Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования и защиты социальных прав студентов'

Проблемы правового регулирования и защиты социальных прав студентов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1065
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА СТУДЕНТОВ / ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ / ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ ПРАВ СТУДЕНТОВ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ / SOCIAL SECURITY LAW / SOCIAL RIGHTS OF STUDENTS / PROTECTION OF SOCIAL RIGHTS / THE PROBLEM OF THE IMPLEMENTATION AND PROTECTION OF THE RIGHTS OF STUDENTS / SOCIAL SECURITY OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Журавлев Кирилл Сергеевич

В статье автором анализируются законодательные положения, направленные на регулирование социальных прав студентов на конституционно-правовом и федеральном уровне, приводится основной перечень социальных прав, гарантированных государством, а также способы их защиты, указанных в законе. В приведенном исследовании выделяется проблема затянутых сроков при неюрисдикционных формах реализации и защиты социальных прав студентов как несоответствие общеправовому принципу разумности. Автором также проводится анализ судебной практики, выделяются основные проблемы судебной защиты прав студентов и предлагаются пути их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION AND PROTECTION OF SOCIAL RIGHTS OF STUDENTS

In the article, the author analyzes the legislative provisions aimed at regulating the social rights of students at the constitutional and federal levels, provides a basic list of social rights guaranteed by the state, as well as ways to protect them, specified in the law. The above study highlights the problem of lengthy periods with non-jurisdictional forms of realization and protection of social rights of students as a discrepancy with the general legal principle of reasonableness. The author also analyzes the jurisprudence, highlights the main problems of judicial protection of students' rights and suggests ways to solve them.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования и защиты социальных прав студентов»

УДК 349.3

Журавлев Кирилл Сергеевич Уральский государственный юридический университет

Институт прокуратуры Россия, Екатеринбург kirilchedi@mail. ru Juravlev Kirill Sergeevich Ural State Law University Institute of Prosecution Russia, Ekaterinburg

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЗАЩИТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ СТУДЕНТОВ Аннотация: в статье автором анализируются законодательные положения, направленные на регулирование социальных прав студентов на конституционно-правовом и федеральном уровне, приводится основной перечень социальных прав, гарантированных государством, а также способы их защиты, указанных в законе. В приведенном исследовании выделяется проблема затянутых сроков при неюрисдикционных формах реализации и защиты социальных прав студентов как несоответствие общеправовому принципу разумности. Автором также проводится анализ судебной практики, выделяются основные проблемы судебной защиты прав студентов и предлагаются пути их разрешения.

Ключевые слова: право социального обеспечения; социальные права студентов; защита социальных прав; проблема реализации и защиты прав студентов; социальное обеспечение студентов.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION AND PROTECTION OF SOCIAL RIGHTS OF STUDENTS

Annotation: in the article, the author analyzes the legislative provisions aimed at regulating the social rights of students at the constitutional and federal levels, provides a basic list of social rights guaranteed by the state, as well as ways to protect them, specified in the law. The above study highlights the problem of lengthy periods with non-jurisdictional forms of realization and protection of social rights of students as a discrepancy with the general legal principle of reasonableness. The author also analyzes the jurisprudence, highlights the main problems of judicial protection of students' rights and suggests ways to solve them.

Key words: social security law; social rights of students; protection of social rights; the problem of the implementation and protection of the rights of students; social security of students.

Проблема малообеспеченности, сохранения и поддержания достойного уровня жизни населения в настоящее время занимает особое место для правовой теории и правоприменительной практики, поскольку существует множество нерешенных вопросов, стоящих перед государствами многих стран, и требует большого внимания. Ведь зачастую именно бедность приводит к социальным волнениям, толкает людей на преступления. Роль государства в решении данной проблемы занимает основополагающее значение, ведь именно за государством закреплена обязанность поддержания достойного уровня жизни населения и борьба с социальным неравенством, поэтому очень важно, чтобы государство стремилось к формированию для граждан благоприятной жизненной среды, обеспечению социальной справедливости. Государства всего мира пытаются достичь разрешения данных проблем путём ратификации международных актов, а также принятия актов национального законодательства.

