Современный Китай
Вестник ДВО РАН. 2012. № 4
УДК 951.098:323.333 Г.П. БЕЛОГЛАЗОВ
Социальные проблемы современной китайской деревни
Рассматриваются кризисные явления системного характера в агропромышленном комплексе КНР в начале XXI в. Отмечается, что отрасль, исчерпав первоначальный потенциал, вступила в пер-иод стагнации, и это обусловило социальную напряженность в деревне, создающую угрозу политической стабильности государства.
Ключевые слова: Китай, аграрный комплекс, стагнация, социальные проблемы.
Social problems of the contemporary Chinese village. G.P. BELOGLAZOV (Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok).
The system-oriented crisis developments in the agricultural complex of China in the early 21st century are considered. The agrarian sector has entered a period of stagnation, having exhausted the initial potential, having pre-conditioned the social tensions in the country, which threatens the political stability of the state.
Key words: China, the agricultural complex, stagnation, social problems.
Китай вплоть до настоящего времени остается крестьянской страной: около 70% его населения проживает в сельской местности, более 50% жителей занимаются сельскохозяйственным производством. От того, как будет модернизироваться эта сфера экономики, зависят социальная обстановка в стране, ее политическая стабильность и в конечном счете будущее государства. Следует отметить, что руководство Китайской Народной Республики (КНР) понимает всю сложность модернизации аграрно-промышленного комплекса (АПК) страны, социальной структуры деревни и необходимость вывода сельской сферы экономики и общества на устойчивый уровень развития, отвечающий современным потребностям страны [10].
Построение «богатого и сильного государства» - решение этой программной задачи, поставленной руководством КНР и ставшей фактически национальной идеей, тормозится отсталостью аграрного производства и кризисным состоянием деревенского социума. Роль сельского хозяйства, сельской экономики, деревни («сань нун», или «трех сельских») в жизни страны огромна. С одной стороны, от деревни зависит обеспечение почти 1,3 млрд чел. населения продовольствием, промышленности - сельскохозяйственным сырьем, а значит, возможность сохранения социальной стабильности общества и реализации стратегической программы модернизации страны. С другой, в силу масштабов территории сельских районов и преобладающей численности сельского населения решение любой социально-экономической проблемы общенационального характера нельзя осуществить, минуя деревню. Если проблема не решена в деревне, значит, она не решена в стране.
БЕЛОГЛАЗОВ Геннадий Петрович - кандидат исторических наук, заведующий отделом востоковедения (Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток).
E-mail: [email protected]
Статья подготовлена при поддержке гранта ДВО РАН, проект № 12-111-А-11-218 «Проблемы аграрной истории Северо-Восточного Китая (Маньчжурия) в новое и новейшее время (1644-2011 гг.)».
На современном этапе модернизации общества и экономики КНР, и ее АПК в частности, наибольшую угрозу дальнейшему экономическому росту представляют в большей степени социальные, а не экономические проблемы.
В феврале 2006 г. ЦК КПК и Госсовет КНР опубликовали «Некоторые соображения ЦК КПК и Госсовета ЦК КПК о продвижении строительства социалистической деревни нового типа»; эти политические установки по строительству новой социалистической деревни в последующие годы были конкретизированы в ежегодных «Документах № 1 ЦК КПК по развитию сельского хозяйства», а также на 15-м Пленуме ЦК КПК в октябре 2008 г. ([10]; Жэньминь жибао. 2008. 12 окт.). Выдвинутые пленумом задачи и предложения, касающиеся реформирования и развития села в новых условиях, изложены в итоговом документе «Решение ЦК КПК по некоторым важным вопросам продвижения реформ и развития на селе»; 29 января 2012 г. опубликованы «Некоторые соображения ЦК КПК и Госсовета об активном развитии современного сельского хозяйства и действительном продвижении строительства социалистической деревни нового типа» (http:// www. people. com.cn. (дата обращения: 21.02. 2012)). В этих и других многочисленных документах, посвященных «строительству новой социалистической деревни», в перечень первоочередных и перспективных задач поставлена реализация социальных программ, направленных на подъем жизненного уровня сельского населения, В документах отмечается, что чистые доходы крестьян на душу населения в 2020 г. увеличатся вдвое по сравнению с 2008 г. (до 1200 долл. США на человека), уровень потребления сельчан значительно повысится; абсолютная бедность будет в основном ликвидирована. Ожидается достижение заметного прогресса в обеспечении паритета между городом и селом в области коммунальных услуг. Новый импульс получит культурная жизнь на селе, и у каждого деревенского жителя появится реальный шанс получить качественное высшее образование. Будут совершенствоваться системы обеспечения основного прожиточного минимума и основного режима медицинского обслуживания; предполагается создание ресурсосберегающей системы сельскохозяйственного производства и улучшение условий жизни и окружающей среды в сельской местности [10].
