Научная статья на тему 'Социальные медиа в коммуникации между гражданами и органами государственного управления'

Социальные медиа в коммуникации между гражданами и органами государственного управления Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1366
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / E-GOVERNMENT / INFORMATION SOCIETY / SOCIAL MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шевцова Инесса Витальевна, Днепровская Наталья Витальевна

Информационные технологии (ИТ), оказавшие значительное влияние на современный социально-экономический уровень, продолжают интенсивно развиваться, создают новые возможности для повышения качества государственного управления. Современные ИТ, как удобные и привычные гражданам в повседневной и профессиональной деятельности технологии, должны быть задействованы при взаимодействии с органами государственного управления. Несмотря на значительный прогресс РФ в развитии информационного общества и электронного правительства, потенциал социальных медиа не в полной мере задействован в госуправлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Media in Communication Between Citizens and Public Administration

The information technology (IT) made s significant impact the socio-economic development in the past. Nowadays IT continues to grow rapidly and create new opportunities for improving the quality of public administration. Modern IT, as a comfortable and familiar known tool for daily professional activities of citizens, should be involved in interactions with the public authorities. Despite significant progress in the development of information society and e-government, the potential of social media is only partially implemented in public administration in Russia.

Текст научной работы на тему «Социальные медиа в коммуникации между гражданами и органами государственного управления»

Шевцова И.В., Днепровская Н.В.

Социальные медиа в коммуникации между гражданами и органами государственного управления

Шевцова Инесса Витальевна — кандидат экономических наук, старший преподаватель, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: Shevtsova@spa.msu.ru SPIN-код РИНЦ: 9519-3181

Днепровская Наталья Витальевна — кандидат экономических наук, доцент, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Москва, РФ.

E-mail: ndneprovskaia@yandex.ru SPIN-код РИНЦ: 5620-7781

Аннотация

Информационные технологии (ИТ), оказавшие значительное влияние на современный социально-экономический уровень, продолжают интенсивно развиваться, создают новые возможности для повышения качества государственного управления. Современные ИТ, как удобные и привычные гражданам в повседневной и профессиональной деятельности технологии, должны быть задействованы при взаимодействии с органами государственного управления. Несмотря на значительный прогресс РФ в развитии информационного общества и электронного правительства, потенциал социальных медиа не в полной мере задействован в госуправлении.

Ключевые слова

Электронное правительство, информационное общество, социальные медиа.

Информационные технологии (ИТ) в контексте Окинавской хартии глобального информационного общества должны обеспечить достижение устойчивого экономического роста, повышение общественного благосостояния, стимулирование социального согласия. Беспрецедентное развитие ИТ в XX веке дало экономике и государственному управлению новые инструментальные средства, такие как корпоративные информационные системы и телекоммуникационные сети, позволившие достичь значительного повышения производительности труда, создания добавленной стоимости за счет нематериальных ресурсов, повышения качества управления. Появились новые виды профессиональных коммуникаций с использованием ИТ и интернета — их принято объединять в понятие электронного бизнеса, составной частью которого является электронное правительство.

В настоящее время мы наблюдаем новый этап в развитии ИТ, широкое распространение получили сервисы веб 2.0. ИТ перестают быть обособленными средствами индивидуальной информационной деятельности, а становятся коллективными инструментами командной работы. Современные ИТ характеризуются высокой адаптивностью к пользователю (смарт-технологии), возрастающим сетевым взаимодействием с другими ИТ и интернет-сервисами, мобильностью (планшеты,

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 51. Август 2015 г.

смартфоны), разнообразием операционных систем, платформ и приложений. Благодаря ИТ нового поколения создаются новые возможности для государственного управления по взаимодействию с гражданами и организациями1. Коммуникация между гражданами и органами государственного управления превращается из дискретной в непрерывную; таким образом, граждане могут своевременно реагировать на административные инициативы и давать моментальную обратную связь на события, происходящие в жизни района, города, страны2.

С использованием новых ИТ и сервисов веб 2.0 создается множество виртуальных социальных сетей и профессиональных сообществ3. Сетевые структуры позволяют поддерживать и творчески использовать неформальные человеческие отношения в решении производственных или административных задач4. ИТ обеспечивают практически неограниченные возможности ведения предпринимательской, научно-исследовательской, творческой и иной деятельности в интернете5, а также они позволяют гражданам участвовать в формировании политики развития общества, экономики, образования6.

