Научная статья на тему 'Неформальные образовательные практики студенчества в Северном городе'

Неформальные образовательные практики студенчества в Северном городе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / СТУДЕНЧЕСТВО СЕВЕРНОГО ГОРОДА / КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMAL EDUCATIONAL PRACTICES / STUDENTS OF THE NORTHERN CITY / QUALITY OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова О. В.

В статье дана содержательная характеристика неформальных образовательных практик студентов в условиях северного города. Рассмотрены такие аспекты практики, как включение студентов в процесс управления, модернизации высшего образования и повышения его качества; вариативность, многообразие и гибкость неформальных проявлений высшего образования, удовлетворяющего самые разнообразные потребности студенчества; инициативность образовательной общности студентов в осуществлении многостороннего взаимодействия с другими элементами системы высшего образования, профессиональными сообществами и работодателями; реализация как формальных, так и неформальных типов связей, контактов в образовательном поле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informal educational practices of students in the northern city

The article gives a meaningful description of the informal educational practices of students in the northern city. The practice of including students in the management process, modernization of higher education and improving its quality; variability, diversity and flexibility of informal manifestations of higher education, that satisfies the most various needs of students; initiative of the educational community of students in the implementation of multilateral interaction with other elements of higher education system, professional communities and employers; implementation of both formal and informal types of connections and contacts in the educational field are considered.

Текст научной работы на тему «Неформальные образовательные практики студенчества в Северном городе»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ EDUCATIONAL SOCIOLOGY

YAK 378.14(571.122)

ББК К74.489.0(2Рос-6Хан-2Сургут)

О.В. ВЛАСОВА

O.V. VLASOVA

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ СТУДЕНЧЕСТВА В СЕВЕРНОМ ГОРОДЕ

INFORMAL EDUCATIONAL PRACTICES OF STUDENTS IN THE NORTHERN CITY

В статье дана содержательная характеристика неформальных образовательных практик студентов в условиях северного города. Рассмотрены такие аспекты практики, как включение студентов в процесс управления, модернизации высшего образования и повышения его качества; вариативность, многообразие и гибкость неформальных проявлений высшего образования, удовлетворяющего самые разнообразные потребности студенчества; инициативность образовательной общности студентов в осуществлении многостороннего взаимодействия с другими элементами системы высшего образования, профессиональными сообществами и работодателями; реализация как формальных, так и неформальных типов связей, контактов в образовательном поле.

The article gives a meaningful description of the informal educational practices of students in the northern city. The practice of including students in the management process, modernization of higher education and improving its quality; variability, diversity and flexibility of informal manifestations of higher education, that satisfies the most various needs of students; initiative of the educational community of students in the implementation of multilateral interaction with other elements of higher education system, professional communities and employers; implementation of both formal and informal types of connections and contacts in the educational field are considered.

Ключевые слова: неформальные образовательные практики, студенчество северного города, качество высшего образования.

Key words: informal educational practices, students of the northern city, quality of higher education.

Современные социально-экономические реалии и необходимость реализации принципов Болонского соглашения выдвинули новые требования к качеству высшего образования, в связи с чем в российском образовании меняются его приоритеты, структура и содержание, вводятся новые стандарты, формируется независимая система оценки результатов обучения и качества образования в целом.

Целью статьи является анализ неформальных образовательных практик студентов северного города как средства реализации стратегий их деятельности в вузе, направленных на обеспечение качества высшего образования. Объект исследования - студенты Сургутского государственного педагогического университета и их неформальные организации, предмет -неформальные образовательные практики студенчества северного города. Выбор цели, объекта и предмета исследования был обусловлен необходимостью формирования в вузе личности социально активных специалистов, де-

фицит в которых заметно ощущается в северном городе. Этот процесс формирования будущих профессионалов мы связываем с необходимостью повышения качества высшего образования.

При этом мы исходим из того, что качество образования выступает как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки студента, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и(или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [6].

