Научная статья на тему 'Социальные представления о нормах и ценностях молодежи у представителей разных поколений'

Социальные представления о нормах и ценностях молодежи у представителей разных поколений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
471
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОЛОДЕЖИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПОКОЛЕНИЯ / ОТНОШЕНИЕ К МОЛОДЕЖИ / СМЫСЛОВЫЕ ГРУППЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Григорьева Марина Владимировна

В статье анализируются результаты эмпирического исследования социальных представлений о молодежи в целом, нормах и ценностях поведения, адаптационных возможностях молодых людей у представителей разных поколений. Проводится сравнительный анализ представлений в группах молодых, взрослых и зрелых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Representations of the Norms and Values of the Youth Representatives of Different Generations

The paper analyzes the results of an empirical study of social representations of young people in general, norms and values of behavior, adaptation capabilities of young people among representatives of different generations. The comparative analysis of submissions to the group of young adults and adults.

Текст научной работы на тему «Социальные представления о нормах и ценностях молодежи у представителей разных поколений»

чения в сообщества (группы) социализация личности может обретать тотальный либо избирательный характер, и в зависимости от этого изменения могут происходить на глубинном или поверхностном уровнях внутренних инстанций. Отсюда следует необходимость изучения идентичности личности как функции процесса и эффектов социализации. В этом отношении важно не только определение типа или уровня идентификации личности, но и соответствия внешних инстанций (групповых, например) внутренним. Такое рассмотрение актуально с точки зрения эффективности в различных видах деятельности и успешности личности в соответствующих им ситуациях межличностного взаимодействия.

Таким образом, важнейшими исследовательскими задачами в изучении социализации личности становятся анализ динамики ее содержательных аспектов и, прежде всего, усваиваемых норм на разных этапах социализации с учетом принципа диахронии - важнейшего для понимания изменчивости социального поведения личности, характера латентной ресоциализации при ее нормативности, особенностей системных изменений при ресоциализации личности в случае ее ненормативности (девиации), наконец, психологической картины социализации личности в условиях ее включенности в разные группы. Особый вопрос, требующий теоретико-эмпирического решения, - динамика и роль субъектности в процессе социализации личности.

Работа выполнена в рамках проекта «Социально-психологический анализ процессов социализации и адаптации личности в условиях динамично развивающегося общества» Федеральной целевой

программы «Научные и научно-педагогические

кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (2012-1.2.1-12-000-3005-012).

Примечания

I См.: ШамионовР. М. О нормативности и издержках социализации // Психология образования : региональный опыт : материалы второй национальной науч.-практ. конф.. М., 2005. С. 360-361.

См.: Мак-Дауголл У. Основные проблемы социальной психологии. М., 1916. 281 с.

3 См.: Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 86.

4 См.: Шамионов Р. М. Социализация личности : внутренние и внешние инстанции // Уч. зап. каф. педагог. психологии. Нов. серия. 2002. № 1 С. 73-93.

5 См.: Анцыферова Л. И. Методологические проблемы психологии развития // Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 3-20.

6 См.: Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 69.

См.: Шамионов Р. М. Личность и ее становление в процессе социализации. Саратов, 2000. 240 с.

8 См.: Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Большая психологическая энциклопедия. Почему человек ведет себя так, а не иначе. Психологические законы человеческого поведения. СПб., 2008. С. 254-255.

9 См.: Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации личности. СПб., 2007. 365 с.

10 См.: Шамионов Р. М. Личность и ее становление в процессе социализации.

II См.: Московичи С. Социальное представление : исторический взгляд // Психол. журн. 1995. Т. 16, № 1. С. 3-18.

12 См.: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. 323 с.

УДК 316.37

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НОРМАХ И ЦЕННОСТЯХ МОЛОДЕЖИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ

М. В. Григорьева

Саратовский государственный университет E-mail: grigoryevamv@mail.ru

В статье анализируются результаты эмпирического исследования социальных представлений о молодежи в целом, нормах и ценностях поведения, адаптационных возможностях молодых людей у представителей разных поколений. Проводится сравнительный анализ представлений в группах молодых, взрослых и зрелых людей.

