Научная статья на тему 'Социально-психологические ресурсные возможности молодежи'

Социально-психологические ресурсные возможности молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2255
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / РЕСУРСНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / YOUNG PEOPLE / RESOURCE POTENTIAL / ADAPTIVE CAPACITIES / PSYCHOLOGICAL TRAITS OF YOUNG PEOPLE / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абрамов К. В.

В статье рассматривается молодежь как социально-возрастная группа, приоритетными жизненными задачами которой выступает социальное и профессиональное самоопределение. Специфические психологические особенности молодых людей помогают им эффективнее адаптироваться к существенным социально-экономическим изменениям, происходящим в нашем обществе. Степень социально-психологической адаптированности молодежи из разностатусных групп различна в силу значимой разницы в их ресурсных возможностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social innovators: Leisure practices and cultural consumption

The young people are a social group with life priorities being their social and professional selfdetermination. The specific psychological traits of the young people help them effectively adapt to the existing socio-economical changes that take place in our society. The level of sociopsychological adaptiveness of the young people of different social groups differs according to the resource potential.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические ресурсные возможности молодежи»

К.В. Абрамов СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОЛОДЕЖИ

АБРАМОВ Константин Валерьевич — первый заместитель генерального директора Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). E-mail: abramov@wciom.com

В статье рассматривается молодежь как социально-возрастная группа, приоритетными жизненными задачами которой выступает социальное и профессиональное самоопределение. Специфические психологические особенности молодых людей помогают им эффективнее адаптироваться к существенным социально-экономическим изменениям, происходящим в нашем обществе. Степень социально-психологической адаптированности молодежи из разностатусных групп различна в силу значимой разницы в их ресурсных возможностях.

Ключевые слова: молодежь, ресурсные возможности, адаптационный потенциал, психологические особенности молодых людей, социально-психологическая адаптация.

В настоящее время появилось достаточно много исследований, посвященных различным аспектам социально-психологической адаптации. Однако, как отмечает Г.М. Зараковский, несмотря на большое количество исследований процессов, происходящих в российском обществе в период трансформаций, отсутствуют работы, посвященные анализу этих процессов с позиции теории адаптации человека и концепции ситуационного психологического потенциала населения [1].

Молодежь, как специфическая социально-возрастная группа, которая находится в процессе активного профессионального и социального становления, в силу своих возрастных и психических особенностей, по мнению ряда исследователей, эффективнее приспосабливается к системе рыночных отношений, быстрее включается в нее, чувствует себя увереннее и благодаря этому успешнее приобретает новый экономический и социальный опыт. С нашей точки зрения, подобное утверждение слишком категорично по своему содержанию. Об однозначно более эффективной психологической адаптированности современной российской молодежи по сравнению с другими категориями населения страны говорить не вполне корректно, в первую очередь, в силу внутренней неоднородности этой социально-возрастной группы как по степени обладания ресурсными возможностями, так и по наличию социальной сегрегации в нашем обществе, определяющей эффективность реализации данных ресурсов.

Изучение социально-психологических характеристик ресурсного потенциала молодежи в условиях трансформирующегося общества, носит, на наш взгляд, неоспоримую актуальность. Исходя из обозначенного контекста, остановимся более подробно на понятиях социальнопсихологической адаптации и адаптационного потенциала личности.

143

ional

download thefnee trial online at nitropeff.com/^rofeBaonal

MOH 1/1 TOPI/1 HГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ Nt

In °rtftroPDF

Социально-психическая адаптация личности понимается нами как динамический процесс, приводящий к такому состоянию взаимоотношений личности и социальной среды, когда молодой человек без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, занимает конструктивную позицию по отношению к тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к нему эталонная группа, переживает состояния самореализации и эффективного выражения своего личностного потенциала. Успешность протекания данного процесса зависит, в первую очередь, от психологических характеристик адаптирующейся личности, среди которых наибольшее значение имеют те из них, в которых содержится потенциал личностного развития и роста, то есть личностный адаптационный потенциал. Подобный потенциал можно рассматривать и в качестве адаптационных ресурсных возможностей личности.

