НАМ ПИШУТ
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 614.2:616-08-039.57-058
Н. К. ГУСЕВА, B. A. СОКОЛОВ, И. А. СОКОЛОВА, M. B. ДОЮТОВА
Социальные последствия снижения доступности и качества амбулаторно-поликлинической помощи на уровне субъекта
Российской Федерации
ГБОУ ВПО Нижегородская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России
Ключевые слова: социальные риски, доступность, качество, амбулаторно-поликлиническая помощь, средняя продолжительность предстоящей жжизни
Key words: social risk, availability, quality, ambulatory polyclinic care, average forthcoming life expectancy
Доступность медицинской помощи характеризует возможность потребителя получить помощь, в которой он нуждается, в то время и в том месте, которые ему необходимы, в должном объеме, бесплатно или по разумной цене. Социальные последствия снижения доступности и качества амбулаторно-поликлиниче-ской помощи можно прогнозировать на основе результатов анализа наиболее важного социально-демографического показателя — средней продолжительности предстоящей жизни (СППЖ), на который оказывает влияние качество жизни, уровень социальной защиты населения, в том числе развитие медико-социальной помощи.
Анализ СППЖ в Нижегородской области выявил их снижение в период с 1990 по 2009 г. (с 69,9 до 67,1 года), которое было более выражено у мужчин (с 64 до 60,4 года), чем у женщин (с 75,2 до 73,9 года). В настоящее время СППЖ в области ниже, чем в РФ (68,98 года) и странах Евросоюза (в Германии 77 лет у мужчин и 82 года у женщин) и Японии (у мужчин 79 лет, у женщин 86 лет).
Факторы, которые в большей мере влияют на СППЖ в регионе, можно сгруппировать следующим образом:
• Качество жизни населения региона. Наибольшее влияние на уровень СППЖ оказывает численность населения, живущего за чертой бедности, и малообеспеченного населения. Беднейшие слои общества имеют меньший доступ к услугам здравоохранения, лекарственному обеспечению, полноценному питанию, досуговой и рекреационной деятельности на фоне высокого уровня психосоциальной дезадаптации и потребности в медико-социальной и экспертной помощи для поддержания здорового образа жизни. В Нижегородской области высока численность лиц с низким доходом, включая живущих за чертой бедности (12,7% населения) и малообеспеченных, среднемесячная заработанная плата которых составляет 1—2 прожиточных минимума (32,05% населения). При этом следует учесть, что методика расчета уровня бедности в РФ устарела, за рубежом порог бедности определяют по отношению к среднедушевому доходу, а не к прожиточному минимуму.
• Уровень социальной защищенности трудоспособного населения, доля которого за период 1990—2010 гг. в структуре населения области выросла с 55 до 61,1%. В этот период наблюдается рост числа безработных с 94,7 до 139,8 тыс. населения, смертности в трудоспособном возрасте с 645,8 до 751 на 100 тыс. населения, что остро ставит проблемы социальной защиты трудоспособного населения, повышения его трудоспособности, в том числе за счет доступности и качества медицинской и экспертной помощи.
• Постарение населения Нижегородсксой области характеризуется увеличением доли лиц пожилого возраста (с 23 до 24,4%), включая лиц в возрасте 80 лет и старше (с 2,3 до 3,4%). Этот контингент имеет высокий уровень заболеваемости и смертности, нуждаемости в услугах медицинских и социальных служб, т. е. в оказании большего объема медико-социальной и экспертной помощи, чем другие контингенты населения.
• Уровень социальной защиты временно нетрудоспособных граждан и лиц, впервые признанных инвалидами (ВПИ). Наблюдается несоответствие уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и первичного выхода на инвалидность уровню общей заболеваемости по данным обращаемости в медицинское учреждение, которое определяет коэффициент инвалидизации населения (Кинв), используемый некоторыми авторами для оценки инвалидности детского населения [1]. Рост заболеваемости и смертности от болезней органов кровообращения при снижении уровня первичного выхода на инвалидность свидетельствует о том, что определенный контингент лиц с болезнями органов кровообращения не имеет соответствующего их состоянию здоровья уровня социальной защиты, что в значительной мере влияет на продолжительность их жизни (табл. 1).