Вместе с тем в документах сказано, что развитие сельскохозяйственной отрасли все еще находится в сложной стадии «подъема по склону», инфраструктура сельского хозяйства развита недостаточно, социальные условия улучшаются медленно, увеличивается разрыв между уровнями доходов городского и сельского населения. Эти проблемы тормозят модернизацию не только аграрного сектора, но и всей страны. Без решения этих проблем не может быть и речи о построении среднезажиточного общества, а модернизация сельскохозяйственной отрасли должна рассматриваться в качестве первоочередной задачи при строительстве социалистической деревни нового типа.
В ряду основных социальных проблем, с которыми сталкивается современная китайская деревня, одна из главных - избыток рабочей силы на селе, связанная с ним миграция сельского населения в города и последующая адаптация мигрантов. Проводимая Центром на начальном этапе реформ политика создания поселковых и сельских предприятий помогла снизить социальную напряженность, но растущая городская промышленность, особенно после вступления Китая в ВТО, составляет всевозрастающую конкуренцию деревенской. Это ведет к росту безработицы на селе и внутренней миграции населения. Так, по некоторым данным, количество избыточной сельской рабочей силы составляет 120-200 млн чел., а общая безработица с учетом скрытой (до одной трети работоспособного населения деревни) достигает 200-300 млн чел. (http:// www.rian.ru., 12.10.2010 (дата обращения: 27.04.2012)). Согласно китайской статистике лишь в трех северо-восточных провинциях страны имеется избыток рабочей силы в 10 млн чел. Китайская сторона готова направить до 0,5 млн своих крестьян в российские дальневосточные регионы для организации сельскохозяйственных предприятий по выращиванию овощей и других земледельческих культур, а также фирм, ведущих торгово-закупочную деятельность, связанную с
производством и сбытом здесь аграрной продукции. Однако по данным территориальных органов Управления федеральной миграционной службы (УФМС) в Дальневосточном федеральном округе (ДФО), например, в 2007 г. все граничащие с КНР субъекты РФ выдали разрешение для занятия разными видами трудовой деятельности, включая аграрную сферу, лишь 73,3 тыс. китайским работникам (это пик притока трудовых мигрантов-китайцев на российский Дальний Восток в последние годы) [2, с. 371].
В условиях избытка рабочих рук и недостатка пахотных земель в КНР переход к преимущественно техникоемкому и наукоемкому производству, а также административное укрупнение земельных наделов с целью повышения эффективности агропроизводства ведут к росту безработицы на селе.
В последние годы экономисты и социологи КНР все чаще говорят о принципиально новой концепции поглощения избыточной рабочей силы - это подход, предполагающий неизбежность и необходимость урбанизации. Так, китайский экономист-политолог Ли Пэйлин несколько лет назад пришел к выводу о том, что «урбанизация - единственный путь поглощения избыточной рабочей силы деревни, повышения доходов крестьян и преобразования сельского социума» [5, с. 249]. Урбанизация и рост внутреннего потребления станут основными «драйверами» роста китайской экономики в ближайшие несколько лет - таково мнение и ряда российских специалистов по Китаю (http://www. Chinapo.ru/ (дата обращения: 11.03. 2012). Причина в том, что экспортоориентированный рост экономики КНР не бесконечен, его потенциал во многом уже исчерпан. Новые точки экономического прогресса - города и городская инфраструктура. По прогнозам китайских экспертов, население городов в КНР уже в 2030 г. достигнет 1 млрд чел. Государством и КПК сформулирована задача превращения к 2020 г. традиционно сельского Китая в «городскую страну» с уровнем урбанизации около 60% (СЫпаро.ги/тЪпс8/2/6961/рпШ7р=1 (дата обращения: 12.03.2012)).
