Научная статья на тему 'Социальное участие как институциональная основа преобразования местного самоуправления'

Социальное участие как институциональная основа преобразования местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
158
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ УЧАСТИЕ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОТКРЫТОСТЬ / ДОВЕРИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ключникова Татьяна Николаевна

Характерными противоречиями в преобразовании местного самоуправления в настоящее время являются расхождения между заявленным демократическим курсом и низкой социальной активностью. В статье представлены результаты социологического исследования, которые позволили выделить несколько тенденций, отражающих специфику механизмов включения общественного корпуса в практики муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное участие как институциональная основа преобразования местного самоуправления»

УДК 316.621:323.2:352

КЛЮЧНИКОВА Т.Н. Социальное участие как

институциональная основа преобразования местного самоуправления

Характерными противоречиями в преобразовании местного самоуправления в настоящее время являются расхождения между заявленным демократическим курсом и низкой социальной активностью. В статье представлены результаты социологического исследования, которые позволили выделить несколько тенденций, отражающих специфику механизмов включения общественного корпуса в практики муниципального управления.

Ключевые слова: социальное участие, местное самоуправление, открытость, доверие, социальная направленность.

Правовые регуляторы постепенно включают дремлющую общественную активность, высвечивая направления необходимых доработок, экономической основы взаимодействия органов муниципального управления с общественными территориальными объединениями. Известные отечественные социологи И.А. Халий, Е.М. Акимкин, Е.Н. Заборова, А.А. Мерзляков в своих работах указывают на парти-сипативную тенденцию в сфере муниципального управления и специфику российского опыта становления гражданских форм. Общественные объединения, способные артикулировать предложения, формировать идеи для правовых инициатив, обеспечивать экспертизу проектов, еще только создаются и накапливают опыт1. Еще недостаточно практик легального лоббирования общественных интересов на основе паритета с органами местного самоуправления. Сам институт лоббирования только формируется. А.Д. Керимов отмечает, что в отечественном управлении «лоббирование» воспринимается прежде всего как косвенный инструмент воздействия. Чаще это понятие ассоциируется с негативным содержанием, в тот момент как в мировой практике это укрепившаяся практика презентации ини-

циатив. Лобби являются легальными независимыми агентами, компетентными проводниками предложений групп интере-сов2. Трудно ассимилируется новый механизм хозяйствования в сфере ЖКХ. Однако опыт - это единственная возможность развития, совершенствования любой идеальной модели социального управления. Недостаточный социальный потенциал демократических сил объясним с позиций теории социальных полей П. Бур-дье. Эффективность полей определяется способностью оказывать воздействие на системы, в частном случае - способностью общественных групп и объединений быть партнерами,субъектами, бытьуслышанными и иметь возможность регулировать - отклонять или привлекать аргументы к принятию управленческих решений3.

Проведенное автором исследование (анкетный опрос государственных и муниципальных служащих № 375, июль 2009 г.) позволило выделить несколько тенденций, отражающих специфику механизмов включения общественного корпуса в практики муниципального управления. Одной из задач исследования было выделить проблемные аспекты реализации преобразований в местном самоуправлении. Характерными противоречиями по резуль-

татам исследований отечественных социологических центров в настоящее время являются расхождения между заявленным демократическим курсом и невключенностью социального потенциала, под которым принято понимать эффективность воздействия общественного корпуса на управленческую систему. Другой выраженной чертой взаимодействия органов управления с гражданским ресурсом является стабильно высокий уровень доверия институтам федерального центра, региональным органам власти и низкий рейтинг муниципальных лидеров. Последний феномен легко объясним и связан чаще всего с привязкой оценок деятельности местных органов населением к эффективности экономической инфраструктуры в городах и поселениях.

