Научная статья на тему 'Социальные нормы в экономической деятельности молодежных общественных организаций региона (на примере Ростовской области)'

Социальные нормы в экономической деятельности молодежных общественных организаций региона (на примере Ростовской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
148
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданские институты / общественные организации / молодежь / социальные нормы / междисциплинарный подход / civil institutes / public organizations / youth / social norms / cross-disciplinary approach
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные нормы в экономической деятельности молодежных общественных организаций региона (на примере Ростовской области)»

Филоненко Ю.В.

к.э.н., доцент ЮФУ

Ковалев В. С.

бакалавр ЮФУ, председатель Городского молодежного штаба, г. Ростов-на-Дону

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Ключевые слова: гражданские институты, общественные организации, молодежь, социальные нормы, междисциплинарный подход.

Keywords: civil institutes, public organizations, youth, social norms, cross-disciplinary approach.

Экономическая теория и практика с середины XX в. признает важность локальных социально-экономических систем (гражданских институтов, местных сообществ) в развитии отдельных территорий и государств. В интерпретации пространственных социально-экономических явлений целесообразно учитывать роль системы жизнедеятельности местных сообществ, где наблюдаются специфические явления, процессы и закономерности социально-экономической деятельности индивидов и социальных групп. С этой точки зрения теоретические положения теории региональной экономики для объяснения условий, факторов развития местных сообществ и их вклада в социально-экономическое развитие региона могут быть дополнены исследованием социально-экономических взаимосвязей с помощью методологии институциональной теории, поведенческой экономики, социологии.

Методологический потенциал этих подходов позволяет расширить аналитические и познавательные инструменты для объяснения современных социально-экономических явлений с учетом развития гражданских институтов -самоорганизованных объединений граждан, направленных на достижение каких-либо целей и задач - общественные движения, неправительственные организации, гражданские инициативы1, которые имеют существенное значение в социально-экономическом развитии региона. К ним относятся некоммерческие, экологические, детские, патриотические, научные и образовательные организации, краеведческие, профессиональные, культурные союзы, клубы, организации местного самоуправления, ветеранов и инвалидов, молодежные, спортивные, религиозные организации, ассоциации, благотворительные организации. Наличие такого рода институтов и их эффективная деятельность свидетельствует о значительном социальном капитале, возможностях коллективных действий, положительно влияет на качество региональных институтов и способствует эффективности социально-экономических процессов, происходящих в регионе. В экономической науке в рамках экономики государственных и общественных организаций распространенным подходом (Л. Якобсон, С. Санович и др.) является выделение «третьего сектора» как совокупности ячеек регулярного организованного сотрудничества людей, характеризующегося рядом признаков, одним из которых является наличие определённых целей, как правило, носящих альтруистический характер или заключающихся в удовлетворении потребности в самореализации участников, коллективном устройстве их частной жизни2.

Основным видом организаций, действующих в данном секторе, являются некоммерческие организации, создаваемые в форме общественных или религиозных объединений, общин коренных малочисленных народов России, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных законом. В целях упрощения процедуры выделения некоммерческих организаций, претендующих на право получения государственной поддержки, в федеральном законодательстве было выделено понятие социально ориентированной некоммерческой организации (СОНКО), которыми признаются НКО, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества3.

Среди них выделяются организации, занимающиеся решением социальных проблем, деятельностью в сфере образования, патриотического воспитания граждан и т. д., молодежные организации, имеющие целью создание условий, необходимых для развития у молодого поколения активной гражданской позиции, привлечение их к реализации социально-ориентированных проектов, развития у молодежи навыков и компетенций, необходимых для работы в общественной организации и дальнейшего трудоустройства.

1 Халий И. Институты гражданского общества в современной России. К методологии изучения // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. ред. М. Горшков. Вып.6. - М.: Институт социологии РАН, 2007. - С. 265-280.

2 Якобсон Л., Санович С. Смена моделей российского третьего сектора: фаза импортозамещения // Общественные науки и современность. - М., 2009. - № 4. - С. 21.

3 Сесявин Е. Развитие механизмов государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на региональном уровне. - СПб: 2015. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. -http://economy-lib.com

Развитие этого сектора и увеличение его роли в жизни общества дополняется вниманием государства к проблемам функционирования таких организаций и увеличением их финансирования. При этом большая часть финансирования СОНКО осуществляется на региональном уровне, а направления финансирования выбираются исходя из особенностей субъекта РФ. Так, в Ростовской области уделяют особое внимание СОНКО, занимающимся деятельностью в сфере молодежной политики, пропаганды здорового образа жизни, а также организациям, занятым в области дополнительного образования. Ростовская область нами выбрана в качестве примера региона, в котором в полной мере реализуется потенциал детских и молодежных организаций как социального института и достигнуты определенные качественные и количественные результаты мероприятий и проектов государственной программы Ростовской области «Молодежь Ростовской области» за 2015 г.:

Таблица 1

Динамика изменения ключевых показателей государственной программы «Молодежь Дона»1

Показатель 2014 г. 2015 г.

