Научная статья на тему 'Социальные отношения подростков с депрессивными и агрессивными симптомами'

Социальные отношения подростков с депрессивными и агрессивными симптомами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
269
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные отношения подростков с депрессивными и агрессивными симптомами»

■ ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

С.В. Соенко, М.С. Басалаева, О.В. Чернова

Кемеровский государственный университет культуры и искусств,

Кафедра социальной педагогики, ГУЗ Кемеровская областная клиническая больница,

г. Кемерово

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕПРЕССИВНЫМИ И АГРЕССИВНЫМИ СИМПТОМАМИ

Актуальность проблемы социальных отношений подростков с депрессивными и агрессивными симптомами подтверждена ее распространенностью и угрозой для полноценного развития молодого поколения [1]. В подростковом возрасте депрессивные состояния являются наиболее распространенной психической патологией. На протяжении последних десятилетий наблюдается неуклонное повышение частоты таких расстройств, опережающее общие тенденции психических нарушений [2]. Изучение депрессии в подростковом возрасте является важной проблемой. Указанное состояние может быть проявлением эндогенных заболеваний или же выступать в качестве так называемой биологической депрессии периода созревания [3].

Столь же социально значимой является проблема агрессивного поведения подростков, в связи с распространенностью этого явления, тяжестью последствий в виде делинквентных или криминальных действий, сложностью их психологической и клинико-психопатологической оценки. Детская агрессивность — это биопсихосоциальный феномен, который в зависимости от уровня возрастного психического развития проявляется определенным стереотипом реакций или устойчивого поведения с совершением подростками осознанных и произвольных насильственных действий, причиняющих вред или ущерб окружающим и себе.

Межличностная агрессия (гетероагрессия) — важнейший психопатологический феномен, определяющий девиантное, антисоциальное, деструктивно-криминальное поведение подростков [4]. Доказательством этого являются преступные акты, совершаемые лицами подросткового возраста, в которых видны признаки импульсивности, садизма, серийности [5]. С такими явлениями постоянно сталкивается общество, сообщения о них часто появляются в средствах массовой информации. В последнее время наибольшее значение в возникновении агрессии у подростков придается депрессии с выделением роли последней в противоправных действиях и саморазрушающем поведении [6]. Многими исследователями (Ю.Ф. Антропов, Ю.Б. Можгинский, Д.Е. Моррион, Л.М. Бар-

денштейн и др.) высказывается мнение, что депрессия оказывает влияние на частоту проявлений агрессии у подростков [5]. Под влиянием роста функциональных расстройств происходит деформация социальных форм поведения подростков, что оказывает негативное влияние на их отношения в социуме. Создавшаяся ситуация обуславливает необходимость тщательного изучения проблемы.

Цель исследования — изучить социальные формы поведения подростков с депрессивными и агрессивными симптомами.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы г. Анжеро-Судженска. Участниками исследования явились учащиеся девятых и десятых классов. Всего было исследовано 119 человек, средний возраст которых составил 14,5-16 лет.

Для выявления подростков с депрессивными эквивалентами воспользовались шкалой В.В.К. Цун-га для самооценки депрессии [7]. Шкала включает двадцать пунктов, каждый из которых определяет субъективную частоту симптомов депрессии. В качестве дополнительных методик оценки использовали шкалу Бека и тест Л. Радлофоома «Определите степень вашей депрессии» [2].

Для выявления уровня выраженности депрессивных проявлений использовалась шкала тревоги и депрессии А.С. Зигмонда и Р.П. Шнайта, которая отличается простотой применения и обработки (заполнение шкалы не требует продолжительного времени и не вызывает затруднений у респондентов) [8]. Шкала составлена из четырнадцати утверждений, обслуживающих две подшкалы: подшкала А — «тревога», подшкала Д — «депрессия». Каждому утверждению соответствуют четыре варианта ответов, отражающие градации выраженности признака и кодирующиеся по нарастанию тяжести симптома от 0 баллов (отсутствие) до 4 баллов (максимальная выраженность).

На следующем этапе исследования, для выявления группы подростков с агрессивными эквива-

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕПРЕССИВНЫМИ И АГРЕССИВНЫМИ СИМПТОМАМИ

лентами, использовалась модификация теста Розен-цвейга [7]. Данный тест предназначен для оценки степени развитости у человека черты личности «агрессивность», понимаемой как не вызванная объективными обстоятельствами и необходимостью тенденция враждебно реагировать на большинство высказываний, действий и поступков окружающих людей. Также был использован опросник А. Басса — А. Дарки [9] для определения видов агрессивных реакций.