Пункт 30 ч. I Европейской социальной хартии (принятой в г. Страсбурге 03.05.1996), ратифицированной Российской Федерацией в 2009 г. Федеральным законом от 03.06.2009 N 101-ФЗ гарантирует каждому право на защиту от бедности и социального отторжения [1]. Согласно ст. 7 Конституции

303

Российской Федерации РФ Россия является социальным государством, деятельность которой сводится к созданию необходимого уровня условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и иных социально незащищенных слоев населения, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [2]. Таким образом, государство нормативно закрепляет за собой обязанности по реализации социальной функции.

Студенты очной формы обучения образовательных организаций входят в группу социального риска, так как они наиболее склонны к бедности ввиду отсутствия достойного заработка. У малообеспеченных студентов очной формы обучения зачастую стоит выбор между освоением образовательной программы и трудоустройством, чтобы поддерживать достойный уровень жизни, что приводит к низкой успеваемости, и, следовательно, неудовлетворительному уровню образования.

Федеральным законом «Об образовании» понятия «студент» и «аспирант» разграничены. В соответствии пп. 3 п. 1 ст. 33 ФЗ «Об образовании в РФ» студентами являются лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры [3]. Согласно пп. 4 п.1 ст. 33 того же ФЗ «аспирантами считаются лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров» [3]. Таким образом, законодатель не включает аспирантов в число студентов. Думается, что данное выделение оправданно, так как цель студента - освоить образовательную программу, а цель аспиранта - подготовиться к предстоящей научно-педагогической работе.

А.Я. Сухарев полагает, что «социальные права - это совокупность конституционных прав человека, дающих ему возможность претендовать на

304

получение от государства при определенных условиях материальных благ, и относит к таким социальным правам право на социальное обеспечение, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище, особые права детей и права инвалидов» [4]. По мнению А.С. Шабурова, «непосредственная реализация права, то есть осуществление его в фактическом поведении, происходит в трёх формах - использование субъективного права, исполнение обязанностей, и соблюдение запретов» [5, с.245]. Реализация социальных прав студентов очной формы обучения образовательных организаций предполагает использование ими социальных прав, что выражается в свободе выбора воспользоваться тем или иным предоставленным правом (право на получение государственной социальной стипендии, право на предоставление жилого помещения в первоочередном порядке, и так далее), а также возможность обратиться в орган власти с целью восстановления нарушенного права. Однако встаёт острая проблема неосведомлённости студентов о своих социальных правах, зачастую в образовательных организациях не проводятся мероприятия, направленные на ликвидацию правовой безграмотности, а студентам не разъясняются их социальные права. На мой взгляд, следовало бы в обязательном порядке информировать студентов о возможности реализовать их социальные права, а также об изменениях в законодательстве относительно данных прав.

К.Б. Бароцкая отмечает, что «социальные права имеют совершенно иную природу и иные механизмы защиты, чем гражданские и политические, при этом для реализации социальных прав недостаточно просто воздерживаться от вмешательства в данную сферу: их реализация предполагает активную роль государства в обеспечении гражданам достойного уровня жизни и ряда иных благ, здесь необходима многосторонняя, планомерная деятельность государства по разработке и реализации социальных программ» [6, с. 20].

Рассуждая о социальных правах студента как отдельного субъекта правоотношений в системе социального обеспечения, следует сказать, что к ним будут относиться права, установленные различными и множественными

305

актами законодательства РФ, затрагивающие правовой статус студента, устанавливающие гарантии, защиты и способы реализации социальных прав и обязанностей студента. Представляется, что важнейшими нормативно-правовыми актами, закрепляющими социальные права студентов как отдельного субъекта в системе права социального обеспечения, будут являться прежде всего ФЗ «Об образовании в РФ», а также Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2016 N 1390 «О формировании стипендиального фонда».