За последние годы в современной экономике, пронизанной ИТ, появились новые виды экономической деятельности и экономических отношений, что послужило поводом говорить о становлении экономики нового типа7. Ведутся споры, относительно сформировавшейся экономической парадигмы, а также по вопросу того, насколько «новая» экономика отличается от «старой». Исследованием этих вопросов занимаются ученые различных областей науки8. Помимо экономического эффекта информационная индустрия оказывает определенное влияние на государственное управление. Достигнутый уровень развития сетевых технологий позволил создать

1 Виноградова Е.А. К вопросу о работе с «новыми медиа» в стратегической коммуникации // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. № 41. С. 218-228. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/41 2013vinogradova.htm (17.07.2015).

2 Campbell T. Beyond Smart Cities: How Cities Network, Learn and Innovate. Abingdon: Earthscan, 2012.

3 Tapscott D., WilliamsA.D. Macrowikinomics: New Solutions for a Connected Planet. New York: Penguin, 2012. P. 428.

4 Чистяков С.В. Потенциал сетевого способа координации // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. № 31. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/31 2012chistyakov.htm (17.07.2015).

5 Salins P.D. The Smart Society: Strengthening America's Greatest Resources, Its People. New York: Encounter Books, 2014. P. 320.

6 Балуев Д.Г. Политическая роль социальных медиа как поле научного исследования // Образовательные технологии и общество. 2013. № 2 (16). С. 604-616. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/politicheskaya-rol-sotsialnyh-media-kak-pole-nauchnogo-issledovaniya (10.04.2015).

7 Селетков С.Н., Днепровская Н.В. Управление информацией и знаниями в компании: учебник. М.: Инфра-М, 2011.

8 Уэбстер Ф. Теории информационного общества / пер. с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной; под. ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2004.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 51. Август 2015 г.

новую уникальную информационную среду, в которой специалисты, разделенные большими расстояниями, могут состоять в одной группе для решения социальных задач и оперативно обмениваться идеями и результатами своей работы9.

Переход к электронному правительству представляется последовательным шагом в условиях стремительной информатизации общества. Развитие электронного правительства является одним из перспективных направлений развития государственного управления10. К настоящему времени приняты и реализуются на государственном уровне следующие программы:

- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 17.06.2015) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)"»11;

- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212)12;

- Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 № 2036-р «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года»13.

На мероприятия по развитию информационного общества и электронного правительства до 2020 года из федерального бюджета планируется выделять ежегодно около 120 млрд руб. Общая сумма затрат на реализацию указанных государственных программ в целом оценивается в 1,2 трлн руб.

Преимущества от внедрения электронного правительства всесторонние, затрагивают разные сферы государственного управления. Это:

- оптимизация временных и трудовых затрат от перевода госуслуг в электронный вид;

9 Днепровская Н.В., Шевцова И.В. Анализ информационной инфраструктуры инновационной экономики // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2011. № 6 (2). С. 40-44.

10 Погодина Е.А., Афанасьев В.П., Афанасьева Е.В. Универсальная электронная карта // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. № 37. С. 68-76. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/37 2013pogodina afanasyev afanasyeva.htm (17.07.2015).

11 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 17.06.2015) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)"» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 162184/ (17.07.2015).

12 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc law 92004/ (17.07.2015).

13 Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 № 2036-р «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 154161/ (17.07.2015).

- улучшение качества и доступности государственных услуг путем внедрения ИТ;

- повышение прозрачности механизмов государственного управления, расширение доступа к государственным информационным ресурсам;

- электронное правительство способствует повышению уровня демократии14.

Применение ИТ предоставляет гражданам возможность не только пассивного

наблюдения и потребления государственных услуг, но и активного участия в обсуждении и формировании государственной политики.

Развитие электронного правительства идет по пути трансформации пассивной роли граждан в активную. На начальном этапе граждане являются пассивными потребителями информации или услуг электронного правительства, не имея возможности их комментировать или давать обратную связь в рамках электронного правительства. Предоставление гражданам активной роли в электронном правительстве дает возможность влиять на формирование и определение государственной политики путем участия в обсуждениях, электронных голосованиях, обратной связи. В государственном управлении важно не только информировать граждан о своих решениях и услугах, но также и вовлекать граждан в активное обсуждение государственных и частных инициатив.

