ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Самохин И.С. УДК 172
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ПОДХОДА
К ИЗМЕРЕНИЮ ЭМОЦИЙ
Научная проблема, разрабатываемая в данной статье, - измерение таких характеристик эмоции, как интенсивность и тон ощущений (приятно / неприятно), включённых в предлагаемое автором понятие «эмотонности». Естественно-научный подход к изучению указанных характеристик рассматривается как наиболее предпочтительный. Обосновывается потенциальная ценность «эмота» (единицы измерения эмотонности) для специализированных сфер деятельности и межличностных отношений.
Ключевые слова: эмоции, эмот, эмотомер, измерение.
Samokhin I.S.
SOCIAL ADVANTAGES OF NATURAL SCIENCE APPROACH TO MEASUREMENT OF EMOTIONS
This article explores such emotional characteristics as intensity and emotional tone (pleasant / unpleasant), which form «emotionality» (the author's term, not to be confused with «emotionality»). Natural science approach to the measurement of these properties is regarded as the most preferable one. It is proposed to measure emotonality in «Emots», which is considered valuable for certain professional fields and interpersonal relations.
Key words: emotions, «Emot», «emometer», measurement.
Н ауку, особенно современную, часто называют антропоцентричной. В.В. Же-рихин объясняет это свойство естественным стремлением человека приручить собственное детище, чтобы оно могло удовлетворять изменчивые потребности своего создателя [Жерихин 2003]. По А.А. Романчуку и В.Н. Тельнову, антропоцентричность науки вытекает из соответствующего восприятия Вселенной (в гармонии с известным тезисом Протагора: «Человек есть мера всех вещей») [Romanchuk, Telnov 2000]. С точки зрения М. Хайдеггера, антропоцентричность характерна для науки Нового времени: на homo sapiens возлагается ответственность за существование предметных сфер бытия, ибо только он способен установить истину (путём эксперимента) [Хайдеггер 1993].
На наш взгляд, сосредоточенность на человеке, свойственная новейшей («пост-неклассической») науке, связана с двумя глобальными уроками - Первой и Второй мировыми войнами. Унеся миллионы жизней, они послужили мощным катализатором инстинкта самосохранения на уровне всего общества. Возведение себя в ранг высшей ценности стало для человека насущной, едва ли не биологической потребностью. Теми же вехами нашей истории во многом обусловлена другая черта современной науки -«эмоциоцентричность». Однако здесь дело не в смертоносности войн, а в причинённых ими страданиях, непривычных по силе, длительности, масштабу и глубине. Страх перед страданием как таковым сделался более интенсивным, более осознанным. То же самое произошло со стремлением к счастью. Ведь именно оно, счастье, являлось прямым антиподом недавнего ада: не работа мысли, не порыв души... Таким образом, эмоциональная сфера становится ядром новой картины мира - в частности, научной.
Во второй половине XX столетия появилось большое количество теорий, связанных с эмоциональностью. Их авторами были М.Б. Арнольд, Р.С. Лазарус, П.В. Симонов, Л. Фестингер, К. Изард, Р. Плучек, П.
Экман и многие другие. Деятельность этих учёных отражала интерес к проблеме и, что гораздо важнее, демонстрировала практическую значимость объекта исследования. У науки не осталось сомнений в огромном влиянии эмоций на здоровье, мыслительный фон и поведение человека. В 1990-м году Джон Мейер и Питер Сэловей ввели в научный обиход понятие «эмоциональный интеллект», обозначающее способность понимать и осознавать свои эмоции и эмоции других людей [Salovey, Mayer 1990]. Это качество часто считают важнее обычного, «неэмоционального» интеллекта, поскольку последний, как правило, не способствует гармоничным отношениям с окружающими и самим собой (временами даже мешает). К явлениям, указывающим на значимость эмоциональной сферы в глазах общества, следует также отнести широкое использование «эмотиконов» («смайликов») и распространение субкультуры эмо.
По нашим наблюдениям, люди уделяют неравное внимание различным характеристикам эмоции. Наиболее важным, безусловно, признаётся эмоциональный тон ощущений (приятный или неприятный). В качестве значимых дополнительных составляющих выступают интенсивность и длительность эмоции. Наименее актуальными параметрами представляются глубина (степень влияния на личность), структура (простая или составная природа) и модальность (индивидуальное свойство эмоции, в связи с которым она отделяется от других эмоций с аналогичным тоном ощущений, обычно получая собственное название: «печаль», «гнев», «стыд» и пр.).
Разработанная нами философская теория - тормоплесизм, - поддерживает эмо-циоцентричную картину мира и разделяет основной пункт вышеизложенной иерархии: доминирование дихотомии «приятно» / «неприятно» над другими аспектами эмоции. Тем не менее, мы выступаем за радикальное изменение существующего подхода к феномену эмоциональности.
