ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
Противодействие распространению экстремизма и терроризма
Мамытов Т. Б.
Мамытов Токон Болотбекович /Mamytov ^^п Bolotbekovich - кандидат политических наук, профессор, Кыргызско-Российский Славянский университет им. Б. Н. Ельцина, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: терроризм и экстремизм являются глобальной проблемой всего человечества в современное наше время. Эти два явления в определенной степени стимулируют напряжённость в межнациональных отношениях, которые сопровождаются межэтническими конфликтами, и на этой почве начинают появляться различные оппозиционные группы, пытающиеся добиться желаемого для них результата. В статье рассматриваются причины проявления терроризма и экстремизма, а также меры противодействия распространению этих явлений.
Ключевые слова: терроризм, экстремизм, идеология, джихадистское движение, насилие, террористические группировки.
УДК: 323.14/316.67
Глубина проблемы, связанной с распространением религиозно-мотивированного терроризма, кроется во многих факторах. Несомненно, исламистский экстремизм коренится отчасти в некоторых традициях исламской мысли. Воззрения современных адептов салафитского джихада базируются в том числе и на идеях, развивавшихся исламскими учеными и проповедниками еще во времена Средневековья и Нового времени. В то же время нельзя недооценивать среди факторов, способствовавших развитию современного джихадисткого движения, процессы, происходящие и за пределами мусульманского мира, а также внешние факторы, входящие в соприкосновение с исламским миром.
Терроризм в любых его проявлениях - феномен крайне сложный, неоднородный, многомерный и многоуровневый. Соответственно и борьба с этим феноменом должна вестись на различных уровнях. Терроризм, будучи явлением, не имеющим четких границ, постоянно находится в динамическом состоянии, меняясь и приспосабливаясь к новым условиям. Аналогичным образом должны меняться и способы противостояния экстремисткой угрозе.
В последние годы основные контртеррористические усилия мирового сообщества были сконцентрированы на противостоянии угрозам исламистского экстремизма и терроризма. Несмотря на то, что предпринимаемые меры принесли определенные успехи, экстремистские группировки продемонстрировали довольно высокий уровень устойчивости и выживания, приспосабливаясь к новым условиям. Будучи серьезно ослабленными в результате антитеррористических мероприятий, структуры типа «Аль-Каиды», ИГИЛ, Исламское движение Узбекистана, «Джабхат ан-Нусра» переключились на франчайзинговое распространение, прежде всего посредством Интернета своей идеологии среди группировок и отдельных личностей, придерживающихся салафитско-джихадистских взглядов.
Эффективная стратегия для противостояния глобальному джихадистскому движению и победы над ним должна обязательно включать в себя сложный комплекс оперативных, информационных, разведывательных, финансовых, политических, юридических и социальных инструментов. К комплексу «мер, направленных на ослабление религиозно мотивированного терроризма, следует отнести следующие шаги» [1, с. 16].
1) Прежде всего, необходимо активно противоборствовать идеологии глобального джихадизма. Это направление является самым важным в комплексе мер противостояния экстремизму и терроризму, выступающему под лозунгом религии.
2) Активно и эффективно разрушать связи - идеологические, логистические, финансовые и другие - между локальными экстремистскими и террористическими группировками, с одной стороны, и так называемым «глобальным джихадом» - с другой.
3) Крайне важным является лишать террористов «безопасных гаваней», где они могут получать убежища, возможности для перегруппировки сил, для рекрутирования и обучения новых боевиков. Естественными мерами борьбы с экстремизмом является пресечение финансовых потоков, подпитывающих джихадистское движение.
Тактические методы борьбы с террористами - силовые действия, блокирование финансовых и логистических возможностей, разрушение организационных структур и коммуникационных сетей терроризма, показывают свою эффективность. Однако нельзя не заметить, что эти действия, хоть и наносят
серьезный ущерб террористическим сетям, все же не затрагивают глубинных причин. Одни лишь силовые методы не могут быть действенными. «Для победы на фронте борьбы с терроризмом надо выиграть битву в тылу - за умы, людские и финансовые ресурсы. Необходимо работать над тем, чтобы не создавались условия, позволяющие террористам, какими бы идеями они ни прикрывались, вербовать новых сторонников своего преступного дела. Кроме специальных и социальных усилий, это потребует напряженной интеллектуальной и религиозной работы, межконфессионального движения, призванного определить истинные пути к вере, которое переубедит столько же новообращенных террористов, сколько силовые структуры смогут найти и уничтожить. Необходимы грамотные усилия, чтобы расшатать интеллектуальный фундамент этого движения и остановить приток новых террористов» [2, с. 494].