Эффективность электронного правительства обеспечивается развитием ИТ-инфраструктуры. Интернет-аудитория в России в 2014 году составила более 65% ее населения, при этом пользователями мобильного интернета являются 40%. Уровень использования и доступности интернета по регионам России отличается значительно. Проникновение интернета зависит от многих факторов:

- типа населенного пункта: в крупных городах уровень выше, наименьший уровень в сельской местности;

- стоимости доступа к интернету: в регионах с высокой стоимостью уровень ниже;

- возрастного фактора: люди моложе 35 лет являются более активными пользователями интернета, чем их старшие соотечественники.

Указанные отличия также влияют на степень вовлеченности граждан в электронное правительство15.

14 Някина Е.С., Погодина Е.А. Перспективы электронного правительства // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. № 31. URL: http://e-iournal.spa.msu.ru/vestnik/item/31 2012nyakina pogodina.htm (17.07.2015).

15 Казаков М.Ю., Кутырев В.А. Интернет как сетевая публичная сфера // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. URL: http://www.science-education.ru/pdf/2013/3/222.pdf (17.07.2015).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 51. Август 2015 г.

Об уровне вовлеченности граждан в электронное правительство можно судить по количеству человек, зарегистрированных в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), которая используется при взаимодействии с государственными информационными системами, например, порталом gosuslugi.ru. По данным Минкомсвязи России на конец 2014 года, в ЕСИА было зарегистрировано 14,2 млн человек, что составляет 13% от интернет-аудитории в России. Причиной низкого показателя вовлеченности не может быть состояние ИТ-инфраструктуры, которое находится на высоком уровне. Также учитывая высокое положение России (27-е место) в рейтинге стран по индексу развития электронного правительства, по оценке ООН в 2014 году, сами инструменты электронного правительства хорошо развиты. Проблема низкой вовлеченности граждан лежит в плоскости популяризации электронного правительства в обществе, в увеличении каналов доступности электронного правительства, а также в кастомизации инструментов электронного правительства16.

Повышение вовлеченности граждан повысит эффективность бюджетных расходов на электронное правительство в целом. Увеличению вовлеченности могут способствовать меры, которые хорошо себя зарекомендовали в сфере бизнеса и образования, такие как использование социальных медиа, разработка и внедрение мобильных приложений17.

Канал коммуникации социальных медиа является одним из самых быстрорастущих: прирост аудитории ежегодно оценивается в десятки процентов. С каждым годом увеличивается как аудитория социальных сетей, так и время, которое пользователи тратят на эти ресурсы. В 2012 году аудитория социальных сетей охватывала половину всех пользователей интернета; ожидается, что в 2015 году она достигнет 75%18. Бизнес-сообщество уже оценило этот эффективный способ взаимодействия с клиентами и партнерами. Социальные медиа являются одним из самых эффективных каналов коммуникации по соотношению затрат к охвату аудитории и скорости обратной связи. Использование социальных медиа не требует

16 Рыков Ю.Г. Виртуальное сообщество как социальное поле: неравенство и коммуникативный капитал // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. № 4. С. 44-60.

URL: http://www.jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2013 4/Rykov 2013 4.pdf (17.07.2015).

17 Etlinger S., Li C. A Framework for Social Analytics. Including Six Use Cases for Social Media Measurement / Altimeter Group. August 10, 2011. URL: https://frankdiana.files.wordpress.com/2011/08/a-framework-for-social-analytics.pdf (04.04.2015).

18 United Nations E-Government Survey 2014: E-Government for the Future We Want / United Nations Department of Economic and Social Affairs. New York: United Nations, 2014. URL: http://unpan3 .un.org/egovk b/Portals/egovkb/Documents/un/2014-Survey/E-Gov Complete Survey-2014.pdf (04.04.2015).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 51. Август 2015 г.

высоких расходов на внедрение и разработку. Затраты включают лишь издержки по созданию и поддержке аккаунта. Платформа социальных медиа предоставляется негосударственными коммерческими компаниями.

Факторы, обусловливающие участие органов государственного управления в социальных сетях:

- Социальные сети — популярный канал обратной связи, позволяющий производить мониторинг реакции пользователей на то или иное действие органа власти.

- Социальные сети облегчают сбор предложений и определение инициатив, которые в наибольшей степени поддерживаются обществом.

- Развитие публичности и увеличение информационной открытости деятельности государственного органа власти ведет к повышению уровня доверия к деятельности властных структур.

