А.Н. Тесленко, С.С. Досанова Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова
Казахстан
СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ
В статье рассматривается социализация как целостный процесс организации и самоорганизации молодежи. Представлены общие тенденции изучения молодежной проблематики, социальнопедагогические императивы в сфере образовательной и молодежной политики государства. Ключевые слова: социализация, молодежь, политика государства.
Фундаментальные социально-экономические преобразования в Республике Казахстан повлияли на процессы социализации молодых людей, на все стороны жизни молодого поколения. Радикально изменились содержание и способы разрешения традиционных молодежных проблем, которые в новых исторических условиях должны рассматриваться на принципиально иной основе.
Проблема социализации разрабатывается в структуре науковедения, социальной философии, методологии социально-гуманитарного знания на основе постоянного и глубокого осмысления новой парадигмы науки и социализации, тенденций развития науки и социума (рис.1). Наиболее перспективный путь создания новой парадигмы социально-гуманитарной методологии - синтез, целостное единство разнообразных методологических подходов. Социально-гуманитарные науки в настоящее время совершенствуют уже имеющиеся подходы, принципы и методы социально-гуманитарного познания и ищут новые методологические подходы и средства, адекватные объекту и предмету исследования.
В ходе поиска и уточнения методологических подходов применительно к проблеме социализации молодежи современная педагогика руководствуется имеющимся знанием в этой области науки, отечественной и зарубежной практикой. Методологическое значение для социально-педагогического исследования имеют философские положения о сущности личности как совокупности многообразных социальных связей, выступающей одновременно и продуктом, и творцом общественных отношений, многоуровневой детерминации ее развития, возможного воздействия на ее структуру спонтанных процессов (В.Г. Афанасьев, Ж. Абдильдин, Г.С. Батищев и др.).
Теория деятельности как общая теория социально-исторического процесса также содержит принципиальное решение проблемы социализации. Она раскрывает базовый механизм социального воспроизводства человека как личности в специфической общественноисторической определенности структур его деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.В. Эльконин и др.).
Теория систем ориентирует исследователей на раскрытие целостности объекта, выявление его внутренних связей и отношений. Основной акцент сосредоточен на объяснении того, какие факторы и каким образом оказывают влияние на поведение человека, детерминируют процесс его социализации и развития (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов и др.). При рассмотрении проблемы упорядочивания процесса и результатов педагогического воздействия на человека в системах «человек - природа», «человек - социум», «человек - техника», «человек - культура», «человек - человек» востребован синергетический подход. Основными понятиями синергетики являются: нелинейность, сложность, вероятностный характер событий, их принципиальная непредсказуемость в точках бифуркации [1; 2].
Синергетика, теория самоорганизации показывают несостоятельность идеи полного и всеохватывающего контроля над социальными процессами (И. Пригожин, И. Стенгерс, З. Жанабаев и др.). Управляющее воздействие со стороны субъекта лишь включается в процесс социальной самоорганизации по кибернетическому принципу «черного ящика» (рис. 1).
Сложность процесса социализации проявляется не только в трудности проведения границы между биологическими и социальными детерминантами, но и в том, что выходная реакция не обязательно связана с входящей социальной информацией и сама не влияет на свое последующее изменение. Выход зачастую определяется ее внутренней переработкой и следует собственным законам. Входной толчок запускает цепь структурных рекурсивных изменений, итог которых зависит не от входа, а от индивидуальных свойств личности, от ее поведенческого репертуара. Среда воспринимается выборочно: какие-то сигналы игнорируются, другие воспринимаются, но конечный результат - поведение - определяется внутренними потребностями.
Такая субъективная позиция личности предполагает ценностное отношение человека, что влечет за собой широкое использование в процессе научного исследования личностноориентированного, аксиологического, культурологического и других инновационых подходов.
Рис. 1. Синергетическая модель социализации молодежи: 1 - социум; 2 - молодежная субкультура;
3 - институт социализации
Таким образом, в процессе научно-исследовательской работы возникают общие очертания нового методологического подхода, который можно назвать плюралистическим.
