Научная статья на тему 'Социальные индикаторы преобразований в системах управления'

Социальные индикаторы преобразований в системах управления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
247
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ / СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ключникова Татьяна Николаевна

В статье представлены результаты социологического исследования по теме «Социальная рационализация деятельности органов государственного и муниципального управления». Целью исследования было определение социальной составляющей в процессах модернизации и обоснование основных направлений совершенствования деятельности органов государственного и муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные индикаторы преобразований в системах управления»

УДК 316.354:352/354

КЛЮЧНИКОВА Т.Н. Социальные индикаторы

преобразований в системах управления

В статье представлены результаты социологического исследования по теме «Социальная рационализация деятельности органов государственного и муниципального управления». Целью исследования было определение социальной составляющей в процессах модернизации и обоснование основных направлений совершенствования деятельности органов государственного и муниципального управления.

Ключевые слова: инновационное поведение, социальные регуляторы, социально-технологический подход, социальный потенциал.

Социальными технологиями принято называть совокупность методов преобразований социальной сферы. В.И. Патрушев1 выделяет основные методологические принципы социальных технологий.

Первый принцип - учета специфики составляющих социального процесса. Он позволяет смоделировать специфическую характеристику управляемого объекта (административной единицы, территории), отражающую экономические, политические, демографические, экологические ресурсы. В настоящем исследовании были выделены следующие составляющие:

Комплексный принцип

Экономические аспекты Политические ресурсы

Правовые регуляторы Общественный потенциал

Рис 1. Составляющие специфики состояния объекта Второй основополагающий принцип социальных технологий - синергетический. Сложные самоорганизующиеся системы способны к отклоняющимся эффектам. Деятельность органов государственного и муниципального управления связана со слож-ноорганизованными социальными агрегатами и субъектами2. Системный анализ состояния социальных индикаторов обес-

печивает гомеостаз управляемых систем и развитие социальных индикативных целей3.

Третьим методологическим принципом является целостность. Применение системного метода в исследовании позволяет формулировать общие и специфические характеристики процесса социальной рационализации деятельности на различных уровнях управления - глобальном, федеральном, региональном и муниципальном4.

Принцип разнообразия - четвертый принцип использования социальных технологий. Уникальность отдельного объекта управления с его демографическими особенностями, экономической инфраструктурой, геоклиматическими характеристиками делает невозможным применение универсальных методов. Адаптация к условиям, приоритетам и потребностям обеспечит эффективность использования отдельных методов5.

Приоритет гуманизма - один из важных принципов социальных технологий. Социальная направленность деятельности органов муниципального управления, социальные индикативные цели развития субъектов, социальная ответственность специалистов, экоантропоцентризм в стратегическом целеполагании как показатели процесса социальной рационализации отражают гуманизацию социального управления6.

Стратификационно-классовый принцип позволяет уточнить адресата социально-технологического охвата. Этот принцип позволяет определить детерминанты и индикаторы социального потенциала и обеспе-

чить его ресурсами в соответствии с реальными нуждами или предложениями. В обеспечении условий для развития социального потенциала важно обеспечение спектра социальных технологий в соответствии с характеристиками социальной стратификации и социальной структуры7.

Принцип деления на макро-, микро- и подструктуры - институты, общности и организации. Методы могут быть приложи-мы к отдельным социальным системам8.

Деятельностный подход позволяет рассматривать технологии как организованную деятельность по преобразованию социальных процессов. Выявляются характерные тенденции дисфункций - отставание систем кадрового развития, отсутствие каналов коммуникаций, низкий уровень социального участия, недостаточное использование информационно-аналитического сопровождения, отсутствие систем поддержки и стимулирования инновационного служебного поведения.

В проведенном автором исследовании (Ключникова, 2009) была предпринята попытка выявить иррациональные факторы модернизационного курса государственного и муниципального управления. Выделенные индикаторы - социальная направленность, социальный потенциал гражданского общества и инновационный потенциал субъектов управления - являются важными регуляторами преобразований.