- Благодаря возможности тиражирования и распространения сообщений в большинстве социальных сетей, самая востребованная информация распространяется в геометрической прогрессии19.

В настоящее время российскими органами власти канал социальных медиа серьезно недооценен (см. Таблицу 1). Лишь небольшое количество федеральных органов исполнительной власти имеют аккаунты в социальных медиа, по большей части в них дублируется информация с сайтов соответствующих органов. Однако работа в социальных медиа требует учитывать их специфику.

Таблица 1. Активность федеральных органов исполнительной власти

в социальных сетях20

Социальная сеть Количество аккаунтов Количество подписчиков (аудитория) Количество постов

Одноклассники 2 32 835 4 203

Instagram 7 110 023 3 643

Twitter 33 1 336 200 111113

Фейсбук 27 259 735 Н/Д

Вконтакте 15 303 781 18 830

Разработка и внедрение мобильных приложений активно используются в различных сферах, при этом приложения востребованы и со стороны потребителей. Темпы прироста мобильной интернет-аудитории в России только в 2013 году составили 34%. Внедрение мобильных приложений повышает частоту использования сервисов электронного правительства. Удобство мобильных приложений составляет их

19 Представленность федеральных органов исполнительной власти в популярных социальных сетях // Инфометр [Сайт]. 23.12.2014. URL: http://infometer.org/analitika/foiv ss (04.04.2015).

20 Представленность федеральных органов исполнительной власти в популярных социальных сетях.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 51. Август 2015 г.

доступность, поскольку они всегда под рукой. Мобильные приложения позволяют давать моментальную обратную связь на повседневные и бытовые ситуации, например, в оценке работы городского транспорта. Доступность мобильных приложений электронного правительства стимулирует граждан к активному участию в жизни муниципалитетов.

Новые социальные медиа позволяют инициативным гражданам реализовать свой инновационный потенциал. ИТ предоставляют широкие возможности по включению граждан в инновационную деятельность органов государственного управления и предприятий. Исследование, проведенное Европейской комиссией, показало, что большая часть инновационных предприятий связывает результат создания нового продукта с использованием ИТ21. ИТ способствуют развитию инноваций, ускорению процессов и изменений в обществе и экономике. Инновации направлены на повышение производительности труда, сокращение издержек, повышение качества продукта и, в конечном итоге, на повышение уровня жизни населения. Изменения, на которые раньше требовались десятилетия, сейчас происходят за 1-2 года. Однако это значительно меняет деловую среду. Около 40% европейских предприятий отметили, что конкуренция на их рынке возросла в результате развития информационной индустрии22. Увеличение темпов внедрения изменений в деятельность предприятий навязывает компаниям гонку за инновациями, тем самым подталкивая к принятию быстрых, недостаточно взвешенных решений. Неадекватная оценка риска внедрения инноваций повышает риск как для самой компании, принявшей неверное решение, так и для ее партнеров, поставщиков23. С одной стороны, ИТ предоставляют организациям ресурс для развития, а с другой — требуют от менеджмента более трезвой и точной оценки вносимых изменений, тщательного расчета перспектив инновационного развития.

С беспрецедентным развитием телекоммуникационных технологий в деловые коммуникации стало вовлекаться возрастающее количество пользователей. Деловая сеть значительно расширилась. Если прежде мы могли говорить о том, что основная коммуникация, происходящая в деловой среде, это предприниматель — предприниматель, в образовательной среде преподаватель — студент, или научной

21 ICT and e-Business for an Innovative and Sustainable Economy. 7th Synthesis Report of the Sectoral eBusiness Watch / European Commission. 2010. URL: http://www.ebusiness-watch.org/ (04.04.2015).

22 Ibid.

23 Кёхлер Г. Новые социальные медиа: шанс или препятствие для диалога? // Политические исследования. 2013. № 4. С. 75-87.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 51. Август 2015 г.

среде исследователь — исследователь, то сейчас круг людей, вовлеченных в профессиональные коммуникации, практически неограничен. Подобный эффект был достигнут во многом благодаря распространению технологий веб 2.0, которые превращают потребителя интернет-услуги в ее производителя. С появлением веб 2.0 вектор деловых коммуникаций перестал быть односторонним, появилась возможность моментальной и эффективной обратной связи как между производителем и потребителем, так и между производителями (профессиональным сообществом), и между потребителями (социальными сетями и сообществом потребителей).

