Научная статья на тему 'Новая промышленная революция как вызов государственному управлению'

Новая промышленная революция как вызов государственному управлению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
981
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗРАБОТИЦА / ИНДУСТРИЯ 4.0 / ЧЕТВЕРТАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ / БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / РЫНОК ТРУДА / GOVERNMENT REGULATION OF TECHNOLOGY / TECHNOLOGICAL UNEMPLOYMENT / INDUSTRY 4.0 / THE FOURTH INDUSTRIAL REVOLUTION / THE INTERNET OF THINGS / BIG DATA / EDUCATION / LABOUR MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юдина Мария Александровна

Наступающая четвертая промышленная революция серьезный вызов для государственного управления. Несмотря на серьезность потенциальных социальных рисков, она обещает такие радужные экономические перспективы, что многие страны сочли принцип Laissez-faire наилучшим выбором, лишь бы не создавать никаких бюрократических препятствий на пути возможной прибыли. К сожалению, большинство специалистов не склонны оценивать перспективы России в этой гонке оптимистично. Поэтому основная задача настоящей статьи обозначить имеющиеся проблемы и возможности России и попытаться найти среди используемых другими странами подходов подходящие для нее. Главное соревнование новой революции заключается не столько в самих технологиях, сколько в навыках и образовании, которые необходимы для их использования. Конкуренция обостряется на уровне систем образования, но готовых специалистов в условиях глобализации ещё нужно удержать, а пока низкий уровень зарплат в России только способствует дальнейшей «утечке мозгов». Наконец, в развитии Индустрии 4.0 важен системный подход с учетом национальных особенностей, но в России его сегодня нет. Развитие отдельных элементов новой промышленной революции происходит неравномерно, из-за чего упускаются дополнительные преимущества междисциплинарных исследований и разработок. Новый виток в развитии производства сильно изменит социальный ландшафт. Чтобы не допустить фатальной массовой технологической безработицы, требуется создать социальную экосистему плавного внедрения технологий с их социальным проектированием, а также серьезно реформировать систему образования и регулирования рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The New Industrial Revolution As a Public Administration Challenge

The ongoing fourth industrial revolution proved to be a challenge for governance. In spite of possible social problems like technological unemployment, Industry 4.0 looks like an enormous opportunity for economic growth, so most of the developed countries’ leaders try to avoid any bureaucratic obstacles for technological development. However, most of the researchers are not quite optimistic about the position of the Russian Federation in this competition. The article’s main purpose is to find a way to change it by analyzing the current problems and opportunities for Russia in the context of modern practices of other countries. The real competition today is in the fields of work force, useful skills and education. Russia has great specialists in many fields important for Industry 4.0, but still suffers from brain drain because of low wages. The country also suffers from a lack of a systematic approach to the Industry 4. 0 implementation. While the IT-market in Russia is constantly developing, other fields connected to the fourth industrial revolution experience problems, especially the biotechnological market of Russia. Considering the high level of technological unemployment a likely result of the new industrial revolution, it is highly recommended to find a way to reform the education system and the labor market to create a social ecosystem where a lifetime of learning is the way of life.

Текст научной работы на тему «Новая промышленная революция как вызов государственному управлению»

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 61. Апрель 2017 г.

Юдина М.А.

Новая промышленная революция как вызов государственному управлению

Юдина Мария Александровна — соискатель, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: YudinaMA91@gmail.com SPIN-код РИНЦ: 1412-6270

Аннотация

Наступающая четвертая промышленная революция — серьезный вызов для государственного управления. Несмотря на серьезность потенциальных социальных рисков, она обещает такие радужные экономические перспективы, что многие страны сочли принцип Laissez-faire наилучшим выбором, лишь бы не создавать никаких бюрократических препятствий на пути возможной прибыли. К сожалению, большинство специалистов не склонны оценивать перспективы России в этой гонке оптимистично. Поэтому основная задача настоящей статьи — обозначить имеющиеся проблемы и возможности России и попытаться найти среди используемых другими странами подходов подходящие для нее.

Главное соревнование новой революции заключается не столько в самих технологиях, сколько в навыках и образовании, которые необходимы для их использования. Конкуренция обостряется на уровне систем образования, но готовых специалистов в условиях глобализации ещё нужно удержать, а пока низкий уровень зарплат в России только способствует дальнейшей «утечке мозгов». Наконец, в развитии Индустрии 4.0 важен системный подход с учетом национальных особенностей, но в России его сегодня нет. Развитие отдельных элементов новой промышленной революции происходит неравномерно, из-за чего упускаются дополнительные преимущества междисциплинарных исследований и разработок.

Новый виток в развитии производства сильно изменит социальный ландшафт. Чтобы не допустить фатальной массовой технологической безработицы, требуется создать социальную экосистему плавного внедрения технологий с их социальным проектированием, а также серьезно реформировать систему образования и регулирования рынка труда.

Ключевые слова

Государственное регулирование технологий, технологическая безработица, Индустрия 4.0, четвертая промышленная революция, Интернет вещей, Большие Данные, образование, рынок труда.

Ганноверская ярмарка 2011 года с презентованной на ней программой правительства Германии «Индустрия 4.0» стала началом инновационной гонки экономических «вооружений»: те страны, которые первыми утвердятся в качестве производителей лучших технических решений нового поколения, могут оставить остальной мир далеко позади. Программы, аналогичные «Индустрии 4.0», запущены в Нидерландах, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии и других странах1. В США с 2012 года также существует некоммерческая Коалиция лидеров умного производства, в которую, помимо представителей бизнеса, входят госведомства, университеты и лаборатории. Согласно исследованию банка UBS, в выигрыше от новой революции

1 Пасько И. Что нужно знать об Индустрии 4.0 и Интернете вещей // theRunet [Сайт]. 21.09.2015. URL: http://therunet.com/articles/4826 (дата обращения: 25.01.2017).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 61. Апрель 2017 г.

будут в первую очередь Сингапур и Швейцария2. Составленный банком рейтинг для России неутешительный — 31 место из 45. Есть ли у страны шанс улучшить свои показатели? Возможно, есть удачный опыт, который можно перенять уже сейчас, чтобы также не отставать, пока развитые страны продвигаются вперед с возрастающей скоростью?

