УДК 379.831
Роль социально ориентированных некоммерческих организаций в воспитательном процессе на примере НИУ МИЭТ
Ю. Д. Мулюкина, М. В. Добрынина, Д. Г. Коваленко
Национальный исследовательский университет «МИЭТ»
Рассматриваются цели и задачи воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования. Раскрывается понятие социально ориентированных некоммерческих организаций, показываются точки их соприкосновения с образовательными организациями. Для примера приводятся успешные практики взаимодействия Национального исследовательского университета «МИЭТ» с социально ориентированными некоммерческими организациями. Делается вывод об актуальности проблемы данного взаимодействия, о необходимости сотрудничества в целях повышения качества оказываемых услуг, а также увеличения количества их получателей.
Ключевые слова: социально ориентированные некоммерческие организации; образовательные организации высшего образования; воспитательная работа; третий сектор.
Сегодня социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) играют важную роль в деле активизации образовательного и воспитательного процессов в образовательных организациях высшего образования, так как выступают в качестве активного маневренного агента по своевременному реагированию на вызовы современности. Для понимания роли СОНКО в воспитательном процессе необходимо рассмотреть актуальные направления работы и формы возможного взаимодействия с вузами и выявить наиболее перспективные из них.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, «высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности
© Мулюкина Ю. Д., Добрынина М. В., Коваленко Д. Г.
в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации» [1, ст. 69].
Система образования (как, впрочем, и отдельные ее элементы) не может достаточно быстро реагировать на изменения в современном обществе, подстраиваться под новые тренды, адаптироваться под возникающие проблемы и вызовы окружающей действительности. Поэтому взаимодействие с другими организациями, в первую очередь с третьим сектором, является важным аспектом внеучебной работы университета, в частности воспитательной. Именно в рамках внеучебной работы студент имеет возможность приобретать дополнительные компетенции и овладевать дополнительными профессиональными навыками, которые помогут ему стать конкурентоспособным и востребованным на рынке труда. По словам Е. В. Строгецкой,
«современный университет призван <...> формировать у агентов образовательного поля социальные установки, обеспечивающие готовность к новаторству, обеспечивать их знаниями, умениями и навыками, способствующими поиску новых нестандартных решений неопределенных ситуаций» [2, с. 81].
Однако вузы не всегда обладают необходимыми ресурсами, а их сотрудники — квалификацией, достаточной для того, чтобы предоставлять студентам возможность обучения по всем желаемым видам подготовки специалистов. Именно в этом случае СОНКО выступают центрами, которые охотно сотрудничают и оказывают помощь.
По мнению Т. Б. Якимовой, во многом «высокая активность некоммерческих организаций в социальной сфере определяется их отличительными особенностями, среди которых можно выделить: возможность проникать в те сферы жизнедеятельности общества, которые не затрагиваются либо слабо затрагиваются существующими государственными структурами, а также способность максимально активизировать характер деятельности и поведения их членов в направлении самостоятельного решения возникающих социальных проблем» [3, с. 117].
В первую очередь обратим внимание на законодательное определение статуса, целей и задач СОНКО. Федеральным законом от 05.04.2010 № 40-ФЗ внесено изменение в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, согласно которому социально ориентированными некоммерческими организациями «признаются некоммерческие организации <...> осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности,
предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона» [4, ст. 2.1]. Перечисленные виды деятельности отвечают запросам вузов в области воспитательной работы и охватывают сферы образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения. Это содействие развитию благотворительности и добровольчества, физической культуры и спорта; профилактика и охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни; улучшение морально-психологического состояния граждан, а также содействие духовному росту личности; развитие межнационального сотрудничества, защита самобытности, культуры, языков и традиций народов России, а также деятельность в сфере патриотического и военно-патриотического воспитания.
Для примера рассмотрим одно из самых известных молодежных общественных объединений — Российский Союз Молодежи (РСМ). Согласно информации на официальном сайте, главная цель РСМ — помочь молодому человеку найти свое место в жизни, самореализоваться и продвинуться по карьерной лестнице. Статистика говорит о том, что ежегодно в программах и проектах РСМ принимают участие около четырех миллионов молодых людей, что свидетельствует о востребованности и актуальности проводимой работы. Такого охвата удается достичь благодаря активности региональных отделений и общественных представительств ЦК РСМ в 77 субъектах Российской Федерации. В работу вовлечены не только вузы, но и училища, лицеи, школы, предприятия. «Российский Союз Молодежи реализует 5 федеральных проектов и 9 центральных программ для школьников, студентов и работающей молодежи. Это образовательные и развивающие программы, проекты в сфере профориентации,
занятости и международного молодежного сотрудничества, патриотического и гражданского воспитания, культуры, досуга и спорта» [5].
