Научная статья на тему 'Социальные представления о счастье у молодежи'

Социальные представления о счастье у молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3081
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лейфрид Наталья Валерьевна

The article deals with the main results got from young people about social idea of happiness. You can find associations on the word «happiness»', description of general idea of happiness and in different aspects in the life of young people. A conducted research allows to make some assumptions. They may be a basis of other articles in this field.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные представления о счастье у молодежи»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2009. № 1. С. 30-35. © Н.В. Лейфрид, 2009

УДК 316.37

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЧАСТЬЕ У МОЛОДЕЖИ

Н.В. Лейфрид

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

The article deals with the main results got from young people about social idea of happiness. You can find associations on the word «happiness»', description of general idea of happiness and in different aspects in the life of young people. A conducted research allows to make some assumptions. They may be a basis of other articles in this field.

В современной социальной психологии и психологии личности всё чаще объектом исследования выступают социальные представления о различных явлениях действительности: о нравственности, благополучии, об успехе и успешном человеке, об интуиции, об интеллектуальной личности и т. д. [1, 3, 4, 10,

11, 13]. На наш взгляд, интерес к исследованию социальных представлений обусловлен уже и тем, что С. Московичи вкладывает в содержание этого понятия.

Согласно взглядам С. Московичи, социальные представления - это любые формы убеждений, идеологических взглядов, знаний, включая науку. Являясь формой познания социальной действительности, они обуславливают то, как человек будет воспринимать различные явления и факты, делать выводы, понимать, вспоминать, придавать смысл вещам и объяснять личностную ситуацию.

В своей теории С. Московичи сравнивает социальные представления с теориями, которые позволяют упорядочивать и классифицировать различные факты, объекты, людей, описывать их свойства, объяснять их чувства, действия [8]. Таким образом, изучение социальных представлений позволяет исследователю понять содержание «обыденного повседневного мышления», определить диапазон возможных толкований понятий, специфику интерпретации человеком социальной реальности.

Изучая социальные представления отдельных личностей, мы может выйти на уровень группового мышления. Это обусловлено тем, что формирование социальных представлений происходит в группе в процессе постоянного взаимодействия ее членов. В процессе общения люди приобретают общий репертуар интерпретаций, объяснений, правил и процедур, которые могут применять в

повседневной жизни, и доступные всем речевые выражения.

Для определения роли социальных представлений в жизни конкретного индивида и группы мы систематизировали их основные функции, называемые различными авторами:

1) социальные представления являются инструментом познания социального мира -их роль здесь аналогична роли обычных категорий, посредством которых индивид описывает, классифицирует, объясняет события;

2) они опосредуют и детерминируют поведение - способствуют направлению коммуникации в группе, обозначению ценностей, регулирующих поведение;

3) социальные представления являются средством адаптации новой информации и совершающихся событий к уже имеющимся, тем самым способствуя сохранению сложившейся картины мира, стабильности и устойчивости индивидуальной и групповой структуры сознания;

4) они являются основой для интерпретации фактов (реальности) и обеспечивают их включение в существующую у индивида картину мира;

5) социальные представления обеспечивают смысловой синтез;

6) они регулируют поведение личности в группе.

Таким образом, исследуя представления, мы имеем возможность соединить убеждения людей и реальную действительность.

Наш интерес связан с изучением социальных представлений о счастье и счастливом человеке у молодежи.

В Толковом словаре русского языка в первом случае счастье определяется как чувство и состояние полного, высшего удовлетворения, а во втором - как успех, удача [9].

В Философском энциклопедическом словаре счастье также определяется как состояние полного, высшего удовлетворения, абсолютного отсутствия желаний, идеал, осуществить который стремятся путем разумного и совместного действия [12]. При этом подчеркивается один существенный момент, который является важным для нас и помогает нам грамотно проинтерпретировать полученные результаты. А именно - тот факт, что чувство счастья человека зависит не от достижения определенных благ, а от внутренней способности человека быть счастливым.

На этот аспект обращает внимание и Е.П. Ильин в своей книге «Эмоции и чувства». Так, по его мнению, счастье является сложным, имеющим когнитивный и эмоциональный компоненты понятием. Оно отражает оценку субъектом своего существования, отношение к себе как счастливому или несчастному человеку [6].

М. Аргайл определяет счастье как осознание человеком удовлетворенности своей жизнью или как частоту и интенсивность позитивных эмоций [2].

Утверждение Е.П. Ильина о том, что нет четких и единых для всех людей критериев счастья, привело нас к идее исследования социальных представлений о данном феномене.

Целью нашего исследования явилось изучение представлений о счастье у молодежи.