Индустрия 4.0 объединяет цифровые, физические и биологические системы . Мы сегодня наблюдаем прорыв сразу в нескольких отраслях науки, это явление так называемой ЖВ/С^-конвергенции. Данная аббревиатура расшифровывается следующим образом: Ж-нано; В-био; /-инфо; С-когнио; ¿'-социально-гуманитарные технологии. Полноценное развитие ЖВ/С^-конвергенции невозможно без соответствующего уровня развития человеческого капитала. По мнению О.Е. Баксанского, в отношении указанной конвергенции «отечественные академические исследователи (философы, психологи, социологи, экономисты) оказались не готовы ответить на вызовы времени»4. В настоящее время в нашей стране действительно не ведется системный анализ социальных рисков новых технологий. Однако существует такой термин, как «гуманитарная экспертиза», — отечественный аналог европейского понятия «социальное проектирование техники» (англ. "technology assessment"). На английском и немецком языках в термине нет прилагательного «социальный», но В.Г. Горохов и другие отечественные специалисты намеренно добавили эту коннотацию в определение, так как «на Западе с самого начала делался акцент на анализе социальных и экономических последствий новых технологий»5. Это направление возникло в 1960-ые как оппозиция технократизму, но сегодня в ЕС подобная экспертиза осуществляется системно на государственном уровне (Бюро по оценке техники Европейского Парламента). Баксанский полагает, что отечественные ученые-гуманитарии просто не справились с совместной работой с представителями естественных наук. Но нам это утверждение представляется сомнительным, ведь на основе отечественной биоэтики сформировалось направление гуманитарной экспертизы, о значимости которой,

2 Портанский А. Давос — 2016: Россия пока не готова к новой технологической революции // РСМД — Российский совет по международным делам [Сайт]. 26.01.2016. URL: http://russiancouncil.ru/inner/7id 4=7 163#top-content (дата обращения: 27.01.2017).

3 Об особенностях которой можно прочесть в статье: Юдина М.А. Индустрия 4.0: перспективы и вызовы для общества // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 60. С. 197-215. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/60 2017yudina.htm (дата обращения: 30.04.2017).

4 Баксанский О.Е. Конвергенция: естественнонаучные методы познания в социально-гуманитарной сфере // Человек в технической среде: Сборник научных статей. Вып. 2 / Под ред. Н.А. Ястреб. Вологда: ВоГУ, 2015. С. 4.

5 Общество. Техника. Наука. На пути к теории социальных технологий / Под ред. И.Т. Касавина; ИФ РАН. М.: Альфа-М, 2012. С. 349.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 61. Апрель 2017 г.

помимо В.Г. Горохова, писали Б.Г. Юдин, П.Д. Тищенко и другие отечественные специалисты, продолжатели дела академика И.Т. Фролова. Он способствовал созданию Российского национального комитета по биоэтике (РНКБ) и развивал идею необходимости опережающего развития социально-гуманитарной ответственности учёных по отношению к процессу получения знаний, особенно биомедицинских знаний о человеке6. К сожалению, подобные идеи сегодня руководство страны не разделяет, если судить по его действиям в сфере реформирования образования: уместно ли говорить о междисциплинарных исследованиях, когда сегодня уже в школе физика и химия являются предметом по выбору, и бесплатно получить разностороннее образование, как раньше, уже нельзя?

Т.В. Поспелова и Д.А. Корнев называют целый спектр препятствий для развития в России Индустрии 4.07. Список получился длинным, включающим специфические особенности экономики и политики, коррупцию и пр. Особое внимание среди выявленных ими факторов хочется уделить проблеме государственного капитализма и международных отношений, поскольку пути решения данных проблем не столь однозначны. Не стоит забывать, что для многих областей НИОКР именно государство является ключевым инвестором из-за невозможности получить быструю отдачу. Государственный капитализм имеет определенный потенциал, пример Китая в этом плане очень показателен. Проблема в том, что Россия использует свой потенциал недостаточно эффективно. Авторы также упоминают проблемы, связанные с санкциями в отношении РФ. Хотя российские политики подчеркивают успешные примеры импортозамещения, его удалось добиться разве что в секторе продуктов питания, но никак не в инновационном производстве, где зависимость России от импорта очень серьезная. Вопрос закупки комплектующих оборудования не одинаково остро стоит сегодня в РФ в разных секторах Индустрии 4.0. Так, в случае Интернета вещей вполне можно рассчитывать на инициативу со стороны бизнеса даже при удорожании компьютерного оборудования, ведь российский рынок Больших Данных быстро растет, сохраняется высокий уровень подготовки программистов. Но в области биотехнологий сейчас наблюдается такое критическое отставание, что без многолетних государственных инвестиций у России совершенно точно нет шансов на успех. Так,

6 Белкина Г.Л., Корсаков С.Н. И.Т. Фролов и становление отечественной Биоэтики // Биоэтика и гуманитарная экспертиза. 2008. № 2. C. 18-54. URL: http://iphras.ru/uplfile/root/biblio/bioeth/bioeth 2/2.pdf (дата обращения: 30.04.2017).

7 Поспелова Т.В., Корнев Д.А. Индустрия 4.0: а есть ли место для России? // Сноб [Сайт]. 10.06.2016. URL: https://snob.ru/profile/28549/blog/109523 (дата обращения: 28.01.2017).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 61. Апрель 2017 г.

И.П. Каминский, Л.М. Огородова, М.В. Патрушев, А.А. Чулок в статье «Медицина будущего: возможности для прорыва сквозь призму технологического прогноза» пишут, что «по большинству научно-технологических направлений, которые формируют будущий облик медицины, потенциал в России отсутствует» . Исторически серьезный вред нанесла лысенковщина и развал СССР — по сути, вплоть до восстановления Академии наук уже в новом государстве, когда наконец-то появились средства для её развития, генетические исследования, традиционно дорогостоящие, не имели необходимой государственной поддержки. Сегодня развитие биотехнологий в России во многом сводится к фармакологии, точнее, к производству дженериков, то есть дешевых аналогов иностранных лекарств. Даже государственная программа по поддержке и развитию биотехнологий до 2020 года больше ориентирована на поддержку фармакологии, а не на создание новых материалов и другие междисциплинарные исследования. В будущем это может стать причиной серьезного биотехнологического отставания России от лидеров отрасли.

В целом общая проблема вступления России в четвертую промышленную революцию состоит в том, что для нее это ещё слишком новая концепция и, как подтверждает исследование специалистов Finpro «Продвинутое производство в России» , в России нет Индустрии 4.0 как явления, объединяющего продвинутые разработки в единую систему, хотя и используются её отдельные элементы9. В их числе робототехника, 3Б-печать и Большие Данные. С 2015 года существует Национальный консорциум Промышленного интернета10. Члены ассоциации имеют доступ к передовому опыту, риски распределяются между участниками, за счёт чего они получают возможность повысить конкурентоспособность, участвуют в формировании требований и стандартов, а также выработке общей позиции по нормативной базе для отрасли11. Директор Центра стратегических инноваций «Ростелекома» Б. Глазков полагает, что система ГЛОНАСС, в своё время многими критикуемая, может оказаться весьма востребованной в новых условиях. Неплохо развиты системы автоматизации производства в горнодобывающей и атомной отраслях. Но отсутствие системной

8 Каминский И.П., Огородова Л.М., Патрушев М.В., Чулок А.А. Медицина будущего: возможности для прорыва сквозь призму технологического прогноза // Форсайт. 2013. Т. 7. № 1. С. 24. URL: https://foresight-iournal.hse.ru/2013-7-1/78449959.html (дата обращения: 30.04.2017).

