Научная статья на тему 'Социальные медиа как инструмент продвижения продуктов и услуг индустрии туризма и гостеприимства shape \* MERGEFORMAT'

Социальные медиа как инструмент продвижения продуктов и услуг индустрии туризма и гостеприимства shape \* MERGEFORMAT Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
908
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ И ГОСТЕПРИИМСТВО / ТУРИСТСКАЯ ФИРМА / ТУРИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / ПРОДВИЖЕНИЕ / МАРКЕТИНГ / ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА / PR И РЕКЛАМА / ТРЭВЕЛ-МАРКЕТИНГ / TOURISM AND HOSPITALITY / TRAVEL COMPANY / TOURISM / SOCIAL NETWORKS / SOCIAL MEDIA / SOCIAL MEDIA MARKETING / COMPANY PROMOTION / MARKETING / PR AND ADVERTISING / TRAVEL-MARKETING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шатенева Мария Константиновна

В статье рассматриваются социальные медиа как важнейший инструмент продвижения туристской фирмы, функционирующей на современном рынке, установлена связь между особенностями продвижения туристских продуктов и специфическими особенностями продвижения с помощью социальных медиа. Автор определяет значимость социальных медиа для продвижения туристских продуктов и услуг индустрии туризма и гостеприимства.The article describes social media as the most important tool for travel industry products promotion in the modern market. The connection between travel industry products promotion specific and promoting in social media specific is established. The author proves the importance of social media for travel and hospitality industry products and services promotion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные медиа как инструмент продвижения продуктов и услуг индустрии туризма и гостеприимства shape \* MERGEFORMAT»

технологий занимает очень важное место в деятельности любой туристской компании. Именно такие технологии сейчас способны поддерживать фирму на достойном уровне, находясь в непрерывном контакте с потенциальным потребителем, который уже очень дано живёт в «опНие-среде». Интернет-технологии продвижения позволяют воздействовать на аудиторию так, как ни один другой традиционный способ продвижения. Именно в Интернете пользователь вступает в интерактивный контакт с компанией, подаёт информацию, которая является главным элементом туристского предложения в максимально нативной и привлекательной для целевой аудитории форме. Любая туристская компания, которая использует хотя бы минимум интернет-технологий продвижения находится на уровень выше любой другой компании, которая не представлена в Сети, более того, такая компания выигрывает в конкурентной борьбе. В туристическом современном бизнесе, который уже полностью переместился в Интернет, и с современным потребителем, который существует в мире «онлайн», использование именно интернет-технологий продвижения необходимо и занимает первое место в стратегии развития любой компании, которая стремится оставаться на рынке, и более того, занимать там лидирующие позиции.

Список литературы:

1.Безрутченко Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Безрутченко Ю.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Корпорация «Диполь», Ай Пи Эр Медиа, 2013.— 199 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16475.html.— ЭБС «IPRbooks»

2.Внучкова Т. Н. Коммуникативные технологии эффективных продаж в сервисе и туризме : учебное пособие : для обучения студентов высших учебных заведений по направлению подготовки "Туризм" [43.03.02, 43.04.02, «Сервис» 43.03.01, «Гостиничное дело» 43.03.03., 43.04.03] / Т. Н. Внучкова, И. А. Колупанова; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВО Алтайский гос. технический ун-т им. И. И. Ползунова. -Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2016. - 191 с.

3.Ершова М. Е. Развитие и применение маркетинговых технологий в сфере туризма / М. Е. Ершова // ТТПС. - 2009. - №10. - С. 63-69.

4.Теодорович Н. Н. Роль информационных технологий в развитии турбизнеса // Сервис в России и за рубежом. - 2011. - №1. - С.193-206.

5.Шаховалов Н. Н. Интернет-технологии в туризме: учебное пособие / Н. Н. Шаховалов; АлтГАКИ, кафедра информатики. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2007. - 247 с.

СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА_

Шатенева Мария Константиновна

Студент магистратуры Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Направление подготовки: 43.04.02 Туризм г. Санкт-Петербург

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются социальные медиа как важнейший инструмент продвижения туристской фирмы, функционирующей на современном рынке, установлена связь между особенностями продвижения туристских продуктов и специфическими особенностями продвижения с помощью социальных медиа. Автор определяет значимость социальных медиа для продвижения туристских продуктов и услуг индустрии туризма и гостеприимства.

ABSTRACT

The article describes social media as the most important tool for travel industry products promotion in the modern market. The connection between travel industry products promotion specific and promoting in social media specific is established. The author proves the importance of social media for travel and hospitality industry products and services promotion.

Ключевые слова: туризм и гостеприимство, туристская фирма, туризм, социальные сети, социальные медиа, продвижение, маркетинг, интернет-реклама, PR и реклама, трэвел-маркетинг.

Keywords: tourism and hospitality, travel company, tourism, social networks, social media, social media marketing, company promotion, marketing, PR and advertising, travel-marketing.

Любой бизнес в условиях активного развития информационного пространства должен постоянно следить за тенденциями на рынке, так как развитие этого пространства очень активно. Современный бизнес и стратегии управления им уже абсолютно другие, в сравнении с прошлым, что можно объяснить не только развитием Интернета, но и созданием различных внутренних инноваций,

таких как, например, e-commerce или социальные медиа. Социальные медиа - важнейший инструмент продвижения любой современной компании. Благодаря своим особенностям социальные медиа как инструмент продвижения действительно вынуждают туристский бизнес пересмотреть стратегии продвижения продуктов и услуг, и создать оптимальную для себя стратегию,

которая при профессиональном подходе, позволит компании оставаться на рынке и быть конкурентоспособной.

Понятие «социальные медиа» активно изучается российскими и зарубежными специалистами. Очень часто российские исследователи приравнивают понятие «социальные сети» к понятию «социальные медиа», зарубежные специалисты, в свою очередь, придают «социальным медиа» независимый характер и в определениях говорят о многозначности этого понятия, подразумевающего различные онлайн-инструменты, которые позволяют пользователям взаимодействовать меду собой [3, с.20]. Социальные сети - это уникальная новая форма СМИ, которая помогает создать многостороннюю коммуникацию - интерактив. Это канал коммуникации как отдельных пользователей (туристов), так и туристских компаний [1]. К социальным медиа можно отнести социальные сети (Вконтакте, Facebook, Одноклассники, LinkedIn, Instagram), блоги и микроблоги, форумы, сайты с отзывами (Trip Advisor), видеохостинги (YouTube) и фотохостинги (Pinterest).

UNWTO сообщает о серьезных изменениях в сфере туризма, вызванных цифровизацией экономики в целом. В центре данной «революции» находится «digital traveller», для ожиданий которого подходят новые продукты и новые способы продвижения [12]. Каждый бизнес говорит о таком понятии как «клиент сегодняшнего дня», потребности которого существенно отличаются от тех, что были раньше. Главная особенность такой аудитории, по мнению многих исследователей, это то, что для нее впечатления важнее, чем материальные ценности, поэтому компании должны предлагать и создавать предложения, обещающие создание какого-либо впечатления, более того, новые стратегии продвижения.

Изначально стоит установить связь между туризмом и социальными сетями. Туризм является феноменом, так же как и социальные сети. Туризм - это многогранное и многомерное явление, - это и вид деятельности и форма рекреации, и отрасль национальной экономики, и способ проведения досуга, а также искусство, наука и бизнес [7, с. 109, 4, с. 12]. В связи со своей многосторонностью и многогранностью, появление социальных сетей создало определённое направление маркетинга, инструменты которого очень особенны - travel marketing. Социальные сети повлияли на каждую составляющую приобретения туристского продукта или услуги начиная с поиска этого продукта, информации о продукте, совершения покупки, продолжая нахождением

