Удк 369.13
проблемы реализации и финансового обеспечения обязательного медицинского страхования
В. В. КООКУЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности Е-mail: [email protected] Калмыцкий государственный университет
В статье подчеркивается важность предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам России. Отражаются основные изменения в этой области с2011 г. Анализируются расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования и фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия. Сравниваются нормативы финансовых затрат в среднем по России и в Калмыкии. Рассматриваются основные направления модернизации здравоохранения.
Ключевые слова: обязательное медицинское страхование, фонд, нормативы, финансовые затраты.
Конституция РФ закрепляет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая предоставляется гражданам бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях за счет средств бюджета, страховых взносов и других источников. Реализация этих гарантий проявляется через механизм обязательного медицинского страхования, которое обеспечивает минимальный гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.
Обязательное медицинское страхование (ОМС) носит всеобщий характер, закрепляет право всех граждан независимо от пола, возраста, места жительства на получение медицинской помощи на территории РФ в соответствии с базовой программой ОМС. Право на бесплатное медицинское страхование является одной из социальных гарантий, где роль фондов обязательного медицинского страхования несомненна.
Основными проблемами реализации государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи являются:
— недостаточное финансовое обеспечение;
— сильная дифференциация среди субъектов РФ в части реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;
— существенные различия в подушевых нормативах территориальных программ обязательного медицинского страхования.
Дефицит территориальных программ государственных гарантий и высокая дифференциация бюджетной обеспеченности по субъектам РФ приводят к существенным различиям в доступности и качестве оказываемой медицинской помощи.
Эта проблема нашла отражение в трудах таких российских ученых, как А. Н. Борисов, Ю. М. Лермонтов, А. П. Архипов, К. А. Черникова, С. В. Шишкин и др.
Одной из наиболее приоритетных задач в этой сфере является объективный расчет необходимого объема финансирования, требуемого для финансового покрытия базовых государственных гарантий. Финансовое обеспечение базовых государственных гарантий должно не только покрывать издержки лечебно-профилактических учреждений, связанных с оказанием медицинской помощи, но и обеспечивать условия для устойчивого развития всей отрасли.
Система обязательного медицинского страхования (ОМС) в нашей стране сложилась почти два десятилетия назад — с принятием Закона РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Согласно законодательным нормам государство обязано обеспечить равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи вообще, а не только за счет средств обязательного медицинского страхования. А поскольку виды и объемы помощи, предоставляемой за счет средств ОМС, гораздо меньше по сравнению с видами и объемами всей бесплатной медицинской помощи (включая финансируемые из бюджета), то система обязательного медицинского страхования не гарантирует бесплатность всей медицинской помощи. С 1998 г. Правительством РФ ежегодно принимается программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, обеспечиваемая за счет средств бюджетной системы Российской Федерации. Начиная с 2005 г., Правительством РФ ежегодно утверждаются нормативы финансового обеспечения медицинской помощи на одного жителя (подушевые финансовые нормативы).
Все эти годы происходило постоянное снижение доли ОМС в финансовом обеспечении программы государственных гарантий. При этом страхование неработающего населения осуществлялось в отсутствие единых принципов формирования страховых платежей, а остальные источники формирования системы ОМС носили налоговый, а не страховой характер. В основном это происходило за счет увеличения бюджетного финансирования в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения. В настоящее время отмечается дефицит территориальных программ государственных гарантий в большей части субъектов Федерации, существенная дифференциация их обеспеченности, которые приводят к разнице в доступности и качестве оказываемой медицинской помощи.
Рассмотрим доходы и расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). На основе данных Федеральной службы государственной статистики и сборника «Социальное положение и уровень жизни населения России» составлена табл. 1. Анализ представленных в ней показателей позволяет утверждать, что ФФОМС на 45—62 % формируется за счет безвозмездных поступлений и на 38—55 % — за счет взносов. Причем в последние годы наблюдается тенденция к увеличению доли налогов и взносов.
Большая часть расходов ФФОМС направляется на финансирование территориальных программ.
До 2009 г. в качестве основного источника доходов выступал единый социальный налог, часть которого направлялась в фонды ОМС. С 2006 г. 1,1 % суммы единого социального налога поступало в ФФОМС, 2 % - в ТФОМС. Как известно, в 2010 г. этот налог заменен страховыми взносами. В 2011 г. ставка отчислений в ФФОМС повысилась на 2 п. п., а с 2012 г. планируется повысить ее до 5,1 %, централизуя средства территориальных фондов в федеральный.