9 Advanced Manufacturing in Russia. Future Watch Report / FINPRO. URL: https://www.tekes.fi/contentassets/ cf67fc7276164110b1e4ca0345d59ad2/advanced manufacturing russia report.pdf (accessed: 30.04.2017).

10 Юдина М.А. Указ. соч.

11 Ассоциация промышленного интернета начнет работу в 2016 году // Кабельщик [Сайт]. 16.10.2015. URL: http://www.cableman.ru/node/18980 (дата обращения: 28.01.2017).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 61. Апрель 2017 г.

государственной поддержки определенно не способствует развитию междисциплинарных исследований, которые являются отличительной чертой новой революции.

Одной из проблем технологического развития России, которая очень часто упоминается в самых разных исследованиях (специалистов НИУ ВШЭ, Всемирного банка12, Finpro и множества других), является проблема низкой эффективности трудовых ресурсов, которая в большинстве случаев фиксируется на основании опросов работодателей. Учитывая в целом высокий уровень образования работников, складывается впечатление, что работодатели просто ищут оправдание заниженной оплате труда. Как иначе объяснить низкую зарплату /Г-специалистов, сравнимую с Индией? В Венгрии уровень подготовки специалистов в этой сфере на порядок ниже, чем у нас, но размер зарплаты существенно выше благодаря финансированию со стороны Евросоюза.

На Давосском форуме уже не раз поднималась проблема большой зарплатной вилки за одну и ту же работу в разных странах. Это привело к перемещению производства в развивающиеся страны, предлагающие дешевую рабочую силу. Четвертая промышленная революция может радикально изменить ситуацию. Так, в 2017 году в Давосе в панельной дискуссии о рабочих местах и Индустрии 4.0 было озвучено, что порядка 27% рабочих мест в мире исчезнет в результате новой волны автоматизации13. По данным М.С. Унникришнан и В. Аулбур, в одних только странах БРИКС в производстве сегодня задействовано 227 млн человек14, это больше населения Бразилии (207 млн), 5-ой страны по численности населения в мире. Очевидно, что перспектива автоматизации производства для стран этого блока — реальная угроза особенно высокой технологической безработицы. Однако всё больше специалистов оценивают страны БРИКС по отдельности15, что во многом можно объяснить именно их различиями в отношении наступающей революции. Например, Китай, который в своё время больше всех выиграл за счёт разницы в стоимости рабочей силы, сегодня уже имеет одну полностью автоматизированную фабрику по производству мобильных

12 Например, исследования НИУ ВШЭ, Всемирного банка "Developing Skills for Innovative Growth in the Russian Federation" 2013-2015 годов.

13 Davos 2017 — Issue Briefing: Jobs and the Fourth Industrial Revolution (World Economic Forum) // YouTube.com [Site]. URL: https://www.voutube.com/watch?v=OP8N3vMDq2I (дата обращения: 30.01.2017).

14 Skill Development for Industry 4.0 // The Economic Times [Site]. 22.09.2016. URL: http://economictimes.ind iatimes.com/brics-ficci/brics-article/skill-development-for-industrv-4-

0/brics show/54460851.cms?utm source=contentofinterest&utm medium=text&utm campaign=cppst (accessed: 30.01.2017).

15 Портанский А. Указ. соч.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 61. Апрель 2017 г.

телефонов16. Современный Китай — это самый большой рынок промышленной робототехники, его доля на мировом рынке — 20%17. Такой пример показывает, что развивающиеся страны вполне могут быть активными участниками новой революции и составлять достойную конкуренцию развитым.

Организаторы ВЭФ считают, что к концу 2020 года число рабочих мест уменьшится на пять миллионов единиц как в развитых, так и в развивающихся странах18. Речь в первую очередь идет о низкоквалифицированном труде. В этой связи в Российской государственной программе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» одним из целевых показателей является индекс прироста высокопроизводительных рабочих мест19. Как минимум, это признак понимания необходимости готовить рынок труда к новому этапу развития производства. Вот только Россия пока далека от запланированного к 2018 году результата по повышению производительности труда на 50% по сравнению с 2011 годом. Также призрачным пока является обеспечение национального производства до 90% комплектующих для инновационных разработок. В условиях санкций закупка огромного количества оборудования стоит чрезвычайно дорого, а это серьезно тормозит развитие /Г-отрасли, в которой у России в остальном хороший потенциал. Сильные программисты добиваются успехов в одной из передовых сфер Индустрии 4.0 — развитии искусственного интеллекта. Так, в 2014 году компьютерная система, разработанная в Санкт-Петербурге, смогла убедить 33% участников эксперимента в том, что является 13-летним мальчиком Евгением Гутсманом из Одессы20. Этот результат соответствует прогнозам знаменитого ученого Алана Тьюринга, предложившего тест, получивший его имя. По сути, это тест на способность машины своими ответами на вопросы человека убедить его в том, что она также является человеком. Тьюринг предполагал, что к 2000 годам лучшим машинам удастся получить такой результат в 30% случаев.

16 Skill Development for Industry 4.0. White Paper Summury / BRICS Skill Development Working Group. P. 4. URL: http://indiainbusiness.nic.in/newdesign/upload/whitepaper-summary-skill-development-for-industry-4-0.pdf (accessed: 29.01.2017).

17МакарецкийА. Статистика: Промышленные роботы в цифрах // ROBOTFORUM [Сайт]. 28.01.2015. URL: http://robotforum.ru/novosti-texnogologii/promyishlennyie-robotyi-v-czifrax.html (дата обращения: 29.01.2017).

18Мартин Н., Савченко С. «Индустрия 4.0»: что будет с рынком труда? // Deutsche Welle [Сайт]. 20.01.2016. URL: http://www.dw.com/ш/индустрия-40-что-будет-с-рынком-труда/a-18993560 (дата обращения: 21.01.2017).

19 Постановление Правительства РФ от 15.04.2015 № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"» // Официальный интернет-портал правовой информации [Сайт].

URL: http ://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102352828&rdk=&backlink=1 (дата обращения: 29.01.2017).

20 Белоусов Д.Р., Апокин А.Ю., Пенухина Е.А., Сабельникова Е.М., Фролов И.Э. Развитие науки и технологий: возможности и риски для общества М.: МГИУ, 2015. С. 101.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 61. Апрель 2017 г.

