Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН КАК УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА'

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН КАК УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
142
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА / SOCIAL RIGHTS / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / SOCIAL PROTECTION / ПЕРЕЧЕНЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ / LIST OF SOCIAL RIGHTS / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / LIVING WAGE / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SOCIAL SECURITY / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ / CONSTITUTIONAL GUARANTEES OF SOCIAL RIGHTS / ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ / POLITICS OF SOCIAL REFORMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вышеславова Т.Ф.

Статья посвящена значению и роли социальных прав граждан как составляющей уровня развития современного общества, а также современным проблемам реализации конституционных социальных прав граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL RIGHTS OF CITIZENS AS THE INDICATOR OF DEVELOPMENT OF THE WELFARE STATE

This article deals with the role and significance of social rights as a component of the level of development of modern society, as well as contemporary issues of realization of constitutional social rights of the citizens.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН КАК УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА»

не только актами, указанными в ч. 3 ст. 11 Конституции РФ, но и актами Президента и Правительства РФ. В связи с этим предлагается в процессе будущего конституционного развития России включить акты Президента и Правительства РФ в число источников регулирования этих отношений.

Административно-территориальное устройство в силу буквального толкования ст. 73 Конституции Российской Федерации необходимо относить к самостоятельному (исключительному) ведению субъектов Российской Федерации (в том числе в Ставропольском крае). При этом необходимо четко разграничивать административно-территориальное деление в субъекте Федерации и муниципально-территориальное деление в этом же субъекте. Предлагается в Ставропольском крае постепенно отказаться от привязки административно-территориального устройства к сельским районам и крупным городам как территориальным единицам (за целесообразными исключениями), поскольку на этом уровне осуществляется местное самоуправление. В качестве названий таких единиц можно предложить административный округ (как например, в г. Москве) и (или) регион (как уже существующий в крае регион Кавказских Минеральных Вод).

Наряду с существованием административно-территориальных и муни-ципально-территориальных единиц субъектов Федерации возможно и признание существования федерально-административных единиц (федеральные, военные, арбитражные округа России) и муниципально-административных единиц (управленческое деление территории в границах муниципального образования — например, Промышленный, Ленинский и Октябрьский районы города Ставрополя). Это позволит упорядочить использование соответствующей терминологии.

К особенностям административно-территориального устройства Ставропольского края относится также наличие региона Кавказских Минеральных Вод, статус которого устанавливается как федеральным законодательством, так и законодательством Ставропольского края.

Т.Ф. Вышеславова,

кандидат юридических наук, доцент кафедры экологического, земельного и трудового права Северо-кавказского федерального университета vysheslavova_ $"@таМ. ги

Социальные права граждан как показатель развития социального государства

103

Аннотация: статья посвящена значению и роли социальных прав граждан как составляющей уровня развития современного общества, а также современным проблемам реализации конституционных социальных прав граждан.

Ключевые слова: социальные права, социальная защита, перечень социальных прав, прожиточный минимум, социальное обеспечение, конституционные гарантии социальных прав, политика социальных реформ.

Summary: this article deals with the role and significance of social rights as a component of the level of development of modern society, as well as contemporary issues of realization of constitutional social rights of the citizens.

Keywords: social rights, social protection, list of social rights, living wage, social security, constitutional guarantees of social rights, politics of social reforms.

Реализация социальных прав человека составляет суть социального государства. Государство должно создавать условия и предоставлять средства для эффективной реализации гражданами данных прав, а также формировать механизмы их правовой защиты. Конституционное закрепление этих прав показывает, что они являются одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе. Социальные права отражают уровень материального развития конкретного государства и общества, их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида1.

От других прав социальные права отличаются тем, что возможности их осуществления определяются, прежде всего, экономическими возможностями государства, развитием судебной системы, имеющимися международными стандартами.

Социальные права призваны обеспечивать человеку достойный уровень жизни и социальную защиту, но в некоторых странах мира, в том числе и в России многие социальные нормы носят декларативный характер или имеют < настолько низкий уровень финансовой обеспеченности, что они фактически

CD

о не осуществляются. Кроме того, в законодательстве до сих пор нет единого

ш

с

104

<с понятия социальных прав, дается лишь их примерный перечень. По нашему с мнению, социальные права — это признаваемые и обеспечиваемые госу-^ дарством возможности индивида, обеспечивающие его и его семьи жизнь, ^ развитие, человеческое достоинство, свободу деятельности. ё Достойная жизнь в конституционно-правовом смысле — это тот мини-о мальный стандарт условий жизни, который государство, провозгласившее ^ себя социальным, обязано обеспечить каждому гражданину. Ориентиром может служить уровень величины прожиточного минимума на душу на-§ селения и по основным социально-демографическим группам населения в □Е целом по РФ за III квартал 2013 г.2

Прожиточный минимум в целом по России за III квартал 2013 г. на душу населения составляет 7 429 руб., для трудоспособного населения — 8 014 руб., для пенсионеров — 6 097 руб., детей — 7 105 руб. Прожиточный минимум заметно вырос по сравнению со вторым кварталом прошлого года. В зависимости ^ от величины прожиточного минимума происходит оценка уровня жизни обще-о ства при реализации социальной политики государства и соответствующих социальных государственных программ. Однако минимальный размер оплаты труда в России с 1 января 2014 г. составляет только 5554 руб., что говорит о расхождении уровня социальных гарантий и реальных потребностей населения.

