Научная статья на тему 'Социальные пробы как фактор социализации учащихся'

Социальные пробы как фактор социализации учащихся Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
789
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные пробы как фактор социализации учащихся»

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЫ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

М. И. Рожков (Ярославский педагогический университет)

Процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация) рассматривается как усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально-значимые черты личности. От того, как индивид становится элементом социальной организации, включается в общество, зависит освоение им системы социальных ролей, адекватных функциям, которые должен реализовывать индивид в системе социальных отношений.

В "Концепции воспитания учащейся молодежи в современном обществе" дается определение социализации, которое, по нашему мнению, в большей степени отражает его сущность: "Социализация — процесс двусторонний. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, присущие обществу и социальным группам, в которые он входит. А с другой — в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей и социальный опыт". (Бодалев А.А., Мальков З.А., Новикова Л.И., Караковский, В.А. и др. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. — М., 1991).

Соглашаясь в основном с данным подходом к социализации, мы считаем также, что, социализируясь, ребенок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей.

Воспитание — часть процесса социализации и представляет собой целенаправленное управление процессом включения ребенка в различные виды социальных отношений в общении, игре, практической деятельности.

Рассматривая социализацию как процесс и как результат адекватного включения ребенка в систему социальных отношений, мы считаем необходимым определить с диалектических позиций не только факторы социализации личности, но источники и движущие силы, обеспечивающие социальное развитие человека.

Как известно, источником развития человека является противоречие между его потребностями и возможностями их удовлетворения, а движущей силой — его активность в достижении поставленных целей.

Несомненно, данные классические позиции не ставятся нами под сомнение. Однако в ходе проводимого исследования перед нами встала задача уточнить, какие же мотивы наиболее существенно влияют на социальное развитие личности и являются доминантными в процессе социального развития.

Обратим внимание на то, что процесс социализации существенным образом зависит от тех норм, принятых в обществе, которые регулируют требования, предъявляемые обществом личности, и обеспечивают ее адекватное включение в социальную деятельность.

В тоталитарном обществе действия практически каждого человека программируются, а доминантными мотивами являются так называемые коллективистические мотивы, которые и определяют социальную направленность личности.

В условиях рынка вариантов отношений личности и социума значительно больше, а личность стремиться в большей степени реализовать себя на основе конкурентной борьбы.

В связи с этим оказалось необходимым переосмысление классических для отечественной литературы подходов к определению источников социального развития ребенка.

Мы исходили из того, что в процессе социализации решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов.

Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды.

Социальная автономизация предполагает реализации "Я - концепции", т.е. совокупности установок на себя (Р.Бернс), устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке.

Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами "Быть со всеми" и "Оставаться самим собой".

Это противоречие и порождает социальную активность личности, ориентированную на самоутверждение и самореализацию в существующей системе социальных отношений.

Движущей силой этой активности является комплекс мотивов социальной деятельности, доминирующим в котором является мотив преодоления. Этот мотив является ядром социальной направленности конкурентно-способной личности.

Такой подход заставляет по-новому рассмотреть проблему педагогического регулирования процесса социализации учащихся, который строится на вариативном подходе и предполагает самостоятельный поиск варианта реализации социальных ролей.

Исследования, проводимые в течение двенадцати лет автором этой статьи и группой ученых под его руководством, позволили разработать новую концепцию социализации учащегося, которую мы условно назвали "концепцией социальных проб".

Социальная проба — это совокупность последовательных действий, связанных с выполнением специально организованной социальной деятельности в экономической, политической и духовной сферах на основе выбора способа поведения в этой деятельности и являющаяся средством соотнесения самопознания и анализа своих возможностей в спектре реализуемых социальных функций.

Социальная проба предполагает самооценку учащимся своих возможностей на основе последовательного выбора способа социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей.

Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти сферы у молодых людей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для дальнейшего вхождения в социальную среду.

В экономической области учащиеся должны иметь возможность апробирования своих профессиональных возможностей (профессиональные пробы), а также возможностей освоения различных ролей в системе рыночных отношений (предприниматель, акционер, организатор, рядовой участник производства и т.п.)

В политической области молодой человек должен не только определить свои политические позиции, но и попробовать свои силы в роли лидера, оценить свою роль избирателя и сформировать ответственное отношение к ней, понять смысл участия в представительских органах власти, понять роль законов и сформировать у себя готовность к их неуклонному исполнению.

В духовной области — это формирование нравственной позиции в отношениях между людьми, определение своего отношения к религии, проба сил в гуманистических поступках, определение своих возможностей в эстетической деятельности.

Возникла возможность пересмотра всей системы педагогической работы, ставящей своей целью социализацию молодежи. Сегодня работа по разработке теории и методики такой работы продолжается на кафедре педагогики Ярославского педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.