Выборку составили испытуемые от 17 до 21 года, всего 103 человека. Критериями для отбора испытуемых послужили возраст, национальная принадлежность, место проживания.

Для нивелирования влияния таких социальных факторов, как место проживания и национальная принадлежность, а также специфика менталитета, в нашем исследовании принимали участие только русские, длительное время проживающие на территории Российской Федерации. Такая наша позиция обусловлена тем, что представления о счастье у русского человека имеют определенные национальные корни, обусловленные русской ментальностью, а именно: склонностью русского человека к мечтательности и фантазерству, его увлеченностью размышлениями о желательном и идеальном, пылкой игрой воображения, ожиданием чуда и чего-то необычного.

Данная возрастная категория была выбрана нами потому, что именно в этот период человек стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе и другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек сознательно ищет свое место среди категорий добра и зла.

Для достижения поставленной цели мы применили метод незаконченных предложений, а также составленную нами анкету.

Метод незаконченных предложений позволил нам выявить особенности представлений о счастье в целом, о счастье в различных сферах жизни: профессиональной, семейной, учебной, общественной и т. д., - а также получить описание образа счастливого человека.

На первом этапе испытуемым предлагалось назвать ассоциации со словом «счастье». Всего молодые люди назвали 123 ассоциации, которые отличаются многообразием, индивидуальностью, затрагивают различные сферы жизни. Из общего количества ответов 39 дескрипторов (37,8 %) встречаются в единичных случаях. Данный факт, на наш взгляд, говорит о том, что понятие «счастье» очень индивидуально и каждый вкладывает в него свое, сугубо личное значение. Наиболее часто встречающиеся ассоциации приведены в таблице 1.

Т а б л и ц а 1

Частота встречаемости ассоциаций с понятием «счастье», в %

Ассоциации с понятием Количество

«счастье» испытуемых

Любовь 63,1

Радость 34,9

Семья 30,1

Друзья 17,4

Красота природы 15,5

Г армония 14,5

Благополучие 14,5

Улыбка 11,6

Приятные мелочи 11,6

Финансовая стабильность 10,6

Уважение, доверие и понимание 9,7

Здоровье 9,7

Жизнь 9,7

Удача 8,7

Спокойствие 6,7

Смех 6,7

Контент-анализ ассоциаций, представленных в таблице 1, показывает, что наиболее часто счастье у молодых людей ассоциируется с такими эмоциями и чувствами, как любовь и радость, а также с семьей и друзьями. Такие ассоциации были вполне предсказуемы, так как любовь, семья и дружба являются общечеловеческими ценностями. По мнению Д. Майерса, сильное влияние на ощущение счастья оказывают общение и взаимоотношения с другими людьми [7].

По нашему мнению, это объясняется еще и тем, что спецификой возрастной группы, принимавшей участие в нашем исследовании, является поиск партнера и построение взаимоотношений с противоположным полом.

Мы объединили в одну группу такие высказывания, как восход солнца, радуга, морской прибой, ясное голубое небо, цветущий сад, полет бабочки и т. п., и назвали это «красота природы» (15,5 %). Такие ассоциации, на наш взгляд, обусловлены особенностями национального характера русских. Именно к описанию природы в моменты переживания счастья неоднократно обращались и классики отечественной литературы А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой. В таких описаниях находит свое отражение широта русской души.

Понимание счастья как здоровья, стабильности, удачи, уважения, доверия, спокойствия, смеха, улыбки выражают стремление к гармонии и благополучию, свойственные каждому человеку.

При этом, когда испытуемым было предложено дать определение счастью, количество дескрипторов сократилось, но разнообразие ответов резко увеличилось. Нам удалось выделить три определения счастья, которые встречаются наиболее часто. Счастье - это благополучие (14,5 % испытуемых), окружение родных и любящих людей (10,6 %), взаимная любовь (9,7 %). Важно, что при определении счастья (в отличии от ассоциаций) испытуемые указывают на взаимность любви.

Понимание молодыми людьми счастья как благополучия соответствует утверждению Е.П. Ильина относительно того, что бытовое понимание счастья часто связывается с благополучием человека в личной жизни [6].

Со средней частотой встречаемости были указаны определения, связанные с состоянием эмоционального подъема и удовлетворен-

ности. К ответам с низкой частотой встречаемости относятся указания на физическое здоровье, благополучие близких людей, наличие хорошего настроения, любовь ко всему, гармонии, радости, полета и указание на то, что счастье - это когда человек улыбается, когда у него всё получается и исполняются самые заветные мечты. Таким образом, можно сделать вывод, что для молодых людей состояние счастья подразумевает поддержание духовного и физического благополучия и комфорта, а также гармоничных отношений с близкими людьми.