Российские специалисты успешно справляются с 3D-моделированием и печатью, есть учебные заведения, где подобные машины используют для обучения будущих модельеров, но существуют проблемы с закупкой новых материалов. Во многом их производство недостаточно развито из-за фундаментального отставания страны в сфере биотехнологий. Последние лишь недавно стали вовлекаться в промышленное производство, но отрасль практически сразу доказала свою значимость в медицинских практиках — и теперь Россия может стать полигоном для пилотных испытаний новых медицинских технологий. Уже сегодня немало раковых больных рискуют, участвуя в испытаниях новых лекарств, но финансовую выгоду получат в первую очередь иностранные производители — и новые пациенты будут закупать разработанные в России препараты за рубежом по завышенным ценам. Европейские научные журналы уже публикуют статьи о создании самых настоящих киборгов21, ведутся активные разработки медицинских нано-роботов, которые за счет органического происхождения будут совершенно безвредны как для человека, так и для окружающей среды. Многочисленные проблемы отрасли признаются в государственной программе по её развитию, принятой в 2013 году: «Доля России на мировом рынке биотехнологий составляет на сегодняшний день менее 0,1 процента, а по ряду сегментов (биоразлагаемые материалы, биотопливо) продукция не производится»22. Сегодня порядка 80% биотехнологической продукции — это импорт, включая даже такие относительно простые изделия, как кормовые фармацевтические препараты23.

На таком фоне отечественная робототехника выглядит неплохо. Пока её центром остается Сколково, но уже есть разнообразные учебные программы вузов, активно ведется подготовка специалистов, есть и кружки для детей, чтобы привлекать к новой отрасли внимание подрастающего поколения. Премии Президента для молодых учёных 6 февраля 2017 года удостоился А.А. Гайфуллин за решение фундаментальных задач теории изгибаемых многогранников, создающей основы для развития робототехники24. А. Ефимов, эксперт и руководитель робототехнического направления

21 В качестве примера можно привести ската-киборга, реагирующего на свет. О нём и других биороботах, уже действующих сегодня можно прочесть здесь: Игры с биороботами // Fast Salt Times [Сайт]. 10.08.2016. URL: http://fastsalttimes.com/sections/technology/783.html (дата обращения: 30.04.2017).

22 План мероприятий («дорожная карта») «Развитие биотехнологий и генной инженерии» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 18.07.2013 № 1247-р) // Правительство России [Сайт]. URL: http://govemment.ru/media/files/41d47b5e0ae078ee508b.pdf (дата обращения: 20.01.2017).

23 Там же.

24 Подписан Указ о присуждении премий Президента для молодых учёных за 2016 год // Президент России [Сайт]. 06.02.2017. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/53813 (дата обращения: 07.01.2017).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 61. Апрель 2017 г.

в Сколково, подтверждает, что в России существует определенная разобщенность между специалистами по робототехнике и техническому оснащению производства25.

Наиболее многообещающие перспективы у российских специалистов в сфере Интернета вещей, включающего промышленный (индустриальный) и бытовой (пользовательский) секторы. Индустриальный Интернет вещей в определенном смысле уже существует в крупнейших фирмах с автоматизированными системами управления предприятием, подразделения которого находятся в разных уголках страны. Пока глобальные производители в рамках глобальных консорциумов договариваются о технических стандартах датчиков, России также следует принять участие в диалоге, пусть даже с правом совещательного голоса. Основная задача сегодня — не проиграть гонку в программном обеспечении, и учитывая уровень подготовки российских IT-специалистов, есть шансы на успех, во всяком случае в промышленности, где уже сейчас платят приличные суммы за высокий уровень защиты Больших Данных и качественные CRM. Сложнее ситуация с Интернетом вещей для широкой массы пользователей, пока не очень понимающих преимущества подключения бытовой техники к Сети. В данном случае следует уделить больше внимания изучению зарубежного опыта.

Выше упоминались некоммерческие организации ведущих производителей. Их особая роль — стандартизация в сфере Интернета вещей, но эта цель поверхностная, можно назвать её технически вынужденной — ведь независимое производство существовало годами. Часто приборы не могли взаимодействовать друг с другом вполне намеренно — покупателей склоняли приобретать своего рода техническую экосистему одной марки, чтобы вытеснить приборы конкурентов. Но идея связать сразу все приборы в единую сеть взаимодействия вынуждает конкурентов объединяться. Стандарты подключения, IPV6 — это официальные вопросы, но нельзя недооценивать неформальные контакты в рамках подобных организаций. Прежде всего это возможность взаимовыгодного обмена идеями. Например, широко известный Американский Консорциум промышленного интернета — это не закрытый клуб лидеров рынка, в организации открыто членство и для небольших компаний, их права почти те же, что и у крупных игроков. Работа участников не сводится к выработке стандартов и обменов мнениями — создана площадка для испытания новейших разработок, так называемые "testbed" (испытательные стенды), любая компания может предложить и проверить на практике свою идею или решение. Также в рамках

25 Advanced Manufacturing in Russia. Future Watch Report. P. 9.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 61. Апрель 2017 г.

организации предусмотрены награды за технические достижения в сфере Интернета вещей. Консорциум промышленного интернета — не только организация стандартизации, это также создатель экосистемы для развития Интернета вещей и перспективный социальный лифт для сотрудников небольших компаний, которые получают возможность заявить о себе, испытать смелые идеи за счет грантов организации на «испытательные стенды».

Если в США инициатором создания большинства организаций, ставящих своей целью развитие Интернета вещей, является бизнес, то в Европе «Альянс инноваций Интернета вещей» (The Alliance for Internet of Things Innovation — AIOTI) создан по инициативе Европейской Комиссии. По всей видимости, именно особая роль государства в развитии НИОКР является причиной более жесткого контроля за применением технологий в ЕС. По словам М. Леви, существует существенный разрыв между Европой и США26, поскольку в ЕС гораздо более жесткие правила использования личных данных по сравнению с США. Интернет вещей и умные фабрики вполне могут привести к волне технологической безработицы, но пока эти технологии находятся на ранней стадии развития, и многие государства занимают позицию Laissez-faire (с фр. «позвольте делать»), которая предполагает либо полное отсутствие регулирования технологий, либо минимальные рекомендации для представителей инновационных отраслей. Самые радикальные сторонники инноваций выступают вообще против регулирования Интернета вещей: «Мы лишь хотим удостовериться, что попыток регулировать данную технологию в ее нынешнем

27

состоянии осуществляться не будет» , — говорит Д. Ледук, старший директор по публичной политике Промышленной ассоциации программного обеспечения и информации. В США Федеральная торговая комиссия в своём докладе 2015 года об Интернете вещей в разделе «Рекомендации» прямо указала, что так как отрасль

находится пока на ранней стадии развития, специально ориентированное на неё

28

законодательство пока не требуется . ФТК ограничилась рекомендациями для разработчиков по обеспечению безопасности данных пользователей: не собирать о

26 Davos 2016 — The Future of Growth: Technology-Driven, Human-Centred (World Economic Forum) // YouTube.com [Site]. URL: https://youtu.be/QCvtv5VMskI?t=26m7s (accessed: 25.01.2017). Время на видео 26:07.