непосредственно в дестинации, и все последующее время после получения продукта или оказания определенной услуги. Особенностью туристского продукта является то, что в большинстве случаев, клиент может его увидеть, непосредственно в момент потребления, что указывает на необходимость туристской компании

продемонстрировать продукт максимально ярко и

доступно для клиента. Благодаря такой характерной особенности социальных медиа как масштабная визуальная составляющая, задача бренда по демонстрации продуктов и услуг клиенту упрощается. Фотография обращает внимание пользователя на себя и вызывает положительные эмоции и ассоциации [2, с.5]. Важно взять во внимание и тот факт, что UNWTO активно использует социальные сети для продвижения определенных идей и направлений. Так в 2017 году Туристская Организация провела

крупномасштабную кампанию в Интернете «Travel.Enjoy.Respect», главной задачей которой было распространение «sustainable tourism». Хэш-тег одного из конкурсов #TravelEnjoyRespect до сих пор используется опытными путешественниками.

При планировании путешествия, 89 % миллениалов будут осуществлять поиск информации в Сети, планируя именно то, что ранее увидели в «постах». Современному потребителю удобно использовать социальные сети и получать оттуда информацию, наблюдается рост значения слухов и рекомендаций друзей и знакомых в вопросах принятия решения о покупке [9, с. 454]. Сайты, которые позволяют общественности поделиться своим мнением, к чему можно отнести многие, начиная с Instagram, заканчивая достоверными и всемирно известными сайтами отзывов, такими как «Trip Advisor», не теряют свою популярность и уникальность. Аудитория постоянно ищет вдохновение, просматривая профили о путешествиях, читает отзывы о путешествиях своих друзей, известных персон, блогеров. Такая информация доступна каждому и оказывает феноменальное воздействие на формирование дальнейшего выбора путешествия или продукта сферы туризма и гостеприимства. Основываясь на поведенческих особенностях большинства путешественников - все предпочитают демонстрировать фотографии с отдыха родственникам и друзьям. Именно социальные сети предоставили возможность поделиться приятными моментами своей жизни с более широкой аудиторией. Более 97 % миллениалов делятся фото, видео и отзывами во время и после путешествий, создавая тем самым, потрясающий масштабный, оказывающий внимание на аудиторию эффект, который превращает читателя в потенциального покупателя [11]. Читатель в дальнейшем захочет получить те же «впечатления» и эмоции, которые он видел или о которых читал ранее. Именно поэтому компаниям важно включить в свои стратегии инструменты для создания мотивации клиентов - разработку контента и отзывов. Такую мотивацию обычно создает отличное качество продукта или услуги и создание правильно спланированной

маркетинговой стратегии (например, поощрение клиента при упоминании компании в Сети, проведение конкурсов в социальных сетях с условием упоминания бренда в виде хэш-тега или ссылки на его профиль).

Отличительной особенностью социальных медиа является непосредственное участие каждого пользователя в генерации и трансляции медийного контента, это обеспечивает высокую степень вовлеченности в процесс, максимальную скорость обратной связи и персонализации пользователей [5, с. 158]. Такой инструмент взаимодействия с аудиторией помогает создать одно из многочисленных преимуществ, которые получает бренд при качественном взаимодействии с аудиторией - это контент, который создает сама аудитория («user-generated content»). Некоторые бренды специально не используют профессиональные фото и тексты на своих имиджевых аккаунтах в социальных сетях, предоставляя аудитории лишь контент своих клиентов, конечно, с указанием авторских реквизитов. Такая информация воспринимается потенциальными покупателями как достоверная, здесь аудитория не видит пустых обещаний, которые обычно просматриваются в рекламных объявлениях и перечислениях преимуществ бренда на официальных сайтах. Более того, важную часть в современных коммуникациях в Сети занимают тревел-блогеры или «инфлюенсеры».

