Научная статья на тему 'Социальные практики организации неформального образования студентов'

Социальные практики организации неформального образования студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
751
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВИДЫ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIAL PRACTICES / INFORMAL EDUCATION / TYPES OF INFORMAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова О.В.

В статье дана трактовка понятия «неформальное образование»; описаны его характеристики и виды; представлен анализ основных социальных практик организации неформального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PRACTICES OF ORGANISATION OF INFORMAL EDUCATION OF STUDENTS

In the article the concept of "informal education" is characterized. Characteristics and types of informal education are described. Social practices of organization of informal education are analyzed.

Текст научной работы на тему «Социальные практики организации неформального образования студентов»

YAK 60.561.9(2Рос-6Хан-2Сургут) ББК 316.74:37(571.122)

O.B. ВЛАСОВА

O.V. VLASOVA

СОУИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАУИИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

SOCIAL PRACTICES OF ORGANISATION OF INFORMAL EDUCATION OF STUDENTS

В статье дана трактовка понятия «неформальное образование»; описаны его характеристики и виды; представлен анализ основных социальных практик организации неформального образования.

In the article the concept of «informal education» is characterized. Characteristics and types of informal education are described. Social practices of organization of informal education are analyzed.

Ключевые слова: социальные практики, неформальное образование, виды неформального образования.

Key words: social practices, informal education, types of informal education.

Образование - один из основных видов деятельности молодежи, сфера целенаправленного формирования личности, в которой процессы социализации приобретают упорядоченные формы и общественно значимые стандарты и ориентиры. Стандарты образования реализуются в тех знаниях, ценностях и нормах деятельности, которые становятся его содержанием. Ориентирами образования молодежи служат ожидаемые результаты, выражающиеся в конкретных социальных ролях, к которым молодой человек готовится в процессе целенаправленной социализации [5, с. 198].

Образование является объективно существующим феноменом, который дает определенный уровень знаний, умений, навыков, компетенций. С целью более детального анализа неформальных образовательных практик рассмотрим точки зрения на проблему образования и его основные формы.

А.М. Осипов описывает образование как сферу, в которой одновременно действуют разнообразные социальные институты: школа, семья, СМИ, общественные организации, трудовые коллективы и др. - и которая в свою очередь условно делится на две области - образование формальное и неформальное [5, с. 198].

Из всех вариантов структур образования мы остановимся на этой, потому что именно эти виды образования (формальное и неформальное) получают молодые люди в первую очередь и именно они влияют на их включенность в систему общественных отношений наиболее эффективно. Формальное образование достаточно широко изучено современной наукой, поэтому более подробно рассмотрим особенности организации неформального образования.

В настоящее время сложилось несколько точек зрения на феномен неформального образования. Одна группа ученых рассматривает неформальное образование как институциональную деятельность, другая группа подразумевает под ним неорганизованное обучение, направленное на удовлетворение образовательных потребностей личности. К первой группе трактовок можно отнести принятые положения ЮНЕСКО о неформальном образовании, определяющие его как институциональную деятельность, которая, будучи идентичной по целям, не в полной мере совпадает по средствам и результатам с деятельностью учреждений, входящих в формальные системы образования [3].

Наиболее типичным с этой точки зрения является определение неформального образования, данное Ю.А. Зубок. Под ним она понимает форму познавательного процесса, происходящего в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах, кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером, обычно не сопровождающееся выдачей документа; это спонтанная индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь индивида и не обязательно носящая целенаправленный характер, т. е. повседневное познание мира. По мнению Ю.А. Зубок, реальное соотношение формального и неформального образования в современном институциональном обществе представляет одну из ключевых теоретических и практических проблем [6, с. 313].

Мы позволим себе уточнить приведенное выше определение, т. к. считаем, что данная трактовка не дает полного понимания феномена неформального образования. С нашей точки зрения, неформальное образование следует характеризовать как осознанный, в той или иной мере самоорганизованный и самоуправляемый регламентируемый процесс получения знаний, ориентирующийся на конкретные образовательные цели и запросы. Процесс получения неформального образования может происходить также стихийно, путем индивидуального усвоения информации, и не обязательно сопровождаться выдачей документа об образовании.