Ключевые слова: адаптационные возможности молодежи, социальные представления, поколения, отношение к молодежи, смысловые группы представлений.

Social Representations of the Norms and Values of the Youth Representatives of Different Generations

M. V. Grigorieva

The paper analyzes the results of an empirical study of social representations of young people in general, norms and values of behavior, adaptation capabilities of young people among representatives of different generations. The comparative ana-

© Григорьева М. В., 2012

lysis of submissions to the group of young adults and adults. Key words: adaptability of youth, social perception, generation, related to youth, semantic group representations.

Социально-психологическая и профессиональная адаптация юношей и девушек «встраивается» в более общие системы, во многом определяющие ее содержание и процессуальные особенности. Одной из таких метасистем являются представления и формирующиеся на их основе ожидания социального окружения по поводу гибкости, приспособления молодых людей к особенностям этого социального окружения и к изменяющимся внешним условиям жизни и деятельности, а также представления более старших поколений о нормах и ценностях молодежи. Безусловно, данная связь не является односторонней, прямолинейной и непосредственной. Ожидания социального окружения преломляются, прежде всего, через личностные качества индивида, его ценностные ориентации, направленность, отношения, установки и др.

Восприятие субъектом мира, в том числе и социального, происходит через призму индивидуальной системы значений. Объективная действительность при этом отражается в сознании субъекта, становясь имплицитной картиной мира, его образом. Это своего рода культурно-историческая модель мира, которую создает единичный или коллективный субъект1. Раскрытие содержания данной модели - актуальная задача психологов и педагогов, поскольку генезис и трансформация значений, образующих картину мира, является, по А. Н. Леонтьеву, механизмом изменения и трансформации сознания2. В свою очередь, система представлений индивидуального или коллективного субъекта об интересующем исследователя объекте является диагностическим средством, так как рассматривается как превращенная форма де-ятельности3 и содержит определенное отношение к данному объекту.

Целью нашего исследования в этой связи является изучение представлений об адаптационных возможностях молодежи и о ее нормах и ценностях у представителей различных поколений, а также описание рефлексивных процессов отражения отношений молодых людей к людям старшего возраста в различных возрастных группах.

В исследовании принимали участие 3 группы испытуемых: 1 группа - молодые люди юношеского возраста (17-20 лет) - 40 человек, 2 группа - люди на стадии взросления (22-35 лет) - 37 человек, 3 группа - люди зрелого возраста (3650 лет) - 40 человек. Возрастная периодизация дана по Г. С. Абрамовой, так как в ней наиболее полно представлена содержательная сторона периодизаций развития молодой и зрелой личности . Все испытуемые являются жителями г. Саратова и Саратовской области. Основным предметом ис-

следования являлись представления испытуемых второй и третьей групп по поводу адаптационных возможностей представителей первой группы. У участников первой группы изучались процессы самопознания и саморепрезентации в представлениях. Использовались методы ассоциативного эксперимента, шкалирование, анкетирование, беседа, для обработки данных - методы описательной статистики, достоверность различий определялась с помощью ф*-критерия Фишера.

Одной из важнейших характеристик адаптационных возможностей молодежи является ее активность и сферы проявления этой активности, поэтому необходимо изучить особенности обобщенного «психологического портрета» молодых людей у представителей других поколений, а также их представления по поводу общей и адаптационной активности молодежи. Это обусловило выбор стимулов для ассоциативного эксперимента - «современная молодежь г. Саратова» и «активность молодежи г. Саратова».

Анализ данных ассоциативного эксперимента показал, что в разных возрастных группах достоверно различно количество содержательных и эмоционально-оценочных характеристик, данных на стимулы. Так, в первой группе в среднем для обобщенной характеристики молодежи используются 4,7 признака, во второй - 5,7, в третьей - 7,5 (ф* = 2,24; 2,82; 3,85, при р<0,01); для характеристики активности молодых людей в первой группе используются в среднем 3,1 признака; во второй группе - 3,5; в третьей группе - 4,5 (ф* = 1,75; 2,12, при р < 0,05 и р < 0,01). Видно, что различия в сложности представлений зависят от возраста: чем старше человек, тем больше признаков он использует для конструирования образа, и тем более сложным и многогранным является этот образ. Действительно, с возрастом человек все глубже познает окружающую действительность, сохраняя наиболее ценные для себя знания в памяти и структурируя их в индивидуально своеобразные семантические пространства. Таким образом, с возрастом усложняются обобщенные представления о молодых людях, тогда как отдельно выделенная семантическая область представлений об их субъектных качествах, в частности активности, не претерпевает таких значительных количественных изменений.