Рассмотрим доходы бюджета фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия по основным группам (табл. 2).
Анализ данных табл. 2 показывает, что большую часть доходов составляют безвозмездные поступления — от 54 до 83 %, налоговые доходы — от 16 до 45 %. Причем в последние годы наблюдается тенденция к снижению этих доходов. Неналоговые доходы составляют незначительную часть.
Налоговые доходы за четыре последних года представлены в табл. 3, рассчитан удельный вес каждого дохода в процентах к налоговым доходам и в процентах ко всем доходам. В 2006—2007 гг. большую часть доходов составляли страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые перечислялись из республиканского бюджета. С 2008 г. эти доходы стали относить к группе безвозмездных поступлений, в частности — к межбюджетным трансфертам.
Единый социальный налог в 2006—2007 гг. составлял 14—15 % всех доходов ТФОМС (33 % налоговых), в 2008 г. — 15,32 % (93,55 % налоговых), в 2009 г. — 18,01 % (93,31 % налоговых). Что касается единого налога на вмененный доход, упрощенной системы налогообложения и единого сельскохозяйственного налога, то поступления по ним составляют незначительную часть доходов бюджета ТФОМС.
Проанализируем подробно безвозмездные поступления. Как уже было отмечено, с 2008 г. меняется бюджетная классификация, и страховые взносы за неработающее население относятся к безвозмездным поступлениям (табл. 4).
Анализ данных табл. 4 показывает, что структура безвозмездных поступлений нестабильна: одни и те же средства в один период имеют статус субсидий, в другой — субвенций, в третий — дотаций.
Расходы бюджета фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия включают:
Таблица 1
Поступление и расходование средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2005—2009 гг.
2005 2006 2007 2008 2009
Показатель Млн Удельный Млн Удельный Млн Удельный Млн Удельный Млн Удельный
руб. вес, % руб. вес, % руб. вес, % руб. вес, % руб. вес, %
Поступления, всего 83 003 100 125 524 100 157 817 100 162 621 100 126 562 100
Налоги, страховые взносы, 31 708 38,20 55 772 44,43 71809 45,50 89 293 54,91 89 825 70,97
всего
Единый социальный налог 31 207 37,60 55 128 43,92 71 017 45,00 88 274 54,28 88 832 70,19
Единый налог, взимаемый в 231 0,27 333 0,27 488 0,31 686 0,42 654 0,52
связи с применением упро-
щенной системы налогооб-
ложения
Единый налог на вменен- 213 0,26 265 0,21 281 0,18 315 0,19 319 0,25
ный доход
Безвозмездные поступления 51 292 61,80 69 694 55,52 85 847 54,40 73 175 45,00 37 896 29,94
из федерального бюджета
Расходы, всего 71507 100 119 407 100 158177 100 168 706 100 130 037 100
Субсидии на выполнение 29 266 40,93 38 133 31,93 418231 32,95 71 279 42,25 91 643 70,47
территориальных программ
ОМС в рамках базовой про-
граммы ОМС
Средства, передаваемые - - 12 934 10,83 15 144 9,57 16 661 9,88 17 000 13,07
бюджету Фонда социального
страхования на оказание
работающим гражданам пер-
вичной медико-санитарной
помощи, оплату медицин-
ской помощи женщинам в
период беременности, родов
и в послеродовом периоде,
а также диспансерного на-
блюдения ребенка в течение
первого года жизни
Оказание государственной 37 004 51,75 40 421 33,85 66 902 42,30 30 912 18,32 - -
социальной помощи отде-
льным категориям граждан
по обеспечению лекарствен-
ными средствами
Субсидии бюджетам 4 750 6,64 3 210 2,69 3403 2,15 3 539 2,10 3 823 2,94
ТФОМС на ОМС неработа-
ющего населения (детей)
На финансирование расхо- 82 0,11 118 0,10 142 0,09 227 0,13 258 0,20
дов на содержание исполни-
тельного органа ФФОМС
Таблица 2
Состав и структура доходов бюджета фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия по укрупненным группам в 2006—2009 гг.