По мнению В.П. Засыпкина, Г.Е. Зборовского, Е.А. Шуклиной, неформальное образование как феномен, по определению не связанный с жесткими институциональными регуляторами, во многом функционирует как социокультурная традиция. Актуализация в современных условиях проблем социокультурных механизмов функционирования неформального образования связана с изменением его социальной роли в информационном обществе, переходом от реализации исключительно компенсаторной функции (связанной с восполнением недостатков формального образования) к комплексному индивидуально-личностному развитию человека. В условиях многообразия социокультурных задач динамично развивающегося общества, различия потребностей и интересов социальных групп, быстрого изменения и индивидуализации этих потребностей именно неформальное образование становится средством их удовлетворения [1, с. 333].

Ко второй группе определений неформального образования отнесем трактовку В.В. Масловой, которая рассматривает неформальное образование как неорганизованное обучение, связанное с любительскими занятиями, расширением кругозора, приобретением знаний и умений, необходимых в быту и сфере личностного общения [4, с. 19].

С.М. Климов рассматривает неформальное образование как осознанный, в той или иной форме организованный и управляемый процесс получения знаний в течение жизни. Неформальное образование функционирует вне границ формального образования и является свободной формой получения знаний. Оно ориентируется на конкретные образовательные запросы различных социальных, профессиональных, демографических групп населения [2, с. 12-13].

Многообразие форм, направлений неформального образования делает актуальным вопрос об их систематизации. Одна из наиболее известных классификаций принадлежит Габриелю Каррону (Gabriel Carron) и Рою Кар-Хиллу (Roy A. Carr-Hill). Они выделяют в сфере неформального образования «четыре направления, которые отвечают на различные образовательные потребности; обслуживают различные группы потребителей, организуются различными образовательными агентами и, прежде всего, имеют различные связи с формальной образовательной системой» [7, с. 21].

Параформальное образование (paraformal education) ориентируется на тех, кто по различным причинам своевременно не получил или получил не полностью базовое образование. Это различного рода вечерние школы и классы, программы грамотности, дистанционное обучение по про-

граммам школ, колледжей и высших учебных заведений. Главная задача параформального образования - дать образование, адекватное соответствующему уровню формального образования, то есть параформальное образование можно рассматривать, с одной стороны, как подсистему формального образования, а с другой - этот вид образования нарушает одно из основных требований формального образования - хронологическое градуирование. Характерный режим обучения для параформального образования - «неполное время» (part time), в отличие от формального режима обучения, который предполагает «полное время» (full time).

Популярное (народное) образование (popular education) адресуется широким слоям общества, прежде всего различным маргинальным группам, и акцентирует их внимание на острых социальных проблемах, проблемах местного самоуправления и т. д. С точки зрения используемых форм популярное образование - наименее институционализированный сектор, очень часто оно осуществляется в рамках неформальных групп, связанных с религиозными организациями, политическими партиями, социокультурными ассоциациями, а в некоторых случаях при поддержке национальных и региональных органов власти.

Образование для персонального развития (education for personal development) охватывает широкий круг образовательных действий, направленных на удовлетворение разнообразных образовательных и культурных запросов, порождаемых в процессе саморазвития личности (искусство, литература, иностранные языки, разнообразные увлечения, в том числе и в рамках молодежных субкультурных общностей). Иными словами, это образование для персонального потребления.

Выделяются также различные неформальные программы профессионального обучения (professional training), организованного фирмами, профсоюзами, частными агентствами и т. д.

Недостаток рассматриваемой модели - многообразие и неупорядоченность параметров, по которым группируются различные виды неформального образования. Отсутствует единое основание, необходимое при классификации любых явлений.

В свою очередь, С.М. Климов выделяет следующие виды неформального образования, исходя из основных сфер деятельности личности или адекватных им социальных диспозиций.

Гражданское, или социальное, образование - его составляют политические, правовые и экономические знания. Но в целом гражданское образование не является тематически ограниченным. Его содержание зависит от направленности социальных интересов и социальной активности личности.

Образование для карьеры - профессиональные знания, связанные с основной профессиональной деятельностью личности.

Парапрофессиональное образование - «бытовые» знания, связанные с ведением домашнего хозяйства. Это также знания, необходимые для самообеспечения продуктами и услугами (ремонт бытовой техники, оказание первой медицинской помощи, распределение бюджета, воспитание детей).

Образование для персонального развития - знания, удовлетворяющие общим познавательным потребностям личности [2, с. 16-18].