Из сказанного вытекает, что все субъекты образования, заинтересованные в его развитии, имеют возможность предъявлять требования к оценке качества профессионального обучения, участвовать в этом процессе и осуществлять контроль результатов реализации образовательных программ. Особую роль в обеспечении качества образования играют студенты, которые вырабатывают самостоятельные стратегии, оказывая тем самым значительное влияние на организацию образовательного процесса в вузе в целом.

Неформальные образовательные практики проявляются в самых разнообразных формах и видах студенческой активности. Мы выделяем ряд параметров организации образовательных практик студентов, которые далее рассмотрим в аспекте реализации в Сургутском государственном педагогическом университете. Это, в первую очередь, участие студентов в процессах управления, модернизации высшего образования и повышения его качества. Закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает право студентов на участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом. В целях учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии ею локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы по инициативе студентов в вузах создаются разнообразные органы студенческого самоуправления. Это, в первую очередь, студенческие советы самоуправления и советы студентов по качеству образования.

К основным формам участия студентов в управлении образовательной организацией может быть также отнесено проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования. Студенты являются непосредственными субъектами обучения и изнутри способны заметить недостатки образовательной организации. Исследования, которые проводят сами студенты, позволяют вовремя принимать важные управленческие решения и вносить коррективы в организацию образовательного процесса [3, с. 120].

С этой целью в СурГПУ с 2015 года функционирует Совет студентов по качеству образования, который призван выявлять проблемы, волнующие студенческое сообщество, и предлагать пути решения выявленных затруднений. Направления деятельности совета разнообразны и включают в себя аудит качества образования (мониторинги и социологические исследования), проектную и информационно-просветительскую деятельность. С февраля 2015 года было организовано и проведено двенадцать самостоятельных студенческих исследований различных аспектов качества образования: мониторинг качества проведения индивидуальной работы со студентами, мониторинг качества организации и проведения дисциплин по выбору, мониторинг качества проведения всех видов практики, мониторинг удовлетворенности студентов IV курса качеством организации образовательного процесса, мониторинг причин неуспеваемости студентов, демонстрирующих отрицательную динамику успеваемости.

Кроме этого, в структуре факультетов функционируют студенческие советы, основной целью которых является содействие реализации миссии и политики СурГПУ в области качества образования. Кейсом для нас послужил опыт такой работы на факультете управления.

Одним из самых эффективных направлений деятельности совета является организация работы старостата факультета, в состав которого входят представители всех групп, обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры.

Деятельность старост, как менеджеров студенческих групп, привносит существенные положительные изменения в образовательный процесс факультета управления. В частности, в последние годы констатируется снижение количества пропусков учебных занятий студентами, что обусловлено инициативой студенческого самоуправления и старост академических групп, предусматривающей систему взысканий и систему стимулирования обучающихся. Предложенная студентами система взысканий предусматривает лишение стипендии, занесение соответствующей записи о взыскании в характеристику студента и др. Система стимулирования предусматривает возможность выдвижения отдельных студентов и академических групп на конкурс «Студент года», «Лучшая староста академической группы», «Лучшая группа» и т. д.

В рамках организации деятельности студенческих органов самоуправления реализуется проект «Клуб инновационного наставничества». Основная его цель заключается в организации сопровождения студентами старших курсов процесса адаптации студентов-первокурсников. Студенты-сокураторы осуществляют контроль за результатами учебной деятельности, обеспечивают включенность студентов в различные образовательные практики, реализующиеся в вузе, что позволяет им совершенствовать необходимые общекультурные и профессиональные компетенции.