Угроза, которую несет человечеству религиозно мотивированный терроризм, не ограничивается одними лишь человеческими потерями. Не менее важной угрозой представляется порождаемой террористическими действиями климат взаимного подозрения и страха между различными конфессиями. В демократических странах терроризм углубляет этнические и религиозные границы. В недемократических государствах он способствует авторитарным силам. Когда это происходит, можно считать, что террористы выполнили одну из главных своих задач - трансформировать противостоящие им общества, манипулировать ими.
В настоящее время в Кыргызской Республике возникла необходимость создания и развития «мозговых центров». В задачу таких центров должно входить теоретическое, аналитическое изучение феноменов, связанных, так или иначе, с проблемами экстремизма и терроризма, а также выработка во взаимодействии с соответствующими государственными структурами идей и предложений, относящихся к практической плоскости. Правильное понимание истоков терроризма имеет огромное значение.
В частности, необходимо систематически исследовать психологию современных террористов, берущих на себя роль защитников истинного ислама. Если удастся выяснить, почему люди становятся террористами, какие социальные, политические, культурные, экономические и другие факторы способствуют распространению экстремизма и терроризма, если будет достигнуто понимание природы этих феноменов, то может быть определен более рациональный и точный подход к предупреждению терроризма и действенному противостоянию экстремизму.
Следует четко осознать, что «террористическая деятельность, несмотря на всю ее деструктивность и непосредственную опасность для человечества, - это лишь тактика борьбы, за которой стоит определенная идеология» [3, с. 6]. Война против терроризма на самом своем фундаментальном уровне является войной идей. И чтобы противостоять экстремизму на стратегическом уровне, необходимо организовать идеологическое сопротивление. Отсюда целью идеологического противостояния терроризму, выступающему под флагом исламской веры, является, прежде всего, делегитимизирование джихадистской идеологии и использование ее террористами, а также лишение экстремистов достаточного основания исламского политико-религиозного дискурса.
Большое значение имеет работа мусульманских авторов по разъяснению истинного отношения исламской религии к насилию, по объяснению моральных принципов исламского вероучения, несовместимого с логикой и действиями экстремистов, выступающих под зеленым знаменем. Чтобы бороться с экстремистским исламизмом, необходимо изучать ислам. «Только сам ислам может положить конец экстремизму, выступающему под флагом этой религии. Ислам будет таким, каким сделают его верующие - мусульмане» [4, с. 286]. По сути дела, только исламские авторы и духовные лидеры могут выносить суждения о том, чем в действительности являются экстремизм и терроризм, выступающие под знаменем мусульманской веры, - это сознательное извращение, заблуждение или норма.
Целесообразно разработать специальную программу «Ознакомления и изучения истинного ислама», направленную на противодействие религиозной радикализации. Эта программа должна содержать понимание того, что важным элементом противостояния террористической угрозе является борьба с культурой терроризма, лежащей в основе радикализма и экстремизма. В качестве одной из главных задач должно быть обозначено - лишение террористических группировок возможности использовать исламскую религию для оправдания насилия. В частности, осуществлять подготовку имамов в области борьбы с радикализацией с акцентом на изучение основ религиозных наук и путей реагирования на подстрекательскую идеологию радикальных группировок; дерадикализации и борьбы с экстремистской мыслью; перевод первоисточников ислама на кыргызский язык для демонстрации, как мусульманам, так и сторонникам других религий, что ислам является религией мира, терпимости, умеренности и т.д. Эта инициатива поможет создать новое поколение исламских проповедников и ученых, отстаивающих природу ислама как религии, основанной на умеренности, терпимости и толерантности.