Социализация в этих условиях понимается как включение личности в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство индивидом этих отношений. При этом объектом исследования становятся отношения ответственной зависимости всех субъектов процесса социализации [4-8]. Это позволяет учесть нетождественность социального и воспитательного потенциалов. Воспитательный потенциал включает в себя только позитивный (с точки зрения той или иной эпохи) опыт, в то время как социальный потенциал может содержать опыт отрицательный или нейтральный. Уже это обстоятельство делает недопустимым отождествление воспитательного и социального потенциалов. Именно разница этих потенциалов и делает возможным такой важный атрибут человеческой личности, как свобода выбора. Процесс социализации в данном случае понимается как непрерывный процесс выбора, осуществляемого субъектом в условиях наличия нескольких альтернатив. Можно говорить об ответственности индивида перед обществом и общества - перед личностью. Следовательно, при наличии адекватных социокультурных условий может быть успешно решена проблема наращивания и материализации воспитательного потенциала общества и государства, создающего предпосылки для успешной социализации личности в условиях реальной свободы.
С этих позиций понятие «молодежь» должно рассматриваться как многомерный феномен, который может быть адекватно интерпретирован лишь с нескольких позиций, а не с точки зрения какой-то одной, отдельно взятой научной дисциплины. Только на этой основе может быть выработано целостное, интегральное определение молодежи как особой социально-демографической группы (нижняя возрастная граница - 13-15 лет, верхняя - 29-30 лет) со своим специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами и ценностями, находящейся в состоянии перехода от преимущественного свойства быть объ-
ектом общественного воздействия к преимущественному свойству быть субъектом соци-ально-преобразующей деятельности. Основное системное качество - процесс социализации как единство социальной адаптации и индивидуализации, исходным пунктом которого является движение по определенной векторной направленности: самопознание - самоопределение - самоутверждение - самоорганизация - самореализация.
Выделенное целостное (интегральное) определение и объективные критерии молодежи (молодежного возраста) способны раскрыть сущность этого многомерного объекта на уровне следующих объективных характеристик:
1) возрастные границы и социально-психологические особенности;
2) специфика социального статуса, ролевых функций и социокультурного поведения;
3) специфика социально-демографической группы;
4) системное качество - процесс социализации как единство социальной адаптации и индивидуализации;
5) самоопределение, самоорганизация, самоидентификация молодежи как специфической группы.
Главным концептуальным конструктом современной теории социализации является положение о молодежи как о субъекте (а не только объекте) социальной действительности. Тем самым радикально трансформируется и цель, и содержание процесса социализации.
Целью социализации становится не подгонка индивида под желательные для общества параметры и не превращение индивида в конформистски настроенную личность, лояльную ко всем государственным институтам, а формирование социально активного и ответственного гражданина, способного творчески перерабатывать социальный опыт и не только адаптироваться к действительности, но и изменять эту действительность.
Соответственно существенно изменяется и соотношение процессов организации и самоорганизации в молодежной среде. Механизмы организации и самоорганизации эффективны лишь в том случае, если учитывают двойственную природу молодежи, определяющую ее психофизиологическое и социальное развитие. На разных этапах онто- и социогенеза может и должно варьироваться соотношение организации и самоорганизации. Это особенно важно в транзитных обществах, в том числе в Казахстане.
Успешная актуализация и материализация педагогических возможностей социума -сложнейшая методологическая, теоретическая, организационно-технологическая проблема. Ее решение связано с наличием достаточно четких представлений об основных психологических и социальных факторах, детерминирующих развитие взаимодействия человека с окружающей его социальной действительностью. Исходным пунктом и единицей анализа социальных явлений в процессе этих взаимоотношений выступает положение о том, что движущим механизмом социализации является не соотношение биологического и социального в человеке, а гармоничное самосогласование активности действующих индивидов, социальных групп, их самоорганизация и самоактуализация.
Если макро-, мезо- и мегафакторы социализации личности (по А.В. Мудрику) позволяют исследователям охарактеризовать основные институты социализации с позиции целенаправленных и стихийных, субъективированных и формальных, контролируемых и спонтанных влияний (воздействий) на личность, то для социально-педагогической практики наиболее ценны реакции самой личности на эти воздействия, базирующиеся на фундаментальных рефлексивных процессах.