Описанные практики представляют собой проявления образовательных стратегий студентов, реализация которых зависит от их инициативности, открытости по отношению к образовательному пространству. Результаты исследований подобных практик показывают, что вовлеченность студентов в образовательную среду вуза является условием формирования их самостоятельности. Это обусловливает необходимость поиска инновационных форм организации образовательного пространства, обеспечивающих вовлеченность в него студентов. Н.Г. Малошонок, анализируя студенческую вовлеченность в образовательный процесс, выделяет в ней три аспекта: 1) индивидуальную вовлеченность, отражающую самостоятельные усилия студента по достижению академических целей; 2) институциональные условия для «вовлеченного» обучения, отражающие то, насколько существующие в университете условия, формат занятий, используемые преподавателями методики способствуют вовлечению студентов в учебный процесс; 3) социальную интеграцию, измеряющую отношения студента со своими одногруппниками и однокурсниками, а также его вовлеченность в коллективные виды обучения [5, с. 145]. Между рассматриваемыми аспектами студенческой вовлеченности исследователь констатирует значимую взаимосвязь, которая свидетельствует о том, что созданные условия для включения студентов в процесс управления вузом способствуют их социальной интеграции в образовательное пространство.

Современное вузовское образование характеризуется изменением роли студента в обучении. Наиболее остро назрела проблема перехода студентов из отстраненной, созерцательной и исполнительской позиции в позицию активно созидающего субъекта образовательной деятельности. Эффективность образовательной деятельности связана со стимулированием самостоятельной активности студентов [4].

Вариативность, многообразие и гибкость форм высшего образования, удовлетворяющего самые разнообразные потребности студенчества. Помимо предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предпосылок формирования образовательных стратегий студентов, к которым могут быть отнесены возможности получения образования в очной, очно-заочной или заочной

формах, совмещения учебы с работой без ущерба для освоения образовательной программы, обучения по индивидуальному учебному плану, мобильности обучающихся, стоит еще сказать о ресурсах реализации неформальных образовательных практик студентов в вузе.

С нашей точки зрения, неформальное образование следует характеризовать как осознанный, в той или иной мере самоорганизованный и самоуправляемый процесс получения знаний, ориентирующийся на конкретные образовательные цели и запросы студентов.

Неформальные образовательные практики реализуются в СурГПУ через организацию проектной деятельности студентов, которая оказывает значительное влияние на формирование их профессиональных интересов.

С 2015 года в университете успешно реализуется образовательный проект «Академический мультипликатор», в котором происходит организация социальных практик совместной работы студентов и преподавателей, способствующих формированию навыков академического чтения и книжной культуры. Совместно преподавателями и студентами были проанализированы более двадцати профессиональных книг по всем направлениям подготовки. 423 студента приняли участие в семинарах, академических квестах, круглых столах и диалоговых площадках.

В рамках образовательного проекта «Фабрика мыслей» была разработана дорожная карта развития вуза, способствующая профессиональной подготовке студентов в рамках направлений: он-лайн образование, академическое чтение, креативные практики.

Основной целью проекта «Стратегемы» является формирование особого типа мышления, благодаря которому студенты смогут находить оригинальные пути достижения профессиональных целей.

Образовательный проект «Студенческий экспертный центр» направлен на создание студенческого общественно-экспертного сообщества для профилактики экстремизма в молодёжной среде, формирование активной гражданской позиции студентов, ответственного поведения, навыков решения социальных проблем.

В условиях многообразия социокультурных задач динамично развивающегося общества, различия потребностей и интересов социальных групп, быстрого изменения и индивидуализации этих потребностей именно неформальное образование становится средством их удовлетворения. Возможности неформального образования многообразны, особенно для студентов вузов. Для них неформальное образование выступает важнейшим условием эффективного функционирования и средством саморазвития. Именно оно (неформальное образование) влияет на воспроизводство социокультурных ценностей в студенческой общности, стимулирует интерес к будущей профессии и позволяет совершенствовать общекультурные и профессиональные компетенции.

