ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ И ОБРАЗОВАНИЕ
■ ■ ■ СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ И ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЕНЕДЖЕРА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Автор: НОВИКОВА Г.П.
НОВИКОВА Галина Павловна - доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), ректор Института развития образовательных технологий (ИРОТ), главный научный сотрудник Института инновационной деятельности в образовании Российской академии образования (ИнИДО РАО).
Адрес: 123298 г. Москва, ул. Маршала Малиновского, д. 8, кв. 172.
Тел. 8 916 396 70 35. E-mail: nochuirot@rambler.ru
Аннотация: проблема, поднятая в статье, концентрируется на анализе разных подходов российских и украинских учёных в изучении структуры социально-коммуникационных и социально-коммуникативных технологий, а также экспериментальной проверке модели реализации деонтологического подхода к развитию профессионально-коммуникативной культуры менеджеров образования в системе повышения квалификации Анализ материалов позволяет утверждать, что ведущая идея современных инновационных моделей повышения квалификации педагогических кадров - это переход от репродуктивно-технократической парадигмы к личностно-ориентированной, гуманистической. Культурологический и деонтологический подходы становятся приоритетными при организации образовательного процесса в институтах повышения квалификации педагогических кадров, диктующими условия перехода от массово-репродуктивных к индивидуально-творческим технологиям освоения содержания обучения в системе повышения квалификации.
Ключевые слова: социально-коммуникационные технологии, коммуникативные технологии, профессионально-коммуникативная культура руководителя (менеджера) образовательного учреждения
Актуальность проблемы социальных коммуникаций, коммуникативного понимания друг друга в обществе, повышения профессионально-коммуникативной культуры специалиста и руководителя образовательного учреждения путём внедрения в учебный процесс инновационных информационно-коммуникационных и коммуникативных технологий не вызывает сомнения.
Многими учёными рассматриваются разные подходы в изучении структуры социально-коммуникационных и социально-коммуникативных технологий.
Концептуальное осмысление сущности социально-коммуникационных технологий находим в исследованиях учёных М. Вебера, Ю. Хабермаса, Д. Гавра, В. Гребенниковой, А. Зокремы, О. Коновця, В. Набруска, В. Патрушева, Т.Парсонса, Г. Почепцова, М.Туленкова, О.Холода и др. [1].
Историю возникновения коммуникационных технологий подробно описывает О.М. Холод. Особое внимание он уделяет описанию структуры социально-коммуникационных технологий (СКТ), которые базируются на структуре научной основы социальной коммуникации. Научные СКТ разделяются им на две группы: 1 - теоретические (техно-
логии самих социальных коммуникаций) и 2 - прикладные социально-коммуникационные технологии (ПСКТ), которые «включают в себе 12 таких групп СКТ» [5].
Почепцов Г.Г., в своей книге «Коммуникативные технологии двадцатого века» [4], на основе типологии коммуникаций выделяет такие виды коммуникативных технологий, как пропаганду, политические технологии, рекламные технологии, переговоры, пер-форманс, имиджмейкинг, спиндоктор, информация на психологические темы, коммуникации пресс-секретаря, рекламу, психотерапевтическую коммуникацию, психолингвистические технологии и др.
Д. Гавра предлагает разделить социально-коммуникативные технологии на три группы: 1- социально-экономические технологии, 2 - социально-политические технологии, 3 - прикладные социальные технологии [1].
Заслуживает внимания исследование Гребенниковой В.М., касающееся атрибутов социальной коммуникации в современной педагогике и деонтологического подхода к развитию профессионально-коммуникативной культуры менеджеров образования [2; 3].
Анализ научной литературы позволяет констатировать, что в последние десятилетия в педагогике активно исследуется коммуникативный компонент профессиональной деятельности руководителей образовательных учреждений. Достаточно полно изучены личностные качества специалиста, обеспечивающие компетентность в профессиональном общении и сформированность коммуникативных умений (И.А. Зимняя, Л.А.Калмыкова, В.А. Кан-Калик, В.А. Сластёнин и др.).
В работах Е.В. Климкиной, В.П. Сморчковой рассмотрены некоторые теоретико-методические аспекты формирования в вузе профессионально-речевой культуры специалистов социально-педагогического профиля. Однако следует отметить, что в настоящее время вопросы совершенствования и развития профессионально-коммуникативной культуры руководителей образовательных учреждений, менеджеров образования в системе повышения квалификации остаются недостаточно исследованными.
