Проблемы экономики и менеджмента
3. Керриган С. Частный капитал и регулирование // Журнал международного банковского и финансового права. - 2010. - т. 25. - №7. - С. 401.
List of references:
1. Private Banking: Development Perspectives in Russia. [Electronic resource] URL:
http ://www.mirfin.ru/mirfin/article0 5. html
2. Korovyakovsky A.A. Private banking (private banking) in Russia and prospects for its development in the regions / / Finance and Credit № 36. - (340) - 2009.
3. Kerrigan S. Private equity and management / / Journal of International Banking and Financial Law. -2010. - So 25. - № 7. - P. 401.
УДК 369.13
В. В. Коокуева
канд. экон. наук, доцент, кафедра менеджмента и финансов, ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет»
Е.М. Кегдеева
канд. экон. наук, старший преподаватель, кафедра менеджмента и финансов, ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет»
ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГАРАНТИИ ГРАЖДАН
НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы реализации обязательного медицинского страхования в России, отражаются проблемы перехода к одноканальному финансированию. Выделяются преимущества и недостатки действующей системы обязательного медицинского страхования и результаты внедрения одноканального финансирования.
Ключевые слова: медицинское страхование, социальное страхование, Фонд обязательного медицинского страхования, финансовые нормативы, бюджет, внебюджетный фонд.
V.V. Kookueva, Kalmyk state university
E.M. Kegdeeva, Kalmyk state university
PROBLEMS OF FINANCIAL SECURITY OF GUARANTEES OF CITIZENS ON HEALTH PROTECTION
Abstract. In article the main problems of realization of obligatory medical insurance in Russia are considered, transition problems to single-channel financing are reflected. Advantages and shortcomings of operating system of obligatory medical insurance, and results of introduction of single-channel financing are allocated.
Keywords: medical insurance, social insurance, Fund of obligatory medical insurance, financial standards, budget, off-budget fund.
В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и
102
№ 8 (12) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В пределах данной работы покажем основные проблемы обязательного медицинского и социального страхования, роль внебюджетных фондов.
Проблема финансового обеспечения социальных гарантий граждан является актуальной, поскольку затрагивает интересы каждого члена общества. Наиболее острыми на сегодняшний день являются вопросы пенсионного обеспечения, социального обеспечения инвалидов, детей, и бесплатной медицинской помощи. На протяжении ряда последних лет в России проводились различные реформы социальной сферы, социальной политики.
Необходимо подчеркнуть, что на федеральном уровне поднимается проблема совершенствования социальной политики. В соответствии с указом Президента «О долгосрочной государственной экономической политике» приоритетом является повышение и обеспечение устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов граждан, достижения технологического лидерства. А в соответствии с указом Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предполагается: увеличение в 2018 году размера реальной заработной платы в 1,5-2 раза; совершенствование механизма нормативно-подушевого финансирования.
В целях модернизации системы здравоохранения и реализации Концепции развития здравоохранения до 2020 года с 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации» №326-ФЗ.
Система обязательного медицинского страхования (ОМС) в нашей стране сложилась два десятилетия назад путем принятия в 1991 году закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Согласно последнему государство должно обеспечить равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи вообще, а не только за счет средств обязательного медицинского страхования. А поскольку виды и объемы помощи, предоставляемой за счет средств ОМС гораздо меньше по сравнению с видами и объемами всей бесплатной медицинской помощи (включая финансируемые из бюджета), то система обязательного медицинского страхования не гарантирует бесплатность всей медицинской помощи. В рамках системы ОМС сегодня перераспределяются огромные финансовые средства, и очень важно знать эффективно ли они используются, реально ли эта система способствует улучшению здоровья населения и на самом ли деле помощь является доступной и бесплатной.
Наблюдается постоянное снижение доли ОМС в финансовом обеспечении программы государственных гарантий, при этом страхование неработающего населения осуществлялось в отсутствии единых принципов формирования страховых платежей, а остальные источники формирования системы ОМС носили налоговый, а не страховой харак-
№ 8 (12) - 2012
103
Проблемы экономики и менеджмента
тер. Это произошло за счет увеличения бюджетного финансирования в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения. Отмечается дефицит территориальных программ государственных гарантий в большей части субъектов Федерации, существенная дифференциация их обеспеченности по субъектам Российской Федерации, которая приводит к разнице в доступности и качестве оказываемой медицинской помощи.