27 Федеральная торговая комиссия США взялась за Интернет вещей // Internet of Things [Сайт]. URL: http://internetofthings.ru/gosudarstvo/78-federalnaya-torgovaya-komissiya-ssha-vzyalas-za-internet-veshchej (дата обращения: 27.01.2017).

28 Internet of Things: Privacy and Security in a Connected World. FTC Staff Report / FTC. January 2015. URL: https://www.ftc.gov/system/files/documents/reports/federal-trade-commission-staff-report-november-2013 -workshop-entitled-internet-things-privacy/150127iotrpt.pdf (accessed: 27.01.2017).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 61. Апрель 2017 г.

пользователях информации больше, чем это необходимо, и предоставлять им

29

возможность выбирать, какую личную информацию о себе разрешить использовать . Следует отметить, что аналогичные меры были предприняты Европой раньше, в 2014 году. В итоговом докладе Европейской Комиссии «Определение исследовательской и инновационной политики в отношении сочетания облачных данных и Интернета вещей» прогнозируется увеличение рыночной стоимости

30

Европейского Интернета вещей до 1 трлн евро к 2020 году . Доклад ЕС содержит гораздо больше рекомендаций, в том числе призывает повысить приоритетность Интернета вещей в программах развития Евросоюза в 2016-2018 годах, увеличить инвестиции и работать над формированием у населения доверия и готовности к технологиям и «потенциальному риску цифрового неравенства в Европе»31.

В России, в силу исторических предпосылок, двигателем новой промышленной революции, как минимум, на первом этапе должно стать государство. Но пока для этого не предпринимается активных мер, что стратегически опасно: уже сейчас наблюдается очень опасный разрыв в доходах населения, который вполне может стать критическим в случае массовой автоматизации производства с потерей множеством граждан рабочих мест. Даже когда речь идет об элементарной безопасности, регулирующие институты демонстрируют пугающее равнодушие: например, проект закона о робототехнике, подготовленный основателем Grishin Robotics Д. Гришиным и направленный как ведущим вузам страны, так и в законодательные органы, был благополучно проигнорирован и теми, и другими32.

По оценкам Бостонской консалтинговой группы, в одной только Германии Индустрия 4.0 приведет к планомерному ежегодному увеличению ВВП на 1% в год на протяжении ближайших 10 лет, а также приведет к созданию 390 000 рабочих мест33. Проблема в том, что это будет работа с очень высокими требованиями к соискателям,

29 The "Internet of Things": Legal Challenges in an Ultra-connected World // Mason Hayes & Curran [Site]. 22.01.2016. URL: http://www.mhc.ie/latest/blog/the-internet-of-things-legal-challenges-in-an-ultra-connected-world?utm source=Mondaq&utm medium=syndication&utm campaign=View-Original (accessed: 27.01.2017).

30 The Internet of Things // European Commission [Official Site]. 10.01.2017. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/internet-things (accessed: 26.01.2017).

31 Definition of a Research and Innovation Policy Leveraging Cloud Computing and IoT Combination. Final Report / European Commission. 13.05.2015. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/definition-research-and-innovation-policy-leveraging-cloud-computing-and-iot-combination (accessed: 26.01.2017).

32 Все законы робототехники: Как будут законодательно регулировать машины с искусственным интеллектом // Meduza [Сайт]. 17.12.2016. URL: https://meduza.io/feature/2016/12/17/vse-zakony-robototehniki (дата обращения: 27.01.2017).

33 Industry 4.0: The Future of Productivity and Growth in Manufacturing Industries / BGG — The Boston Consulting Group. April 2015. P. 2. URL: https://www.bcgperspectives.com/Images/Industry 40 Future of Pro ductivity April 2015 tcm80-185183.pdf (accessed: 19.01.2017).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 61. Апрель 2017 г.

что станет наиболее ярким проявлением цифрового неравенства второго уровня, то есть по уровню развития компьютерных (как и в целом технических) навыков. Согласно Яну Ван Дейку34, в последние годы неравенство в сфере доступности компьютеров и интернета переходит с проблем физического доступа к технологиям и мотивации пользователей на неравенство в навыках (второй уровень цифрового неравенства, или усугубляющийся разрыв). По его мнению, такого рода неравенство для общества ещё хуже, так как неравные преимущества от использования интернета (и других технологий) в большинстве своём вызваны именно разным уровнем навыков, мотивации и предпочтений пользователей в зависимости от пола, возраста, уровня образования и профессии.

Ван Дейк прогнозирует следующую структуру сетевого общества: прослойка элиты (около 15%), состоящая из представителей высоко технологически развитых обществ с плотными и пересекающимися социальными (и медиа) сетями и высоким уровнем образования и дохода; большинство населения (от 50 до 60%), которое имеет меньше социальных и медиа связей, менее качественный доступ в интернет и не такой высокий, как у элиты, уровень навыков и продуктивности использования полезных, не развлекательных приложений; а также исключенная часть населения (не менее четверти населения даже в развитых обществах!). Последняя категория — это люди без подключения, группа, которую можно даже назвать изолированной (по сравнению с другими) как от социальных, так и от медиа-сетей. К ним Ван Дейк относит низшие социальные слои, безработных (особенно пожилых), этнические меньшинства и большую группу мигрантов. Ван Дейк полагает, что его мрачный прогноз не является неизбежным, цифровой разрыв можно и нужно смягчить путем целенаправленной политики на рынке труда, профессиональной подготовки сотрудников и совершенствования всех уровней образования, включая образование взрослых. Аналогичным образом и создатель теории сетевого общества М. Кастельс полагает, что тенденция к неравенству и поляризации не является неизбежной, может быть просчитана и предотвращена целенаправленной государственной политикой. Но что конкретно можно предпринять?

В упоминавшемся выше итоговом докладе Европейской Комиссии есть лишь призыв готовить население к грядущим изменениям, но нет конкретных мер для преодоления неравенства. Стоит помнить, что именно в Европейских странах

34 The Digital Divide: The Internet and Social Inequality in International Perspective (Routledge Advances in Sociology) / Eds: M. Ragnedda, G.W. Muschert. Reprint edition. New York: Routledge, 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 61. Апрель 2017 г.

провалилась программа государства всеобщего благосостояния, возможно, этот негативный опыт тормозит принятие конкретных решений в условиях их нарастающей необходимости. Учитывая, что ключевым фактором новой волны неравенства и технологической безработицы станут различия в навыках, разумно задуматься о доступности высшего образования.