На основе проведенного сравнительно-сопоставительного и категориально-структурного анализа различных подходов к трактовке понятий «профессионально-коммуникативная культура» (И.А. Зимняя, А.К. Маркова и др.), «профессионально-коммуникативная культура специалиста социально-педагогического профиля» (Л.В. Мардахаев, Н.И. Никитина, В.П. Сморчкова и др.), обобщения собственных научных изысканий было принято следующее определение: профессионально-коммуникативная культура руководителя образовательного учреждения представляет собой интегративно-функциональное личностное образование, отражающее комплекс освоенных вариативных моделей ситуационного нормативно-ролевого поведения специалиста, определяющее эффективность личностно-делового взаимодействия с партнерами, обеспечивающее целесообразность и устойчивость управленческих решений в образовательной среде с учетом социокультурной специфики, традиций и этно-ин-теллектуальных особенностей реципиентов.
Профессионально-речевая культура руководителя образовательного учреждения отражает освоенный специалистом комплекс профессионально-речевых знаний, умений и навыков, повседневно проявляемый высокий уровень личностно-делового общения. Основой данной культуры является способность понимать чужие и порождать собственные программы речевого поведения, адекватного коммуникативной ситуации, а также совокупность умений выбирать лингвистические формы и способы самовыражения, сообразные конкретному коммуникативному акту, умений свободно, мотиви-
рованно и целенаправленно оперировать информацией в рамках профессионально и индивидуально значимой тематики личностно-делового контакта.
В составе профессионально-коммуникативной культуры руководителя образовательного учреждения представлены следующие взаимосвязанные подструктуры.
Социально-перцептивная: умение слушать, демонстрировать понимание смысла высказываний реципиента; способность адекватно воспринимать и понимать мотивацию поступков людей, оценивать эмоциональное состояние партнера по общению; учитывать половозрастные различия коммуникативных качеств личности, этнокультурные, индивидуально-личностные, социально-статусные, профессиональные, конфессиональные, гендерные и др. особенности партнера по общению.
Профессионально-деонтологическая: осознание значимости профессиональных гуманистических идеалов и ценностей в сфере педагогических личностно-деловых коммуникаций и межэтнического, поликультурного сотрудничества; понимание ответственности за свое профессиональное поведение.
Интерактивно-практическая: применение практических профессионально-прикладных коммуникативных умений и навыков в сфере личностно-деловых коммуникаций, готовность и способность педагогического работника адаптироваться к динамично изменяющимся условиям трудовой деятельности в контексте модернизации отечественной системы образования, умение налаживать с реципиентами «обратную связь» в ситуации личностно-деловой коммуникации; умения управлять своим эмоциональным состоянием, умения саморегулировать свои поведенческие и речевые реакции в сложных ситуациях личностно-деловых коммуникаций.
Профессионально-акмеологическая: адекватная самооценка своих личных сильных и слабых сторон в сфере профессионально-коммуникативной культуры, особенностей своего профессионального поведения, осознание необходимости работы над своими недостатками и их устранением, стремление к реализации программ личностно-профессионального саморазвития, в том числе и в сфере коммуникативной культуры; овладение системой знаний о путях совершенствования профессиональнокоммуникативной культуры, построение на этой основе индивидуальных планов и программ саморазвития данной культуры.
Базовой составляющей проявления профессионально-коммуникативной культуры руководителя образовательного учреждения является деятельностно-речевой компонент, включающий совокупность профессионально-речевых умений:
логико-композиционные умения (умения акцентировать первостепенную информационную основу сообщения; правильно определять речесмысловые, интонационные, темповые, экспрессивные позиции выступления; учитывать соответствие вербальных и невербальных средств общения контексту коммуникативной ситуации и др.);
социально-психологические умения (умения адекватно понимать чувства, эмоциональное состояние партнера по общению и др.);
интерактивно-речевые умения (умения целенаправленно организовывать общение, выбирать языковые средства, адекватные целям, условиям ситуации; общаться публично, вести дискуссию; управлять общением, организовывая совместную деятельность и др.).
Деятельностно-речевой компонент профессионально-коммуникативной культуры руководителя образовательного учреждения позволяет успешно решать следующие группы профессиональных задач в ситуациях личностно-деловой коммуникации:
мотивационно-целевые (определение перспективной системы мотивов и целей предстоящей речевой деятельности);
аналитико-диагностические (анализ и диагностика профессионально-речевой ситуации, её элементов, особенностей, возможных затруднений); планово-прогностические (в соответствии с целью, построение плана, подбор оптимальных для данной ситуации речевых средств, прогнозирование результата речевого взаимодействия);
организационно-деятельностные (реализация оптимального варианта речевого взаимодействия, использование адекватных речевых технологий, невербальных средств);
регулятивно-коррекционные (коррекция содержания, хода и средств речевого взаимодействия, установление и регулирование необходимых коммуникативных связей). Результатом решения каждой из групп управленческих задач руководителя является формирование у него определенных речевых умений и навыков, которые проявляются в соответствующих профессионально-значимых речевых ситуациях.
