Научная статья на тему 'Социальные проекты вуза как средство социального воспитания студентов'

Социальные проекты вуза как средство социального воспитания студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1774
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / SOCIAL PROJECT / SELF-REALIZATION / SOCIAL UPBRINGING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тихомирова Дарья Сергеевна

В статье приводятся и обсуждаются результаты исследования влияния процесса организации социального проекта студентами как средство социального воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher education institution social projects as students' social upbringing means

Research of social project organization process influence by students as social upbringing means results are adduced and discussed in the article.

Текст научной работы на тему «Социальные проекты вуза как средство социального воспитания студентов»

субъекту, давшему игровое задание. Ролевая игра в «Каравелле» имела свою идеологию.

Название подросткового объединения (игровой общности) на этапе становления изменялось, пока не обрело формат традиции. В этом проявляется значение точного варианта игрового названия. Для длительно существующего подросткового объединения характерно принятие игровых названий соответствующих определенным периодам существования общности, формирование корпоративных мифологем.

Библиографический список

1. Борисов С.Б. Энциклопедический словарь русского детства: В 2 т. Т. 1. - Шадринск: Изд-во Шадринского пед. ин-та, 2008. - 518 с.

2. Крапивина Л.А. Воспитательная система разновозрастного объединения как средство социального развития личности подростков: На материале отряда «Каравелла» и движения раз-

новозрастных объединений России: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2006. -22 с.

3. Крапивина Л.А. Каравелла - сорок лет в пути // На путях к новой школе. - 2002. - №9 1.

4. Крапивин В.П. Струна и люстра. - М.: Экс-мо, 2007. - 665 с.

5. Кожаринов М., Тишин С. История молодежного движения в России и динамика его развития // Технология альтруизма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://altruism.ru/ sengine.cgi/5/23/1. - Загл. с экрана.

6. Кулешова С. 37-ая навигация екатеринбургской флотилии «Каравелла» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.svobodanews.ru/ гойеп1/Тгашспр1/165582^1т1. - Загл. с экрана.

7. Юношеские субкультуры Урала: миниэнциклопедия / ред.-сост. Ю.В. Шинкаренко. - Екатеринбург: Союз юных корреспондентов Свердловской обл., 2005. - 207 с.

УДК 37

Тихомирова Дарья Сергеевна

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г. Самара

[email protected]

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ВУЗА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

В статье приводятся и обсуждаются результаты исследования влияния процесса организации социального проекта студентами как средство социального воспитания.

Ключевые слова: социальный проект, самореализация, социальное воспитание.

Социальное воспитание современных студентов успешно осуществляется в социальных проектах вуза, актуализируя потребность студентов успешно самореализоваться в социуме. Социальные проекты вуза как средство социального воспитания студентов обеспечивают организацию многогранного процесса, который включает в себя: освоение когнитивного, коммуникативного, деятельностного пространства [5]. Результаты проведенных нами исследований на базе лаборатории «Субъектной самореализации и инновационных технологий» Поволжской государственной социально-гуманитарной академии показали, что в социальных проектах осуществляется самореализация студентов как субъектов социума целенаправленно, интегрировано, креативно и самостоятельно. Доказательством этого стали полученные результаты проведенных нами исследований [7].

Осуществляя исследование, мы концентрировали внимание на использовании разнообразных способов диагностики [1-3]. Среди обследованных нами студентов (579 человек), которые в разные годы (2007-2011 г.г.) участвовали в социальных проектах в образовательной среде ПГСГА, более 70% студентов указали на то, что социальные проекты позволяют им осуществлять успешную социализацию, приобретать опыт самореализации в социуме. Среди студентов был организован конкурс эссе. В частности, студентка экономического факультета ПГСГА Светлана Т. в своем конкурсном эссе «Социальный проект как стратегия саморазвития» написала: «Вхождение в мир социума - длительный, интегрированный процесс, а когда участвуешь в социальногуманитарных проектах, понимаешь, что это процесс концентрируется во времени, социум становится как бы тренажерной площадкой твоего

36

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Тихомирова Д.С., 2012

саморазвития: становишься коммуникабельнее, начинаешь осознавать смысл своего существования, как будто горизонты самосознания расширяются, начинаешь себя ощущать более основательным и значимым».

В процессе анализа реальной жизнедеятельности современных студентов становится понятным, что актуальной является потребность осуществлять позитивное межличностное взаимодействие, сотрудничество, реализуя самого себя как социального субъекта, но в тоже время, не в полной мере используются возможности социальных проектов в вузе. В частности, обследованные студенты, принимавшие участие в социальных проектах ЛаСС ПГСГА в течение двух-трех лет, в ответах на вопросы анкеты указали, что научились:

- определять перспективу своей социально ориентированной деятельности (около 38% мнений от общего количества полученных);

- самостоятельно принимать оперативные решения (около 40% мнений от общего количества полученных);

- позитивно сотрудничать и взаимодействовать (около 66% мнений от общего количества полученных).