Группа доходов 2006 2007 2008 2009
Тыс. руб. В процентах Тыс. руб. В процентах Тыс. руб. В процентах Тыс. руб. В процентах
Налоговые 247 777 44,30 308 493,2 45,28 129 815,4 16,37 149 643,8 19,30
Неналоговые 1 272,6 0,23 2 661,2 0,39 3 445,1 0,44 12 743,7 1,65
Безвозмездные поступления 310 237,4 55,47 370 170,1 54,33 659 303 83,19 612 774,4 79,05
Всего... 559 287,0 100 681324,5 100 732 563,5 100 775161,9 100
Таблица 3
Состав и структура налоговых доходов бюджета фонда обязательного медицинского страхования
Республики Калмыкия в 2006—2009 гг.
Группа доходов 2006 2007 2008 2009
б. у а и еЗ В процентах к налоговым В процентах ко всем доходам б. у а и £ В процентах к налоговым В процентах ко всем доходам б. у а и ¡3 В процентах к налоговым В процентах ко всем доходам б. у а и ¡3 В процентах к налоговым В процентах ко всем доходам
Единый социальный налог 82 069,7 33,12 14,67 103 130,3 33,43 15,14 121 441,7 93,55 15,32 139 633,0 93,31 18,01
Страховые взносы на ОМС неработающего населения 160 029,0 64,59 28,61 198 634,6 64,39 29,15
Единый налог (упрощенная система) 2 378,8 0,96 0,43 2 970,2 0,96 0,44 3 956,4 3,05 0,50 4 630,1 3,10 0,60
ЕНВД 2 829,2 1,14 0,51 3 261,5 1,06 0,48 3620,6 2,79 0,46 4 300,9 2,87 0,55
ЕСХН 169,5 0,07 0,03 317,5 0,10 0,04 614,5 0,47 0,07 841,7 0,56 0,11
Задолженность по отмененным налогам 300,8 0,12 0,05 179,1 0,06 0,03 182,2 0,14 0,02 238,1 0,16 0,03
Всего... 247 777,0 100 44,30 308 493,2 100 45,28 129 815,4 100 16,37 149 643,8 100 19,30
Примечание: ЕНВД — единый налог на вмененный доход; ЕСНХ — единый сельскохозяйственный налог.
Таблица 4
Состав и структура безвозмездных поступлений бюджета фонда обязательного медицинского страхования
Республики Калмыкия в 2006—2009 гг.
2006 2007 2008 2009
Группа доходов б. у а и ¡3 В процентах ко всем безвозмездным В процентах ко всем доходам б. у а и ЕЗ В процентах ко всем безвозмездным В процентах ко всем доходам б. у а и ЕЗ В процентах ко всем безвозмездным В процентах ко всем доходам б. у а и еЗ В процентах ко всем безвозмездным В процентах ко всем доходам
Дотации на вырав- 126 171,7 40,67 22,56 - - - - - - - - -
нивание уровня бюджетной обеспе-
ченности
Дотации по под- 5 912,1 1,90 1,06 - - - - - - - - -
держке неработаю-
щих пенсионеров
Дотации на ба- - - - - - - 249 897,3 37,90 31,53 275 695,1 44,99 35,57
зовую программу ОМС
Средства бюджета - - - - - - 245 060,3 37,17 30,92 268 336,8 43,79 34,62
на ОМС неработа-
ющего населения
Средства (субвен- - - - 138 623,1 37,45 20,35 57 773,0 8,76 7,30 - - -
ции) по лекарс-
твенному обеспе-
чению
Субвенции на обес- 39 369,8 12,69 7,04 39 643,2 10,71 5,82 51 051,9 7,75 6,44 46 740 7,63 6,03-
печение програм-
мы госгарантий по бесплатной медпо-
мощи
Окончание табл. 4
Группа доходов 2006 2007 2008 2009
тыс. руб. В процентах ко всем безвозмездным В процентах ко всем доходам тыс. руб. В процентах ко всем безвозмездным В процентах ко всем доходам тыс. руб. В процентах ко всем безвозмездным В процентах ко всем доходам тыс. руб. В процентах ко всем безвозмездным В процентах ко всем доходам
Субвенции на диспансеризацию детей-сирот 216,1 0,06 0,03 1141,6 0,17 0,14 1 909,5 0,31 0,25
Прочие субвенции 122 286,3 39,42 21,86 - - - - - - - - -
Субсидии на базовую программу ОМС 131 248,9 35,46 19,26 28 660,0 4,35 3,62
Субсидии на ОМС неработающего населения (дети) 8166,2 2,63 1,46 8 716,7 2,35 1,28 8176,3 1,24 1,03 9 379,8 1,53 1,20
Субсидии на дополнительную диспансеризацию работающих граждан 3979,5 1,29 0,71 6 381,6 1,72 0,94 17 542,6 2,66 2,21 10 713,2 1,75 1,38
Субсидии на оплату поликлинической помощи неработающим пенсионерам 4 351,8 1,40 0,78
Прочие субсидии - - - 45 340,5 12,25 6,65 - - - - - -
Всего... 310 237,4 100 55,47 370171,1 100 54,33 659 303,0 100 83,19 612 774,4 100 76,05
— расходы на территориальную программу обязательного медицинского страхования;
— расходы на реализацию социальной программы поддержки неработающих пенсионеров, детей;
— расходы на проведение диспансеризации работающего населения, детей-сирот;
— расходы на дополнительную оплату амбу-латорно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам;
— расходы на обеспечение государственного задания в соответствии с программой предоставления бесплатной медицинской помощи;
— расходы на обеспечение лекарственными средствами.
