Научная статья на тему 'Социальные налоговые вычеты как инструмент государственной поддержки населения'

Социальные налоговые вычеты как инструмент государственной поддержки населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1160
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / TAX ENFORCEMENT: TAX DEDUCTIONS / PERSONAL INCOME TAX / GOVERNMENT SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Елена Евгеньевна

В статье рассматриваются проблемы действующей системы социальных налоговых вычетов и выделяются направления их совершенствования с учетом действующей практики налогового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL TAX DEDUCTIONS AS A GOVERNMENT TOOL FOR SUPPORTING POPULATION

The article outlines problems with the current system of personal tax deductions and identifies several directions in which they can be improved upon in the context of today’s tax enforcement practices.

Текст научной работы на тему «Социальные налоговые вычеты как инструмент государственной поддержки населения»

УДК 336.22

Социальные налоговые вычеты как инструмент государственной поддержки населения

В статье рассматриваются проблемы действующей системы социальных налоговых вычетов и выделяются направления их совершенствования с учетом действующей практики налогового контроля.

Ключевые слова: налог на доходы физических лиц; налоговый контроль; налоговые вычеты; государственная поддержка.

The article outlines problems with the current system of personal tax deductions and identifies several directions in which they can be improved upon in the context of today's tax enforcement practices.

Key words: personal income tax; tax enforcement: tax deductions;,government support.

Смирнова

Елена

Евгеньевна

канд. экон. наук доцент кафедры «Налоги

и налогообложение»

Финансового

университета при

Правительстве

Российской

Федерации

E-mail:

elenasmirnova@ mail.ru

Направления социального развития и инвестиций в человеческий капитал

Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2011 «О бюджетной политике в 2012-2014 годах» предъявляет высокие требования к созданию оптимальных условий для финансовой поддержки физических лиц, для развития человеческого капитала: «Бюджетная политика должна быть нацелена на улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны» [1].

В части социального развития и инвестиций в человеческий капитал (здравоохранение, демография, культура, образование) выделяются следующие основные направления:

— поддержание в реальном выражении достигнутого уровня оплаты труда в бюджетной сфере, рост пенсионного и социального обеспечения, повышение адресности социальных выплат;

— стабилизация ситуации на рынке труда, реализация мер по стимулированию трудовой мобильности населения, по профессиональной подготовке и переподготовке кадров, созданию новых рабочих мест, отвечающих требованиям инновационной экономики. Будут также осуществляться меры, направленные на упрощение привлечения в Российскую Федерацию высококвалифицированных иностранных специалистов, либерализацию условий их пребывания и осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации;

— развитие системы здравоохранения путем реформирования системы обязательного медицинского страхования, введения институтов страхования ответственности медицинских работников и защиты прав пациентов, модернизации используемого оборудования и технологий, формирования сети современных центров высоких медицинских технологий, а также перинатальных центров, продолжения реструктуризации учреждений здравоохранения, развития стационарозамещающих

медицинских технологии, использования механизмов государственно-частного партнерства в здравоохранении, увеличения доли медицинских учреждении новых организационно-правовых форм, в том числе в форме автономных учреждении;

— развитие системы открытости образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурснои поддержки и комплексныи характер принимаемых решении;

— продолжение политики стимулирования жилищного строительства, в первую очередь строительства комфортного жилья эконом-класса и малоэтажного жилищного строительства, восстановление снизившихся в условиях кризиса темпов роста покупок жилья на условиях ипотеки [2].

Рост инвестиции в развитие человеческого капитала в 2012-2013 гг. превысит темпы роста инвестиции в среднем по экономике, при этом помимо увеличения объема бюджетных расходов предполагается, что отрасли образования и здравоохранения будут в большеи степени привлекать частный капитал.

мического воздеиствия на налогоплательщиков. Важнейшим условием эффективнои системы налогового регулирования при использовании налогообложения доходов физических лиц является обеспечение такого функционирования налоговых отношений, посредством которых пополнялись бюджетные доходы и в то же время осуществлялось развитие человеческого капитала.

По данным ФНС России, в налоговых декларациях по НДФЛ величина социальных налоговых вычетов составляет более 2% от общей суммы налоговых вычетов (без учета стандартных). Из социальных налоговых вычетов следует выделить налоговые вычеты (в первую очередь на обучение детей), которые чаще всего получают физические лица.