Отдел по взаимодействию с клиентами также получает преимущества при работе с социальными медиа - данный отдел имеет возможность отслеживать отзывы и сообщения от потребителей, отвечать на вопросы, реагировать на отрицательные и положительные отзывы. В век, когда аудитория может «говорить» с брендом, клиент должен ощущать постоянную онлайн-поддержку. Так бренд персонализируется, и создает себе положительный имидж, тем самым влияя на решение о выборе его продуктов и услуг. Анализируя информацию, которая поступает от аудитории бренда в интернете, можно создать портреты целевой аудитории компании, получить точные количественные показатели для улучшения своей работы и создания новых предложений и продуктов, которые обязательно удовлетворят потребности клиента.

Нередко от людей можно услышать, что одно из хобби человека - путешествия, это значит, что человек с таким хобби не только путешествует, но и перед этим занимается поиском информации о возможных туристских дестинациях.

Потенциальному покупателю важно постоянно находиться в информационном изобилии. Создание сообществ в социальных сетях достаточно популярное явление как среди физических, так и среди юридических лиц. Более того, когда речь идет о компаниях, создание и постоянное управление таким сообществом, это эффективный маркетинговый инструмент. Предоставляя клиенту не просто рекламные тексты, написанные копирайтером, а действительно уникальную информацию, связанную с туризмом и близлежащими отраслями, компания представляет собой не просто продавца, а источник уникальной для аудитории информации. Работа сообществ предполагает создание форумов. Для бренда

форумы необходимы в стадии предварительного покупки туристского продукта, так как отзывы после покупки могут усилить ценность продукта в глазах других участников форума [8, с. 100].

Давая оценку такому маркетинговому инструменту как создание сообществ, стоит отметить и такой феномен социальных сетей как «персонализация» информации. Образованный клиент стремится приобрести исключительно качественный продукт. Данный продукт должен быть создан высококвалифицированным специалистом, профессионалом. Создание личных аккаунтов профессионалов в сфере туризма и гостеприимства в социальных сетях - популярное явление в наши дни. Такие аккаунты можно разделить на аккаунты с исключительно рекламной информацией, пользующиеся очень низкой популярностью у аудитории, и аккаунты с уникальной информацией (обычно это рассказы о жизни «продавца», интересная информация о дестинациях, клиентах и коллегах). Просматривая такие профили, потенциальный клиент понимает, что коммуникация, при разработке его продукта, будет происходить с человеком, за жизнью которого он «следит» давно - показатели лояльности и доверия клиента моментально повышаются. Профили таких профессионалов в сфере туризма, при правильном их ведении, создают положительный имидж специалиста, его компании. Часто, в дальнейшем, у клиентов нет сомнений по поводу качества приобретаемого продукта и надежности компании.

Ежедневно социальные медиа развиваются и появляются новые тенденции, которые, чтобы избежать опережения со стороны конкурентов, необходимо постоянно отслеживать и внедрять. Профессия SMM - специалиста - одна из самых популярных в наше время. К сожалению, не каждый владелец туристского бизнеса осознает важность, наличия в своей команде такого специалиста, и пытается создать рекламные кампании в Сети силами своих менеджеров. Такие стратегии обычно характеризуются максимумом затрат, и нулевой эффективностью, в связи с недостаточными профессиональными знаниями менеджеров. Поэтому профессионалу, владеющему компанией сферы туризма и гостеприимства, следует провести оценку профессионализма своих сотрудников в сфере SMM перед созданием соответствующей стратегии. Многие руководители компаний очень часто пренебрегают таким мощным инструментом коммуникации, считают социальные медиа не серьезным инструментом и отдают предпочтение методам традиционного маркетинга, в результате чего репутации компании может быть нанесен ущерб [9, с. 454].

Таким образом, продвижение в социальных медиа предоставляет компаниям возможность лучше изучить целевую аудиторию, эффективно взаимодействовать с любой аудиторией, что происходит благодаря возможности таргетинга (в большинстве случаев пользователь Сети добровольно выбирает то, что ему интересно),

рациональным затратам (мгновенный близкий контакт с аудиторией), современным технологиям, и профессионализму специалиста по SMM. Интерактивный характер, оперативная передача информации, доступность, масштабность, и конечно, феноменальная уникальная информация, которая генерируется самим пользователем, а именно целевой аудиторией туристской компании

- преимущества продвижения в социальных медиа, которые являются уникальным инструментом для продвижения современных компаний, работающих в сфере туризма и гостеприимства.

