УДК 111 ББК Ю 6
О. А. Калмыкова
г. Чита, Россия
Социальные противоречия между богатыми и бедными1
Между богатыми и бедными всегда и во все времена возникали социальные противоречия. Основой социальных противоречий является социальная напряженность, которая перерастает в конфликты и социальные революции. В статье проанализированы взгляды ученых-философов на проблему социальных противоречий между богатыми и бедными, а также описаны их последствия и способы разрешения.
Ключевые слова: социальные противоречия, противоречие, богатые, бедные, социальная напряженность, конфликт, социальная революция.
O. A. Kalmykova
Chita, Russia
Social Conflicts between the Rich and the Poor
There have always been social conflicts between the rich and the poor. The essence of these conflicts is connected with social tension which grows into conflicts and social revolutions. The article studies opinions of different philosophers on the problem of social conflicts between the rich and the poor. It also describes consequences of these conflicts and the ways of their solving.
Keywords: social conflicts, the rich, the poor, social tension, social revolution.
Источниками социальных изменений в период переходного развития общества являются социальные противоречия. Изучением сущности, содержания, последствий и способов разрешений социальных противоречий занимаются ученые разных областей знаний: политологи, экономисты, социологи, культурологи, психологи, а также социальные философы.
Анализ социально-философской литературы позволяет сделать вывод, что в рамках данной науки нет четко сформулированного определения понятия «социальное противоречие». И для того, чтобы определить понятие «социальное противоречие» необходимо исходить из основного содержания ключевого понятия «противоречие». «Противоречие - это взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания» [12, с. 545].
Особое значение и смысл понятию «противоречие» придает понятие «социальное». Его следует рассматривать как противоположность понятию «естественное». Н. Д. Субботина предлагает такие определения: «Под естественным
понимаются природные системы и их свойства, под социальным - системы, обладающие качеством частичной осознанности и ускорения развития, а также свойства и продукты материальной и духовной деятельности этих систем [11, с. 92]. В более узком смысле под социальным понимаются общественные отношения.
Таким образом, социальное противоречие -это отношения между противоположными сторонами, возникающими в любом социальном явлении, образовании или обществе в целом.
Социальные противоречия зарождаются в процессе развития социальной сферы или сферы социальных отношений, выражающих противоположные или расходящиеся тенденции этого развития. Так, во все времена социальные противоречия возникали между необходимостью удовлетворения насущных материальных и духовных потребностей людей и падением уровня материального и духовного производства, между обнищанием основной части населения и обогащением небольшой группы людей.
В истории социально-философской мысли проблему социальных противоречий между данными категориями в своих трудах затрагивал представитель античной философии Платон. Так, по его мнению, в идеальном государстве не долж-
38
1 Работа выполняется при поддержке ФЦП (проект НК72П/32 «Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке»).
© Калмыкова О. А., 2011
но быть ни тяжелой бедности, ни, в свою очередь, богатства, по причине того, что бедность и богатство взаимно порождают друг друга. Хочется отметить ценность такого философского подхода, который не утратил своего значения и ныне. Отрицательными последствиями бедности являются революционные настроения неимущих граждан, злоба и страсть к новшествам. Выступление бедных слоев населения против богатых Платон трактует в «Законах» как болезнь государства, возникающую в результате недостаточности воспитания [7, с. 196].
Богатство, по Платону, является тоже величайшим злом, потому что люди, которые стремятся стать богатыми, способны на любые средства, уловки и поступки, не важно, хорошие или плохие. Кроме того, богатство имеет негативные последствия как в моральном, так и экономическом плане. Но этого, по мнению философа, мало: «наличие в обществе богатых и бедных разрушает общественные связи, порождая внутри общества антагонизм. В городе, где есть богатство и бедность, всегда налицо два взаимовраждебных города: один - город богатых, другой - город бедных, и оба они, живя в одном месте, злоумышляют друг против друга. Такие города только кажутся великими, а на самом деле они совершенно неустойчивы» [1, с. 30].
Платон отмечает, что самым благоприятным периодом, когда царили мир и спокойствие, являлось первобытное состояние общества, так называемый «золотой век». Потребности людей в этот период ограничены, они довольствуются тем, что дает им сама природа. Нет оснований для соперничества между людьми, для борьбы за существование, поэтому между ними господствуют дружественные отношения [8, с. 677].
Философ Нового времени Г. Спенсер изучал проблему противоречий между богатыми и бедными через призму социал-дарвинисткого подхода. Данный подход основан на принципах борьбы за существование, естественного отбора, неизбежности социального и экономического неравенства. Социал-дарвинисты утверждали, что борьба за существование идет не только в мире животных и растений, но и в человеческом обществе, где в постоянной борьбе выживают только «сильнейшие» и «приспособленные» индивидуумы, а слабые погибают.