В 27% налоговых деклараций физические лица получают социальные налоговые вычеты, в 70% — имущественные, и лишь 3 % — профессиональные налоговые вычеты (вполне логично предположить, что переход все большего числа индивидуальных предпринимателей на специальные налоговые режимы приведет к значительному сокращению и количества, и величины профессиональных налоговых вычетов, так как они предполагают уплату НДФЛ).

Кроме качества образования значительную роль для будущего инновационного развития играют и формируемые у человека жизненные установки и модели поведения

Налоговые вычеты как инструмент экономического воздействия на налогоплательщиков

Среди направлений совершенствования налогообложения доходов физических лиц следует выделить повышение качества налогового стимулирования развития человеческого капитала, в том числе механизма предоставления налоговых вычетов.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является не только важным источником доходов бюджетов всех уровней, но и инструментом эконо-

Социальный налоговый вычет на обучение

В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [3] отмечается, что одним из важнейших с точки зрения инновационного развития сохраняющихся у России конкурентных преимуществ является человеческий капитал. По доле населения с высшим и дополнительным профессиональным образованием (22,8 % численности населения в возрасте от 25 до 64 лет) Россия находится на уровне таких ведущих зарубежных стран, как Великобритания, Швеция

По нашему мнению, в настоящее время возникает необходимость увеличения максимального размера этого вычета до 200 000 руб. (для бюджета максимальные потери составят 19 500 руб. по одному налогоплательщику)

и Япония, и опережает Германию, Италию и Францию. Особенно важен с точки зрения создания эффективной инновационной системы сохраняющийся высокий уровень высшего образования по естественно-научным и инженерно-техническим специальностям.

В то же время ситуация в указанной сфере характеризуется рядом негативных тенденций, которые в перспективе могут фактически девальвировать это конкурентное преимущество.

Сохраняются проблемы по достижению надлежащего качества образования на всех уровнях — от общего, начального и среднего профессионального образования до высшего и послевузовского профессионального образования. Согласно международным рейтингам российские вузы практически не попадают в первую сотню мировых лидеров.

Эти негативные тенденции обусловлены в том числе и недофинансированием сферы образования в конце XX — начале XXI века. В последние годы наметилось некоторое улучшение ситуации, но по относительным показателям государственного финансирования этой сферы Россия по-прежнему значительно уступает странам-лидерам, а также значительному числу стран, идущих по пути догоняющего развития. По данным Федерального казначейства и Организации экономического сотрудничества и развития, в 2009 году Россия расходовала на образование 4,6% валового внутреннего продукта, тогда как Швеция — 6,1%, Финляндия и Франция — 5,5%, Бразилия и Великобритания — 5,2% и Соединенные Штаты Америки — 5%. Недостаток финансирования существенно усугубляется структурными проблемами, включая устаревшие модели управления учебным процессом, нехватку в системе образования современных кадров, в том числе

управленческих. При этом оценка качества образования, которую дают российские работодатели, в целом невысокая.

Кроме качества образования значительную роль для будущего инновационного развития играют и формируемые у человека жизненные установки и модели поведения. Ключевые для инновационного предпринимательства личностные качества — мобильность, желание обучаться в течение всей жизни, склонность к предпринимательству и принятию риска в целом недостаточно развиты по сравнению со странами с высокой инновационной активностью. В России, по данным Федеральной службы государственной статистики, участие населения (в возрастной группе 2564 года) в непрерывном образовании в 2008 году составило 24,8% (в Великобритании — 37,6%, Германии — 41,9% и Финляндии — 77,3%).

В сложившейся ситуации средства населения, которые направляются на обучение, должны занимать основное место в расходах на образование, чему поспособствует изменение политики в сфере социальных налоговых вычетов.

Социальный налоговый вычет на обучение предоставляется в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях,— в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения (120 000 руб. с учетом других расходов).

Социальный налоговый вычет также предоставляется в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях (ограничение — в размере фактичес-

ки произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка). Право на получение указанного налогового вычета распространяется также на налогоплательщика — брата (сестру) в случаях оплаты налогоплательщиком обучения брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях.

По нашему мнению, в настоящее время возникает необходимость увеличения максимального размера этого вычета до 200 000 руб. (для бюджета максимальные потери составят 19 500 руб. по одному налогоплательщику).