Принимая во внимание, что в трудах В.И. Байденко, Е.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.В. Мардахаева, Н.И. Никитиной, Л.В. Федякиной и др. профессиональная культура специалиста трактуется как средневзвешенный показатель, коррелирующий с определенным уровнем компетентности и отражающий степень освоенных компетенций, нами были выявлены компетенции, которые образуют содержание профессионально-коммуникативной культуры руководителя образовательного учреждения. Данный факт потребовал выявить необходимые компетенции, характеризующие проявления профессионально-коммуникативной культуры руководителя общеобразовательной школы. В связи с этим были проанализированы квалификационные требования и профессиограммы директоров, завучей школ; проанализирована специфика реализации профессионально-коммуникативных норм взаимодействия с различными категориями партнеров и субъектов в естественных условиях труда специали-стов-практиков педагогического и административно-управленческого профиля.
На основе анализа полученных данных выявлены следующие компетенции: ассертивная (навыки профессиональной перцепции в личностно-деловой коммуникации; умения аргументировано излагать свою позицию с учетом контекста ситуации личностно-деловой коммуникации; умения предупреждать конфликты и вести переговоры по достижению компромисса; желания и умения работать в команде);
деонтологическая (умение определять в профессиональной практике зоны культурно-ценностных противоречий и возможных конфликтов в сфере межэтнического общения, способность к их конструктивному разрешению; соблюдение конфиденциальности);
интерактивная (адекватное восприятие, понимание, воспроизведение и формулирование информации в ходе осуществления профессиональной деятельности; доступность и четкость собственного профессионально-информационного сообщения, направленность высказываний на целевого реципиента);
этнокультурная (способности и умения реализовывать профессионально-коммуникативную специфику при непосредственной межличностной интеракции с представителями различных этнических групп; способность к открытости восприятия и принятия особенностей и специфики других культур; умения выстраивать личностноделовые связи с учетом этнокультурных традиций, норм и других специфических особенностей партнеров по общению);
социально-статусная (умения выстраивать профессиональное общение с представителями различных социальных групп, применяя системный этико-аксиологический подход к анализу сущности и содержания, формам и методам делового и личностного общения);
этноконфессиональная (понимание особенностей религиозных воззрений представителей различных национальностей, специфики поведения, обусловленной религиозными нормами; способность к взаимодействию с представителями различных вероисповеданий и религий; умение выстраивать личностно-деловое общение с учетом религиозных и конфессиональных особенностей партнеров по общению).
В профессионально-коммуникативной культуре образовательного учреждения как сложном социолингвистическом личностном образовании и системной характеристике личности специалиста, выделяют следующие подсистемы:
культуру речевого действия (грамотность построения фраз, простота и ясность изложения мыслей, образная выразительность и четкая аргументация, адекватный ситуации общения тон, динамика звучания голоса, темп, интонация, хорошая дикция и др.);
культуру проявлений эмоций (адекватность, целесообразность, тактичность выражение эмоционально-оценочных суждений в общении проявление эмпатийности, и др.);
культуру жестов и пластики движений (адекватное использование невербальных средств коммуникации; самоуправление психофизическим напряжением и расслаблением, деятельная самоактивность восприятия коммуникативных действий партнера по общению и др.);
интеллектуальную культуру (гибкость, креативность мышления, в результате чего общение предстает как вид социального творчества и социально-педагогического сотворчества).
Изучение специфики проявлений выделенных компетенций в деятельности различных категорий менеджеров образования в реальных условиях их профессиональной практики, были выделены типичные уровни (ситуативно-адаптивный, административно-дискретный, системно-управленческий, профессионально-креативный) проявления профессионально-коммуникационной культуры руководителей образовательных учреждений и дана им характеристика В.М.Гребенниковой.
Для выявления возможностей факультета повышения квалификации государственного университета в реализации деонтологического подхода к развитию профессионально-коммуникативной культуры менеджеров образования были изучены учебные планы, программы обучения курсовых подготовок и профессиональных переподготовок от 72 часов до свыше 500 часов, проведены беседы с преподавателями факультета, преподавателями институтов повышения квалификации работников образования, спе-циалистами-практиками.