От того, удастся ли китайскому руководству сделать процессы миграции управляемыми, будет во многом зависеть не только стабильность внутриполитической ситуации, но и привлекательность Китая для иностранных инвесторов. Пока же в КНР преобладают переезды крестьян в рамках родной провинции.
Ускоренная урбанизация страны за счет крестьянства априори предполагает быструю концентрацию земли в руках земельных спекулянтов и местных чиновников путем ее свободной купли-продажи, что неизбежно приведет к обезземеливанию многомиллионной массы сельских жителей и вынудит их искать новое место работы. Выход из такой ситуации китайские власти видят в укрупнении земельных наделов и концентрации земель в руках «мастеров урожая», а также в создании кооперативов нового типа и агрофирм, способных применять современные агротехнологии. Эти преобразования должны завершиться в течение нескольких лет, но это также означает, что в ближайшие несколько лет в КНР будут искать способы решения проблемы «выталкивания миллионов крестьян из земледелия» [6].
Новые рабочие места могут появляться только в динамично развивающихся городах. Учитывая тот факт, что в современных китайских городах растет потребность в квалифицированных рабочих руках, число вакансий для сельчан, в большинстве своем не обладающих необходимой квалификацией, ограничено. Именно здесь, на наш взгляд, китайским властям опять придется столкнуться с социальным недовольством. По данным газеты «Синьцзиньбао», в настоящее время более 100 млн крестьян превратились в рабочих-миг-рантов в городах, более трети от общего числа сельских жителей больше не связаны с сельским хозяйством (СЫпаро.ги/тЪпс8/2/6961/рпП7р=1 (дата обращения: 12.03.2012)). Приток «лишних» людей из деревни в города, безработица - серьезное испытание для китайских властей всех уровней и общества в целом на ближайшую перспективу. Естественно, китайские власти стремятся не допустить бесконтрольной миграции сельского населения, понимая, что это ведет к увеличению безработицы в городах и тем самым усиливает напряженность социальной ситуации в стране.
Другая социальная проблема - усиление материального и социального неравенства между городом и деревней, и прежде всего неравенства в доходах, которое неуклонно растет. В начале XXI в. доходы горожан росли вдвое быстрее доходов крестьян, и за десятилетие неравенство здесь достигло более чем тройного уровня. По другим данным, доходы горожан ежегодно растут на 8-9%, жителей села - на 4-5%, т.е. горожане в шесть раз богаче сельчан (http://www.rus-china.centro.ru/news_reading.asp (дата обращения: 12.04. 2012)) [5, с. 250].
Известный политолог Сунь Ян отмечает, что такой важной проблеме, как социальное неравенство, следует уделять особенно пристальное внимание. По его мнению, увеличение доходов привилегированных слоев населения недопустимо в условиях снижения доходов малоимущих слоев, так как это усиливает социальную напряженность в китайском обществе. Роль государства в данном случае состоит в поощрении выбора привилегированными слоями пути саморазвития, который в то же время приведет к повышению благосостояния малоимущих. Земельное устройство является одним из видов социального устройства страны и в соответствии с моральными принципами предполагает не только осуществление юридического регулирования прав собственности на землю, но и отражение интересов соответствующих структур власти и поддержку крестьян в их правах на земельную собственность [8, с. 345].
Отметим также, что руководство страны поставило задачу повысить доходы сельского населения к 2020 г. вдвое и в основном решить проблему бедности в сельских районах. Официальные статистические данные за 2011 г. показывают, что в 2006 г. чистый средний доход на 1 чел., занятого в сельскохозяйственном производстве, составлял 3587 юаней (около 450 долл. США), в 2010 г. он повысился до 5919 юаней. У городского жителя доход стал в разы выше - 19109 юаня в год. Соответственно, разрыв в уровнях доходов между сельским и городским населением составил в 2010 г. 1 : 3,2 (для сравнения: в 1978 г. данное соотношение было меньше - 1 : 2,61) [11, с. 106]. На Северо-Востоке Китая дифференциация в доходах горожан и сельчан относительно сбалансирована. Так, в провинции Ляонин доход 1 работающего жителя города или поселка в 2011 г. достиг 15247 юаней, сельчанина - 9773 юаней; таким образом, разница в их доходах составила 1 : 1,6 [1]. За последние 15 лет средний доход сельских семей вырос лишь на 2,5% против 74% у горожан (http://www.rus-china.centro.ru/news_reading.asp (дата обращения: 12.03.2012)). Если же к доходам горожан добавить различные доплаты и льготы, которые в расчете на одного человека составляют в среднем 3-4 тыс. юаней в месяц, то разница становится шестикратной, и это намного превышает уровень подобных различий во многих других странах, включая Россию. (Хотя у нас другая беда: огромная дифференциация в доходах между самыми бедными слоями населениями и элитой, которая достигает 40-кратного разрыва, чего нет ни в одной развитой стране мира. По данным газеты «Наньфан жибао», к этому российскому показателю уже приближается и нынешний Китай [3].)