Процесс социальной рационализации обеспечивается методами консолидации усилий социальных агентов в контексте стратегических целей устойчивого безопасного развития9.

Видится важным стимулирование субъектности гражданского корпуса. Социальными технологиями развития процессов социального участия могут стать механизмы формирования гражданской ответственности таких субъектов, как бизнес, финансовый сектор и общественные объединения.

Исследование, проведенное автором, позволило выделить следующий ряд регуляторов инновационного потенциала в деятельности органов государственного и муниципального управления: инновационное поведение специалистов сферы государственного и муниципального управления, информационно-аналитическое

сопровождение принятия управленческих решений, методы стимулирования инноваций, социальная направленность деятельности, механизмы взаимодействия уровней управления.

Полученные результаты исследования позволяют выделить несколько наиболее характерных тенденций деятельности органов государственного и муниципального управления по реализации целей реформирования и инновационного развития:

1. Сформированность когнитивной составляющей социальной направленности специалистов сферы государственного муниципального управления. Так, приоритетами в определении стратегических целей являются социальные интересы. Это свидетельствует об антропоцентрической динамике в системе управления.

2. Значимо выражены экологическая ответственность и осознание важности развития научных отраслей, что отражает прогрессивную детерминацию деятельности органов управления.

3. Низкой оказалась оценка социального потенциала гражданского корпуса специалистами. Ситуация требует формирования системы методов, способствующих включению гражданского корпуса в деятельность местного самоуправления.

4. Была выделена дистанция от три-партийной модели - консолидации бизнеса, общественности и органов управления. Эксперты продемонстрировали недооценку социального потенциала бизнеса и финансовых агентов в преобразующих практиках управления. Это отражает сохраняющуюся архаичную модель вертикального управления, закрытость для инновационных преобразований.

5. Недостаточность гражданского участия, по мнениям экспертов, связана с позицией пассивного принятия государственных услуг и отставанием правового сопровождения форм взаимодействия.

6. Наряду с этим факторами, блокирующими консолидацию общественных сил, являются неработающие каналы коммуникации.

7. Факторный анализ эмпирических данных позволил выделить связь инновационного потенциала (высокую оценку демократического курса, готовность к инновационному поведению, понимание роли

бизнеса и финансовой сферы в модернизации) с социальной ответственностью.

В условиях реформирования деятельности органов государственного и муниципального управления видится важной рационализация процессов модернизаци-онного курса посредством социально-технологического сопровождения. Это может способствовать развитию инновационного и социального потенциалов.

Социально-технологическое сопровождение может состоять из трех модулей: нормативного, организационного и деятельностного.

1. Нормативное обеспечение включает формирование регуляторов труда, способствующих социальной направленности и инновационной культуре. Модуль может состоять из методов правового, ценностного (этического), просветительского сопровождения. Задачей модуля является разработка содержания и методов с учетом специфики и локальных запросов: в рамках организационной культуры, критериев эффективности, систем стимулирования и мотивации.

2. Организационное обеспечение может быть направлено на преодоление выделенных в исследовании дисфункций управления: во взаимодействии уровней регионального и местного самоуправления, кооптации с частным сектором экономики в практиках местного самоуправления, в выработке механизмов включения общественного корпуса в совместную деятельность.

3. Деятельностное социально-технологическое сопровождение позволит преодолеть выявленный разрыв в когнитивной и поведенческой сферах. Задача модуля - формирование и развитие практик инновационного поведения.

Полученные результаты исследования позволили обосновать необходимость социально-технологического сопровождения в части обеспечения:

1. Антропоцентрической динамики в системе управления, которая проявляется в социальной направленности индикативных целей. Важное условие для уточнения и удержания социальных индикаторов - в процессе управления территориями важно владеть полнотой информации о состоянии социального потенциала. Реализации этой задачи могут способствовать методы:

- социального маркетинга как банка запросов и инициатив общественного корпуса. Метод может быть обогащен просветительской функцией, отражающей лучший отечественный и зарубежный опыт участия в местном самоуправлении. Целью является анализ индикаторов социальной активности общественного корпуса;

- социальной логистики. Метод позволяет иметь объективное представление о состоянии социальных направлений деятельности (образование, здравоохранение, услуги, культура) и показателях (демографических, рынка труда, социального капитала). Полученные результаты настоящего исследования показали размытость в оценках специалистов. Видится важной доработка универсальных критериев оценоки показателей.