В современном обществе преоблада-
ет идеалистическое отношение к эмоциям, важной гранью которого является вера в их неизмеримость посредством естественнонаучных методов. Неофициальная единица измерения удовольствия «гедон» (Hedon) рассматривается как юмористическая [Wikipedia], в то время как И. Бентам - английский мыслитель, чья философия породила данное понятие [Bentham 2005], - явно не согласился бы с подобной интерпретацией. По тормоплесизму, естественно-научное измерение эмоции осуществимо благодаря наличию у неё физиологической составляющей [Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002]. Любое ощущение, приятное или неприятное, неразрывно связано с определёнными процессами, происходящими в организме. В данном случае не имеет принципиального значения, что выступает причиной, а что - следствием; важна именно неразрывность субъективного ощущения и объективного процесса. Это говорит о теоретической возможности ввести и использовать универсальную единицу измерения «эмотонности». Под эмотонностью мы понимаем интенсивность эмоционального тона ощущений. Соответствующей единицей измерения будем считать «эмот» (с ударением на второй слог; условное обозначение - «Эм»).
Поскольку в эмотах измеряется тон ощущений, для практического вычисления эмотонности нужно выявить закономерность, имеющую прямое отношение именно к этой характеристике. Таким образом, требуется установить, какие физиологические изменения всегда коррелируют с удовольствием и только с удовольствием, а какие - всегда со страданием и только со страданием (к чему, по нашему мнению, наиболее тесно приблизились отечественные учёные В.А. Минкин и Н.Н. Николаенко [Минкин, Николаенко 2010]). Это позволит наглядно дифференцировать приятный и неприятный эмоциональный тон, что в тормоплесизме не менее важно, чем аналогичное разделение видов кровяного давления в медицине. При этом не следует разграничивать «при-
ятные» и «неприятные» эмоты с помощью положительных и отрицательных чисел соответственно. Такой метод отражает упрощённый, почти антинаучный взгляд на эмоциональную сферу, свойственный современному обществу: удовольствие = хорошо, страдание = плохо. Видимо, именно поэтому некоторые исследователи выступают против разделения эмоций на положительные и отрицательные в соответствии с одним-единственным критерием: тоном ощущений.
Так, по мнению Н.А. Зыряновой, вышеупомянутые прилагательные следует «присваивать» эмоциям «в зависимости от процессов взаимодействия субъектов с окружающей средой, от психологических, психических, экологических и других факторов» [Зырянова 2007]. К.С. Лисецкий подчёркивает, что любые сильные эмоции могут играть отрицательную роль: дезорганизовывать деятельность, ставить человека в неловкое положение, выдавая, например, его любовь к другому [Лисецкий 2006]. К. Изард предлагает разделять эмоциональные состояния на облегчающие конструктивное поведение и препятствующие такому поведению [Izard 1991]. Мы разделяем базовые эмоции на приятные и неприятные. Данная классификация представляется нам более удачной, поскольку тон ощущений почти любой фундаментальной эмоции неотделим от названия последней (так, радость всегда связана с удовольствием, а отвращение - со страданием). В то же время, предлагаемые нами лексемы не содержат нравственной оценки. «Приятный» эмот и «неприятный» эмот мы предлагаем обозначать как 1 Эм (у) и 1 Эм (с) соответственно, где «у» - удовольствие, а «с» - страдание.
Следует отметить, что оперирование эмотами принесло бы значительную пользу специализированным сферам деятельности - в первую очередь, медицине: помогло бы составить более ясное представление о мучительности различных заболеваний, улучшило бы диагностику и профилактику многих психических расстройств (таких,
как паранойя, циклотимия, маниакально-депрессивный психоз), позволило бы точнее определять интенсивность физической боли у пациентов (для выяснения болевого порога, диагностики соматических нарушений, установления степени патологического процесса, принятия решения об использовании болеутоляющих средств).
Кроме того, единица измерения эмо-тонности представляла бы значительную ценность и для других специализированных сфер. Психология получила бы новое средство познания внутреннего мира человека, результатом чего, скорее всего, стало бы появление более эффективных приёмов и методик. Социология смогла бы уточнить степень влияния условных индикаторов благополучия (например, богатства, общественного признания, успеха у противоположного пола) на реальное качество жизни - и, вероятно, внесла бы изменения в их усреднённую иерархию. Наконец, криминалистике представилась бы возможность усовершенствовать процедуру проверки на «детекторе лжи» (посредством учёта ещё одной психофизиологической характеристики).