В России, согласно совместным докладам НИУ ВШЭ и Всемирного банка (2013-2015 годов35), при формально высоком уровне образования существует назревшая проблема нехватки социальных и поведенческих навыков (например, умение работать с людьми), а также когнитивных навыков высокого порядка («умение решать проблемы»). Сопоставим эти данные с результатами исследования «Форсайт Компетенций 2030», проведенного экспертами Московской школы управления «СКОЛКОВО», Агентством стратегических инициатив, Re-engineering Futures и компанией «Конструкторы сообществ практики». В вышедшем по результатам исследования «Атласе новых профессий»36 выделены так называемые надпрофессиональные навыки, которые будут актуальны в будущем. В их числе мультиязычность, понимание межотраслевой коммуникации, способность работать в условиях высокой неопределенности, творческие навыки и умение работать как с коллективами, так и с отдельными людьми. Согласно опросам Всемирного банка, именно поведенческих навыков в настоящее время недостает, а вопрос о творческих способностях традиционно спорный — авторы Атласа считают, что с развитием автоматизации всем придется их развивать, так как именно способность к творчеству и нестандартному мышлению выгодно отличают человека от машин.

Известно, что система образования меняется достаточно медленно, а на фоне стремительно сменяющих друг друга технологий и вовсе может казаться почти статичной. В результате всё больше стран переходит на обучение длиною в жизнь. Особенно это заметно в Европе, где старение населения и повышение пенсионного возраста привели к распространению переквалификации. Судя по всему, этот тренд в ближайшие годы резко усилится по причине высокой степени автоматизации производства, на которой основана четвертая промышленная революция. Ученый из нюрнбергского Института исследования рынка труда (IAB) Э. Вебер признает: шансы

35 Developing Skills for Innovative Growth in the Russian Federation. Report No ACS1549 / The World Bank. June 10, 2013. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/460821468107067600/Developing-skills-for-innovative-growth-in-the-Russian-Federation (accessed: 27.01.2017).

36 Атлас новых профессий [Сайт]. URL: http://atlas 100.ru/about/ (дата обращения: 27.01.2017). PDF-версия. С. 260.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 61. Апрель 2017 г.

на трудоустройство для низко- и среднеквалифицированного персонала снижаются37. Н. Мартин и С. Савченко подчеркивают: основной вызов промышленных революций заключается в необходимости постоянного повышения квалификации сотрудников38.

Учитывая высокие требования новой промышленной революции к навыкам и компетенциям трудовых ресурсов, требуется уделять больше внимания системам дополнительного образования и переквалификации, создавать общество, где люди будут сознательно относиться к собственным умениям, воспринимать самообразование как естественную часть успеха на рынке труда, ведь знания и информация — ключевые ресурсы информационной эпохи. В этой связи необходимо уделить особое внимание онлайн-образованию. В России этот сегмент рынка начал в полной мере развиваться не так давно: в 2014 году ведущие вузы страны начали выпускать первые подобные программы. Согласно О.Ю. Ангеловой, среди онлайн-курсов в России преобладают прикладные предметы, что отражает мировые тренды39. Она также ссылается на Исследование современных тенденций в образовании, проведенное Открытым университетом Великобритании и Фондом Уильяма и Флоры Хьюлетт, которое доказало высокую эффективность подобной формы обучения. Тем не менее, ближайшее десятилетие, скорее всего, будет временем смешанного образования — традиционные лекции и семинары не уйдут в прошлое мгновенно, тем более, что в ряде случаев «живое» преподавание имеет свои преимущества: нельзя, например, сбрасывать со счетов эффект эмоционального «заражения» новыми идеями, интерес к предмету, который во многом провоцируется за счёт невербальной коммуникации. По мнению С. Фортье (Университет Макгилла, Канада), будущее за комбинированием различных форм глубокого обучения, провоцирующих студентов использовать свою креативность.

Эксперты полагают, что страны БРИКС объединяют сегодня общие проблемы на пути выработки необходимых для успеха в Индустрии 4.0 механизмов управления. В их числе: несоответствие спроса и предложения навыков, которые есть у выпускников и которые требуются в новой работе; проблемы доступа к образованию; недостаточный производственный опыт; недостаток ресурсов и негативный образ дополнительного образования40. Что делается для решения этих проблем? В России, помимо реализации государственных программ, предпринимаются меры по

37 Мартин Н., Савченко С. Указ. соч.

38 Там же.

39Ангелова О.Ю., Подольская Т.О. Тенденции рынка дистанционного образования в России // Концепт. 2016. № 02. С. 26-30. URL: http://e-koncept.ru/2016/16026.htm (дата обращения: 01.02.2017).

40 Skill Development for Industry 4.0. White Paper Summury. P. 7-8.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 61. Апрель 2017 г.

популяризации чемпионатов профессионалов, растет количество возможностей для учебы, совмещенной с отдыхом. Но эти меры блекнут на фоне Китайской системы стипендий для студентов профессиональных учебных заведений41, государственного совместного сотрудничества в сфере «Индустрии для будущего» с Германией, изначально инициировавшей «Индустрию 4.0». Индия также сотрудничает с Европейскими университетами для повышения квалификации своих профессоров. В Южной Африке есть национальная стратегия развития навыков, стимулирующая их по секторам, также страна ввела 1%-ный налог на повышение квалификации от зарплатных счетов компаний для сбора средств на мероприятия по развитию навыков42. В Бразилии поддержка Индустрии 4.0 осуществляется секторально десятью некоммерческими институтами. Весь этот опыт может быть полезен России, так же, как и рекомендации Roland Berger: поддерживать спрос на навыки будущего, развивать образовательную инфраструктуру и учебные программы, поддерживать образование, совмещенное с путешествиями, техническую стандартизацию и повышение мобильности между странами БРИКС. Хотелось бы особенно подчеркнуть значение разностороннего обмена опытом как между странами внутри блока, так и с другими государствами. Положительным примером здесь является Китай, который и налаживает научные связи с лидерами «умного производства» (США и Германией), и в то же время создает совместный университет с Россией43.

Пока Индустрия 4.0 находится на стадии формирования, достаточно трудно строить прогнозы по поводу социальных изменений, которые она может породить. Технологическая безработица легко прогнозируется по той простой причине, что такое в истории развития капитализма уже имело место. Усиление роли искусственной среды за счёт Интернета вещей и возможности вмешиваться в природу человека за счёт биотехнологий вызывает опасения, но оценить последствия этого практически невозможно, настолько новыми являются данные направления по своей сути. Впрочем, в отношении вмешательства в генотип это не совсем верно: в истории есть плачевный опыт евгеники, который потребовал выработки определенного международного законодательства, предотвращающего худший сценарий развития событий. С Интернетом вещей ситуация сложнее: некогда пугающий образ Большого Брата не останавливает никого из миллиардов пользователей социальных сетей уже сейчас, так

41 Skill Development for Industry 4.0. White Paper Summury. P. 7-8.

42 Ibid.

43 Россия и Китай создадут совместный университет // Interfax [Сайт]. 06.05.2016. URL: http://www.interfax.ru/world/507107 (дата обращения: 26.01.2017).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 61. Апрель 2017 г.

