УДК 008:373
Гребенникова Вероника Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета педагогики, психологии и коммуникативистики, заведующая кафедрой педагогики и психологии Кубанского государственного университета [email protected]
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
В статье рассмотрены теоретико-методологические основы реализации культурологического подхода к развитию коммуникативных компетенций руководителя школы в системе повышения квалификации; раскрыты дидактические механизмы, принципы, условия развития в процессе курсовой подготовки коммуникативной культуры административно-педагогических кадров.
Ключевые слова: культурологический подход, коммуникативные компетенции, педагогические кадры.
Grebennikova Veronika Mikhailovna
PhD in Pedagogy, Associate Professor, Dean of the Faculty of Pedagogy, Psychology and Communicativistics, Head of the Department of Pedagogy and Psychology of Kuban State University vmgrebenni kova@mai l. ru
CULTUROLOGICAL APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE HEADS OF SECONDARY SCHOOLS IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT SYSTEM
The article describes the theoretical and methodological foundations implementing culturological approach to the development of communicative competence of the head of school in the professional development system. It analyzes didactic mechanisms, principles, conditions of development in the course of preparation of the communicative culture of the administrative and teaching staff.
Key words: culturological approach, communicative competence, teaching staff.
Современная педагогическая наука связывает развитие системы непрерывного профессионального образования специалистов педагогического профиля с культурологической парадигмой, ориентированной на становление и развитие «человека культуры» (М.М. Бахтин) [1, с. 13].
Методологическая позиция исследования процесса развития коммуникативных компетенций административно-педагогических кадров в системе повышения квалификации базируется на личностно-деятельностном подходе, при котором культура выступает специфическим способом человеческой жизнедеятельности, что нашло отражение в трудах К.А. Абульхановой-Славской [2], А.И. Арнольдова [3], М.М. Бахтина [4], М.К. Мамардашвили и других ученых. В рамках этого подхода культура существует и развивается как важнейший способ функционирования общества, как основная форма осуществления специфической человеческой деятельности включения людей в их взаимодействие с внешним миром и реализации ими своих потребностей, интересов, целей. Следует заметить, что методологически культурологический и личностно-деятельностный подходы к развитию коммуникативных компетенций педагогов сопряжены и интегрированы с аксиологическим (А.Г. Здравомыслов, С.Л. Франк, Н.З. Чавчавадзе и др.) и социологическим (Л.Н. Коган, П.А. Сорокин и др.) подходами к пониманию сущности культуры. Кроме этого культурологический подход сопряжен с реализацией в системе повышения квалификации педагогических кадров компе-тентностной парадигмы. Необходимость формирования и развития у современных специалистов педагогического профиля совокупности профессиональных компетенций связана с переходом отечественной системы непрерывного профессионального образования к так называемой компетент-ностной модели специалиста (В.И. Байденко, В.А. Болотов, И.А. Зимняя и др.).
Для специалиста, работающего в системе «человек - человек», коммуникативная культура является неотъемлемой составляющей профессиональной и личностной культуры. Современному обществу необходимы педагогические кадры, владеющие культурой общения, приемами и методами публичных выступлений, способные логично и правильно передать свои мысли, выстраивать диалогическое взаимодействие на гуманистической и толерантной основе.
В условиях современного рынка труда к уровню коммуникативной культуры руководителей общеобразовательных учреждений предъявляются высокие требования. В педагогической деятельности директора школы его речь является категорией объективно профессионально важной и значимой. Согласно требованиям педагогической деонтологии, руководитель общеобразовательного учреждения, взаимодействуя с представителями различных возрастных, социальных, этнических, профессиональных групп, должен способствовать формированию качественно новых гуманистических взаимоотношений, диалогического стиля общения в системах «администратор - подчиненные», «взрослый - ребенок».
Разработка и реализации современного содержательно-технологического базиса процесса повышения квалификации руководителей образовательных учреждений должна быть ориентирована на развитие менеджерского и административно-организационного мышления, профессиональной культуры, коммуникативных компетенций, а также на развитие культуры межэтнического общения.
В последние десятилетия в педагогике активно исследуется коммуникативный компонент профессиональной деятельности руководителей образовательных учреждений. Достаточно полно изучены личностные качества специалиста, обеспечивающие компетентность в профессиональном общении и сформированность коммуникативных умений (И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, В.Л. Сластенин и др.).
Между тем на сегодняшний день ведущей идеей инновационных моделей повышения квалификации педагогических кадров является переход от репродуктивно-технократической парадигмы к личностно-культурологической. Личностно-культурологический и индивидуальноориентированные подходы становятся приоритетными при организации образовательного процесса в институтах повышения квалификации, диктуют условия перехода от массово-репродуктивных к индивидуально-творческим технологиям освоения содержания обучения в системе повышения квалификации педагогов. Главной целью современного постдипломного дополнительного образования педагогических кадров является не узкопрофессиональная подготовка, а содействие и создание условий для целостного развития культуры личности педагога, менеджера образования, управленца как высококвалифицированного профессионала и творческой индивидуальности.
