Белоглазов Геннадий Петрович
канд. ист. наук, зав. отделом китаеведения Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН (г. Владивосток) Электронная почта: [email protected]
УДК 330.004.69(510)
АПК КНР в процессе модернизации. Проблемы и перспективы, инвестиционные возможности для России
Ключевые слова: Китай, АПК КНР, экономическая модернизация, сельскохозяйственное производство, сельский социум, социальные проблемы
В статье анализируется современное состояние АПК Китая и комплекс проблем, выявленных в жизни современной китайской деревни. Отмечена положительная динамика производства зерновых, овощей и продукции животноводства за последние 5 лет. На основе статистического анализа официальных показателей предложен прогноз экспортного и инвестиционного потенциала АПК КНР для российского Дальнего Востока на ближайшие годы. Сделан вывод о том, что на современном этапе модернизации китайской деревни наибольшую угрозу экономическому росту и политической стабильности в стране представляют нерешённые проблемы сельского социума, перенесённые в города.
Основной задачей АПК Китая в 2015 г., согласно ежегодно издаваемому ЦК КПК программному «Документу № 11», стало обеспечение продовольственной безопасности и развитие сельскохозяйственной инфраструктуры. Китаю по-прежнему приходится думать о том, как накормить своё быстро растущее население. По официальным данным статистического агентства КНР, за последний год естественный прирост составил 7,1 млн. чел. [1]. В первую очередь, китайское правительство обеспокоено необходимостью повышения объёмов сельскохозяйственного производства, поскольку стране необходимо поддерживать самоокупаемость продовольственной отрасли на уровне 95%, хотя, согласно официальной статистике, сельскохозяйственная отрасль в последние десять лет показывает устойчивые темпы роста. Об этом свидетельствуют статистические показатели развития сельского хозяйства. Так, в 2014 г. общий объём собранных зерновых культур вырос на 1,5% по сравнению с прошлым годом и составил 607,1 млн. т. Основной прирост урожая пришёлся на рис - было собрано более 34 млн. т. [1]. Мясо-молочная отрасль сельского хозяйства также показала устойчивый рост. Производство мяса увеличилось по сравнению с прошлым годом на 2%. Из 87,07 млн. т. мяса более двух третей, или 56,7 млн. т. пришлось на свинину; говядины было произведено 6,89 млн. т, баранины 4,28 млн. т, молока 37,25 млн. т. [1]. Китай традиционно много производит овощной продукции и фрук-
Статья
подготовлена при финансовой поддержке гранта РНФ № 14-18-00161 «Дальневосточный ресурс интеграции России в АТР: опыт и потенциал регионального и приграничного взаимодействия».
1 Данный документ был опубликован под названием «Некоторые мнения по поводу усиления интенсивности реформ и инноваций, а также ускорения модернизации сельского хозяй-
ства». «Документ номер один» является важным политическим документом, публикуемым в начале каждого года совместно ЦК КПК и Госсоветом КНР и задающим тон преобразованиям в течение предстоящих двенадцати месяцев. 2015 - двенадцатый год подряд, когда первый документ по-свящён сельскохозяйственным вопросам [18].
тов, их значительная часть идёт на экспорт, включая Россию. В связи с санкциями, объявленными странами ЕС и США в отношении России, Китай высказал готовность полностью покрыть её потребности в овощах, фруктах и другой продукции растениеводства.