На наш взгляд, сложно переоценить значение рассматриваемой единицы для межличностных отношений - особенно для тех, которые претендуют на длительность и / или плодотворность. Некоторым людям от природы свойствен низкий уровень эмпатии - так называемая «духовная глухота», отсутствие способности «воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков» [Rogers 1975: 2]. Окружающие склонны осуждать подобных индивидов - вслух или про себя, в глаза или заочно, пылко или с холодной иронией, но, как правило, с непоколебимым чувством собственной правоты. Общество не учитывает, что отсутствие эмпатии не говорит о злонравии или безразличии к чужим эмоциям; что это - не нежелание, а неумение. Кроме того, не принимается во внимание ещё одно важное обстоятельство: поскольку эмпатия - не моральное качество, а психологическая характеристика, её уро-
вень практически не поддаётся корректировке с помощью волевых усилий.
Нечуткий человек способен повышать свою коммуникативную компетенцию, читая книги по психологии и наблюдая за поведением людей в различных ситуациях. Благодаря энтузиазму и приметливости можно разработать удобоваримые в «тепличных» условиях схемы общения. Однако серьёзный дефект внутреннего «камертона» не позволит ощутить важные нюансы в настроении собеседника, что грозит обернуться неприятными эмоциями и коммуникативным провалом. Так, человек, страдающий физической глухотой, может научиться читать по губам - но у него не получится полноценно воспринимать оттенки, передаваемые просодическими средствами (тоном, интонацией, общей тембровой окраской). Кроме того, ему придётся фокусироваться на движениях губ собеседника, а тому - на чёткости собственной дикции. Подобные нюансы не способствуют комфортному общению. Тем не менее, люди не осуждают физическую глухоту - но не потому, что это недуг, а потому, что дискомфорт, причиняемый «здоровому» обществу глухими, относительно невелик. Алкоголики и наркоманы вызывают совершенно другую реакцию, хотя часто являются жертвами серьёзной генетической предрасположенности. В таком же положении находятся люди, лишённые способности к эмпатии. Если нечуткий человек, несмотря на все усилия, продолжает смущать и раздражать окружающих, те не прерывают своего осуждения. Общество - не философ, оно поклоняется результату.
Разовьём аналогию между физической и духовной глухотой. При бессилии медикаментов первая предполагает использование специального устройства - слухового аппарата. Единица измерения эмотонности позволила бы разработать прибор, обостряющий духовный слух - причём не только у нечутких индивидов, но и у всего общества. Ведь большинство людей обладают средним уровнем эмпатии, то есть время от времени пропускают или неверно интерпретиру-
ют элементы эмоциональной информации [Мегедь 2005]. Редкие огрехи, связанные с восприятием звука (ослышки и «недослышки»), не требуют вмешательства электроники: обычно достаточно переспроса и повторения. При этом раздражения, как правило, не возникает, а иная ослышка может даже повеселить обоих собеседников (из личного опыта: восприятие фразы «Внуков увижу» как «Фундук выложу»). Что же касается вслушивания в эмоции, человек чаще всего не узнаёт о своих коммуникативных промахах. Партнёр по общению может скрывать собственные эмоциональные реакции по разным причинам: из чувства такта, из прагматических соображений или, например, повинуясь национальному поведенческому стереотипу (keep smiling). Также собеседник может ничего не вуалировать, но быть ярко выраженным флегматиком и интровертом. В таком случае эмоции будут очень слабо выражены в поведении и, следовательно, с трудом воспринимаемы другой стороной. Встречаются и совсем экзотические факторы, вроде псевдобульбарного синдрома, нарушающего связь между тоном эмоций и их внешним проявлением (например, патологический смех на фоне грусти) [Ярош 1985]. Для глубокого вникания в чужие внутренние миры при столь обильных помехах нужно быть мастером эмпатии, а это, как уже говорилось, дано далеко не каждому.
Прибор, измеряющий эмоции (назовём его «эмотомером»), отображает состояние того индивида, к которому он прикреплён. Если такое устройство будет на видном месте, - например, на лбу, - у каждого человека, мы сможем общаться друг с другом более эффективно. Наглядная информация о текущем настроении собеседника поможет Вам определиться с первым этапом коммуникативного акта. Затем следует проследить за изменениями эмотонности партнёра на фоне Ваших действий - и, скорее всего, отдать предпочтение тем действиям, которые приносят ему больше удовольствия или меньше страдания. С помощью эмотомера можно лучше познать себя и других, выработать
эффективный стиль общения как с отдельными людьми, так и с обществом в целом.