На основе проведенного анализа различных подходов к трактовке понятий «коммуникативная культура специалиста» (И.А. Зимняя [5], А.К. Маркова [6] и др.), «коммуникативная культура специалиста социально-педагогического профиля» (Л.В. Мардахаев [7], Н.И. Никитина [8] и др.), обобщения собственных научных изысканий было принято следующее определение: коммуникативная культура руководителя общеобразовательной школы представляет собой интегративнофункциональное личностное образование, отражающее комплекс освоенных вариативных коммуникативных моделей ситуационного нормативно-ролевого поведения специалиста, определяющее эффективность личностно-делового взаимодействия с партнерами по общению с учетом социокультурной специфики, традиций и этноинтеллектуальных особенностей реципиентов. В связи с этим были проанализированы квалификационные требования и профессиограммы директоров, завучей школ; проанализирована специфика реализации профессионально-коммуникативных норм взаимодействия с различными категориями партнеров и субъектов в естественных условиях труда специалистов-практиков педагогического и административно-управленческого профиля.
На основе анализа полученных данных выявлены компетенции, характеризующие проявления коммуникативной культуры руководителя общеобразовательной школы:
- интерактивная компетенция (адекватное восприятие, понимание, воспроизведение и формулирование информации в ходе осуществления профессиональной деятельности; доступность и четкость собственного профессионально-информационного сообщения, направленность высказываний на целевого реципиента и др.);
- ассертивная компетенция (навыки профессиональной перцепции в личностно-деловой коммуникации; умения аргументировано излагать свою позицию с учетом контекста ситуации личностноделовой коммуникации; умения предупреждать конфликты и вести переговоры по достижению компромисса; желания и умения работать в команде и др.);
- деонтологическая компетенция (умение определять в профессиональной практике зоны культурно-ценностных противоречий и возможных конфликтов в сфере межэтнического общения, способность к их конструктивному разрешению; соблюдение конфиденциальности и др.);
- этнокультурная компетенция (способности и умения реализовывать профессиональнокоммуникативную специфику при непосредственной межличностной интеракции с представителями различных этнических групп; способность к открытости восприятия и принятия особенностей и специфики других культур; умения выстраивать личностно-деловые связи с учетом этнокультурных традиций, норм и других специфических особенностей партнеров по общению);
- социально-статусная компетенция (умения выстраивать профессиональное общение с представителями различных социальных групп, применяя системный этико-аксиологический подход к анализу сущности и содержания, формам и методам делового и личностного общения);
- этноконфессиональная компетенция (понимание особенностей религиозных воззрений представителей различных национальностей, специфики поведения, обусловленной религиозными нормами; способность к взаимодействию с представителями различных вероисповеданий и религий; умение выстраивать личностно-деловое общение с учетом религиозных и конфессио-
нальных особенностей партнеров по общению).
В целом же коммуникативная культура руководителя школы отражает освоенный специалистом комплекс профессионально-речевых знаний, умений и навыков, повседневно проявляемый высокий уровень личностно-делового общения. Основой данной культуры является способность понимать чужие и порождать собственные программы речевого поведения, адекватного коммуникативной ситуации, а также совокупность умений выбирать лингвистические формы и способы самовыражения, сообразные конкретному коммуникативному акту, умений свободно, мотивированно и целенаправленно оперировать информацией в рамках профессионально и индивидуально значимой тематики личностно-делового контакта.
В процессе реализации содержательно-технологического базиса курсов повышения квалификации профессионально-коммуникативной направленности для руководителей школ развиваются следующие подструктуры коммуникативной культуры руководителя общеобразовательной школы:
- профессионально-деонтологическая подструктура (принятие норм деонтологии педагогической профессии как в широком, так и в узком специализированно-профессиональном понимании; осознание значимости профессиональных гуманистических идеалов и ценностей в сфере педагогических личностно-деловых коммуникаций и межэтнического, поликультурного сотрудничества; понимание ответственности за свое профессиональное поведение; осознание своей высокой миссии носителя родной культуры, речевой культуры представителя учительской интеллигенции, принятие ценностей толерантности как базовой составляющей педагогического общения и коммуникативной культуры руководящего работника и др.);
- перцептивно-коммуникативная подструктура (умение слушать, демонстрировать понимание смысла высказываний реципиента; способность адекватно воспринимать и понимать мотивацию поступков людей, оценивать эмоциональное состояние партнера по общению; учитывать половозрастные различия коммуникативных качеств личности, этнокультурные, индивидуальноличностные, социально-статусные, профессиональные, конфессиональные, гендерные и др. особенности партнера по общению);
- интерактивно-практическая подструктура (применение практических профессиональноприкладных коммуникативных умений и навыков в сфере личностно-деловых коммуникаций, готовность и способность педагогического работника адаптироваться к динамично изменяющимся условиям трудовой деятельности в контексте модернизации отечественной системы образования, умение налаживать с реципиентами «обратную связь» в ситуации личностно-деловой коммуникации; умения управлять своим эмоциональным состоянием, умения саморегулировать свои поведенческие и речевые реакции в сложных ситуациях личностно-деловых коммуникаций и др.);
- профессионально-акмеологическая подструктура (адекватная самооценка своих личных сильных и слабых сторон в сфере профессионально-коммуникативной культуры, особенностей своего профессионального поведения, осознание необходимости работы над своими недостатками и их устранением, стремление к реализации программ личностно-профессионального саморазвития, в том числе, и в сфере коммуникативной культуры; овладение системой знаний о путях совершенствования профессионально-коммуникативной культуры, построение на этой основе индивидуальных планов и программ саморазвития данной культуры и др.).