Осенью 2014 г. прошли очередные переговоры между Россией и Китаем по взаимовыгодной торговле продуктами питания и органической сельхозпродукцией. Руководство КНР предложило провинцию Шаньдун в качестве основного поставщика сельскохозяйственной продукции в Россию. Шаньдун слывёт самым развитым агрорегио-ном, флагманом производства экологически чистой продукции в Китае. АПК провинции обладает мощным людским потенциалом (здесь проживает 94 млн чел.) и экономическими возможностями (здесь ежегодно производится на 5,4 трлн. руб. сельхозпродукции). Для сравнения: аналогичный показатель России - 3,5 трлн. руб. По мнению Председателя Союза органического земледелия РФ Якова Любо-ведского, «даже 1% от валового объёма сельхозпродукции Шаньдун с лихвой покроет потребности нашей страны в органике», а объём рынка экопродуктов в России, составляющий порядка 150 млрд. руб., потенциально к 2020 г. составит 300 млрд. руб. [9]. Шаньдун готов поставлять из овощей морковь, имбирь, чеснок, перец, горох, кабачки, тыквы, помидоры, огурцы и брокколи. Из фруктов и ягод - персики, груши, грейпфруты и арбузы. До последнего времени на этом рынке доминировал западный импорт. В августе 2014 г. делегация Россель-хознадзора посетила Китай, в результате этого визита к российскому рынку был открыт доступ двум крупным мясоперерабатывающим предприятиям из провинции Хэйлунцзян. Китайская сторона предложила продукцию 15 мясоперерабатывающих заводов, но российской стороной одобрены были только два. Объёмы поставок с двух открытых мясоперерабатывающих заводов в Хэйлунцзяне в Россель-хознадзоре не уточнили, сославшись на то, что контракты ещё не подписаны [9].
В последние годы в сфере продовольственной безопасности страны возникли серьёзные проблемы, что отразилось на необходимости диверсификации основных выращиваемых видов зерновых и овощных культур: если ранее в Китае главными стратегическими видами продуктов питания были рис, кукуруза и пшеница, то начиная с 2015 г. к ним добавился картофель. По мнению китайского эксперта, профессора института экономики и менеджмента при Южно-Китайском педагогическом университете Ху Цина, это указывает на то, что запасы стратегических продуктов в Китае недостаточны [2].
Иными словами, правительство КНР хочет быть уверено, что оно сможет прокормить страну, не ограничивая экспорт традиционных видов сельскохозяйственных культур и не прибегая к импорту пищевых продуктов из-за рубежа, но сейчас Китай закупает зерно и сою на мировом рынке. По китайским данным, объём производимого в стране продовольствия уже на протяжении нескольких лет ниже спроса, а импорт продуктов составляет 15% всего продовольствия в стране. В 2014 г., по данным Министерства сельского хозяйства и таможенного управления КНР, импорт риса в страну вырос на 13,6% и составил 2,58 млн. т. [2]. Китай, в частности, закупает пшеницу и сою в России. Основными регионами-поставщиками сои в РФ являются Амурская область и Приморский край. В Приморье в 2014 г. аграрии
произвели рекордный урожай сои, собрав более 272 тыс. т. этой культуры, а также 110 тыс. т. пшеницы, ячменя и овса [3]. Россия ежегодно выбрасывает на мировой рынок от 10 до 15 млн. т. зерновых продуктов. Согласно сообщению ИТАР-ТАСС, по состоянию на 29 октября 2014 г. экспорт зерновых составил 14,6 млн. т, при том что за соответствующий период 2013 г. было экспортировано 11,1 млн. т. Москва также заинтересована в экспорте своей сельхозпродукции в Китай. Недавно контролирующие органы России и Китая согласовали условия поставок российского зерна. В начале 2015 г. Россия предложила Китаю экспорт 30 млн. т. зерна. По словам посла РФ в Китае Андрея Денисова, такая информация получена от бывшего министра сельского хозяйства РФ Н. Фёдорова в ходе его визита в Пекин. Андрей Денисов отметил, что речь идёт не просто о «наращивании торговли, но и налаживании инвестиционного сотрудничества в сельском хозяйстве». При этом он вычленил важную роль китайских проектов по выращиванию овощей на территории России [14].
Пока же правительству КНР приходится полагаться на так называемую стратегию «умеренного импорта» сельскохозяйственных культур, что означает «импорт» сельхозкультур путём покупки (или долговременной аренды) сельскохозяйственных угодий и строительства логистических центров на территориях других стран, то есть тех стран, которые остро нуждаются в притоке иностранных инвестиций. Так, например, в 2014 г. Китай в рамках политики использования иностранных угодий для выращивания сельхозкультур планирует арендовать на Украине около 3 млн. га сельхозугодий сроком на 50 лет. Оклэндский институт заявляет, что с 2002 г. почти 1,6 млн. га украинской земли сельскохозяйственного назначения было продано международным и национальным компаниям или арендована на длительные сроки. Речь идёт о большом обороте земель, который притягивает все большие деньги [6].