Список литературы:

1. Амет-устаева Д. М. Социальные сети как инструмент продвижения туристической услуги // Молодой ученый. — 2019. — №16. — С. 159-161.

— URL https://moluch.ru/archive/254/58345/ (дата обращения: 29.09.2019).

2. Амирова Д.Р., Запорожец О.И. Социальный медиа-маркетинг как эффективный инструмент продвижения // Вестник Евразийской науки, 2019 No2, https://esj .today/PDF/36ECVN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

3. Апанасюк Лариса Ахунжановна, Бодня Александр Александрович Социальные медиа как инновационный инструмент продвижения предприятий индустрии гостеприимства и туризма // АНИ: педагогика и психология. 2018. №1 (22) с.19-22

4. Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе. М.: КНОРУС, 2005. 191 с.

УДК 656.078.8

5. Кетова Наталья Петровна. "Специфика современных медийных услуг, тенденции развития их рынка в России" Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика, no. 2 (180), 2016, С. 156-163.

6. Крайнова О. С. Инновационные маркетинговые инструменты в продвижении туристских предприятий: нереализованный потенциал социальных медиа // Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации. — 2014. — С. 22-35.

7. Растегаева Т.Е., Казаков И.С. Туризм как социально экономическое явление современности // Наука Красноярья. - 2016. - №1. - С. 107-118.

8. Шигина Я.И., and Зорина К.А.. "Маркетинг в социальных медиа: современные инструменты продвижения для малого бизнеса" Вестник Казанского технологического университета, vol. 18, no. 23, 2015, pp. 96-102.

9. Шигина Я.И., and Фоменков Д.А.. "Социальные медиа: современные тенденции в маркетинге" Вестник Казанского технологического университета, vol. 17, no. 24, 2014, pp. 453-456.

10. https://hbswk.hbs.edu/archive/the-economics-of-e-loyalty (дата обращения: 30.09.2019)

11. https://www.entrepreneur.com/article/286408 (дата обращения: 29.09.2019)

12. https://www.e-unwto.org/doi/book/10.18111/9789284419807 -Sunday, September 29, 2019 9:15:57 AM - IP Address:95.27.41.90 UNWTO Annual Report 2017.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНОГО _ПРОИЗВОДСТВА_

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2019.1.69.522

Жаков В.В.

к.э.н.,

доцент РУТ «МИИТ»

COMPETITIVENESS AND INNOVATION IN THE FIELD OF TRANSPORT INDUSTRY

Zhakov V.V.

PhD in Economics, Associate Professor, RUT (MIIT)

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы конкуренции и конкурентоспособности на транспорте. Конкуренция на транспорте имеет определённую специфику и отражает борьбу грузовладельцев и пассажиров за обеспечение максимального качества перевозок, их надежности и скорости перемещения. Управление современной транспортной компанией в условиях рынка сводится к оценке и анализу факторов, повышающих или понижающих его конкурентоспособность, выбору и реализации соответствующей конкурентной стратегии и тактики для достижения цели. Согласно мнению ведущих экспертов, если у современной транспортной компании в настоящее время нет инновационной бизнес-модели, то не может быть и речи о масштабировании. Результатом недостаточной работы над инновационным потенциалом транспортной организации может стать перерасход денежных средств на реализацию услуги по перевозке. Применение процессно-ориентированных подходов и других инновационных технологий в системе управления деятельностью организации может минимизировать риск компании получить подобный негативный результат.

Abstract. The article deals with the issues of competition and competitiveness in transport. Competition in transport has a certain specificity and reflects the struggle of cargo owners and passengers to ensure the maximum quality of transportation, reliability and speed of movement. Management of a modern transport company in the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.