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи рассчитываются исходя из расходов на ее оказание, приводятся в среднем, с выделением суммы за счет средств обязательного медицинского страхования. В таблице 1 представлены нормативы финансовых затрат медицинской помощи в динамике за ряд лет.
Таблица 1 - Нормативы финансовых затрат медицинской помощи по системе ОМС в РФ, руб.
Норматив 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
1 вызов скорой помощи 1064 1213,3 1710,1 1710,1 1710,1
1 посещение амбулаторнополиклинических учреждений 116,9 133,3 218,1 218,1 218,1
в т.ч. за счет ОМС 89,5 103,2 168,4 168,4 169,5
1 пациенто-день в дневном стационаре 238,3 268,5 478 478 478
в т.ч. за счет ОМС 228,1 258,1 470,5 470,5 470,5
1 койко-день в больничных учреждениях 674,3 758,9 1380,6 1380,6 1380,6
в т.ч. за счет ОМС 521,8 590,1 1167 1167 1167
Одной из целей развития здравоохранения, обозначенной в Концепции развития здравоохранения до 2020 года, является повышение качества и доступности медицинской помощи, гарантированной населению Российской Федерации. К принципам формирования государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи относятся: законодательное регулирование в рамках государственных гарантий; формирование программы гарантий на три года с ежегодной корректировкой; создание территориальных программ на основе территориальных финансовых нормативов; связь финансовых показателей с качеством оказания медицинской помощи.
Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Программой, отражают размер бюджетных ассигнований, необходимых для компенсации затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на 1 человека в год.
В соответствии с Концепцией развития здравоохранения до 2020 года увеличение размера страховых взносов позволит обеспечить минимальный подушевой норматив в объеме 9400 рублей на человека в 2010 году, и 30400 рублей в 2020 году. Как
104
№ 8 (12) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
видно из таблицы 2, в 2010 году норматив был гораздо ниже.
Таблица 2 - Подушевые нормативы финансового обеспечения в РФ, руб. на 1 чел. в год
Норматив 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Российская Федерация
ВСЕГО, в том числе: 3951,7 4503 7633,4 7633,4 7633,4
- за счет средств ОМС 1936,3 2207,1 4059,6 4059,6 4102,9
- за счет средств бюджета 2015,4 2295,9 3573,8 3573,8 3530,5
Внедрение принципа одноканального финансирования медицинской помощи через систему ОМС, а также конкретизация государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи должны сопровождаться созданием системы выравнивания финансовых условий реализации территориальных программ государственных гарантий в субъектах Российской Федерации в части базовых программ ОМС. Переход к одноканальной системе предполагает, что основная часть средств будет направляться из системы ОМС, оплата медицинской помощи будет осуществляться по конечному результату на основе комплексных показателей.
Проанализировав положительный и отрицательный опыт перехода к преимущественно одноканальному финансированию, дать однозначный ответ сложно. И действующая бюджетно-страховая модель имеет недостатки, и предлагаемая модель также имеет подводные камни. К недостаткам бюджетной страховой модели финансирования страхования можно отнести:
- расходы планируются по потребностям с учетом ограничений бюджета;
- затруднено финансирование расходов капитального характера;
- сложность контроля эффективности использования средств;
- сложности стратегического планирования;
- не стимулирует повышение качества услуг и эффективности расходования средств;
- снижается мотивация к эффективному использованию материальных и энергетических ресурсов, поскольку соответствующие затраты не включаются в структуру тарифа на медицинские услуги в системе ОМС.
Таким образом, наличие нескольких источников финансирования усложняет финансовые потоки и затрудняет финансовое планирование, формируются разные стандарты доступности и обслуживания для работающего и неработающего населения.
Существующие недостатки бюджетно-страховой модели обусловливают необходимость перехода к одноканальной системе, которая теоретически должна эти недостатки ликвидировать. Однако система предоставления медицинских услуг настолько сложна, что объединив два потока средств в один нельзя решить главную проблему -достаточности финансирования. По сути, не важно, из каких источников поступят
№ 8 (12) - 2012
105
Проблемы экономики и менеджмента
средства - из одного или из нескольких, главное - обеспечить баланс между возможностями и потребностями всей системы, между доходами и расходами.