Проект стартует в Днепропетровской области, затем продолжится на Херсонщине, ранее предполагался и Крым. Объём первоначальных инвестиций оценивается в 2,6 млрд. долл. [4]. Министр аграрной политики и продовольствия Украины Н. Присяжнюк заявил, что КНР хочет также импортировать из Украины продукты питания, а затем совместно с нашей страной продавать их на рынках других государств [16]. Кроме того, китайские компании-операторы обещали реконструировать порт для последующего вывоза зерна из Крыма, где китайцам в аренду предполагалось отдать около 160 тыс. га земли для производства пшеницы и кукурузы [16]. Но этому проекту, похоже, уже не сбыться. Подобные и другие модифицированные проекты Китай реализует в странах Центральной Азии, Африке, а также на юге России и в других регионах РФ. В декабре 2014 г. делегация Администрации Пензенской области нанесла в КНР рабочий визит, целью которого являлась презентация инвестиционного потенциала Пензенской области и возможностей строительства совместных предприятий по производству мяса птицы, свинины и ферм по производству молока в Пензенской области. Местные аграрии заинтересовались опытом Китая по производству овощей и фруктов в закрытом и открытом грунте [5]. В рамках Российско-Китайского соглашения, достигнутого во время визита губернатора Костромской области С. К. Ситникова в г. Пекин, Костромскую область 26-29 апреля 2014 года посетила де-
легация из КНР с целью реализации крупного инвестиционного проекта в агропромышленном комплексе региона. Гости из «поднебесной» посетили предприятия и инвестиционные площадки в Буйском и Мантуровском районах с целью реализации проекта по развитию мясного скотоводства. В Чеченской Республике китайские инвесторы готовы реализовать ряд агропроектов. Об этом сообщила в октябре 2014 г. Пресс-служба Главы и Правительства ЧР. Один из проектов предусматривает строительство экодеревни и теплиц в Шелковском районе республики. Проект реализует гендиректор ООО «Шёлковый путь» Цзян Баоцзюнь. Первоначальный объём инвестиций оценивается примерно в 165 млн. руб. Для реализации проекта достигнута договорённость о передаче земли сельскохозяйственного назначения площадью 280 га в аренду китайской агрофирме под строительство и ведение инвестиционных объектов по проекту [10].
Что касается российского Дальнего Востока, то в рамках политики «умеренного импорта», например, Заместитель председателя КНР Ли Юаньчао на проходившем в мае 2014 г. XVIII Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) предложил создать единую экономическую зону, которая включала бы российский Дальний Восток и север Китая. Он и другие китайские чиновники это объясняют так: «У России не хватает рабочих рук, тогда как у соседа на Востоке их много, Россия обладает гигантскими земельными ресурсами, однако ей не хватает людей для того, чтобы их осваивать самостоятельно. Российская молодёжь выбирает для себя работу «белых воротничков», в то время как в Китае есть много рабочих» [11]. «Надо поторопиться и извлечь из этого пользу», - так говорит Ли Юаньчао [11]. «Экономическое сотрудничество России и Китая отличается от экономического сотрудничества других стран. Во-первых, оно естественное, для него не нужны какие-то агенты. Во-вторых, оно взаимодополняемое, - отметил Ли Юаньчао. - Можно постепенно создать новый блок в Восточной Азии - Дальний Восток России и север Китая. Они могут создать экономическую зону» [11].
