Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗДОРОВЬЕ У СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ И СТУДЕНТОВ, НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ'

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗДОРОВЬЕ У СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ И СТУДЕНТОВ, НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
67
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ЗДОРОВЬЕ / СПОРТСМЕНЫ / СПОРТ / АКТИВНОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / АССОЦИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Звонова Е.В., Серякова С.Б., Керимова И.А., Артюшкина Т.В.

Цель исследования - содержание и структура социальных представлений о здоровье у студентов, связавших свое будущее с профессиональным спортом, и у студентов, не занимающихся спортом. Методика и организация исследования. Методологией исследования выступили основные положения французской социальной психологии о феномене социальных представлений и их функций в жизни людей и общества (С. Московиси), а также положения о структуре социальных представлений (Ж.К. Абрик). Методами исследования выступили опросник SF-36 Health Status Survey и методика изучения структуры и содержания социальных представлений П. Вержеса. В исследовании приняли участие 56 студентов в возрасте от 20 до 24 лет, из них 29 человек профессионально занимаются спортом и 27 человек спортом не занимаются. Результаты исследования и выводы. Результаты проведенного опроса показали, что студенты-спортсмены имеют полные, научно обоснованные и системные знания о здоровье, о требованиях здоровьесберегающих условий и принципах здорового образа жизни. Однако изучение данных прототипического анализа показало, что для спортсменов здоровье рассматривается как условие успешности спортивной деятельности, обеспечивающее высокий уровень физических возможностей. Такой «инструментальный» подход подводит к тому, что профессиональные спортсмены рассматривают здоровье не как важнейшую ценность, а как базовое условие спортивных достижений и успехов в карьере. Студенты, участники исследования, не занимающиеся профессиональным спортом, имеют плохо структурированные знания о сути здорового образа жизни, склонны давать стереотипные ответы. Однако, их социальные представления рассматривают здоровье как необходимое условие счастливой жизни, связаны с активностью и общим благополучием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Звонова Е.В., Серякова С.Б., Керимова И.А., Артюшкина Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL REPRESENTATIONS OF HEALTH AMONG STUDENTS-ATHLETES AND STUDENTS NOT INVOLVED IN SPORTS

Objective of the study is the content and structure of social ideas about health among students who have linked their future with professional sports, and among students who do not go in for sports. Methods and structure of the study. The research methodology was based on the main provisions of French social psychology on the phenomenon of social representations and their functions in the life of people and society (S. Moskovisi), as well as provisions on the structure of social representations (J.K. Abrik). The research methods were the SF-36 Health Status Survey Questionnaire and the methodology for studying the structure and content of social representations by P. Vergès. The study involved 56 students aged 20 to 24 years, of which 29 people are professionally involved in sports and 27 people are not involved in sports. Results and conclusions. The results of the survey showed that student-athletes have complete, evidence-based and systemic knowledge about health, about the requirements of health-saving conditions and the principles of a healthy lifestyle. However, the study of the prototype analysis data showed that for athletes, health is considered as a condition for the success of sports activities, providing a high level of physical capabilities. Such an “instrumental” approach leads to the fact that professional athletes consider health not as the most important value, but as a basic condition for sports achievements and career success. Students, participants of the study who are not involved in professional sports, have poorly structured knowledge about the essence of a healthy lifestyle, tend to give stereotypical answers. However, their social representations consider health as a necessary condition for a happy life, associated with activity and general well-being.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗДОРОВЬЕ У СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ И СТУДЕНТОВ, НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ»

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗДОРОВЬЕ У СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ И СТУДЕНТОВ, НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

УДК/UDC 159.923:316.6

Поступила в редакцию 29.07.2022 г.

Информация для связи с автором: zevreturn@yandex.ru

Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Звонова1 Доктор педагогических наук, профессор С.Б. Серякова1 Кандидат психологических наук, доцент И.А. Керимова1 Т.В. Артюшкина2

1Московский педагогический государственный университет, Москва 2Фитнес-клуб С.С.С.Р., Москва

SOCIAL REPRESENTATIONS OF HEALTH AMONG STUDENTS-ATHLETES AND STUDENTS NOT INVOLVED IN SPORTS

PhD, Associate Professor E.V. Zvonova1 Dr. Hab., Professor S.B. Seryakova1 PhD, Associate Professor I.A. Kerimova1 T.V. Artyushkina2

1 Moscow Pedagogical State University, Moscow 2Fitness club S.S.S.R., Moscow

Аннотация

Цель исследования - содержание и структура социальных представлений о здоровье у студентов, связавших свое будущее с профессиональным спортом, и у студентов, не занимающихся спортом.