К преимуществам одноканального финансирования можно отнести:
- повышение эффективности использования средств, в целом управляемости средств;
- обеспечение равнодоступности медицинской помощи;
- создание экономических стимулов у медицинских организаций к повышению эффективности использования финансовых ресурсов;
- включение в подушевой норматив расходов инвестиционного характера.
Считаем, что система будет полезна при условии финансирования медицинской
помощи в полном объеме по стандартам и по полному тарифу. Целесообразно, прежде всего, достичь сбалансированности исполнения программ предоставления бесплатной медицинской помощи, а затем внедрять одноканальное финансирование, иначе как система была дефицитной, так она такой и останется. Следует учесть то, что процесс формирования одноканальной системы финансирования здравоохранения будет зависеть от способности субъекта Российской Федерации аккумулировать в системе ОМС достаточные средства для финансирования расширенной программы ОМС.
Для перехода к одноканальному финансированию в регионах необходимо глубоко проанализировать состояние системы здравоохранения, рассчитать движение всех финансовых потоков при внедрении новой системы, оценить материально-техническую базу учреждений здравоохранения. На региональном уровне должна быть разработана нормативно-правовая база по переходу на одноканальное финансирование, определены конкретные индикаторы эффективности.
Необходимо просчитать возможные риски, классифицировать их по причинам возникновения, по каждому виду заранее разработать пути их ликвидации и нейтрализации. Самым главным риском может быть недостаточное финансовое обеспечение в связи с невыполнением объемов медицинской помощи, также вследствие низкой бюджетной обеспеченности системы здравоохранения. Включение в структуру тарифа всех статей расходов, в том числе и капитального характера, теоретически должно решить проблему финансирования гарантий, однако, в условиях дотационности большинства региональных и местных бюджетов, практически невыполнимо.
Таким образом, медицинская помощь является сложной системой, которая не может существовать на основе какого-то простого механизма, ее трудно контролировать, особенно если она должна быть бесплатной. Обеспечить реализацию конституционного права на бесплатную медицинскую помощь можно только на основе целой системы гарантий, имеющих многоуровневый характер.
Статья выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект № 12-32-01268, а2, Целевой конкурс по поддержке молодых ученых 2012 «Механизм финансирования социальных гарантий граждан: проблемы и пути решения».
106
№ 8 (12) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
Список литературы:
1. Всемирная организация здравоохранения. Доклад о состоянии здравоохранения в мире. Финансирование систем здравоохранения, 2010.
URL: /www.who.int/publications/ru
2. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до
2020 г.
3. Юрин А.В. Опыт по переходу на одноканальное финансирование здравоохранения.// Ремедиум . - 2009. - Август - сентябрь. - C. 52-54.
4. Коокуева В.В. Финансирование программы содействия занятости населения в Республике Калмыкия / Финансы и кредит. - 2010. - №35.
5. Коокуева В.В. Проблемы реализации и финансового обеспечения обязательного медицинского страхования /Финансы и кредит .2011. - №26.
6. Коокуева В.В. Бесплатная медицинская помощь и одноканальное финансирование / Финансы. - 2011. - №9.
7. Коокуева В.В. Роль территориальных фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных гарантий граждан/ Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2011. - №36.
List of references:
1. World Health Organization. The report on a health care condition in the world. Financing of health systems, 2010. URL: / www.who.int/publications/ru
2. The concept of development of health system in the Russian Federation till 2020.
3. Yurin A.V. Experiment on transition to single-channel financing здравоохранения.//Remedium.-2009г. - August - September. - P. 52 -54.
4. Kookueva V.V. Financing of the program of assistance of employment of the population in the Republic Kalmykia / Finance and the credit. 2010. №35.
5. Kookueva V.V. Problem of realization and financial security obligatory medical insurance/finance and credit. 2011. №26.
6. Kookuyeva V.V. Charge-free medical care and single-channel financings / Finance-2011. №9.
7. Kookuyeva V.V. A role of territorial funds of obligatory medical insurance in realization of social guarantees of citizens / Financial analytics: problems and decisions. 2011. №36.
№ 8 (12) - 2012
107