В начале 2012 г. китайская газета «Чжунго цинняньбао» сообщила, что Россия планирует оповестить своих инвесторов в АТР о возможностях сдачи в аренду пахотных земель в ряде регионов РФ. Цена, по которой РФ предполагает сдавать в аренду сельскохозяйственные земли, является символической: один гектар - 50 руб. Как известно, в настоящее время общая площадь сельскохозяйственных земель в России (по данным указанной газеты) составляет 168 млн. га, однако 1/4 части пахоты не используется. Как сообщалось, в аренду должны сдаваться земли, которые простираются от Байкала, т. е. доступными для иностранцев должны стать территории пограничных районов, земли в Хабаровском крае и Амурской области. Предполагалось, что общий объём инвестиций достигнет нескольких десятков миллиардов долларов [15, 19]. Однако до сих пор нет данных о том, что проект стал реализовываться территориально как на землях Сибири или Дальнего Востока, так и всей РФ.
На Петербургском форуме вице-премьер российского правительства Аркадий Дворкович отметил, что в России большое количество неиспользуемых земель и приход китайских аграриев должен помочь развиться российскому агросектору. У ряда российских бизнеменов и чиновников, имеющих отношение к сельскому хозяйству, есть мне-
ние, что «главный плюс работы с Китаем в том, что он может дать новейшие технические разработки и быть огромным рынком сбыта». Однако есть и другие мнения: «Китайцы не приносят новых технологий: они выращивают сельхозпродукцию по большей части при помощи своего опыта и удобрений» [11].
В июне 2014 г. Россия и Китай создали Российско-китайский инвестиционный фонд. Однако, несмотря на положительную оценку работы фонда, китайские инвесторы, судя по высказываниям зам. Председателя КНР, хотели бы активнее участвовать в инвестиционных проектах на территории России, и в первую очередь в агросфере и инфраструктурных проектах. Конечно, заинтересованность Китая в развитии сельскохозяйственного производственного потенциала на территории России, в первую очередь, вызвана внутренней проблемой продовольственной безопасности. В то же время, в китайских официальных документах утверждается, что в стране имеется достаточное количество сельскохозяйственных угодий, водных ресурсов и рабочих рук, чтобы прокормить растущее население китайских городов, не закупая продукты питания за границей.
Однако в последние годы в КНР экологическая ситуация в сельской местности ухудшилась. Промышленные предприятия вносят свой «вклад» в загрязнение воды и почвы, а чрезмерное использование фермерами пестицидов и удобрений привело к серьёзным экологическим проблемам в сельской местности и истощению почв. По официальным данным, в настоящее время в Китае насчитывается около 3,3 млн. га сельхозугодий, непригодных для выращивания сельскохозяйственных культур из-за загрязнения промышленными отходами и пестицидами [13]. Особую озабоченность властей вызывают граничащие с Россией северо-восточные области КНР, где скапливающиеся годами экологические проблемы уже привели к уменьшению запасов пресной воды. Партийные лидеры призывают принять беспрецедентные меры для скорейшего улучшения экологической ситуации и повышения площади пахотных земель. На 3-й Сессии ВСНП и ВК НПКСК 2015 года прозвучали призывы «качественно заниматься разработкой Закона о налоге на охрану окружающей среды» [7].
По мнению китайских официальных лиц и экспертов, при успешном восстановлении загрязнённых земель в стране появится около 120 млн. га сельскохозяйственных угодий (ныне - 112,7 млн. га, в 2014 г. пахотный клин страны увеличился на 1,32 млн. га [1]), необходимых для обеспечения продовольственной безопасности КНР. Борьба с загрязнением окружающей среды в сельской местности является частью усилий китайского правительства по обеспечению продовольственной безопасности страны, и китайское правительство намерено приложить усилия по обеспечению страны зерном собственного производства. При этом особое внимание обращено на поддержание достаточного количества пахотных земель и повышение производительности сельского хозяйства [1].