Методика и организация исследования. Методологией исследования выступили основные положения французской социальной психологии о феномене социальных представлений и их функций в жизни людей и общества (С. Московиси), а также положения о структуре социальных представлений (Ж.К. Абрик). Методами исследования выступили опросник SF-36 Health Status Survey и методика изучения структуры и содержания социальных представлений П. Вержеса. В исследовании приняли участие 56 студентов в возрасте от 20 до 24 лет, из них 29 человек профессионально занимаются спортом и 27 человек спортом не занимаются.

Результаты исследования и выводы. Результаты проведенного опроса показали, что студенты-спортсмены имеют полные, научно обоснованные и системные знания о здоровье, о требованиях здоровьесберегающих условий и принципах здорового образа жизни. Однако изучение данных прототипи-ческого анализа показало, что для спортсменов здоровье рассматривается как условие успешности спортивной деятельности, обеспечивающее высокий уровень физических возможностей. Такой «инструментальный» подход подводит к тому, что профессиональные спортсмены рассматривают здоровье не как важнейшую ценность, а как базовое условие спортивных достижений и успехов в карьере. Студенты, участники исследования, не занимающиеся профессиональным спортом, имеют плохо структурированные знания о сути здорового образа жизни, склонны давать стереотипные ответы. Однако, их социальные представления рассматривают здоровье как необходимое условие счастливой жизни, связаны с активностью и общим благополучием.

Ключевые слова: социальные представления, здоровье, спортсмены, спорт, активность, здоровый образ жизни, ассоциация.

Abstract

Objective of the study is the content and structure of social ideas about health among students who have linked their future with professional sports, and among students who do not go in for sports.

Methods and structure of the study. The research methodology was based on the main provisions of French social psychology on the phenomenon of social representations and their functions in the life of people and society (S. Moskovisi), as well as provisions on the structure of social representations (J.K. Abrik). The research methods were the SF-36 Health Status Survey Questionnaire and the methodology for studying the structure and content of social representations by P. Verges. The study involved 56 students aged 20 to 24 years, of which 29 people are professionally involved in sports and 27 people are not involved in sports. Results and conclusions. The results of the survey showed that student-athletes have complete, evidence-based and systemic knowledge about health, about the requirements of health-saving conditions and the principles of a healthy lifestyle. However, the study of the prototype analysis data showed that for athletes, health is considered as a condition for the success of sports activities, providing a high level of physical capabilities. Such an "instrumental" approach leads to the fact that professional athletes consider health not as the most important value, but as a basic condition for sports achievements and career success. Students, participants of the study who are not involved in professional sports, have poorly structured knowledge about the essence of a healthy lifestyle, tend to give stereotypical answers. However, their social representations consider health as a necessary condition for a happy life, associated with activity and general well-being.

Keywords: social representations, health, athletes, sports, activity, healthy lifestyle, association.

Введение. Профессиональный спорт, призванный создавать социальный образец здоровья, к сожалению, в последние годы демонстрирует полное пренебрежение к вопросам сохранения здоровья спортсменов-профессионалов. Спортсмены нацелены на достижение высоких спортивных результатов и не всегда обращают внимание на действия, которые потенциально могут нанести непоправимый вред их здоро-

вью. Между содержанием представлений о здоровье и профессиональным спортом ширится смысловая дистанция, образ спорта перестает выполнять свою социальную функцию.

Социальные представления отражают контекст, в котором конструируется информационная масса, отражающая то, что рассматривается как здравый смысл, выступая в качестве определенных регуляторов поведения человека, а также

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

IS CL ' -о с

га

^

о

(U .с Н

функционирования общества в целом [2]. Теоретическую базу данного исследования составили: содержательное определение феномена социальных представлений в жизни людей С. Московиси [6]; необходимые для конструирования социальных представлений факторы, выделенные в исследованиях Т. П. Емельяновой [3]; структура социальных представлений, выделенная Ж. К. Абриком [5]; характеристики исследования социальных представлений о здоровье И. Б. Бовиной [1].