стоит ли ограничивать настройки бытовых приборов, ежедневно окружающих нас, если это значительно улучшит их работу? Проблема не только в том, как спокойно большинство пользователей расстается с персональными данными в угоду удобству. Н. Николаев и Ш. Абдуллаева обращают внимание на тот факт, что всё чаще за нас принимают решения машины44. Авторов книги «Интеллектуальный инсульт» тревожит перспектива высокой зависимости от техники, они считают реальным для людей риск потерять способность думать самостоятельно. Данная проблема — одна из тех, что государство решить не может, поскольку это вопрос личного выбора. Можно лишь стимулировать развитие культуры сознательного отношения к технологиям, а также продвигать идею обучения длиною в жизнь — не просто вынужденную переквалификацию под давлением быстро усложняющихся машин, а постоянную, органичную часть полноценного развития личности.

Подводя итоги, можно утверждать, что четвертая промышленная революция окажет серьезное влияние на структуру рынка труда, образования и общества в целом. Но хотя эксперты и бьют тревогу об угрозе массовой безработицы, развитые страны не торопятся тормозить развитие технологий: США занимают позицию, граничащую с попустительством, но и Европейский союз, известный своими превентивными мерами, пока ограничивается лишь рекомендациями и призывами подготовить социальную экосистему для технологических новшеств. Россия находится сегодня в невыгодном положении из-за отсутствия системного подхода в отношении Индустрии 4.0, упуская при этом главное преимущество новой революции — её междисциплинарную направленность. Можно порекомендовать изучить опыт Китая, который стимулирует повышение квалификации, привлекает в свои университеты лучших лекторов и не стремится «победить» автоматизацию устаревшими методами, но стремится первым ее реализовать, чтобы сохранить свои позиции. России следует пересмотреть образовательную политику и реформировать рынок труда с целью добиться от работодателей более справедливых зарплат. В противном случае Россия рискует стать поставщиком трудовых ресурсов для более технологически успешных стран.

44 Николаев К., Абдуллаева Ш. Интеллектуальный инсульт. Как в мире роботов остаться человеком и не потерять себя. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 61. Апрель 2017 г.

Список литературы:

1. Ангелова О.Ю., Подольская Т.О. Тенденции рынка дистанционного образования в России // Концепт. 2016. № 02. С. 26-30. URL: http://e-koncept.ru/2016/16026.htm (дата обращения: 01.02.2017).

2. Ассоциация промышленного интернета начнет работу в 2016 году // Кабельщик [Сайт]. 16.10.2015. URL: http://www.cableman.ru/node/18980 (дата обращения: 28.01.2017).

3. Атлас новых профессий [Сайт]. URL: http://atlas 100.ru/about/ (дата обращения: 27.01.2017)

4. Баксанский О.Е. Конвергенция: естественнонаучные методы познания в социально-гуманитарной сфере // Человек в технической среде: Сборник научных статей. Вып. 2 / Под ред. Н А. Ястреб. Вологда: ВоГУ, 2015. С. 4-12.

5. Белкина Г.Л., Корсаков С.Н. И.Т. Фролов и становление отечественной Биоэтики // Биоэтика и гуманитарная экспертиза. 2008. № 2. C. 18-54. URL: http://iphras.ru/uplfile/root/biblio/bioeth/bioeth 2/2.pdf (дата обращения: 30.04.2017).

6. Белоусов Д.Р., Апокин А.Ю., Пенухина Е.А., Сабельникова Е.М., Фролов И.Э. Развитие науки и технологий: возможности и риски для общества М.: МГИУ, 2015.

7. Все законы робототехники: Как будут законодательно регулировать машины с искусственным интеллектом // Meduza [Сайт]. 17.12.2016. URL: https://meduza.io/feature /2016/12/17/vse-zakony-robototehniki (дата обращения: 27.01.2017).

8. Игры с биороботами // Fast Salt Times [Сайт]. 10.08.2016. URL: http://fastsalttimes.com/sections/technology/783.html (дата обращения: 30.04.2017).

9. «Индустрия 4.0»: революция без потерь? Круглый стол // Электротехнический рынок [Рекламно-информационный журнал]. 2015. № 5-6 (65-66). URL: http://market.elec.ru/nomer/59/industriya-40-revolyuciya-bez-poter/ (дата обращения: 30.04.2017).

10. Каминский И.П., Огородова Л.М., Патрушев М.В., Чулок А.А. Медицина будущего: возможности для прорыва сквозь призму технологического прогноза // Форсайт. 2013. Т. 7. № 1. С. 14-27. URL: https://foresight-journal.hse.ru/2013-7-1/78449959.html (дата обращения: 30.04.2017).

11. Макарецкий А. Статистика: Промышленные роботы в цифрах // ROBOTFORUM [Сайт]. 28.01.2015. URL: http ://robotforum. ru/novosti -texnogol ogij/ promyi shl ennyi e-robotyi-v-czifrax.html (дата обращения: 29.01.2017).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 61. Апрель 2017 г.

12. Мартин Н., Савченко С. «Индустрия 4.0»: что будет с рынком труда? // Deutsche Welle [Сайт]. 20.01.2016. URL: http://www.dw.com/ru/индустрия-40-что-будет-с-рынком-труда/a-18993560 (дата обращения: 21.01.2017).

13. Николаев К., Абдуллаева Ш. Интеллектуальный инсульт. Как в мире роботов остаться человеком и не потерять себя. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.

14. Общество. Техника. Наука. На пути к теории социальных технологий / Под ред. И Т. Касавина; ИФ РАН. М.: Альфа-М, 2012.

15. Пасько И. Что нужно знать об Индустрии 4.0 и Интернете вещей // theRunet [Сайт]. 21.09.2015. URL: http://therunet.com/articles/4826 (дата обращения: 25.01.2017).

16. План мероприятий («дорожная карта») «Развитие биотехнологий и генной инженерии» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 18.07.2013 № 1247-р) // Правительство России [Сайт]. URL: http://government.ru/media/files/41d47b5e0ae078ee50 8b.pdf (дата обращения: 20.01.2017).

17. Подписан Указ о присуждении премий Президента для молодых учёных за 2016 год // Президент России [Сайт]. 06.02.2017. URL: http ://kremlin. ru/events/president/n ews/53813 (дата обращения: 07.01.2017).

18. Портанский А. Давос — 2016: Россия пока не готова к новой технологической революции // РСМД — Российский совет по международным делам [Сайт]. 26.01.2016. URL: http://russiancouncil.ru/inner/7id 4=7163#top-content (дата обращения: 27.01.2017).

19. Поспелова Т.В., Корнев Д.А. Индустрия 4.0: а есть ли место для России? // Сноб [Сайт]. 10.06.2016. URL: https://snob.ru/profile/28549/blog/109523 (дата обращения: 28.01.2017).

