Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики и Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики реализуют комплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической, наркологической помощи населению, а также по профилактике инфекционных заболеваний, уделяя особое внимание детям и подросткам [3].
Реализация республиканских программ профилактики и раннего выявления онкологических заболеваний создаст реальные предпосылки для снижения количества осложнений и смертности от злокачественных новообразований.
Особого внимания требуют соответствующие программы обеспечения ранней диагностики и качественного лечения нарушений репродуктивного здоровья населения, прежде всего подростков, развития новых подходов к их гигиеническому и нравственному воспитанию, подготовке к семейной жизни.
Мероприятия, направленные на обеспечение охраны и улучшение условий труда, проведение аттестации рабочих мест для выявления и устранения воздействия на здоровье работников неблагоприятных факторов, осуществление сертификационных работ по охране труда должны стать действенным механизмом, обеспечивающим охрану и укрепление здоровья населения.
Обеспечение доступности среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями требует дальнейшего развития реабилитационной индустрии, направленной на создание возможностей для максимального использования потенциала инвалидов.
В целях проведения медико-социальной реабилитации отдельных категорий населения необходимо развитие новых форм медико-социального обслуживания, в том числе развитие сети домов ночного пребывания, в которых предусматривается оказание социально-психологической, юридической помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, не имеющим места жительства и работы.
Использованная литература:
1. Балашова Т. Н. Миграция и демография как неотложные направления развития приоритетных национальных проектов // Миграционное право. - 2007. - № 1. - С. 19-21.
2. Мелехова С. К. Миграционная политика: приоритеты определяет общественность // Этносфера. -2005. - № 8. - С. 2-7.
3. https://www.mintrudkchr.ru/page/nacionalnyy-proekt-demografiya
СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ: СУЩНОСТЬ И СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
СуворовскаяА.А.
Магистрант 3 года обучения Казанского (приволжского федерального университета, Институт управления, экономики и финансов (г. Казань)
SOCIAL EDUCATION TAX DEDUCTIONS: ESSENCE AND STATISTICAL ANALYSIS
Suvorovskaya A.A.
3-year graduate student of Kazan Volga Federal University, Institute of Management, Economics and Finance
(Kazan)
Аннотация. Экономический рост требует повышения производительности труда, которое в свою очередь требует участия в производственном процессе квалифицированного персонала. Квалификация работников достигается посредством получения ими образования и постоянного повышения квалификации. С целью стимулирования получения образовательных услуг государство предоставляет социальные налоговые вычеты на образование. В данной статье представлен правовой и статистический анализ современных условий предоставления социального налогового вычета на образование при исчислении налога на доходы физических лиц, выявлены проблемы его применения и внесены предложения по его совершенствованию.
Abstract. Economic growth requires an increase in labor productivity, which in turn requires the participation of qualified personnel in the production process. The qualifications of workers are achieved through their education and continuing education. In order to stimulate the receipt of educational services, the state provides social tax deductions for education. This article presents a legal and statistical analysis of the current conditions for the provision of a social tax deduction for education when calculating income tax for individuals, problems of its application are identified and suggestions are made for its improvement.
Ключевые слова: социальный налоговый вычет, налоговый вычет на образование, налоговый вычет на обучение
Keywords: social tax deduction, tax deduction for education, tax deduction for training,
Физические лица, получая доходы, являющиеся объектом налогообложения НДФЛ, согласно части 2 НК РФ [1] имеет право на получение налоговых вычетов, которые в свою очередь могут быть стандартными, социальными, профессиональными, инвестиционными и имущественными. Налоговые вычеты представляют сумму, которая уменьшит доходы налогоплательщика и тем самым снизит платежи по НДФЛ.
В нашей стране в последнее время существует тенденция к выделению социальной функции налогообложения как основной. Ведь именно НДФЛ выступает одним из показателей социальной справедливости в обществе. Исходя из этого, подоходное налогообложение постоянно изменяется, изменяются величина различных видов вычетов, снижающая налоговую нагрузку на налогоплательщика - физическое лицо. В таблице 1 представлена динамика предоставленных налоговых вычетов по доходам граждан России.
Таблица 1
ДИНАМИКА НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
В 2013-2018ГГ., МЛН. РУБ.