Ключевым ресурсом в развитии сервисов на основе веб 2.0 являются интернет-пользователи, социальные медиа, сообщества, вики и виртуальные лаборатории. Однако необходимо отметить не только стремительное развитие технологий, но и стремительное развитие и трансформацию самих деловых коммуникаций. Например, коммерческие компании уделяют огромное внимание работе в социальных медиа, так как именно там сосредоточены их потребители24. Статистика посещений веб-сайтов компаний и их страниц в наиболее популярной в мире социальной сети «Фейсбук» показывает, что ежедневная аудитория «Фейсбука» более чем в 10 раз превышает количество посещений официальных веб-сайтов компаний25. Корпоративный опыт работы в социальных медиа говорит о том, что социальные медиа нельзя рассматривать исключительно как дополнительную возможность для продвижения бренда или компании26. Социальные медиа могут являться источником идей для инноваций и усовершенствования товара или услуги. ИТ-компания Dell одной из первых привлекла интернет-пользователей для поиска идей усовершенствования производимых товаров и создания новых товаров27. В Dell получили более 15 тыс. идей, из которых 400 были воплощены в производство. Впоследствии подобный подход получил название

24 Macmanus R. The Most Influential Websites in the World: Wikipedia #1, Twitter #4 With a Bullet // ReadWrite [Site]. November 24, 2009. URL: http://www.readwriteweb.com/archives/the most influential webs ites in the world.php (04.04.2015).

25 Clayton N. Business Joins the Party. Social Media: Online Networking Is Transforming the Way Businesses Operate but Few Understand Its True Implications // The Wall Street Journal. 4 May 2011. URL: http://www.wsj.com/articles/SB10001424052748703712504576244622146113118 (04.04.2015).

26 Gogia S. Leveraging Emerging Technology to Up the Ante on Customer Engagement / Forrester. March 28, 2012. URL: https://www.forrester.com/Leveraging+Emerging+Technology+To+Up+The+Ante+On+ Customer+Engagement/fulltext/-/E-res61124 (17.07.2015).

27 Hofer-Shall Z., Bernoff J., Smith A. Case Study: Dell's Social Media Listening Command Center Builds Customer Relationships — A Social Computing Report / Forrester. July 1, 2011.

URL: https://www.forrester.com/Case+Study+Dells+Social+Media+Listening+Command+Center+Builds+Cust omer+Relationships/fulltext/-/E-RES59969 (17.07.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«краудсорсинг» и был успешно применен, в том числе, в ОАО «Сбербанк»28. Потребители товаров и услуг являются ценным источником инноваций для производителей.

Производители, безусловно, заинтересованы в том, чтобы привлекать потребителей к разработке и тестированию своих товаров и услуг. Практика усовершенствования потребителями товаров достаточно распространена. Исследования ОЭСР показывают, что от 10% до 40% потребителей производят доработку или модификацию приобретаемых продуктов29 (см. Рисунок 1).

Рисунок 1. Потребители, которые вносят изменения в приобретаемый товар

ИТ сделали значительный вклад в экономику развитых стран за счет создания корпоративных информационных систем, информационной инфраструктуры, телекоммуникационных сетей30. Залогом инновационного развития ведущих стран стала развитая информационная инфраструктура, включающая в себя программное, техническое обеспечение, связь, а также информационные ресурсы. На данном этапе развития ИТ происходит смена технологической парадигмы31, что создает возможности для изменения структуры ИТ-индустрии. Эти возможности в первую очередь связаны с

28 Воронин А. Сбербанк собирает идеи: практика банковского краудсорсинга // PC Week. 04.12.2012. № 33 (818). URL: http://www.pcweek.ru/idea/article/detail.php?ID=144760 (04.04.2015).

29 Science, Technology and Innovation Indicators in a Changing World: Responding to Policy Needs / OECD. 20 September 2007. URL: http://www.oecd.org/sti/inno/sciencetechnologyandinnovationindicatorsinachangingw orldrespondingtopolicyneeds.htm (17.07.2015).

30 Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / рук. авт. кол.: Д.С. Львов, А.Г. Поршнев; Гос. ун-т упр., Отд-ние экономики РАН. М.: Экономика, 2002.

31 Нейрокомпьютерная парадигма и общество / под ред. Ю.Ю. Петрунина. М.: Издательство Московского университета, 2012.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 51. Август 2015 г.