На основе анализа и систематизации полученных материалов выявлено, что система повышения квалификации требует интеграции подходов: андрагогического (опора на субъективно-личностный и профессиональный опыт слушателей курсовой подготовки; создание психологической комфортности в образовательном процессе; ориентация обучения взрослых на сотрудничество и креативность в диалоговом общении; приоритет самообразовательной деятельности и самооценки результативности обучения); компетентностного (профессионально-личностный рост слушателя курсовой подготовки в профессионально-коммуникативной сфере обеспечивается развитием системы вариативных компетенций, профессионально важных качеств, необходимых и
достаточных для эффективного выполнения задач профессиональной деятельности); контекстного (учет в период курсовой подготовки менеджера образования социокультурного, регионально-этнического, полилингвального, профессионально-средового контекста его трудовой деятельности; отражение и воссоздание в содержательно-технологическом обеспечении дополнительного профобразования вариативных основ профессиональных связей и отношений менеджера образования в реалиях межкуль-турных, социально-профессиональных коммуникаций через отбор учебных материалов, отражающих специфику и особенности практики профессиональной деятельности менеджера образования и др.); социокультурологического (опора в процессе профессионально-прикладного деонтологического и коммуникативного обучения на социально-культурный опыт слушателей курсовой подготовки при создании психологически комфортной атмосферы сотрудничества в монологических и диалогических видах общения с учетом психовозрастных, этнокультурных особенностей взрослых обучающихся; учет ведущих характеристик современного пол и культурно го образования в многонациональном социуме; организация межкультурной коммуникации на основе билингвальной образованности, этнопедагогизация образовательной среды и др.); системно-квалитативного (позволяет реализовать системный мониторинг качества сформированности профессионально-коммуникативных и деонтологи-ческих компетенций менеджера образования).
Основой каждого подхода выступает деонтология профессионально-коммуникативной культуры руководителя образовательного учреждения. Данный факт определил концепцию развития профессионально-коммуникативной культуры менеджера образовательного учреждения. Сущность ее заключается в том, что деятельность руководителя общеобразовательного учреждения во многом определяется его профессионально-коммуникативной культурой, что требует ее постоянного развития. Она определяет способность руководителя педагогически целесообразно строить взаимоотношения в системе «руководитель - учитель», «учитель - учитель», «учитель - ученик», обеспечивать функционирование учебно-воспитательного процесса.
Профессионально-коммуникативная культура опирается на деонтологические основы деятельности руководителя образовательного учреждения и совершенствуется в системе повышения квалификации. Действенность ее развития обеспечивается сложившимися в регионе традициями функционирования системы повышения квалификации руководящих кадров общеобразовательных учреждений, ориентированных на потребностях деонтологии менеджмента в образовательной деятельности.
На основе представленной концепции разработана модель реализации деонтологического подхода к развитию в системе повышения квалификации профессиональнокоммуникативной культуры менеджеров образования
Модель включает взаимосвязь модулей: функционально-целевого; содержательнопроблемного; организационно-технологического; праксиологического; результативно-интегративного.
Наиболее продуктивными профессионально-образовательными технологиями, способствующими успешному развитию в системе повышения квалификации менеджеров образования профессионально-коммуникативной культуры, являются: технология учебного диалога; технология дидактических имитационных игр; технологии модульного обучения; технология модерации; технологии «диагностика - консалтинг - обучение»; проектные технологии; технология корпоративного обучения (обучение в малых
группах, сочетающие индивидуальную работу с работой в парах и с группой в целом); кейс-технологии; задачно-ситуационные технологии; технология коллективного взаи-мообучения (основана на реализации модели обучения в динамических парах, где каждый из обучающихся выступает поочередно то учеником, то учителем); технология проблемного обучения (обеспечивает стимуляцию самостоятельной поисковой смыс-лодеятельности взрослых обучающихся); технологии консультативно-индивидуального обучения (менторства, индивидуального наставничества); технологии парного обучения (в рамках консультативного и тренировочного репетиторства взрослого обучаемого преподавателем-тьютором, совместной учебно-исследовательской и творческой познавательно-проектной деятельности коллег-обучающихся по интернет-переписке, рецензирования); информационные технологии, ориентированные на создание адаптивной системы обучения, использующей интерактивный режим обучения; технологии персонифицированного тренинга; технологии социально-педагогических мастерских.
Разработанная технология реализации модели развития профессионально-коммуникативной культуры руководителей общеобразовательных учреждений получила экспериментальная проверку на базе Института повышения квалификации работников образования в Кубанском государственном университете (г. Краснодар) и его филиалах в городах Новороссийск, Славянск-на-Кубани, и в Институте развития образовательных технологий
Анализ материалов исследования позволяет утверждать, что ведущая идея современных инновационных моделей повышения квалификации педагогических кадров -это переход от репродуктивно-технократической парадигмы к личностно-ориентированной, гуманистической. Культурологический и деонтологический подходы становятся приоритетными при организации образовательного процесса в институтах повышения квалификации педагогических кадров, диктующим условия перехода от массово-репродуктивных к индивидуально-творческим технологиям освоения содержания обучения в системе повышения квалификации.