Вид вычета 2014 2015 2016 2017 2018
109
Социальные 57 013 66 100 344 86 248 98 418
Инвестиционные - - 2 531 6 624 13 747
937 2 596 2 678 2 374 2 444
Имущественные 412 715 364 101 987
742 1 147 1 210 1 184 1 465
Прочие 207 452 190 042 335
1 358 1 447 1 477 1 523 1 491
Профессиональные 338 198 818 658 597
334 325 326 366 366
Стандартные 998 131 692 939 959
3 429 5 582 5 804 5 541 5 881
Итого предоставлено налоговых вычетов по НДФЛ 968 596 939 612 043
Удельный вес социальных налоговых вычетов в
общей сумме вычетов 1,66 1,18 1,88 1,56 1,67
Как видно по представленным в таблице 1 данным, в стране растет сумма предоставленных налогоплательщикам всех видов вычетов: стандартные и профессиональные вычеты возросли на 10%, имущественные на 161%, а социальные на 73%. Однако, удельный вес социальных налоговых вычетов в общей их величине изменяется с 1,18 до 1,88% в течение анализируемого периода. Тем не менее, рост их абсолютного значения говорит о востребованности данного вида вычета для налогоплательщиков.
Социальные налоговые вычеты на образование имеют большое значение, поскольку в современных условиях для достижения конкурентоспособности на рынке труда человеку необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень, что требует от него получения образования, повышения своего профессионального уровня, то есть образовательных услуг, в том числе на платной основе. Часть средств, затраченных на обучение, вернутся налогоплательщику в виде социального налогового вычета на образование, тем самым возместив ему часть уплаченных за образование расходов.
Экономический смысл социального налогового вычета на образование проявляется в том, что это процесс уменьшения налоговой базы по НДФЛ на фактически произведенные расходы самого физического лица, произведенные за свой счет. То есть, этот вид налоговой льготы, имеющий форму скидки. Также данный налоговый вычет несет элементы семейного налогообложения доходов физических лиц.
Налоговое законодательство России определяет ряд ограничений при получении социального налогового вычета на образование (ст. 219 НК РФ). К таким ограничениям относятся:
- к вычету могут быть предъявлены фактические расходы на все виды обучения;
- образовательные услуги должны быть получены в образовательных организациях, имеющих лицензию или иной документ, подтверждающий его образовательный статус;
- вычет предоставляется в пределах одного финансового года и не может быть перенесен на следующие налоговые периоды;
- вычет может быть получен при осуществлении расходов на обучение собственных детей, подопечных детей, братьев и сестер по очной форме;
- возраст собственных детей, брата или сестры должен быть не старше 24 лет;
- возраст подопечного ребенка должен быть не старше 18 лет, а бывшего подопечного ребенка после снятия опекунства -не старше 24 лет;
- сумма вычета на обучения собственных или подопечных детей не может превышать сумму 50 тыс. руб. в год на одного ребенка;
- сумма вычета при оплате за собственное обучение, либо обучение брата или сестры не может превышать 120 тыс. руб.;
- налоговый вычет на образование не предоставляется бабушке или дедушке, которые оплачивают обучение своего внука;
- налоговый вычет не предоставляется, если обучение оплачивается из средств материнского капитала.
Ограничений для предоставления налогового вычета в зависимости от типа образовательных организаций не предусмотрено. Так, расходы в адрес образовательных организаций дошкольной и общеобразовательной формы (школы, ВУЗы, ССУЗы), организаций дополнительного образования (спортивные школы, курсы кройки и шитья, автошколы и т.п.), организаций профессиональной переподготовки (курсы повышения квалификации) могут быть предъявлены к налоговому вычету.
Социальный налоговый вычет на образование можно получить и у работодателя в течении налогового периода, и в налоговом органе при декларировании по окончании налогового периода. В случае, если налогоплательщик обращается за получением налогового вычета в налоговый орган, то сделать это необходимо по месту его жительства, а обращение должно последовать в срок, не превышающий три календарных года с момента оплаты обучения.
Обращение за вычетом представляет собой стандартную процедуру декларирования доходов физического лица, состоящую из следующих этапов:
- запрос у работодателя справки по форме 2-НДФЛ, отражающей сумму начисленных доходов, предоставленных вычетом и исчисленного и удержанного НДФЛ;
- заполнение налоговой декларации по форме 3-НДФЛ с приложением к ней комплекта подтверждающих расходы на обучение документов и заявлением на возврат НДФЛ.
В случае положительного итога камеральной проверки налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, которая производится в течение 3 месяцев после представления декларации, сумма налога возвращается на лицевой счет физического лица в любом банке в течение одного месяца после предоставления заявления.
Если налогоплательщик решает получить социальный налоговый вычет на образование через работодателя, то ему по окончании того года, в котором он произвел расходы на образование, следует предоставить работодателю уведомление о праве на социальный вычет из налогового органа о подтвержденном праве на такой вычет (соответственно, предварительно следует обратиться в ФНС с пакетом документов для получения такого уведомления).