Цель исследования - выявление социальных представлений спортсменов и людей, не занимающихся спортом, о здоровье; выявление структуры, содержания и качественных характеристик представлений о здоровье указанных групп респондентов.

Методика и организация исследования. В научном эксперименте приняли участие 56 человек, студенты мужского пола. 29 человек профессионально занимаются спортом (циклического и ациклического видов), они учатся на факультетах, занимающихся подготовкой специалистов в области физической культуры и спорта, и планируют свою профессиональную карьеру в спорте. Студенты второй группы (27 человек) профессиональным спортом не занимаются, планируют свою профессиональную карьеру в разных областях, далеких от спорта. Возраст участников составил от 20 до 24 лет.

В исследовании были использованы опросник SF-36 Health Status Survey) [8], адаптированный в Институте клинико-фармакологических исследований г. Санкт-Петербурга [4], и методика изучения структуры и содержания социальных представлений П. Вержеса [7].

Результаты исследования и их обсуждение. Полученные результаты опроса SF-36 Health Status Survey обработаны при помощи метода вариационной статистики, которая позволяет в полной мере вычислить необходимые параметры для определения достоверной значимости результатов исследования. В каждой из групп для всех признаков вычислялись: средняя арифметическая (М); средняя ошибка средней арифметической (m); коэффициент достоверности существенной разности (t); вероятность ошибки (p).

Результаты проведения теста SF-36-S позволяют говорить о значительной разнице между восприятием спорта, оценки собственного здоровья и качеством жизни у спортсменов и студентов, которые спортом не занимаются.

Статистический анализ, проведенный с помощью U-критерия Манна-Уитни (при p = 0,05), показал:

- спортсмены на уровне значимой статистической разницы демонстрируют системные, научно обоснованные знания о здоровье, оценивают положительное влияние занятий спортом не только на физическое, но и на эмоциональное состояние; спортсмены более, чем люди, не занимающие спортом,

Таблица 1. Структурный статус элементов социального представления студентов-спортсменов о здоровье

Частота ассоциации Средний ранг ассоциации

Менее 3,65 Более или равен 3,65

Более или равна 18 «счастье» (23; 4,5) «достижение» (23; 2,3) «тело» (20; 2,87) «цель» (16; 2,69) «иммунитет» (10; 3,06) «жизнь» (22; 2,80) «молодость» (16; 2,57) «активность» (3; 3,67) «организм» (8; 3,88) «соревнование» (12; 4,67) «люди» (13; 3,92)

Менее 18 «тренировки» (17; 2,29) «стремление» (8; 3,25) «медаль» (16; 3,19) «спортивный» (15; 3,07) «сильный» (9; 3,56) «самочувствие» (12; 4,67) «реабилитация» (8; 4,75) «врачи» (13; 3,92)

склонны считать, что занятия спортом формируют устойчивую положительную оценку собственных возможностей;

- студенты, которые не занимаются спортом, показали статистически более низкий уровень знаний о здоровье и здоровом образе жизни;

- спортсмены считают, что спорт делает их более устойчивыми к физическим и психоэмоциональным нагрузкам.

Все участники исследования считают, что занятия спортом положительно влияют на показатели качества жизни, значимая статистическая разница отсутствует.

Была проведена методика изучения структуры и содержания социальных представлений П. Вержеса. Анализ данных прототипического анализа ассоциаций, приведенных студентами-спортсменами на слово «здоровье», показал, что в число элементов ядра представления о здоровье вошли следующие ассоциации: «счастье» (23; 4,5), «достижение» (23; 2,з), «тело» (20; 2,87), «цель» (16; 2,69), «иммунитет» (10; 3,06), «жизнь» (22; 2,80), «молодость» (16; 2,57).

Собственно периферическая система представлений о здоровье образована такими понятиями, как «самочувствие» (12; 4,67), «реабилитация» (8; 4,75), «врачи» (13; 3,92). В потенциальную зону изменений вошли «тренировки» (17; 2,29) «стремление» (8; 3,25), «медаль» (16; 3,19), «спортивный» (15; 3,07), «сильный» (9; 3,56).