В тоже время потребность студентов в самореализации в социальных проектах в вузе в настоящее время не удовлетворяется в достаточной мере. Более 60% обследованных нами студентов указали на то, что у них есть желание участвовать в социальных проектах в вузе, но на деле это желание нередко не осуществляется. Анализ причин такого явления позволил обнаружить следующее: около 30% обследованных студентов не знают о таких проектах; 31% студентов не умеют распределить свое время и его не остается на участие в социальных проектах; около 30% студентов испытывают сомнение в том, смогут ли они реально что-то сделать самостоятельно, участвуя в социально-гуманитарных проектах; 13% студентов не видят для себя смысла участвовать в социальных проектах в вузе.

Анализ научной литературы по проблеме самореализации студентов в социальных проектах в вузе показывает, что вопросы, связанные с раскрытием содержания понятия «самореализация», сущности понятия «способность студентов к самореализации», с определением подходов к формированию способности студентов к самореализации и принципов формирования, педагогичес-

ких условий, способствующих успешному формированию данной способности студентов, не стали еще предметом специального исследования [5; 6]. Термин «самореализация в социальных проектах» не часто используется, хотя признан необходимым. Потребность восполнить указанный пробел в научном знании определяет актуальность нашего исследования. В процессе проводимого исследования апробированы различные методики, в частности: неоконченных предложений «Самореализация в социальном проекте в вузе - это...»; изучения вербального проявления самореализации в социальных проектах вуза на основе анализа употребления местоимений во внутренней речи. Студентам предлагалось записать свои варианты представлений о том, что думают, по их мнению, персонажи рисуночного теста «Деловые ситуации» на основе модификации теста Розенцвейга. В процессе исследования оценивалась выраженность у каждого студента шести классических реакций на фрустрацию: эмпунтивной (направленной на внешнее окружение), инпунтивной (направленной на себя), им-пунтивной (несубъектной, направленной на ситуацию); направленной на препятствие, направленной на защиту (обвинение), направленной на достижение цели (удовлетворение потребностей).

По общим результатам проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы: потребность студентов в самореализации в социальных проектах в вузе выше, чем имеющиеся возможности; взаимосвязь между внешними возможностями студентов в самореализации в социальных проектах в вузе (организация, разнообразие, сопровождение) и внутренними (особенностями организации личностного времени, пространства самореализации), безусловно, существует. Полученные в нашем исследовании положительные корреляции лучшее тому подтверждение; успешность самореализации студентов в социальных проектах в вузе связана с развитием «Я-концепции» человека и формированием у него отношения к себе как к субъекту, т.е. носителю активности и творцу собственной жизни [4]. Это сопровождается появлением во внутренней речи обращения к себе на Ты, Имен других людей и использованием местоимения Мы, облегчающего интеграцию своего «Я» с другими «Я» в коллективный субъект; связь (внешнее - внутреннее) не является однозначно линейной. Численные значения коэффициентов корреляции не-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

37

велики (0,3-0,4 по Спирмену); это подразумевает, что, кроме обнаруженных нами взаимосвязей внешнего и внутреннего, существуют и другие причины, влияющие на показатель и объясняющие успешность самореализации студентов в социальных проектах в вузе как средству социального воспитания.

Социальное воспитание в вузе - многогаспек-тный процесс. В ходе его осуществления студенты активно включаются в социальные проекты, инициируя их самостоятельно, реализуя инициативы других людей. Студентов, принявших участие в нашем исследовании, мы условно разделили на несколько типов в зависимости от способа самореализации в социальных проектах вуза (классификация профессора Е.И. Тихомировой, заведующей ЛаСС ПГСГА): инициаторы - предлагают идеи, новые проекты; организаторы - создают команды для реализации идей; креативные исполнители - реализуют идеи, работают в команде; рефлексирующие зрители - оценивают выполнение проекта [4; 5]. Направленность студентов в процессе самореализации в социальных проектах в вузе представлена в индивидуальных стратегиях: индивидуал - «Я сам», организатор -«Вы со мной», коммуникатор «Я с Вами» [7].

Таким образом, исследование социальных проектов студентов в вузе позволяет констатировать, что эти проекты являются значимым средством социального воспитания студентов, обеспечивая им самореализацию как социальным субъектам.

Библиографический список

1. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. - СПб РИО, СПб ГУ 1991.

2. Гилёва И.О. Становление мотивационной готовности к творческой деятельности в процессе подготовки научно-педагогических кадров // Изменения в обществе и классический университет: история и современность. - Томск: Изд-во Томс. ун-та, 2005. - С. 207-218.

3. Общая психодиагностика / под редакцией А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М., 1988.

4. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Изд-е 2-е стер. - М.: Академия, 2007. - 144 с.

5. Тихомирова Е.И. Лидерство в молодежной среде: Монография. - Оренбург: ОГУ, 2001. -180 с.

6. Тихомирова Е.И. Технологии самореализации молодежи в образовательном учреждении // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: Материалы междунар. науч. конф.: В 2 т. Т. 2: Педагогика и психология. -Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2007. -С. 10-15.

7. ТихомироваД.С. Субъектная самореализация студентов в вузе как педагогическая проблема // Субъектная самореализация личности: Теория и практика. Сб. научно-практ. работ. - Самара: Изд-во СГПУ 2010. - С. 161-167.

38

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.