Рассмотрим статистику применения социального налогового вычета на образование в России. На рисунке 1 представлена динамика числа предоставленных социальных налоговых вычетов, в том числе вычетов на образование. Как видно по данным рисунка 1, общее число получателей социальных налоговых вычетов за период с 2014 по 2018гг. возросло, в относительном выражении прирост составил 32,3%, в абсолютном выражении число получателей возросло на 495739 человек. Количество получателей социальных налоговых вычетов на образование, напротив, сократилось на 6,6%, на 52615 чел (с 800853 чел. в 2014 г. до 748238 чел. в 2018 г.). При снижении числа получателей социальных вычетов на образование, соответственно, сокращается и удельный вес этого вида вычетов в сумме социальных налоговых вычетов с 52,2% в 2014г. до 36,9% в 2018г. Таким образом, число получателей других видов социальных налоговых вычетов (на получение медицинских услуг и приобретение лекарств, добровольное медицинское страхование) растет, а число получателей вычетов на образование сокращается.
2 500 000 2 000 000 1 500 000 1 000 000 500 000 0
о
60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0
2014
2015
2016
2017
2018
I всего получателей социальных налоговых вычетов в т.ч. вычетов на образование
Удельный вес числа получателей вычетов на образование в числе получателей социальных налоговых вычетов
Источник: Составлено автором на основе [2] Рис. 1. Динамика количество налогоплательщиков, получивших социальные налоговые вычеты,
в том числе вычетов на образование в России в 2014-2018гг., ед. Для того, чтобы понять причину сокращения числа получателей вычетов, необходимо обратиться к данным таблицы 2, в которой представлена численность получателей вычетов по их видам. Как видно по данным таблицы 2, количество получателей вычетов по суммам, уплаченным за обучение детей по очной форме обучения возросло (прирост в 2018г. относительно 2014г. составил 10,8%), а число получателей вычетов по суммам, уплаченным за свое обучение, за обучение брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения сократилось на 22,9% за этот же период. Таким образом, снижение числа получателей налогового вычета на образование, отраженное на рисунке 1, связано с сокращением числа получателей вычетов по обучению за себя, или на брата или сестру.
Сумма налогового вычета, предоставлено по суммам, уплаченным за обучение детей по очной форме обучения, возросла на 11,3% за период 2014-2018гг., тогда как величина предоставленного вычета по суммам, уплаченным за свое обучение, за обучение брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения сократилась на 3,21%.
Таблица 2
ДИНАМИКА КОЛИЧЕСТВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ПОЛУЧИВШИХ СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ ПО ТИПАМ ВЫЧЕТОВ И
РАЗМЕР ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ВЫЧЕТОВ РОССИИ В 2014-2018ГГ., ЕД.
Показатель 2014г. 2015г. 2016г. 2017г. 2018г.
Вычеты по суммам, уплаченным за обучение детей по очной форме обучения
Число
налогоплател 388 064 409 833 417 949 419 531 429 939
ьщиков
Сумма предоставлен 14 750 646 15 896 340 15 968 242 16 356 370 16 421 493
ного вычета
Вычеты по суммам, уплаченным за свое обучение, за обучение брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения
Число
налогоплател 412 789 415 617 399 423 357 557 318 299
ьщиков
Сумма предоставлен 13 604 621 14 164 874 14 567 733 13 957 445 13 168 050
ного вычета
Источник: Составлено автором на основе [2]
Таким образом, из предоставленных результатов анализа можно сделать вывод о том, что в России нарастает тенденция получения вычетов по оплате за детей, нежели чем за свое обучение. Данная тенденция свидетельствует о снижении спроса на услуги образовательных организаций в части повышения квалификации и самообразования, что является, на наш взгляд, негативной тенденцией, поскольку в условиях необходимости достижения экономического роста растет потребность в
квалифицированных опытных кадрах. Подтверждением данному выводу являются показатели Министерства науки и высшего образования, представленные на рисунке 2, согласно которым число лиц, пошедших обучение по программ повышения квалификации и переподготовки, сократилось за период с 2016 по 2018гг. (за более ранние периоды подобные сведение Министерством не представлялись).
3 000 000 2 500 000 2 000 000 1 500 000 1 000 000 500 000 0
2 756 033 2 691 015
Оплачено за счет седств физических лиц
Оплачено за счет средств организаций
2016
2017
2018
Рисунок 2. Динамика оплаченных договор переобучения в зависимости от источника оплаты
в 2016-2018гг., ед. [3]
На наш взгляд, одно из направлений совершенствования предоставления социального налогового вычета на образование, является внедрение ежегодной индексации суммы данного вида вычета в соответствии с уровнем повышения цен на образовательные услуги. Индексировать необходимо сумму вычета как на получение образовательных услуг детьми, братьями и сестрами, так и на собственное обучение.
Литература:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Российская газета - 2000, 15 августа.
2. Отчеты о декларировании доходов физическими лицами. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/
3. Форма N 1-ПК "Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам" Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/stat/added/