На сегодняшний день главной целью постдипломного дополнительного профобразования педагогических кадров является не узкопрофессиональная подготовка, а содействие и создание условий для целостного развития личности педагога, менеджера образования как высококвалифицированного профессионала и творческой индивидуальности.
Актуальность проблемы социальных коммуникаций, повышения профессиональнокоммуникативной культуры специалиста и руководителя образовательного учреждения путём внедрения в учебный процесс инновационных информационно-коммуникационных и коммуникативных технологий не вызывает сомнения.
Список литературы
1. Гавра Д. Социально-коммуникативные технологии: сущность, структура, функции. Оптимальные коммуникации. (Эл. ресурс). 2010.
2. Гребенникова В.М. Атрибуты социальной коммуникации в современной педагогике. Краснодар, КубГУ, Сосновец, Польша, 2008.
3. Гребенникова В.М. Образовательно-коммуникативное действие: взаимообогащение традиционных и компьютерно-сетевых возможностей. Краснодар, КубГУ. 2010.
4. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века / Почепцов Г.Г., Ваклер К. М. М., 2001. 352 с.
5. Холод О.М. Коммуникацийни технологии: пидручник / О.М. Холод. Киев, 2013. 212 с.
KOMMyHMKOflOrMfl - COMMUNICOLOGY
■ ■ ■ SOCIAL COMMUNICATIONS AND AN INCREASE IN THE PROFESSIONAL-COMMUNICATIVE CULTURE OF THE MANAGER OF EDUCATIONAL SYSTEM
Author: NOVIKOVA G.P.
NOVIKOVA Galina Pavlovna, doctor of psychological sciences, doctor of pedagogical sciences, professor, academician of the International Academy of pedagogical education, rector of the Institute of development of educational technologies , chief researcher of the Institute of innovation activity in education.
Address: Ul. Marshal Malinovskiy, 8, apt. 172, Moscow, 123298, Russia.
Tel.: +7 (916) 396- 70- 35. E-mail: nochuirot@rambler.ru
Annotation: the problem, raised in the article, is concentrated on the analysis of the different approaches of Russian and Ukrainian scientists in the study of the structure of social communication and social communicative technologies, and also on the experimental testing of the model of realization of deontological approach to the development of professional communicative culture of educational managers in the system of an increase in the qualification. Analysis of materials makes it possible to assert that the keynote of the contemporary innovation models of an increase in the qualification of pedagogical personnel lies in transition from the reproductive technocratic paradigm to person oriented, humanistic. Culturological and deontological approaches become priority during the organization of educational process in the colleges for advanced training of pedagogical personnel, that dictate the conditions for passage from the mass reproductive to the individual-creative technologies of mastering the content of instructions in the system of raising qualification.
Keywords: multi-ethnic communities; mass media (media); ethnical information, mass consciousness, mobilization of ethnicity; interethnic relations; civil and ethnic identity; ethnic minorities; migratory communities; tolerance
References
1. Havre, D. Social communicative technologies: essence, structure, function. Optimum communications. M., 2010. [Havre D. (2010) The Social- communicative technologies: essence, structure, function. Optimum communications].
2. Grebennikova, V.M. Attributy socialnoi communikatsii v sovremennoi pedagogike. Krasnodar, Sosnovets, Republic of Poland, 2008. [Grebennikova, V.M. (2008). Attributes of social communication in contemporary pedagogy. Krasnodar, Sosnovets, republic of Poland].
3. Grebennikova V.M. Obrazovatelno-kommunikativnoye deistvie: vzaimoobogashchenie traditsionnykh I komput-erno-setevykh vozmozhnostei. Krasnodar, 2010. [ Grebennikova, V.M. (2010). The Educational- communicative action: the mutual enrichment of the traditional and computer-net possibilities. Krasnodar].
4. Pocheptsov, G.G. Kommunicativnye tekhnologii dvadtsatogo veka. / M., 2001. 352 s. [Pocheptsov, G.G. (2001). Communicative technologies of the twentieth century. Moscow].
5. Kholod, O.M. Kommunikatsiyni tekhnologii: pidruchnik. Kiiv, 2013. 212 s. [Kholod, O.M. (2013). Communication technologies: educational aid. Kiev].