В табл. 1 представлены ассоциации, образующие ядро и периферию представлений о здоровье у студентов-спортсменов с указанием их среднего ранга и частоты встречаемости.

Анализ данных прототипического анализа ассоциаций, приведенных студентами, не занимающимися профессиональным спортом, на слово «здоровье», показал, что в число элементов ядра представления о здоровье вошли следующие ассоциации: «красота» (20; 3,07), «тренировки» (5; 2,47), «диета» (2; 2,59), «организм» (12; 1,93), «благополучие» (9; 3,61), «лечение» (21; 2,17), «стремление» (3; 3,64), «дисциплина» (6; 2,98). Собственно периферическая система социальных представлений о здоровье у людей, не занимающихся профессиональным спортом, представлена такими понятиями, как «активность» (24; 4,08), «отдых» (19; 4,16), «природа» (26; 3,85), «фитнес» (21; 3,90). В потенциальную зону изменений вошли слова: «движение» (24; 3,63), «еда» (20; 3,09).

В табл. 2 представлены ассоциации, образующие ядро и периферию представлений о здоровье у студентов, не занимающихся профессиональным спортом, с указанием их среднего ранга и частоты встречаемости.

Для спортсменов здоровье имеет тесную связь со спортивной деятельностью, ассоциируется с высоким уровнем физических возможностей, с достижениями. Социальные представления о здоровье людей, не занимающихся спортом, связаны с активностью и здоровым образом жизни.

Выводы. Проведенное исследование позволяет утверждать, что студенты-спортсмены хорошо представляют себе позитив-

Таблица 2. Структурный статус элементов социального представления о здоровье у студентов, не занимающихся спортом

Частота ассоциации Средний ранг ассоциации

Менее 3,66 Более или равен 3,66

Более или равна 27 «красота» (20; 3,07) «тренировки» (5; 2,47) «диета» (2; 2,59) «организм» (12; 1,93) «благополучие» (9; 3,61) «лечение» (21; 2,17) «стремление» (3; 3,64) «дисциплина» (6; 2,98) «активный» (23; 3,78) «целеустремленный» (27; 3,96) «человек» (29; 3,97) «образ» (12; 4,03) «организм» (68; 3,99) «иммунитет» (30; 3,87) «тело» (10; 3,74)

Менее 27 «движение» (24; 3,63) «еда» (20; 3,09) «активность» (24; 4,08) «отдых» (19; 4,16) «природа» (26; 3,85) «фитнес» (21; 3,90)

62

http://www.teoriya.ru

№12 • 2022 Декабрь | December

ное воздействие спорта на качество жизни, высоко оценивают роль здоровья в собственной жизни. Однако на смысловом уровне спортсмены относятся к здоровью как к средству, обеспечивающему достижения поставленных жизненных целей. Такой «инструментальный» подход существенно снижает ценностное наполнение понятия «здоровье», что может приводить к ситуативным, потенциально ошибочным формам поведения.

Студенты, не занимающиеся профессиональным спортом, рассматривают здоровье как самостоятельную ценность, необходимый атрибут счастливой и полноценной жизни.

Литература

1. Бовина И. Б. Социальная психология здоровья и болезни / И. Б. Бовина. - М.: Аспект пресс, 2008. - 263 с.

2. Донцов А. И. Концепция социальных представлений в современной французской психологии / А. И. Донцов, Т. П. Емельянова. -М.: Изд-во МГУ, 1987. - 294 с.

3. Емельянова Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества / Т. П. Емельянова. - М.: Институт психологии РАН, 2006. - 230 с.

4. Новик А. А. Оценка качества жизни больного в медицине / А. А. Новик, С. А. Матвеев, Т. И. Ионова // Клиническая медицина. - 2000. -Т. 78. - № 2. - С. 10-13.

References

1. Bovina I.B. Sotsialnaya psikhologiya zdorovya i bolezni [The social psychology of health and illness]. Moscow: Aspect Press publ., 2008. 263 p.

2. Dontsov A.I., Emelyanova T.P. Koncepcija socialnyh predstavleniy v sovremennoj francuzskoy psihologii [The concept of social representations in modern French psychology]. Moscow: MGU publ., 1987. 294 p.