Инициативность образовательной общности студентов в осуществлении многостороннего взаимодействия с другими элементами системы высшего образования, профессиональными сообществами и работодателями. Реализация этого параметра может быть проиллюстрирована на примере деятельности студенческой социологической лаборатории, основной целью которой является изучение проблем социальных общностей в сфере образования, исследование их повседневных практик и образа жизни, социологический анализ процессов взаимодействия социальных общностей в сфере образования. Ежегодно студентами-членами лаборатории проводится ряд исследований по заказу администрации университета, результаты которых находят свое отражение в курсовых и дипломных работах. Кроме этого, члены студенческой лаборатории проводят ряд исследований по заказу внешних партнеров СурГПУ, что позволяет наладить взаимодействие с профессиональными сообществами города.

Реализация как формальных, так и неформальных типов связей, контактов в образовательном поле. С целью воплощения этого положения в СурГПУ по инициативе студентов совместно с администрацией университета

регулярно организуются и проводятся встречи, круглые столы, дискуссии по проблемам организации процесса обучения.

Кроме того, в вузе созданы благоприятные условия для организации партнерских взаимоотношений между студентами и преподавателями. В частности, на факультете управления созданы и функционируют специальные арт-пространства (культурный центр «Твоё пространство», кафе «Экватор»), позволяющие реализовывать различные совместные практики студентов и преподавателей факультета. Эти многофункциональные пространства являются платформой для нестандартного взаимодействия преподавателей и студентов. Следует отметить, что все эти проекты созданы и воплощены по инициативе студентов.

Анализ применения неформальных образовательных практик в Сургутском государственном педагогическом университете показывает, что они существенно влияют на совершенствование качества образовательного процесса, повышают интерес к нему, актуализируя различные стороны управленческой деятельности студенчества. В конечном счете эта связь между неформальными образовательными практиками и качеством образования способствует становлению нелинейных образовательных стратегий студентов.

Нелинейные образовательные стратегии студентов характеризуется такими параметрами, как 1) реальное участие студентов в процессах управления, модернизации и развития высшего образования; 2) высокая степень вариативности, многообразие и гибкость форм высшего образования, удовлетворяющего самые разнообразные потребности студенчества; 3) инициативность образовательной общности студентов в осуществлении многостороннего взаимодействия с другими элементами системы высшего образования, профессиональными сообществами и работодателями; 4) реализация как формальных, так и неформальных типов связей, контактов в образовательном поле [2, с. 56].

Воплощение нелинейных образовательных стратегий студентами, с нашей точки зрения, способствует повышению качества высшего образования и обеспечивает его соответствие современным потребностям и условиям.

Литература

1. Заборова, Е.Н. Образовательные стратегии: подходы к определению понятия и традиции исследования [Текст] / Е.Н. Заборова, М.В. Озерова // Известия УрФУ. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2013. -№ 3. - С. 105-113.

2. Зборовский, Г.Е. Нелинейная модель российского высшего образования в макрорегионе: теоретическая концепция и практические возможности [Текст] : монография / Г.Е. Зборовский, П.А. Амбарова, В.С. Каташинских, А.К. Клюев, А.А. Кузьминчук, С.В. Кульпин, М.В. Певная, Н.В. Шаброва, Е.А. Шуклина ; под ред. Г.Е. Зборовского. - Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2016. - 336 с.

3. Кормина, Е.Я. Современные тенденции мониторинга удовлетворенности обучающихся качеством образования. Практика зарубежных и отечественных организаций [Текст] / Е.Я. Кормина, А.А. Наумова // Вестник СурГПУ. -2015. - № 2 (35). - С. 110-127.

4. Кузьминчук, А.А. Нелинейные образовательные стратегии студенчества и институциональные условия их формирования [Текст] / А.А. Кузьминчук // Вестник ПНИПУ. Сер. Социально-экономические науки. - 2016. - № 4. -С. 50-67.

5. Малошонок, Н.Г. Студенческая вовлеченность в учебный процесс: методология исследования и процедура измерения [Текст] / Н. Г. Малошонок // Социологические исследования. - 2014. - № 3. - С. 141-147.

6. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.