Так, согласно ч. 2 ст. 34 ФЗ «Об образовании в РФ» обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования:

1) полное государственное обеспечение (включая обеспечение одеждой, инвентарем);

2) обеспечение питанием;

3) обеспечение местами в интернатах, а также жилого помещения;

4) транспортное обеспечение;

5) получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат;

6) предоставление образовательного кредита;

7) иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами [3]. Указанные виды помощи И.В. Григорьев подразделял на денежные и натуральные [7, а 273].

Федеральный законодатель предпринял ряд мер для снижения риска бедности среди данной категории граждан, например, в п. 5 ст. 36 ФЗ «Об образовании в РФ» установлен перечень лиц, имеющих право на получение государственной социальной стипендии [3].

Государственная социальная стипендия назначается указанной категории студентов со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи [3].

306

Вместе с тем законодатель не ограничивается назначением государственной социальной стипендии, и гарантирует вышеуказанным лицам предоставление жилого помещения в общежитии. Так, согласно п.2 ст. 39 ФЗ «Об образовании в РФ» жилые помещения в общежитиях предоставляются обучающимся в порядке, установленном локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность [3]. Обучающимся, имеющим право на получение государственной социальной стипендии, а также обучающимся, получившим государственную социальную помощь, жилые помещения в общежитиях предоставляются в первоочередном порядке. С каждым обучающимся, проживающим в жилом помещении в общежитии, заключается договор найма жилого помещения в общежитии в порядке, установленном жилищным законодательством. При наличии обучающихся, нуждающихся в жилых помещениях в общежитиях, не допускается использование таких жилых помещений для целей, не связанных с проживанием в них обучающихся [3]. Думается, что данные положения закона отвечают целям достижения социальной справедливости, так как не всегда студент, получивший государственную социальную помощь или получающий государственную стипендию может обеспечить себя жильем, необходима всесторонняя поддержка со стороны государства, которая в полной мере может обеспечить социальную справедливость.

Приоритет в поддержке устанавливается малообеспеченным студентам первого и второго курсов, обучающихся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по образовательным программам высшего образования, таким как бакалавриат и магистратура. Данной категории студентов в случае получения по итогам промежуточной аттестации оценок успеваемости «отлично» или «хорошо» или «отлично и хорошо» в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2016 N 1390 (ред. От 16.03.2019) «О формировании стипендиального фонда» назначается государственная социальная стипендия, увеличенная в размере по отношению к нормативу, установленному

307

Правительством Российской Федерации для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в отношении государственной социальной стипендии [8, с. 39-42].

Вместе с тем встает проблема защиты социальных прав студентов, ввиду того что студенты зачастую в силу правовой неграмотности либо же иных причин, связанные с бюрократизмом, работой административных аппаратов, сроков, которые не соответствуют принципу разумности по поводу предоставления государственных и муниципальных услуг не могут самостоятельно защитить свои социальные права. При этом, студенты очной формы обучения, как отдельная категория нуждающихся лиц в социальных мерах поддержки, должны быть обеспечены в любом правовом обществе легальными и упрощенными способами защиты своих социальных прав и гарантий, недопустимо создание административных барьеров и документальной волокиты для реализации ими этих социальных прав, так как всё это влечёт "безжизненность" норм, закрепленных в законодательстве. Доступные способы защиты имеют большую роль для эффективного использования студентами закрепленных законодательством социальных прав.

Для признания, защиты и восстановления нарушенных социальных прав граждане могут обратиться в различные органы государственной власти, а также в судебные органы.

Статья 12 ГК закрепляет способы защиты гражданских прав, перечень

которых, содержащийся в этой статье, не является исчерпывающим, поскольку

могут применяться и иные способы, если они предусмотрены законом [9, а 57].

К таким способам, которые закреплены в ГК, относятся: «признание права,

восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и

пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его

нарушения, признание оспоримой сделки недействительной и применения

последствий её недействительности, применение последствий

недействительности ничтожной сделки, признание недействительным решения

собрания, признание недействительным акта государственного органа или

308

органа местного самоуправления, самозащита права, присуждение к исполнению обязанности в натуре, возмещение убытков, взыскание недействительности, компенсация морального вреда, прекращение или изменение правоотношения, неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, иные способы, предусмотренными законом» [10].