использованием инновационного потенциала граждан, более тесной коммуникации потребителей и производителей, социальные связи потребителей.

Основным преимуществом информационного общества является обеспечение нового типа коммуникации между гражданами, производителями и органами государственного управления, обеспечивающими свободный обмен информацией. Реализация концепции информационного общества помогает восполнить недостающие или плохо функционирующие коммуникации между гражданами и органами государственного управления. Использование информационно-телекоммуникационной среды для привлечения граждан и потребителей в деловые коммуникации даст органам государственного управления и компаниям новые идеи для создания инноваций, решения накопившихся проблем, повышения эффективности.

Список литературы:

1. Балуев Д.Г. Политическая роль социальных медиа как поле научного исследования // Образовательные технологии и общество. 2013. № 2 (16). С. 604-616. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/politicheskaya-rol-sotsialnyh-media-kak-pole-nauchnogo-issledovaniya (10.04.2015).

2. Виноградова Е.А. К вопросу о работе с «новыми медиа» в стратегической коммуникации // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. № 41. С. 218-228. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/41 2013vinogradova.htm (17.07.2015).

3. Воронин А. Сбербанк собирает идеи: практика банковского краудсорсинга// PC Week. 04.12.2012. № 33 (818). URL: http://www.pcweek.ru/idea/article/detail.php?ID=1 44760 (04.04.2015).

4. Днепровская Н.В., Шевцова И.В. Анализ информационной инфраструктуры инновационной экономики // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2011. № 6 (2). С. 40-44.

5. Казаков М.Ю., Кутырев В.А. Интернет как сетевая публичная сфера // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. URL: http://www.science-education.ru/pdf/2013/3/222.pdf (17.07.2015).

6. Кёхлер Г. Новые социальные медиа: шанс или препятствие для диалога? // Политические исследования. 2013. № 4. С. 75-87.

7. Нейрокомпьютерная парадигма и общество / под ред. Ю.Ю. Петрунина. М.: Издательство Московского университета, 2012.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 51. Август 2015 г.

8. Някина Е.С., Погодина Е.А. Перспективы электронного правительства // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. № 31. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/31_2012nyakina_pogodina.htm (17.07.2015).

9. Погодина Е.А., Афанасьев В.П., Афанасьева Е.В. Универсальная электронная карта // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. № 37. С. 68-76. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/37_2013pogodina_afanasyev_afanasyeva.htm (17.07.2015).

10. Представленность федеральных органов исполнительной власти в популярных социальных сетях // Инфометр [Сайт]. 23.12.2014. URL: http://infometer.org/analitika/foiv ss (04.04.2015).

11. Рыков Ю.Г. Виртуальное сообщество как социальное поле: неравенство и коммуникативный капитал // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. № 4. С. 44-60. URL: http://www.jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2013 4/Rykov 2013 4.pdf (17.07.2015).

12. Селетков С.Н., Днепровская Н.В. Управление информацией и знаниями в компании: учебник. М.: Инфра-М, 2011.

13. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / рук. авт. кол.: Д.С. Львов, А.Г. Поршнев; Гос. ун-т упр., Отд-ние экономики РАН. М.: Экономика, 2002.

14. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / пер. с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной; под. ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2004.

15. Чистяков С.В. Потенциал сетевого способа координации // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. № 31. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/31_2012chistyakov.htm (17.07.2015).

16. Campbell T. Beyond Smart Cities: How Cities Network, Learn and Innovate. Abingdon: Earthscan, 2012.

17. Clayton N. Business Joins the Party. Social Media: Online Networking Is Transforming the Way Businesses Operate but Few Understand Its True Implications // The Wall Street Journal. 4 May 2011. URL: http://www.wsj.com/articles/SB100014240527487037125045762 44622146113118 (04.04.2015).

18. Etlinger S., Li C. A Framework for Social Analytics. Including Six Use Cases for Social Media Measurement / Altimeter Group. August 10, 2011. URL: https ://frankdiana.files.wordp ress.com/2011/08/a-framework-for-social-analytics.pdf (04.04.2015).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 51. Август 2015 г.

19. Gogia S. Leveraging Emerging Technology to Up the Ante on Customer Engagement / Forrester. March 28, 2012. URL: https://www.forrester.com/Leveraging+Emerging+Technolo gy+To+Up+The+Ante+On+Customer+Engagement/fulltext/-/E-res61124 (17.07.2015).