Концепция Г. Спенсера основывается на принципе борьбы за существование. Он считал неравенство и бедность нормальными и полезными для общества явлениями, а также называл их движущей силой развития не только социума, но и каждой отдельной личности. Таким образом, в ходе борьбы за существование между богатыми и бедными возникают социальные противоречия,
которые в свою очередь приводят не только к социальному регрессу, но и прогрессу.
Борьба за существование в воинственном и промышленном обществе осуществляется по-разному. В первом случае речь идет о военных конфликтах, полном истреблении и порабощении проигравшего побежденным. Во втором случае определенную роль играет промышленная революция, где побеждает «сильнейший» в отношении усердия, интеллектуальных и физических способностей. Именно такая борьба для всех является благом, т. к. в результате растет интеллектуальный и моральный уровень общества, объем общественного богатства. Альтернативой естественного отбора является выживание и процветание «слабейших», т. е. граждан с низшими интеллектуально-моральными качествами, что ведет к деградации и распаду всего общества [9; 10].
Сторонники марксизма выступали против данной теории и приписывали ей антинаучный характер, т. к. социал-дарвинизм автоматически переносит биологические законы на область общественных отношений. Утверждалось, что развитие общества подчинено своим, особым законам, которые нельзя свести к законам природы. Но естественное является основой социального, поэтому общественное развитие напрямую зависит от законов природы. Принцип естественного отбора и борьба за существование действуют в обществе и в настоящее время, т. к. социальная напряженность и конфликты между богатыми и бедными не проходят, они могут только ослабевать. Бедные граждане, объединяясь в группы, обвиняют богатых в своем нищенском существовании и разными способами стремятся достичь определенного приемлемого уровня жизни.
В эпоху Просвещения проблема социальных противоречий между богатыми и бедными нашла свое отражение в теории общественного договора, представителями которой были Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. По их мнению, естественное состояние - это состояние, которое характеризуется равенством людей от природы как в области физических, так и умственных способностей. При равенстве все одинаково претендуют на источники существования, что в свою очередь порождает социальную напряженность в обществе. Общественный договор является способом перехода людей из естественного состояния в состояние государственное. Причиной экономического неравенства в государстве является частная собственность. Вечная дифференциация на богатых и бедных позволит избежать войны и раздора среди граждан [2].
Большое внимание проблеме социальных противоречий между богатыми и бедными уделяли
представители диалектико-материалистической философии - К. Маркс и его последователи. По Марксу противоречия возникают на всех уровнях социальной жизни: в политике, экономике, культуре. Главную причину противоречий между классами он видел в господстве частной собственности. Антагонизм и конфликты исчезнут только в коммунистическом обществе, которое основано на общественной собственности. Действенным методом разрешения социальных противоречий для Маркса и его последователей является социальная революция [5, с. 116-118]. Обострение социальных противоречий между богатыми и бедными провоцирует возникновение конфликтов и социальной революции.
Социальные противоречия неразрывно связаны с понятием «конфликт» и являются его основой. Конфликт - это социальное явление, которое порождается самой природой общественной жизни. Он непосредственным образом выражает те или иные стороны социального бытия, место и роль человека в нем.
Обстоятельства жизни человека с древнейших времен складывались таким образом, что ему было предназначено сотрудничество с другими людьми. Вместе с тем в процессе взаимодействия индивидов и усложнения социальных связей на определенной ступени общественного развития во взаимных отношениях наряду с сотрудничеством стали проявляться соперничество, конкуренция, психологическая несовместимость, противоположность интересов и выбора средств достижения целей. Обострение подобных противоречий, их эксплуатация привели, в конечном счете, к активному противоборству - конфликту.
Теоретическим и практическим исследованием конфликтов занимались такие ученые, как Л. Козер и Р. Дарендорф. Козер определял конфликт как борьбу за объективные цели, к которым относятся власть, перераспределение денежных доходов, переоценка ценностей, изменение социального статуса. Для него конфликт - это естественное взаимодействие людей, которое способствует разрушению или укреплению социальных связей. Немецкий ученый Р. Дарендорф считал, что конфликт возникает в результате сопротивления отношениям господства и подчинения. Подавление конфликта, по его мнению, ведет к обострению, а рациональная регуляция - к контролируемой эволюции [3; 4].
Главной причиной конфликта между богатыми и бедными является стремление к равенству, которое способствует возникновению у людей одинаковых надежд, желание беспрепятственно удовлетворять свои потребности. Если это становится невозможным, то люди превращаются во
врагов, между ними возникает соперничество, недоверие и честолюбие.