• Ресурсы здравоохранения как фактор повышения уровня жизни, социальной защищенности и продолжительности жизни населения. Недостаточность ресурсов здравоохранения, несовершенная система планирования и финансирования привели к низкому уровню доступности и качества медицинской помощи в Нижегородской области, о чем свидетельствуют:
— более низкие показатели финансирования единицы объема медицинской помощи, заложенные террито-
Контактная информация: Соколов Валерий Александрович, канд. мед. наук, доц.; e-mail: gruzinsk24@mail.ru
Таблица 1
Динамика отдельных показателей здоровья населения Нижегородской области за 1996—2010 гг.
Классы заболеваний 1996 г., заболеваемость на 10 тыс. населения 1996 г., ВПИ на 10 тыс. населения 1996 г., Кинв 2010 г., заболеваемость на 10 тыс. населения 2010 г., ВПИ на 10 тыс. населения 2010 г., Кинв
Болезни органов кровообра- 139,22 69,2 0,50 259,67 35,12 0,14
щения
В том числе:
цереброваскулярные болезни 65,76 40,0 0,61 87,80 15,35 0,18
Онкологические заболевания 340,9 11,6 0,03 417,85 16,9 0,04
Травмы и отравления 93,77 5,2 0,06 92,68 2,49 0,03
Итого ... 1362,79 73,6 0,05
Таблица 2
Динамика основных показателей Программы государственных гарантий оказания населению Нижегородской области (НО) и РФ
бесплатной медицинской помощи за период 2007—2010 гг.
Показатели Регион 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Финансирование единицы объема стационарной помощи НО 603,86 727,53 1086,81 803,77
РФ 674,3 1380,6 658,9 1380,6
Финансирование единицы объема скорой помощи НО 474,01 540,0 684,34 675,33
РФ 1064,0 1213,3 1710,1 1710,1
Финансирование единицы объема амбулаторной помощи НО 94,20 129,10 160,94 160,42
РФ 116,9 133,3 218,1 218,1
Подушевой показатель НО 3507,8 4291,2 5852,65 4892,21
РФ 3951,7 4503,0 7633,4 7633,4
Дефицит финансирования ТППГ, % НО 25,6 11,43 23,33 35,91
Средства бюджета, % 22,4 4,73 4,0 18,79
Средства ОМС, % 29,0 19,01 45,28 55,35
риальной программой госгарантии оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, особенно скорой помощи, которые ниже федеральных показателей более чем в 2 раза;
— снижение планируемой расчетной доли средств, выделяемых на финансирование дневных стационаров с 4,4% (2005) до 2,57% (2011) в общем бюджете расчетной стоимости Программы государственных гарантий оказания населению Нижегородской области бесплатной медицинской помощи;
— рост дефицита финансирования программы (до 55,35%) в 2010 г. в основном за счет дефицита бюджетного финансирования (табл. 2);
— низкая доля затрат на оказание амбулаторно-по-ликлинической помощи, которая составляет менее 1/4 всех средств, заложенных в Программу государственных гарантий оказания населению Нижегородской области бесплатной медицинской помощи, что при дефиците финансирования и низком уровне жизни населения свидетельствует о слабом развитии дешевых видов медицинской помощи;
— повышение нагрузки врачей поликлиник в связи с реализацией национального проекта «Здоровье», прессингом внебюджетных фондов, плохо организованной системой льготного лекарственного обеспечения. Рост нагрузки не соответствует уровню заработной платы, что привело к оттоку кадров из амбулаторных учреж-
дений, на что указывают показатели укомплектованности врачебными кадрами поликлиник в 1990—2010 гг. (снижение с 95,6 до 87,2%), в том числе участковыми терапевтами (снижение с 91,9 до 73,4%).
Сокращение ресурсов амбулаторно-поликлиниче-ской помощи в период с 1989 до 2010 г., проявившееся в сокращении сети амбулаторно-поликлинических учреждений, снижение обеспеченности врачебными кадрами поликлиник, дефекты финансирования явились причинами снижения доступности и качества амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе по экспертизе трудоспособности граждан. Это стало одной из причин снижения таких социально значимых показателей, как заболеваемость с временной утратой трудоспособности и численность впервые признанных инвалидами, и привело к снижению уровня социальной защиты временно и стойко нетрудоспособных граждан, повлияло на уровень СППЖ и социальных рисков в регионе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Павловская О. Г. Опыт использования коэффициента инва-лидизации для оценки состояния детской инвалидности. В кн.: Общественное здоровье: правовые, экономические и организационные аспекты: Материалы 2-й Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Сибмед-издат НГМУ; 2010: 447—50.
Поступила 04.07.12