Очевидно, представления и ожидания социального окружения, находящегося на стадии ранней взрослости, по поводу адаптационных возможностей молодежи связаны с проявлением социально значимых личностных качеств, в первую очередь, смысловых и ценностных образований личности, а также ее отношений к различным сторонам действительности, и эта связь актуализируется с увеличением возраста респондентов, т.е. от молодежи, прежде всего, ожидается определенное качество и содержание

ее социально-психологической адаптации. В то же время в социальных представлениях и ожиданиях взрослеющих людей (вторая группа) на процессуальные аспекты адаптации обращается меньшее внимание. Такой дисбаланс провоцирует, на наш взгляд, ситуацию, в своем крайнем выражении проявляющуюся в следующем: более старшее поколение, среди представителей которого достаточно много людей, профессионально занимающихся воспитанием молодежи (педагоги, социальные работники, практические психологи и т.д.), ждет от молодежи того, что молодые люди сформируются и станут определенными личностями, но не ожидают от них (возможно, не зна-

ют) тех действий, которые будут способствовать такому формированию. В реальной жизни данное противоречие несколько сглаживается взаимными адаптационными процессами у представителей разных поколений в условиях совместной деятельности и межличностного общения, а отрицательные его последствия могут быть компенсированы педагогическими способностями и возрастающим профессиональным мастерством представителей поколения ранней взрослости.

Представления о молодежи в разных возрастных группах не только изменяются количественно, но и приобретают своеобразную структуру (табл. 1).

Таблица 1

Соотношение содержательных и эмоционально-оценочных характеристик в представлениях о молодежи в разных возрастных группах, %

Возрастная группа Содержательные характеристики Эмоционально-оценочные характеристики

Положительные Отрицательные Амбивалентные

17-20 лет 44 34 12 10

22-35 лет 35 50 12 3

36-50 лет 78 6 12 4

У самих молодых людей (первой группы) и у представителей близкой возрастной (второй группы) преобладают эмоционально-оценочные характеристики обобщенного образа молодежи, в основном - положительные. Причем наиболее позитивное эмоционально-оценочное отношение проявляется во второй группе, а не у самих молодых людей. Это, скорее всего, связано с актуальными и напряженными процессами самопознания и самоопределения у представителей первой группы, о чем свидетельствует также большое количество амбивалентных и содержательных характеристик. Выраженное позитивное отношение к молодежи у представителей второй группы может служить основой эмоциональной взаимосвязи и хороших взаимоотношений между молодыми людьми и представителями периода ранней взрослости. Такая тенденция является достаточно оптимистичной: несмотря на то, что эти поколения родились и выросли в разных социально-экономических условиях развития страны (молодые люди первой группы - в условиях рыночных общественных отношений, представители второй группы родились и первично социализировались в социалистическом обществе), кардинально разные общественные отношения детерминировали формирование у них различных ценностей и отношений, тем не менее существует психологическая основа взаимопонимания и осуществления эффективного взаимодействия между ними. Это является важным еще и потому, что в большинстве случаев представители именно данных поколений постоянно непосредственно взаимодействуют и сотрудничают в процессе

профессионального обучения в вузах и средних профессиональных учебных заведениях. Позитивное отношение педагогов, находящихся в стадии ранней взрослости, к своим студентам является условием формирования и проявления таких профессионально важных качеств, как толерантность, эмпатия, уважение личности других людей и т.п.