Необходимо оказывать поддержку умеренным, либеральным силам в исламе. И с этой точки зрения особое значение приобретает изучение опыта борьбы с экстремистскими течениями в религии в тех государствах, где поощряется умеренный ислам. Следует изучать также и опыт противодействия
118
религиозному экстремизму тех мусульманских стран, где господствующим является фундаменталистское прочтение ислама [5].
Вышеуказанные меры способны лишь отчасти приостановить расползание экстремистских идей, но не выбить полностью из-под их ног религиозную почву.
Для решения проблем, связанных с религиозным экстремизмом и терроризмом, правительство и правоохранительные органы должны не только заниматься раскрытием террористических группировок и свершением правосудия, но и выявлять причины, порождающие терроризм внутри различных сообществ. Среди условий, способствующих распространению терроризма - конфликты, бедность, безработица, переменность социальных проблем, нарушение основополагающих прав человека и отсутствие верховенства закона.
Идеологи экстремизма умело используют реально существующие проблемы, с которыми сталкиваются люди, причем эти проблемы искусно акцентируются, иногда явно преувеличиваются, а зачастую и извращаются. Идет ли речь о коррумпированных чиновниках, о репрессиях по отношению к верующим, о политике Запада в отношении исламской веры и исламских государств и так далее.
Важным представляется еще одно обстоятельство - идеологии религиозного экстремизма необходимо противопоставить реальные идеалы, мораль, идеи, которые могут служить альтернативой для людей. Идейно-моральный же вакуум и попытки заместить его искусственно созданными и насаждаемыми идеологическими схемами не только не могут стать заслоном на пути вербовки экстремистами новых сторонников, но способны подтолкнуть молодежь в ряды джихадистов.
Какие бы меры противодействия религиозному экстремизму и терроризму ни предпринимались, следует отдавать себе отчет, что эти меры должны носить системный и долгосрочный характер, который никоим образом не обеспечивает непосредственного результата, а в перспективе даст значительный эффект.
Литература
1. МалашенкоА. Исламская альтернатива и исламский проект. М., 2006. С. 16.
2. Пени Дж., Залеси Э. Микротенденции: маленькие изменения, приводящие к большим переменам. М., 2009. С. 494.
3. АнтонянЮ. М. Терроризм: криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., 2986. С. 6.
4. Кардини Ф. Европа и ислам: история непонимания. Спб., 2007. С. 286.
5. [Электронный ресурс]. URL: bbcrussian.com. 21.03.2008.
Религиозный фундаментализм и его влияние на центральную Азию
Мамытов Т. Б.
Мамытов Токон Болотбекович /Матуо Токоп Бо1оАекоУ1ск - кандидат политических наук, профессор, Кыргызско-Российский Славянский университет им. Б. Н. Ельцина, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: главной идеей религиозного фундаментализма является возврат к истокам религии, жить по тем правилам и законам. Фундаментализм - это явление, присущее не только мусульманской религии, но и другим конфессиям, и представляет собой пример противоречий между достаточно консервативным массовым сознанием и слишком быстрыми изменениями окружающей действительности. В статье рассматривается влияние религиозного фундаментализма на Центральную Азию.
Ключевые слова: религиозный фундаментализм, радикализм, салафитский ислам, террористические группировки, центральноазиатский регион, религиозные течения.
УДК: 340.43/316 (04)
В нарождающемся «мире глобализации» линия фронта вскоре будет проходить между капитализмом и глобализованным исламским радикализмом. Первый - богатый и политически влиятельный, но испытывающий нехватку энергетических ресурсов, стоит за доступ к финансам, ресурсам и рынкам, необходимым для поддержания своего превосходства. Второй - бедный, управляемый автократическими монархиями или недемократическими режимами и наделенный большими природными богатствами, мечтает о халифате, где будет воплощен в жизнь салафистский ислам, и возвращено его былое величие.
При обсуждении угроз, связанных с ростом исламистского экстремизма и терроризма, необходимо различать, исламизм от ислама. Ислам - это религия и к ней следует относиться уважительно и с пониманием, отдавая должное мобилизующей силе этой религии, ее скрытным властным возможностям, упорству и теологической устойчивости.