В проведенном исследовании предполагалось проверить общероссийские тенденции и выделить факторы рационализации социального потенциала. Гипотетически структура факторов включала готовность органов управления к взаимодействию с гражданским корпусом и механизмы реализации социальной активности в управлении территориями. Результаты эмпирических данных позволили подтвердить общие тенденции низкой социальной активности в практиках участия в работе органов местного самоуправления, а также выделить ряд специфических механизмов. Так, тотальное большинство респондентов (70%) демонстрируют твердую уверенность, что открытость власти - это важная просветительная функция, стимулирующая экономическое сознание общественности. Наряду с этим каждый четвертый (25,6%) выражает опасения, что открытость может спровоцировать проте-стное поведение населения. Возможно, это связано с низкой субъектностью общественного корпуса, неготовностью осознать свою роль в практиках местного управления. С момента принятия Федерального закона № 131 от 2003 г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» прошло не так много времени, чтобы жители восприняли свое участие в управлении как собственную необходимость. В большинстве

случаев инициатива участия в реформировании ЖКХ делегируется жильцам с высокой социальной активностью и ресурсом свободного времени. Общественно полезные инициативы чаще реализуют женщины среднего возраста с высшим образованием и мужчины без высшего образования. В малых городах и моногородах эта категория россиян имеет опыт трудовой миграции в мегаполисы. Это является серьезным фактором низкого социального участия в общественных механизмах содействия реформам местного самоуправления.

Таким образом, объективные условия спящего гражданского ресурса коренятся в традициях отечественного опыта делегирования полномочий управления органам власти и пассивного участия населения, не выходящего за рамки обще-ственнополезного труда по благоустройству территорий во время субботников. Отсутствие опыта воздействия на органы местного управления общественными силами дополняется фактором оттока наиболее заряженных социальной активностью категорий граждан из-за дефицита рабочих мест в малых городах. Это явление размывает процесс идентичности с местом постоянного проживания.

К условиям, необходимым для обеспечения демократических преобразований социальной энергией гражданских инициатив, можно отнести правовые регуляторы механизмов социального участия, обеспеченность 1Т-платформы для открытого диалогового формата взаимодействия, наличие механизмов стимулирования социального предпринимательства, методов консолидации общественного корпуса и бизнеса. Полученные в исследовании результаты оценки условий участия позволили выделить специфику процесса кооптации энергии субъектов (таблица 1). Из таблицы видно, что население по-прежнему формирует свои инициативы в виде просьб о решении вопросов, т.е. сохраняется позиция принятия услуг, на месте которой предполагается партнерское участие в решении проблем ЖКХ, развитие экспертных функций и мн. других. Из представленных ответов рес-

пондентов также видна роль СМИ как надежного партнера органов управления и важного инструмента формирования гражданского самосознания. В оценках экспертов слабо выражена надежда на объективность в восприятии результатов их деятельности населением.

Таблица 1 Оценка условий участия

управление сегодня в первую очередь социально ориентированно. Это значимый сдвиг в сближении дистанции государства и общества. Ведь многообразие задач управления и уровень ответственности, особенно в муниципальных образованиях, задыхающихся в объятиях дефицитных бюджетов, делают подход прагматичным. Эти самые нужды и потребности ветхого и аварийного фондов на фоне спада производств и угасания малого бизнеса тем не менее позволяют удерживать в приоритете социальные ориентиры. Можно говорить о произошедшей гуманизации менталитета профессионалов, несмотря на финансовый кризис (таблица 2).

Таблица 2 Социальная ориентированность

Вопрос анкеты: Существует ли, на Ваш взгляд, возможность объективной оценки населением деятельности органов муниципального управления?