Анализ показывает, что расходы в 2006—2009 гг. увеличиваются (см. рисунок). В 2007 г. они выросли на 20 %, а в 2008 г. по сравнению с 2007 г. — на 15 %, в 2009 г. расходы увеличились незначительно.
Анализ данных табл. 5 показывает, что состав и структура расходов меняются каждый год. В 2006 г. большую часть расходов составляли мероприятия в области здравоохранения, культуры и спорта — 71,32 % всех расходов. На обеспечение лекарствен-
ными средствами — 16,05 %, на социальную поддержку граждан — 6,93 %, на ОМС детей — 1,44 %, на ОМС неработающих пенсионеров — 1,05 %. В 2007 г. большая часть расходов пришлась на мероприятия в области здравоохранения — 65,77 %, на обеспечение лекарственными средствами — 24,37 %, на программу бесплатной медицинской помощи — 5,83 %. В 2008 г. приоритет был отдан выполнению базовой программы ОМС — 80,86 %
Расходы бюджета фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия в динамике за 2006—2009 гг., тыс. руб.
Таблица 5
Состав и структура расходов фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия в 2006—2009 гг.
2006 2007 2008 2009
Наименование Тыс. В про- Тыс. В про- ТЫс. В про- Тыс. В про-
руб. центах руб. центах руб. центах руб. центах
Общегосударственные расходы 9 715,9 1,72 12 920 1,90 17 310,5 2,21 18 429,8 2,34
Мероприятия в области здравоохранения, 402 173,4 71,32 446 655,0 65,77 - - - -
спорта и физической культуры, туризма
Выполнение базовой программы ОМС - - - - 633 880,5 80,86 700 611,2 88,97
Программа поддержки неработающих 5912,1 1,05 - - - - - -
пенсионеров по ОМС
ОМС неработающего населения (детей) 8 166,2 1,44 8 716,7 1,28 8 176,3 1,04 9 379,8 1,19
Субсидии на доп. оплату амбул.- 4 351,8 0,77 - - - - - -
поликлинической помощи неработаю-
щим пенсионерам
Субвенции на финансовое обеспечение 3 979,5 0,72 39 610 5,83 46 433,4 5,92 46 405,8 5,89
программы бесплатной медицинской
помощи
Проведение диспансеризации - - 5 615,4 0,83 18 309,2 2,34 10 745,5 1,36
Диспансеризация детей-сирот - - 124,8 0,02 1 216 0,16 1 926 0,24
Меры социальной поддержки граждан 39082,3 6,93 - - - - - -
Обеспечение лекарственными средствами 90 523,8 16,05 165 526,1 24,37 58 645,9 7,47 - -
Расходы, всего 563 905 100 679168 100 783 971,8 100 787 498,1 100
всех расходов, на обеспечение лекарственными средствами - 7,47 %. В 2009 г. на выполнение базовой программы ОМС выделяется 88,97 % всех средств, на общегосударственные расходы - 2,34 %, на ОМС детей - 1,19 %.
В основе обязательного медицинского страхования лежит подушевой принцип финансирования -при наступлении страхового случая осуществляется оплата страховщиком фактически оказанной медицинской услуги конкретному застрахованному. Средства страховщикам поступают из территориальных фондов обязательного медицинского страхования на основе дифференцированных подушевых нормативов, в основе которых лежит норматив обязательного медицинского страхования, предусмотренной Программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи (далее - программа).