Число молодых людей вовлеченных в молодежную политику 7000 чел. 7500 чел.

Доля молодежи, состоящая в общественных объединениях от общей численности молодежи Ростовской области 28% 28%

Количество региональных, межрегиональных и международных конкурсных мероприятий, направленных на продвижение инициативной и талантливой молодежи 21 ед. 22 ед.

Количество молодых людей, принимающих участие в региональных, межрегиональных и международных конкурсных мероприятиях, направленных на продвижение инициативной и талантливой молодежи 16 300 чел. 16 300 чел.

Количество молодых ученых и инноваторов, награжденных именными премиями Губернатора Ростовской области 9 чел. 9 чел.

Доля молодежи, вовлеченной в добровольческое (волонтерское) движение 8% 8%

Доля молодежи, охваченной профилактическими акциями, от общего количества молодежи в Ростовской области; 30% 30%

Количество молодых людей, принимающих участие в мероприятиях, направленных на укрепление семейных ценностей, поддержку молодых семей 13000 чел. 13000 чел.

Доля молодежи, участвующей в мероприятиях по формированию толерантности, от общего количества молодежи в Ростовской области; 16% 16%

Количество молодежных общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой 11 ед. 11 ед.

Количество действующих молодежных патриотических объединений, клубов, центров 50 ед. 50 ед.

Количество молодежи, регулярно участвующей в работе клубов и общественных объединений патриотической направленности 7000 чел. 7000 чел.

Уровень освоения бюджетных средств, выделенных на реализацию государственной программы 97,9% 98,1%

Данные, представленные в таблице, позволяют сделать вывод о размере и направлениях государственного финансирования проектов для молодежи и о деятельности детских и молодежных организаций Ростовской области. Так, за период 2014-2015 гг. изменились только два показателя - число молодых людей, вовлеченных в политику, и количество конкурсов, направленных на продвижение талантливой молодежи, и при этом изменения незначительные. Однако, с учётом того, что финансирование программы уменьшилось с 86 млн. руб. в 2014 г. до 75,5 млн. руб. в 2015 г., по нашему мнению, представленный результат можно считать успешным, так как на фоне экономических трудностей были сохранены все достигнутые показатели, с сохранением на должном уровне качества проведения мероприятий.

При этом, по данным Минэкономразвития РФ, Ростовская область занимает высокое место среди других субъектов Российской Федерации по показателям, связанным с поддержкой социально ориентированных некоммерческих организаций. На долю Ростовской области приходится около 4,2% всех зарегистрированных в РФ некоммерческих организаций (5 место) и 4,1% всех благотворительных организаций (9 место); средняя численность добровольцев, привлекаемых НКО за год составляет более 25 тысяч человек (9 место); количество СОНКО получивших финансовую поддержку из бюджета субъекта федерации составляет 115 организаций (12 место)2.

При этом в случае с общественными объединениями необходимо учитывать, что не только количественные показатели в отчётах органов власти могут продемонстрировать реальное положение вещей в данной области. Современные молодежные и детские общественные объединения - институты гражданского общества. Они играют важную социальную роль в условиях реализации молодежной политики в муниципалитетах и субъектах федерации, так как они предоставляют молодым людям доступ к знаниям и технологиям, которые помогают повысить свои конкурентные преимущества при трудоустройстве в любой сфере. Помимо этого СОНКО ставят перед собой значительное количество социально значимых задач, результат реализации которых затруднительно измерить количественно, либо эффект от мероприятий является долгосрочным.