да, информированность через СМИ 31,9%

этому способствует

нет, не вся информация о деятельности 25,0%

органов власти может быть открыта

нет, население видит только узкие 42,8%

житейские нужды

другое 0,3%

Исследования социальных проблем российского города Е.Н. Заборовой, И.А. Газиевой показывают: именно эта проблема объективности оценок деятельности является точкой бифуркации и пусковым механизмом социальной разобщенности. Так, выделены тенденции расхождений суждений жителей городов и специалистов органов муниципального управления в оценках состояния отраслей. Любопытно, что в некоторых случаях оценки населения оказались более позитивными, чем у профессионалов (Е.Н. Заборова). Рассогласование мнений о ресурсах и состоянии инфраструктуры у специалистов и руководителей (И.А. Газиева) позволяет предположить, что это связано не столько с необходимостью табуировать показатели в целях экономической безопасности, сколько обнажает проблему полноты и адекватности информационно-аналитических ресурсов.

Проведенное автором исследование позволило подтвердить эти тенденции и выделить эту переменную как фактор, детерминирующий процесс социального участия.

Характерным когнитивным компонентом можно обозначить высокий уровень социальной ответственности специалистов органов государственного и муниципального управления. Большинство респондентов убеждены, что рациональное

Вопрос анкеты: На Ваш взгляд, в условиях

дефицита средств наиболее логично их

перераспределение в пользу: (ориентации на

социальные программы)

очень важно 65,6%

в меньшей мере 33,9%

другое 0,5%

Как видно из данных, представленных в таблице(была возможность выбрать несколько приоритетных направлений), высока ориентация респондентов на социальную направленность. Это свидетельствует о новом качестве восприятия функций управления. Социальная сфера чаще всего занимала прежде периферийные места и организовывалась по остаточному принципу.

Важным аспектом рационализации деятельности органов муниципального управления является способность к социальному взаимодействию, предполагающая увеличение субъектности общественных сил. Федеральный закон от 2003 г. № 131 заложил концептуальную основу формам взаимодействия общественности и муниципальных органов местного самоуправления. В законе представлен значительный перечень форм и методов реализации демократических принципов, заложенных Конституцией Российской Федерации. Есть субъекты, где такие социальные практики получили распространение. Однако в большинстве регионов харак-

терными остаются тенденции невысокой включенности общественных сил, готовых к активному взаимодействию с органами управления по вопросам благоустройства и развития административных единиц. Проведенное исследование подтвердило отставание гражданского потенциала. Большинство респондентов сошлись во мнении, что важным аспектом в демократическом преобразовании является повышение активности населения (рисунок 1). Эту ситуацию объясняет культурно-исторический контекст отношений государства и общества.

Рисунок 1. Детерминанты социального участия

Как видно из рисунка 1, факторами, блокирующими реализацию реформ местного самоуправления являются низкая активность населения и отсутствие форм гражданского участия, что свидетельствует о необходимости обобщения лучших практик социального участия в отечественном и зарубежном опыте.

Наименее реализуемыми оказались, по оценкам специалистов органов муниципального управления, такие формы, как общественные движения и электронные ресурсы. Это показывает, что сохраняются традиционные методы взаимодействия общественности с представителями ор-

ганов власти. В условиях гражданского общества представитель муниципалитета, специалист, реализующий программы благоустройства и развития, в идеальной модели открыт для взаимодействия с населением. Общественность делегирует своих представителей для лоббирования своих предложений и идей формирования экспертных групп, участия в слушаниях и встречах, для обсуждения перспектив градостроительства или развития инфраструктуры территорий. Такое слияние энергий еще не произошло в повседневных практиках муниципального управления (рисунок 2).