За последние пять лет количество малообеспеченных сельских жителей с годовым доходом 700-900 юаней сократилось до 35 млн чел. Также сократилось (на 2,2 млн чел.) и число наиболее нуждающейся части населения деревни, тем не менее продолжая составлять внушительную цифру - 26,9 млн чел. (Агентство Синьхуа. 2011. 26 дек.). Среднедушевой доход этой группы сельчан составляет менее 700 юаней, или около 105 долл. США в год, что значительно ниже критерия, установленного ООН для жителей деревни. Даже с учетом паритета покупательной способности валют (юаня к доллару) для этой категории крестьян проблема с обеспечением пищей, одеждой, лекарствами и предметами первой необходимости остается по-прежнему острой [7, а 103]. В целом официальная статистика свидетельствует о том, что, хотя число сельского населения, живущего за чертой бедности,
1 http://www.rian.ru/world/20081010/152879365.html (дата обращения: 18.05.2012).
значительно сократилось, подавляющая часть китайских крестьянин все еще живет далеко не богато.
В ноябре 2011 г. Китай ввел новые стандарты для определения черты бедности, которая для крестьян должна вырасти до 2300 юаней (362 долл. США) чистого дохода в год, т.е. более чем на 80% по сравнению с 1274 юанями в 2010 г. Это должно приблизить китайский стандарт бедности к установленному в 2008 г. Всемирным банком международному стандарту в 1,25 долл. США в день (Агентство Синьхуа. 2012. 31 янв.).
Китайские эксперты, ссылаясь на опыт модернизации агросферы в развитых странах, полагают, что модернизация сельского хозяйства в КНР не может осуществляться без финансовой и материальной поддержки со стороны государства. Если же не будет выделено достаточных средств для поддержки агросферы, заявляют они, строительство новой социалистической деревни дальше разговоров не пойдет. Эксперты предлагают в первую очередь определиться с финансированием АПК, затем, осуществляя рациональные преобразования бюджетной системы, повести дело так, чтобы строительство новой деревни и развитие городов и поселков дополняли друг друга. Кроме того, они считают, что следует не только направить финансовые потоки на финансирование системы образования и медицинского обслуживания сельчан, но и дифференцировать эти потоки, включив в них другие социально значимые позиции, такие как социальное обеспечение, пенсионное содержание, борьба с безработицей, трудоустройство безземельных крестьян, создание системы гарантий поддержки пожилых людей в деревне, так как в условиях значительной миграции крестьян в города функционирование традиционной системы земельных гарантий уже не может работать эффективно [9, с. 19].
В 2006 г. Госсовет КНР принял новую редакцию «Положений о работе по пяти обеспечениям в деревне», в которых предусматривалось помимо поступлений из центрального бюджета включать в местные бюджеты средства, необходимые для помощи малообеспеченным сельским жителям. В 2006-2008 гг. на сельских территориях начали осуществлять программу обеспечения прожиточного минимума, по которой более 15 млн сельчан в более чем 2 тыс. уездов страны получили соответствующие дотации. Это составило более 70% беднейшей части населения деревни, которое было не в состоянии обеспечить себя продуктами первой необходимости. В 2011 г. на оказание помощи бедным сельским дворам из госбюджета выделили 227 млрд юаней - почти четверть всех бюджетных расходов центрального правительства (1,04 трлн юаней), направленных на развитие села (Агентство Синьхуа. 2012. 31 янв.) [7, с.103].