Таким образом, перечисленные виды неформального образования различаются по своему содержанию, направленности на определенные социальные группы, по формам получения знаний. Но С.М. Климов при классификации основных видов неформального образования отождествляет их с видами знания, с чем мы согласиться не можем.

Понятие неформального образования рассматривается нами в контексте непрерывного образования, которое осуществляется в рамках институтов гражданского общества. Последнее предполагает систему самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и межличностных отношений, которые создают условия для самореализации личности и отдельных коллективов.

Основными свойствами неформального образования являются:

1. Отсутствие единых, в той или иной мере стандартизированных требований к результатам обучения.

2. Осуществление образовательного процесса через активное и непосредственное личное участие в нем.

3. Интерактивность участников процесса обучения.

4. Направленность на пополнение знаний и умений в интересующем направлении деятельности.

Другими словами, речь идет о стремлении расширить культурный кругозор или прибрести знания и умения, необходимые для успешного функционирования в сфере межличностных отношений, для участия в различных видах деятельности.

Неформальное образование является важной составной частью функционирования современных общностей молодежи, помогает их участникам осваивать новые социальные роли, способствует их развитию в рамках выбранных направлений. Уровень неформального образования и способы его получения зависят от уровня формального образования. Две рассматриваемые формы образования непосредственно связаны друг с другом и оказывают влияние на развитие и функционирование молодежных общностей.

Мы выделяем следующие практики неформального образования в зависимости от способа получения необходимых знаний: индивидуальные, представляющие собой несистематизированное обучение, стихийное освоение знаний и навыков путем индивидуального усвоения информации и осуществления практической деятельности; коллективные, или групповые, выступающие как совместная образовательная деятельность неформального характера, направленная на демонстрацию повседневных практик участников молодежных общностей с целью распространения знаний и опыта, необходимых для успешного функционирования в их рамках. Выделены также такие практики неформального образования, как творческие, результатом которых является личностно-значимый творческий продукт, и воспроизводящие, приводящие к выработке общей модели поведения и ее воспроизводству в рамках молодежной общности.

Далее рассмотрим основные социальные практики неформального образования студентов.

Для представителей студенческого сообщества характерны индивидуальные практики получения неформального образования, т. к. их жизненные интересы, индивидуально-познавательные потребности дают им возможность осуществлять индивидуальный поиск способов их удовлетворения. Среди основных индивидуальных практик получения неформального образования распространены следующие: просмотр фильмов, чтение книг, самообразование посредством использования сети Интернет и др.

Групповые практики получения неформального образования также распространены среди обучающихся и являются значимыми в процессе получения ими новых знаний. Представителям рассматриваемой общности присущ творческий характер неформального образования, результатом которого является приобретение участниками личностно значимых знаний и умений в интересующих их сферах деятельности. Накопленные знания позволяют им производить творческий продукт.

Таким образом, неформальное образование является значимой составной частью функционирования студенческой общности, помогает ее участникам осваивать новые социальные роли, способствует их развитию в рамках выбранных направлений подготовки.

Литература

1. Засыпкин, В.П. Социология педагогического образования [Текст] : монография / В.П. Засыпкин, Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина. - Екатеринбург ; Сургут : РИО СурГПУ ; РИО ГУ г. Екатеринбурга, 2011. - 447 с.

2. Климов, С.М. Неформальное образование взрослых: проблемы экономики и управления [Текст] / С.М. Климов. - М. : Знание, 1998. - 135 с.

3. Неформальное образование [Электронный ресурс] // Меморандум Юнеско о неформальном образовании. - Режим доступа: http://www.unesco.org/bpi/ pdf/memobpi55_NFE_ru.pdf (дата обращения: 22.01.2016).

4. Основы андрагогики // Терминологический словарь-справочник для студентов социально-гуманитарных специальностей [Текст] / сост. В.В. Маслова. -Мариуполь, 2004. - 19 с.

5. Современная социология образования [Текст] : учеб. пособие / отв. ред. А.М. Осипов, В.В. Тумалев. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 320 с.

6. Социология молодежи [Текст] : энциклопедический словарь / отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. - М. : Academia, 2008. - 288 с.

7. Carrón, G. Non-formal education: information and planning issues [Text] / G. Carron, R.A. Carr-Hill // IIEP Research Report. No. 90. - Paris : UNESCO IIEP, 1991. - 77 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.