2. Использования научных достижений в управленческом процессе:

- формирование системы управления знаниями. Метод представляет технологию формирования корпоративной сети обмена и производства знаний;

- методы развития информационно-аналитической культуры как инструментальной составляющей управленческого труда;

- обеспечение 1Т-платформы для повышения качества аналитического сопровождения процессов управления.

3. Развития социального потенциала гражданского корпуса. Повышение субъек-тности всех участников процесса возможно через привлечение информационных каналов для социального участия. В целях преобразования существующих практик видится важной реализация следующих направлений деятельности в обеспечении социального участия как фактора инсти-туциализации гражданского общества:

- развитие независимых консалтинговых центров;

- формирование нормативно-правового сопровождения процессов взаимодействия общественного корпуса с органами муниципального управления;

- внедрение электронного формата коммуникаций граждан и органов муниципального управления;

- использование трибуны встреч с гражданами как социальной технологии формирования механизмов диалога и социального участия.

4. Консолидации бизнеса, общественности и органов управления:

дальнейшее развитие нормативно-правовой базы механизмов участия общественного корпуса в местном самоуправлении в части разработки гарантий, преференций и других регуляторов социальной активности частного сектора;

- развитие просветительской составляющей через СМИ о новых путях и возможностях хозяйствования и управления территориями;

- определение миссии бизнеса и банковского сектора в развитии промышленной и социальной сферы;

- метод социального предпринимательства. Широта применения метода отражает уровень социальной ответственности частного сектора в структуре общественных отношений. Важно обобщение и воспроизводство традиционного отечественного и зарубежного опыта меценатской и благотворительной деятельности бизнеса.

5. Преодоления отставания правового сопровождения форм взаимодействия. В настоящее время не все методы реализации социального потенциала используются в практиках местного самоуправления. Отсутствуют финансовые механизмы, не определены границы вмешательства в управление территориями общественного корпуса. Это воспроизводит вертикальный стиль взаимодействия с муниципальными органами управления. Дальнейшее развитие нормативных базы деятельности местного самоуправления по реализации социального потенциала может способствовать развитию института меньшинства, лоббирования, формирования инициатив, социальных проектов, общественных слушаний с использованием информационных технологий.

6. Повышения продуктивности каналов коммуникации. Исследование показало, что необходимо развитие таких каналов коммуникации, как площадки прямого взаимодействия с Общественной палатой, общественными и политическими организациями, информационные технологии формирования и анализа банка правотворческих инициатив. Видится важным повышение профессионального уровня специалистов по развитию компетенций эффективного социального взаимодействия. Сегодня в мировой практике ши-

роко применяется новый метод - GPR-тех-нологии. Его принципиальным отличием от метода Отношений с общественностью (PR) является двусторонний диалоговый формат в режиме открытости. В настоящее время применяемый метод «электронного правительства» является лишь первой ступенью, базовой основой диалога. Однако он имеет лишь входящий канал, предполагающий формирование запроса и получения услуги или внесение писем и обращений. «Улицей с двухсторонним движением» называют специалисты GPR (Govement-public Relating). Новой является горизонтализация отношений, что соответствует задачам реформирования.

7. Наращивания инновационного потенциала. В настоящее время в России всего 5% производимой в стране продукции основано на инновациях. Для реализации инновационного сценария развития России необходимо запустить социальные технологии «как способ воспроизводства и реализации социальных ресурсов общества, так называемые нематериальные активы»10. Нематериальными активами является интеллектуальная собственность, она и позволяет использовать максимально природные, материальные и финансовые ресурсы. Необходимо найти такие стратегические векторы развития кадровой политики, которые позволили бы «распечатать основное ресурсное ядро».

