Volume 3 | TSTU Conference 1 | 2022 Prospects for Training International
^^pecialists^n^heFieldoimeSmePmem
СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СОВРМЕННОМ МИРЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Леонид Владимирович Блонский
Доцент кафедры «Философия, социология и история» Российской открытой академии транспорта Российского университета транспорта (МИИТ) (Российская Федерация, г. Москва) leonidas78@inbox.ru
Появление новых коммуникационных и образовательных технологий, особенно после предоставления образовательным учреждениям доступа к Интернету в начале 1990-х годов, актуализировало создание онлайн-программ в университетах. Доступность образования резко повысила интерес к методам и формам дистанционного обучения. Очевидно, что меняющиеся условия жизни требуют сегодня изменений в принципах и методах обучения. Развитие информационных технологий и расширение технических возможностей, появление новых разработок и их тесное вхождение в нашу повседневную жизнь обязывает преподавателей и разработчиков образовательных программ учитывать эти тенденции в своей работе, в том числе и для повышения интереса студентов к процессу обучения.
Дистанционное обучение с его опорой на новые информационные и педагогические технологии становится сегодня особенно актуальным, так как может наиболее гибко и адекватно реагировать на потребности общества. В конце ХХ века руководитель сектора дистанционного образования ЮНЕСКО Луис Роселло, оценивая перспективы развития дистанционного образования в мировом пространстве, обозначил основные задачи в сфере развития дистанционного образования в новом тысячелетии. К ним он отнёс:
- осуществление перехода от ограниченной концепции физического перемещения студентов из страны в страну к концепции мобильных идей, знаний и обучения с целью распределения знаний посредством обмена образовательными ресурсами между странами;
- появление возможности для каждого человека в любом месте изучить программы любого колледжа или университета[6].
April 21-22
237
Volume 3 | TSTU Conference 1 | 2022 Prospects for Training International
^^pecialists^n^heFieldoimeSmePmem
Таким образом, дистанционное обучение призвано обеспечить право каждого человека на равный доступ к информации и образованию.
В России правовыми основаниями для внедрения дистанционного обучения стали законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также приказ Министерства образования РФ от 18.12.2002 г. № 4452 «Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации» [3: 22].
По некоторым данным, в 2017 году в России количество пользователей всемирной сети Интернет составило 76,4% от всего населения страны, в США -87,9%, в Японии - 94%[4: 76]. Масштабное погружение населения в мировое информационное пространство и конкуренция между информационными ресурсами (университеты, ГГ-корпорации, поисковые системы и т.д.) с каждым годом внедряют все новые технологии передачи данных к пользователям.
С точки зрения современного состояния и перспектив развития процесса информатизации образования можно выделить два основных направления: инструментально-технологическое, связанное с использованием новых возможностей средств информатики и информационных технологий для повышения эффективности системы образования; и содержательное, связанное с формированием нового содержания самого образовательного процесса[2].
Стремительность современного мира требует применение наиболее быстрых и дешёвых способов процессов генерации и передачи знаний. Дистанционное обучение является одним из возможных инструментов, позволяющим решать эту острую проблему современности. Развитие мирового рынка дистанционного обучения продолжается весьма активно, чему способствует, с одной стороны, повышение спроса на образовательные услуги, а с другой - развитие информационных технологий и рост числа пользователей Интернета.
Наибольшее количество сегодняшних потребителей дистанционного обучения сконцентрировано в США и Канаде, а среди европейских стран -Великобритании, за которой следуют Германия, Италия и Франция. В США дистанционное обучение предлагают более 200 университетов и тысячи колледжей, а количество онлайновых курсов увеличивается примерно на 30 - 40 %
April 21-22
238
Volume 3 | TSTU Conference 1 | 2022 Prospects for Training International ^^peciaUstsjnJh£FedofTrampor^
ежегодно. В Великобритании разнообразные дистанционные программы предлагают свыше 50 университетов [3: 14].
Как отмечалось в одном из пресс-релизов РОЦИТ (Регионального общественного центра интернет технологий), в России в настоящее время возможность получения образования дистанционным путем предоставляют около 40 % вузов[3: 25]. Ведущие российские вузы и крупные учебные центры (Академия «АйТи», РЕДЦЕНТР и др.) предлагают все большее число курсов по самым разным предметным областям, идет активный процесс локализации зарубежного контента от ведущих поставщиков, разрабатываются российские дистанционные курсы.
При этом основным фактором, сдерживающим темпы развития рынка дистанционного обучения, по-прежнему остается «недостаток хорошего русскоязычного электронного контента, потребность в котором у крупных компаний очень высока». Помимо этого серьезными препятствиями для регионов являются недостаточно развитая инфраструктура и культурные барьеры.
Современные студенты являются информационным поколением, т.е. наличие электронных образовательных программ, учебников, заданий не выходит за рамки привычной жизни. Информационное обеспечение в ряде случаев помогает учащимся получать знания, умения, а также продвигаться по карьерной лестнице. В связи с быстрым, стремительным развитием технологий в таких же темпах должны развиваться и информационные образовательные технологии, в частности, дистанционное или онлайн-образование. Дистанционное образование является альтернативой, позволяющей решить проблемы современности - быстрое информационное развитие [5: 202].
Становление и развитие в стране информационного общества неизменно приводит к увеличению потока информации, которую необходимо студентам не только принять и понять, но и обработать и применить в будущей профессиональной деятельности. В связи с этим происходят существенные изменения в организации образования студентов вуза, причем акцент смещается на увеличение доли самостоятельной деятельности. Этот вопрос приобретает актуальность в связи с утверждением в российской системе образования «трехступенчатой» основной образовательной программы. Система «бакалавриат - специалитет - магистратура» предусматривает, с одной стороны, сокращение аудиторного времени, а с другой - увеличение теоретической
April 21-22
239
Volume 3 | TSTU Conference 1 | 2022 Prospects for Training International ^^peciaUstsjnJh£FedofTrampor^
составляющей содержания государственного образовательного стандарта, что требует серьезной самостоятельной деятельности студентов[1: 587].
Итак, в современном мире дистанционное обучение становится частью образовательного пространства многих вузов. Системы дистанционного образования ежегодно предлагают новые методы коммуникации участников образовательного процесса. Анализируя историю становления дистанционного образования можно отметить, что его будущее развитие тесно связано с повышением уровня взаимодействия участников учебного процесса, внедрением новых форм визуализации информации, переходом к мобильности и изучением проблем при проектировании электронного образования.
REFERENCES
1. Вишневская Г.В. К вопросу об интеграции заочной и дистанционной формы обучения в вузе // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. Общественные науки. 2011. № 24. С. 585 -588.
2. Колин К. Информатизация образования: новые приоритеты // Точка доступа: Российский портал информатизации образования // http://portalsga.ru.
3. Сергеев А.Г. Введение в электронное обучение: монография. Владимир, 2012. С. 22.
4. Синельников Т.Е., Сумина Г.Н. Прошлое, настоящее и будущее дистанционного образования // Амурский научный вестник. 2018. № 1. С. 7579.
5. ПетьковаЮ.Р. История развития дистанционного образования. Положительные и отрицательные стороны МООС. // Успехи современного естествознания: Педагогические науки. 2015. № 3. 199-204.
6. ЮНЕСКО и информационное общество для всех. Концептуальный документ. Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры. - 1996. - май.
April 21-22
240