1 См.: Перевалов В.Д. Теория государства и права. М., 2004. С. 309.

2 См.: Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2013 г. : постановление Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. № 1173 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 51, ст. 6881.

Модель социального государства основана и на том, что большинство его граждан вполне в состоянии самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни, существенно отличающийся от того минимума, который устанавливает для своих граждан государство. Практическое осуществление обеспечения достойного уровня жизни для большинства граждан возможно только в условиях благополучия и процветания России, совершенствования экономической, демографической, социальной политики, развития концепции достойного вознаграждения за труд.

Конституция РФ закрепляет следующие социальные права граждан: право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; право на охрану материнства и детства государством; право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; право на пенсионное обеспечение; право на оказание помощи малоимущим группам населения в вопросах предоставления жилья и в части оплаты коммунальных услуг; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на получение бесплатного основного общего образования на родном языке; право на гарантированную государственную защиту социальных прав.

В ч. 2 ст. 7 Конституции РФ приводится перечень социальных гарантий, который является открытым. Право на социальное обеспечение закреплено ц также в основных международных актах, которые согласно Конституции РФ | являются частью ее правовой системы. Н

Конституционные основы социальной защиты — это основополагающие з Ф начала, закрепленные в Конституции РФ, направляющие всю деятельность Т а по социальной защите граждан. Этим фундаментальным

сущи следующие особенности: во-первых, они выступают «высшим мерилом» о -а правомерности социальной деятельности государства; во-вторых, они струк- | д турируют и ориентируют всю систему социальной защиты на конкретных 5 Ф граждан; в-третьих, в них закрепляются основные государственные гарантии ;з К в социальной сфере. ¡3 =.

Механизмом, призванным обеспечить гражданам России достойный а а

е

уровень жизни, является социальное обеспечение. Право социального обеспечения регулирует материальные и процедурно-процессуальные отношения в социальной сфере. К материальным отношениям относятся: пенсионные отношения; отношения по обеспечению пособиями, компенсациями, субси- юд

диями; различные формы социального обслуживания в виде предоставления -

натуральных услуг либо льгот1. Именно материальные отношения определяют содержание права социального обеспечения.

Несмотря на достаточно солидный перечень социальных прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, это отнюдь не обеспечивает высокий | уровень жизни населения в России. о

ч ё

Единого подхода к пониманию социальных прав человека российская юри- 8 дическая наука еще не выработала. Социальные права могут рассматриваться § как в широком смысле (когда они подразумевают права не только в области

1 См.: Яблокова И.А. Защита права граждан на социальное обеспечение при регулировании различных видов социального обеспечения // Социальное и пенсионное право. 2010. № 4.

социального обеспечения, но и в сфере труда, образования, экологии), так и в узком смысле, будучи приравненными, по сути, к праву на социальную защиту1. Таким образом, социальные права и политика социальных реформ, опирающиеся на Конституцию РФ, имеют различный объем гарантий, предоставляемых гражданам России.

Проводимая в последние годы в России политика социальных реформ не оправдала возлагавшихся на нее надежд. В качестве одного из ее направлений предполагалось освободить государство от «перегружающих» аппарат государственного управления несвойственных ему функций, в том числе обеспечения необходимого уровня социальных гарантий населению. Существенных результатов в повышении эффективности работы государственных учреждений в названной сфере не произошло. В связи с этим насущной потребностью является разработка и реальное воплощение в жизнь системы минимальных стандартов социальных гарантий и социальной помощи малоимущим гражданам страны и в целом — системы обеспечения достойного уровня жизни населения.

Для этого необходимо выполнить ряд действий.

Во-первых, разработать минимальные стандарты, определяющие перечень и качество социальных услуг и благ, призванных обеспечить достойный уровень жизни.

Во-вторых, сделать адресной и индивидуальной социальную помощь. В-третьих, установить дифференцированный МРОТ, который будет ш являться реальным критерием того, сколько одному человеку или семье необходимо для поддержания жизнедеятельности. ^ В -четвертых, разработать долгосрочный проект социально -экономического < развития Российской Федерации, причем не в виде декларации общих принципов и направлений деятельности, а в формате конкретных программ и ^ механизмов, подразумевающих реальные результаты и комплексную оценку ^ эффекта от их реализации.

к В-пятых, переориентировать систему налогообложения, поскольку она т является основным источником финансирования социальной помощи. ш В-шестых, реализуя реформы в сфере социального обеспечения, постоев янно сопоставлять их возможные результаты со степенью их влияния на уровень жизни населения и развития общества. Если возникнет сомнение 106 в реальной полезности реформ, то они будут требовать серьезной и обстоя- тельной корректировки.

Отдельные проблемы существуют с реализацией права на социальное обеспечение. Примером тому является временное ограничение права на получение пособия по временной нетрудоспособности лицами, осуществляющими уход за детьми в случае их болезни, Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»2.