20. Постановление Правительства РФ от 15.04.2015 № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"» // Официальный интернет-портал правовой информации [Сайт]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102352828&rdk= &backlink=1 (дата обращения: 29.01.2017).

21. Программа 17 июня. Россия — Германия: повышение конкурентоспособности российской и германской экономик. Сотрудничество в рамках концепции «Индустрия 4.0» // ПМЭФ'17 — Петербургский международный экономический форум [Сайт]. URL: https://www.forumspb.com/ru/2016/sections/62/materials/309/sessions/1508 (дата обращения: 30.04.2017).

22. Россия и Китай создадут совместный университет // Interfax [Сайт]. 06.05.2016. URL: http://www.interfax.ru/world/507107 (дата обращения: 26.01.2017).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 61. Апрель 2017 г.

23. Страна подозреваемых (От редакции «Медузы») // Meduza [Сайт]. 24.06.2016. URL: https://meduza.io/feature/2016/06/24/strana-podozrevaemyh (дата обращения: 17.01.2017).

24. Счетная палата выявила нарушения при реализации мероприятий ряда государственных программ Российской Федерации // Счетная палата Российской Федерации [Сайт]. 02.09.2014. URL: http://audit.gov.ru/press_center/news/18968 (дата обращения: 21.01.2017).

25. ЧеклецовВ.В. От Industry 4.0 к Природе 2.0 // Философские науки. 2014. № 11. С.112-120.

26. Федеральная торговая комиссия США взялась за Интернет вещей // Internet of Things [Сайт]. URL: http://internetofthings.ru/gosudarstvo/78-federalnaya-torgovaya-komissiya-ssha-vzyalas-za-internet-veshchej (дата обращения: 27.01.2017).

27. Цифровой детокс // Цифровой словарь [Сайт]. URL: http://digitalvocabulary.ru/digital -detox/#a2 (дата обращения: 18.01.2017).

28. ЮдинаМ.А. Индустрия 4.0: перспективы и вызовы для общества // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 60. С. 197-215. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/60 2017yudina.htm (дата обращения: 30.04.2017).

29. Advanced Manufacturing in Russia. Future Watch Report / FINPRO. URL: https://www.tekes.fi/contentassets/cf67fc7276164110b1e4ca0345d59ad2/advanced ma nufacturing russia report.pdf (accessed: 30.04.2017).

30. Davos 2016 — The Future of Growth: Technology-Driven, Human-Centred (World Economic Forum) // YouTube.com [Site]. URL: https://youtu.be/QCvtv5VMskI?t=26m7s (accessed: 25.01.2017).

31. Davos 2017 — Issue Briefing: Jobs and the Fourth Industrial Revolution (World Economic Forum) // YouTube.com [Site]. URL: http s://www. youtube.com/watch?v=QP8N3v MDq2I (дата обращения: 30.01.2017).

32. Definition of a Research and Innovation Policy Leveraging Cloud Computing and IoT Combination. Final Report / European Commission. 13.05.2015. URL: https://ec.europa.eu/di gital-single-market/en/news/definition-research-and-innovation-policy-leveraging-cloud-computing-and-iot-combination (accessed: 26.01.2017).

33. Developing Skills for Innovative Growth in the Russian Federation. Report No ACS1549 / The World Bank. June 10, 2013. URL: http://documents.worldbank.org/curate d/en/460821468107067600/Developing-skills-for-innovative-growth-in-the-Russian-Federation (accessed: 27.01.2017).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 61. Апрель 2017 г.

34. Industry 4.0: The Future of Productivity and Growth in Manufacturing Industries / BGG — The Boston Consulting Group. April 2015.

URL: https://www.bcgperspectives.com/Images/Industry 40 Future of Productivity April 2015 tcm80-185183.pdf(accessed: 19.01.2017).

35. Internet of Things: Privacy and Security in a Connected World. FTC Staff Report / FTC. January 2015. URL: https://www.ftc.gov/system/files/documents/reports/federal-trade-commission-staff-report-november-2013-workshop-entitled-internet-things-

privacy/150127iotrpt.pdf (accessed: 27.01.2017).

36. Skill Development for Industry 4.0 // The Economic Times [Site]. 22.09.2016. URL: http://economictimes.indiatimes.com/brics-ficci/brics-article/skill-development-for-industry-4-

0/brics show/54460851.cms?utm source=contentofinterest&utm medium=text&utm campai gn=cppst (accessed: 30.01.2017).

37. Skill Development for Industry 4.0. White Paper Summury / BRICS Skill Development Working Group. URL: http://indiainbusiness.nic.in/newdesign/upload/whitepaper-summary-skill-development-for-industry-4-0.pdf (accessed: 29.01.2017).

38. The Digital Divide: The Internet and Social Inequality in International Perspective (Routledge Advances in Sociology) / Eds: M. Ragnedda, G.W. Muschert. Reprint edition. New York: Routledge, 2015.

39. The Internet of Things // European Commission [Official Site]. 10.01.2017. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/internet-things (accessed: 26.01.2017).

40. The "Internet of Things": Legal Challenges in an Ultra-connected World // Mason Hayes & Curran [Site]. 22.01.2016. URL: http://www.mhc.ie/latest/blog/the-internet-of-things-legal-challenges-in-an-ultra-connected-

world?utm_source=Mondaq&utm_medium=syndication&utm_campaign=View-Original (accessed: 27.01.2017).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 61. Апрель 2017 г.

Yudina M.A.

The New Industrial Revolution As a Public Administration Challenge

Maria A. Yudina — graduate student, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: YudinaMA91@gmail.com

Annotation

The ongoing fourth industrial revolution proved to be a challenge for governance. In spite of possible social problems like technological unemployment, Industry 4.0 looks like an enormous opportunity for economic growth, so most of the developed countries' leaders try to avoid any bureaucratic obstacles for technological development. However, most of the researchers are not quite optimistic about the position of the Russian Federation in this competition. The article's main purpose is to find a way to change it by analyzing the current problems and opportunities for Russia in the context of modern practices of other countries. The real competition today is in the fields of work force, useful skills and education. Russia has great specialists in many fields important for Industry 4.0, but still suffers from brain drain because of low wages. The country also suffers from a lack of a systematic approach to the Industry 4. 0 implementation. While the IT-market in Russia is constantly developing, other fields connected to the fourth industrial revolution experience problems, especially the biotechnological market of Russia.

Considering the high level of technological unemployment a likely result of the new industrial revolution, it is highly recommended to find a way to reform the education system and the labor market to create a social ecosystem where a lifetime of learning is the way of life.

Keywords

Government regulation of technology, technological unemployment, Industry 4.0, the fourth industrial revolution, the Internet of things, Big data, education, labour market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.