Составленная нами анкета позволила выявить, с чем, по мнению испытуемых, сравнимо ощущение счастья. Также как и при анализе определений счастья, нам удалось выявить два наиболее часто используемых дескриптора. При этом количество испытуемых, указавших их, достаточно небольшое. Остальные дескрипторы встречались в единичных случаях. Данный факт позволяет выдвинуть два предположения, которые нуждаются в дальнейшей проверке. Первое касается того, что понятие счастье очень индивидуально, поэтому мы не можем выявить ядро представлений, общий репертуар объяснений, общее смысловое поле, т. е. высокий уровень субъективности социальных представлений о счастье. В этом смысле счастье - это сугубо субъективное чувство. Второе - низкая осмысленность и осознанность социальных представлений испытуемых о данном феномене.

Ощущение счастья, по мнению молодых людей, сравнимо с невесомостью, полетом (17,4 % испытуемых), эмоциональным взрывом и фейерверком чувств (9,7 %). Анализируя ответы испытуемых (включая единичные), мы можем увидеть, что они носят яркую позитивную окраску. Таким образом, чувство счастья сравнимо с эмоцией безграничной, всеохватывающей радости, переходящей в состояние ликования. Образно это состояние называют «полетом» или «парением над миром».

К сожалению, в пользу нашей второй гипотезы говорит тот факт, что 7,7 % испытуемых затруднились назвать состояние, с которым сравнимо ощущение счастье. Данный факт может быть обусловлен еще и нежеланием испытуемых его называть.

На наш взгляд, интересными в плане понимания особенностей молодых людей, являются ответы на вопрос «что Вы хотели, когда были счастливы?». Так, 46,6 % испытуемых хотели «поделиться счастьем с другими», 7,7 % - продлить это состояние, а 4,8 % молодых людей - получить «еще больше счастья».

Нас заинтересовал, прежде всего, ответ, чаще всего встречающийся у молодых людей, который отражает альтруистическую установку молодежи, что, в принципе, не соответствует эгоистическим тенденциям, характерным для современного общества.

Мы полагаем, что другие ответы обусловлены характеристиками, присущими эмоциям, и в первую очередь - ограниченной продолжительностью эмоций (ее длительность ограничена временем непосредственного действия причины или временем воспоминания о ней) [6].

Согласно задачам нашего исследования, на следующем этапе мы изучили представления молодых людей о счастье в различных сферах жизнедеятельности: в учебной, профессиональной деятельности, сфере семейных, межличностных отношений, культурнодосуговой сфере. На наш взгляд, данные сферы являются наиболее важными и актуальными для развития молодого человека. В период студенчества отмечается общая направленность студентов на свое будущее, и всё настоящее выступает для человека в свете этой новой направленности его личности.

Дескрипторы с высокой частотой встречаемости представлены в таблице 2. В целом, проведенное исследование позволило выделить 271 дескриптор, указанный молодыми людьми как показатель счастья в различных сферах жизни.

Т а б л и ц а 2

Социальные представления молодежи о счастье в различных сферах жизни

Сферы жизни Ответы испытуемых Процент встречаемости

Учебная деятельность Интерес к учебе 10,6 %

Успехи в учебе 8,7 %

Только высшие оценки 7,7 %

Профессиональная сфера Успех 18,4 %

Карьерный рост 14,5 %

Сфера семейных отношений Взаимопонимание 34,9 %

Любовь 29,1 %

Сфера межличностных отношений Понимание 51,4 %

Любимые друзья 6,7 %

Культурно-досуговая сфера Релаксация души и тела 14,5 %

Когда весело 12,6 %

Удовлетворение 11,6 %

Анализ результатов, представленных в таблице 2, показывает, что счастье в учебной деятельности, как и в профессиональной, связано с успехом. Это связано с тем, что успех в настоящее время рассматривается как важная позитивная ценность общества в целом и конкретной личности. Как указывается в толковом словаре, понятие счастья напрямую связано с успехом и удачей.

Согласно взглядам современных молодых людей счастье в учебной деятельности это наличие интереса к учебе, успех в этом виде деятельности, а также та ситуация, когда студент получает высшие оценки. В настоящее время практически каждый имеет возмож-

ность получить образование и само по себе получение образования не рассматривается как счастье. В этом случае на первый план выходит осознание правильности выбора факультета, специальности. А эффективность учебного процесса в вузе в целом прямо связана с тем, насколько высока мотивация овладения будущей профессией у студентов.

Из 40 дескрипторов, относящихся к описанию молодежью счастья в профессиональной сфере, 27 встречаются в единичных случаях. К единичным ответам относятся такие, как «искренность коллег», «возможность реализоваться», «умение идти на контакт», «повышение своей самооценки», «похвала начальства» и т. д.

