Научная статья на тему 'Спорные вопросы применения социальных налоговых вычетов'

Спорные вопросы применения социальных налоговых вычетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
512
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НК РФ / СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лермонтов Ю. М.

Между налогоплательщиками и налоговыми органами нередки споры относительно правомерности применения социальных налоговых вычетов. Пожелать воспользоваться правом на их реализацию ввиду условий возникновения такого права может практически любой. В данной статье автор с учетом последних разъяснений Минфина России и налоговых органов, а также судебной практики рассматривает наиболее актуальные вопросы, связанные с применением социальных налоговых вычетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спорные вопросы применения социальных налоговых вычетов»

Бухгалтер и закон

СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ

Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса

Между налогоплательщиками и налоговыми органами нередки споры относительно правомерности применения социальных налоговых вычетов. Пожелать воспользоваться правом на их реализацию ввиду условий возникновения такого права может практически любой.

Социальные налоговые вычеты регулируются ст. 219 Налогового кодекса РФ (НК РФ). В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований следующим организациям:

— благотворительным организациям;

— социально ориентированным некоммерческим организациям (НКО) на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о НКО;

— НКО, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных;

— религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности;

— НКО на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в

порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее — Закон № 275-ФЗ).

Указанный в подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 % суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению.

При возврате налогоплательщику пожертвования, в связи с перечислением которого им был применен социальный налоговый вычет в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ, в том числе в случае расформирования целевого капитала НКО, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат имущества, переданного на формирование или пополнение целевого капитала НКО, предусмотрен договором пожертвования и (или) Законом № 275-ФЗ, налогоплательщик обязан включить в налоговую базу налогового периода, в котором имущество или его денежный эквивалент были фактически возвращены, сумму социального налогового вычета, предоставленного в связи с перечислением НКО соответствующего пожертвования.

Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) предусмотрено, что НКО могут создаваться в форме общественных организаций (объединений).

В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Закона № 7-ФЗ социально ориентированными некоммерческими

организациями признаются НКО, созданные в предусмотренных Законом № 7-ФЗ формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ.

Немаловажен вопрос о подтверждении при предоставлении налогоплательщику социального налогового вычета по рассматриваемым расходам сумм его пожертвований на перечисленные цели. В ст. 219 НК РФ не установлен перечень документов, необходимых для подтверждения права налогоплательщика на получение социального налогового вычета в сумме пожертвований, перечисленных (уплаченных) налогоплательщиком религиозным организациям.

Таким образом, это могут быть различные документы, свидетельствующие о том, что перечисленные суммы являются пожертвованиями религиозной организации, направленными на осуществление уставной деятельности организации.

Перечисление денежных средств может производиться в безналичном порядке на основании письменного заявления налогоплательщика, представляемого в организацию, выплачивающую доход налогоплательщику. В этом случае документами, подтверждающими произведенные налогоплательщиком расходы, являются:

— справка организации о произведенных по его заявлению перечислениях;

— платежное поручение на перечисление указанных в справке сумм с отметкой банка об исполнении.

Если денежные средства перечислены непосредственно налогоплательщиком с его банковского счета, то произведенные им расходы подтверждаются банковской выпиской.

В случае внесения налогоплательщиком денежных средств наличными в кассу организации подтверждающим документом является квитанция к приходному кассовому ордеру. В назначении платежа должны быть указаны цели, на которые данные средства направлены: пожертвования (т. е. цель не определена), на осуществление уставной деятельности, на формирование и пополнение целевого капитала (письмо ФНС России от 06.04.2011 № КЕ-4-3/5392@).

Следует отметить, что в редакции подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ, действующей с 01.01.2012 (п. 4 ст. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности»), определено, что налогоплательщик имеет право на вычет в сумме доходов, перечисляемых им в виде пожертвований, в частности, НКО, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных. Следовательно, с 01.01.2012 предоставление вычета не поставлено в зависимость от бюджетного финансирования.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного п. 2 ст. 219 НК РФ, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).

Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется также на налогоплательщика-брата (сестру) обучающегося в случаях оплаты налогоплательщиком обучения брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях. При этом степень полнородности братьев или сестер в ст. 21 НК РФ не оговаривается.