Рисунок 2. Социальный потенциал общественного корпуса

Подтвердились также расхождения в приоритетных целях управления. Среди наиболее важных отраслей оказались наука и экология. Это вполне соответствует индикативным задачам, определенным государственной политикой инновационного и технологического прорыва. Однако при сопоставлении «требующих в первую очередь усилий» или «возможности оставить на достигнутом уровне» (в ряду - промышленность, сельское хозяйство, банковская сфера, бизнес) обойденными вниманием оказались бизнес и банковская сфера. Это объясняется сохранением стереотипов восприятия предпринимателей и банкиров, сформировавшихся в 90-е годы, в период мгновенного расслоения по уровню доходов россиян. Индекс децильности при допустимом 6-кратном пороге социальной напряженности сегодня сохраняется на 17-кратном, а в отдельных случаях - и более. Из этого следует, что в со-

знании практиков-управленцев сохраняется недооценка социальной миссии бизнеса в реализации реформ местного самоуправления. Такие практики, как социальное предпринимательство, в России пока только начинают формироваться. Важным направлением является разработка методов стимулирования социальных инициатив и их законодательное регулирование. Общественная реакция на социальное предпринимательство более чем осторожная. А ведь история России славна немалым числом не только имен, но и династий благотворителей и меценатов.

Заслуживает внимания мнение экспертов о реалистичности согласования интересов общественных групп и задач органов муниципального управления. Подавляющее большинство опрошенных респондентов сходятся в том, что прийти к консенсусу при формировании бюдже-

тов нереально. Очевидно, что согласование разнополярных потребностей под силу только высококомпетентным экспертам. Последствия неправильных решений могут повлечь серьезные экономические и социальные издержки. Однако методология социального участия при оценке альтернатив и обосновании проектов может пробудить социальный интерес и повысить активы доверия к органам муниципального управления. Большинство респондентов указали, что обсуждение местных бюджетов будет способствовать экономической грамотности населения. А ведь именно она и является базой чувства хозяина своей территории или субъекта.

Разобщенность населения, бегство в ниши повседневности, фетишизм ценностей общества потребления и исчерпанный ресурс интереса к партийным движениям в последние годы - это та социальная реальность, в состязании с которой любые законодательные регуляторы будут работать вхолостую. Наиболее тревожная тенденция из имеющихся - это социальная аномия молодежи. Этот капитал можно и нужно вернуть через институты социализации и профессионализации. Формирование и сохранение ценностных основ мировоззрения гражданина-созидателя своей Родины позволят реанимировать утраченную идентичность.

Специфической тенденцией является кадровая проблема для реформирования деятельности органов муниципального управления. Проведенное исследование позволило выделить этот фактор как наиболее выраженный в ряду других (рисунок 3).

Вопрос анкеты: После внедрения ФЗ РФ - № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» что изменилось:

120-

о

Рисунок 3. Факторы социального участия

Как видно из рисунка 3, среди произошедших изменений респонденты отражают появление большей самостоятельности в деятельности органов муниципального управления. Однако дефицит кадров и устаревший стиль управления диктуют необходимость дальнейшего реформирования по этим направлениям. На местах это не всегда реалистично, привлечь квалифицированные кадры трудно, кроме того, их необходимо системно оснащать новыми знаниями и подходами к решению задач инновационного развития. Для этого важно развивать системы управления знаниями, в которых заложены механизмы стимулирования непрерывного образования и самообразования не только в рамках рабочей среды, но и в свободное время. В мировом опыте применяются такие регуляторы профессионального развития, как оплата Интернет-ресурсов, телевизионных, мобильных и телефонных услуг, компенсация стоимости литературы для самоподготовки и т.д.

В настоящее время развитие механизмов стимулирования качества управленческого труда заложено в ряд программ реформирования деятельности органов государственного и муниципального управления. К числу таких программных документов относится Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 606 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Документ содержит значительное число увязанных показателей регионального развития, среди которых - уровень жизни, сфера здравоохранения, уровень доходов, уровеньудовлетворения населения качеством предоставляемых услуг и другие. В субъектах формируются условия для «электронного документооборота» и предоставления электронных услуг населению. Так, В.В. Огнева знакомит с результатами исследования удовлетворенности граждан услугами населению. По оценкам жителей, высокие оценки получили услуги учреждений культуры, ЗАГС, службы занятости, образования, низкий рейтинг отмечен в отраслях ЖКХ и медицинских учреждениях4.