Программа определяет:
- виды и условия оказания медицинской помощи;
- нормативы объема медицинской помощи;
- нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи;
- подушевые нормативы финансового обеспечения;
- порядок формирования и структуру тарифов на медицинскую помощь.
Также она предусматривает критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставля-
емой гражданам Российской Федерации бесплатно. В рамках программы бесплатно предоставляются:
- первичная медико-санитарная помощь;
- скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная) медицинская помощь;
- специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь.
Нормативы объема медицинской помощи по ее видам рассчитываются в единицах объема на 1 чел. в год. Они используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера подушевых нормативов финансового обеспечения. Динамика нормативов за 5 лет раскрыта в табл. 6.
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи рассчитываются исходя из расходов на ее оказание, приводятся в среднем, с выделением суммы за счет средств обязательного медицинского страхования. Нормативы финансовых затрат медицинской помощи в динамике за ряд лет в целом по России и в Республике Калмыкия представлены в табл. 7. Сравнивая нормативы, можно сделать вывод о высокой разнице в уровне финансирования. Так, в Республике Калмыкия нормативы меньше среднего по России на 30-60 %.
Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные программой, отражают размер бюджетных ассигнований, необходимых для компенсации затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на 1 чел. в год. Динамика за последние годы по России и в Калмы-
Таблица 6
Нормативы объема медицинской помощи по системе ОМС в РФ, на 1 чел. в год
Норматив 2007 2008 2009 2010 2011
Скорая помощь, вызов 0,318 0,318 0,318 0,318 0,318
Амбулаторно-поликлиническая помощь, посещения В том числе по ОМС 9,198 9,198 9,198 9,5 9,7
8,458 8,458 8,458 8,762 8,962
Дневной стационар, пациенто-день В том числе по ОМС 0,577 0,577 0,577 0,59 0,59
0,479 0,479 0,479 0,49 0,49
Стационарная помощь в больничных учреждениях, койко-день В том числе по ОМС 2,812 2,812 2,812 2,78 2,78
1,942 1,942 1,942 1,894 1,894
Таблица 7
Нормативы финансовых затрат медицинской помощи по системе ОМС в РФ и в Республике Калмыкия в 2007—2011 гг., руб.
Норматив 2007 2008 2009 2010 2011
Один вызов скорой помощи в РФ 1 064 1 213,3 1 710,1 1 710,1 1 710,1
Один вызов скорой помощи в Республике Калмыкия 434,5 605,6 657,66 671,6 694,67
Одно посещение амбулаторно-поликлинических учреждений в РФ 116,9 133,3 218,1 218,1 218,1
Одно посещение амбулаторно-поликлинических учреждений в Республике Калмыкия В том числе за счет ОМС: - в РФ - в Республике Калмыкия 86,6 113,81 138,48 149,89 153,65
89,5 103,2 168,4 168,4 169,5
66,2 77,57 103,17 94,1 100,9
Один пациенто-день в дневном стационаре в РФ 238,3 268,5 478 478 478
Один пациенто-день в дневном стационаре в Республике Калмыкия 188,5 279,56 274,93 273,84 301,41
В том числе за счет ОМС: - в РФ 228,1 258,1 470,5 470,5 470,5
- в Республике Калмыкия 132,0 258,10 269,60 175,45 182,46
Один койко-день в больничных учреждениях в РФ 674,3 758,9 1380,6 1380,6 1380,6
Один койко-день в больничных учреждениях в Республике Калмыкия В том числе за счет ОМС: - в РФ - в Республике Калмыкия 615,4 824,23 866,11 985,3 1092,14
521,8 590,1 1 167 1 167 1 167
470 723,03 715,04 686,74 850,27
кии приведена в табл. 8. Анализ представленных в ней данных показывает, что подушевые нормативы в РФ за 2009-2011 гг. в общей сумме не изменились и составили 7 633,4 руб. на 1 чел. в год. В Калмыкии подушевой норматив ниже российского на 30 %, хотя его величина увеличивается по годам.
Таким образом, можно сделать вывод, что нормативы финансовых затрат и подушевые увеличиваются в абсолютном выражении. Однако дефицит стоимости утвержденных программ свидетельствует о невозможности полностью финансировать расходы на здравоохранение через систему обязательного медицинского страхования и бюджетную систему.
