Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ БЕДНОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ'

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ БЕДНОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Н. З. Рахматова, Т. Х. Норбоев

Бедность является одной из глобальных проблем, и решение еѐ требует усилий мирового сообщества. Она оказывает влияние на многие аспекты жизни, включая экономику, социальные отношения, политику и культуру. Бедность связана с другими глобальными угрозами, такими как нелегальная миграция, терроризм и рост транснациональной преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ БЕДНОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ»

Tashkent State University of Economics

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ БЕДНОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ

Н. З. Рахматова

студентка 1 курса Ташкентского государственного экономического

университета

Т. Х. Норбоев

доктор политических наук, кандидат философских наук

Бедность является одной из глобальных проблем, и решение её требует усилий мирового сообщества. Она оказывает влияние на многие аспекты жизни, включая экономику, социальные отношения, политику и культуру. Бедность связана с другими глобальными угрозами, такими как нелегальная миграция, терроризм и рост транснациональной преступности.

Глобализация является естественным социальным процессом, особым видом интернационализации, обусловленным развитием информационных и промышленных технологий, который, однако, западные страны реализуют в виде экспансии, направленной на установление глобального экономического контроля над остальным миром. На начальном этапе глобализация представляет собой процессы стандартизации всех обществ по единому западному образцу. При этом стандартизации подлежат все без исключения сферы общественной жизни. Наиболее серьезно эти процессы затрагивают сферы торговли, движения капитала и, особенно, институтов гражданского общества.

Уникальность ислама обусловлена его особой социальной философией, ориентирующей мусульман на обеспечение повседневности бытия. Ислам чрезвычайно рациональное учение, а глобализация, проникая в исламский мир, вынуждает его искать способы сосуществования с совершенно чуждой ему западной идеологией. Большинство мусульман воспринимают глобализацию негативно потому, что она несет с собой собственную социальную философию, внедряет в сознание противоречивые, с позиций ислама, идеи, целью которых является изменение массового сознания.

Следует отметить, что многие исследователи современных социокультурных проявлений утверждают, что ислам может оказать благоприятное влияние на оздоровление общества, заполнить идеологическую пустоту, привить индивидам коллективное сознание, отмечая все полезное,

377

Tashkent State University of Economics

практичное и рациональное в культурно-историческом, в том числе и религиозном, наследии каждого народа, которое может принести реальную пользу в преодолении духовного кризиса общества. В связи с этим особое значение приобретает философское осмысление потенциала ислама как социокультурного явления, выработавшего уникальные методы регуляции взаимоотношений между людьми, обществом, включая его культуротворческие возможности и природу.

Глобализация стимулирует мусульманские страны к модернизации и ведет к интеграции в мировое сообщество, обеспечивая научно-техническое развитие и взаимное обогащение культур. Во многих мусульманских странах уже сегодня инициируются процессы интеллектуального преобразования, осуществляемые духовными и культурными деятелями, общественными активистами и проповедниками. Исламские экономические институты, банки и предприятия давно и успешно формируют механизмы и финансовые инструменты, обеспечивающие их включение в мировую экономику. В свою очередь, в исламский банкинг активно включаются мировые финансовые структуры, и запрет процентного кредитования уже перестает быть для них препятствием.

Затрагивая проблему безработицы в мусульманских странах, нужно заметить, что в основном в категорию работающих входят мужчины, так как с традиционной точки зрения роль женщины в исламском мире сводится к семейным заботам. По данным Международной организации труда (МОТ) ООН уровень безработицы по итогам 2022 года среди женщин старше 18 лет в большинстве исламских стран высок (Саудовская Аравия - 19.5%, Иран - 18%, Афганистан - 16.8%, Турция 12.7%) по сравнению со странами, где исповедуют христианство (Италия - 9.4%, Португалия - 6.1%, Германия - 2.7%, Швейцария - 7.2%). Последствием такой ситуации являются то, что высокие уровни безработицы вызывают значительные социальные и экономические проблемы. Многие молодые люди покидают свои страны в поисках работы, что приводит к увеличению числа работников-мигрантов.

Стоит отметить проблему безработицы в Республике Узбекистан, которая является мусульманской страной. Так, Президент Узбекистана своим указом от 7 февраля утвердил Стратегию действий по пяти приоритетным направлениям развития страны в 2017—2021 годах. И одним из таких приоритетных направлений являлось развитие социальной сферы, направленное на последовательное повышение занятости и реальных доходов

378

Tashkent State University of Economics

населения. Особое внимание уделялось созданию новых рабочих мест и обеспечению рациональной занятости населения, прежде всего выпускников средних специальных и высших учебных заведений, обеспечение сбалансированности и развитие инфраструктуры рынка труда, сокращение уровня безработицы.

По результатам «Стратегии действий на 2017-2021 годы» по приоритетному направлению о повышении занятости населения были сделаны следующие действия:

1) Внедрена новая система, направленная на обеспечение занятости молодежи, решение её проблем, создана «Молодежная тетрадь».

2) Также запущена единая электронная платформа «уоэЫаМаЙап.ш», позволяющая осуществить цифровизацию системы, обеспечение прозрачности предоставляемых льгот молодежи и мониторинг работы на местах в три этапа.

Подытоживая всё вышеизложенное, можно сказать, изменения в мусульманском мире невозможны без изменения самого ислама. В то же время, общественная эволюция также влияет на ислам. Важно найти баланс между традицией и современностью.

379

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.