Люди зрелого возраста в ассоциативном эксперименте на стимул «современная молодежь г. Саратова» продуцируют в основном содержательные характеристики - 78% (см. табл. 1), что свидетельствует о формировании у них безоценочного отношения к молодежи, а также о том, что образ молодежи у зрелых людей не связан в большинстве случаев с эмоциями. Если все же эмоционально-оценочное отношение возникает, то оно чаще отрицательное (см. табл. 1). Такая структура представлений у зрелых людей не может способствовать развитию оптимальных взаимоотношений между ними и молодыми людьми. Эмоциональная холодность и неприятие зрелыми людьми молодежи может стать и, очевидно, объективно является одной из распространенных психологических причин конфликтных отношений между представителями этих поколений. Данная социально-психологическая ситуация обостряется еще и тем, что поколение зрелых людей - это, в своем большинстве, родители молодых людей, от которых они эмоционально дистанцируются. Мы не ставим целью выяснение полного списка причин такого дистанцирования, это может быть предметом отдельного исследования, но некоторые из причин связаны с психологическими

особенностями зрелого возраста. Это - профессиональная самореализация и карьера, способствующие перераспределению внутренних, в том числе и психологических, резервов с семейной жизни на профессиональную деятельность; возникновение и обострение семейных кризисов, связанных с эмоциональным пресыщением и провоцирующих эмоциональное выгорание; плохие взаимоотношения со своими собственными детьми после неразрешенного острого подросткового кризиса у них, которые распространяются на все поколение молодых людей, и др.

Содержание представлений о молодежи в целом и об адаптационных возможностях молодых людей у представителей различных поколений имеет качественную специфику. Метод смысловых группировок позволил выделить группы содержательных характеристик, в той или иной мере содержащихся в представлениях всех респондентов независимо от возраста. Условно данные группы названы нами следующим образом: признаки активности, социально-психологической и профессиональной адаптации молодежи; характеристики внешней среды и социальных

Так, в поколении взрослеющих людей их 6, а в поколении зрелых - 4 (фактически 2). Одновременно, как было сказано выше, в представлениях о молодежи увеличивается среднее количество используемых признаков в зависимости от возраста. Таким образом, с увеличением возраста поколения происходит обобщение и укрупнение смысловых областей представлений о молодежи. Это, в свою очередь, в сочетании с отрицательным отношением может детерминировать категоричность суждений о молодежи у представителей других возрастных групп и создавать смысловые барьеры, непонимание в процессе межличностных отношений.

Самой широкой смысловой группой в представлениях всех респондентов является группа признаков активности и адаптации (см. табл. 2), причем в первой и второй группах частотное распределение данных признаков значимо не

институтов развития молодых людей; признаки асоциальности и вредные привычки; социальные группы; признаки развития и цивилизованности молодых людей; экономические признаки; будущее молодежи; ненужность и бесполезность молодежи в обществе; развлечения; молодежная атрибутика (одежда, внешний вид, музыка и т.п.). Представлены частотные распределения выделенных содержательных групп в зависимости от возраста (табл. 2). Частотное распределение признака (или смысловой группы) - это средняя встречаемость этого признака (или смысловой группы) в выборке, определяется отношением количества называния признака (признаков смысловой группы) в выборке к общему количеству названных признаков в данной выборке.

Наибольшая вариативность смысловых групп (8), составляющих представления о молодежи, у самих молодых людей, что естественным образом отражает процессы самопознания и достаточно широкое и разнообразное знание о себе. Далее, в зависимости от принадлежности к тому или иному поколению количество смысловых групп в представлениях о молодежи уменьшается.

различается, а в третьей группе - у представителей зрелого возраста - эта смысловая область занимает значительную часть изучаемого семантического пространства и значимо увеличивается по сравнению с аналогичными смысловыми областями в младших поколениях (ф* = 2,87; 3,99, при р < 0,001). Таким образом, смысловую основу представлений о молодежи во всех трех поколениях (людей молодых, взрослеющих и зрелого возраста) составляют признаки, описывающие активность, энергичность, деятельность, процесс социального приспособления и приобретения готовности быть полезным обществу в будущем. Это в общем способствует процессам взаимодействия и установления взаимоотношений между разновозрастными поколениями.