По нашему мнению, одним из ключевых вопросов функционирования молодежных организаций является их деятельность как социально-экономических агентов и как важнейшего социального института, который позволяет эффективно проходить процессу социализации детей и позволит привить им моральные качества, заложить основу

1 Составлено авторами по: Постановление Правительства Ростовской области от 24.03.2016 № 205 «Об утверждении отчёта о реализации государственной программы Ростовской области «Молодежь Ростовской области» за 2015 год». - http://www.donland. ru/documents

2 Оценка эффективности использования субсидий из федерального бюджета. 2014 // Портал единой автоматизированной системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. - http://nko.economy.gov.ru/Reports/Verify

для их будущей активности и дальнейшей профессиональной деятельности. Особенностью функционирования молодежной политики является то, что её субъектом выступает не только государство, но и различные молодежные объединения, организации, союзы, которые действуют как социальный институт, обеспечивают процессы формирования моральных установок, ценностей и ориентиров поведения. При этом, по мнению социологов, для молодежи возможность активно принимать участие в деятельности общественных объединений, становиться организаторами, разработчиками и авторами является важнейшим интересом и социальной потребностью. Социальная активность является одной из ключевых особенностей молодежи как социальной группы и первостепенным основанием деятельности молодежных общественных объединений1. Такие организации выступают и важным экономическим агентом - поставщиком будущих перспективных кадров, производителем широкого спектра социальных услуг для детей и молодежи.

В социологии и социологическом анализе уделяется значительное внимание социальной активности молодежи (М. Горшков, Ю. Зубок, А. Кострикин, В. Филоненко, В. Чупров, Ф. Шереги и др.) и признано, что наиболее сильным влиянием обладают ее групповые формы, которые становятся инструментом воспитания молодежи. В работах российских социологов выделяются общие черты в деятельности и долгосрочном развитии молодежных общественных организаций в современном российском обществе2. К таким положительным характеристикам относится то, что деятельность, осуществляемая общественными организациями, принимает вид эффективной работы с большим количеством нововведений и инновационных практик, посредством такой деятельности вырабатываются инструменты работы с учащимися школ, колледжей, вузов. Во-вторых, деятельность молодежных общественных организаций позволяет привлечь внимание общественности и государственных органов к существующим проблемам, что обеспечивает приток дополнительных материальных, финансовых и человеческих ресурсов в сферу молодежной политики и в отдельные проекты. Особое влияние при этом оказывают не только прямые инвестиции, но и труд членов объединений и привлекаемых волонтеров. Если рассмотреть описываемые организации как социальный общественный институт, то становится очевидным, что они являются мощным механизмом воспитания в подрастающем поколении гражданской позиции, патриотизма, ответственности и толерантности.

Междисциплинарный подход в анализе экономической деятельности общественных организаций обеспечивается синтезом институциональной экономики, поведенческой экономики, а также социологии и экономической социологии, что позволяет использовать потенциал их методологического аппарата и различных теоретических установок и исследовать различные аспекты поведения, исходя из различных детерминирующих факторов.

Так, следует учитывать, что функционирование организации неизбежно связано не только с внешними для нее институтами, но и внутренними правилами, технологиями или рутинами. Поведение акторов внутри организации также связано с правилами, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия внутри организации3. Принятие этих правил происходит в результате процессов социализации индивидуумов, непосредственно связанных со спецификой социума в целом и региона, в частности (что имеет особое значение для России как полиэтнического сообщества) с культурной и этноконфессиональной палитрой регионов. При этом значительная часть российских граждан, в том числе в регионах, являются носителями социокультурных установок и неформальных институтов, без учета которых невозможно осуществить институциональные реформы и преобразование экономико-социальных практик, отражающих повседневное поведение массовых социальных групп. В этой связи в процессе институционального проектирования необходимо учитывать, анализировать и управлять процессами социализации как процесса усвоения институционализированных норм и общепринятых ценностей (по Э. Дюркгейму и Т. Парсонсу). Потребности социальной реальности доминируют над индивидом, становясь для него одновременно источником высших ценностей. Конечная цель усилий по психосоциальной, ролевой, когнитивной, нравственной социализации воплощается в обеспечении сохранения общества посредством усвоения новыми поколениями принятых в обществе идеалов, норм, обычаев и ценностей. При этом Дюркгейм был убежден в том, что для эффективного функционирования обществу недостаточно иметь личную заинтересованность, материальный интерес граждан. Только существование коллективных норм, разделяемых каждым, может служить фундаментом общественной солидарности. Усвоение индивидом «здоровых», «функциональных» социальных норм и есть цель процесса социализации.

В этой связи особое значение имеет анализ социальных и рыночных норм и предпочтений в контексте экономической деятельности общественных организаций, исследуемые в рамках поведенческой экономики.