3. Emelyanova T.P. Konstruirovanie socialnyh predstavlenij v uslovijah transformacii rossijskogo obshhestva [Constructing social perceptions in the context of the Russian Society Transformation]. Moscow: Institut psikhologii RAN publ., 2006. 230 p.

4. Novik A.A., Matveyev S.A., lonova T.I. Otsenka kachestva zhizni bol-nogo v meditsine [Assessment of the quality of life of the patient in medicine]. Klinicheskaya meditsina. 2000. Vol. 78. No. 2. pp. 10-13.

5. Abric J.C. A structural approach to social representations. In: Representations of the social: Bridging theoretical traditions / Ed. By K. Deaux, G. Philogene. Oxford: Blackwell Publishers, 2001. pp. 42-47.

6. Moscovici S. Social Representations. Explorations in Social Psychology. Cambridge, UK: Polity Press, 2000. 313 p.

7. Vergès P. L'Evocation de l'argent: une méthode pour la définition du noyau central d'une representation. Bulletin de psychologie. 1992. T. XLV. No. 405. pp. 203-209.

8. Ware J.E., Snow K.K., Kosinski M., Gandek B. SF-36 Health Survey. Manual and interpretation guide. Boston, Mass.: The Health Institute, New England Medical Center. 1993. 316 p.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Р.А. Муслимов1

1Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, г. Тюмень

УДМ^С 796.052.244

Ключевые слова: полиция, дистанционное обучение, физическая подготовка, боевые приемы борьбы, пандемия.

Введение. Физическая подготовка сотрудников полиции организуется и проводится с целью формирования готовности сотрудников к выполнению задач оперативно-служебной деятельности с использованием физической силы, в том числе и боевых приемов борьбы [1]. Однако в настоящее время одним из факторов, осложняющих физическую подготовку сотрудников полиции является возможность возникновения неблагоприятной эпидемиологической обстановки и необходимости перехода на дистанционный формат обучения [2]. В этой связи актуальной становится разработка дистанционной образовательной технологии, позволяющей организовать и проводить учебно-тренировочный процесс физической подготовки в дистанционном формате.

Цель исследования - разработка электронного учебного издания (далее, электронный учебник) по физической подготовке для его использования в дистанционном обучении сотрудников полиции.

Методика и организация исследования. Исследование было проведено в период с апреля 2021 г. по март 2022 г. на базе Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД. Разработанный электронный учебник использовался в рамках реализации дистанционной формы освоения дисциплины «Физическая подготовка» программы профессиональной подготовки в период пандемии.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования разработан электронный учебник по физической подготовке сотрудников полиции. В электронном учебнике представлены: видеофрагменты техники боевых приемов борьбы; основные физические упражнения; ошибки, возника-

DEVELOPMENT OF AN ELECTRONIC TEXTBOOK FOR REMOTE PHYSICAL TRAINING OF POLICE STAFF

R.A. Muslimov1

1Tyumen Advanced Training Institute of the MIA of Russia, Tyumen

Поступила в редакцию 02.11.2022 г.

ющие при выполнении упражнений и приемов и способы их устранения; представлены требования к уровню физической подготовленности сотрудников; дополнительная литература по физической подготовке сотрудников полиции. В процессе обучения сотрудники постоянно контактировали с преподавателем: отправляли видеофрагменты выполнения приемов и физических упражнений. Преподаватель указывал на ошибки в технике выполнения и корректировал их самостоятельную подготовку. Фактически использование электронного учебника позволило реализовать индивидуально-дифференцированный подход к обучению. В конце периода обучения было выявлено, что представители ЭГ уверенно владеют навыками приемов борьбы.

Вывод. Электронный учебник не может полностью заменить практические занятия очного формата обучения. Однако результаты исследования выявили эффективность его использования для организации и проведения дистанционной физической подготовки. Основным условием эффективности использования электронного учебника является наличие у сотрудников высокой мотивации к занятиям, стремление овладеть техникой боевых приемов борьбы.

Литература

1. Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 1.07.2017 г. №450. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.06.2019). - Текст: электронный.

2. Троян Е.И. Проблемы и перспективы развития дистанционной самостоятельной физической подготовки сотрудников полиции // Сборник научных трудов Межведомственной научно-практической конференции Актуальные проблемы психологической работы и профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел и силовых структур. Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. 2021. С. 572-576.

Информация для связи с автором: 892226666@maH.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.