Наиболее часто счастье в профессиональной деятельности для молодых людей связано с успехом и карьерным ростом. Амбициозность молодежи определяет то, что наличие работы не рассматривается как показатель счастья. К ощущению счастья может привести достижение определенного статуса, успеха. Как показывают исследования Л.И. Дементий, успех сопровождает любую активность человека, пронизывает все виды социальной активности, так как связан с фундаментальными социальными потребностями [4].

Счастье в сфере семейных отношений молодые люди связывают с взаимопониманием и любовью. Полученные нами результаты согласуются с выводами И.А. Джидарьян, который выявил, что для россиян главными факторами счастья являются «любить и быть любимым» и «семейное благополучие» [5]. Кроме того, Россия остается традиционной страной, где наличие благополучной семьи является важной ценностью.

Одной из самых доступных социальных площадок для конкретных дел молодежи является сфера межличностных отношений, где можно проявить собственную самостоятельность: умение принимать решения и руководить, организовывать и организовываться. Проведенное исследование позволило выявить 42 дескриптора (из которых 23 являются единичными), относящихся к счастью в данной сфере. К единичным ответам относятся такие, как «умение убеждать», «улыбка друга», «свобода слова», «отсутствие конфликтов», «дружный коллектив» и т. д. Более пятидесяти процентов испытуемых определяют счастье в сфере межличностных отношений как понимание. Это позволяет нам предположить, что для молодого поколения важно понимание их взглядов и позиций на окружающую действительность как со стороны сверстников, так и со стороны старшего поколения.

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-

либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Данные о культурно-досуговой сфере свидетельствуют о том, что основная масса современной молодежи предпочитает свой досуг посвящать развлечениям, чаще пассивным (14,5 %), реже активным (12,6 %), но которые неизменно приносят чувство удовлетворения (11,6 %). Общее количество выделенных дескрипторов - 53, среди них 36 встречаются в единичных случаях. Это такие ответы, как «эстетическое наслаждение», «активный отдых», «яркие впечатления», «разнообразие форм досуга». Высокий процент встречаемости таких ответов, как «релаксация», «удовлетворение», а также

«веселое времяпрепровождение», объясняется, на наш взгляд, тем, что для данной возрастной группы характерно стремление к получению максимального количества положительных эмоций при проведении досуга. Полученные результаты согласуются с определением счастья М. Аргайлом, которое мы указывали ранее.

В целом, необходимо отметить тот факт, что в социальных представлениях молодежи о счастье содержится большое количество единичных дескрипторов. Мы уже высказывали гипотезы относительно объяснения этого факта. В большей степени мы придерживаемся первой гипотезы, которая отражает субъективность счастья и представлений о нем.

Проведенное исследование позволяет сформулировать несколько выводов:

1. Современные представления о счастье в целом и счастье в различных сферах жизнедеятельности имеют свою специфику в российском менталитете, которая обусловлена культурными особенностями и традициями.

2. Счастье как субъективное чувство обуславливает содержание социальных представлений о нем у молодежи, невозможность выделить общий репертуар объяснений, общее смысловое поле. Таким образом, мы можем отметить высокий уровень субъективности социальных представлений о счастье.

В целом, полученные в ходе исследования результаты позволили нам выдвинуть ряд предположений, проверка которых может стать задачей последующих исследований в этом направлении.

1. Абульханова-Славская К.А. Личностные особенности и детерминанты социальных представлений // Идея системности в современной психологии / под ред. В.А. Барабанщикова. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - 496 с.

2. Аргайл М. Психология счастья. - М., 1990.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - 312с.

4. Дементий Л.И. Ответственность как ресурс личности: монография. - М.: Информ-Знание, 2005. - 188 с.

5. Джидарьян И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания // Психологический журнал. -

2000. - Т. 21. - № 2. - С. 40-48.

6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер,

2001. - 752 с.

7. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер Пресс, 1997. - 684 с.

8. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. -1995. - Т. 16. - № 1. - С. 3-18; - 1995. - Т. 16. -№ 2. - С. 3-14.

9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - М.: А ТЕМП, 2004. - 944 с.

10. Смирнова Н.Л. Типы социальных представлений об интеллектуальной личности // Современная психология: состояние и перспективы исследования. - Часть 3. Социальные представления и мышление личности. - М.: Институт психологии РАН, 2002.

11. Степаносова О.В. Современные представления об интуиции // Вопросы психологии. - 2003. -№ 4. - С. 133-143.

12. Философский энциклопедический словарь. -М.: ИНФРА-М, 2006. - 576 с.

13. Фоломеева Т.В., Серегина И.И. Представления россиян о благополучии // Мир психологии. -2004. - № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.