Социальный налоговый вычет на лечение

Социальный налоговый вычет на лечение предоставляется в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в российских медицинских учреждениях в соответствии с перечнем медицинских услуг, а также в размере стоимости медикаментов согласно перечню лекарственных средств, утвержденных Правительством РФ [4], которые назначены им лечащим врачом и приобретены налогоплательщиками за счет собственных средств.

При применении социального налогового вычета учитываются суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования, а также по договорам добровольного страхования супруга (супруги), родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет, заключенным им со страховыми организациями, имеющими лицензии

на ведение соответствующего вида деятельности, предусматривающим оплату такими страховыми организациями исключительно услуг по лечению.

По дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов. Перечень дорогостоящих видов лечения утвержден постановлением Правительства РФ [4].

Вычет сумм оплаты стоимости лечения и (или) уплаты страховых взносов предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение, приобретение медикаментов или на уплату страховых взносов.

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику, если оплата лечения и приобретенных медикаментов и (или) уплата страховых взносов не были произведены организацией за счет средств работодателей.

По нашему мнению, в связи с тем, что налоговое законодательство не содержит исчерпывающий перечень документов, следует внести в подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ следующие абзацы:

«Для подтверждения осуществления расходов на лечение налогоплательщик предоставляет следующие документы:

— справку об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации по форме, утвержденной приказом Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 N 289/БГ-3-04/256, выданная медицинским учреждением, оказавшим налогоплательщику медицинские услуги;

Вычет сумм оплаты стоимости лечения и(или) уплаты страховых взносов

предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности

— копии договоров, заключенных налогоплательщиком с медицинскими учреждениями РФ;

— копии соответствующих лицензий, если в договорах отсутствует информация о реквизитах лицензий;

— копии платежных документов, подтверждающих внесение (перечисление) налогоплательщиком денежных средств медицинским учреждениям Российской Федерации за оказанные услуги по лечению (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении медицинским учреждениям денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, кассовые чеки и т. д.)».

Кроме того, целесообразно предоставлять налоговый вычет на лечение не только в отношении детей налогоплательщика в возрасте до 18 лет, но и в отношении детей в возрасте до 24 лет, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях.

Социальный налоговый вычет на благотворительность

Налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета на благотворительность (с 2012 года) в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований:

— благотворительным организациям (создаются в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»);

— социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях (создаются в соответствии согласно Федеральному закону от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»);

— некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных;

— религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности (создаются на основании Федерального закона от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О свободе совести и о религиозных организациях»);

— некоммерческим организациям на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

При возврате налогоплательщику пожертвования, в связи с перечислением которого им был применен социальный налоговый вычет, в том числе в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат имущества, переданного на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30.12.2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», налогоплательщик обязан включить в налоговую базу налогового периода, в котором имущество или его денежный эквивалент были фактически возвращены, сумму социального налогового вычета, предоставленного

в связи с перечислением некоммерческой организации соответствующего пожертвования.

Социальный налоговый вычет на благотворительность предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде.

Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права.

Однако в НК РФ отсутствует перечень документов, которые должен приложить налогоплательщик к налоговой декларации для подтверждения права на вычет. Представляется целесообразным внести в подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ следующий абзац: «Для подтверждения права на вычеты налогоплательщик должен представить документы, свидетельствующие о том, что перечисленные суммы являются пожертвованиями, которые направлены на осуществление уставной деятельности организации. Если перечисление денежных средств производится в безналичном порядке на основании письменного заявления налогоплательщика, представляемого налоговому агенту, подтверждающими документами являются: справка о произведенных по его заявлению перечислениях и платежное поручение на перечисление указанных в справке сумм с отметкой банка об исполнении. Если денежные средства перечислены не-

посредственно налогоплательщиком с его банковского счета, то произведенные им расходы подтверждаются банковской выпиской. Если денежные средства внесены наличными в кассу организации, подтверждающим документом является квитанция к приходному кассовому ордеру. В платежных документах следует указать, что денежные средства направлены на осуществление уставной деятельности.

Если дарение производится в натуральной форме, физическое лицо — жертвователь должен представить документы, подтверждающие стоимость пожертвования (справку оценщика, чек контрольно-кассовой техники)».

Литература

1. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2011 «О бюджетной политике в 2012-2014 годах».

2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» (разработан Минэкономразвития России).

3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р.

4. Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 201 «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета».

Социальный налоговый вычет на благотворительность предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.