Как справедливо замечает А.Я. Курбатов, «при этом потребность в применении этих способов защиты может возникать не только в рамках отношений, подпадающих в сферу гражданско-правового регулирования, но и в публичных отношениях» [11, с.15]. Например, студент, чьё право на государственную социальную стипендию было нарушено неправомерными действиями органов социальной политики (например, незаконный отказ в выдаче документа, дающего право на государственную социальную стипендию) может требовать возмещения убытков и компенсацию морального вреда.

Судебная защита является самой эффективной формой защиты социальных прав, так как суд уполномочен потребовать исполнения государственным аппаратом своих обязательств перед гражданами и компенсировать ущерб, им причинённый. В доктрине юридической науки право на судебную защиту включает в себя право на восстановление нарушенного права и право на обращение в судебный орган. Однако для эффективной реализации социальных прав необходима независимость судебной ветви власти и беспрепятственный доступ к правосудию, так как только при соблюдении данных условий можно говорить об эффективности судебной защиты, и существует реальная возможность обжаловать действия (бездействие) государственных органов и их должностных лиц. Тем более, судебные акты имеют распространение на всех субъектов права и исполняются более ответственно, нежели акты других органов, так как за их неисполнение законом предусмотрены жесткие санкции.

Исследование различных аспектов правоприменительной практики в сфере защиты социальных прав личности отвечает потребностям совершенствования деятельности судебной власти в России [12, а 27].

Одним из примеров судебной защиты социальных прав студентов может послужить правовая позиция Верховного Суда РФ, в которой указанный судебный орган утвердил незаконность установления каких-либо дискриминаций в отношении порядка назначения и выплат губернаторских стипендий по территориальному признаку. Так, п. 3 нормативного-акта Губернатора Ленинградской области было установлено, что стипендии могут получать студенты, которые имеют регистрацию по месту жительства именно на территории Ленинградской области [13], и, как отметил, суд «установление неравных правовых возможностей по данным признакам запрещено конституционно-правовыми положениями, и кроме того, одним из основных принципов государственной политики в целях обеспечения государственных гарантий прав граждан РФ является обеспечение права каждого человека на образование при недопустимости каких-либо дискриминаций в сфере образования, что подразумевает, в частности, недопустимость установления неравного положения лиц в зависимости от наличия регистрации по месту жительства или пребывания в части возможности получения стипендии» [14].

Не менее важным примером судебной защиты социальных прав граждан выступает Апелляционное определение Приморского краевого суда от 25.07.2017 по делу N 33-7366/2017 о взыскании убытков в результате неправомерных действий отдела социальной защиты, поскольку из-за таких действий истец не смог получить социальную стипендию за спорный период. Так, истец в период с октября 2014 по июль 2015 он получал по месту обучения социальную стипендию, назначенную ему в соответствии с ч. 5 ст. 36 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в РФ» на основании справки выданной органами социальной защиты по месту жительства. Однако в выдаче такой справки повторно Находкинский территориальный отдел департамента труда и социального развития

310

Приморского края отказал, сославшись на то, что он находится в учебном заведении на полном государственном обеспечении. За получением справки он обращался в отдел соцзащиты в августе 2015, в декабре 2015, в феврале 2016, а затем обратился в прокуратуру, и только после внесенного прокурором представления соответствующая справка в апреле 2016 года ему была выдана. В мае 2016 года выплата социальной стипендии ему была возобновлена. Ссылаясь на данные обстоятельства, указывая, что в результате неправомерных действий отдела соцзащиты он не смог дополучить социальную стипендию за период с ноября 2015 по апрель 2016 года в общей сумме 14772 рубля, истец просил суд взыскать с Департамента труда и социального развития Приморского края убытки в размере недополученной социальной стипендии 14772 рубля, а также компенсацию морального вреда в сумме 50000 рублей, судом первой инстанции были полностью удовлетворены требования истца, а затем апелляционной суд оставил данное решение без изменений [15]. При этом, существует немало примеров судебной практики по аналогичным ситуациям, в которых гражданин требует возместить ему ущерб, либо же просит судебные органы понудить органы социальной защиты совершить определенные действия такие, как выдача определенных справок [16].