На современном этапе развития общества и науки для изучения социализации личности и поколения в целом, молодежной проблематики необходима плюралистическая методология, позволяющая при разнообразии молодежи в разнообразном мире выявить условия реализации ею своей субъектной сущности. Сама методология анализа проблемы социализации должна быть модернизирована исходя из современной парадигмы социального познания. Так, неклассическая методология в рамках синергетики и теории самоорганизации показывают несостоятельность идеи полного и всеохватывающего контроля над социальными про-
цессами [1; 2]. На основе социальной самоорганизации становится более понятной правомерность разнообразных подходов к проблеме социализации молодежи, продуктивность междисциплинарного подхода, нацеленного не на выделение единственно истинного знания, а на реализацию принципа дополнительности как способа описания при анализе альтернативных, противоречивых ситуаций.
В современной практике социализации молодежи принцип дополнительности может применяться в рассмотрении развития человека в большей мере упрощенно, но, тем не менее, весьма продуктивно. Его применение предполагает подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов, трактовку воспитания как одного из факторов развития наряду с природными, социальными, культурными факторами, что ведет к отказу от традиционного преувеличения его роли и возможностей.
Анализ основных концепций социализации позволяет выявить существенную перемену в расстановке акцентов и подходов к решению проблем социальной интеграции молодежи [10; 11]. Прежде всего это касается модернизации центрального постулата прошлых лет -идеи социальной адаптации. Историческое развитие характеризуется нарастающей тенденцией автономизации молодого поколения. Этот процесс связан не столько с приспособлением к среде, сколько с процессами организации и самоорганизации. Если организация предполагает упорядоченность социальной деятельности с помощью институционального механизма, то самоорганизация является процессом и результатом саморефлексии, источником пробуждения инициативы, поиска новых идей и методов, средств и способов деятельности.
Самоорганизация выступает как средство социальных инноваций, новый аспект социализации современной молодежи. Институты и агенты социализации, актуализирующие процессы организации и самоорганизации молодого поколения, пользуются целым набор механизмов, основными из которых, на наш взгляд, являются:
традиционный - через семью и микросоциальное окружение;
институциональный - через образование и другие институты общества;
стилизированный - через субкультуры;
межличностный - через значимых лиц;
рефлексивный - индивидуальное переживание и осознание.
Выделенные механизмы социализации должны дополнять друг друга и резонировать. Однако такое их гармоничное взаимодействие не является обязательным - возможно и противоречие между этими механизмами. Поэтому в условиях модернизации общественно -государственного устройства страны и связанного с этим кризиса социализации большой интерес представляют не только изучение конкретного развертывания процесса социализации, но и анализ его противоречий.
Действительный же исход событий с самого начала был и остается непредсказуемым. При этом данное обстоятельство связано не с трудностями анализа реалий, а с двумя главными свойствами любого процесса смены цивилизаций:
- устойчивой нестабильностью общественной жизни, возникающей в результате разрушения всех прежде действующих законов, норм и ценностей, принимающей поистине угрожающий характер при отсутствии каких-либо новых (обязательных для всего общества) правил и установок;
- участием в процессе многочисленных разнонаправленных сил, равнодействующая которых до поры остается невычислимой, коль скоро реальные величины каждой составляющей, а подчас даже и сам ее вектор, не могут быть оценены однозначно.
Иными словами, вопрос «куда?» может быть решен лишь по истечении времени, когда ситуация прояснится. Применительно к молодежному измерению современных социальных процессов в Казахстане такая постановка вопроса ставит перед учеными-гуманитариями ряд актуальных исследовательских задач:
1. Если Казахстан движется к обществу западного типа, то необходимо проанализировать наиболее острые проблемы молодежной среды на Западе с тем, чтобы не допустить их возникновения или распространения у себя в стране.
2. Если генетически, ментально, исторически казахстанское общество не сможет создать цивилизованное рыночное общество, то попытаться спрогнозировать ожидающие его проблемы, коллизии в молодежной среде.
3. Если Казахстан движется вспять в историческом плане (авторитаризм, трайбализм и т.п.), то попытаться оценить воздействие на молодежь негативных тенденций деградации общества.
Одной из важнейших временных дисгармоний последних лет, непосредственно влияющих на социализацию молодежи, является разрыв между темпами роста притязаний различных групп населения (и молодежи, в частности) и приращением их реальных социально-экономических возможностей, а также общими перспективами «вертикальной» социальной мобильности, имеющейся в обществе. В силу вступает закон социальной имитации: стандарты жизни наиболее продвинутых групп активно перенимаются остальными. При этом наиболее престижные группы, задающие общий социокультурный тон и стандарты поведения, оказываются наиболее поглощенными настоящим временем. Они - носители особого времени; времени, где нет агитационных лозунгов и утопий о всеобщем равенстве, а есть реальная жизнь «здесь и сейчас».