20. Hofer-Shall Z., Bernoff J., Smith A. Case Study: Dell's Social Media Listening Command Center Builds Customer Relationships — A Social Computing Report / Forrester. July 1, 2011. URL: https://www.forrester.com/Case+Study+Dells+Social+Media+Listening+ Command+Center+Builds+Customer+Relationships/fulltext/-/E-RES59969 (17.07.2015).

21. ICT and e-Business for an Innovative and Sustainable Economy. 7th Synthesis Report of the Sectoral e-Business Watch / European Commission. 2010. URL: http://www.ebusiness-watch.org/ (04.04.2015).

22. Macmanus R. The Most Influential Websites in the World: Wikipedia #1, Twitter #4 With a Bullet // ReadWrite [Site]. November 24, 2009. URL: http://www.readwriteweb. com/a rchives/the most influential websites in the world.php (04.04.2015).

23. SalinsP.D. The Smart Society: Strengthening America's Greatest Resources, Its People. New York: Encounter Books, 2014.

24. Science, Technology and Innovation Indicators in a Changing World: Responding to Policy Needs / OECD. 20 September 2007. URL: http://www.oecd.org/sti/inno/sciencetechno logyandinnovationindicatorsinachangingworldrespondingtopolicyneeds.htm (17.07.2015).

25. TapscottD., WilliamsA.D. Macrowikinomics: New Solutions for a Connected Planet. New York: Penguin, 2012.

26. United Nations E-Government Survey 2014: E-Government for the Future We Want / United Nations Department of Economic and Social Affairs. New York: United Nations, 2014. URL: http://unpan3.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2014-Survey/E-Gov Complete Survey-2014.pdf (04.04.2015).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 51. Август 2015 г.

Shevtsova I. V., Dneprovskaya N. V.

Social Media in Communication Between Citizens and Public Administration

Inessa V. Shevtsova — Ph.D., senior lecturer, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: shevtsova@spa.msu.ru

Natalia V. Dneprovskaya — Ph.D., associate professor, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, Moscow, Russian Federation. E-mail: ndneprovskaia@yandex.ru

Annotation

The information technology (IT) made s significant impact the socio-economic development in the past. Nowadays IT continues to grow rapidly and create new opportunities for improving the quality of public administration. Modern IT, as a comfortable and familiar known tool for daily professional activities of citizens, should be involved in interactions with the public authorities. Despite significant progress in the development of information society and e-government, the potential of social media is only partially implemented in public administration in Russia.

Keywords

E-government, information society, social media.

References:

1. Baluev D.G. Politicheskaia rol' sotsial'nykh media kak pole nauchnogo issledovaniia. Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo, 2013, 2 (16), pp. 604-616. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/politicheskaya-rol-sotsialnyh-media-kak-pole-nauchnogo-issledovaniya (10.04.2015).

2. Vinogradova E.A. K voprosu o rabote s "novymi media" v strategicheskoi kommunikatsii. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik, 2013, 41, pp. 218-228. URL: http://e-journal. spa. msu.ru/vestnik/item/41 2013vinogradova.htm (17.07.2015).

3. Voronin A. Sberbank sobiraet idei: praktika bankovskogo kraudsorsinga. PC Week, 04.12.2012, 33 (818). URL: http://www.pcweek.ru/idea/article/detail.php?ID=144760 (04.04.2015).

4. Dneprovskaia N.V., Shevtsova I.V. Analiz informatsionnoi infrastruktury innovatsionnoi ekonomiki.

Ekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO, 2011, 6 (2), pp. 40-44.

5. Kazakov M.Iu., Kutyrev V.A. Internet kak setevaia publichnaia sfera. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, 2013, 3. URL: http://www.science-education.ru/pdf/2013/3/222.pdf (17.07.2015).

6. Kekhler G. Novye sotsial'nye media: shans ili prepiatstvie dlia dialoga? Politicheskie issledovaniia, 2013, 4, pp. 75-87.

7. Neirokomp'iuternaia paradigma i obshchestvo / pod red. Iu.Iu. Petrunina. Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2012.

8. Niakina E.S., Pogodina E.A. Perspektivy elektronnogo pravitel'stva. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik, 2012, 31. URL: http://e-iournal.spa.msu.ru/vestnik/item/31 2012nyakina pogodina.htm (17.07.2015).