Среди возможных составляющих взаимодействия вузов и СОНКО можно выделить три основных: организационная, информационная и методологическая, или консультативная.
Организационная составляющая предполагает совместное проведение мероприятий по различным направлениям: культурно-массовому, благотворительному, патриотическому, спортивному и другим. Вузы в таких случаях могут стать площадкой для того или иного проекта. Например, программа «Российская студенческая весна», которую реализует РСМ, охотно поддерживается российскими университетами и развивается также и благодаря вложению их ресурсов. Кроме того, возможна совместная реализация программ за счет грантов.
В Зеленоградском административном округе Москвы более 15 лет проводится патриотическое мероприятие «Вахта памяти». Изначально его организаторами выступали общественные объединения, управление Департамента семейной и молодежной политики в округе, префектура. В числе активно принимающих участие — молодежь, в частности студенты зеленоградских образовательных учреждений. В 2016 г. Национальный исследовательский университет «МИЭТ» взял на себя организацию и проведение «Вахты памяти» [6]. А в 2017 г. мероприятие было проведено совместно с Ассоциацией СОНКО Зеленограда «Все вместе» при поддержке Ресурсного центра НКО. Благодаря привлечению ресурсов с обеих сторон, организовано несколько площадок, подготовлена специальная программа, а также флешмоб «Свеча памяти». В акции приняли участие около 100 человек.
Мероприятиям и проектам, которые ведут СОНКО, крайне необходима вузовская информационная поддержка. Размещение агитационных материалов на сайте вуза и в социальных сетях, в официальных группах вуза и студенческих объединениях расширяет информационное пространство, в котором студенты могут их видеть.
Приведем пример успешных партнерских отношений студенческой организации и СОНКО. С 2016 г. Донорское движение МИЭТ активно сотрудничает с Национальным фондом развития здравоохранения (НФРЗ). [7]. Фонд обеспечивает доноров сувенирной продукцией, рекламными и информационными материалами. Руководитель Донорского движения МИЭТ прошел производственную практику в НФРЗ. Сотрудничество с Фондом позволило достичь нового качества организации донорских акций. В период 2016—2017 гг. более 500 человек, в том числе студенты и сотрудники университета, стали донорами.
С 1987 г. в российской системе образования официально используется понятие «студенческое самоуправление» (ССУ). Содействие развитию ССУ — важная часть воспитательной работы в вузе. И центральная программа РСМ «Студенческое самоуправление», безусловно, вносит огромный вклад в работу студенческих организаций.
РСМ создал сеть всероссийских и межрегиональных лагерей для лидеров студенческого самоуправления в федеральных округах РФ. Регулярно издаются методические материалы, которые органы ССУ используют в своей работе. Здесь мы говорим о консультативной составляющей взаимодействия. «Консультативная составляющая реализуется через оказание консультационных услуг по различным вопросам; подготовку квалифицированных кадров в сфере
деятельности некоммерческих организаций и волонтеров» [8, с. 114]. С 2013 г. студенты МИЭТ ежегодно принимают участие в образовательных программах, совещаниях и конкурсах РСМ, нацеленных на развитие самоуправления, а также проходят школу тренеров в Ассоциации тренеров студенческой молодежи РСМ (АТСМ).
«Взаимодействие вузов с некоммерческими организациями может осуществляться в таких формах, как проведение совместных мероприятий и акций, реализация программ за счет грантов, совместная разработка и реализация программ через государственные социальные заказы и государственные гранты, содействие реализации целевых социальных программ некоммерческих организаций, информационный обмен» [8, с. 114].