В соответствии с Концепцией развития здравоохранения до 2020 г. увеличение размера страховых взносов позволит обеспечить минимальный подушевой норматив в объеме 9 400 руб. на чел. в
2010 г. и 30 400 руб. - в 2020 г. В 2010 г. норматив был гораздо ниже. За счет увеличения тарифа планируется повысить заработную плату медицинского персонала до среднего уровня по стране, увеличить расходы на медикаменты в стационарах в 2-10 раз, на питание - более чем в 2 раза.
Запланировано постепенное увеличение расходов бюджетов на территориальную программу обязательного медицинского страхования. За 2010-2020 гг. они вырастут более чем в 3,5 раза, причем большая часть средств должны быть выделена за счет бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Предусмотрено увеличение расходов на лекарственное обеспечение, высокотехнологичную помощь.
Очевидно, что система обязательного медицинского страхования, система финансирования государственных гарантий на получение бесплат-
Таблица 8
Подушевые нормативы финансового обеспечения в РФ и в Республике Калмыкия в 2007—2011 гг., руб. на 1 чел. в год
Норматив 2007 2008 2009 2010 2011
Российская Федерация
Всего 3 951,7 4 503 7633,4 7633,4 7 633,4
В том числе:
— за счет средств ОМС 1 936,3 2 207,1 4 059,6 4 059,6 4 102,9
— за счет средств бюджета 2 015,4 2 295,9 3 573,8 3 573,8 3530,5
Республика Калмыкия
Всего 3 335,4 4 524,3 4 964,1 5 173,05 5 493,56
В том числе:
— за счет средств ОМС 1 571,7 2 237,2 2 503,57 2 441,59 2 798,74
— за счет средств бюджета 1 763,7 2 287,1 2 460,56 2 731,46 2 694,82
ной медицинской помощи требуют модернизации. В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в 2011—2012 гг. планируется направление в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, предусмотренных в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 и 2012 гг., средств в размере 460 млрд руб. на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ и программ модернизации федеральных государственных учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь.
Программы модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации нацелены на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, внедрение современных информационных и стандартов оказания медицинской помощи.
Региональная модернизация здравоохранения призвана не только оптимизировать систему организации медицинской помощи в соответствии с современными стандартами, отвечающими пот-
ребностям населения, но и улучшить доступность этих услуг.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 № 2396-р Республике Калмыкия в 2011 г. будет предоставлена субсидия на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения в сумме 49 3851 тыс. руб.
Для Калмыкии очень важна помощь из федерального фонда, так как республика является дотационным регионом, имеет низкие инвестиционную привлекательность и уровень жизни. По мнению автора, планируемые мероприятия, отраженные в концепции развития здравоохранения, повысят уровень и качество государственных гарантий граждан по оказанию бесплатной медицинской помощи.
Список литературы
1. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.
2. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ.
3. URL: http://gks.ru.
Московская Высшая Школа Экономики 20 лет лицензиям 000002, А 306208 ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ Аккредитация 010300
ИНСТИТУТ ПРОФБУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВТОРОЕ ОБРАЗОВАНИЕ за 8 месяцев ( ГОСДИПЛОМ)
УМЦ № 420, УМЦ № 611 Организованная сдача экзаменов. Аттестат • Профессиональный бухгалтер • Профбухгалтер по МСФО • Профбухгалтер бюджетных учреждений • финансовый директор • Внутренний аудитор • Налоговый эксперт-консультант • Общий аудит. Аттестат Минфина РФ Повышение квалификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов - 20 программ 911-93-07 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ * МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСЫ И КРЕДИТ Обучение: • дневное; • вечернее; • заочное; • группы выходного дня. 911-09-65 * Бухгалтерский учет и аудит * Управление финансами * МСФО (Диплом АССА, Великобритания) * Организация предпринимательской деятельности * Организация маркетинговой деятельности и управление продажами * Организация и управление кадровой службы * Менеджмент туризма и гостеприимства * Менеджмент рекламного дела * Менеджмент внешнеэкономической деятельности и таможенного дела * Менеджмент страхового дела * Психология и управление персоналом 912-44-92
Занятия рядом с м. Таганская, м. Автозаводская, м. Пролетарская (ул. Воронцовская, 21) www.mos-econ.ru