Учитывая вышеизложенное, налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета по расходам, направленным на оплату услуг по обучению по очной форме обучения в образовательных учреждениях брата (сестры) в

возрасте до 24 лет, являющихся налогоплательщику полнородными либо неполнородными (письмо Минфина России от 18.10.2011 № 03-04-08/8-186, доведенное письмом ФНС России от 25.04.2012 № ЕД-4-3/6995@).

В своих письмах от 26.06.2012 № 20-14/056059@, от 19.06.2012 № 20-14/53550@ и от 18.04.2012 № 20-14/034239@ УФНС России по г. Москве разъяснило порядок предоставления рассматриваемого вычета. Так, для того чтобы получить вычет по окончании года, за который оплачивалось получение образования, в налоговый орган нужно представить декларацию, в которой следует отразить все доходы, полученные родителем либо самим обучающимся в календарном году (п. 4 ст. 229 НК РФ). К декларации прилагаются:

— копия договора на обучение;

— копия свидетельства о рождении ребенка (если обучение оплачивают родители);

— копия платежного документа;

— справка о том, что ребенок обучался по очной форме (если обучение оплачивают родители);

— заявление на предоставление социального налогового вычета;

— копия лицензии образовательного учреждения (если в договоре на обучение не указаны номер и дата выдачи лицензии);

— справка о доходах по форме 2-НДФЛ.

Кроме того, отметим, что налогоплательщик,

имеющий право на социальный налоговый вычет, может подать декларацию в течение трех лет с того года, когда у него возникло право на получение вычета.

Из анализа рассматриваемой нормы можно прийти к следующим выводам:

— предоставление социального налогового вычета при оплате обучения за супруга действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрено. Так, супруг не вправе получить социальный налоговый вычет по НДФЛ в сумме расходов на обучение супруги, если в период обучения она находилась в отпуске по уходу за ребенком (письмо Минфина России от 07.12.2012 № 03-04-05/7-1379). По аналогичному основанию налогоплательщики, оплачивающие обучение своих внуков и не являющиеся их опекунами (попечителями), права на социальный налоговый вычет не имеют (письма Минфина России от 27.01.2012 № 03-04-05/5-82, УФНС России по г. Москве от 23.04.2012 № 2014/035958@, от 11.04.2012 № 20-14/32139@);

— нельзя получить социальный налоговый вычет по НДФЛ в отношении расходов на обучение

ребенка в возрасте до 24 лет, в частности, при дистанционном обучении и сочетании форм обучения «заочная» и «экстернат».

Согласно ст. 10 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:

— в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. При этом допускается сочетание различных форм получения образования.

Таким образом, налогоплательщик-родитель вправе получить социальный налоговый вычет, предусмотренный подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ, только при наличии в договоре с учебным заведением записи, подтверждающей очную форму обучения его ребенка, или при представлении справки образовательного учреждения, содержащей данные о предоставлении образовательных услуг в конкретном налоговом периоде по очной форме (письма Минфина России от 16.08.2012 № 03-04-05/7-959, от 08.06.2012 № 03-04-05/5-705);

— при предоставлении социального налогового вычета одному из супругов, в случае когда документы на обучение ребенка оформлены на другого супруга, реализация предусмотренных подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ общих правил должна осуществляться с учетом предусмотренных Семейным кодексом РФ положений.

Если оплата расходов за обучение ребенка была произведена за счет общей собственности супругов, оба супруга могут считаться участвующими в расходах по оплате обучения ребенка. То, что при внесении платежа по договору в платежных документах в качестве плательщика указывается один из супругов, не изменяет того обстоятельства, что эти расходы являются общими расходами супругов и, соответственно, оба супруга могут претендовать на получение социального налогового вычета.

Таким образом, в случае если документы на обучение ребенка оформлены на одного из супругов, другой супруг вправе получить социальный налоговый вычет по расходам на обучение ребенка при наличии у него в налоговом периоде доходов, облагаемых НДФЛ по ставке 13 % (письмо ФНС России от 13.03.2012 № ЕД-4-3/4202@).

Следует отметить, что на основании Федерального закона от 29.12.2012 № 279-ФЗ «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон

№ 279-ФЗ) подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ изложен в новой редакции, в соответствии с которой при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, по лечению своих супруга (супруги), родителей, детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет, подопечных в возрасте до 18 лет в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством РФ), а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством РФ), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.