Проведенное нами в трех вузах г. Астаны социологическое исследование показало, что молодые люди предпочитают скорее высокооплачиваемую работу, чем интересную [13; 14]. Четко прослеживается ориентация к денежным доходам, а не к самореализации, к to have вместо к to be. Следовательно, деньги - главное условие для самореализации. Исследование наглядно показывает, что доминантными целями (они стимулируются соответствующими потребностями) выступают деньги, образование и профессия, деловая карьера и удовольствия; ясно видно господство в умах молодых людей прагматических и гедонистических настроений. Ценность человеческой жизни может быть выражена термином «жизненный успех» (рис. 2).
Можно констатировать, что в выборе средств достижения доминантных целей преобладают нелегитимные способы, настораживает и тот факт, что это только выборка среди наиболее «продвинутой» части молодежи, будущих юристов и экономистов.
Сегодня молодым людям приходится самим решать, что ценнее - обогащаться любыми средствами или приобретать высокую квалификацию, обеспечивающую их адаптацию к социальным условиям, отрицание прежних морально-нравственных норм или гибкость, приспособляемость к реалиям дня, безграничная свобода межличностных отношений или семья как оплот успешного существования.
Социально-педагогический анализ практики показывает, что прежние институты социализации уже не справляются с возложенными на них обязанностями по социализации подрастающего поколения. Противоречивые процессы современного развития снизили возможности семьи, микросоциума, школы. Ряд объективных и субъективных факторов разрушает семью как основной субъект социализации. Урбанизация и умирание сел, снижение коммуникативных связей и их возрастающая формализация, перестройка традиционных коллективных укладов посредством современных социально-политических и управленческих «инноваций» уничтожают позитивное социализирующее влияние микросреды. В глубочайшем кризисе находится система образования, ситуация усугубляется невыстроенностью связей между семьей и школой.
Ц
7
8
♦
♦
♦
Возрастная динамическая ценность некоторых жизненных сфер молодежи
Рис. 2. Возрастная динамическая ценность некоторых жизненных сфер молодежи
Содержание взаимодействия семьи и школы имеет целью создание атмосферы взаимной заинтересованности в организации и самоорганизации молодежи, координации воспитательных усилий социума с целью успешной социализации молодого поколения. Социальнопедагогические изыскания показывают необходимость ускоренного внедрения новых образовательных и социальных технологий.
Однако традиционная система образования основана на модели формирования, в то время как научные и эмпирические изыскания доказывают целесообразность развивающей модели продуктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Главным механизмом такой модели является динамика субъекта учебной (социальной) деятельности. Единственный способ его реализации - создание оптимальных условий для самоорганизации и самореализации молодежи, развитие у молодого поколения качеств субъектности: социальной активности, ответственности и т.д. В современных условиях требуется новый тип социальной деятельности, взявший на себя функции социализации с положительной социальной ориентацией, который охватывал бы все пространство общественной жизни молодежи за пределами института формального образования. Его появление - показатель новых общественно-исторических условий.
Речь идет о государственной молодежной политике, являющейся деятельностью государства, направленной на создание правовых, социально-экономических условий и гарантий для воспитания, социализации и развития (самореализации) молодежи в общественной жизни, для защиты ее прав и законных интересов. Мы рассматриваем ее как инновационную форму социализаторской деятельности. Ее успешная реализация во многом зависит от разработки стратегии и тактики развития, нацеленных:
- на оптимальное, эффективное использование и обновление кадрового потенциала;
- серьезные и сориентированные на перспективу научные разработки по организационно-методическому обеспечению молодежной политики;
- инвентаризацию традиционных и внедрение инновационных технологий социальнопедагогической работы с молодежью.
Казахстанское общество вплотную подошло к пониманию того, что социализация молодежи должна стать специализированной и профессионализируемой деятельностью, так как стихийная социализация уже не обеспечивает необходимые параметры, нужные для самосохранения и воспроизводства общества. Идея социализации в современном обществе будет все шире использоваться в социальной инженерии и социальном управлении, став предметом социально-гуманитарной рефлексии. Соответственно появятся специализированная со-циализаторская деятельность и профессиональные социализаторы.