Показательным примером дисбаланса в уровнях доходов сельчан является деревня Хуаси (провинция Цзянсу, Восточный Китай), которая известна как «село номер 1 в Китае» и пользуется славой самой богатой и самой экономически развитой в Китае. Недавно китайские СМИ сообщили о построенном здесь 74-этажном небоскребе - первом в мире отеле-небоскребе, построенном в сельской местности. Высота его 328 м, отель располагает 800 номерами и рассчитан на 2000 чел. Кроме того, в нем есть выставочный зал, ресторан, а также бассейн и сады на крыше. Высота в 328 м была выбрана потому, что число 32 имеет важное значение для бизнеса, а восьмерка символизирует процветание. На вершине располагается массивный стеклянный шар, на шестидесятом этаже - статуя быка стоимостью около 31 млн фунтов стерлингов, изготовленная из чистого золота. Стоимость постройки составила 3 млрд юаней. Как сообщает китайская служба новостей, деньги на проект частично пожертвовали жители деревни, которая в день открытия небоскреба отметила свое 50-летие. В среднем сумма пожертвований составила по 10 млн юаней с человека. Деревня является объектом интереса со стороны китайских и совместных с иностранным капиталом предприятий. Экономический успех деревни Ху -аси был достигнут за счет развития металлургической, текстильной промышленности и индустрии услуг. Ткани, одежда и другие товары местного производства экспортируются в 40 с лишним стран и регионов мира, включая США и Японию. В Хуаси надеются, что
небоскреб поможет привлечь в туристов со всего мира. Всего полвека назад здесь жило 1600 чел., перебивавшихся с риса на лепешки. Сейчас Хуаси - большое село, в котором живут 50 тыс. чел., и на каждую семью по статистике приходится один дом, два автомобиля и 250 тыс. долл. США в банке. Однако финансово успешными являются только жители самой Хуаси, сельчане же близлежащих деревень, которые Хуаси поглотила во время своего расширения, в среднем живут на несколько десятков долларов в месяц (http://www/daypic.ru/arhitecture/80665 (дата обращения: 30.05.2012)).
Дисбаланс в уровнях доходов сельских жителей и горожан дополняется таким «взрывоопасным» фактором жизни современного китайского общества, как увеличивающийся разрыв между бедными и богатыми. По информации, озвученной Директором международного института городского строительства Лянь Юймина на Международном форуме по вопросам развития городов в Пекине 15 сентября 2011 г., одной из наиболее острых социальных проблем, представляющих реальную опасность для стабильности общества, стало усиление дисбаланса между бедным большинством и богатым меньшинством населения страны. Коэффициент Джинни (показатель распределения доходов в стране) в КНР превысил 0,5 (максимальное значение 1 означает, что все доходы сконцентрированы в руках одного человека, 0 - равномерное распределение) и уже близко подошел к пределу социального терпения [12].
Концентрация капитала в руках отдельных лиц ведет к образованию социального слоя миллиардеров. В настоящее время в Китае проживает самое большое число долларовых миллиардеров. По данным исследовательской организации Hurun Research Institute, в стране 189 чел., о которых достоверно известно, что их состояние больше 1 млрд долл. США, тогда как в реальности их насчитывается от 400 до 500 чел., что и ставит Китай на первое место в мире по числу долларовых миллиардеров. Общее число китайцев с состоянием более 1 млрд юаней (примерно 150 млн долл. США) составляет 1363 чел. Причем треть юаневых миллиардеров - члены КПК [4].
Кроме того, существует значительная региональная разница в доходах населения страны - как городских жителей, так и сельчан. Развиваются и богатеют в основном северные и восточные регионы. Жители южных и западных территорий в большинстве своем находятся в нищенских условиях, особенно в сельской местности, где и концентрируется большая часть населения этих регионов. Доходы населения богатых и бедных регионов разнятся в пять раз, в западных провинциях, по оценкам экспертов, они составляют около 100 долл. США на 1 сельчанина и являются одними из самых низких в мире. В большей части расположенных здесь провинций доходы сельского населения не достигли даже скромного уровня «сяокан» - «общества малого благоденствия» (http://www.1zam.com/ gray/ (дата обращения: 21.03.2012)).