У представителей молодого поколения и поколения, находящегося в стадии ранней взрослости, данная смысловая основа является более

Таблица 2

Частотные распределения содержательных групп в зависимости от возраста

Возрастная группа Смысловые группы содержательных характеристик представлений

Признаки активности и адаптации Признаки асоциаль-ности и вредные привычки Характеристики внешней среды и социальных институтов Социальные группы Признаки развития и цивилизованности Экономические признаки Будущее молодежи Ненужность и бесполезность Развлечения Молодежная атрибутика

17-20 лет 0,14 0,129 0,083 0,042 0,042 0,014 0,014 0,014 - -

22-35 лет 0,118 0,088 - 0,006 0,059 - - 0,029 0,059 -

36-50 лет 0,267 0,003 - 0,033 - - - - - 0,133

похожей и по широте, и по содержанию. Среди признаков и те, и другие называют: «энергия», «целеустремленность», «стремление», «творчество», «коммуникабельность», «учеба» и др. У представителей зрелого возраста эта смысловая основа очень широка и своеобразна по сравнению с младшими поколениями. Ими называются следующие признаки активности и адаптации (а также добавляются признаки дезадаптации): «мобильность», «настойчивость», «дружба», «любовь», «общение», «учеба», «работа», «энергия», «требовательность», «активность не в лучшую сторону», «дискотека», «агрессия» и др. Видно, что акцентируются аспекты межличностных отношений и способности (или неспособности) приспособиться к изменениям, добавляются признаки активности, приводящей к негативным последствиям. Кроме того, в третьей группе смысловая область «признаки активности и адаптации» совместно со смысловой областью «молодежная атрибутика» составляет фактически все семантическое пространство «Современная молодежь г. Саратова». Такие выраженные особенности представлений о молодежи у поколения зрелых людей детерминируют своеобразие взаимоотношений между поколениями молодых, взрослеющих людей, с одной стороны, и поколением зрелых людей, с другой стороны.

Заметим, что широкой смысловой группой в представлениях молодежи о самой себе является «признаки асоциальности и вредные привычки» (см. табл. 2). Называются следующие признаки: «распущенность», «наглость», «хулиганство», «бескультурье», «безнравственность», «жестокость», «вредные привычки» и т.п. Поскольку молодежь - большая и разнородная социальная группа, в ней выделяются многочисленные, более узкие, разнообразные по субкультуре социальные группы; студентами, возможно, указываются негативные явления, которые характерны для других молодежных социальных групп. Может быть, часть такого критичного отношения направлена на себя и является хорошей основой самосовершенствования. Возможен и третий

вариант: называя признаки асоциальности и вредные привычки, молодые люди не критикуют такое положение дел, не дистанцируются от групп молодежи, которым свойственно такое поведение, а просто констатируют его наличие. Очевидно, в той или иной мере присутствуют все три названные причины широкой представленности смысловой группы «признаки асоциального поведения и вредные привычки» в группе молодых людей.

Таким образом, представления о молодежи в разных поколениях имеют свои количественные, структурные и качественные особенности, которые детерминируют особенности взаимоотношений между представителями этих поколений. Между поколениями молодых и взрослеющих людей больше сходства в представлениях о молодежи, чем между данными поколениями и поколением зрелых людей, поэтому взаимоотношения между молодыми и взрослеющими людьми имеют больше психологических оснований быть позитивными и оптимальными, по сравнению с взаимоотношениями между молодыми - зрелыми и взрослеющими - и зрелыми людьми.

Работа выполнена в рамках проекта «Социально-психологический анализ процессов социализации и адаптации личности в условиях динамично развивающегося общества» Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (2012-1.2.1-12-000-3005-012).

Примечания

1 См.: Петренко В. Ф. Основы психосемантики. 2-е изд., доп. СПб., 2005. 480 с.

См.: Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. М., 1983. Т. 2. 320 с.

3 См.: Леонтьев А. А. Психология общения. 2-е изд., испр. и доп. М., 1997. 351 с.

4 Приводится по: Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология : Полный жизненный цикл развития человека : учеб. пособие. М., 2004. С. 7-170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.