Таким образом, как мы видим на практике, студенты очной формы обучения прибегают именно к судебной форме защиты своих прав, поскольку, как правило, в правоотношениях по поводу предоставления социальных гарантий и мер поддержки указанные лица находятся в неравных отношениях с органами, которые предоставляют государственные и муниципальные услуги, а обжалования их решения в административном порядке или через иные государственные органы затягивают предоставление тех же самых гарантий и мер поддержки в виду продолжительных сроков рассмотрения обращения. Бесспорно, российским законодательством установлены сроки на рассмотрение судебных дел процессуальными актами и в зависимости от категории рассматриваемых дел их продолжительность может быть разной, но, как правило, не более 2 месяцев, жалоба же чаще всего рассматривается в

311

установленный законом срок и составляет 30 дней, однако следует учесть, что в конечном итоге с точки зрения права судебная защита, несмотря на возможное увеличение продолжительности рассматриваемого спора, наиболее надежна и обеспеченна законностью и гарантией обязательности исполнения судебного решения.

Таким образом, одной из основных проблем защиты социальных прав студентов является срок рассмотрения юридических дел в административном или судебном порядке, поскольку меры социальной поддержки должны быть оказаны здесь и сейчас, то есть в наиболее возможно быстром сроке для студента, что необходимо для реализации целей его обучения и достойного уровня жизни. На данный момент реализация мер социальной поддержки в разумный срок ещё не достигнута, что требует особого внимания со стороны государства.

1. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) ратифицирована Федеральным законом от 03.06.2009 N 101-ФЗ // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. N 31. Ст. 4398.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. N 303. 31.12.2012.

4. Большой юридический словарь. М.: Инфра. / А.Я. Сухарев, В.Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.

5. Теория государства и права : учебник / отв. ред. В.Д.Перевалов. - 4 изд., перераб. и доп. - М.: Норма : ИНФРА-М, 2013. - 496 с.

Список литературы:

6. Бароцкая К.Б. Конституционное право на социальное обеспечение в системе прав человека и гражданина: Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2007. 187 с.

7. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / И.В. Григорьев, В.Ш. Шайхатдинов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 273 с.

8. Менкенов А.В. Правовые проблемы оказания государственной социальной помощи студентам очной формы обучения государственных вузов // Социальное и пенсионное право. 2014. N 4. С. 39 - 42.

9. Гражданское право: учебник. В 2 т. / под ред. Б. М. Гонгало. Т. 1. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Статут, 2017. С. 511.

10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. N 32. ст. 3301.

11. Курбатов А.Я. Защита прав и законных интересов в условиях "модернизации" правовой системы России. М., 2013. С. 15.

12. Азарова Е.Г. Судебная защита пенсионных прав: Науч.-практ. пособие. М., 2009. С. 27.

13. Постановление Правительства Ленинградской области от 02.07.2013 N 187 (ред. от 27.06.2016) «Об учреждении ежемесячной именной стипендии Губернатора Ленинградской области для одаренных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных организациях высшего образования, имеющих государственную аккредитацию» // Официальный интернет-портал Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru (дата обращения: 17.11.2019).

14. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 14.10.2015 N 33-АПГ15-25 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

15. Апелляционное определение Приморского краевого суда от 25.07.2017 по делу N 33-7366/2017 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

16. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 18.10.2016 N 33-18297/2016 по делу N 2-5064/2015, Апелляционное определение Пензенского областного суда от 21.04.2015 по делу N 33-857/2015, Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 11.05.2016 по делу N 33-5217/2016 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

314

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.