Из анализа обновленных положений следует, что налогоплательщик вправе получить названный вычет за услуги по лечению, предоставленные ему не только медицинскими организациями, но и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность.

Кроме того, расширен перечень лиц, оплата лечения которых дает право на вычет: он дополнен усыновленными детьми в возрасте до 18 лет и подопечными в таком же возрасте. При применении социального налогового вычета учитываются суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде, по договорам добровольного страхования своих усыновленных детей в возрасте до 18 лет и подопечных в возрасте до 18 лет, заключенным им со страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, предусматривающим оплату такими страховыми организациями исключительно услуг по лечению. Внесенные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2013 (ч. 3 ст. 2 Закона № 279-ФЗ).

В отношении порядка предоставления рассматриваемого социального налогового вычета ФНС России в письме от 25.12.2012 № ЕД-3-3/4714@ разъясняет, что из положений подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ следует, что при определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде, в частности за

услуги по лечению, предоставленные ему и указанным в норме лицам медицинскими учреждениями РФ (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством РФ), а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством РФ), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств.

Так, в частности, если лечение планируется проводить за рубежом, то к расходам на проведение данного лечения социальный налоговый вычет не применяется (письмо Минфина России от 03.07.2012 № 03-04-05/7-831). При этом вычет сумм оплаты стоимости лечения предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение и (или) приобретение медикаментов. Одним из таких документов, подтверждающих фактические расходы налогоплательщика на услуги по лечению, является Справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы, форма которой и порядок выдачи налогоплательщикам утверждены совместным приказом Минздрава России и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 25.07.2001 № 289/БГ-3-04/256 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 201 «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета».

Минфин России в письме от 01.11.2012 № 0304-05/10-1239 рекомендует налогоплательщику для подтверждения права на рассматриваемый вычет представлять в налоговый орган кассовый чек, квитанцию к приходному кассовому ордеру, выписку банка или иные платежные документы, подтверждающие факт уплаты денежных средств за оказанные медицинские услуги.

В некоторых случаях при предоставлении социального налогового вычета по дорогостоящим видам лечения в составе расходов по указанным видам лечения учитывается стоимость оплаченных налогоплательщиком необходимых дорогостоящих

расходных медицинских материалов, если сама медицинская организация таковыми не располагает и соответствующим договором с медицинской организацией предусмотрено их приобретение за счет средств пациента.

Так, основанием для получения социального налогового вычета по таким расходам может являться указание на приобретение вышеназванных материалов в справке об оплате медицинских услуг или в представленном выписном эпикризе (истории болезни), либо в договоре с медицинской организацией.

В отношении вычета по дорогостоящему лечению в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ по дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях РФ сумма социального налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов. Перечень дорогостоящих видов лечения утвержден постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201 «Об утверждении Перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета» (см. также письмо Минфина России от 14.11.2012 № 03-04-05/7-1278).

Как поясняет ФНС России в письме от 31.08.2012 № ЕД-4-3/14530@, в целях обеспечения реализации постановления Правительства РФ от 19.03.2001 № 201 утвержден Перечень лекарственных средств, назначенных лечащим врачом налогоплательщику и приобретенных им за счет собственных средств, размер стоимости которых учитывается при определении суммы социального налогового вычета (далее — Перечень № 201).

Совместным приказом Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 № 289/БГ-3-04/256 утвержден Порядок выписки лекарственных средств, назначенных лечащим врачом налогоплательщику и приобретенных им за счет собственных средств, размер стоимости которых учитывается при определении суммы социального налогового вычета (далее — Порядок).

Согласно Порядку подтверждением назначения налогоплательщику лечащим врачом лекарственного средства являются рецептурные бланки, выписываемые врачом по установленной форме в двух экземплярах, один из которых предъявляется в аптечное учреждение для получения лекарственных средств, второй представляется в налоговый орган

РФ при подаче налоговой декларации по месту жительства налогоплательщика.

Согласно п. 4 Порядка экземпляр рецепта со штампом «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика» представляется налогоплательщиком вместе с товарным и кассовым чеками из аптечного учреждения, осуществившего отпуск лекарственных средств, в налоговый орган РФ по месту жительства.