Опрос (Ключникова, 2009) показал, что специалисты считают уровень доверия населения релевантным показателем эффективности деятельности (таблица 3).

Таблица 3 Оценка показателей эффективности деятельности

Вопрос анкеты: Сегодня активно разрабатываются показатели эффективности деятельности органов ГМУ Будут ли, по Вашему мнению, их отражать:

показатели качества жизни населения 65,6

рост экономических показателей 35,2

индекс доверия граждан 47,7

выполнение регламентов работы 21,1

Как видно из таблицы 3, первое ранговое место в ряду показателей эффективности деятельности, по оценкам специалистов, заняли показатели качества жизни населения, второе - индекс доверия граждан, третье - рост экономических показателей и четвертое - выполнение регламентов работы. Такая тенденция свидетельствует также о значительных изменениях в восприятии приоритетов, еще свежи в памяти ориентиры на валовые показатели результатов деятельности. Они и сегодня сохраняют свою актуальность как стратегические индикаторы, однако ориентация специалистов на показатели качества жизни и индекс доверия - важный индикатор перехода на социальные цели как основные регуляторы управленческого труда.

Таким образом, исследование позволило выделить ряд тенденций, отражающих специфику механизмов включения общественного потенциала в реформы местного самоуправления. В целях преобразования существующих практик видится важной реализация следующих направлений деятельности в обеспечении социального участия как фактора инсти-туциализации гражданского общества:

- обеспечение 1Т-платформы для повышения качества аналитического сопровождения процессов управления;

- формирование нормативно-правового сопровождения процессов взаимодействия общественного корпуса с органами муниципального управления;

среднерусский вестник общественных наук

55

- внедрение электронного формата коммуникаций граждан и органов муниципального управления;

- развитие просветительной составляющей через СМИ о новых путях и возможностях хозяйствования и управления территориями;

- определение миссии бизнеса и банковского сектора в развитии промышленной и социальной сферы;

- использование трибуны встреч с гражданами как социальной технологии формирования механизмов диалога и социального участия.

1 Акимкин Е.М. Категориальный аппарат исследования проблем социального участия на муниципальном уровне. Социология управления: стратегия, процедуры и результаты исследований / Редколлегия: А.В. Тихонов (отв. ред.) и др. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. 607 с. Газиева И.А. Социологический анализ эффективности реформирования системы местного самоуправления // Федерализм. № 4. 2008. С. 85-95. Докторович А.Б. Социальный потенциал: социальные взаимодействия и отношения // Вестник МУ. Сер. 18 Социология и политология. № 4. 2008. С. 3546. Заборова Е.Н. Город на грани веков. Екате-

ринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2007. 272 с. Мерзляков А.А. Диагностическое исследование проблемы социального участия. Социология управления: стратегия, процедуры и результаты исследований / Редколлегия: А.В. Тихонов (отв. ред.) и др. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация». 2010. 607 с. Халий И.А. Институты гражданского общества в современной России. К методологии изучения // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. ред. М.К. Горшков. Вып. 6. М.: Институт социологии РАН, 2007. С. 265-280. [Электронный ресурс] URL: http://www.isras.ru/files/FMe/ ezhegodnik/2007/ Instituti%20gragdanskogo%20obschestva.pdf/ /(дата обращения: 4.01.2010)

2 Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. М.: Норма, 2008. 144 с.

3 Докторович А.Б. Социальный потенциал: социальные взаимодействия и отношения // Вестник МУ. Сер. 18. Социология и политология. 2008. № 4. С. 35-46.

4 Огнева В.В. Доступность и качество государственных услуг в регионе: состояние и пути повышения эффективности. Результаты социологического опроса, проведенного Региональным отделением Российской политологической ассоциации в марте-апреле 2009 года, [Электронный ресурс] URL:http://www.oryol.ru/ material.php?id=17198 (дата обращения 23 февраля 2010 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.