея. О положении детей в Республике Адыгея. 2003: доклад / Отдел защиты материнства, отцовства и детства Министерства труда и социального развития Республики Адыгея. [Элещюнный ресурс]. Майкоп, 2004.
- 1 дискета. - Заглавие с экрана.
2. .
Российской Федерации. 2003. Государственный доклад. - М., 2004. -127 с.
3. Семашко Л.М. Избирательное право детей - признак высшего
/ . . // -ликультурного образования: государство и школа: Мат. XI Междунар. конференции «Р^енок в современном мире. Государство и дети». - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. - С. 291308.
4. . . / . // -
лософия детства и социокультурное творчество: Мат. X Меж. « .
и детство». - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. - С. 53-57.
5. Шибанова Н. Молодое поколение в опасности / Н. Шибанова,
. , . .// . - 2001. - 2. -
С. 16-18.