Наиболее сложная и опасная для китайского руководства ситуация сложилась в сельском социуме. Сегодня одной из главных социальных проблем является избыток рабочей силы на селе, связанная с этим миграция сельского населения в города и проблема адаптации крестьян в городской среде. Очевидно, что ресурс поглощения избыточной рабочей силы в деревне на путях сельской индустриализации
уже практически исчерпан, что влечёт за собой различные болезненные как для самой деревни, так и для политики рыночных реформ последствия. По некоторым данным, число крестьян-мигрантов составляет около 200 млн. чел. (точные цифры назвать затруднительно, т.к. большинство мигрантов, работающих в городах и посёлках, имеют сельскую «прописку»). Эти полукрестьяне-полугорожане (нунминь-гун) вносят в процесс урбанизации нездоровый и социально опасный оттенок. Хотя, по мнению китайского эксперта-исследователя, начальника Центра по реформированию и развитию городов, малых городов и волостей Госкомитета по делам развития и реформы Ли Тэ «урбанизация оказывает своевременную помощь для превращения крестьян-рабочих в горожан». Но в то же время он отмечает, что «урбанизация не является решением вопроса - как обогатить городское население и повысить жизненный уровень нынешних жителей городов и волостей. Ключевой вопрос урбанизации - перемещение крестьян в города. В ходе превращения крестьян в жителей городов надо обеспечить им равноправные общественные услуги, улучшить ситуацию в сферах взноса на социальное страхование, условия проживания и др. В этом смысле урбанизация не прибавит больше для городского развития, а окажет ключевую поддержку крестьянам, когда они превратятся в горожан» [12].
Другая социальная проблема, неотрывно связанная с вышеназванной, - это социально-экономический «дисбаланс» (как это называют экономисты в КНР), разрыв между сельскохозяйственными доходами и доходами в городской экономике, что прежде всего выражается в нарастании неравенства между городом и деревней. С начала XXI в. доходы горожан в стране растут вдвое быстрее доходов крестьян и продолжают увеличиваться, в результате чего к настоящему времени неравенство достигло более чем тройного уровня. Хотя коэффициент Джинни в Китае, индекс расслоения общества, значительно снизился за последний год (2014 г.), с 0,474 в 2012 до 0,473, однако он всё ещё выше, чем средний индекс стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - 0,3. Как сообщалось на Форуме по развитию Китая-2014, урбанизация может способствовать сокращению разрыва в доходах городского и сельского населения и способствовать более справедливому распределению доходов. Обнародованный в Китае «План по национальной урбанизации на 2014-2020 годы» ставит своей целью достичь 60% уровня урбанизации к 2020 г. К настоящему времени показатель городского населения в Китае составляет менее 54% [8]. По мнению представителя экономического отдела ОЭСР на Форуме Китай-2014 Маргит Молнар, «для сокращения разрыва в доходах городского и сельского населения необходимо устранить связь между регистрацией по месту жительства и правом на получение работы, необходимо также предоставлять мигрантам из сельских районов разрешение на проживание с такими же правами, которыми обладают те, кто изначально проживает на данной территории» [17].
Дисбаланс в уровнях доходов ощущается и в самой аграрной сфере производства. Здесь сложилось крайнее неравенство между территориями и отдельными сёлами, которые вовлечены в индустриальный бум (главным образом в пригородах городов Восточных, Приморских
и центральных провинций), и теми, кто преимущественно занят земледелием и в целом сельскохозяйственным трудом в глубинке.
Прямым следствием «дисбаланса» доходов стало растущее отчуждение сельскохозяйственных угодий. Местные власти на селе, пользуясь унаследованным ими от системы коммун или узурпированным из-за юридической неразработанности категории земельной собственности правом распоряжаться коллективной землёй, охотно предоставляют её под застройку и так называемые зоны развития -объекты промышленности и сферы услуг.
Китайское руководство хорошо понимает сложившуюся ситуацию и предпринимает конкретные меры для стабилизации отрасли и её дальнейшего устойчивого развития. Однако остаются нерешёнными проблемы системного характера, связанные в первую очередь с правом собственности на землю, её использованием, свободной куплей-продажей земли. Пока только на уровне предложений говорится о необходимости уменьшения объёмов реквизиции земельных участков, введении более детального регулирования процедуры реквизиции земельных участков, совершенствовании «вторичного рынка аренды, передачи и залога земельных участков». Отсутствие гарантированных прав землевладения у крестьян и реального рынка земли в стране тормозит рост внутреннего спроса и препятствует капитализации деревни. Решение этих вопросов связано с общей проблемой модернизации социального, экономического и, главным образом, политического устройства китайского государства и общества в целом, но это уже дело будущего.