Согласно ежегодному докладу Минэкономразвития РФ о деятельности и развитии СОНКО в 2016 г., общее число организаций в России составило 140 тысяч, причем возросло количество СОНКО, осуществляющих деятельность в области добровольчества, в сферах образования, просвещения, науки, поддерживающих общественно значимые молодежные инициативы, проекты [9, с. 15]. В период 2012—2015 гг. происходило устойчивое увеличение объема грантов и пожертвований для таких организаций [9, с. 17]. Это позволяет сделать вывод о том, что поддержка СОНКО является одним из приоритетов государственной политики РФ. Содействие активной самоорганизации граждан вносит значительный вклад в развитие гражданского общества, в обеспечение качества и доступности услуг социальной сферы.
Большая часть программ и проектов, введенных в действие СОНКО самостоятельно или совместно
с образовательными организациями, создают условия для социализации личности молодого человека, формируют через систему прав и свобод потребность в реализации в исходном для него социальном пространстве. Популяризация российской государственности как основного элемента патриотического воспитания молодежи способствует обретению гражданского самосознания, российской идентичности. Актуализация проблем современной России через призму многовековой истории становления государства развивает гражданскую позицию, социальную компетентность личности, помогает самостоятельно ориентироваться в социальных ситуациях.
Подведем итог: оптимальный результат совместной работы студенческих организаций и подразделений воспитательной сферы может быть достигнут, если по каждому из направлений — культурно-массовому, спортивному, волонтерскому, патриотическому, научному и другим — вуз будет иметь партнеров среди СОНКО. Это даст возможность создавать больше проектов и более успешно реализовывать мероприятия, которые в конечном итоге позволят сформировать социально активную, развитую, стремящуюся к профессиональному и карьерному росту личность студента.
Литература
1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 02.06.2016) // СПС «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. Cop. 1992— 2017. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n=221341&fld=1 34&dst=1000000001,0&rnd=0.8111345167079314#0 (дата обращения: 14.09.2017).
2. Строгецкая Е. В. Идея и миссия современного университета // Вопросы образования. 2009. № 4. С. 67—81.
3. Якимова Т. Б. Некоммерческие организации как основной институт гражданского общества в России // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 12 (140). С. 116-119.
4. О некоммерческих организациях: федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017) // СПС «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] / Кон-сультантПлюс. Cop. 1992—2017. URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=L AW&n=211069&dst=0&rnd=0.7319578640382525#0 (дата обращения: 14.09.2017).
5. Программы и проекты Российского Союза Молодежи // Российский союз молодежи: [Электронный ресурс] / РСМ. Cop. 2002—2017. URL: http://www.ruy.ru/programms/ (дата обращения: 18.09.2017).
6. Миэтовцы почтили память участников Великой Отечественной войны // Национальный исследовательский университет «МИЭТ»: [Электронный ресурс] / Совместный проект МИЭТ и ООО «Мультимедийная Компания «Резонанс». 22.06.2016. URL: http://miet.ru/ news/78951 (дата обращения: 18.09.2017).
7. На акцию по сбору крови приглашает донорское движение МИЭТ // Национальный фонд развития здравоохранения: [Электронный ресурс] / Бизнес-Ателье. 27.04.2017. URL: http://nfrz.ru/news/
na-aktsiyu-po-sboru-krovi-priglashaet-donorskoe-dvizhenie-miet/ (дата обращения: 18.09.2017).
8. Чёрствая О. Е. Взаимодействие вуза и некоммерческой организации // Вестник Костромского государственного университета. 2012. Т. 18 № 1. С. 113-116.
9. Ежегодный доклад о деятельности и развитии СОНКО за 2016 г. // Портал единой автоматизированной информационной системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций: [Электронный ресурс] / Министерство экономического развития РФ. 31.08.2017. URL: http://nko.economy.gov.ru/ Files/NewsDocuments/ef54d172-13a8-43a2-ae4b-a7fe7becade7.pdf (дата обращения: 18.09.2017).
Мулюкина Юлия Дмитриевна — начальник отдела внеучебной и воспитательной работы МИЭТ. E-mail: [email protected]
Добрынина Мария Владимировна — кандидат политических наук, доцент кафедры экономической теории и финансов (ЭТИФ) МИЭТ. E-mail: [email protected]
Коваленко Дмитрий Георгиевич — кандидат социологических наук, доцент кафедры корпоративных информационных технологий и систем (КИТИС) МИЭТ. E-mail: [email protected]
Статья поступила 17 августа 2017 г.