СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЫ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
М. И. Рожков (Ярославский педагогический университет)
Процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация) рассматривается как усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально-значимые черты личности. От того, как индивид становится элементом социальной организации, включается в общество, зависит освоение им системы социальных ролей, адекватных функциям, которые должен реализовывать индивид в системе социальных отношений.
В "Концепции воспитания учащейся молодежи в современном обществе" дается определение социализации, которое, по нашему мнению, в большей степени отражает его сущность: "Социализация — процесс двусторонний. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, присущие обществу и социальным группам, в которые он входит. А с другой — в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей и социальный опыт". (Бодалев А.А., Мальков З.А., Новикова Л.И., Караковский, В.А. и др. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. — М., 1991).
Соглашаясь в основном с данным подходом к социализации, мы считаем также, что, социализируясь, ребенок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей.
Воспитание — часть процесса социализации и представляет собой целенаправленное управление процессом включения ребенка в различные виды социальных отношений в общении, игре, практической деятельности.
Рассматривая социализацию как процесс и как результат адекватного включения ребенка в систему социальных отношений, мы считаем необходимым определить с диалектических позиций не только факторы социализации личности, но источники и движущие силы, обеспечивающие социальное развитие человека.
Как известно, источником развития человека является противоречие между его потребностями и возможностями их удовлетворения, а движущей силой — его активность в достижении поставленных целей.
Несомненно, данные классические позиции не ставятся нами под сомнение. Однако в ходе проводимого исследования перед нами встала задача уточнить, какие же мотивы наиболее существенно влияют на социальное развитие личности и являются доминантными в процессе социального развития.
Обратим внимание на то, что процесс социализации существенным образом зависит от тех норм, принятых в обществе, которые регулируют требования, предъявляемые обществом личности, и обеспечивают ее адекватное включение в социальную деятельность.
В тоталитарном обществе действия практически каждого человека программируются, а доминантными мотивами являются так называемые коллективистические мотивы, которые и определяют социальную направленность личности.
В условиях рынка вариантов отношений личности и социума значительно больше, а личность стремиться в большей степени реализовать себя на основе конкурентной борьбы.
В связи с этим оказалось необходимым переосмысление классических для отечественной литературы подходов к определению источников социального развития ребенка.
Мы исходили из того, что в процессе социализации решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов.
Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды.
Социальная автономизация предполагает реализации "Я - концепции", т.е. совокупности установок на себя (Р.Бернс), устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке.
Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами "Быть со всеми" и "Оставаться самим собой".
Это противоречие и порождает социальную активность личности, ориентированную на самоутверждение и самореализацию в существующей системе социальных отношений.
Движущей силой этой активности является комплекс мотивов социальной деятельности, доминирующим в котором является мотив преодоления. Этот мотив является ядром социальной направленности конкурентно-способной личности.
Такой подход заставляет по-новому рассмотреть проблему педагогического регулирования процесса социализации учащихся, который строится на вариативном подходе и предполагает самостоятельный поиск варианта реализации социальных ролей.
Исследования, проводимые в течение двенадцати лет автором этой статьи и группой ученых под его руководством, позволили разработать новую концепцию социализации учащегося, которую мы условно назвали "концепцией социальных проб".
Социальная проба — это совокупность последовательных действий, связанных с выполнением специально организованной социальной деятельности в экономической, политической и духовной сферах на основе выбора способа поведения в этой деятельности и являющаяся средством соотнесения самопознания и анализа своих возможностей в спектре реализуемых социальных функций.
Социальная проба предполагает самооценку учащимся своих возможностей на основе последовательного выбора способа социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей.
Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти сферы у молодых людей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для дальнейшего вхождения в социальную среду.
В экономической области учащиеся должны иметь возможность апробирования своих профессиональных возможностей (профессиональные пробы), а также возможностей освоения различных ролей в системе рыночных отношений (предприниматель, акционер, организатор, рядовой участник производства и т.п.)
В политической области молодой человек должен не только определить свои политические позиции, но и попробовать свои силы в роли лидера, оценить свою роль избирателя и сформировать ответственное отношение к ней, понять смысл участия в представительских органах власти, понять роль законов и сформировать у себя готовность к их неуклонному исполнению.
В духовной области — это формирование нравственной позиции в отношениях между людьми, определение своего отношения к религии, проба сил в гуманистических поступках, определение своих возможностей в эстетической деятельности.
Возникла возможность пересмотра всей системы педагогической работы, ставящей своей целью социализацию молодежи. Сегодня работа по разработке теории и методики такой работы продолжается на кафедре педагогики Ярославского педагогического университета.