В целях обеспечения процесса социальной рационализации деятельности органов государственного и муниципального управления видится возможным применение совокупности следующих методов:

Управление знаниями - метод, обеспечивающий принцип непрерывного профессионального развития специалистов сферы управления, их информационно-аналитических навыков и средств принятия решений. Важна генерализация критериев результативности профессионального развития и саморазвития как метода управления карьерой государственных и муниципальных служащих.

Управление инновациями - метод программно-целевого обеспечения инновационного потенциала на всех фазах его развития: институтах образования, информационной поддержки, формирования показателей инновационного уровня деятельности, стимулирования инновационной деятельности в отраслях.

Социальная логистика - метод всестороннего анализа социальных потоков: человеческих ресурсов (демографических и трудовых характеристик субъекта), экологических показателей, показателей экономической инфраструктуры, инвестиционной политики, инновационного потенциала, человеческого капитала, уровня доверия и социального самочувствия.

Социальные инновации - метод, предполагающий программно-целевое решение специальных условий или задач в отдельных субъектах. Мультипликативный эффект метода спобствует изысканию возможностей для неотложных локальных запросов. Формирование банка данных о видах и формах социальных инноваций может значимо обогатить опыт местного самоуправления. К ним могут быть отнесены правовые регуляторы, экспертные нормы, показатели инновационной эффективности, формы общественного участия в решении социальных вопросов.

Социальное предпринимательство - метод активного включения предпринимательского корпуса как субъекта местного самоуправления управления. Это позволит формировать социальную ответственность бизнес-сообщества и подготовит условия для повышения социального участия других групп. Метод, формирующий развитие экономической и финансовой культуры, стимулирующий активность и солидарность в программно-целевой деятельности органов управления - бизнеса и общественного корпуса. Исследования подтверждают сохраняющийся разрыв в отношениях с бизнесом и финансовыми институтами и низкую финансовую грамотность общественности, что способствует стагнации модернизационного курса и воспроизводит социальную аномию.

Государственно-общественные отношения - метод, предполагающий двусторонний формат взаимодействия в соответствии с задачами построения диалога. В настоящее время в отечественных практиках управления институт связей с общественностью проходит этап становления. Его целевые функции в большинстве своем предполагают формирование положительного имиджа власти и формирование запросов от граждан. Эти функции урезают возможности общественного корпуса, закрепляя патерналистские ус-

тановки. Государственно-общественные отношения - метод, обеспечивающий субъект-субъектное сотрудничество и развитие гражданского самосознания.

Стремительное движение научно-технического прогресса еще острее высветило проблему экокультуры и принципа сохранения этнического и исторического разнообразия систем в рамках устойчивого безопасного развития. Важной остается проблема аутентичности в условиях глобализации.

Развитие научного знания, распространение знания в социуме (повышение образовательного статуса большей части населения), научно-технический прогресс и модернизация политических курсов не привели к автоматическому прогрессу социальной активности граждан. Это свидетельствует о необходимости стимулирования и повышения роли социальных технологий как методологический базы социального прогресса.

Кадровый менеджмент. Одной из принятых во многих развитых странах форм развития парламентаризма является пошаговое повышение квот научного сообщества и преуспевающих в различных отраслях деятелей. Институт народного представительства, хотя и отражает тенденцию демократизации, имеет значимое число нерешенных задач, к числу которых можно отнести неготовность к институциональной миграции реализовавших свой потенциал специалистов. Так, не всегда ученый, или ведущий специалист АПК, или бизнесмен готов перейти в политическую нишу деятельности. Другой трудностью является отсутствие опыта и знаний, необходимых для правотворческой деятельности. В ряде стран такая практика перехода заслуженных, маститых специалистов подкрепляется пожизненной формой парламентского представительства. Возможно, это снимет проблему издержек адаптации и отсутствия опыта управления такими сложными системами, как административный субъект.

Управление знаниями. 1) Важным конструктом в управлении знаниями является создание адекватных сетей информационного обмена, поскольку именно информация, полная и своевременная, является ресурсом инновационной деятельности.