Литература
1. 2014 = 2014 нянь гоминь цзинцзи хэ шэхуй фачжань тунцзи гунбао (Статистические данные социально-экономического развития КНР в 2014 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/201502/120150226_685799. html [Дата обращения: 03.03.2015].
2. В КНР обостряется проблема продуктовой безопасности [Электронный ресурс]. URL: http://novostimira24.ru/v-knr-obostriaetsia-problema-prodyktovoi-bezopasnosti/ [Дата обращения: 01.04.2015].
3. Внедрение новых сортов сои в Приморье повысило урожайность в 2014 году [Электронный ресурс]. URL: http://east-eco.com/ taxonomy/term/38 [Дата обращения: 01.03.2015].
4. Главной задачей Китая в 2014 году станет развитие сельского хозяйства [Электронный ресурс]. http://selcoop.ru/articles/ glavnoy-zadachey-kitaya-v-2014-godu-stanet-razviti/ [Дата обращения: 31.02.2015].
5. Делегация Пензенской области изучает опыт развития сельского хозяйства в КНР [Электронный ресурс]. URL: www.penza.ru [Дата обращения: 21.04.2015].
6. Депутат Бундестага: большая часть земельного фонда Украины распродана [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/ interview/20150220/1048831065.html [Дата обращения: 21.04.2015].
7. Доклад о работе правительства КНР [Электронный ресурс]. URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2015-3/17/
content_35073891_8.htm [Дата обращения: 06.05.2015].
8. Доклада о работе правительства, зачитанный премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном на 3-й сессии Всекитайского собрания народных представителей /ВСНП/ 12-го созыва 17 марта 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://russian.people.com.en/n/2015/0317/ c31521-8863978.html [Дата обращения: 06.05.2015].
9. Китай готов обеспечить Россию овощами и фруктами // Известия, 2014, 24 сент.
10. Китайские инвесторы готовы вкладывать средства в развитие Шелковского района [Электронный ресурс]. URL: http://chechnya.gov. ru/page.php?r=126&id=15784 [Дата обращения: 27.02.2015].
11. КНР намерена создать с РФ единый экономический блок на Дальнем Востоке [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/ economy/20140524/1009143669.html [Дата обращения: 21.12.2014].
12. Ли Тэ: урбанизация оказывает своевременную помощь для превращения крестьян-рабочих в горожан [Электронный ресурс]. URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2013-05/29/content_28964592. htm [Дата обращения: 21.01.2015].
13. Правительство КНР обнародовало план развития сельского хозяйства [Электронный ресурс]. URL: http://china24news.com/ economics/933-china-s-government-announced-a-plan-to-develop-agriculture [Дата обращения: 21.04.2015].
14. Россия готова экспортировать в Китай 30 млн. тонн зерна [Электронный ресурс]. URL: http://newsland.com/news/detail/ id/1501408/ [Дата обращения: 21.04.2015].
15. Россия готовится к сдаче в аренду земель на Дальнем Востоке страны [Электронный ресурс]. URL: http://russian.people.com. cn/95181/7716732.html [Дата обращения: 21.01.2015].
16. Сельское хозяйство Украины может получить 10 миллиардов долларов от КНР [Электронный ресурс]. URL: http://www.novostimira. com.ua/news_10538.html [Дата обращения: 11.03.2015].
17. Урбанизация может способствовать сокращению разрыва в доходах городского и сельского населения в Китае [Электронный ресурс]. URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2014-03/24/ content_31872002.htm [Дата обращения 07.05.2015].
18. = Чжунго цзихуатун-го гэмин цзякуай нунъе сяндайхуа цзиньчэн (Китай планирует ускорить модернизацию сельского хозяйства путем реформ) // Синьхуа, 2015, 1 февр.
19. 2012, 1 = Чжунго цинняньбао, 2012, 1 февр.