При наличии такого рецепта социальный налоговый вычет по расходам на приобретение медикаментов предоставляется налогоплательщику по окончании того налогового периода, в котором им были произведены расходы на приобретение медикаментов, на основании налоговой декларации по НДФЛ, представляемой в налоговый орган по месту жительства, а также платежных документов, подтверждающих фактические расходы налогоплательщика на приобретение медикаментов (в частности кассовых чеков из аптечного учреждения, осуществившего отпуск лекарственных средств).

В случае отсутствия у налогоплательщика рецепта со штампом «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика» налоговые органы не вправе предоставить налогоплательщику социальный налоговый вычет по расходам на приобретение медикаментов.

Пример. Договор с лечебным учреждением, все платежные документы, в том числе справка установленной формы из лечебного учреждения о платежах за лечение оформлены на супругу-пенсионерку, не имеющую доходов, подлежащих обложению по ставке НДФЛ 13 %. Может ли ее супруг претендовать на получение социального налогового вычета по НДФЛ по расходам на лечение супруги?

Минфин России в письме от 23.07.2012 № 0304-05/7-895 при разъяснении аналогичной ситуации ссылается на п. 1 ст. 256 Гражданского кодекса РФ, согласно которому имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.

Кроме того, ст. 34 Семейного кодекса РФ установлено, что к имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности и др.

Таким образом, по мнению финансового ведомства, налогоплательщик вправе претендовать

на получение социального налогового вычета по расходам на лечение супруги (супруга) независимо от того, что документы (договор с лечебным учреждением и платежные документы) оформлены на имя другого супруга.

В отношении правомерности предоставления социального налогового вычета применительно к медицинским услугам, оказываемым санаторно-курортными учреждениями, данный вопрос также должен решаться положительно при соблюдении порядка его подтверждения. В частности, как разъясняет УФНС России по г. Москве в письме от 02.04.2012 № 20-14/028203@, п. 4 Перечня № 201 предусмотрены услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании населению медицинской помощи в санаторно-курортных учреждениях.

Минздрав России в письме от 01.11.2001 № 2510/11153-01-23 разъяснил, что п. 4 Перечня № 201 может быть распространен на часть стоимости путевки, которая соответствует объему медицинских услуг, заложенному в стоимость путевки в санаторно-курортных учреждениях, а также на сумму оплаты медицинской помощи, не входящей в стоимость путевки, дополнительно оплаченной налогоплательщиком.

Подтверждением расходов по оплате медицинской помощи, оказанной в санаторно-курортном учреждении налогоплательщику, является справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы РФ. Справка выдается налогоплательщику по его требованию или его уполномоченному представителю соответствующим санаторно-курортным учреждением в случае представления документов, подтверждающих произведенные налогоплательщиком расходы по оплате путевки и дополнительно оказанных медицинских услуг.

При наличии справки, подтверждающей стоимость оплаченных налогоплательщиком медицинских услуг, оказанных санаторно-курортным учреждением, на основании налоговой декларации может быть предоставлен социальный налоговый вычет на сумму указанных в этой справке затрат, связанных с получением медицинских услуг.

На основании подп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, за-

ключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу супруга, в том числе в пользу вдовы, вдовца, родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов, в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов, в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), — в размере фактически произведенных расходов с учетом установленного ограничения.

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию.

В отношении применения рассматриваемого вычета необходимо отметить следующее:

1) в ситуации, когда работодатель ежемесячно производит удержание пенсионных взносов из заработной платы работников, вычет предоставляется сотруднику ежемесячно. Указанный в подп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы, в частности по негосударственному пенсионному обеспечению.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 219 НК РФ социальный налоговый вычет, предусмотренный подп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю при условии документального подтверждения расходов налогоплательщика и подтверждения, что взносы по вышеуказанным договорам удерживались из выплат в пользу налогоплательщика и перечислялись работодателем в соответствующие фонды.