Действительно, неоклассическая теория рассматривает экономического человека как расчётливого и эгоистичного субъекта, который следует своей выгоде, принимает рациональные решения, учитывает все существующие обстоятельства, стремится улучшить своё благосостояние и сводит к минимуму неизбежные риски. Однако многочисленные исследования, в первую очередь представителей социологии (М. Певная, И. Корнеева, И. Мерсиянова, Л. Якобсон и др.) и поведенческой экономики (В. Автономов, Д. Ариели, А. Белянин, С. Боулз и др.) выявили, что «человек экономический» готов к высокопроизводительной работе, не получая никакого денежного вознаграждения. Волонтерство в разных странах признано значимым феноменом, вносящим ежегодный вклад в экономику, равный 400 млрд. долларов США, социологические замеры показывают, что в 2014 г. 1 млрд. человек старше 18 лет работали волонтерами в некоммерческом секторе (21%), 2,2 млрд. человек оказывали помощь незнакомым людям (48,9%). Хотя бы один раз за

1 Иваненков С., Кострикин А. Проблемы исследования социальной активности молодежи // Credo new. 2009. - № 3. -www.credonew.ru/content/view/834/61/; Социальная активность молодёжи как условие развития современного общества: Сб. науч. трудов Всероссийских социально-педагогических чтений им. Б.И.Лившица. - Екатеринбург: Уральский пед. университет, 2010.

2 Березутский Ю., Фирсакова И. Общественные молодежные организации в социологическом измерении: монография. -Хабаровск: ДВИ - филиал РАНХиГС, 2012. - С. 169.

3 Вольчик В. Проблема доверия и модернизация институтов // TERRA ECONOMICUS. 2012. - Т. 10, № 2. - С. 12-18.

год работали на добровольных началах в НКО 23 млн. россиян (19%), а каждый третий (32%) оказывал безвозмездную помощь нуждающимся1.

По нашему мнению, одной из основных причин такого поведения человека служит влияние социальных норм -правил поведения человека в обществе, которые установились благодаря общественным отношениям и сознательной человеческой деятельности. Основными признаками социальных норм являются их качество как регуляторов общественных отношений, а также их действие по отношению не к конкретной личности, а сразу ко всей общности. Классификация социальных норм позволяет идентифицировать их как по способу образования (как результат сознательной, целенаправленной деятельности, а также стихийно), так и по способу их закрепления (письменные и устные), а также в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. Это наиболее важная классификация социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, традиций и деловых обыкновений, корпоративные нормы, религиозные нормы, политические нормы и правовые нормы. Так, моральные нормы как часть социальных - это взгляды, представления людей о добре и зле, о хорошем и плохом, о чести, совести, долге, справедливости, и т.п. и поддерживаемые как внутренними установками личности, так и общественным мнением2.

Все вышеперечисленные виды социальных норм имеют общие особенности: данные правила поведения являются обязательными либо для определенной общности людей, либо для общества в целом. Они действуют постоянно, при этом порядок их выполнения закреплен нормативно или в общественном либо групповом сознании. Социальные нормы устанавливают границы поведения людей, которые являются допустимыми в определенной жизненной ситуации. Социальные нормы соблюдаются, либо по внутреннему убеждению человека, либо из-за возможных санкций.

Проблему влияния социальных норм на деятельность человека изучал Д. Ариели и пришел к следующим выво-

3

дам :

- под влиянием не связанного с деньгами мотива люди склонны работать более эффективно, так как они перестают принимать во внимание рыночные нормы;

- если люди действуют в поле социальных норм, то они проявляют склонность к оказанию помощи, к работе в команде, в отличие от людей, действующих в рамках рыночных норм;

- включение рыночных норм в социальные нормы приводит к нарушению последних и вредит отношениям, установившимся в группе.

Таким образом, проблематика общественных организаций как институтов гражданского общества является предметом научного дискурса и экономики, и социологии, связанной также с социокультурной спецификой страны в целом и регионов, в частности. При проведении исследований экономической деятельности детских и молодежных организаций необходимо уделять особое внимание влиянию социальных норм на принципы работы и особенности деятельности таких организаций, учитывая, что общественные организации как социально-ориентированные некоммерческие организации являются производителем благ и субъектом экономических отношений, генерируя положительный социо-экономический эффект для региона.

1 Певная М. Волонтерство как социальный феномен: управленческий подход. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. - Н.Новгород, 2016. - https://diss.unn.ru/files/2016/615/autoref-615.pdf

Автономов Ю. Моделирование морали как элемента внутренней мотивации индивидов и механизма коррекции провалов рынка. - М.: ГУ ВШЭ, 2006, Либман А. Социальный либерализм, общественный интерес и поведенческая экономика // Общественные науки и современность. - М., 2013. - № 1. - С. 28-39.

3

Ариели Д. Предсказуемая иррациональность. Скрытые силы, определяющие наши решения. - М.: Иванов, Манн и Фербер, 2010. - С. 85-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.