Разные исследователи вкладывают в понятие личностного адаптационного потенциала сходное содержание. Так, например, А.Г. Маклаков конкретизировал в своих исследованиях содержание данного конструкта и выделил его взаимосвязанные психофизиологические и социально-психологические характеристики: нервно-психическую устойчивость, самооценку личности, уровень социальной поддержки (ощущение значимости среди окружающих), способность разрешать конфликты, опыт общения, ориентацию на общепринятые нормы поведения и требования коллектива. По утверждению исследователя, чем больше выражены перечисленные характеристики, тем выше вероятность успешной адаптации, тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым индивид может приспособиться. Показатели адаптационного потенциала содержат информацию о соответствии или несоответствии психологических характеристик личности общепринятым нормам. В адаптационном потенциале заложена латентность адаптационных способностей, своевременность и вектор реализации которых зависят от активности личности [2].

С.Т. Посохова определяет адаптационный потенциал личности как интегральное образование, объединяющее в сложную систему социально-психологические, психические, биологические свойства и качества, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизнедеятельности.

Некоторые исследователи в процессе изучения социально-психологической адаптации используют понятие «жизненного потенциала». В частности, В.П. Медведев рассматривает жизненный потенциал как «интегральное свойство сохранять свою биологическую и духовнопсихологическую жизнеспособность и осуществлять преобразующую деятельность, направленную на продвижение к общей цели» [3, с.6].

Больший интерес представляют исследования, в той или иной форме использующие понятие личностного ресурса - запаса различных структурно-функциональных характеристик человека, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы адаптации [4]. При проведении теоретического анализа вопроса о ресурсных возможностях молодежи, мы столкнулись с тем, что разные исследователи используют различные термины для описания этого психологического феномена. Подобные различия терминологического использования скорее всего обусловлены принадлежностью к определенной школе или концепцией авторов, но, по-видимому, они подразумевают одни и те же составляющие, по-разному проявляющиеся на различных уровнях. Например, Л.И. Анцыферова говорит об «экспериментировании с жизненными ролями»: принимая на себя роль, человек выбирает способ существования и ведет себя в соответствии с требованиями роли. Когда человек

144

ional

download thefnee trial online at nitropeff.com/^rofeBEional

MOH 1/1 TOPI/1 HГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ Nt

In °rtftroPDF

самоопределяется, пережитые формы не исчезают, а существуют в виде «эскизов». В слабоструктурированных ситуациях эти «эскизы» могут способствовать выживанию [5]. Л.В. Корель вводит термин «адаптивный потенциал», понимая под ним совокупность свойств, которые существуют в скрытом виде и «задействуются» в ходе адаптации. Ф.Б. Березин предполагает, что недостаточность арсенала приспособительных реакций и набора стереотипов прошлого опыта может служить причиной развития реакций напряжения или стресса - основных адаптационных механизмов. На основании этих мнений можно предположить, что адаптация в ситуации неопределенности зависит от количества зафиксированных в памяти индивида системных форм, отражающих жизненный опыт личности. Чем разнообразнее их репертуар, тем выше ресурс личности, тем выше эффективность адаптации.

По мнению Е.К Завьяловой, понятие личностного ресурса включает также ряд более «жестких» структурных характеристик, к которым можно отнести индивидуальные психологические качества, начиная от свойств темперамента и заканчивая эмоциональными, интеллектуальными и коммуникативными характеристиками. Они, с точки зрения автора, в значительной мере определяют явление «стрессоустойчивости» и особенности развития адаптивных реакций [4].

Автор называет еще одну важную составляющую личностного потенциала - это уровень личностного развития. Существуют различные точки зрения по поводу содержания этого понятия. В частности, А.П. Корнилов [5] предлагает в качестве ориентиров понимания критериев личностного развития принимать уровень развития самопознания и саморегуляции, личностные ценности и компетентность в индивидуальном решении проблем. Подобное понимание означает способность самоосознания человеком своего личностного ресурса и построения на этой основе сценария, адекватного ресурсу адаптивного поведения.