Поскольку перечисление пенсионных взносов в негосударственный пенсионный фонд производится ежемесячно, в соответствии с п. 3 ст. 226 НК РФ исчисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами также ежемесячно (нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца) применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установлен-

ная п. 1 ст. 224 НК РФ. Следовательно, социальный налоговый вычет по расходам на негосударственное пенсионное обеспечение также предоставляется ежеме сячно (письмо Минфина Ро ссии от 13.06.2012 № 03-04-06/7-167);

2) исходя из писем Минфина России от 18.05.2012 № 03-04-06/7-140, от 31.01.2012 № 0304-06/7-18, организация имеет право предоставить указанный вычет, в случае если выписка с именного пенсионного счета работником не представлена: налогоплательщику достаточно представить договор, заключенный им с негосударственным пенсионным фондом или со страховой организацией;

3) поскольку страховые взносы по договору добровольного долгосрочного накопительного страхования жизни не поименованы в подп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, к сумме уплаченных страховых взносов по указанному договору социальный налоговый вычет не применяется (письмо Минфина России от 14.11.2012 № 03-04-05/7-1277);

4) отсутствуют основания для обложения НДФЛ сумм платежей (взносов) по договору негосударственного пенсионного обеспечения, по которым физическому лицу был предоставлен указанный социальный налоговый вычет в случае перевода денежной (выкупной) суммы в другой негосударственный пенсионный фонд (письмо Минфина России от 20.06.2012 № 03-04-05/3-748).

Так, в соответствии с п. 2 ст. 213.1 НК РФ при определении налоговой базы учитываются денежные (выкупные) суммы за вычетом сумм платежей (взносов), внесенных физическим лицом в свою пользу, которые подлежат выплате в соответствии с пенсионными правилами и условиями договоров негосударственного пенсионного обеспечения, заключенных с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, в случае досрочного расторжения указанных договоров (за исключением случаев их досрочного расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода выкупной суммы в другой негосударственный пенсионный фонд), а также в случае изменения условий указанных договоров в отношении срока их действия.

Согласно абз. 6 п. 2 ст. 213.1 НК РФ внесенные физическим лицом по договору негосударственного пенсионного обеспечения суммы платежей (взносов), в отношении которых физическому лицу был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в подп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, подлежат налогообложению при выплате денежной (выкуп-

ной) суммы (за исключением случаев досрочного расторжения указанного договора по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода денежной (выкупной) суммы в другой негосударственный пенсионный фонд).

И наконец, в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее — Закон № 56-ФЗ) в размере фактически произведенных расходов с учетом установленного ограничения.

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Законом № 56-ФЗ, либо при представлении налогоплательщиком справки налогового агента об уплаченных им суммах дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, удержанных и перечисленных налоговым агентом по поручению налогоплательщика, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Как следует из письма УФНС РФ по г. Москве от 23.12.2010 № 20-14/4/135380@, для получения вычета к налоговой декларации по НДФЛ налогоплательщику необходимо приложить следующие документы:

— подтверждающие фактические расходы по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Законом № 56-ФЗ (т. е. копии представляемых в территориальный орган Пенсионного фонда РФ платежных документов с отметками кредитной организации об исполнении лично либо через орган (организацию), с которым (с которой) у Пенсионного фонда РФ заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей);

— справку налогового агента об уплаченных им суммах дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, удержанных

и перечисленных налоговым агентом по поручению налогоплательщика, по форме, утвержденной приказом ФНС России от 02.12.2008 № ММ-3-3/634@ «О форме справки»;

— справку по форме 2-НДФЛ, подтверждающую сумму полученного дохода и фактически уплаченного НДФЛ за отчетный налоговый период.

В соответствии с разъяснениями ФНС России, содержащимися в письме от 16.08.2012 № ЕД-4-3/13603@, п. 2 ст. 219 НК РФ установлено, что социальные налоговые вычеты, указанные в подп. 2 — 5 п. 1 ст. 219 НК РФ, предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 руб. в налоговом периоде. Кроме того, в соответствии с абз. 4 подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ по дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях РФ сумма социального налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов.

Возможность переноса остатка налогового вычета по налогу на доходы физических лиц должна быть прямо предусмотрена в соответствующих статьях гл. 23 НК РФ. Так, абз. 28 подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ определено, что если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования. Аналогичной нормы по переносу на последующий налоговый период остатка социального налогового вычета ст. 219 НК РФ не установлено.

Как отмечает ФНС России, социальные налоговые вычеты, предусмотренные ст. 219 НК РФ, являются своеобразной формой участия государства в софинансировании социально значимых расходов физических лиц.