2) В рамках проведенного исследования были также выделены индикаторы информационной недостаточности. Основным

источником коммуникативных обменов органов управления и общественного корпуса являются обращения граждан и публикации в СМИ. Недостаточно использование метода «электронного правительства».

3) Существующие критерии эффективности деятельности органов государственного и муниципального управления содержат достаточное число показателей, объективно отражающих качество жизни населения, динамику отраслей здравоохранения, образования, ЖКХ, уровень доверия населения, социальное самочувствие и мн. других.

4) Использование многокритериальных информационных баз не стало повседневной практикой управления. Видится возможным максимальное использование информационного ресурса, что будет соответствовать поставленной задаче усиления открытости и прозрачности деятельности органов управления. Расширение каналов взаимодействия через электронный ресурс может стимулировать молодежь к большей политической и социальной мобильности, т.к. именно она является активным пользователем глобальных информационных каналов.

5) Социальному партнерству в развитии кадрового потенциала сферы государственного и муниципального управления будет способствовать усиление роли профсоюзов как действенного актива. Реалистичность программ социальной поддержки в условиях растущей безработицы значимо повысит уровень социального оптимизма.

6) Стимулирование инновационного поведения как одна из эффективных форм обогащения трудовой мотивации - важная организационная задача. Проведенное исследование показало, что на уровне профессионального менталитета значимость социального капитала и инновационной культуры как ценности осознается респондентами. Однако как инструментальная ценность она узко представлена в повседневных практиках. Коррекция этого рассогласования профессиональных ценностей может быть реализована через систему непрерывного управления знаниями в профессиональных средах. Показательной оказалась зависимость инноваций от методов стимулирования. Видится возможным использование социальных технологий стимулирования непрерывного профессионального развития не

только через систему дополнительного образования, но и диверсификацию форм самоподготовки и дистанционного обучения.

Полученные результаты позволяют оценить уровень готовности к преобразованиям лишь как необходимый, но не достаточный. В условиях растущей динамики и неопределенности управляемой среды важной является ориентация на опережение. Это возможно при системном инвестировании в нематериальные активы и удержании этой составляющей как важного ресурса и критерия социального развития.

1 Патрушев В.И. Социальные технологии воплощения в жизнь стратегии инновационного сценария развития России // Социология государственного и муниципального управления. Альманах, Выпуск 1. Орел: Изд-во ОРАГС, 2008. С. 39-43.

2 Криничанский К.В. Российский город в условиях социально-экономической трансформации // Социологические исследования. 2008. № 10 (294). С. 68-73.

3 Костерова Р. Я., Берченко Н.Г. Оценки уровня рационального использования экономического потенциала региона. [Электронный ресурс] // Регион: экономика и социология. 2005. № 1. иРиЬ|Пр://гедюп.80сюпеМ-и/Ри8/2005-1.htm (дата обращения: 23.08.2007).

4 Кардамонов О.А. Социологическая рациональность отсутствия в исследовании современного мира // Социологические исследования. 2008. № 3. С. 3-12.

5 Бажин И., Мальцев В. Методология эффективной социальной инновационной деятельности в субъекте Российской Федерации// Государственная служба. 2008. № 2. С. 45-54.

6 Бойков В.Э. Социальная структура общества. Некоторые подходы социологического анализа // Социология власти. Т 4. М., 2003. С. 5-14.

7 Данакин Н.С.Социальные технологии как фактор рационализации государственного и муниципального управления// Альманах первых социологических чтений. Орел: Изд-во ОРАГС, 2009. С. 26-28.

8 Турчинов А. Проблемы теории и методологии государственного управления и государственной службы // Государственная служба. 2008. № 5. С. 28-36.

9 Михеев В. А. Государственное управление инновациями и гражданское общество: реалии и стратегия развития // Власть. 2007. № 12. С. 4-12.

10 Патрушев В.И. Социальные технологии воплощения в жизнь стратегии инновационного сценария развития России // Социология государственного и муниципального управления. Альманах. Выпуск 1. Орел: Изд-во ОРАГС, 2008. С. 39-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.