Например, если Вы видите, что у собеседника не прибавилось «приятных» эмо-тов от Вашей шутки, это может означать, что шутка несмешная, что неудачно выбран момент, что собеседник не в настроении, что у него нет чувства юмора, что он просто не расслышал... Если же Ваши остроты не «греют» ничей эмотомер, это, очевидно, говорит о том, что социум не принимает Вашего остроумия. Наверное, в таком случае Вы не обладаете даром смешить - и Вам не следует делать юмор основой своих взаимоотношений с окружающими. Без прибора люди, скорее всего, скрывали бы прохладное отношение к Вашим шуткам, любя их автора за другие качества. За те, на которые Вы, вероятно, даже не обращаете внимания, а напрасно: ведь именно на них Вам желательно опираться в процессе общения. Таким образом, эмотомер позволяет не только лучше понять состояние партнёра, но и сформировать более правильную самооценку.
Неверно думать, что эмотомер служит бездушному препарированию внутреннего мира человека. Во-первых, следует иметь в виду, что данный прибор затрагивает не всю личность, а только её эмоциональную сферу. Во-вторых, измеряются всего лишь две характеристики эмоции: интенсивность и тон ощущений. Не показаны модальность, глубина, структура эмоций, их причины, связь с текущим поведением, сопутствующие им мысли и т.д. С помощью эмотомера можно выносить косвенные суждения об этих важных параметрах, не более того. Таким образом, он не отменяет творческого подхода к общению, а облегчает его в самой необходимой степени, помогая избежать серьёзных коммуникативных травм. Ведь часы не убивают загадочность времени, верстовые столбы - романтику расстояния, а градусник - очарование погоды.
Итак, настоящее исследование позволило нам прийти к следующим выводам.
Введение универсальной единицы измерения эмотонности (эмота) теоретиче-
ски возможно благодаря неразрывной связи между эмоциональным тоном ощущений («приятно» / «неприятно») и объективными физиологическими процессами.
Для вычисления эмотонности на практике необходимо установить, какие физиологические изменения всегда коррелируют с удовольствием и только с удовольствием, а какие - всегда со страданием и только со страданием.
Практическая значимость эмота заключается в его потенциальной ценности для отдельных специализированных сфер
человеческой деятельности (медицины, психологии, социологии, криминалистики) и межличностных отношений.
Прибор, измеряющий и отображающий удовольствие и неудовольствие, рассматривается нами в качестве технической основы тормоплесиче-ского строя. Наличие высокоточных сведений об эмотонной разнице индивида (преобладании в его жизни приятных или неприятных ощущений) позволит осуществлять компенсацию преобладающих эмоциональных состояний. Этому будет посвящён наш следующий доклад.
Литература
Жерихин, В.В. Размышления о палеонтологии // Избранные труды по палеоэкологии и филоценогенетике. - М. - Т-во научных изданий КМК. - 2003. - С. 92 - 97.
Зырянова, Н.А. Эмоции как объект лингвопсихологического исследования. - 2007. -URL: www.acis.vis.ru/8/1/1_7/zirianova.htm
Лисецкий, К.С. Психокосметология: теория и практика. - Самара. - «Универс групп».
- 2006. - 138 с.
Мегедь, В.В. Типы и эмпатия // Психология и соционика межличностных отношений.
- Киев. - Издательство Международного института соционики. - № 5 (29) 2005. - С. 18 -20.
Минкин, В.А., Николаенко Н.Н. Информационно-статистические параметры виброизображения как базовые элементы расчёта любых эмоциональных состояний // Труды 18-й Международной научно-технической конференции «Современное телевидение». - М. -2010. - URL: http://www.elsys.ru/downloads/reports/ModernTV2010.pdf
Оксфордский толковый словарь общей медицины. - 2002. - URL: http://vocabulary.ru/ dictionary/480/
Хайдеггер, М. Наука и осмысление // Время и бытие. - М. - «Республика». - 1993. - С. 238 - 253.
Ярош, А.А. Нервные болезни. - Киев. - «Вища школа». - 1985. - 463 с. Bentham, J. An Introduction to the Principles of Morals and Legislation. - Boston. -Adamant Media Corporation. - 2005. - 457 p.
Izard, C.E. The psychology of emotions. - N.Y. - "Plenum Press". - 1991. Rogers, C.R. Empatic: an unappreciated way of being // The Counseling Psychologist. - V. 5, N. 2 1975. - P. 2 - 10.
Romanchuk, A.A., Telnov V.N. The «Fengliu» in Theoretical Archaeology: A Phenomenology of Landscape by Christopher Tilley: A View from the East // STRATUM plus. - № 2 2000. - P. 595 - 601.
Salovey, P., Mayer J.D. Emotional intelligence // Imagination, Cognition and Personality. -№. 9 1990. - P. 185 - 211.
Wikipedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_humorous_units_of_measurement