Изъятие пахотных земель под городскую и промышленную застройку, коммерческое строительство, прокладку дорог, создание «районов освоения» и «промышленных парков», многочисленных полей для игры в гольф ведет к «выдавливанию» крестьян с земли, ставит под угрозу их выживание. Поскольку земля в Китае не является частной собственностью, новыми ее хозяевами от имени государства выступают местные власти, крупные городские компании или их посредники, которые формально обязаны выплачивать крестьянам денежную компенсацию за отчужденные наделы. Однако часто такое изъятие производится либо безвозмездно, либо за совершенно неадекватную плату, превращаясь в очередной канал перераспределения жизненно важных ресурсов деревни в пользу города.
Обезземеливание крестьян, называемое в Китае «новым огораживанием», лишает их не только главного средства производства, но и по сути единственной страховой гарантии от старости, болезни и нетрудоспособности. В свою очередь люмпенизация значительной части сельского населения становится одним из важнейших факторов, подрывающих социальную стабильность в стране. По данным Лю Сяохуэя (Институт экономики АОН КНР), около 60 млн крестьян потеряли землю на основе невыплаты или выплаты
незначительных сумм компенсаций [5, с. 255]. Проблема потери земли стала одной из самых острых, так как земля для китайского крестьянина - это и средство к существованию, и единственная возможность выхода на рынок, и просто форма жизни. Лю Сяохуэй утверждает, что в отношениях между городом и деревней права крестьянина стали малы, их практически нет [5, с. 255].
По подсчетам китайских экономистов 60-70% средств от продажи прав землепользования в среднем по стране достается администрациям уездов и волостей, 25-30% оказывается в распоряжении деревенского руководства и лишь 5-10% получают крестьяне. В конце ХХ в. земельные потери составляли 4% всей обрабатываемой площади, а к 2007 г., по некоторым оценкам, они достигли почти 10% [5, с. 250]. Центральные власти пытаются бороться с так называемым «произволом на местах», однако местные чиновники не без успеха противостоят этим попыткам, ссылаясь на стратегический курс Дэн Сяопина, поставившего во главу угла именно экономический рост [5, с. 251].
Происходящее вызывает раздражение у крестьян и воспринимается ими как социальная несправедливость. По официальным данным, в конце 1990-х годов в стране было 10 тыс. акций протеста, в 2005 г. их число увеличилось до 87 тыс., число участников составило около 5 млн чел. (http:// :/www.rus-china.centro.ru/news_reading.asp. (дата обращения: 17.03.2012)).
Тенденция нарастания акций сельского протеста сохраняется вплоть до настоящего времени, по некоторым данным число массовых акций и инцидентов уже перевалило за 100 тыс. (http://www.rusruvr.ru/2011/08/23/55051609.html. (дата обращения: 13.02.2012)). Справедливости ради следует отметить, что в общей массе населения Китая эти цифры выглядят не такими большими, к тому же протестные действия проходят в основном в сельской глубинке. Показателен пример, приведенный лондонской газетой «The Telegraph», сообщившей о серии бунтов в деревне Укань на юге страны, в провинции Гуандун. Первые столкновения в Укани начались еще в сентябре 2011 г., когда разъяренная толпа сельчан разгромила здание местной администрации. Около 400 полицейских ответили применением силы, избивая жителей, и, как утверждается, при этом был убит ребенок. В ноябре того же года 4 тыс. крестьян жаловались на то, что никто так и не начал расследование факта изъятия, а фактически кражи их земли местными властями и передачи их крупному китайскому застройщику компании «Country Garden». Ненасильственные протесты в то время власти подавлять не стали, но проблема так и осталась неразрешенной. В конце 2011 г.-начале 2012 г. газеты сообщили о действиях тысячи полицейских-спецна-зовцев против бунтовщиков деревни: полиция осадила деревню, перекрыв доставку продовольствия и воды, и пыталась арестовать зачинщиков бунта. Крестьяне, вооруженные палками, бросились на их защиту. Полиция пустила слезоточивый газ, но затем была вынуждена отступить. Одновременно местное правительство спровоцировало новый взрыв недовольства бунтовщиков, признав, что 43-летний житель деревни Сю Цзиньбо, который представлял крестьян на переговорах с администрацией, умер в полицейском участке якобы от «сердечной недостаточности» (Сю был арестован и обвинен в подстрекательстве к бунтам). Жители считают, что его подвергли пыткам, возможно «запытали» до смерти: по слухам, его семья, получая тело, обнаружила множественные переломы костей. Многих сельчан раздражает также разрыв между богатыми и бедными в деревне: по меньшей мере 100 семей, в том числе родственники бывшего секретаря партии и финансового директора деревни, живут в настоящих усадьбах. По сообщениям газет, во время бунта почти все богатые семьи бежали из Укани, а те, кто остались, отказываются комментировать протесты, запершись за высокими стенами и мощными стальными воротами. Пока полиция не сделала никаких новых попыток захватить Укань, и временное руководство деревни говорит о том, что в настоящее время идут переговоры с правительством [13, 14].