Для реализации задачи изучения особенностей социально-психологической адаптации молодежи в современном социокультурном пространстве, в современных трансформирующихся социально-экономических условиях нашего общества необходимо четче осознать специфику адаптационного ресурса молодых людей.

С нашей точки зрения, молодежь - это носитель огромного адаптационного ресурса. Рассмотрим в данном ракурсе более подробно основные составляющие этого ресурса.

Во-первых, речь идет о личной и социальной активности молодежи, ее мобильности в целом. Молодежь - наиболее мобильная часть общества, что обусловлено ее активным поиском своего места в жизни и отсутствием прочных экономических и социальных связей (отсутствует производственный опыт и квалификация, как правило, нет собственного жилья и имущества, в большинстве случаев - ответственности за семью и т.п.). Благоприятные условия для высокой подвижности создаются также необходимостью получения профессионального образования, сравнительно легким овладением молодежью новыми профессиями. Высокая мобильность молодежи имеет большую экономическую ценность. Так, территориальное распределение и перераспределение рабочей силы из числа молодежи экономически выгоднее, чем семейных работников старших возрастов. Мобильность молодежи приобретает также высокую ценность в связи с необходимостью территориальной подвижности населения в условиях ограниченности вакансий в ряде регионов.

Так как ведущей деятельностью молодых людей является профессиональное обучение, трудовая деятельность, либо то и другое вместе, важным социально-психологическим ресурсом начинает выступать качество и уровень освоения норм отношений между людьми

145

ional

download thefnee trial online at nitropeff.com/^rofeBEional

MOH 1/1 TOPI/1 HГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ Nt

In °rtftroPDF

(деловых, межличностных и др.), а также профессионально-трудовых умений, уровень профессионального мастерства. Молодость открыта общению: легко заводятся знакомства, легко образуются дружеские связи, приходит любовь, создаются семьи. Благодаря этим видам деятельности молодые люди осваивают нормы отношений между людьми (деловых, личных и др.), а также профессионально-трудовые умения. В молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, максимально работоспособен, поэтому прогресс в различных областях научного знания во многом связан с деятельностью молодежи. Молодежь овладевает наиболее сложными способами интеллектуальной деятельности в самых разнообразных и современных областях науки и техники; в трудовой деятельности (интеллектуальной, физической); усвоенные знания, навыки, умения не только реализуются, но и получают свое дальнейшее развитие и творческое совершенствование (в том числе в новых областях - в области менеджмента, маркетинга, экологии и пр.).

В качестве адаптационного ресурса молодежи мы можем рассматривать интеллектуальный потенциал молодых людей. Молодость - важный этап развития умственных способностей. Существенно развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях: речь уже идет не только о том, сколько и какие задачи решает молодой человек, а каким образом он это делает (нестандартный подход к уже известным проблемам; умение включать частные проблемы в более общие, родовые; умение ставить плодотворные общие вопросы даже на основе задач, сформулированных не лучшим образом, и т.п.). Развитие интеллекта в молодости тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.

Творческая активность молодого человека предполагает умение преодолеть обыденные представления, а иногда и выходить за рамки строгого логического следования и выводов, обращаясь к необычным связям и аналогиям, а также снятие разных запретов и ограничений для более полного своего проявления, свободный поиск нового и пр. Вместе с тем сохраняется необходимость соблюдения интеллектуальной дисциплины, организованности и систематичности в работе.

Еще одной составляющей адаптационного ресурса молодежи является степень социальной, экономической, психологической независимости молодого человека, степень ответственности за собственные жизненные выборы. Способность самостоятельно принимать решения основывается на осознании своих обязанностей и понимании той ответственности, которая возлагается на молодого человека принятым им решением. Подтверждение наличия подобного ресурса у молодежи мы можем найти, например, в работах Г. Лэйбоуви-Виф, которая исследовала особенности когнитивной зрелости молодых людей. В качестве критерия когнитивной зрелости исследователь предлагает считать «обязательность» и «ответственность».