Таким образом, с целью определения социальных форм поведения подростков, а также их коррекции использовались: наблюдение, беседа с учителями, беседа с родителями, групповой тренинг, индивидуальный тренинг, групповые дискуссии, мини-лекции, ролевые игры, игры на интенсивное физическое взаимодействие.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ

На первом этапе в исследуемой группе подростков была проведена диагностика депрессивных проявлений. По итогам проведенной диагностики (на основании шкалы В.В.К. Цунга) получены следующие данные: из 100 % респондентов (119 человек)

у 39,5 % (47 человек) были выявлены депрессивные симптомы. В результате уточнения уровня выраженности депрессивных проявлений в выделенной группе респондентов (на основании шкалы А.С. Зиг-монда и Р.П. Шнайта) получили следующее: из 39,5 % респондентов с депрессивными проявлениями (47 человек) у 26,9 % (32 человек) наблюдалась субклинически выраженная депрессия (средний уровень), у 12,6 % (15 человек) — клинически выраженная (высокий уровень).

Помимо выявления подростков с депрессивными проявлениями, нас интересовало влияние этого фактора на их социальные отношения. С этой целью проведены ряд бесед с педагогами, родителями подростков и, опираясь на данные собственных наблюдений, были получены результаты. Подростки с субклинически выраженной депрессией (средний уровень) ведут себя и дома, и в школе достаточно пассивно. Они безразличны ко всему окружающему, не проявляют интереса к учебе. Как правило, предпочитают одиночество. Отказ участвовать во внутришкольных мероприятиях мотивируют фразами: «я не могу», «у меня не получится», «мне не хочется» и т.п. В домашних условиях достаточно скрытны, контакт с родителями пытаются свести к минимуму. Обычно такое поведение длится нес-

Таблица 1

Социальные формы поведения подростков с различными видами агрессивных реакций

Вид реакции Испытуемые абс. отн. Социальные формы поведения подростков

Физическая агрессия 5 8,9 В общении со сверстниками характерно достаточно жесткое поведение, не умеют сдерживаться и могут ударить человека. Они всегда дают сдачу, если кто-то ударит их. Не умеют разрешать конфликты мирным путем, считают, что тот, кто их оскорбляет, сам напрашивается на то, чтобы его резко одернули. Для защиты своих прав пользуются кулаком. В отношениях с учителями и родителями резки, грубы, неуправляемы

Косвенная агрессия 7 12,5 Как правило, имеют не очень хорошую репутацию у сверстников, т.к. часто являются распространителями слухов. Если они раздражены или взбешены, то показывают другим свое недовольство, плохое настроение. Довольно импульсивны и могут в приступе злости ломать, швырять предметы и т.п. От учителей часто поступают жалобы на таких подростков

Раздражение 8 14,3 Большую часть времени находятся в плохом настроении, раздражены. Могут "взорваться" по любому поводу, даже из-за самой безобидной шутки. В общении, как правило, мелочны и ворчливы. Учителя жалуются на нетерпеливость и резкость со стороны таких подростков

Негативизм 10 17,9 Всегда стремятся нарушить указания, распоряжения, сделать все наперекор. Их нужно, как правило, долго упрашивать что-то сделать. Учителя и родители жалуются, что эти подростки начинают выполнять задание медленно, если их подгоняют, а разозлившись вообще ничего не делают

Обида 7 12,5 Часто считают, что им в жизни не повезло, что другие незаслуженно имеют больше, а они обделены. У них возникает чувство, что их окружают люди, которые их не любят и считают, что с ними трудно ужиться. Часто бывают завистливы, поэтому у них не складываются отношения в коллективе

Подозрительность 8 14,3 Убеждены, что все вокруг обсуждают их за спиной. Уверены, что учителя и одноклассники их не любят, смеются над ними. Как правило, очень недоверчивы, с трудом идут на контакт

Вербальная агрессия 6 10,7 Часто вступают в спор с окружающими, дискутируют по поводу и без; если кто-то не соглашается с ними, могут грубить, кричать. При раздражении способны высказать негативные суждения о человеке прямо в лицо, за что бывают отвергнуты сверстниками. Учителя и родители жалуются на чрезмерное упрямство

Чувство вины 5 8,9 Свойственны постоянные угрызения совести, как из-за настоящих, так и из-за мнимых поступков. Считают, что уклоняются от своих обязанностей и именно поэтому их преследуют неудачи. Учителя и родители жалуются на чрезмерную замкнутость и угрезения совести без видимой причины

■ СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕПРЕССИВНЫМИ И АГРЕССИВНЫМИ СИМПТОМАМИ

Таблица 2

Социальные формы поведения подростков с различным уровнем выраженности депрессивных и агрессивных проявлений (в целях конфиденциальности имена респондентов зашифрованы)

Респонденты Выраженность депрессивных проявлений Выраженность агрессивных эквивалентов Социальные формы поведения подростков

В. Клинически выраженная депрессия (высокий уровень) Косвенная агрессия Не умеет контролировать себя в процессе общения с людьми. Демонстративное поведение. Со сверстниками отношения складываются плохо, предпочитает находиться в одиночестве. К учебе проявляет слабый интерес, из-за чего постоянно поступают жалобы от родителей и учителей

Е. Субклинически выраженная депрессия (средний уровень) Обида Постоянные упреки в адрес учителей из-за, якобы, умышленного занижения оценок, по сравнению со всеми остальными. Часто высказывает мысли: "Меня никто не любит", "Я никому не нужен" и т.п. Отношения со сверстниками складываются плохо

А. Субклинически выраженная депрессия (средний уровень) Чувство вины Предпочитает одиночество. Настроение, как правило, плохое. Во всех происшествиях склонен винить себя. Постоянные угрезения совести из-за того, что мог бы сделать, но не сделал. Боится провиниться перед учителями, поэтому плохо складываются отношения со сверстниками

С. Клинически выраженная депрессия (высокий уровень) Физическая агрессия Пользуется плохой репутацией у учителей и сверстников, которые боятся его и стараются избегать. Проблемы в общении. Стоит на внутришкольном учете в связи с многочисленными драками, нарушением общественного порядка, грубостью в адрес учителей

М. Клинически выраженная депрессия (высокий уровень) Физическая агрессия Поведение сходно с предыдущим респондентом, но ситуация более серьезная, т.к. состоит на учете в детской комнате милиции

Б. Клинически выраженная депрессия (высокий уровень) Косвенная агрессия Сверстники стараются избегать этого подростка, т.к. ему свойственна привычка распространять различные слухи. В классе не имеет близких друзей. Часто обижает других людей своими высказываниями

И. Клинически выраженная депрессия (высокий уровень) Раздражение Не могут адекватно реагировать на самые безобидные шутки в свой адрес. Некоторые сверстники злоупотребляют этим и подшучивают специально. Эти подростки довольно несдержанны и резки в высказываниях. Им трудно долго находиться в коллективе

К. Клинически выраженная депрессия (высокий уровень) Раздражение

Н. Клинически выраженная депрессия (высокий уровень) Раздражение

О. Субклинически выраженная депрессия (средний уровень) Подозритель- ность Стараются как можно меньше времени проводить в местах скопления людей, т.к. постоянно боятся заговоров. На переменах, как правило, остаются в классе. За партой сидят по одному. Редко принимают участие в школьных мероприятиях, боясь насмешек со стороны сверстников

С. Субклинически выраженная депрессия (средний уровень) Подозритель- ность

Т. Субклинически выраженная депрессия (средний уровень) Подозритель- ность

Е Клинически выраженная депрессия (высокий уровень) Вербальная агрессия Учителя жалуются, что эти подростки слишком шумны. Часто вступают в споры со сверстниками и учителями, из-за чего не пользуются успехом среди сверстников. Могут наговорить много обидных и грубых слов, если с ними не соглашаются. Не способны уважать чужое мнение. Считают, что они всегда правы

М. Клинически выраженная депрессия (высокий уровень) Вербальная агрессия

Д. Субклинически выраженная депрессия (средний уровень) Негативизм Делают все наоборот, стремятся нарушить указания и сделать все по-своему, из-за чего возникают частые конфликты со сверстниками, учителями и родителями

Ю. Субклинически выраженная депрессия (средний уровень) Негативизм

В. Субклинически выраженная депрессия (средний уровень) Негативизм

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ ■

колько дней, затем наблюдается улучшение, но ненадолго, и депрессия опять «берет свое».

Поведение подростков с клинически выраженной депрессией (высокий уровень) во многом сходно с поведением в предыдущей группе, но, если там основной проблемой было сведение к минимуму межличностных контактов, то в данной группе наблюдается также мрачная угрюмость, ожесточенность, сварливость с претензиями к окружающим и демонстративным поведением.