Резюмируя сказанное, отметим, что коммуникативная культура руководителя школы как сложное социолингвистическое личностное образование и системная характеристика личности специалиста, включает в себя следующие подсистемы:
а) культуру речевого действия (грамотность построения фраз, простота и ясность изложения мыслей, образная выразительность и четкая аргументация, адекватный ситуации общения тон, динамика звучания голоса, темп, интонация, хорошая дикция и др.);
б) культуру проявления эмоций (адекватность, целесообразность, тактичность выражения эмоционально-оценочных суждений в общении, проявление эмпатийности, и др.);
в) культуру жестов и пластики движений (адекватное использование невербальных средств коммуникации; самоуправление психофизическим напряжением и расслаблением, деятельную само-активность восприятия коммуникативных действий партнера по общению и др.);
г) интеллектуальную культуру (гибкость, креативность мышления, в результате чего общение предстает как вид социального творчества и социально-педагогического сотворчества).
Комплекс условий, обеспечивающих эффективность процесса реализации культурологического подхода к развитию коммуникативных компетенций руководителя школы в системе повышения квалификации, включает в себя следующие составляющие:
- обеспечение высокого уровня речевой культуры преподавательского коллектива системы
повышения квалификации;
- направленность коммуникативно-лингвистического образования в системе повышения квалификации на развитие личности взрослого обучающегося как индивидуальности и профессионала, способного к проявлениям высокого уровня коммуникативной культуры;
- адекватность содержания, организационных форм и методов совершенствования и развития коммуникативной культуры руководителя школы реальным требованиям административной и педагогической деятельности в сфере личностно-деловых контактов;
- активизация самообразовательной деятельности слушателей курсов в сфере саморазвития, самосовершенствования коммуникативной культуры.
Основными принципами процесса реализации культурологического подхода к развитию коммуникативных компетенций руководителя школы в системе повышения квалификации являются:
- принцип индивидуализации обучения (создание благоприятных условий для раскрытия и развития личностного и профессионально-коммуникативного потенциала слушателя курсовой подготовки);
- принцип ситуативности (отбор ситуаций профессиональной деятельности педагогов, в которых необходимо проявление различных профессионально-коммуникативных компетенций специалиста и организация учебного процесса на основе их анализа);
- принцип полифункциональности (обеспечение сформированности у слушателей курсовой подготовки совокупности необходимых профессионально-прикладных и регионально-обусловленных коммуникативных компетенций в соответствии с квалификационными требованиями и спецификой поли-функциональной деятельности руководителя школы);
- принцип системности и интегративности (осуществление постоянного возрастания профессионализации коммуникативной подготовки в условиях взаимосвязи дисциплин профессионального, языкового и общекультурного циклов учебного плана курсов повышения квалификации);
- принцип конгруэнтности (соответствие содержательно-технологического и научнометодического обеспечения коммуникативной подготовки руководителей школ в системе повышения квалификации сути их профессиональной компетентности);
- принцип полиэтничности образовательного поля учреждения повышения квалификации, приводящего к усвоению норм конструктивного толерантного поведения с представителями различных этнокультур;
- принцип единства и преемственности нормативно-правовой, психолого-педагогической, деонтологической, социологической, специально-управленческой и др. подготовки руководителей школ в системе повышения квалификации;
- принцип интерактивности и диалогичности обучения, обеспечивающий достижения взаимного уважения взрослых обучающихся и преподавателей курсов повышения квалификации.
В целом же, образовательный процесс учреждения системы повышения квалификации педагогических кадров со всеми его разнообразными реалиями, если он гуманистически выстроен, становится новым контекстом профессионально-личностного и культурологического развития специалиста, дающим ему множество возможностей для самосовершенствования как современного конкурентоспособного профессионала и высококультурной личности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
2. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М., 1981.
3. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993.
4. Бахтин М.М. Указ. соч.
5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
7. Никитина Н.И., Мардахаев Л.В. Диверсификация непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы в университетском комплексе // Педагогическое образование и наука. 2008. № 8.
8. Никитина Н.И., Толстикова С.Н. Развитие профессионально-коммуникативной толерантности специалистов социально-педагогического профиля в системе непрерывного образования // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2011. № 7.