-О X

со

о

OJ

1 См.: Александрова А.В. Социальные права в конституционном праве Германии: история и современность // История государства и права. 2012. № 8.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 1, ч. 1, ст. 18.

Прежнее законодательство предусматривало выплату пособия по временной нетрудоспособности за весь период ухода за ребенком, сейчас оно ограничено календарными днями. Кроме того, появилось ограничение сроков выплаты пособий в случае ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 15 лет, которое составляет 120 календарных дней в году по всем случаям ухода за этим ребенком. Как констатирует Т.В. Шелудякова, эти ограничения ущемляют права граждан, имеющих детей, и ведут к росту числа хронических заболеваний детей и подростков, поскольку родителей вынуждают приступать к работе, независимо от того, выздоровел ребенок или продолжает болеть1.

Недостатком Конституции РФ можно считать отсутствие закрепления в ней принципов и направлений государственной политики в целом и в социальной сфере в частности, а также отдельных норм, посвященных поддержке молодежи2.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.3 сформулированы основные направления социально-экономического развития страны, которые можно рассматривать как основные положения социальной политики государства, однако они сформулированы лишь в общем виде и не отражают демографической, социально-трудовой конкретики. Уровень социальной помощи граж- ц данам России должен соответствовать международным нормам, в частности, а| нормам Европейской социальной хартии, ратифицированной Российской 5 Федерацией в июне 2009 г.4 Однако ратификация Европейской социаль- § Ф ной хартии не повлекла изменений в социальной политике государства и Та не привела к повышению уровня социальной защиты населения. Такие ее Ф ф положения, как право на профессиональную ориентацию молодежи, право о -а семьи на социальную, правовую и экономическую защиту, право детей и | д молодежи на социальную защиту не нашли достойного места в российском 5 Ф законодательстве. ¡3 К

Именно успехи в социальной политике служат показателем плодотворной 3 п

с „ ^ О О

деятельности государства5. Реальное наполнение принятой два десятилетия а а

назад Конституции Российской Федерации юридическими гарантиями прав т $

и свобод, т. е. общими социальными, политическими, экономическими, § ь духовно-нравственными предпосылками и условиями, обеспечивающими

1 См.: Шелудякова Т.В. Социальные права граждан: виды и защита Конституционным Судом 107 Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. 2011. № 3. С. 13—17. -

2 См.: Стародубцева И.А., Шелудякова Т.В. Конституционные основы социальной поддержки молодежи в зарубежных странах и Российской Федерации // Конституционное и муници- Ч пальное право. 2013. № 3. Э

3 См.: О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федера- Ср ции на период до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // | Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 47, ст. 5489. О

4 О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года : фе- а деральный закон РФ от 3 июня 2009 г. № 101-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. § 2009. № 23, ст. 2756. а

5 См.: Варламова Н.В. Социальная хартия и Европейская конвенция как инструменты защиты социальных прав // История. Право. Политика. 2011. № 1. С. 29

реальность и исполнимость прав и свобод, а также конкретными формами и средствами их реализации, охраны и защиты продолжается и сегодня1.

Государство обязано заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности путем реализации государственной социальной политики. Основными ее приоритетами должны стать: создание многоуровневой программы социальной поддержки населения Российской Федерации; определение субъектного состава данной приоритетной помощи государства; разработка новых подходов для предоставления социального жилья (молодым семьям, военнослужащим, при рождении третьего и последующих детей); предоставление дополнительных возможностей молодым специалистам, изъявившим желание работать в сельской местности; расширение объемов предоставления государственной социальной помощи гражданам, попавшим в тяжелые жизненные обстоятельства; совершенствование системы медицинского и социального обслуживания населения; повышение относительного и абсолютного уровней пенсионного обеспечения граждан; борьба с бедностью; выравнивание уровней социальной помощи гражданам, независимо от проживания в том или ином субъекте Российской Федерации;

I увеличение прожиточного минимума и минимальной заработной платы; реальное обеспечение исполнения социальных обязательств государства; установление ответственности государства за неисполнение социальных

о

к

обязательств; приближение социальных прав и гарантий к основным § международно-правовым стандартам и др.

Достижение целей социальной справедливости возможно только при ^ эффективной реализации социальных норм, не зависящей от усмотре-< ния органов социальной защиты или органов исполнительной власти. :: Деятельность органов государственной власти в области социальной ^ политики заключается в принятии соответствующих правовых актов, ° которые рано или поздно становятся объектами оценки конституцией онных судов. Конституционное правосудие, являясь, по сути, истиной

т в последней инстанции, должно быть в высшей степени объективным,

о

ш

<

Конституцией РФ.

ш позволяющим реализовать социальное право, если оно закреплено

Только при условии гарантирования и обеспечения государством реальной 108 возможности осуществления социальных прав Россия может претендовать - на статус истинно социального государства.

1 См.: Окуньков Л.А. Комментарий к Конституции Российской Федерации. 2-е изд., перераб. * и доп. М., 1996. С. 36. О

сч

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.