Можно предположить, что в ближайшее время проблемы в китайской деревне если и не будут нарастать, то и снижаться, на наш взгляд, также не будут. Деревня в КНР пока
находится в состоянии статус-кво. Процесс преобразования существующего аграрного общества будет длительным и сложным, вполне возможно обострение социальных противоречий. Удастся ли сохранить устойчивую социальную составляющую китайской модели развития АПК страны в жестких условиях финансово-экономического кризиса и посткри-зисного восстановления - покажет время.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дунбэй чжэнсин Чжунхуа жэньминь гунхэго гоцзя фачжань хэ гайгэ вэйюаньхуй = Канцелярия по возрождению Северо-Востока Госкомитета по реформам и развитию при Госсовете КНР, 31 окт. 2011 г. -http://www.chinaneast.gov.cn. (дата обращения: 30.05.2012). Кит. яз.
2. Миграция населения Азиатской России: конец XIX-начало XXI вв. Новосибирск: Параллель, 2011. 392 с.
3. Наньфан жибао. 2011. 9 марта.
4. РИА Новости, 12.10.2010. - http://www.rian.ru (дата обращения: 13.02.2012 ).
5. Социально-экономические проблемы села в Китае и России // Журн. исследований соц. политики. 2007. Т 5, № 2. С. 245-262.
6. Специалист по сельскому вопросу: два основных фактора сдерживают рост доходов китайских крестьян. -http://www.#”#_ftnref102” name=”_ftn102” title=””> (дата обращения: 30.05.2012).
7. Страны Северо-Восточной Азии в начале XXI: науч.-справ. издание. Владивосток: Дальнаука, 2011. 245 с.
8. Сунь Ян. Чжэнчжисюе шие чжунды чжунго туди чжиду гайгэ = Аграрная реформа в Китае с точки зрения политологии // Шэхуйчжуи синьнунъе цзяньшэды лилунь юй шисянь = Теория и практика строительства новой социалистической деревни / гл. ред. Пань Вэй, Хэ Сюефэн. Пекин: Чжунго цзинцзи чубаньшэ, 2006. 382 с. Кит. яз.
9. Чжао Фуцзюнь, Лю Юань. Синь нунцунь шидай дуй чэнчжэнь цайчжэн дэ сыкао - цун чэнчжэньхуа юй синь нунцунь дэ гуаньси танци (Городские и сельские финансы в период новой деревни в контексте взаимосвязи процессов урбанизации и строительства новой деревни) // Нунъе цзинцзи даокань: журн. сельскохоз. экономики.
2007. № 9. С. 17-19. Кит. яз.
10. Чжунгунчжунъян гуанъюй туйцзинь нунцунь гайгэ фачжань жогань чжунда вэньтидэ цзюэдин = Решение ЦК КПК по некоторым важным вопросам продвижения реформ и развития на селе. Пекин: Жэньминь чубаньшэ,
2008. 42 с. Кит. яз.
11. Чжунго тунцзи чжайяо 2010 = Краткий статистический справочник Китая за 2010 г. Пекин: Чжунго чубаньшэ, 2010. 210 с. Кит. яз.
12. СЫт News. 2011. 17.09. Англ. яз.
13. The Sydney Morning Gerald, 14.11.2011. http://www.smh.com.au/world/chinese-villagers-face-riot-squads-20111213-1ot63. html. (дата обращения: 21.03.2012)
14. The Telegraph, 31.01.2012. - http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/asia/china/8955295/Rebel-Chinese-village-of-Wukan-has-food-for-ten-days.html. (дата обращения: 18.05.2012).