По ее мнению, ход когнитивного развития должен включать как развитие логики, описанное Ж. Пиаже, так и развитие саморегуляции на переходе от детства к зрелости. Она согласна с тем, что логика может достичь своей конечной стадии в подростковом возрасте, одновременно с развитием формально-операционального мышления. Однако подлинная когнитивная зрелость, по ее мнению, наступает значительно позже, когда взрослые люди становятся действительно автономными и обретают способность справляться с противоречиями и неопределенностями своего жизненного опыта. А это происходит лишь тогда, когда человек приобретает навыки самостоятельного принятия решений.

146

ional

download thefnee trial online at nitropeff.com/^rofeBEional

MOH 1/1 TOPI/1 HГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ Nt

In °rtftroPDF

Хотелось бы также привести точку зрения У. Шайи относительно отличительного признака взрослости мышления. В качестве подобного признака исследователь называет гибкость, с которой человек может использовать все те когнитивные способности, которыми обладает. Шайи полагает, что в детстве, отрочестве и юности в мышлении человека складываются все сложные структуры, необходимые ему для понимания и объяснения мира. Мощные инструменты мышления на уровне формальных операций являются высшим достижением этого периода, который Шайи называет периодом приобретения. Приобретенные в детстве и юности интеллектуальные способности человек использует в ранней взрослости для того, чтобы сделать карьеру и избрать стиль жизни. Этот период был назван им периодом достижения. Это очень важный период в когнитивном развитии человека, когда он применяет в жизни свои способности думать, анализировать и принимать решения, укладывающиеся в план его жизни. Люди, которые успешно справляются с этим, приобретают определенную степень личной независимости и переходят к следующей фазе когнитивной зрелости -периоду социальных обязанностей. Из вышеизложенного следует, что для Шайи суть когнитивного развития в период ранней взрослости заключается не в расширении круга способностей и не в изменении их структуры, а в гибком использовании интеллекта в разные периоды жизни.

Адаптационным ресурсом молодежи также выступает, с нашей точки зрения, уровень развития личности, уровень развития социальной и индивидуальной идентичности. В частности, способность самостоятельно принимать решения, о которой говорит Г. Лэйбоуви-Виф, основывается на осознании своих обязанностей и понимании той ответственности, которая возлагается на индивида принятым им решением.

Период ранней взрослости, как и вся жизнедеятельность молодого человека в целом, характеризуется изменением его мотивационной сферы личности. Изменения мотивов поведения человека лишь в незначительной степени обусловлены специфическими возрастными изменениями, происходящими в организме. Прежде всего, они определяются личными, социальными и культурными событиями и факторами: решаются конфликты юношеского периода, происходит поиск своего места, связывание себя обязательствами, предполагающими стабильное предсказуемое будущее.

Молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей, выбор профессионального пути. Данные события носят характер нормативных, так как их наступление ожидается и чаще всего происходит в определенное время у большинства людей. Именно эти события требуют принятия особенных решений, в русле которых поддерживаются, расширяются или подрываются ранее имевшиеся взгляды, формируются новые мотивы поведения.

Кроме нормативных событий этого периода, мотивационная система человека может существенно корректироваться вследствие ненормативных событий. Это связано с еще не устоявшейся системой ценностей и эмоциональной чувствительностью молодой личности.

К ненормативным относятся события, случившиеся совершенно неожиданно: внезапная смерть близкого человека, любимого, потеря работы и т.д. Подобные события зачастую побуждают молодого человека к неадекватным поступкам, которые в свою очередь могут коренным образом изменить последующую жизнь.

С возрастом импульсивность поведения молодого человека начинает уменьшаться вне зависимости от нормативных или ненормативных событий, а осознание внешних и

147

ional

download thefnee trial online at nitropeff.com/^rofeBEional

MOH 1/1 TOPI/1 HГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ Nt

In °rtftroPDF

внутренних обстоятельств - усиливаться. Это позволяет молодому человеку принимать более взвешенные решения и приводит к большему проникновению в причины своих поступков и поступков других людей. Таким образом, происходит становление социально зрелой взрослой личности.