Таким образом, в результате проведенного междисциплинарного исследования современной теории и практики социализации молодежи мы пришли к выводу о том, что политика государства по отношению к молодежи должна строиться так, чтобы обеспечить наиболее эффективное воспитание, полноценное образование, успешную социализацию.
Успешная социализация молодого поколения возможна при реализации:
- организационно-педагогических условий, обеспечивающих: учет и широкое использование в социальной работе с молодежью разнообразных целенаправленных и стихийных факторов социализации, системную координацию разнообразных социальных усилий основных институтов и агентов социализации; создание вневедомственной системы служб социальной работы с молодежью, института социальных педагогов и социальных работников;
- научно-методических условий, обеспечивающих: перспективы для дальнейшего развития социально-педагогических исследований как специального направления педагогической науки; объединение усилий специалистов различных отраслей знаний (социологов, психологов, юристов, медиков и др.), отработку на практике инновационных социальных технологий, создание разнообразных воспитательных программ;
- организационно-методических условий, обеспечивающих: создание системы подготовки и переподготовки специалистов по социально-педагогической работе с молодежью, создание методологической основы разработки учебных планов и программ, учебно -методических материалов; разработку эффективных методов обучения с учетом профессиональной специфики; развитие сети учреждений социального образования на региональном и местном уровнях;
- информационно-методических условий, обеспечивающих: создание системы информационного обеспечения молодежи и ГМП, обеспечение доступа широких слоев населения к информации, характеризующей жизнедеятельность казахстанской молодежи; развитие центров информации, банков молодежных инициатив на республиканском и региональном уровнях; педагогизацию информационной среды молодежи;
- нормативно-правовых условий, обеспечивающих: формирование законодательнонормативной базы, гарантирующей правовую защиту и социальную адаптацию молодежи; апробацию инновационных форм и методов профилактической и социально-адаптационной работы; создание ювенальной юстиции; усиление роли педагогической общественности в защите прав молодежи;
- социально-экономических условий, обеспечивающих: финансовое и материальнотехническое обеспечение социальной работы с молодежью, снижение уровня молодежной безработицы и максимальную трудовую занятость молодежи, внедрение долгосрочного кредитования и иных форм финансовой поддержки.
Библиографический список
1. Пригожин, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стингерс ; пер. с англ. - М., 1986. - 432 С.
2. Князева, Е. Синергетика как новое мировоззрение / Е. Князева, С. Курдюмов // Вопросы философии. -1992. - № 12. - С. 3-16.
3. Кон, И.С. Молодежь / И.С. Кон // БСЭ. - 3-е изд. - Т. 16.
4. Бочарова, В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности / В.Г. Бочарова // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - М. ; Тула, 1993. - С. 34-48.
5. Ильинский, И.М. Проблемы социализации современной молодежи [Электронный ресурс] / И.М. Ильинский. - Режим доступа: http//www.osu.ru/.
6. Мудрик, А.В. Социализация и «смутное время» / А.В. Мудрик. - М. : Знание, 1991. - 80 с. (Серия «Педагогика и психология»).
7. Семенов, В.Д. Педагогический процесс : социально-педагогический аспект / В.Д. Семенов. -Свердловск, 1990.
8. Кон, И.С. НТР и проблемы социализации молодежи / И.С. Кон. - М. : Знание, 1988.
9. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М. : Прогресс, 1990. - 368 с.
10. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс ; пер.с англ. - СПб. : ПИТЕР, 2000. - 624 с.
11. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис / Э. Эриксон ; пер.с англ. - М. : Прогресс, 1996.
12. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер ; пер.с англ. - СПб. : ПИТЕР, 2000. - 607 С.
13. Тесленко, А.Н. Социальная адаптация молодежи в условиях плюрализма и конкуренции / А.Н. Тес-ленко. - Астана : Институт управления, 2001.
14. Тесленко, А.Н. Социализация молодежи : смена парадигм / А.Н. Тесленко. - Астана : Изд-во ЕНУ,
2002.
© Тесленко А.Н., Досанова С.С., 2013
Авторы статьи:
Александр Николаевич Тесленко, доктор педагогических наук, доктор социологических наук, профессор, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова, Казахстан, e-mail: [email protected].
Сая Сабировна Досанова, доктор педагогических наук, профессор, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова, Казахстан, e-mail: [email protected].
Рецензент - В.Г. Пузиков, доктор философских наук, профессор, Омская гуманитарная академия.