Освобождение от уплаты налогов по своей природе — льгота, которая является исключением из вытекающих из ст. 19 и 57 Конституции РФ принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. В данном случае законодатель установил предельный размер применяемых социальных налоговых вычетов, но не установил возможности переноса на последующий налоговый период остатка неиспользованного социального налогового вычета, превышающего установленный предельный размер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

2. О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 279-ФЗ.

3. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности: Федеральный закон от 18.07.2011 № 235-ФЗ.

4. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

5. О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций: Федеральный закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ.

6. О форме справки: приказ ФНС России от 02.12.2008 № ММ-3-3/634.

7. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1.

8. Об утверждении Перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета: постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 201.

9. Об утверждении Перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета: приказ Минздрава России и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 25.07.2001 № 289/БГ-3-04/256.

10. Письмо Минздрава России от 01.11.2001 № 2510/11153-01-23.

11. Письмо Минфина России от 18.10.2011 № 03-04-08/8-186 (доведено письмом ФНС России от 25.04.2012 № ЕД-4-3/6995@).

12. Письмо Минфина России от 27.01.2012 № 03-04-05/5-82.

13. Письмо Минфина России от 08.06.2012 № 03-04-05/5-705.

14. Письмо Минфина России от 03.07.2012 № 03-04-05/7-831.

15. Письмо Минфина России от 16.08.2012 № 03-04-05/7-959.

16. Письмо Минфина России от 01.11.2012 № 03-04-05/10-1239.

17. Письмо Минфина России от 14.11.2012 № 03-04-05/7-1278.

18. Письмо Минфина России от 07.12.2012 № 03-04-05/7-1379.

19. Письмо УФНС России по г. Москве от 11.04.2012 № 20-14/32139@.

20. Письмо УФНС России по г. Москве от 23.04.2012 № 20-14/035958@.

21. Письмо ФНС России от 06.04.2011 № КЕ-4-3/5392@.

22. Письмо ФНС России от 13.03.2012 № ЕД-4-3/4202@.

23. Письмо ФНС России от 31.08.2012 № ЕД-4-3/14530@.

24. Письмо ФНС России от 25.12.2012 № ЕД-3-3/4714@.

25. Семейный кодекс РФ: Федеральный закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ.

24-28 июня 2013 г. учетно-финансовый факультет \

Федерального государственного бюджетного образовательного \ учреждения высшего профессионального образования «Ставропольский государственный аграрный университет» проводит

V международную научно-практическую конференцию

«Современные проблемы развития национальной экономики»

Информационную поддержку конференции оказывает Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ».

Организационный комитет конференции

Председатель - В.И. Трухачев, ректор СтГАУ, член-корреспондент РАСХН, профессор. Члены организационного комитета:

- Е. Костюкова, декан учетно-финансового факультета СтГАУ, д.э.н., профессор;

- Д. Цвиянович, профессор, директор Белградского института аграрной экономики, Сербия;

- М.Г. Лещева, профессор кафедры экономического анализа и аудита СтГАУ, д.э.н., профессор;

- М. Парлинска, профессор экономического факультета Варшавского университета естественных наук, Польша.

Секретариат:

- А.Г. Иволга, к.э.н., доцент кафедры туризма и сервиса СтГАУ;

- И.А. Демченко, к.э.н., доцент кафедры экономический анализ и аудит СтГАУ.

Научные направления конференции:

* макроэкономические проблемы современной экономики;

* экономический анализ особенностей развития экономики в условиях рецессии мировых рынков;

* проблемы и перспективы развития финансового сектора в условиях международной экономической нестабильности;

* экономический анализ возможностей инновационного развития российской экономики;

* современные тенденции в управлении;

* информационные технологии в экономике;

* экономический анализ социальных и правовых проблем рыночной экономики;

* устойчивое развитие: социально-экономическая и экологическая ответственность бизнеса;

* бухгалтерский учет: тенденции развития в условиях глобализации экономики;

* аудит: теория и практика применения в современной экономике.

За дополнительной информацией, а также по вопросам участия необходимо обращаться по электронной ^

почте [email protected], Ирина Демченко.

Оргкомитет конференции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.