Период ранней взрослости можно по-другому назвать периодом начинаний. Действительно, во всех областях взрослой жизни, будь то личная жизнь или профессиональная, молодой человек стоит в самом начале пути. Это начало, безусловно, связано с определенными планами и надеждами, большинство которых сложились еще в юношеский период. Однако эти надежды по своей сути являются мечтами, которые необходимо осуществить, чтобы достигнуть желаемого. Поэтому одной из наиболее важных задач молодой личности является необходимость увязать мечту и реальность, желаемое и действительное.

Нередко цели, которые ставят перед собой молодые люди, бывают либо нереальными, либо фиктивными - их соотнесенность с реальностью иногда невозможно проверить или подтвердить. Часто они определяются явно завышенным уровнем притязаний или тем жизненным сценарием, который определили родители. Результатом такого выбора жизненного пути зачастую становится разочарование и потеря смысла жизни, а мечта о взрослых достижениях может так и остаться фантазией.

Необходимость выбора собственной жизненной стратегии - общий принцип жизнедеятельности молодых людей. Исследования показывают, что при принятии решений юношам более свойственно опираться на мотиватор «потребность», а девушкам -«долженствование» (А.В. Ермолин, 1996). Это согласуется с данными других авторов, доказывающих большую предрасположенность девушек к усвоению общественных норм и требований (А.А. Реан, 2005).

Обращает на себя внимание одна из тенденций построения своего жизненного пути современной молодежью. Для достаточно большой части молодых людей свойственна мотивационная установка в пользу выбора одинокого образа жизни, в основе которого часто находится желание избежать множества проблем, которые может нести неудачное супружество. Оставаясь одиноким, молодой человек не ограничивает собственной свободы, не испытывает ощущений скуки, досады, раздражения, сексуальной неудовлетворенности и одиночества от общения с «надоевшим» человеком.

В то же время такое отношение к жизни нередко приводит к тому, что человек оказывается поглощенным только самим собой. Реализуя потребность в самоозабоченности, эти молодые люди стараются огородить себя от любого проявления настоящей вовлеченности в близкие отношения, так как требования и риск, связанные с интимностью, представляют для них угрозу собственной свободе. В результате молодой человек занимает позицию отчужденности и незаинтересованности в любых отношениях, как в личных, так и в социальных. Таким образом, выбор между стремлением к свободе и стремлением к защищенности и безопасности, которые достигаются в здоровой семье, делается в пользу свободы.

Составляющей адаптационного ресурса молодежи является также социальная и личная активность, в основе которых находится потребность в достижениях. Данная потребность переживается человеком как стремление к успеху, представляющему собой разницу между прошлым уровнем исполнения и настоящим, это - соревнование с самим собой за успех, стремление к улучшению результатов любого дела, за которое он берется. Она проявляется также во включенности в достижения дальних целей, в получении уникальных, оригинальных результатов как в продукте деятельности, так и в способах решения проблемы. Потребность в

148

ional

download thefnee trial online at nitropeff.com/^rofeBEional

MOH 1/1 TOPI/1 HГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ Nt

In °rtftroPDF

достижениях стимулирует поиск человеком таких ситуаций, в которых он мог бы испытывать удовлетворение от достижения успеха. Обратной стороной потребности в достижениях является потребность в избегании неудачи. Молодые люди с ярко выраженным стремлением избегания неудачи, как правило, обнаруживают низкую потребность в улучшении достигнутых результатов, предпочитают стандартные способы уникальным методам, боятся творчества. Потребность в избегании неудачи лежит в основе рутинного исполнения деятельности, в основе догматического следования инструкциям как в молодости, так и в дальнейшей жизни.

Для молодых людей с преобладающим мотивом избегания неудачи характерна повышенная тревожность, неконструктивное отношение к выполняемой деятельности (часто проявляется защитная установка).

Личная и социальная активность находит свою реализацию также в процессе общения молодежи, т.к. этот процесс занимает большое место в жизнедеятельности молодых людей. Многие исследователи (Ю.М. Орлов, Н.Д. Творогова и другие) обращают внимание на важность мотива аффилиации. Под этим мотивом принято понимать стремление человека к вступлению в общение с членами своего общества, стремление к созданию, сохранению и восстановлению положительных эмоциональных взаимоотношений с другими людьми.