В настоящее время конфликт между богатыми и бедными только обостряется, т. к. уровень и качество жизни богатых значительно выше, чем у бедных. Бедные на сегодняшний день - это жители малых городов, сел и деревень. Среди них большинство многодетных и неполных семей, а также семей, в составе которых есть пенсионеры и инвалиды. У многих очень плохие жилищные условия или вообще нет жилья. Бедным практически недоступны платные медицинские, образовательные услуги, а также услуги развлечения и отдыха. Многие бедные постоянно испытывают ощущение несправедливости всего происходящего вокруг, а также собственную беспомощность из-за невозможности повлиять на происходящее.
Современные богатые - это в большинстве своем предприниматели, руководители, высокопоставленные чиновники, адвокаты, нотариусы и т. д. В их семьях намного меньше пенсионеров, инвалидов, безработных. Богатые регулярно посещают бары, рестораны, кино, концерты, выставки, музеи, ездят на курорты. Богатые верят в себя и в свои способности, а также связывают свое будущее прежде всего с собственными усилиями.
Таким образом, неравенство в доходах, в получении тех или иных услуг прямо или косвенно оказывают влияние на психическое, физическое и социальное благополучие индивида. Чтобы освободиться от стрессовых условий жизни, которые создаются посредством отсутствия денежных средств, бедные вынуждены вступать в конфликт с богатыми. Тем не менее, ученые считают, что конфликт - это норма отношений между людьми, необходимый элемент социальной жизни. Он дает выход социальной напряженности, энергии деятельности, порождая тем самым разные социальные изменения.
Социальных изменений в виде достойных условий жизни можно достичь путем социальной революции. Основатель учения о классовой борьбе и социальной революции К. Маркс утверждал, что главным фактором, препятствующим достижению высокого уровня и качества жизни, является «отчуждение» - разрыв естественной взаимосвязи между людьми и тем, что они производят. Отчуждение порождает социальную несправедливость и экономическое неравенство, снижает возможность большей части людей полноценно удовлетворять свои потребности. Осознание социальной несправедливости неизбежно ведет к социальному конфликту, разрешение которого, по мнению К. Маркса, возможно только посредством социальной революции [6, с. 214].
Но социальная революция - это крайняя мера разрешения противоречия между конфликтующи-
ми сторонами, в данном случае, между богатыми и бедными. Поэтому для обеспечения и сохранения мирных отношений в обществе должны существовать механизмы, позволяющие своевременно выявлять и согласовывать социальные интересы, разрешать противоречия, смягчать ситуации социального риска. К таким механизмам целесообразно отнести: научное прогнозирование, рациональную организацию государственного аппарата и политической власти, активное использование в социальной жизни технологии социального партнерства, а также создание и постоянное развитие законодательной базы, закрепляющей права и обязанности участников социальной жизни, позволяющей им отстаивать и согласовывать свои законные интересы.
Таким образом, социальные противоречия между богатыми и бедными существовали всегда. В истории социальной философии о противоборстве богатых и бедных говорили: представитель античной философии - Платон, философ Нового времени - Г. Спенсер, в эпоху Просвещения -Т. Гоббс, а также, как уже сказано, К. Маркс. Особенностью социальных противоречий является то, что если их вовремя не предупредить, то они приведут общество к конфликтам и социальным революциям. Поэтому государство и общество в целом должны учитывать интересы и потребности своих граждан, обеспечивать им достойный уровень жизни, оказывать различного рода помощь и поддержку.
Список литературы
1. Волгин В. П. Очерки истории социалистических идей (с древности до конца XVII в.) М.: Наука, 1975. 289 с.
2. Гоббс Т. Избранные произведения: в 2 т. Т. 2. М., 1964. 731 с.
3. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы / пер. с англ. М., 2002. 288 с.
4. Козер Л. Функции социального конфликта / пер. с англ. О. Назаровой. М., 2000. 205 с.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 42. С. 116-118.
6. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И. О социальной справедливости. М., 1987. 302 с.
7. Платон. Законы / пер. с древнегреч.; общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; авт. ст. с примеч. А. Ф. Лосев; примеч. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1999. 832 с.
8. Платон. Политик // Сочинения. Т. III. Ч. 2. 1972. С. 677.
9. Спенсер Г. Опыты научные, политические, философские. Минск, 1998. 1408 с.
10. Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, 1997. 512 с.
11. Субботина Н. Д. Проблема «естественного состояния» в теории Томаса Гоббса и социальнофилософский анализ категории «естественное» // Философские науки, 2009. № 11. С. 88-98.
12. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичёва, П. Н. Федосеева. М., 1993. 840 с.
Рукопись поступила в издательство 10 апреля 2011 г.