9. Pogodina E.A., Afanas'ev V.P., Afanas'eva E.V. Universal'naia elektronnaia karta. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik, 2013, 37, pp. 68-76. URL: http://e-iournal.spa.msu.ru/vestnik/item/37 2013pogodina afanasyev afanasyeva.htm (17.07.2015).

10. Predstavlennost' federal'nykh organov ispolnitel'noi vlasti v populiarnykh sotsial'nykh setiakh. Infometr [Sait]. 23.12.2014. URL: http://infometer.org/analitika/foiv ss (04.04.2015).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 51. Август 2015 г.

11. Rykov Iu.G. Virtual'noe soobshchestvo kak sotsial'noe pole: neravenstvo i kommunikativnyi capital.

Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii, 2013, 4, pp. 44-60.

URL: http://www.jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2013 4/Rykov 2013 4.pdf (17.07.2015).

12. Seletkov S.N., Dneprovskaia N.V. Upravlenie informatsiei i znaniiami v kompanii: uchebnik. Moscow: Infra-M, 2011.

13. Upravlenie sotsial'no-ekonomicheskim razvitiem Rossii: kontseptsii, tseli, mekhanizmy / ruk. avt. kol.:

D.S. L'vov, A.G. Porshnev; Gos. un-t upr., Otd-nie ekonomiki RAN. Moscow: Ekonomika, 2002.

14. Uebster F. Teorii informatsionnogo obshchestva / per. s angl. M.V. Arapova, N.V. Malykhinoi; pod. red.

E.L. Vartanovoi. Moscow: Aspekt Press, 2004.

15. Chistiakov S.V. Potentsial setevogo sposoba koordinatsii. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik, 2012, 31. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/31 2012chistyakov.htm (17.07.2015).

16. Campbell T. Beyond Smart Cities: How Cities Network, Learn and Innovate. Abingdon: Earthscan, 2012.

17. Clayton N. Business Joins the Party. Social Media: Online Networking Is Transforming the Way Businesses Operate but Few Understand Its True Implications. The Wall Street Journal, 4 May 2011. URL: http://www.wsj.com/articles/SB10001424052748703712504576244622146113118 (04.04.2015).

18. Etlinger S., Li C. A Framework for Social Analytics. Including Six Use Cases for Social Media Measurement / Altimeter Group. August 10, 2011. URL: https://frankdiana.files.wordpress.com/2011/08/a-framework-for-social-analytics.pdf (04.04.2015).

19. Gogia S. Leveraging Emerging Technology to Up the Ante on Customer Engagement / Forrester. March 28, 2012. URL: https://www.forrester.com/Leveraging+Emerging+Technology+To+Up+The+Ante+On+Customer+ Engagement/fulltext/-/E-res61124 (17.07.2015).

20. Hofer-Shall Z., Bernoff J., Smith A. Case Study: Dell's Social Media Listening Command Center Builds Customer Relationships — A Social Computing Report / Forrester. July 1, 2011.

URL: https://www.forrester.com/Case+Study+Dells+Social+Media+Listening+Command+Center+Builds+Cust omer+Relationships/fulltext/-/E-RES59969 (17.07.2015).

21. ICT and e-Business for an Innovative and Sustainable Economy. 7th Synthesis Report of the Sectoral eBusiness Watch / European Commission. 2010. URL: http://www.ebusiness-watch.org/ (04.04.2015).

22. Macmanus R. The Most Influential Websites in the World: Wikipedia #1, Twitter #4 With a Bullet. ReadWrite [Site]. November 24, 2009. URL: http://www.readwriteweb.com/archives/the most influential webs ites in the world.php (04.04.2015).

23. Salins P.D. The Smart Society: Strengthening America's Greatest Resources, Its People. New York: Encounter Books, 2014.

24. Science, Technology and Innovation Indicators in a Changing World: Responding to Policy Needs / OECD. 20 September 2007. URL: http://www.oecd.org/sti/inno/sciencetechnologyandinnovationindicatorsinachangingw orldrespondingtopolicyneeds.htm (17.07.2015).

25. Tapscott D., Williams A.D. Macrowikinomics: New Solutions for a Connected Planet. New York: Penguin, 2012.

26. United Nations E-Government Survey 2014: E-Government for the Future We Want / United Nations Department of Economic and Social Affairs. New York: United Nations, 2014. URL: http://unpan3.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2014-Survey/E-Gov Complete Survey-2014.pdf (04.04.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.