Потребность в самоутверждении, зародившаяся в отрочестве, интенсивно продолжает развиваться в молодости. Мотивы самоутверждения (доминирования) проявляются в стремлении молодого человека влиять на других людей, контролировать их поведение, быть авторитетным, убедительным. Они проявляются в стремлении доказать истину другим, быть победителем в споре, навязать другим свои взгляды, вкусы, стиль и моды, решение проблем.

В период молодости деятельность человека достигает значительной эффективности в общественной, производственной и личной сферах. Вместе с тем именно в молодости могут возникать серьезные проблемы с развитием самосознания и личной идентичности. К концу периода молодости (примерно к 30 годам) человек переживает кризисное состояние, некий перелом в развитии, связанный с тем, что представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют его. Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, человек обнаруживает, что при уже сложившейся и внешне благополучной жизни личность его несовершенна, что много времени и сил потрачено впустую, как мало он сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать, и пр. Иными словами, происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своей Я-концепции. Молодой человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей жизни, в себе: семья, профессия, привычный образ жизни. Реализовав себя на данном этапе жизни, в период молодости, человек вдруг осознает, что, в сущности, стоит перед той же задачей - поиска, самоопределения в новых обстоятельствах жизни, с учетом реальных возможностей (в том числе ограничений, не замечавшихся им ранее). Этот кризис молодости свидетельствует о том, что он переходит на новую возрастную ступень - возраст взрослости. Обратим внимание на то, что кризис тридцати - условное название. Это состояние может наступить и раньше и позднее, ощущение кризисного состояния может наступать неоднократно на протяжении жизненного пути (как и в детстве, отрочестве, юности), так как процесс развития идет по спирали, не останавливаясь. Кризисное состояние человека (в случае нормы, а не патологии) - явление положительное, так как дает импульс к дальнейшему совершенствованию (самосовершенствованию) личности в ее развитии.

Важным адаптационным ресурсом является также принадлежность молодого человека к социальным группам, имеющим высокий социальный статус (это может быть семья,

149

ional

download thefnee trial online at nitropeff.com/^rofeBEional

MOH 1/1 TOPI/1 HГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ Nt

In °rtftroPDF

профессиональное сообщество и пр.). Включенность в эти социальные группы обеспечивают молодому человеку более динамичное построение карьерного роста, возможность дальнейшего разностороннего личностного развития. Следует отметить, что существование молодых людей в рамках своих субкультур, своих референтных социальных групп способствует менее болезненному процессу взросления юношества, более успешному приходу в новые социальные условия, и, как правило, способствует лучшей социально-психологической адаптации к происходящим кардинальным изменениям в обществе. Речь не идет об асоциальных молодежных группах, в которых также происходит социально-психологическая адаптация к глубоким социально-экономическим изменениям, но для этого используются криминальные адаптивные стратегии.

Итак, можно констатировать, что социально-возрастная категория «молодежь» весьма не однородна по степени обладания и выраженности своих адаптационных ресурсов. В силу этого, можно предположить наличие различий как в степени их социально-психологической адаптированности к происходящим социально-экономическим изменениям в нашем обществе, так и в доминирующих формах используемых молодыми людьми адаптационных стратегий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зараковский Г.М., Казакова Е.К. Адаптация населения России к новым условиям и качество жизни // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы. Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 624 с.

2. Коржова Е.Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения. Психологические проблемы самореализации личности - СПб. 1997. - С. 75-88.

3. Медведев В.И., Зараковский Г.М. Психофизиологический потенциал как фактор устойчивости популяции в условиях глобальных изменений природной среды и климата // Физиология человека. - 1994. - Т. 20. - №6. - С. 5-15.

4. Завьялова Е.К. Психологические механизмы социальной адаптации человека // Вестник Балтийской педагогической академии. - СПб. 2001. - Вып.40. - С. 55-60.

5. Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. - 1996. - № 3. - С. 60-71.

6. Корнилов А.П. Саморегуляция человека в условиях социального перелома // Вопросы психологии. - 1995. - № 5. - С. 69-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.