На втором этапе проводилась диагностика агрессивных эквивалент в исследуемой группе подростков (на основании модификации теста Розен-цвейга), получены следующие данные: из 100 % респондентов (119 человек) у 47,1 % (56 человек) были выражены мотивы агрессивности. По результатам опросника А. Басса — А. Дарки были выделены различные виды агрессивных реакций, что в дальнейшем позволило соотнести их с социальными формами поведения подростков (табл. 1). Так, при физической агрессии подростки способны нанести материальный и моральный вред окружающим их людям, при остальных видах агрессивных реакций наносимый вред, как правило, морального характера, а при таком виде реакции, как «чувство вины», агрессия направлена, скорее, на себя.

Сопоставив полученные данные о подростках с депрессивными проявлениями, а затем — данные о подростках с выраженными агрессивными эквивалентами, мы получили следующие результаты: из 100 % исследуемых (119 человек) у 14,3 % (17 человек) наблюдаются одновременно депрессивные и агрессивные симптомы (табл. 2).

Для подростков с высоким уровнем депрессивных проявлений были характерны агрессивные эквиваленты в виде косвенной агрессии (2 случая), физической агрессии (2 случая), раздражения (3 случая), вербальной агрессии (2 случая).

Субклинические формы выражения депрессии имели другой полиморфизм агрессивных проявлений: обида (1 случай), чувство вины (1 случай), подозрительность (3 случая), негативизм (3 случая).

Коррекционная работы с данной группой подростков была реализована в несколько этапов. Подготовительный этап состоял из проведения семинара для администрации школы. Второй этап — обеспечение сопровождения и поддержки — проводился в виде работы с родителями и работы с педагогическим коллективом. Третий этап заключался в проведении тренинга в группе подростков с депрессивными и агрессивными симптомами.

С целью проверки эффективности коррекционной работы была проведена вторичная диагностика

депрессивных и агрессивных симптомов. Для этого воспользовались методиками, аналогичными первичной диагностике. Получены следующие данные: из 17 респондентов с депрессивными и агрессивными симптомами у 10 человек (8 детей с субклинически выраженной депрессией, двое — с клинически выраженной депрессией) наблюдалось снижение выраженности симптомов до нормального уровня. У 4 респондентов наблюдалось снижение депрессивных проявлений с клинически выраженных до субклинически выраженных и уменьшение агрессивных эквивалент. У 3-х человек изменений не произошло.

Сравнивая результаты диагностики до и после проведения социально-педагогической работы с данной группой подростков, мы пришли к выводу, что у половины из них снизились депрессивные и агрессивные симптомы. Социальные формы поведения подростков приблизились к социально приемлемым.

Таким образом, в ходе проведенного исследования выявлено, что у подростков с разной степенью выраженности агрессивных и депрессивных проявлений наблюдается полиморфизм социально неодобря-емых форм поведения. Медико-психолого-педагоги-ческий консилиум позволяет проводить адекватную комплексную коррекцию данных отклонений и способствует процессу успешной социализации детей.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гафаров, В.В. Психология здоровья населения в России /Гафаров В.В. - Новосибирск, 2002. - 360 с.

2. Депрессии в неврологической практике (клиника, диагностика, лечение) /А.М. Вейн, Т.Г. Вознесенская, В.Л. Голубева, Г.М. Дю-кова. - М., 2002. - 160 с.

3. Волошин, В.М. Сравнительно-возрастное исследование тревожной депрессии у подростков и юношей /Волошин В.М. //Журн. неврол. и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1995. - № 10. - С. 154-161.

4. Антропов, Ю.Ф. Депрессивные расстройства и агрессивные проявления у детей /Антропов Ю.Ф. //Рос. психиатрич. журн. -2004. - № 2. - С. 42-46.

5. Барденштейн, Л.М. Взаимосвязь патологического агрессивного поведения и депрессии у подростков /Барденштейн Л.М., Мож-гинский Ю.Б. //Рос. психиатрич. журн. - 2000. - № 1. - С. 42-45.

6. Барденштейн, Л.М. Проблема агрессивного поведения подростков /Барденштейн Л.М. //Рос. психиатрич. журн. - 2003. - № 6. -С. 26-29.

7. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. уч. заведений: 3-е изд. /Р.С. Немов. - М., 1999. - 640 с.

8. Смулевич, А.Б. Депрессии в общей медицине /А.Б. Смулевич. -М., 2001. - 256 с.

9. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Уч. пособие: Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста /Е.И. Рогов. - М., 2002.- 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.